Календарно-тематическое планирование уроков литературы в V классе на 2013-14 учебный год № п\п Тема урока Содержание учебного матери - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока Дата по плану Дата факт Тема урока Тип урока, формы работы... 1 160.92kb.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для... 1 46.41kb.
Календарно-тематический план по информатике 11 класс Консультации... 1 73.44kb.
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе 1 178.39kb.
Елифанкина Ольга Михайловна первая квалификационная категория с. 1 222.31kb.
Уроков литературы в 6Б классе на 2009 2010 учебный год составлено... 1 44.26kb.
Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р... 1 418.56kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 229.1kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... 3 663.99kb.
Давыдова Людмила Петровна, воспитатель, мадоу д/с «Мальвина», г. 1 485.82kb.
Приложение Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс... 1 148.98kb.
Литература и история. Кто прячет прошлое ревниво 1 33.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в V классе на 2013-14 учебный - страница №1/1

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в V классе на 2013-14 учебный год


№ п\п

Тема урока

Содержание учебного материала

Домашнее

задание


дата













по плану

факт.







I. Происхождение и развитие литературы.












Литература – искусство слова

Литература - искусство слова

стр.4-6, зад.1-4 стр. 7

3.09










II. Мифы народов мира.












Мифы народов мира

Мифы и мифология

Стр.10-13, стр. 13, зад.1-2

4.09






Календарные мифы

Календарные мифы. Масленица

Стр.13-14, зад.1-3, сделать рисунки

7.09






Мифы о сотворении мира

Мифы о сотворении мира

Написать рассуждение, прочитать миф, стр. 16-18

8.09






Письменная работа «Пишем миф сами»

Рр.




10.09






Мифы Древней Греции

Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Сочинение-рассуждение, иллюстрация

11.09






Мифы древней Греции

Вн.чтение. Мифы Древней Греции




14.09










III. Устное народное творчество (фольклор).












Фольклор. Жанры фольклора

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.

Записать известные в семье фольк. произв., иллюстр., стр21, зад.1-3

15.09










Былины.












Русский народный эпос.

Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола.

Истор. кар. «Богатыри», стр. 24., зад1 -3

17.09






Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Выраз. чтение былины перес. фрагмента

18.09






Былины и их герои в живописи и музыке

Былины и их герои в живописи и музыке


Написать сочин. по кар. Васнецова «Богатыри», зад 5 , стр.30

21.09






Урок внеклассного чтения

Вн.чтение. Русские былины. Русские богатыри.




22.09










Русские народные сказки.












Сказка как жанр фольклора

Сказка как популярный жанр народного творчества. Теория. Сказка. Виды сказок.

Ответить на вопросы учебника, нарисовать иллюст.

24.09






«Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки.

Пересказ эпизодов сказки, стр 44, зад 1-4

25.09






Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка»




Написать небольшое сочинение, проч. «. Расск. о первом пут Синбада- мор.»

28.09






Пишем сказку сами.







29.09






Русские народные сказки

Вн.чтение..




1.10










Сказки народов мира.












Сказки народов мира. Национальные особенности сказок.

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".

Ответить на вопр. учеб., иллюстр., проч. цикл «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и 40 разбойников»

2.10






Слушаем сказку.




Что авторы инсценировки изменили в сказке и как от этого изменилась сказка?

5.10






Сказки народов мира

Вн.чтение. Сказки народов мира.




6.10










Малые жанры фольклора.












Малые жанры фольклора

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики.

Стр.60,зад.1-3, иллюстр, небольшое соч. по пословице.

8.10






Загадка как один из видов фольклора.




Сочин. загадку или сказку- загадку, стр.64 зад 1-2

9.10






Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот.




Записать народные песни, частушки, стр.67-68,

зад. 5-8


12.10






Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства.




Сделать анализ одной из народных песен, стр. 73 вопросы и задания

13.10






Музыка в произведениях фольклора

Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.




15.10







Конкурс знатоков

Выполнение тестовых заданий
















Русский народный театр.












Народный театр

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка".

Нарисовать афиши, стр. 82, вопросы и задания4-8

16.10






«Озорник Петрушка»

Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах

Вопросы и задания стр.82,



19.10






Что я знаю о фольклоре?

Итоговый урок по теме фольклор




20.10










IV. Русская литература XIX века.
















Русская классическая литература XIX века.












Русская классическая литература XIX века




Вспомнить басни Крылова, ответить на вопросы учебника

22.10






И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова




Составить список героев Крылова, нарисовать, стр 87-88 вопросы

23.10






Басни И.А.Крылова

"Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен.

Выучить наизусть, подготовить вопросы к викторине

26.10






Басни И.А.Крылова







27.10






Жанр басни в мировой литературе

Внеклассное чтение.

Письменный ответ на вопрос, сочинить басню

29.10






В.А.Жуковский и его баллады

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады.

Пересказ баллады, словесный портрет,

зад. 4-8


30.10






«Спящая царевна».

Сюжет и герои сказки.

Выразит.

чтение вопросы и задания



9.11






Конкурс знатоков.







10.11






Сказки русских писателей.

Беседа по внеклассному чтению




12.11










А.С. Пушкин












А.С.Пушкин. Детство и юность поэта.

Начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (пролог).

Наизусть, ответить на вопросы,

13.11






Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая

Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая

Прочитать песнь вторую,

Выразительное чтение стр. 139



16.11






Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая

Комментированное чтение поэмы

Выразит. Чтение, ответить на вопросы стр.153.

17.11






Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья

Комментированное чтение поэмы

Подг. к пров. работе по объс. знач. устар. слов

Стр.165, иллюстрации.



19.11






Поэма "Руслан и Людмила". Обобщение




Стр. 166, вопросы и задания Статья учебника «Повествование, описание, рассуждение»


20.11









Добрые и злые силы в поэме А.С.Пушкина. Образы Руслана и Людмилы.

Описать понравив.

сказочного героя



23.11









Рр. Сочинение




24.11









Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина.

Выразительное чтение, стр.167-169 «Стихи и проза»

26.11









Теория литературы. Повествование. Описание. Рассуждение.

Написать стихотворение

27.11









Рр. Обучение анализу лирического стихотворения.




30.11









Теория литературы. Стихи и проза.




1.12










М.Ю. Лермонтов















М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. «Парус»

Наизусть: стр.17

6 задание.



3.12









М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»

Выразит. чтение «Листок», «Из Гете» - наизусть

4.12









Рр. Обучение анализу лирического стихотворения.




7.12










Н.В. Гоголь















Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вопросы и задания, словарик диалектных слов, прочитать повесть «Пропавшая грамота»

8.12









Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

Пересказ фрагментов повести, стр 192, ответить на вопросы и задания

10.12








Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»



Рассказ

«Муму»


читать, стр. 192 зад 2

11.12









Вн.чтение. Повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»




14.12










И.С. Тургенев















Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".

Ответить на вопросы прочитать

рассказ


15.12









Герасим в доме барыни

Задание по группам

17.12









Герасим и Татьяна

Пересказ эпизодов

18.12









Герасим и Муму

Ответить на вопросы, стр 226-227, составить словарик

21.12









Богатырский поступок

Подготовиться к сочинению

22.12









Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»




24.12









Рр. Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева «Муму»




25.12










Поэтический образ Родины.















Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь».

Стр.232, ответить на вопросы,

выполнить задания



14.01









Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья».

Наизусть

15.01









Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха.

Вопросы и задания, выразительное чтение

18.01









Стихотворные размеры

Дописать стих.

19.01









«Легко ли написать стихотворение?» Мастерская слова. Игра «Подбери рифму», буриме и др.




21.01










Героическое прошлое России.















М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении.

Выразительное чтение, план эпизодов

22.01









Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»


Наизусть

25.01









Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир»

Дочитать до конца, ответить на вопрос, составить план

26.01









Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея. (Анализ эпизода)

Вопросы и задания стр. 270, инсценир.

28.01









М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения.

Вопросы и задания стр.273-274

29.01









Инсценировка прозаического произведения.




1.02









Итоговый урок по литературе XIX век

Вопросы 1-2 стр 273

2.02










V. Литература XX века.
















Связь веков.















Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.

Выучить одно из стихотворений, прочитать сказки Андерсена

4.02










Литературные сказки XIX – XX веков.















Внеклассное чтение. Викторина по сказкам Х.К. Андерсена

Выразительное чтение фрагмента,

5.02









Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб».

Прочитать сказку

А. Платонова «Волшебное кольцо» составить план сказки



8.02









Уроки сказки.




9.02









А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова

Стр.35, ответить письменно на вопрос 2

11.02









Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо».

Стр.43, зад. 7

12.02









Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.

Стр.67, вопросы и задания

15.02









Вн.чтение. Дж.Даррелл. Говорящий свёрток.




16.02









Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону».

Подготовиться к внеклассному чтению

18.02









Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону»

Прочитать фрагмент книги В.В Набоков. «Аня в стране чудес»

19.02









Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес". Алиса (она же Аня) – героиня сказок.

Пересказ эпизода сказки, иллюстрация , вопросы

22.02









Игра словами в сказке « Аня в стране чудес»

Стр.93, задание3, инсц. И чтение по ролям

25.02









Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр.

Ответить на вопросы, стр. 111-112,

нарисовать карту сказочной страны



26.02









Вн.чтение. Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит». «Властелин колец»




1.03









Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно".

Написать небольшое сочинение, стр.111, вопросы 2-3

2.03









Вн.чтение. Литературная сказка XX века. К.С.Льюис. Хроники Нарнии.




4.03









Сочинение (продолжение сказки).

Прочитать сказку Туве Янссона, краткий пересказ

5.03









Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг.




9.03









Кир Булычев. Заповедник сказок




11.03









Вн.чтение. Современная сказка.




12.03









Вн.чтение. Современная сказка.




15.03









Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»

Прочесть рассказ И.С. Шмелева

16.03










Проза русских писателей XX века.















И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа.

Ответить на вопросы и задания 1,2,3

18.03









Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой»




19.03









Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка.

Прочитать статью учебника «А.И. Куприн» и его рассказ.

22.03









Очерк А.И. Куприна «Мой полет»

Выразительное чтение, наизусть одно из стихотворений

23.03









Вн.чтение. Проза русских писателей ХХ века




1.04










Поэтический образ Родины.















А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха».

Ответить на вопросы и задания, прочитать «Времена года»

2.04









М.М.Пришвин «Времена года».

Описать одну из репродук.

картин А.А. Пластова



5.04









Миф наших братьев меньших (стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»)

Наизусть одно из стихотворений

6.04









Вн.чтение. Природа в произведениях русских писателей.




8.04









Вн.чтение. Природа в произведениях русских писателей.




9.04










Героическое прошлое России.















Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.

Прочитать рассказ В.П. Астафьего

«Васюткино озеро»




12.04









Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.




13.04









Вн.чтение. В.Катаев. Сын полка.




15.04















16.04















19.04









Вн.чтение. Литература о Великой Отечественной войне




20.04









Рр. Сочинение «Подвиг»
















Современная литература.















В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа

Составить план рассказа, иллюст. к рассказу, составить план рассказа

22.04









Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро».


Написать черновик сочинения

23.04









Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»




26.04









Итоговый урок по темам

«Современная литература XX века»






27.04










VI. Путешествия и приключения на страницах книг.
















Покорение пространства и времени.















Роман «Робин Крузо» и его автор

Ответить на вопросы, пересказ эпизода, нарисовать иллюстр.

29.04









Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо»




30.04









Приключения Робинзона Крузо.

Написать сочинение-рассуждение, проч. «Приключение барона Мюнхгаузена»

3.05









Рр. Сочинение




4.05









Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

Написать новую историю барона;

чтение 1 главы М.Твена «Приключения Тома Сойера»



6.05









М. Твен "Приключения Тома Сойера".

Подготовиться к викторине по роману М. Твена « Приключение Тома Сойера

7.05









Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера»

Подготовиться к викторине по роману М. Твена «Приключение Тома Сойера»

10.05









А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста".

Подготовиться к викторине по книге

«Приключения Калле Блюмквиста»



11.05









Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста»

Зад. 6 стр. 288 (сочинить еще одно «дело», которое раскрывает Калле) или придумать таинственную историю с другим героем

13.05









Сюжет и композиция художественного произведения

Стр. 289-292, иллюст. к этому разделу, выразительное чтение по ролям.

14.05










Новая жизнь знакомых героев.















Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас».

Стр.308, зад. 1-3


17.05









В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада-морехода»

Стр.308, зад.4-6



18.05









Вн.чтение. Книги о путешествиях и приключениях.




20.05









Вн.чтение. Книги о путешествиях и приключениях.




21.05









Итоговый урок по теме « Путешествия и приключения»

Ответить на итоговые вопросы

24.05










Итоги.















Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе




25.05









М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте".

Рекомендации по летнему чтению

27.05









Задания на лето. Подведение итогов. Игровые задания.




28.05




Содержание
Происхождение и развитие литературы.(1ч)

Литература - искусство слова



Мифы народов мира.(4ч)

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».



Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(15ч)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.



Былины(3ч)

Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке



Русские народные сказки.(3ч)

Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».



Сказки народов мира.(1ч)

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".



Малые жанры фольклора.(4ч)

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.



Русский народный театр.(3ч)

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.



Русская литература XIX века.(38ч)

Русская классическая литература XIX века.(7ч)

Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.



А.С. Пушкин(8ч)

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.



М.Ю. Лермонтов(2ч)

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»

Н.В. Гоголь(3ч)

Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».



И.С. Тургенев(8ч)

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».



Поэтический образ Родины.(4ч)

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.



Героическое прошлое России.(6ч)

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода). М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX век.



Литература XX века.(28ч)

Связь веков.(1ч)

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.



Литературные сказки XIX – XX веков.(14ч)

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб». Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией .человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону». Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок. Игра словами в сказке « Аня в стране чудес». Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».



Проза русских писателей XX века .(4ч)

И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой». Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».



Поэтический образ Родины.(3ч )

А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).



Героическое прошлое России.(1ч )

Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.



Современная литература.(5ч )

В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».



Путешествия и приключения на страницах книг.(16ч )

Покорение пространства и времени.(10ч)

Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твен "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера". А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.



Новая жизнь знакомых героев.(3ч )

Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада- морехода». Итоговый урок по теме

« Путешествия и приключения».

Итоги.(3ч )

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма.


Тематическое планирование


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество уроков







всего

развития речи

1

Происхождение и развитие литературы.

1




2

Мифы народов мира.

4




3

Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).

15




4

Русская литература XIX века.

38

2

5

Литература XX века.

28

1

6

Путешествия и приключения на страницах книг.

16




Итого:

102

3



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 5 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2006.

В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).



Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:



  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:


  • ориентированная на результат;

  • обучения в сотрудничестве;

  • проектного обучения.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.


Программно – методическое обеспечение:


  1. Учебник «Литература. 5 класс»: Т.Ф. Курдюмова «Дрофа», Москва, 2006 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Литература \ сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

  2. Примерные программы по литературе.

  3. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс» Золотарева И.В, Егорова Н.В., Москва, 2005г.

  4. «Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г., Москва, 2001.


Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • составлять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.