К вопросу участия женщин в деятельности местных органов власти - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила торговли изменились 1 141.41kb.
10. Статистика обращений в Государственное Собрание 1 61.06kb.
Избиратель – основа формирования органов государственной власти и... 1 144.58kb.
План заседаний координационного совещания руководителей органов государственной... 1 51.39kb.
Методические рекомендации по оформлению наградных документов при... 3 1364.37kb.
Развитие местных органов главлита на урале в 1922-1938 гг.: Структура... 3 794.75kb.
Закон самарской области о предоставлении информации о деятельности... 1 78.2kb.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного... 1 79.08kb.
Учебные материалы для юристов и общественных организаций по Европейской... 9 916.96kb.
Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных... 1 315.7kb.
Эксплуатацию Единой системы электронного документооборота органов... 1 13.66kb.
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв." 1 18.43kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

К вопросу участия женщин в деятельности местных органов власти - страница №1/1

КОЗЛОВА Н.Н.

Тверской государственный университет



Советская представительная система: к вопросу участия женщин в деятельности местных органов власти
В 1917 г. Правительство России провозгласило равное избирательное право для мужчин и женщин. После октябрьского переворота основой политики большевиков по женскому вопросу стало знаменитое выражение В.И.Ленина о кухарке, управляющей государством. Нашей задачей является освещение хода выполнения данного тезиса на практике в начальный период становления советского государства на примере деятельности тверских советов.

СНК изначально выступило против самостоятельных женских политических организаций, так как главными ценностями были провозглашены интересы рабочего класса. Массовому вовлечению женщин в государственные дела способствовало становление новых органов власти - советов, которые ставили целью своей работы привлечение всех граждан к управлению. Призыв к управлению содержала изданная в 1917 г. Инструкция “О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях”.i Однако решением женского вопроса занимались специально созданные в 1919 г. женотделы при парторганизациях, которые положили начало женскому делегатскому движению. Тем не менее в России, стране с многовековым патриархальным укладом, отсутствовали традиции выражения активной гражданской позиции женщин. Сложившиеся в обществе стереотипы о невмешательстве женщин в сферу государственного управления преодолевались медленно. Процесс реального привлечения женщин к управленческой деятельности растянулся на десятилетия.

Тверская губерния принадлежала к типу таких регионов, где преобладало женское население. В зимний период почти 20% мужчин уходило на заработки. Это увеличивало политическую и экономическую роль женщин и, тем самым, важность советской работы среди них.

Одним из наиболее важных политических событий страны являлись перевыборные кампании, а также съезды советов. Губернские комиссии по перевыборам, принимая во внимание инертное отношение женщин к перевыборным собраниям, командировали в состав избиркомов по губернии женщин-представительниц с правом совещательного голоса, в волости таких представительниц делегировали от делегатских женских собраний волости. Вхождение в состав избирательных комиссий было почетной обязанностью и женщины активно принимали участие в намеченных органами власти мероприятиях. Среди них можно выделить такие мероприятия как: составление и распространение воззваний к женщинам-работницам, проведение довыборных собраний с целью разъяснения положения женщин в советском строительстве, применение других форм агитации.ii

Тем не менее в начале 20-х гг. в Тверской губернии, как и по стране в целом, представительство женщин-делегаток на съездах было более, чем скромным. Так, например, на VIII, IX, X губернских съездах в 1920-1921 гг. среди 200-240 мужчин находилось 6, 7, 3 женщины соответственно, на уездных съездах количество женщин-делегаток в лучшем случае достигало 7, а в худшем их вообще не было.iii Среди причин сложившейся ситуации помимо стереотипности неприятия образа женщины-общественного деятеля можно назвать само устройство системы органов представительной власти. Во-первых, выборы проходили преимущественно по производственному принципу, т.е. на собраниях предприятий, профсоюзов, учреждений, где основную трудящуюся массу составляли мужчины. Большинство женского населения в начале 20-х гг. являлись либо домохозяйками, либо безработными. В 1923 г. в Российской Федерации насчитывалось 43,9% домохозяек.iv Стремление органов власти превратить домашнее хозяйство в отрасль общественного производства и, тем самым раскрепостить женщин для труда, не получило должного воплощения. Страна находилась в состоянии разрухи после длительного периода войн. Таким образом, основная масса женщин была вынуждена сосредоточить все свое внимание на семье и домашнем хозяйстве.

Во-вторых, многоступенчатая система выборов сводила к минимуму все попытки женщин попасть на съезды более высокого уровня. Так, например, тверскую делегацию на VII Всероссийский съезд советов (декабрь 1919 г.) составляли только мужчины.v В регистрационных карточках съездов отсутствовало даже деление по половому признаку: указывались лишь общее количество участников, их партийный и социальный состав и т.д.

Эти и другие причины повлияли на общее участие женщин в перевыборных собраниях. В выборах 1923 г. в Тверской губернии участвовало 6,1% женщин,vi в сельской местности - 2,2%,vii при участии мужчин - 54,7%. Выборы в Тверской горсовет можно представить следующей таблицей:viii

год выборов

номер созыва

общее количество участников

количество женщин

1918

I

166

9

1919

II

141

7

1920

III

168

12

1921

IV

261

34

1922

V

171

25

1923

VI

133

16

Так как система советов представляет собой сочетание представительной и исполнительной властей и избрание исполнительных органов происходит на съездах, то соответственно и количество женщин, работающих в органах власти, было небольшим. Например, в 1919 г. в штате Тверского губисполкома числилась только одна женщина - заведующая иностранным подотделом. Женщины также работали рядовыми сотрудницами в отделах народного образования, здравоохранения, собеса, возглавляли подотделы материнства и детства, детские дома, коммуны, Дома социального обеспечения и т.д. В военном, финансовом отделах, СНХ женщины либо не работали вовсе, либо являлись делопроизводителями и секретарями.ix Редко женщины встречались в составе уездных исполкомов, президиумах горсоветов.x В Тверской совпартшколе в 1920 г. проходили курсы 18 женщин и 102 мужчины.xi

Таким образом, в начале 20-х гг. низкое участие женщин в советах было закономерным явлением. В основной массе женского населения еще не произошло осмысления сути новой политики правительства в отношении женщин и назначения избирательных прав.

Последующий рост участия женщин в перевыборных кампаниях в 20-е гг. можно разделить на два этапа. Первый этап наступает уже в середине 20-х гг. В 1924-1925 гг. в Тверской губернии приняло участие в собраниях в деревнях 24,1% женщин, в городах - 27,9%; в 1925-1926 гг. соответственно - 36,6% и 39,5%.xii

Таким образом, увеличился процентный состав женщин в сельских органах власти в 1926 г. до 10,5%. Такой же процент участия был зафиксирован и на волостных съездах, хотя в состав волисполкомов вошли 5,8% женщин при общереспубликанском - 9%. При этом председателями сельсоветов являлись 0,5% женщин.xiii Первый и единственный председатель волисполкома - женщина - в стране была выбрана в 1926 г. в Калужской губернии.

Представительство женщин на уездных и губернских съездах было несколько шире - 14,4% и 16,2% соответственно, но в состав исполкомов вошли - 8,9% и 12,1%.xiv

В общем, исходя из анализа перевыборных кампаний 20-х гг. можно констатировать, что успех их во многом объясняется увеличением участия женщин в данных кампаниях.

Второй этап усиления активности женщин в перевыборных кампаниях наступает с 1927 г. В связи с курсом страны на индустриализацию особое значение приобретают горсоветы, а также расширенное представительство рабочих в органах власти. В губернском городе насчитывалось огромное количество квалифицированных пролетарок. Только на “Пролетарке” работало 13 000 работниц.xv Если учесть, что в кампанию 1927 г. в Твери 70% всех участников представляли рабочие текстильных фабрик,xvi то факт политической активности женщин очевиден. В результате выборов в составе Тверского и Вышневолоцкого горсоветов нового созыва женщины занимали от 30-50%, в среднем по губернии (в заштатных городах) - 17%. Только Тверской горсовет повысил количество женщин в своем составе в данную избирательную кампанию на 10,7%xvii. Таким образом, преобладающее количество работниц в ряде отраслей создавало благоприятные условия для привлечения женщин к государственному строительству.

С другой стороны, увеличение количества работниц в органах власти происходило за счет ущемления прав домохозяек. Категория домашних хозяек относилась к “неорганизованному” населению и выбирала членов горсоветов по территориальному принципу (с меньшим по сравнению с производственным представительством). В 1927 г. в состав советов губернии входят лишь 3,7% домохозяек.xviii

В целом по губернии уровень участия женщин в кампании выразился по деревне - 32,5%, в городе - 51,2%xix, превышая республиканский уровень - 28,7%. В отдельных уездах количество участвовавших женщин достигало 65%. Анализируя показатели кампаний 20-х гг., трудно выявить закономерности роста женской активности по уездам. Скорее всего, это зависело в первую очередь от уровня агитации самой перевыборной кампании. Например, в некоторых волостях Весьегонского уезда женщинам вообще не рассылали повестки для участия в избирательных сходах, мотивируя это тем, что “мужчин нет, а женщин ни к чему созывать”.xx Поэтому представительство женщин в сельских органах власти в 1927 г. снижается с 2115 до 1803 (т.е. с 10,5% до 8,8%).xxi Наряду с этим в деревне разворачивается женское делегатское движение, которое по охвату значительно превосходит городское.

Тем не менее общий уровень участия женщин в перевыборных кампаниях советов по губернии был значительно ниже, чем у мужчин. Так в 70% волостей приняло участие 35% женщин и 60% мужчин.xxii

Система советов до 1936 г. была представлена только на двух уровнях - сельском и городском. Именно здесь осуществлялась основная работа с массами. На работу в горсовет брали уже преимущественно тех женщин, которые прошли курс делегатских собраний. В основном политика властей определялась тремя направлениями работы с женщинами: участие их в работе красных уголков, охват массово-кружковой деятельностью, вовлечение в массовые политические кампаниях.

Состав общественниц горсоветов по условиям работы с ними делился на две группы. В первую входили члены и кандидаты советов. В Тверском горсовете их насчитывалось 40%.xxiii Во вторую - так называемые прикрепленные от женотделов партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Среди прикрепленных количество женщин намного превышало количество мужчин. Из обеих групп формировался актив, который с течением времени закреплялся. Так, например, в 1927 г. избранных во второй раз женщин уже насчитывалось 24%.xxiv Все женщины распределялись по секциям (прообразы постоянных комиссий советов 1936-1993 гг.), которые в свою очередь строились по отраслевому принципу. За отсутствием в системе советов исполнительных органов, кроме президиумов, вся работа сводилась к помощи отделам вол- уи- и губисполкомов и по сути являлась общественной, т.е. не оплачивалась. Секционерки занимались обследованием работы в учреждениях, проверкой их деятельности, выполняя преимущественно один вид государственной работы - контроль, а не прямое управление. Задачей их также являлась пропаганда успехов своего совета.

Основным направлением деятельности женщин являлись культурно-бытовые мероприятия. Для этих целей при Тверском Окружкоме была создана комиссия по изучению и улучшению труда и быта работниц и крестьянок. Последняя не концентрировала в себе денежных и материальных ценностей и представляла собой планирующий орган.xxv Также советы проводили учебу с женщинами-общественницами; для них разрабатывались специальные лекции по вопросам советского строительства.

Советскую систему управления в широком смысле можно назвать системой выдвижения. Советы формировали списки выдвиженок на руководящую советскую, хозяйственную работу. Руководящий состав горсоветов представляли Бюро секций, где женщины составляли половинуxxvi. Посещаемость основной массы секционерок заседаний горсоветов в конце 20-х гг. составляла 66%, приблизительно такой же была их активность при выполнении данных им поручений.xxvii

Среди горсоветов губернии следует выделить работу Тверского горсовета: здесь была налажена система секций, выделен один инструктор по женской работе.xxviii Однако в целом положение женщин в системе советов оставалось незавидным. По принятому в то время лозунгу “Женщина-работница-домохозяйка-мать” они получили “двойную” нагрузку в условиях неразвитого бытового хозяйства. Тем не менее женщины критиковали местные органы власти за невнимательное отношение к их инициативам.

Возможность высказать свое отношение к политике партии и правительства женщины получили в период подготовки II Всероссийского съезда работниц. В сентябре-октябре 1927 г. в Тверской губернии прошли волостные, уездные, губернские съезды женщин-общественниц. Повестки съездов были составлены приблизительно одинаково. Основное внимание уделялось положению в хозяйстве, работе в просветительных учреждениях и т.д. Наряду со съездами в губернии проходили конференции женщин.xxix Для конца 20-х гг. вообще характерно значительное количество всевозможных женских совещаний, съездов, конференций и т.д. В составе их участниц преобладали женщины-члены советов и женделегатки. Среди всех мероприятий следует отметить губернский съезд общественниц и губернское совещание по советскому строительству (октябрь 1927 г.), которые вынесли резолюции по деятельности женщин на хозяйственной и общественной работе. Съезды выделили недостатки работы с женщинами: отсутствие систематического руководства, слабый учет их работы; редкое выдвижение объяснялось культурной и общественно-политической отсталостью, инструктаж носил характер отвлеченных бесед о правах обследуемых предприятий. Подчеркивалось не везде благожелательное отношение к женщинам-общественницам, недооценка советами работы с женщинами и перекладывание ее на женские организации, особенно в деревнях.xxx Губернское совещание по советскому строительству констатировало недостаточное представительство женщин в составе советов. Поэтому с конца 20-х гг. в губернии, как и в целом по стране утверждается политика твердых квот на участие женщин в политкампаниях. Так в состав губисполкома должны входить 38% женщин, уисполкомов - 25%, в состав горсоветов - 23%, сельсоветов - 20%, в руководящий состав секций советов - 25%.xxxi По резолюциям съездов можно выделить две основные тенденции в работе с женщинами: бюрократизация - увеличение количества совещаний, съездов и т.д., а также разработка контрольных мероприятий в их деятельности.

Анализ работы с женщинами-общественницами по Тверской губернии был представлен в докладе инструктора ВЦИК Дж.Галли, обследовавшем в 1928 г. эту сферу деятельности губисполкома на месте. В частности он отмечал рост политической активности женщин, многолюдность и оживленность женских конференций. Среди причин, тормозивших раскрепощение женщин, он выделил нерешительную и непоследовательную политику органов власти. Так, например, с января по март 1928 г. президиум губиспокома разобрал 30 вопросов, из которых ни один не затрагивал женские интересы. Многие решения по женскому вопросу вышестоящих инстанций игнорировались, а изданные в течении 1927 г. три циркуляра по работе с женщинами копировали документы партийных организаций. Выдвижение женщин на хозяйственную и административную работу проходило в основном по линии секций и не имело учета. Среди ответственных работников губиспокома насчитывалось всего 6 женщин и лишь одна из них входила в состав президиума.xxxii

Активными политическими кампаниями сопровождались Международные женские дни - 8 марта. Для этого ежегодно создавались специальные комиссии по проведению Международного женского праздника при президиуме губисполкома, которые намечали основные мероприятия на праздничную неделю, а также ставили практические задачи женщин-общественниц на год. Среди первых можно отметить следующие: проведение конференций, культурно-бытовые походы по обследованию учреждений, трехдневники по охране материнства и младенчества.xxxiii

Кампании начинались с воззваний к трудящимся женщинам Тверской губернии, которые публиковались в местной прессе. “День 8 марта, - отмечалось в воззваниях, - является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок”.xxxiv Обращения призывали к рационализации производства и управления, улучшения быта и труда женщин, развитию сети детских учреждений. Соответственно 8 марта являлся рабочим днем. Более того, органы власти давали установку на рекордные результаты в работе в этот день. После рабочей смены следовала официальная часть праздника, художественная самодеятельность, а также предоставлялась возможность женщинам бесплатно посетить кинематограф.xxxv По окончании праздничной недели в губисполком стекались сведения и программы из уездов с итогами проведения мероприятий, по которым составлялась сводка результатов кампании по губернии, отсылавшаяся затем в вышестоящие инстанции.

Ежегодно накануне женского праздника советы принимали программы улучшения труда и быта женщин, участия их в управлении, создании специальных курсов по подготовке соцактива, учета выдвиженок, ликвидации женской безработицы, устранения неграмотности, развития профобразования. Составлялись планы по работе с женщинами-общественницами. Программы отличались конкретностью и адресностью. В таблицах отражались показатели реального и запланированного участия женщин по различным отраслям. Среди них предусматривалось повысить процентный состав женщин в органах власти.xxxvi Итоги работы популяризировались на женских совещаниях, конференциях. Таким образом, признавалась важность систематической работы среди женщин.

В процессе перевыборных кампаний рубежа 20-30-х гг. достигаются максимальные показатели участия в них населения по Тверскому округу. Так по Твери в 1931 г. активность избирателей зафиксирована на уровне 97,4%xxxvii. Общий процент женщин, участвовавший в массовых политических кампаниях, составлял от 92 до 98%.xxxviii В Тверском окружкоме среди сотрудников отделов женщин насчитывалось 34,2%.xxxix

Летом 1930 г. прошли районные женские конференции, которые констатировали значительные успехи в деле “раскрепощения” женщин, перелом в сторону большего внимания к работе с ними органов власти. Основными темами конференций являлись социалистическое переустройство деревни, военизация женщин и вовлечение их в ОСОАВИАХИМ.xl

В связи с коренной перестройкой секционной работы в начале 30-х гг. основное внимание уделяется промышленным секциям. На производстве из депутаток советов создаются ударные бригады, которые заключали между собой договоры о соцсоревновании. В отчетах Калининского горсовета за этот период упоминаются женщины - работницы, члены горсовета, перевыполняющие промфинплан.xli

Таким образом, 20-е годы явились переломными в деле вовлечения женщин в активное советское строительство; определяется положение женщин в общественной жизни, формируются основные параметры представительства женщин в органах власти. На рубеже 20-30-х гг. были достигнуты высокие результаты их участия в политических кампаниях. Следует отметить следующие наиболее важные моменты в указанных процессах:

- основная часть женщин была привлечена к работе в сель- и горсоветах - массовых органах трудящихся;

- работа в советах носила характер общественной нагрузки, которая требовала больших затрат времени после основного рабочего дня и не оплачивалась;

- игнорировались результаты женских конференций, съездов, тем самым показывая скорее декларативный характер решения женского вопроса;

- система квот, гарантировавшая представительство в органах власти, не отражала полностью их интересы.

Тем не менее большинство женского населения активно пользовались своими политическими правами и, участвуя в работе советов, получали более высокий социальный статус. Таким образом, опыт советского государства в 20-е гг. получает исключительную ценность, т.к. намного опережал другие державы в решении женского вопроса.

С 30-х до конца 80-х гг. система выборов и представительство женщин в советах оставались неизменной. Помимо квот по Конституции 1936 г. формировалась практика безальтернативных выборов. Среди женщин-членов горсовета преобладали ударницы труда и представительницы партийно-хозяйственной номенклатуры. Великая Отечественная война внесла некоторые коррективы в избирательную практику. Однако уже в 1966 г. в составе Калининского облсовета насчитывалось 45% женщин. Такой же процент фиксируют и другие уровни советской представительной системы.xlii Лишь в 1989 г. в период политической реформы были внесены существенные изменения в избирательный процесс, в результате которого было переосмыслено советское решение женского вопроса, и который, в свою очередь, был поставлен в иной плоскости.




i Женщины в революции. М., 1959. С.33.

ii ГАТО, Р-291, оп.3, д.581, л.1.

iii ГАТО, Р-291, оп.5, д.280, л.3, 6, 11.

iv Женшины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.,1991, С.21.

v ГАТО, Р-291, оп.2, д.33., л.25.

vi Социалистическое строительство в Тверской губернии в диаграммах и схемах. Тверь, 1927. С.29.

vii ГАТО, Р-640, оп.1, д.172,л.10.

viii ГАТО, Р-640, оп.1, д.146, л.6.

ix ГАТО, Р-291, оп.2, д.407, л.8, 16-20, 21-28.

x ГАТО, Р-191, оп.5, д.280, л.11.

xi “Тверская правда” 1920, № 43.

xii Тверская губерния в 1925-1926 гг. Отчет губисполкома XV-у губернскому съезду. Тверь, 1927. С.238-254. Социалистическое строительство... С.29.

xiii Тверская губерния в 1926-1928 гг (к отчету губисполкома XVI-у губернскому съезду). Тверь. 1929. С.263.

xiv Там же.

xv ГАТО, Р-291, оп.11, д.206, л.115.

xvi Тверская губерния в 1926-28 гг... С.260.

xvii ГАТО, Р-291, оп.11, д.206, л.118.

xviii Социалистическое строительство... С.25.

xix Там же. С.29.

xx ГАТО, Р-291, оп.11, д.206, л.115.

xxi Социалистическое строительство... С.31.

xxii ГАТО, Р-291, оп.11, д.206, л.115.

xxiii Отчет о деятельности Тверского горсовета за время с 1.10.1926 по 1.10.1927. Тверь. 1928. С.16.

xxiv Отчет о деятельности... С.8.

xxv ГАТО, Р-1109, оп.1, д.169, л.63.

xxvi Там же.

xxvii ГАТО, Р-640, оп.1, д.472, л.12.

xxviii Отчет о деятельности... С.16.

xxix ГАТО, Р-640, оп.1, д.307, л.397, 405.

xxx Тверская губерния в 1925-1926... С.254.

xxxi ГАТО, Р-640, оп.1, д.292, л.7,16.; Р-291, оп.11, д.156, л2-4.

xxxii ГАТО, Р-291, оп.11, д.206, л.115-146.

xxxiii ГАТО, Р-291, оп.11, д.115, л.9-17.

xxxiv ГАТО, Р-291, оп.11, д.76, л.9.

xxxv ГАТО, Р-291, оп.11, д.115, л.9, 48.

xxxvi Там же, л.30

xxxvii ГАТО, Р-640, оп.1, д.1701, л.237.

xxxviii ГАТО, Р-640, оп.1, д.1800, л.20 а.

xxxix ГАТО, Р-640, оп.1, д.1788, л.23.

xl ГАТО, Р-640, оп.1, д.162, л.168-340.

xli Материалы к отчету горсовету 12-го созыва. Гор.Калинин. 1934. С.66.

xlii Калининская область за 50 лет в цифрах. Статистический сб. 1917-1967. М., 1967. С.15.