Классный час: мой город в годы великой отечественной войны. ( Беседа в сопровождении презентации power point ) Титульный слайд, №1. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие (слайд №1) Задачи: Расширить знания детей... 1 125.24kb.
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать... 1 79.5kb.
Классный час в 7-б классе Главная высота России Мамаев курган 1 131.27kb.
Программа для создания презентации Power Point. Вид медиапродукта... 1 367.66kb.
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) 1 123.97kb.
Внеклассное мероприятие в 10 классе Учитель физики Павленко Нейля... 1 91.82kb.
«Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над... 1 41.59kb.
День памяти. Классный Галайко Г. П. Литературно – музыкальная композиция 1 85.96kb.
«Генетика групп крови» 1 110.3kb.
Классный час для учащихся 9 б класса «Сестры милосердия» 1 109.55kb.
Исследовательская работа «Село Биктимирово в годы Великой Отечественной... 1 391.98kb.
Андреев Леонид Николаевич 1 67.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Классный час: мой город в годы великой отечественной войны. ( Беседа в сопровождении - страница №1/1

КЛАССНЫЙ ЧАС:

МОЙ ГОРОД В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

( БЕСЕДА В СОПРОВОЖДЕНИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWER POINT )

Титульный слайд, №1.

Учитель: Совсем скоро наша страна, да и люди многих стран мира будут отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже знаете очень много об этом событии, об этом периоде жизни в истории нашей страны. Сегодня мы поговорим о том, как жил в годы Великой Отечественной наш город.

Слайды №№2-5. Владимировка накануне войны. Стихотворение:

Ученик: Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

( звук взрыва и стрельбы )

Слайд №6:Митинг.Речь В.М.Молотова.

Ведущий: Уже 22 июня в селах были проведены митинги и собрания. На митинг во

Владимировке на площади Павших Борцов собралось более тысячи

человек.

Слайд №7. Мобилизация. Звучит песня «Вставай, страна огромная!»

Ведущий: 23 июня с утра началась мобилизация. Заявления с просьбой отправить

на фронт подавали не только мужчины, но и женщины. На второй день

войны из Владимировки отправилась первая группа добровольцев –

партийные, советские, комсомольские работники.



Слайды №№8,9. Колхозники в тылу.

Ведущий: На долю оставшихся в тылу выпали нелегкие испытания. На полях района

в 1941 г. был выращен богатый урожай. Убирать урожай пришлось

женщинам и школьникам. Люди работали сутками. И так на протяжении

всей войны. «Лихая година не ожесточила людей, а сплотила их. –

вспоминала Евдокия Семеновна Донская. – Никто не жаловался на

личные невзгоды и трудности. Недоедали, недосыпали, плохо

одевались, но в первую очередь старались помочь фронту. В своем

хозяйстве работали по ночам.



Слайд №10. Карта железной дороги Астрахань – Саратов.

Ведущий: Одной из важнейших задач военного периода была организация

бесперебойных перевозок военно-стратегических и хозяйственных

грузов. С началом Великой Отечественной войны Астраханская область

приобрела важное политическое и стратегическое значение, т.к.

являлась воротами на Кавказ и Среднюю Азию. С осени 1941 г., когда в

результате наступления немцев выбыли из строя главные

железнодорожные магистрали важнейшую роль стали играть Волжский

путь и железные дороги Астрахань – Сталинград, Астрахань – Саратов,

Астрахань – Гудермес. В июле и августе 1942 г. вражеская авиация

наносила бомбовые удары по ж\д линии Астрахань – В.Баскунчак – Урбах,

а в сентябре и октябре число бомбардировок увеличилось в сотни раз. За

период с июля по декабрь 1942 г. на этой линии погибло 1393 и ранено

1800 железнодорожников. Особенно яростным налетам подвергалась

станция В.Баскунчак. После первых же бомбежек станционный поселок

сгорел, люди ушли за несколько километров в степь. Железнодорожники

отрыли себе землянки. После налетов восстановительные команды

немедленно приступали к спасению грузов и скорейшему

восстановлению движения. За успешную организацию скоростного

продвижения поездов к фронту начальник ст. В.Баскунчак Г.Г.Латунов был

удостоен звания Героя Социалистического Труда.



Слайд №11. Памятник на станции Кочевая.

Ведущий: 28 августа 1942 года на станции стояли составы с

бойцами и техникой, шедшие к Сталинградскому фронту.

Налетевшие немецкие самолеты стали пикировать, бомбы

сыпались как град. Горела станция, домики, составы,

люди. Так станция Кочевая стала братской могилой.

Люди выпрыгивали из вагонов и их бегущими

расстреливали:

Политрук Аничкин А.М., рядовой Волчков П.М., рядовой

Гончаров П.И., инженер-майор Журавлев К.М., капитан

Заикин В.М., мл. сержант Захаров Е.А., рядовой Зинин

М.С., воен.врач Катунский П.А., рядовые: Копылов

Я.Д.. Мансуков С.С., Манаенков С.С., Меликджанян

О.М., Наволочкин И.К., политрук Наделеев И.И.,

ст.сержант Новиков Г.Н., рядовые: Пилягин А.Г.,

Сидоров И.И., Якутов М., Яшин И.Ф., старшина

Шахнейстер С.С.



Слайд №№12. Строительство железной дороги.

Ведущий:В сентябре 1941 г. началось строительство железнодорожной ветки

Владимировка – Паромная. Строительство этой дороги имело

первостепенное значение в тех условиях. Первый секретарь

Сталинградского обкома партии А.С.Чуянов записал в своем дневнике в

1941 г.: «13 сентября. В соответствии с решением правительства

начинается строительство новой железной дороги Сталинград –

Владимировка общим протяжением 180 км. Предстоит огромная работа,

но мы должны любой ценой обеспечить выход за Волгу, на

железнодорожную линию Астрахань – Саратов. Надо изыскать 25 – 30

тысяч рабочих и закончить работу в течение осени и зимы».

Нашему району предстояло отстроить 60 км дороги. Из сел

Владимировка, Покровка, Пологое Займище, Солянка, пос.Капустин Яр,

хутора Стасов ежедневно на стройку выходило около 8 тысяч рабочих.

Из них 70% - женщины и школьники. Врачи и медсестры круглосуточно

дежурили по всей линии стройки. Люди трудились по 10 – 12 часов в

сутки. Работы в основном были земляные. Приходилось работать в

любую погоду, в дождь и холод, стоя по колено в грязи на

пронизывающем ветру. В зимнюю стужу ломами и лопатами долбили

мерзлую землю. Машин было очень мало. Землю возили в телегах и

тачках. Движение на линии Владимировка – Паромная открылось зимой

1941 – 1942 г.г. в рекордно короткий срок.. Пошли по ней груженые

эшелоны. Они доставляли боеприпасы, оружие, военную технику и

продовольствие защитникам Сталинграда.

Слайд №13. Железнодорожная станция в Ахтубе.

Ведущий: С постройкой железной дороги Владимировка приобрела важное

стратегическое значение. Главной задачей железнодорожников Ахтубы

было обеспечить наибольшую пропускную способность железной

дороги. С 29-го июля 1942-го года станция Ахтуба подвергалась

ожесточенным бомбардировкам. Бомбили не только железную дорогу,

но и прилегающие к ней населенные пункты.

Командующий Сталинградским фронтом А.М.Еременко писал: « Я очень

высоко оцениваю труд железнодорожников. Железная дорога была для

защитников Сталинграда воистину дорогой жизни».

Слайд №14. Бронепоезда времён Великой Отечественной.

Ведущий: С августа по декабрь 1942-го года вражеская авиация совершила 786

налётов на железнодорожные узлы Верхний Баскунчак – Ахтуба. Ахту-

бинские путейцы переживали до 7 налётов в день, каждый из которых

длился 10 минут.

Для охраны моста через реку Ахтуба 18 сентября 1942-го года на стан-

цию Ахтуба прибыл бронепоезд 72. В течение месяца его бойцы выпол-

няли поставленную перед ними задачу зенитным огнём отвлекать вра-

жеские бомбардировщики. 18 октября 1942-го г. Бронепоезд понёс

большие потери людей и техники от налёта вражеской авиации на пере-

гоне от станции Ахтуба к станции Верхний Баскунчак.



Слайд №15. Памятник бойцам бронепоезда 72.

Ведущий: Погибшие были похоронены в братской могиле на станции Ахтуба.

Слайд №16. Зенитчики времён Великой Отечественной.

Ведущий: Поскольку наш район подвергался жестоким бомбёжкам, в наших

населённых пунктах находились зенитные подразделения, немало бой-

цов которых погибли, защищая дома, предприятия Владимировского

района, наш мост, пристань, железную дорогу.



Слайд №17. Памятник у автодорожного моста через реку Ахтуба.

Ведущий: Так, у моста со стороны Петропавловки находится памятник зенитчикам,

охранявшим железнодорожный мост, ведущий от станции к пристани.

Под этим обелиском захоронено более 20 человек. Не все имена уда-

лось установить.



Слайд №18. Имена захороненных под обелиском.

Слайды №№19,20. Памятник зенитчикам в Комсомольском парке.

Ведущий: В Комсомольском парке находится обелиск, где захоронены зенитчики,

охранявшие консервный завод. Здесь же покоятся и красноармейцы, по-

гибшие в годы гражданской войны.

Слайды №21,22. Речники Великой Отечественной.

Ведущий: Тяжелейшие испытания выпали на долю речников. С началом Великой

Отечественной войны Волга превратилась в важнейшую коммуникацию

по перевозке войск, вооружения, эвакуации мирных жителей, предпри-

ятий. В годы войны речники понесли большие потери, погибло 224 суд-

на. Нижневолжское пароходство имело во Владимировке свою базу. В

связи с уходом на фронт многих работников флота было налажено обу

чение судовым специальностям молодежи и женщин. Труд транспортни

ков был нелегким: приходилось вести суда под обстрелами фашистской

артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. Напротив

Дома Культуры речников на воде стоит памятник погибшим речникам.

Здесь проходил единственный путь по Волге, по которому перевозили

войска и грузы. В жаркое лето 1942-го года Волга заменяла более 10 же

лезнодорожных линий. Чтобы парализовать перевозки грузов по Волго –

Каспийскому пути немцы развернули активные действия по минирова

нию реки. Только в апреле – мае 1943 года фашистами было сброшено в

Волгу более 400 мин и свыше 100 мин оставалось из числа поставленных

в 1942 году. Последним подорвался на мине недалеко от Владимировки

уже в сентябре 1943 года теплоход «Карл Либкнехт». Погибло около 400

человек. Всего за период Сталинградского сражения было потоплено

свыше 300 различных судов с грузами и людьми.

В историю Великой Отечественной войны вошли многие подвиги героев –

речников. В дни героической обороны Сталинграда небольшой паровой

баркас «Кочегар Гетман» часто появлялся в самых опасных местах, в

сложной боевой обстановке выполняя различные приказы командования.

Команда баркаса имела на своем счету не один боевой подвиг. За само

отверженную работу капитан этого баркаса Маслиев Ефрем Васильевич

был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталин

града. И после окончания войны баркас «Кочегар Гетман» еще долго бо-

роздил воды затона Владимировской пристани.

Слайд №23. Памятник речникам на воде.

Слайды №№24,25. Памятник речникам в Джелге.

Ведущий: Ещё один памятник речникам находится на краю сельского кладбища

В Джелге. Вот его история.

Активное участие в речных перевозках осенью 1942-го г. принимал эки-

паж парохода «Орджоникидзе». Сколько героических рейсов он совер-

шил под огнём вражеской авиации, неизвестно. Вот что вспоминает о ги-

бели членов экипажа судна бывший директор судоремонтного завода

Б.А.Мишагин: «Капитан Загрядцев и комиссар Зайцев были в лодке,

когда появилась группа самолётов, летевших бомбить Владимировку

и Верхний Баскунчак. Два из них отделились и пошли на речную пере-

праву. Одна бомба упала на берег, куда только что сошли капитан с

комиссаром. Загрядцев был ранен в живот, тяжёлое ранение получил

и Зайцев. Второй бомбой был убит масленщик Матерушин. Раненых

на минном тральщике отправили в местную больницу, где они вскоре

скончались.»

Похоронили речников в Джелге. Почему? Неизвестно. Возможно, по-

дальше от места постоянных бомбёжек.



Слайд №26. Здание бывшей школы №2. Фото Марины Чечневой.

Ведущий: В первый военный год в СШ №2 был расквартирован Центральный аэро

клуб им. Чкалова, а затем – госпиталь. Занятия со школьниками прово

дились в это время в бывшем правлении колхоза «Заря», а позднее по

квартирам учителей. Школьники организовывали тимуровские команды

для оказания помощи семьям фронтовиков, собирали теплые вещи на

фронт, готовили подарки для воинов.

Жители района активно участвовали в создании фонда обороны. Колхоз

ники собрали из своих сбережений на строительство боевого самолета

«Колхозник» 270 тысяч рублей. Рабочие соляной промышленности орга

низовали сбор средств на постройку самолета «Солянник». Рабочие арте

ли «Большевик» отчислили прибыль за 1942 г. на постройку танковой ко-

лонны «Промкооператор».

С начала войны во Владимировку стали прибывать эвакуированные. Всем

находилось здесь место.

Консервный завод стал работать для нужд фронта. Изготавливали суше

ный картофель, тушенку, кашу в брикетах, рыбные консервы. Первое

время люди прятались от бомбежек в подвалы и траншеи, потом привык

ли, почти не обращая внимания на тревожный гул сирены.



Слайды №№27,28. Памятник лётчику Габаеву.

Ведущий: Небо Владимировки охраняли и лётчики-истребители. Один из них был

сбит над нашим районом и захоронен под обелиском в общей могиле,

где покоятся бойцы гражданской войны, Великой Отечественной и по-

слевоенного времени.



Слайды №№29-31. Мемориал на площади Победы.

Ведущий: На фронтах Великой Отечественной войны защищали свободу и неза -

висимость нашей Родины 18245 ахтубинцев. За мужество и героизм пять

тысяч из них были награждены орденами и медалями. С полей сражений

не вернулось 12,5 тысяч наших земляков. На стелах мемориала на площа -

ди Победы высечены имена 9331-го владимировца. Остальные имена

ещё уточняются. Мемориал начали воздвигать в 1987-м г.



Слайд №32. Памятник землякам от колхоза «Путь к коммунизму».

Ведущий: А ранее, в 1967-м, здесь был установлен памятник землякам-владимиро-

вцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.



Слайд №33. Ахтубинцы – Герои Советского Союза, участники Великой Отечествен-

ной войны.



Слайд №34. Ахтубинцы – полные кавалеры Ордена Славы.

Слайды №№35-38. Памятник Вале Заикиной, её фото, фото её дома.

Ведущий: В годы войны в Астрахани была организована спецшкола, в которой

прошли обучение 450 человек. В 1942 г., к началу наступления войск Ста

линградского фронта, из этой школы в тыл врага было отправлено 12 от

рядов (220 партизан). Легендами овеяны подвиги группы «Максим», со

четавшей разведывательную работу с активными боевыми действиями.

Двадцать лет никто не знал о героическом подвиге скромной девушки из

Владимировки – Вали Заикиной. И вот в журнале «Новый мир» №8 за

1963 год был напечатан очерк Овидия Горчакова «Группа Максим», затем

появилась его повесть «Максим» не выходит на связь». Вот тогда – то и

узнали владимировцы о подвиге своей землячки. Валя родилась 3 декаб

ря 1923 г. в крестьянской семье. Окончила школу №2. Весной 1942 г. она с

подругами завербовалась в Астрахань на рыбный промысел. Попала в Ас

траханскую спецшколу, а затем в составе партизанской группы «Максим»

действовала в Ростовской области. Группе было дано задание не пропус

кать по железной дороге эшелоны, рвавшиеся к Сталинграду. В ночь со 2

на 3 декабря 1942 г. недалеко от станции Орловская Ростовской области

эшелон, в котором находился полк дивизии СС Викинг, был внезапно ата

кован партизанами. Поезд стал. Завязался бой, но силы были неравны.

Партизаны были схвачены и зверски казнены. Группа «Максим» в составе

15 человек до конца выполнила свой долг. Ценой своей жизни они за

держали эшелон не на час, не на два, а на целые сутки. На месте гибели

партизан возведен обелиск.



Ученик: Отрывок из поэмы Нинель Мордовиной о Вале Заикиной.

Слайд №39. Модель памятника «Мы победили. От Баскунчака до Берлина».

Ведущий: 8-го мая в 18 часов на площади Ленина в нашем городе будет открыт

ещё один памятник участникам Великой Отечественной.

Из воспоминаний участника войны, жителя посёлка Капустин Яр Гонча-

рова Ивана Васильевича: «28-ая Резервная армия была укомплектована воен- ной техникой почти полностью. Но машин для её перевозки не хватало. И тогда было решено организовать тягло из верблюдов. В армию было поставлено 350 этих сильных животных. Перед нами была поставлена задача – не допустить немцев, захватить дорогу Элиста– Астрахань. Калмыцкая степь – ровная, как стол, местность. Укрыться абсолютно негде. Но самое страшное – отсутствие воды. Очень редко попадаются колодцы – худуки. Вода в них солоноватая, да и той мало. Хорошо хоть вместо лошадей верблюдов дали. Им такие условия привычны. Воды требовали редко, да и траву сами себе находили. Их пришлось научить ходить в упряжке, возить полевые кухни, а главное – тянуть пушки и боеприпасы. Верблюды были в каждом подразделении. Такие огромные, гордые, важные. С виду ленивые, неторопливые, идут медленно, но попробуй его догнать – и не надейся! Мы всех «Яшками» звали. Но одну пару верблюдов звали Мишка и Машка. При них ездовым состоял старый дед. Так он их до Берлина довёл!

Наш 902-й стрелковый полк занял оборону в районе Правого и Левого острова. Задача – форсировать Маныч, а затем наступать на Сальск. На дворе январь, температура – 35 градусов. Лёд тонкий, пройти по нему невозможно, только вплавь. Было решено отправить отряд добровольцев, чтобы они закрепились на том берегу, дать возможность наладить переправу. А местность вокруг - ровная-ровная. Видно всё как на ладони. Мы – то сами в землю чуть ли не зубами вгрызлись, а вот верблюды были отличной мишенью. Много их тогда погибло. Да и воды они боялись, не могли вплавь перебираться. У нас в полку их только трое осталось – Яшка и Мишка с Машкой.»

Слайд №40. Фото верблюдов, участвующих в Сталинградском сражении.

Слайд №41. Могила неизвестному солдату в Москве. Вечный огонь.

Звук метронома.

Ведущий: Предлагаю почтить память погибших в Великой Отечественной войне и

отдать дань уважения её ветеранам минутой молчания.



Слайд №42. Фильм «Мой город».

Ученик: Стихотворение ученицы 8Б класса Натальи Фёдоровой:

МИРНОЕ СОЛНЦЕ.

В этой стране я живу и мечтаю,

Песни пою и стихи сочиняю.

Книжки читаю, вяжу в тишине.

Словом, скучать не приходится мне.

Нам в школе вчера рассказал ветеран

О том, как фашист захватил много стран.

Лишь только Россия дала им отпор,

И мирная жизнь наступила с тех пор.

Яркие радуги в небе над нами.

Солнышко радует землю лучами.

Но иногда грустит старый солдат,

Вновь наблюдая победный парад.

Май наступает, и всё расцветает,

В каждой судьбе снова что-то меняет.

Но неизменным вовек остаётся

Праздник Победы и мирное солнце.



Слайд №43. Салют Победы.

Заключительное слово учителя.

Классный час подготовлен совместно с зав. школьной библиотекой

Подшивайловой И.А. на основе материалов зав. крае-



ведческим музеем сош №2 Савидовой Е.П. и инспек-

тора по охране памятников Коваленко Т.Н.