страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Категория рецепции в современной юридической литературе Приешкина Елена Алексеевна - страница №1/1
Юридические науки Категория рецепции в современной юридической литературе Приешкина Елена Алексеевна, аспирантка институт права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392008, г.Тамбов, ул . Советская, 181 Б, Тел. 8(4752)45-72-66; 8(915) 667-31-16, elenaprieschkina@mail.ruH Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия рецепции, признаки рецепции, смысл и подходы к рецепции. Рассматриваются основные точки зрения авторов на понятие рецепции. Ключевые слова: рецепция права; добровольность рецепции, виды рецепции. Российская правовая система – динамична, изменчива и одновременно консервативна. Она формировалась и развивается посредством систематических контактов с основными правовыми системами мира. Важной формой и результатом таких контактов является рецепция права. Рецепция права, как правило, рассматривалась юридической наукой в историческом аспекте. Между тем полноценное исследование рецепции предполагает общетеоретическое осмысление накопленного исторического материала. Подлинный смысл и назначение рецепции могут быть уяснены лишь на основе изучения её многочисленных проявлений в различных структурных элементах правовой системы. Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы. Применение рецепции можно найти в государствах с различными правовыми режимами и в различных формациях. Даже такие «закрытые» правовые системы, как, например, право Древней Спарты, не могли обходиться без реципированных «чужеземных» правовых источников. История свидетельствует о критском происхождении многих спартанских институтов, включая систему воспитания и общественных обедов. И в настоящее время государства также по различным причинам либо не всегда сообщают общественности о произведенной рецепции, либо, наоборот, афишируют данное явление. Необходимо признать, что ни один инструмент и институт права не приковывал к себе такого внимания и не вызывал столь жарких споров как в науке, так и в обществе. С рецепцией связывались надежды на построение правового государства, на обретение государственного могущества, на обоснование привилегированного положения среди государств, имперских амбиций, на выход из кризиса, на упрощение подчинения колоний и оккупированных государств, на разграбление природных ресурсов и прочих богатств страны, на уничтожение вражеской державы либо стратегического противника, на установление превосходства над реципиентом. Рецепцию обвиняли и в уничтожении национального права, в его радикальном упрощении, в потере самостоятельности и самобытности общества, в уничтожении или ухудшении его нравов, правовой ментальности. Как правовое явление, рецепция является самым востребованным (особенно для современности) инструментом модернизации права. Это объясняется, прежде всего, тем, что правовые системы всех стран никогда не существовали и не существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом, ведут между собой нескончаемый культурный диалог. Что же представляет собой рецепция? Различные источники трактуют данное понятие по-разному. Так, «Юридический словарь» различает определения рецепции для теории права и истории права: под рецепцией в теории понимается заимствование или воспроизведение, а в истории права – заимствование, восприятие какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системыF1F. «Юридическая энциклопедия» определяет рецепцию как «заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной» F2F. Мнения ученых о понятии «рецепция» расходятся. Например, М. А. Пшеничнов определяет рецепцию как «принятие государством норм национального права, текстуально повторяющих нормы иной системы права, а также конкретизирующих и адаптирующих их к особенностям социального строя и правовой системы страны-реципиента», отказываясь от стадии внедрения заимствованных правовых нормF3F. Совершенно другое определение дает С.Ю. Крицкая. «Рецепция права свидетельствует о приоритете исходного римского понятия (recipio, recepi, receptium, recipere – «отбирать» от capere – «брать, хватать» при этом индоевропейский глагольный корень cap – дал и русский глагол цапать – «хватать, брать»; так что латинский термин receptio вполне можно передать через русское слово «отцапывание»F4F. Исключение составляют узкие подходы к рецепции, когда имеется в виду вовсе не заимствование из иностранного права, а определенные аналогии, ничего общего с рецепцией не имеющие. Так, в диссертации Н.Н. Волковой «Рецепция гражданско-правовых норм в налоговом законодательстве» указывается, что «рецепция гражданско-правовых норм в налоговом законодательстве выступает функциональным технико-юридическим приемом, позволяющим сократить объем нормативно-правового материала, обеспечить преемственность в регулировании сходных правоотношений разной отраслевой принадлежности, исключить пробелы и коллизии в налоговом законодательстве».F5F М.И. Кулагин считает, что рецепция – это только односторонний акт государства, «импортирующего» элементы иной правовой системы. А известный историк права З.М. Черниловский называл рецепцию лишь переходом норм из правовой системы одной формации в правовую систему другой. Из приведенных выше определений рецепции можно видеть, что авторы не приходят к единому мнению: одни принимают за основу римское право, (Крицкая С.Ю., Летяев В.А.) другие и вовсе стараются не замечать данного явления (Пшеничников М.А, и др.). Так, В.Н. Яковлев в исследовании, посвященном рецепции права как таковой, даже не попытался сформулировать ее определения. В.А. Летяев в работе о рецепции римского права в России XIX – начала XX в. также отказался от рассмотрения понятия и содержания рецепции как правового явления. В научной литературе разных отраслей знания термин «рецепция» используется довольно часто; под ним понимается процесс восприятия чего-либо. Поэтому термин «рецепция» имеет расширенное толкование, степень которого может оговорить сам автор научного исследования. Иными словами, содержание рецепции права, его границ зависит только от воображения автора. В различных работах, прямо или косвенно затрагивающих проблемы рецепции, наблюдается или беспомощность исследователей, или преднамеренное упрощенчество, выражающееся в нежелании видеть истинные причины рецепции. Иногда появление данного института рассматривается как закономерный результат экономических реформ, поиска и экспериментальной проверки новых форм управления собственностью в условиях свободного рынка товаров, работ и услуг. Современная российская наука в целом рассматривает рецепцию права как добровольный процесс по заимствованию и внедрению правовых ценностей иностранного происхождения. Однако такое определение, в силу своей «безликости», обтекаемости, не отражает действительного характера рецепции, который содержится в идеологическом компоненте. Рецепция права представляет собой не просто технический перенос правовых норм иностранного права в российские законы. Процесс рецепции гораздо сложнее, так как переносятся, прежде всего, правовые идеи, принципы. Поэтому, как правило, найти их первоисточник всегда необыкновенно сложно. Возникает множество теоретических и практических вопросов (источник рецепции, взаимоотношения донора и реципиента, материал рецепции), которые только запутывают весь процесс, уводя от главного – от действительных целей рецепции права. Современная идеологизация содержания рецепции права выражается в тенденции, направленной на сужение ее содержания, на подмену ее другими терминами или на обыкновенное игнорирование. Одним из вариантов такого сужения выступает добровольность рецепции. Официальная российская наука утверждает, что рецепция может осуществляться исключительно добровольно. Все остальные заимствования, носящие в той или иной степени насильственный характер, вообще не рассматриваются в качестве рецепции как таковой, а это закономерно приводит к ошибочным выводам и прогнозам. Так, Г.И. Муромцев, рассматривая правоотношения между колониями и метрополиями, утверждает, что рецепция предполагает только добровольное восприятие иностранного права в качестве регулятора отношений данного общества. Объясняется им такое сужение достаточно типичным образом: рецепция предполагает добровольное восприятие иностранного права в качестве регулятора отношений данного общества. Однако насильственное введение в бывших колониях европейского права не имело ничего общего с рецепцией. Представляя более высокий тип права в сравнении с правом традиционным, оно во многом было неприменимым к существовавшим здесь отношениям и оставалось орудием колонизаторов. Соответственно, по мнению Г.И. Муромцева, из спектра действия рецепции необходимо исключить, по-видимому, любую насильственность «добровольного восприятия», что противоречит здравому смыслу. И в таком подходе он не одинок. Г.М. Азнагулова, так же как и Г.И. Муромцев, подчеркивает признак «добровольности» рецепцииF1F. Она рассматривает в качестве общепризнанного тот факт, что, в отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов) рецепция представляет собой только восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны. А как относится российская современность к признаку «добровольности» рецепции? Являются ли реципированные институты западной культуры не навязанными российскому обществу, добровольными? Стоит обратить внимание на тот факт, что Конституция РФ 1993 г., основанная на рецепции западных правовых идей и принципов, принята как «конституция без граждан», так как большинство россиян не видели никакой связи между их повседневными заботами и системой власти, установленной в России новой Конституцией. Конечно же, в этой связи наивно полагать, что выбор Россией западного донора был обусловлен тем, что его ценности и институты привлекают только как источник западной мощи и благополучия. Современным примером отрицания признака «добровольности» является процесс вовлечения в ЕС новых членов, которые обязаны привести свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС. Налицо добровольно-принудительная рецепция общеевропейского права. Конечно, установление добровольности в качестве ключевого признака логически приводит и к односторонности, т.е. принципиальному исключению влияния донора как такового. Ведь поскольку рецепция всегда обусловлена идеологическими установками общества, связь между правовой системой – «донором» и правовой системой – «реципиентом» носит, как правило, глобальный характер, выражающийся, прежде всего, в сильнейшей зависимости от такого «донора». В результате успешно осуществленной рецепции государство-донор приобретает известные преимущества и привилегии. Зачастую именно он (донор) более всего и заинтересован в распространении такого влияния. Поэтому утверждение об односторонности рецепции не соответствует действительности. Какие же функции и виды рецепции можно выделить? Так, Е.Ю. Курышев в своей работе «Рецепции в российском современном праве» функции рецепции права делит на основные и неосновные, то есть производные от основных. С его точки зрения, следующие функции рецепции права непосредственно проявляются в отечественной правовой системе: субсидиарного правообразования; охранительно-исключающая; культурно-историческая; интеграционнаяF1F. К видам рецепции права можно отнести «прямую (чистую) рецепцию» - это воспроизводство классического, выработанного мировой правовой практикой или предшествующей правовой системой юридического материала. Второй вид - «синтезированная рецепция» - заключается в расчленении юридического наследия с последующим синтезированием его элементов в каких-то новых комбинациях. Такой способ нашел широкое применение при составлении проектов конституций и в целом широко используется в конституционном праве. В Конституции РФ 1993 года содержится немало заимствований из европейских и североамериканской конституций. Третий вид - «тотальная рецепция», состоит в полной «отмене» старых качества и формы, попытке создать нечто абсолютно новаторское и антагонистическое с прошлым. Данный способ обновления также существовал в российской правовой истории, в частности во времена петровских преобразованиях, а также первые годы советской власти. Обратимся к механизму рецепции права, он включает: субъектов (участников) рецепции права; объектов рецепции права; процессы правотворчества, правоприменения, формирования правосознания в части передачи новой правовой информации. Субъекты рецепции права - коллегиальные и (или) физические лица, наделённые компетенцией рецепирования на стадиях правотворческого процесса и осуществляющие действия по заимствованию элементов иной правовой системы. С.В. Ткаченко выделяет два основных субъекта рецепции права – государство-донор и государство-реципиентF1F. Объекты рецепции права как отношений, на которые направлены действия субъектов и участников процесса рецепции. К ним относят: источники права; судебная (правоприменительная) практика; образовательные программы юридических учебных заведений; юридическая доктрина; программы юридических реформ. Большинство современных исследователей сходятся в том, что в России рецепции как таковой вообще не было, просто использовался творчески переработанный зарубежный опыт (как это что-то иное, а не рецепция). Исследовательница Обращение юристов к отечественной правовой традиции (введение в России суда присяжных и мировой юстиции) призвано противостоять выраженной в современном российском праве тенденции заимствования западных правовых ценностей и институтов. Однако общеизвестно, что суд присяжных и мировой суд – это отнюдь не исконно российские институты, а продукт рецепции институтов иностранного права. Вообще, введение института мировых судей рассматривается в литературе только с позиции упрочения демократии, а не действительного упрощения судопроизводства. Показательна в этом случае точка зрения Я.Б. Смирновой: «Возрождение института мировых судей в современной России явилось закономерным следствием демократизации общества на основе Конституции 1993 года, базирующейся на гуманистических ценностях. Он призван трансформировать основные принципы российского дореволюционного суда»F2F. Рецепция зачастую камуфлируется под включение в российскую правовую систему мировых традиций права или под нахождение некоего сходства с европейской правовой системой. Например, в отношении современного российского таможенного права К.Г. Борисов пишет: «Таможенный кодекс Российской Федерации по характеру содержащихся в нем норм похож на дореволюционные таможенные акты и акты периода НЭП. Кодекс имеет много сходства с европейской и всей международной договорно-правовой базой и ориентирован на международные нормативы»F1F. Упрощение содержания рецепции прослеживается и в попытках сформулировать содержание рецепции в диссертационных научно-правовых исследованиях. В диссертации, посвященной рецепции права как форме взаимодействия национальных правовых систем, Г.М. Азнагулова предпринимает попытку определения содержания рецепции права через такие характерные, по ее мнению, черты, как: а) Исторический характер – термин употребляется, как правило, для обозначения процесса влияния исторически ранней правовой системы на последующую или обозначившую перспективы появления; б) Рецепция – это не просто перенос норм и принципов одной системы на другую, а сложный процесс приспособления и, как следствие, формально-юридической переработки; в) Рецепции подлежат только те нормы, которые носят ярко выраженный абстрактный характер и не втиснуты в узкие национально-географические рамки»F2F. Е.Ю. Курышев раскрывает в своей диссертации главные причины рецепции источников в отечественном праве: это, во-первых, невозможность с помощью имеющихся форм права устранить пробелы в регулировании общественных отношений, а, во-вторых - стремление органов государственной власти к максимальной совместимости российской правовой системы с основными принципами и нормами международного права; в-третьих, обеспечение нормативного регулирования в условиях ускоренного процесса экономического и судебно-правового реформирования»F1F. Соответственно, делается следующий вывод: «рецепция права – это сложное явление, которое включает в себя процессы преемственности, восприятия, повторяемости и заимствования права, выработанного в другом государстве (правовой системе) в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны». Кроме этого, современная литература позволяет выделить «декоративную» рецепцию права. Ее типичным примером может служить Российская Федерация, где в период государственно-правового кризиса была реализована полномасштабная рецепция западных культурных и правовых ценностей, не имеющая полноценных аналогов в российском прошлом. Декоративная рецепция возникает как спасительная для правящей элиты идея заимствования правовых «благ» более передовых цивилизаций в момент государственно-правового и экономического кризиса. В этом случае государственная идеология играет важнейшую роль, переключая общественное внимание на грядущие положительные перемены, тем самым сбивая революционный накал и естественное стремление общества к реальной модернизации. Конечно, в действительной жизни само по себе привлечение зарубежных государственно-правовых институтов… не добавляет реципиенту цивилизованности и уж тем более не решает проблем его правовой культуры. Важно отметить, что и большинство ученых вообще не видят какой-либо опасности в декоративной рецепции, демонстративно не замечая, ее очевидного идеологического компонента. Так, В.Б. Исаков, являясь сторонником современной рецепции правовой культуры в России, пытается «объективно» выявить все ее отрицательные и положительные свойстваF2F. К «минусам» он относит: - массовое заимствование иноязычной, прежде всего англоязычной, юридической терминологии (особенно в новых для России отраслях – банковском, биржевом, акционерном законодательстве и др.); - некритическое заимствование правовых институтов, рожденных в иных правовых системах; - поспешное и недостаточно продуманное реформирование целых отраслей и сфер законодательства на западный манер (реформа законодательства о техническом регулировании). К плюсам он относит установление «единых правил игры» в общем экономическом, политическом и информационном пространстве (без этого экономика и рынок работать не будут), ориентацию на западные стандарты свободы, демократии и прав человека (которые значительно выше сегодняшних экономических возможностей и уровня культуры России, но крайне полезны с точки зрения перспективы), освоение западных технологий юридической деятельности (поиск информации, работа с клиентом, подготовка к слушанию в суде, организация деятельности коллектива юристов и др.). Сопоставление всех «за» и «против» позволяет В.Б. Исакову высказаться в пользу энергичного развития и углубления процессов «глобализации» – рецепции, в том числе и в правовой сфере. Можно сказать, что государство, которое действительно отказалось от рецепции, в принципе «мертвое», нежизнеспособное государство. Поэтому государство не пойдет на отказ от рецепции культурных и правовых ценностей. Да и борьба государства с рецепцией не только права, но и культурных ценностей оканчивается полнейшим провалом, деградацией общества. Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы. Механизм рецепции права является важным общетеоретическим понятием, которое позволяет обобщить основные источники и процессы рецепции, увидеть их целостность и представить в работающем, динамическом виде. Рецепция права изменяет и дополняет национальную правовую систему. В рамках этого процесса имеют место разнообразные варианты влияния на правовую систему, в том числе улучшающие или осложняющие её функционирование. Представляется важным подчеркнуть, что, во-первых, от качества рецепции права зависит успех модернизации правовой системы. Во-вторых, рецепция может применяться только лишь в случае отсутствия соответствующих элементов, механизмов правового регулирования в действующей правовой системе. К сожалению, современные российские реформаторы, как правило, не задумываются над проблемой совместимости заимствований правового материала с точки зрения устойчивого развития правовой системы внутри страны, чем обрекают российское право на продолжение хаотичного движения по пути чередования модернизации и антимодернизации, непродуманных реформ и контрреформ. Сегодня обществу и стране приходится одновременно решать сложный комплекс старых и новых правовых проблем. Опыт прошлого свидетельствует: одна из главнейших задач в сложившихся условиях состоит в том, чтобы эффективно, грамотно и научно обоснованно использовать институт рецепции права для модернизации российской правовой системы. В настоящее время остаются недостаточно изученными процессы рецепции в публичном, региональном праве, правоприменении, в отраслях и институтах права. В сложившейся ситуации необходимо расширить границы исследования института рецепции права как на общетеоретическом, методологическом, так и отраслевом уровнях. Литература
1 Юридический словарь / под общ. ред. В.Т. Гайкова . - изд.2 - е доп. и перераб. .- Ростов н / Д,2006. - С 261. 2 Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Г.К. Кузнецова.- изд. 2-е доп. и перераб. - М., 2008. - С. 356. 3 Пшеничников М.А. Конституция России и международное право: проблемы взаимодействия: дис. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2009. – С. 119. 4 Крицкая С.Ю. Рецепция римского права в российском уголовном праве // Журнал российского права. - 2008. - №1 .- С. 46-47. 5 Волкова Н.Н. Рецепция гражданско-правовых норм в налоговом законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - C. 25. 1 Ангазурова Г.М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем: Автореф. … канд .юрид. наук. - М., 2008. - С. 213. 1 Курышев Е.Ю. Рецепции в российском современном праве. - Саратов, 2009. - С. 194. 1 Ткаченко С.В. Рецепция Западного права в России6проблемы взаимодействия субъектов. - Самара, 2009. - С. 256. 2 Смирнова Я.Б. Становление и развитие института мировых судей в России в свете судебной реформы 1864 года: дис. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2008. - С. 69. 1 Борисов К.Г. Международное таможенное право: учебное пособие. – М., 2007. – С. 45. 2 Ангазурова Г.М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем: автореф. … канд .юрид. наук. - М., 2008. - С. 35. 1 Курышев Е.Ю. Рецепции в российском современном праве. - Саратов, 2009. - С. 38. 2 Исаков В.Б. Сопоставим «плюсы» и «минусы» современной рецепции права. - М., 2009. - С. 211. |
|