страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
К вопросу о значении социологии - страница №1/1
Вихров Максим Николаевич, аспирант кафедры философии и социологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко e-mail: m.vikhrov@gmail.com моб.телефон: 0669642752 К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ СОЦИОЛОГИИ (На правах заметки) Вопрос о присвоении социологии статуса обязательной для изучения дисциплины поставлен на повестку дня отнюдь не профессиональным тщеславием социологов. Любой, кто всерьёз задумается о судьбах украинского высшего образования, рано или поздно прийдёт к выводу о необходимости пересмотра перечня обязательных предметов. Для того, чтобы в этот перечень попала социология, существует ряд весомых причин. Во-первых, это нужно для модернизации высшего образования как системы подготовки научных кадров. Одним из основных трендов общественных наук сегодня является стремление к междисциплинарности. Собственно, ещё Иммануил Валлерстайн писал о том, что нет серьёзных оснований разграничивать антропологию, экономику, политическую науку и социологию. Можно как угодно относиться к его теории миро-системного анализа, но факт остаётся фактом: западная социальная наука движется именно в этом направлении. Это становится заметным при обзоре монографий за последний десяток лет, в которых социология мирно (и плодотворно) уживается с антропологией, психологией, экономикой, политологией и т.д. Более того, в периодической печати встречаются и достаточно взвешенные аргументы в пользу альянса социологии и нейрофизиологии. Дело совсем не в том, чтобы все специалисты стали «чуть-чуть социологами». Дело в том, что современный исследователь должен иметь возможность разностороннего рассмотрения предмета. Это и будет реальным шагом в направлении модернизации украинской высшей школы и, в перспективе, украинской науки. Во-вторых, как бы наивно это не звучало, социология нужна власти. К сожалению, сегодня услугами социологов пользуются в основном для разведки электоральных настроений. На самом деле, власти было бы крайне полезно более тесное сотрудничество с социологами – просто для того, чтобы знать, какие процессы происходят в обществе. Лев Толстой в предисловии к первому варианту «Войны и мира» написал: «Я никогда не мог понять, что думает будочник, стоя у будки, что думает и чувствует лавочник, зазывая купить помочи и галстуки, что думает семинарист, когда его ведут в сотый раз сечь розгами, и т.п. Я так же не могу понять этого, как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку». Он объяснял это своим аристократическим происхождением и принадлежностью к высшему свету. Но мы хорошо знаем, во что обошлась российской аристократии эта «непонятливость» в первой четверти ХХ века. Учитывая социальное напряжение в украинском социуме, изучение общественного мнения – вопрос отнюдь не праздный. Кроме того, социология может стать фактором эффективности государственного управления и социальной политики. В-третьих, социология нужна и обществу, поскольку она делает его существование более понятным и, что немаловажно, научно обоснованным. По ряду причин, массовое сознание подвержено иррационализации. Сегодня экстрасенсы, астрологи и прочие хироманты – частые гости телеэфира. Это отражает потребность общества в объяснении мира и одновременно свидетельствует о слабости научного сообщества страны, голос которого попросту не слышен. Загоняя под спуд социологию, власть отдаёт объяснение социальной реальности на откуп разного рода шарлатанам, способствующим примитивации и огрублению массового сознания. В перспективе общество просто перестанет реагировать на рационально обоснованные аргументы (например, в пользу реформ), внимая политическим шаманам. В-четвертых, социология – предмет фундаментальный и не может избираться студентом по желанию, как в школе не выбирают по желанию арифметику или правописание. Например, будущие экономисты, культурологи, психологи, менеджеры, политологи, правоведы, этнографы (и многие другие) просто обязаны иметь базовые знания как минимум в пределах социологии экономики, социологии культуры, социологии личности, социологии управления, социологии политики, социологии права, этносоциологии и т.д. Иначе их профессиональная компетентность будет оставаться под сомнением. Базовые знания об устройстве общества должны иметь и представители других профессий – от медиков до инженеров. И это вопрос не всестороннего развития личности, а её элементарной способности ориентироваться в социальной реальности. Исходя из изложенных выше умозаключений, основания бороться за место социологии в системе украинского высшего образования есть. Однако, ошибочным было бы рассматривать это как задачу социологического сообщества. На мой взгляд, необходимо разворачивать общественную дискуссию в СМИ, искать единомышленников и союзников среди трезвомыслящих представителей элиты страны. И делать это нужно, отбросив всяческие сомнения. Бесспорно, социология не в состоянии выписать рецепт от всех социальных недугов. Бесспорно, у социологии как науки есть множество проблемных зон. Бесспорно, далеко не везде социология преподаётся на высшем уровне и далеко не все социологи раздвигают горизонты научного знания. Но это не основания для того, чтобы пустить всё на самотёк. Отстаивание прав нашей науки станет испытанием для социологического сообщества, но в то же время – это прекрасный шанс для консолидации и укрепления профессиональной солидарности. |
|