Как правильно написать письмо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Как правильно написать письмо - страница №1/1

Тема урока: Как правильно написать письмо

Цель урока - создание условий для:

  • расширения представлений учащихся о роли и значении письма жизни человека;



  • ознакомления учащихся с особенностями написания письма (эпистолярного жанра)



  • развития устной и письменной связной речи учащихся;



  • воспитания интереса к эпистолярному жанру;



  • воспитания любви к родному языку;



  • воспитания уважительного отношения к адресату.



  • вовлечения во Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Тип урока: развитие речи.

Класс: 4-ый

Оборудование: презентация «О письмах», два чистых конверта, справочник индексов почтовых отделений

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Ход урока

I.Орг. момент

-Добрый день!

-Ребята, сегодня у нас на уроке развития речи присутствует гость. Давайте поприветствуем гостя. ( Поклон головы.)

-Садитесь.



II.Сообщение темы и целеполагание.

1)Работа с отрывком из стихотворения.

Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Якова Акима и попытайтесь вставить пропущенное слово.

Ты ………. моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Я. Аким


Дети читают стихотворение, добавляя слово письмо.

-Молодцы! Вы правильно отгадали. (Учитель вставляет карточку с этим словом.)

2)Загадки. А теперь отгадайте загадки.

Я синего цвета, вишу на стене.

И много приветов хранятся во мне.

(Почтовый ящик)



Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

(Письмо)


Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею,

Получу и вмиг расклею.

(Конверт)

3)Исходя из всего сказанного, подумайте и скажите, о чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о письмах, о почте)

Обобщение учителя: да, вы правы. Сегодня на уроке мы будем говорить о письмах.

4)Формулировка темы

(Учитель открывает заранее записанную тему урока).

правильно написать письмо как

- Теперь давайте подумаем, как будет звучать тема урока. Прочитайте эти слова и сформулируйте тему.

- Кто хочет прочитать сконструированное предложение?



Как правильно написать письмо

4) Целеполагание

-Какова же цель нашего урока? Чему каждый из вас будет учиться, если тема нашего урока «Как правильно написать письмо»?

(Я буду учиться правильно писать письмо. Я буду узнавать, как правильно написать письмо.)



Обобщение учителя: Итак, ребята, вы сами сформулировали тему урока и определили цель. Молодцы!

III. Работа по теме.

1.Актуализация знаний и субъектного опыта детей

А) История письма. Из чего изготовляли первые письма

-Знаете ли Вы, из чего изготавливали первые письма в далекой древности?



ИКТ. Слайд №1

…из глины

…ракушек

…из веревок различной длины

…из бересты

…позже появились пиктографические письма



Б) На чем писали письма

-На чем сейчас пишут письма?

-Как вы думаете, всегда ли писали на бумаге?

ИКТ. Слайд №2

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде – на бересте. А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии.

Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае, а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

В) Для чего нужны письма

- Как вы думаете, для чего нужны письма? ( В них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами, с чем-то поздравляют.)

Обобщение учителя: Существует замечательное средство общения – ПИСЬМО. Письмо не ограничивает нас во времени, как телефон, письмо можно читать и перечитывать.

Г) Виды писем

-В связи со сказанным подумайте и скажите, а какие бывают письма? На какие виды письма можно поделить?

Обобщение учителя: письма бывают деловые и личные.

Личные, в свою очередь, делятся на:

письмо-рассказ,

письмо-поздравление,

письмо-просьба,

благодарственное письмо.

Д) Правила этикета

-Какое правило этикета существует по отношению к письмам? Слово личное

должно вам помочь? (Нельзя читать чужие письма!)

Обобщение учителя: действительно, чужие письма читать нельзя.

2.Беседа о письмах

- Давайте вернемся к стихотворению. Почему в своем стихотворении Яков Аким пишет «ты обрадуешься вдруг»? Что принесет радость, от чего станет лучше жить на свете? (Всегда радостно узнать что-то новое о своих друзьях, родственниках)

-Кто из вас получал письма?

-Радостно ли вам было?

-Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?

-Легко ли написать письмо?

Послушайте письмо, которое я прочитаю:



«Привет, Диман! Как житуха? У меня все по-старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Диман, увидимся. До встречи. Твой Леха.»

-Какое впечатление произвело на вас это письмо?

-Чего не хватает в этом письме?

-Без чего можно было бы обойтись?

-Красиво ли оно написано?

Обобщение учителя:


  • Избегайте грубых, просторечных слов и выражений. Не употребляйте обороты: "Лети с приветом, вернись с ответом", "Жду ответа, как соловей лета" и т д.

  • Письмо нужно уметь написать красиво, чтобы людям было приятно читать. Искусство красивого написания письма называется эпистолярным жанром.

3.Словарная работа

  • Знакомство с термином «Эпистолярный жанр»

Особого расцвета этот жанр достиг в то время, когда не было телефонов, телеграфа, телевизоров, компьютеров. Находясь на расстоянии, люди общались только посредством писем.

ИТК слайд №3

Прилагательное «эпистолярный» образовалось от слова «эпистола».

-Кто-нибудь знает значение этого слова? (Нет)

-А где мы может узнать? (Можно посмотреть в словаре, спросить у взрослых).

-Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Работа в группах. ( Две группы, группа, которая первой нашла слово, зачитывает его значение.)



«Эпистола- (гречес. – посылаю, отправляя.) письмо, послание».

  • Отгадывание кроссворда. (Заранее на доске начерчены два одинаковых кроссворда)

Есть ещё слова, связанные с эпистолярным жанром. Давайте попытаемся отгадать в кроссворде. Работаем также по группам у доски.

• Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо).

• Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

• Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

• Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

• Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

• Тот, кому адресовано письмо (Адресат).

• Тот, кто пишет письмо (Адресант).



Проверка.

  • Объяснение значения непонятных по значению слов.

Итак, есть слова, которые вы не смогли отгадать (предположительно индекс, адресант, адресат). Как вы думаете, кто нам может помочь? (Можно спросить у гостя. ( Дети все знакомы с работниками почты).)

- Совершенно верно. Ведь сегодня к нам в гости пришла самый главный почтальон, заведующая нашим почтовым отделением Бурнашова Татьяна Владимировна.

Татьяна Владимировна, помогите нам!

ИКТ слайд №4 Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

4.Как правильно подписать конверт

Татьяна Владимировна:

-Ребята, а я тоже прошу вас помочь мне. К нам на почту уже давно пришло

письмо (показывает письмо). Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не

указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано

на конверте:



На деревню дедушке Константину Макарычу.

-Вы не знаете, кто написал это письмо? (Дети на уроке внеклассного чтения заранее познакомились с этим рассказом)

Учитель: Помогите, дети! Скажите, герой какого рассказа отправил письмо

на деревню дедушке Константину Макаровичу?

-Кто автор этого рассказа?

ИКТ. Слайд №5

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка?

Почему? (отвечают)

- Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.



ИКТ. Слайд №6 Заведующая почтой: Дети, чтобы вам никогда не делать

таких ошибок, давайте посмотрим, как правильно подписывается конверт. (Показывает на конверте и на слайде)

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже

указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.



ИКТ, слайд №7

-Адрес раньше подписывался так:



Алтайский край ул.Центральная 79 с.Самарка

Локтевский район, Локтевский район,

с.Самарка, ул.Центральная 79 Алтайский край,

А теперь наоборот.

Переходим к индексу. Вы знаете индекс нашего почтового отделения? (658412)

Индекс - это своего рода цифровой код, которому соответствует опреде- ленный населенный пункт.

В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс.

В каждом почтовом отделении есть справочник слайд, №8, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.



IV.Физминутка

V.Конкурс «Лучший урок письма»

Татьяна Владимировна:

-Ребята! «Почта России» проводит VI Всероссийский конкурс «Лучший урок письма». Для участия в конкурсе нужно написать письмо на любую из этих тем (зачитывает):

«Письмо моей семье».

«Письмо Президенту».

«Письмо другу. Однажды со мной случилось…».

«Мой любимый вид спорта».

«Письмо моему учителю».

«Хочу рассказать тебе о моем родном крае».

Учитель:

-Ребята, вы хотите принять участие? (Да.)

Тогда сейчас я предлагаю поработать над темой «Письмо другу. Однажды со мной случилось…».



- Как вы думаете, какого вида будет это письмо? (Личное, письмо-рассказ)

VI.Правила написания письма. Групповая работа.

Поработаем над правилами написания письма в группах. У нас 2 группы.



Задание. Вы должны ответить на эти вопросы, ответы вписываете в таблицу.

Заполнение таблицы:

1 – С чего начинается личное письмо?

2 - Что идёт после приветствия?

3 – Что в основной части письма?

4 – Есть ли какой-нибудь текст после основной части вашего письма?

5 - Чем заканчивается ваше письмо?

VII.Проверка

Каждая строка второй половины открывается только после проверки и обсуждения.

Так у нас Так должно быть

1….. 1 – (дата), приветствие и обращение

2….. 2 – вопросы о здоровье, жизни адресата

3…. 3 – изложение информации о том что произошло

4…. 4 – выражение любви, прощание

5…. 5 – подпись, (дата).



VIII.Рассказ учителя

1)— Важно знать, как правильно начать письмо и как его закончить,

Сначала обязательно нужно поздороваться, например:

Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля!

Или так: Здравствуй, Ваня!

Если ты пишешь взрослому, уважаемому человеку, то лучше начать письмо так:

Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

Обрати внимание: к взрослому человеку, а ваш друг может быть и взрослым человеком, мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы:



Как Вы себя чувствуете?

Потом нужно поблагодарить друга за полученное письмо:



Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием. Или: Получил твоё (Ваше) письмо. Большое спасибо.

Если ты давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут:



Давно не получала от Вас писем! Всё ли в порядке? Или: Почему ты мне не пишешь? Или: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

Затем расскажи о себе, о том, что с тобой произошло.

Заканчивать письмо принято словами:

Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша.

Или: Жму руку. Пиши! Миша.

Или: С уважением Аня.

IX.Работа с письмами кота Матроскина

ИКТ слайд №8

Прочитайте письмо, которое кот Матроскин написал в Институт физики Солнца.



Дорогие учёные!

У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий вас кот Матроскин.

Как Матроскин начинает своё письмо и как его заканчивает? Соблюдает ли кот пpaвила вежливости?



X.Законы письма. Законы общения

У письма свои законы. — Они очень простые. На первом месте в письме всегда стоит тот, кому ты пишешь, а на втором месте - ты сам. Посмотрите, как должно быть построено письмо.

После того как ты поздороваешься и поблагодаришь за полученное письмо, можно кратко обсудить то, что тебя в последнем письме взволновало:

Как хорошо, что Вы собираетесь приехать к нам в гости! Или: Очень обрадовался, что ты приедешь к нам на каникулы. Или: Спасибо, что Вы ответили на моё письмо.

Затем поинтересуйся делами того, кому ты пишешь. Расспроси о том, что тебя интересует:



Напишите, как Ваше здоровье. Ходите ли Вы по-прежнему на прогулки в парк? Или: Как твои дела в школе? Напиши, что ты сейчас читаешь.

Важно, чтобы тот, кому ты пишешь, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны. Это Главный Закон Общения.

Потом можешь написать о своих делах.

Но следи за тем, чтобы мысль не перескакивала с одного на другое. Излагай то, чем хочешь поделиться, последовательно.

В конце письма не забудь попрощаться.

ИКТ.Слайд № 9 Прочитай письмо, которое кот Матроскин получил из Института физики Солнца.

Дорогой кот!

Мы все тебя помним. Жалко, что ты от нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живёшь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав.

Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор — делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши, мы всё тебе объясним.

Всего хорошего. Учёный Курляндский.

(По Э.Успенскому)

Соблюдает ли учёный Курляндский Главный Закон Общения? Зачитай те строчки, из которых это видно.

XI.Практическая часть. Написание письма

-Теперь, когда вы знаете законы письма, правила общения попробуете сами написать письмо. Каждый учащийся получает задание:



«Напишите письмо-рассказ о том, что однажды с вами случилось бывшей однокласснице Арефьевой Виктории, которая переехала в Норильск. Вы все с ней дружили и считали своим другом»

и Слова - подсказки:

Дорогая подруга... (одноклассница)

Хочу рассказать тебе о...

Мы очень скучаем без тебя...

Напиши нам о...

С нетерпением ждем ответа...

-Прочитайте слова подсказки вслух.

-Какая часть письма будет самая большая? (Та, где будет рассказываться о том, что случилось)

Проверка работы.

-Кто хочет прочитать свое письмо вслух?

-Теперь, после чтения вслух, что бы ты изменил, добавил, переделал?

-А чтобы вы ребята посоветовали бы?

Если кто-то из вас считает, что надо что-то изменить, то эту работу сделаете дома.

XII.Домашнее задание.

Это была проба вашего пера.

-Может быть, кто-то из вас хочет написать письмо на другую тему? Или другому своему другу о том, что с вами случилось? (Да.)

Варианты заданий:



Вариант 1

Заканчиваете работу над письмом, написанным в классе



Вариант 2

вы пишете письмо на выбранную вами другую тему или



Вариант 3

на эту же тему, но адресованное другому другу

На следующий урок приносите. Появится желание - прочитаете всем. Если кто-то будет нуждаться в помощи, обратитесь ко мне или к товарищам.

При написании соблюдайте правила написания письма, правила вежливости.



XIII.Итог

Проверим, как вы запомнили правила подписывания конвертов.

1) Что вы запишете в левом верхнем углу конверта?

2) Где нужно записать информацию об адресате?

3) Где следует записать индекс адресанта?

-Чему каждый из вас сегодня учился?

-Что нового для себя узнали?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

XIV.Рефлексия

Самооценка работ в группах. (Только словесная)

Самооценка каждого учащегося своей работы на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме "Как правильно написать письмо" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.



Спасибо вам всем! Спасибо Татьяне Владимировне!

Урок окончен.

Самарская средняя общеобразовательная школа

Разработала: Амирова Галина

Николаевна

учитель начальных

классов

Адрес: Ул.Центральная 112

с.Самарка

Локтевский район

Алтайский край

Индекс: 658412

Телефон: 89236489096