Качество управления предприятием и стандарты риск-менеджмента - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция № «Риск-менеджмент как система управления рисками» Понятие... 1 54.11kb.
Совершенствование управления предприятием на основе формирования... 1 323.16kb.
Стиль менеджмента Введение 2 533.93kb.
Стандарты и управление проектами 1 85.35kb.
Информационного риск-менеджмента 1 39.19kb.
Организационные отношения в системе менеджмента 1 63.05kb.
Закономерности и законы развития менеджмента Принципы менеджмента... 1 72.23kb.
Семинар «Изменения законодательства по охране труда и международные... 1 37.43kb.
Семинар «Изменения законодательства по охране труда и международные... 1 37.43kb.
В. В. Бондарчук совершенствование управления малым предприятием на... 1 22.55kb.
Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 1 126.58kb.
Программа дисциплины Финансовый риск-менеджмент для направления 080100. 2 367.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Качество управления предприятием и стандарты риск-менеджмента - страница №1/1

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И СТАНДАРТЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

Р.М. Качалов


Повышение качества управления отечественными предприятиями реального сектора во многом зависит от наличия в системе управления предприятием функции управления риском или службы риск-менеджмента.

В самом широком смысле под управлением в экономике понимают сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты. В таком случае под качеством управления экономическими объектами по аналогии с техническими системами управления надо подразумевать «точность» достижения желаемых результатов. Поскольку функционирование реальных экономических объектов сопряжено с риском не достичь желаемых результатов.

Влияние функции риск-менеджмента на качество управления предприятием реального сектора экономики многогранно, а в целом это означает позитивное изменение всей культурной среды предприятия. Можно выделить, по крайней мере, некоторые важные черты этой новой культуры управления предприятием. Во-первых, повышается точность и адекватность представлений руководства предприятия о реальном состоянии предприятия благодаря упорядочению пространства анализа предприятия и окружающей его экономической среды, применению регулярных, методически подкрепленных процедур анализа риска во всех без исключения и пропусков сферах внутреннего и внешнего экономического пространства предприятия. Во-вторых, расширяется спектр возможных и предлагаемых управляющих антирисковых воздействий, обоснованных прогнозными оценками результатов введения принятых управляющих воздействий. И, наконец, благодаря функции риск-менеджмента обеспечивается связь между прошлым и будущим предприятия, между прошлыми и будущими экономическими состояниями предприятия.

Реализация на предприятии функции управления риском как самостоятельной управленческой подсистемы означает, что на предприятии вводятся специальные регламенты управления риском, обучается персонал, назначаются лица, ответственные за управление уровнем риска или привлекаются внешние консультанты (что, кроме всего прочего невольно означает освоение новых знаний) и т.п.; разрабатывается и апробируется комплекс специальных процедур мониторинга и выявления факторов риска, анализа их релевантности, оценки возможности и размера потенциального ущерба и, наконец, разрабатываются в соответствии с принятой моделью управления риском антирисковые управляющие воздействия. Очевидно, что все это в совокупности складывается в новую, пусть и заимствованную внутрифирменную культуру, положительными чертами которой являются переход к принятию обоснованных качественным анализом и количественными расчетами решений, в условиях неопределенности и в ситуации экономического риска.

В самом широком смысле под управлением предприятием понимают сознательное целенаправленное воздействие со стороны руководства предприятия (так называемой управляющей подсистемы) на персонал и подсистемы предприятия (производственная, вспомогательная, финансовая и т.п. подсистемы) с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты. В таком случае под качеством управления экономическими объектами по аналогии с техническими системами управления надо подразумевать «точность» достижения желаемых результатов. Для технических объектов, как правило, удается найти количественные оценки статической и динамической погрешности достижения заданных значений управляемых переменных и т.п. В задачах управления предприятиями, количественная оценка точности достижения целевых показателей и необходимого для этого времени является трудноразрешимой задачей.

Как будет показано в докладе, эту задачу – повышения качества управления предприятием – может взять на себя функция и реализующая ее подсистема управления уровнем экономического риска деятельности предприятия.

К сожалению, распространение функции риск-менеджмента в практике отечественных предприятий реального сектора явно не соответствует современным требованиям к качеству управления микроэкономическими объектами. Как показывают многолетние эмпирические исследования ЦЭМИ РАН, для малых и средних предприятий введение функции риск-менеджмента является непозволительной роскошью. В том или ином виде управление риском осуществляется или планируется не более чем на 20 процентах опрошенных предприятий. Однако оптимизм внушает то обстоятельство, что крупные производственные предприятия энергетической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслей начали примерно с середины прошедшего десятилетия интенсивно разрабатывать и использовать в своей хозяйственной деятельности предприятия уже имеют в своем составе многоуровневые системы управления риском и формировать соответствующие подразделения и укомплектовывать их квалифицированным персоналом.

Основными причинами замедленного распространения систем риск-менеджмента остаются дефицит квалифицированных специалистов и отсутствие традиций управления риском в хозяйственной практике предприятий и системы подготовки специалистов такого профиля в вузах, недостаток информации о позитивных примерах использования функции управления риском на предприятиях, а также недоступность международных и полное отсутствие отечественных отраслевых нормативных материалов и методических рекомендаций, обеспечивающих процессы разработки и функционирования систем управления экономическим риском на предприятиях реального сектора экономики.

В то же время в финансовой сфере имеются весьма заметные достижения в нормативно-методическом обеспечении процессов управления риском. Работы по стандартизации в области риск-менеджмента производственных предприятий успешно проводятся в ряде стран, а также поддерживаются некоторыми международными отраслевыми союзами и организациями. Так, с 1997 г. в Канаде действуют Руководящие указания по принятию решений при управлении риском (CSA Q 850:1997 - Risk Management Guidelines for Decision Makers). В Японии – Руководящие указания по разработке и внедрению системы риск-менеджмента действуют с 2001 г. (JIS Q 2001:2001 - Guidelines for development and implementation of risk management system). В последующие годы национальные стандарты риск-менеджмента были введены также Австралией, Новой Зеландией, Австрией.

Аналогичная работа международных организаций по регламентации функции риск-менеджмента предприятий увенчалась принятием таких документов как Регламент управления риском (A Risk Management Standard (FERMA), Федерация европейских ассоциаций риск-менеджеров), Стандарты COSO (Комитета спонсорских организаций) «Интегрированные системы управления риском на предприятиях», 2004 г. и стандарты Международной организации по стандартизации серии ISO 31000 Менеджмент риска (2009 г.). Следует отметить что Приказом Росстандарта от 21 декабря 2010 года N 883-ст утвержден и введен в действие с 1 сентября 2012 г. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство». Стандарт может использовать любое государственное, частное или общественное предприятие, ассоциация, группа лиц или отдельное лицо; Стандарт не является специфическим для какой-либо промышленности или отрасли. Кроме того в настоящее время Общество «РусРиск» совместно с РСПП разрабатывает профессиональный стандарт по риск-менеджменту. Перечень доступных стандартов в области управления риском представлен в таблице.



Таблица

Стандарты и рекомендации по управлению хозяйственным риском на предприятиях




Обозначение документа

Разработчик (организация, страна)

Название на русском языке

Название на английском языке

1

ISO 31000:2009

Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization)

Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания

Risk management -- Principles and guidelines

2

ISO / IEC 31010:2009



Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) совместно с ее партнером МЭК - Международной электротехнической комиссией (IEC, International Electrotechnical Commission).

Менеджмент рисков. Методы оценки рисков

Risk management -- Risk assessment techniques

3

ГОСТ Р ИСО 31000-2010



Росстандарт

«Менеджмент риска. Принципы и руководство»


Risk management -- Principles and guidelines

4

ISO Guide 73:2009

Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization)

Менеджмент рисков. Словарь





Risk management -- Vocabulary

5

A Risk Management Standard (2002) -

Федерация европейских ассоциаций риск-менеджеров (FERMA)

Регламент управления риском

A Risk Management Standard


6

Standard COSO (2004)

Комитет спонсорских организаций (COSO) Комиссии Тредвей (США, Канада, PricewaterhauseCoopers)

Стандарты COSO «Интегрированные системы управления риском на предприятиях»

Enterprise Risk Management (ERM) - Integrated Framework (2004)


7

AS/NZS 4360:2004

Australian/New Zealand

Стандарт «Риск-менеджмент»

Risk Management standard


8

HB 436:2004

Australian/New Zealand

Руководящие указания по применению стандарта риск-менеджмента AS/NZS 4360:2004

Risk Management Guidelines. – Companion to AS/NZS 4360:2004

9

CSA Q 850:1997

Канада

Руководящие указания по принятию решений при управлении риском

Risk Management Guidelines for Decision Makers


10

JIS Q 2001:2001

Япония

Руководящие указания по разработке и внедрению системы риск-менеджмента

Guidelines for development and implementation of risk management system


11

ONR 49000:

2008 06 01



Австрийский институт стандартизации Osterreichisches Normungsinstitut

Risk management for organizations and systems — Terms and principles

Риск-менеджмент для организаций и систем — Термины и принципы

12

ONR 49001: 2008 06 01

Австрийский институт стандартизации Osterreichisches Normungsinstitut


Risk management for organizations and systems — Elements of the risk management systems

Риск-менеджмент для организаций и систем — Элементы систем риск-менеджмента

13

Проект

НП «Русское общество управления рисками»

Профессиональ-ный стандарт «Управление рисками (риск-менеджмент) организации»


Risk management for organizations

Анализ приведенных в таблице стандартов риск-менеджмента позволяет оценить перспективы их применимости в российских условиях. С этой точки зрения к недостаткам рассмотренных документов надо отнести то, что в их основу были положены концепции систем внутрифирменного аудита, до сих пор мало распространенных в России, кроме того, они ориентированы главным образом на открытые акционерные компании, доля которых в России по последним данным не превышает 10 %.

Несомненным достоинством этих нормативных документов является то, что они ориентируют разработчиков на то, чтобы функция управления риском пронизывала всю организационную структуру предприятия, охватывала все подразделения предприятия, вовлекая их в сферу управления риском, а также недвусмысленно связывают реализацию функции управления риском со стратегией предприятия и стратегическим типом управления предприятием в целом.

Как и во многих подобных случаях, прямое заимствование институциональных норм, даже положительно зарекомендовавших себя в других странах, не всегда приводит к позитивным результатам в иной социально-экономической среде. Поэтому очевидно, что для наших условий необходимо разрабатывать или выращивать специфицированные к отечественным условиям регламенты управления риском в деятельности предприятий, разумеется, учитывая и, может быть, адаптируя зарубежный опыт. Например, чтобы расширить круг потенциальных пользователей будущих регламентов следовало бы максимально учесть специфику средних и малых предприятий любых организационно-правовых форм.



Таким образом, цель освоения отечественными менеджерами функции управления экономическим риском состоит в повышении качества управления предприятием. При этом надо иметь в виду, что качество реализации самой функции управления риском в значительной мере определяется наличием и доступностью для практикующих риск-менеджеров эффективных нормативно-методических материалов. А это, в свою очередь, требует постановки задачи создания собственных или адаптации к российским условиям позитивно зарекомендовавших международных и национальных регламентов риск-менеджмента. Такая работа ведется, но, к сожалению, недостаточно системно и плодотворно.

Вместе с тем, в России и странах СНГ уже накоплен определенный опыт разработки и использования комплексных систем управления риском. Этот опыт обсуждался на ряде конференций, проводимых, в частности, обществом «РусРиск» и другими профессиональными объединениями.