Категория общения, его структура и функции Подходы к пониманию общения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Утверждено 1 115.55kb.
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между... 1 56.39kb.
Радости и сложности общения 1 105.59kb.
План Основная идея статьи. Актуальность выбора темы. Подходы к организации... 1 120.55kb.
С. В. Бердюгина, Е. А. Литовченко Организация и проведение тематических... 2 913.1kb.
Учебной дисциплины «Этика и психология делового общения (коучинг) 1 10.52kb.
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему... 1 63.26kb.
Исследовательская работа. Эпистолярный жанр: прошлое, настоящее,... 1 152.61kb.
Английский язык делового общения 6 442.56kb.
12. Формальные грамматики и автоматы 1 171.79kb.
1. Логика как наука о формах и законах правильного мышления 1 406.01kb.
Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие... 1 74.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Категория общения, его структура и функции Подходы к пониманию общения - страница №1/1

Общение

План


    • Категория общения, его структура и функции

    • Подходы к пониманию общения

    • Факторы успешного общения

Анализ категории общения
Общение как деятельность
Общение как межличностный контакт, коммуникация, взаимодействие, отношения

Значения понятия «общение» в обыденном сознании:



    • Объединение, создание общности, целостности

    • Передача сообщений, обмен информацией

    • Взаимопроникновение, носящее интимный характер

Варианты определения

    • Взаимодействие, которое осуществляется с помощью речевого и неречевого воздействия




    • Реальность отношений, которая предполагает любые формы совместной деятельности и включает в себя (теория деятельности):

    • Обмен информацией

    • Выработку единой стратегии взаимодействия

    • Восприятие и понимание друг друга

Уровни общения

    • Ритуальный, или социально-ролевой

    • Деловой, или манипулятивный

    • Интимно-личностный

Функции общения

    • Прагматическая

    • Формирующая

    • Подтверждающая

    • Организация и поддержание межличностных отношений

    • Внутриличностная

Подходы к пониманию

    • Бихевиоризм (теории социального научения и социального обмена)

Навыки человека в общении приобретаются в процессе жизни и могут сохраняться или изменяться с помощью подкрепления или наблюдения

Общение – обмен ресурсами


    • Когнитивизм (теория структурного баланса, теория каузальной атрибуции)

Поведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение


Когнитивные схемы организуют восприятие и интерпретацию социального мира, влияют на поведение

    • Ролевая парадигма (теория символического интеракционизма Дж.Мида)

Причина социального поведения – роль, которая предписана социальными обстоятельствами и социальным положением

Психоанализ

Причина социального поведения – неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения


Отношения в семье – ключевой фактор в формировании личности

Факторы успешного общения



    • Достижение цели (психологическая близость, доверие)

    • Удовлетворенность общением

    • Отсутствие трудностей (напряженности, скованности, внутренних преград)

    • Избранный стиль общения

    • Умение слушать

    • Особенности коммуникативной культуры

Социальная коммуникация

Коммуникативная сторона общения

План


    • Понятие и структура коммуникации

    • Коммуникативные барьеры

    • Условия и факторы успешной коммуникации

Анализ коммуникации

Как ?


С помощью каких средств ?

Какие трудности ?


Передача субъективного опыта

Определения



    • Процесс переработки и передачи информации

    • Взаимодействие, опосредованное символами

    • Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями

    • Взаимодействие коммуникаторов (видят, слышат, касаются друг друга, осуществляют обратную связь)

Подходы к пониманию

    • Социологический

Применительно к средствам массовой коммуникации



    • Психологический

Информационный обмен в совместной деятельности и общении


Цель – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности

Специфика социальной коммуникации



    • Субъект – субъектный процесс

    • Включен процесс взаимопонимания

    • Коммуникативное влияние

    • Коммуникативные барьеры

    • Каналы восприятия и передачи информации

Коммуникативно-личностный потенциал влияния (В. Погольша, 1998)

Словарь терминов, относящихся к структуре коммуникации



    • Коммуникатор

    • Реципиент

    • Сообщение

    • Канал передачи и восприятия информации

    • Обратная связь

    • Коммуникативный барьер

Виды обратной связи

    • Оценочная ОС – сообщение своего мнения и отношения

    • Позитивная оценочная ОС – поддержка Я-концепции и М/О

    • Негативная оценочная ОС – устранение нежелательного поведения, изменение М/О

    • Безоценочная ОС

Не содержит отношения, используется для определения чувств собеседника и помощи ему в формулировании мыслей

Психологическая структура коммуникации


    • Мотивационный компонент: Что ? Зачем ? Почему? хочет сказать автор сообщения

    • Когнитивный компонент : понимание сообщения как его истолкование

    • Социально-ролевой компонент

    • Стилевой компонент

Мотивационный компонент

    • Коммуникативное намерение – желание вступить в общение

    • Замысел сообщения – информация в исходном виде, которую намерен передать партнер

    • Цель (получение информации, развитие темы, критика, разъяснение, поддержка партнера, побуждение к действию, развитие коммуникации)

Соцально-ролевой компонент

    • Статусные роли – поведение, предписанное социальным, возрастным, половым положением

    • Ситуативные роли – возникают по ходу общения

Стилевой компонент

    • Особенности речевого стиля, используемые коммуникативные стратегии, стили слушанья

Коммуникативные барьеры

    • Психологическое препятствие, возникает на пути передачи и приема информации.

    • Возникают непреднамеренно

    • Сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями

Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности. Дисс.кпсхн, М., 1984

    • Абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационные, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности партнеров

Виды коммуникативных барьеров

    • Внутренние барьеры личности

    • Вешние барьеры личности

Б.Д. Парыгин


Виды коммуникативных барьеров

    • Барьеры понимания

    • Барьеры социально-культурных различий

    • Барьеры отношений

Н.И. Шевандрин


Условия и факторы успешной коммуникации

Количество потребностей, удовлетворяемых в общении (критерий успешности)

М.Е. Литвак




    • Потребность в стимуляции

    • Потребность в событиях

    • Потребность в узнавании

    • Потребность в достижениях и признании

    • Потребность в структурировании времени

Условия и факторы успешной коммуникации





    • Использование приемов слушания

    • Использование техники понимающего общения




    • Параметрами неэффективности коммуникации являются склонности и привычки субъекта использовать принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения

Техника понимающего общения

    • Совокупность установок субъекта, правил и приемов реагирования, которые направлены на понимание партнера и его проблем ,установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей и т.д.

    • Главное – ориентация на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем партнера

Выводы

    • Communicatio – коммуникация, сommunicо – делаю общим, связываю, общаюсь

    • Коммуникация как целенаправленная передача и избирательное принятие информации

    • Определяет общее смысловое поле взаимодействующих субъектов

    • Результат коммуникации – взаимопонимание в совместной деятельности в соответствии с правилами и нормами

Социальное взаимодействие

Интерактивная сторона общения

План


    • Понятие социального взаимодействия

    • Теории межличностного взаимодействия

    • Структура межличностного взаимодействия

    • Стратегии и стили взаимодействия

Анализ социального взаимодействия

    • Какие действия предпринимают субъекты по отношению друг к другу?

    • Как люди соотносят свои цели и организуют их достижение?

    • Как достигается взаимность между участниками общения?

Понятие

    • Процесс влияния, который порождает взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания

    • Непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую деятельность

(Г.М. Андреева)

Теории социального взаимодействия



    • Теория обмена (Дж. Хоманс, П.Блау, Д.Тибо)

    • Теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г.Блумер)

    • Теория управления впечатлениями (Э. Гоффман)

    • Балансные теории (Хайдре ,Ньюком)

    • Трансакционная теория (Э.Берн)

Теория обмена

    • Взаимодействие – обмен информацией, благами.

    • Взаимодействие продолжается при наличии выгоды

    • Сумма благ должна превышать сумму издержек

    • Партнеры могут контролировать вознаграждения и потери друг друга

Законы взаимодействия

    • Закон агрессии: не получил вознаграждения- агрессия становится более ценной, чем взаимодействие

    • Закон насыщения: чем чаще получает вознаграждение, тем менее ценным будет повторение этой награды

Принципы взаимодействия



    • Принцип наименьшего интереса: менее заинтересованный в продолжении взаимодействия, обладает большей способностью диктовать условия обмена

    • Принцип монополии: если человек обладает монопольным правом на вознаграждение, то он навязывает свою волю другим участникам обмена

Итак, взаимодействие:

    • Контролируется исходами

    • Партнеры влияют на исходы друг друга

Теория символического интеракционизма

    • Общение опосредовано символами и зависит от социальной ситуации

    • Модель взаимодействия в рамках парадигмы интеракционизма:

Я – социальная ситуация – символическая интерпретация ситуации – другой человек

    • М. Аргайл: партнер раскрывается через субъективную интерпретацию ситуации общения

Теория Дж. Мида

    • Осмысление намерений друг друга, идентификация с другим, приспособление своего поведения к ожиданиям окружающих

    • Субъект реализует социальные роли через подражание, исполнение и выбор тех ролей, которые ценят

Теория управления впечатлениями (драматургического подхода)

    • Человек актер, разыгрывает роли

    • Стремиться произвести хорошее впечатление, скрывает недостатки

    • Взаимодействие – это театральная пьеса

Балансные теории

    • Взаимодействие зависит от баланса мнений, установок по отношению к друг к другу и третьим объектам

    • Продолжение отношений при балансе мнений

    • Разрыв отношений при диссонансе (муж любит машину, жена не любит)

Трансакционная теория

    • Взаимодействие зависит от психологических позиций

    • Критический и кормяще-заботливый родитель, взрослый, естественный и приспосабливающийся ребенок

    • Формы взаимодействия: ритуалы, времяпровождение, совместная деятельность, игры, замкнутость, близость

Структура социального взаимодействия

    • Контекст межличностного взаимодействия

    • Пространство межличностного взаимодействия

    • Уровни взаимодействия

Контекст межличностного взаимодействия



    • Структура социальной ситуации:

- роли участников взаимодействия;

    • набор и порядок действий;

    • правила и нормы взаимодействия;

    • характер отношений участников

Таким образом,

Характеристики ситуации накладывают ограничения на поведение, чувства партнеров.

Однако, снижение степени свободы –условие установления и поддержания межличностного контакта

Пространство взаимодействия



    • Проблема социального пространства: социально обозначено и сконструировано

    • Определить положение человека в социальном пространстве – определить его отношение к другим людям и социальным явлениям (сообщить о себе – задать систему координат)

Формирование межличностного пространства

    • Выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям

    • Определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия (за пределами позиция не уместна)

    • Оформление занятой позиции (вербально и невербально)

Уровни взаимодействия

    • Начальный – первичные контакты, первичное взаимное или одностороннее влияние

    • Средний – активное сотрудничество, согласование мыслей и чувств

    • Высший – совместная деятельность, сопровождаемая взаимопониманием

Уровни взаимодействия



    • В зависимости от личной вовлеченности в преобразование отношений:

    • Социально-ролевой (контакты ограничены ситуативной необходимостью). Принцип – значение и реализация норм и требований социальной среды (в транспорте, на улице, в магазине)

    • Деловой – объединяют интересы дела и совместная деятельность. Принцип – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества

Уровни взаимодействия

    • Интимно-личностный – психологическая близость ,сопереживание, проникновение во внутренний мир. Принцип - эмпатия

Стиль взаимодействия

Как человек взаимодействует, какие способы выбирает?



    • Продуктивный – общение, которое способствует установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов

    • Связь продуктивности и совместимости

    • Непродуктивный – общение блокирует реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности

Критерии стиля взаимодействия



    • Характер активности в позиции партнеров

    • Характер выдвигаемых целей

    • Характер ответственности за результаты деятельности

    • Характер отношений

    • Характер функционирования механизма идентификации-обособления

Стратегии взаимодействия



    • Совокупность доминирующих особенностей поведения, характерная для субъекта в отношениях

Показатели поведения с учетом характера взаимодействия:

    • Внимание к интересам других

    • Внимание к собственным интересам

Основные стратегии



    • Соперничество

    • Приспособление

    • Избегание

    • Сотрудничество

    • Компромисс

Выводы


    • Понятие взаимодействия указывает на действия, которые предпринимают субъекты в отношении друг друга и как субъекты соотносят свои цели и организуют их достижение

    • Существуют разные формы ,стили и уровни взаимодействия, выбор которых определяется структурой взаимодействия