страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Классный час «как стать успешным» - страница №1/1
Классный час «КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ» Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, тогда , мой сын, ты будешь Человек. Р. Киплинг Цель: познакомить с понятием «успешность» и условиями становления успешной личности Оборудование: карточки с заданиями для групп, ватман, маркеры, листы и фломастеры для групповых заданий. Содержание классного часа I. Вводная часть. 1. Постановка проблемы, обращение к эпиграфу. Учитель. В современном мире понятие «успешный человек» очень широко. Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на вопрос: - Как стать успешным? 2. Актуализация имеющихся знаний. Работа в группах (формирование групп происходит до классного часа). Лидеры групп путем жребия выбирают карточки с заданиями. I, 2-я группы: Что такое успешность? 4, 3-я группы: Как стать успешным? Учащиеся высказывают свое мнение. Время на обсуждение 3-5 минут. II. Основная часть. Формирование и уточнение представлений об успешности на примерах из жизни. 1. Игра «Вспомнить все». Каждая группа вспоминает фамилии, имена людей, которые добились успеха в какой-либо области. 2. Слово учителя. Вы знаете, что в мире всегда были люди, которые добивались успеха. Л. Н. Толстой (самый образованный человек своего времени) знал русский, украинский, старославянский, английский, французский, немецкий языки. Читал по-польски, по-чешски, по-сербски. Владел греческим, древнееврейским, любил итальянский. Хорошо разбирался в музыке, прекрасно играл на фортепиано. Очень хорошо рисовал. Обладал могучим характером, говорил только правду. Отличался огромной работоспособностью, был чуток и добр.При этом вел дневник и постоянно работал над собой. Томас Джефферсон (американский философ, государственный деятель, третий президент США, автор проекта Декларации независимости) разработал для себя нравственные заповеди, выполнение которых считал делом чести. Заповеди:
К. Д. Ушинскии (русский педагог, стал учителем российских учителей, создал серьезную педагогическую теорию, где нравственности уделяется большое внимание), разработал следующие правила:
III. Заключительная часть. 1.Слово учителя. Для достижения успеха необходимо избавление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени. Необходимо разрабатывать программу работы над собой. Надо непременно исполнять то, что намечено, причем исполнять хорошо. Заставьте постоянно свой ум действовать и действовать со всей возможной силой 2. Индивидуальная работа учащихся. Составление девиза успешного человека. IV. Подведение итогов. Обобщение знаний и информации.
— Кто будет со мной рядом через десять лет... V. Рефлексия.
Классный час «ОТЧЕГО БЫВАЕТ ОДИНОКО? УЧИСЬ ОБЩАТЬСЯ» Цели: дать учащимся представление о различных способах общения; обратить их внимание на важность невербальных способов общения; дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения; обучить их основам эффективного и безопасного общения. Оборудование: листы ватмана и фломастеры; слайд-проектор; слайд 19, чистая бумага, ручки, фломастеры для работы в подгруппах. Чаще всего одиночество посещает тех людей, у которых отсутствует культура общения. Поэтому на сегодняшнем классном часе мы узнаем о различных способах общения, потренируемся в способах самовыражения и приобретем знания основ эффективного и безопасного общения. Чтобы вы побыстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру «Общениеруками». Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг против друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать. Мы с вами ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении. II. Дискуссия «Способы общения». Ведущий. Давайте подумаем: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я имею в виду не телефон или радио, а с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счет? Я буду записывать их на ватмане. Учащиеся предлагают, а ведущий записывает на ватмане под заголовком «Способы общения». Следует направлять учеников на то, чтобы они называли следующие способы общения: 1) слова (речь); 2) выражение лица (мимика); 3) жесты; 4) позы; 5) взгляды. Ведущий. Молодцы! Вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными. При этом ведущий записывает свои дополнения на листе ватмана, где уже есть указанные участниками способы общения: Вербальные (словесные) Невербальные (несловесные)
III. Рассказ ведущего. Распознавание невербальных сообщений Словами человек передает не всю информацию в процессе общения. Часто люди даже больше доверяют невербальным элементам информации. Ну, например, если сказать: «Очень вкусно» — и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам. А равнодушная интонация при произнесении слов «я люблю тебя» вообще меняет их смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это очень важно, поскольку невербальная информация действительно намного чаще соответствует истинным чувствам, чем слова. . Сейчас я покажу вам слайд, на котором наши герои рассматривают детские рисунки на стене. Попробуйте определить, какую информацию выражают позы, жесты, внешний вид этих фигурок, и предположите, какие состояния за всем этим могут скрываться. По рисункам, изображенным детьми на стене, можно прочитать следующую невербальную информацию об эмоциях и состояниях:
А сейчас послушайте внимательно. Я скажу вам одну важную вещь. Дело в том, что абсолютно верно распознать невербальную информацию сложно. Вы убедились в этом сами. Способность понимать невербальную информацию партнера во многом зависит от того, в каком состоянии находится сам воспринимающий ее. Например, алкоголь и наркотики изменяют сознание человека, а это значит, что под их действием становится труднее понимать эмоциональное состояние партнера. Поэтому не приходится ожидать от человека, находящегося в состоянии алкогольного или наркотическогоопьянения, правильной оценки ситуации или действий окружающих людей. У человека под действием алкоголя или наркотиков резко снижена способность понимать чувства окружающих и их намерения. Очень хорошо! Мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию. Следовательно, если мы хотим научиться верно понимать других людей, надо уметь устанавливать не только смысл сказанных ими слов, но и все невербальные сигналы. Но для нас также важно, чтобы наши слова на расходились с тем, что мы сообщаем другим людям без помощи слов. Мы сейчас потренируемся в этом. IV. Игра-упражнение. Ведущий. Предлагаю вам игру «Разговор через стекло». Правила игры такие: сейчас вы рассчитаетесь на первый-второй, а затем получите задание: выразить кое-что без помощи слов. Первые номера не будут знать, какое задание получили вторые, и наоборот. Потом каждый первый номер выберет себе пару из числа вторых, и в паре оба партнера постараются объяснить друг другу то, что я им сообщу. Объяснения начинать по моей команде. Говорить вслух или писать нельзя! Пока я не разрешу, никто не должен произносить ни звука. Представьте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят. После этого мы послушаем сначала, что поняли вторые номера (первые в это время будут молчать), а потом первые (тогда будут молчать вторые). Пары можно рассадить таким образом, чтобы не было возможно «коллективное объяснение». Первым номерам дается задание объяснить без помощи слов, что спортсмены не употребляют спиртных напитков, а вторым - что курение вызывает у них неприятные ощущения, связанные с пожелтением зубов и появлением запаха изо рта. Не позволяйте ученикам перешептываться или писать (в том числе и «по воздуху»). Как только первые номера закончат объяснять (не следует затягивать объяснение более чем на 2-3 минуты), сразу попросите их по очереди рассказать, что они поняли. После этого к объяснению могут приступать вторые номера. V. Работа в подгруппах. «Правила эффективного и безопасного общения». Ведущий. Ну что, повеселились? Молодцы! Игра получилась у вас просто замечательная. Вы, наверное, согласитесь, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение. Но не только это одно делает общение приятным и продуктивным. Вероятно, чтобы собеседнику было интересно и приятно с вами общаться, требуются еще какие-то правила, которым нужно следовать, контактируя с другими людьми. Вот сейчас и попробуем сформулировать такие правила правильного общения. Следует разбить учеников на подгруппы по 3-5 человек. Способ разбивки случайный и очень простой, например, рассчитаться на пер-вый-второй-третий или красный-желтый-зеленый. Задача каждой группы: придумать по 5 правил общения, которые могли бы облегчить и улучшить общение. Затем подгруппы по очереди представляют свои правила, а ведущий записывает их на листе ватмана или на доске. Следует обязательно убедиться в том, что ученики поняли смысл каждого правила и его важность. Будет лучше задать такой вопрос: «Кто не согласен с каким-либо из этих правил?» или «Кто не понимает какое-либо из этих правил?». Если такие ученики найдутся, то их позиция и вопросы могут послужить поводом для дискуссии, и этим поводом необходимо воспользоваться. Возможно, для такой дискуссии следует специально зарезервировать некоторое время. VI. Итоговый конкурс «Интересное - полезное». Ведущий. Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось неправильным или обидным. Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов. Высказывания по теме Покуда человек не говорит, Неведом дар его, порок сокрыт. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? . Ф. И. Тютчев Чаще заглядывай в самого себя. Цщерон Не корчите из себя ничего, простота есть отпечаток гения. Л. Берне Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий. Честерфильд Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений. Антуан де Сент-Экзюпери Классный час «ОТЧЕГО БЫВАЕТ ОДИНОКО?» Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности, чтобы большему научиться и выработать в себе образ мыслей, и в старости, - чтобы взвесить все пережитое. Иоганн Циммерман, швейцарский философ и писатель Цель: высветить проблему подросткового одиночества. Задачи: формировать представление о кратковременном одиночестве как о нормальном и естественном социальном явлении. Оборудование: карточки с заданиями для групп, ватман, маркеры, статистические данные (представленные на ватмане или на доске), листы и фломастеры для групповых заданий. Содержание классного часа I. Вводная часть. Постановка проблемы, обращение к эпиграфу. Слово учителя. Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. «Тот, у кого нет ни одного друга, никогда не желал их иметь» (Готхольд Эфраим Лессинг, немецкий мыслитель, драматург и критик). «Истинный рост души возможен только при одиночестве» (Герхарт Гауптман, немецкий писатель). В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. II. Основная часть. Формирование представления о кратковременном одиночестве как о нормальном и естественном социальном явлении. 1.Обсуждение по вопросам: Почему люди становятся одинокими? (Ответы детей, фиксация ответов на доске). 2.Представление статистических данных (заготовленных заранее), сравнительный анализ с ответами учащихся. На втором месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и др.). Они как причина одиночества были названы 20 % от всех опрошенных подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 10 % анкет подростков. Отсутствие круга общения, близких друзей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость общения указано в 17 % анкет. Хотя большинство опрошенных (60 %) сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (56,7 %) чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии. В двух анкетах назывались такие причины одиночества, как употребление наркотиков, глупость. И около 17 % затруднялись назвать причины, по которым подросток может быть одиноким. 3. Работа в группах. (Формирование групп происходит до классного часа.) Лидеры групп путем жребия выбирают карточки с заданиями: Время работы в группе - 5 минут. 4. Представление результатов работы в группах. 1.Слово учителя. По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдет, с кем разделить любовь и дружбу. Истинный рост души возможен только при одиночестве (по словам немецкого драматурга Герхарта Гауптмана). 2. Создание коллективного рисунка радости. - Ребята, считаете ли вы теперь, что одиночества нужно бояться? V. Рефлексия.
|
|