К вопросу об этической классификации религий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Томск первым в России начал реализовывать проект «Паломники трех... 1 37.73kb.
Однодневные экскурсии «Travellux» Иерусалим 3-х религий 1 53.02kb.
Иерархическая модель классификации мотивов: абрахам маслоу 1 63.7kb.
К вопросу участия женщин в деятельности местных органов власти 1 154.43kb.
Агронина Н. И. Особенности формирования профессионально-этической... 1 22.45kb.
Критерии классификации объектов информатизации по требованиям защиты... 1 48.16kb.
К вопросу о богоборчестве: испанская и русская версии 1 22.04kb.
Философское эссе «Проблема подлинного и неподлинного существования... 1 56.94kb.
Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: этический смысл трансмиссии 1 191.07kb.
Вопросы к зачету по курсу «История мировых религий» 1 15.08kb.
Примеры методик и моделей классификации и идентификации объектов... 3 933.35kb.
Экзистенциализм, Христианство и восточная философия. Терапия алкогольной... 4 1086.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

К вопросу об этической классификации религий - страница №1/1


Матвеев П.Е.,

д.ф.н., профессор каф. ФиР ВлГУ



К ВОПРОСУ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ

Этическая оценка религии включает в себя многие аспекты, в том числе, такие как классификация религий, этическое исследование той или иной религии, анализ соотношения религии и морали и т.д. Мы кратко остановимся на проблеме этической классификации религий. Дело в том, что научная классификация есть результат большого исследовательского труда, она предстаёт как определённый итог, завершение научных исследований и как фактор их дальнейшего продолжения. Любая научная классификация требует серьёзного к себе отношения.

В этике есть свои классификации религий. Широкую известность получила классификация религий И. Канта1. Кант выделил моральный тип религии как религии, где особую роль играет такой её элемент как закон, заповедь. Для Канта, как этика, это было важно, поскольку специфической чертой именно морального закона является его долженствующий для человека характер. Можно сказать, что Канта при его анализе религии не очень интересовало сакральное как таковое, проявление божественного в естественных или исторических феноменах. Канта можно понимать и так, что божественное для него проявляется в законах, императивах, заповедях, имеющихся у человека.

Моральный тип религии Кант подразделяет на религии откровения и религии естественные. По Канту в религиях откровения первично понятие «божественной заповеди», которая лишь затем воспринимается человеком как нравственный долг. В естественных религиях первично понятие долга, которое лишь затем признаётся за божественную заповедь2. В ряде случаев «религия объективно бывает естественной, хотя субъективно - откровенной». Классификация религий Канта будет учитываться и в последующем в науке, вплоть до настоящего времени. Особенно плодотворным окажется его понятие «естественной религии».

Следующая важная для данной проблемы классификация – это классификация религий П. Тиллиха3. П. Тиллих не был «чистым этиком», а, прежде всего, являлся теологом, но этическая проблематика для него была также очень значимой. П. Тиллих в религии особо выделял такой её элемент как вера, и потому его классификация веры одновременно предстаёт и классификацией религии, и наоборот. Хотя он и писал, что история веры «включает в себя больше, нежели история религий». Тиллих выделил онтологические и нравственные типы веры (религии). В онтологических религиях важнейшее значение имеет святость. В них «святое испытывается прежде всего как присутствующее. Оно находится здесь и сейчас, а это значит, что оно встречает нас в предмете, в личности, в событии»4. Онтологический тип веры П. Тиллих подразделил на сакраментальные, мистические и гуманистические.

Для нравственного типа религий важнейшее значение имеет закон. Нравственный тип веры он подразделил на юридический (к нему относятся, например, талмудический иудаизм, ислам), договорной (например, конфуцианство), и этический (например, вера еврейских пророков). В нравственных религиях «Бог – это тот Бог, который дал закон как дар и как приказание»5. П. Тиллих считал, что между разными типами религий (вер) есть «сущностное единство». И христианство, которое он сам исповедовал, лишь тогда сможет исполнить свои исторические притязания, когда «окажется способным вновь обрести в реальном опыте это единство разных типов веры».

В современной российской науке этическая классификация религий предложена А.П. Скрипником, известным российским этиком6. Он считает, что история изучения проблемы соотношения религии и морали позволяет выделить следующие наиболее общие типы религий – естественные и этические. Естественные религии в процессе своего развития «создают понятие о «мировом порядке» и представляют мораль как воплощение и поддержание этого порядка человеческими действиями (ритуалами)»7. Здесь «святость отождествляется с онтологическим совершенством». В этических религиях «священное превращается в истинное, справедливое, нравственно совершенное». Здесь принимается противоположность между должным и сущим. «Мораль объявляется единственным способом достижения Бога». К этическим религиям, по мнению А.П. Скрипника, относят христианство, ислам, иудаизм; иногда – зороастризм, даосизм, конфуцианство, буддизм, брахманизм. «Остальные религии считаются естественными»8. В естественных религиях содержание может быть и нравственно амбивалентным по отношению к человеку.

Мы признаём, что доля истины имеется во всех приведённых выше классификациях религии. Но конкретный этический и религиоведческий анализ истории религий позволяет уточнить эти схемы и предложить новую классификацию. Мы считаем, что с нравственной точки зрения в истории религии можно выделить три основных типа религии: естественные, этические, и аксиотические. Итак, мы предлагаем следующее определение «естественной» и «этической» религии. Естественная религия – это определённый тип религии, которая имеет понятие мирового естественного порядка (естественного миропорядка), которому должны подчиняться люди и боги, одним из проявлений которого предстаёт и мораль. Естественная религия может быть политеистической или монотеистической, она признаёт также человека и мир, которые существуют в едином универсуме, в единой Вселенной, где действуют одни и те же законы, принципы. Этическая (моральная) религия - это определённый тип религии, которая признаёт божественную природу морали и рассматривает нравственность как единственный способ достижения Бога. Такая религия может быть политеистической или монотеистической, но здесь воспринимается прежде всего Бог (или боги) и человек, и считается, что важнейшими законами являются законы отношений Бога (богов) и человека.



Аксиотическая религия – это определённый тип религии, которая признаёт нравственный характер миропорядка, которому должен подчиняться человек, и который имеет божественную природу. Аксиотические религии признавали и признают моральные ценности и законы, которым должен следовать весь естественный универсум, включая социум и человека, и которым обязан следовать и мир сверхъестественный, в частности Бог или боги. Это самостоятельный тип религии. Он, например, был в Китае – это конфуцианство, в Индии – это буддизм. Мы считаем такой тип религии является наиболее нравственно совершенным. Христианство исторически больше предстаёт как этическая религия, но оно может и должно стать аксиотической религией.

Этическая классификация религий позволяет уточнить отношение религии и морали. Когда утверждается, что без религии невозможна нравственность, то в современной российской аудитории обычно под словом «религия» понимается «православие» или же «христианство» в целом, иногда мыслится иудаизм, ислам, буддизм, т.е. этические религии. И в отношении их сказанное отчасти справедливо. Но для «естественных религий» нравственность есть лишь один из факторов мирового порядка. Здесь считается, что данный порядок проявляется и поддерживается не только через общечеловеческую мораль, а через различные божественные и человеческие действия, включая человеческие жертвоприношения, храмовую проституцию и т.п. И здесь человек не есть образ Божий, а мораль, как и сам Бог, не есть мир добра.

Известны случаи ужасных аморальных действий, санкционируемых подобной религией. Например, при освещении ацтеками храма Уицилопочтли в Теночтитлане (Мехико) в 1481 г. было принесено в жертву сразу 80 600 человек, по иным данным – 20 000 человек. Индейцы майя практиковали коллективный каннибализм. Без определённых религиозных санкций, без придания всему этому определённого религиозного смысла такие чудовищные злодеяния не могли совершаться. Они в Месоамерике были не исключением, а необходимым элементом общественной жизни, миропорядка, освящённые их религией.

Древнегреческий поэт Гесиод писал, что Боги учились у людей нравственности. Американский учёный Дж. Мердок подсчитал, что только у 25 % обществ, известных в истории, существовало представление о действительно моральном божестве. В самом деле, и с христианской точки зрения Бог есть добра, но добро не есть Бог. Отождествлять добро и Бога значит совершать серьёзную ошибку.



В настоящее время актуальной является проблема нравственной и воспитательной роли религии для человека и общества. Несомненно, что такая роль есть, но не надо её преувеличивать. Религия также многое выиграла, когда к ней стали применять нравственный подход, выработанный всей культурой человечества, когда в неё стали вносить общечеловеческие нравственные ценности, - явление получившее название инклюзивизма. И в этом смысле мораль также формировала религию, как и религия мораль. Мысль о том, что и Христос верит в нас, как и мы в него, была одной из любимых идей покойного митрополита Антония Сурожского. Любая же вера в человека зиждется на признании его нравственной самоценности.


1 См.: Кант И. Религия в пределах разума // И. Кант. Трактаты и письма. – М., 1980.

2 См.: Кант И. Религия в пределах разума. – С. 225.

3 См.: Тиллих П. Динамика веры // Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. – М., 1995 и др.

4 Тиллих П. Динамика веры. – С. 170.

5 Тиллих П. Динамика веры. – С. 175.

6 См.: А.П. Скрипник. Религия и мораль // Этика. Энцикл. словарь. – М., 2001.

7 А.П. Скрипник. Там же. – С. 409.

8 А.П. Скрипник. Там же. – С. 409.