К выполнению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов II курса очной формы обучения по специальностям 080507 «Ме - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... 3 908.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для... 2 480.42kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 130.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования... 1 259.53kb.
Учебно-методическое пособие микроэкономические производственные функции 1 458.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Тесты по курсу «Римское право» 2 521.18kb.
Методические указания по их проведению, вопросы к экзамену, перечень... 1 301.52kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»... 1 190.86kb.
Семинар реальные контракты (2 часа) Вопросы для обсуждения 1 20.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

К выполнению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов II курса - страница №1/7



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(филиал в г. Воскресенске)


Кафедра менеджмента

Методические указания

к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Микроэкономика»
для студентов II курса очной формы обучения

по специальностям 080507 «Менеджмент организации»

и 080116 «Математические методы в экономике»

Воскресенск 2007 г.



Составители: к.т.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента

Ольга Анатольевна Белимова

ст. преподаватель кафедры менеджмента



Светлана Владимировна Дмитриева

Ответственный редактор: зав. кафедрой менеджмента,

заслуженный экономист Московской области О.А. Белимова



Ответственный за выпуск: зам. директора по учебно-методической работе филиала МГОУ в г. Воскресенске А.А. Петрухин

Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами дневного отделения по дисциплине «Микроэкономика» и разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами Министерства образования РФ по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 080116 «Математические методы в экономике», учебными планами и сформированными программами курса по изучаемому предмету.

Структура и содержание методических указаний представлены согласно «Общих требований к разработке указаний (рекомендаций) для студентов всех специальностей по написанию рефератов, выполнению контрольных, курсовых работ и проектов», разработанных в филиале МГОУ в г. Воскресенске (авторы: А.Н. Баринов, О.А. Белимова, М.И. Горидько, - В.: Издательский дом «Лира», 2002 г.).

Обсуждена на заседании кафедры (протокол №10 от 3 апреля 2007 г.)



Компьютерный набор: ст. преподаватель кафедры менеджмента

С.В. Дмитриева

Введение

В системе самостоятельной работы студентов по освоению отдельных дисциплин важное место отводится курсовому проектированию, к которому относится выполнение курсовой работы. В соответствии с действующими учебными планами курсовые работы обязательны для всех специальностей высших учебных заведений и предусматриваются, как правило, по основополагающим (общепрофессиональным и специальным) дисциплинам, к которым относится «Экономическая теория». Учитывая это обстоятельство, данная дисциплина внесена в перечень предметов, рекомендованных для государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации».

Учебная дисциплина «Микроэкономика» является одним из важных разделов экономической теории.

Микроэкономика (от греч. «микро», что значит «маленький») рассматривает экономические явления (производство, предложение, спрос, потребление и др.) в свете законов хозяйственной деятельности первичных ячеек экономики (фирм, потребителей, наёмных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей. Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек. Например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

«Микроэкономика» изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре её внимания – цены и объёмы производства, потребления конкретных благ, состояния отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями. Решение отдельного экономического агента о методике ценообразования и объёме производства во многом различаются в зависимости от специфики отрасли, в которой он действует. Например, предпринимательский сектор демонстрирует едва ли не бесконечное множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы видим единственного производителя, господствующего на рынке; на другом обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых обеспечивает незначительную часть совокупного предложения на конкретном рынке.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров, или как ещё называются, отраслевых рынков (хлеба, одежды, нефти, зерна и т.д.).

Микроэкономику часто называют также теорией цен, хотя она исследует лишь относительные цены, т.е. соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости. Аллегорически можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев. Можно утверждать следующим образом: макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», а микроэкономика его состав и распределение.

Естественно, что оба раздела экономической теории важны для экономического образования. Один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии (1970 г.) Пол Энтони Самуэльсон заметил: «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории».

Изучение «Микроэкономики» закладывает основу (фундамент) к последующему образованию студентов высшей школы в экономическом направлении. Поэтому в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования РФ и учебных планах университета по изучаемому разделу экономической теории предусмотрено глубокое изучение необходимого материала.

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредствен­но, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями и представляются они главным образом в виде формул и графиков.

В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные. При исследовании поведения отдельных экономических аген­тов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предель­ная выручка и т.п.

Второй тип моделей - модели рыночного равновесия. Они используется при исследовании взаимоотношений между экономи­ческими агентами, и играют ведущую роль в микроэкономической теории. Это связано с тем, что субъекты рынка и предприятия могут оптимизировать свое положение, лишь, если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага.

Равновесные модели даже в период высокой инфляции остаются единственным инструментом, позволяющим выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен и что обусловлено изменениями их соотношений.



Курсовая работа, обычно завершает теоретический курс и является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента под руководством преподавателя, ведущего данную дисциплину.

Цель курсовой работы: систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания, практические умения и навыки, полученные в процессе аудиторных занятий для анализа конкретных экономических проблем индивидуальных рынков.

В процессе курсового проектирования при написании курсовой работы студенты учатся работать с разнообразной отечественной и зарубежной литературой, систематизировать собранный материал, обобщать его, анализировать и делать соответствующие экономические выводы. Подготовка курсовой работы предусматривает знание студентами таких дисциплин, как «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Математический анализ» и др.

По своему содержанию данная курсовая работа относится к практическому типу, т.е. предусматривает не только теоретические основы разрабатываемой темы по определённому варианту, но практическую сторону изучения вопроса, которая должна сопровождаться расчётами, графиками, структурно-логическими схемами, таблицами, кроссвордами или криптограммами.

Поэтому задачами курсовой работы являются:



  1. Уяснение сущности рыночного равновесия и равновесия потребителя на основе изучения модели частичного рыночного равновесия и моделирования поведения потребителя;

  2. Усвоение теории производства и поведения фирмы в краткосрочном и долговременном периоде и равновесия (оптимума) производителя;

  3. Уяснение концепции издержек и дохода фирмы, а также стратегии поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и «чистой» монополии;

  4. Усвоение особенностей рынков факторов производства и проблемы ценообразования на факторы производства.

Все основные разделы курсовой работы являются очень важными для осмысления студентами курса экономической теории в целом и «Микроэкономики» как её составляющей в частности. Каждому студенту предлагается свой вариант работы согласно порядкового номера студента в журнале успеваемости. Поскольку нормативная численность обучающихся по очной форме обучения равняется 25 человек, то эта норма и определяет количество предлагаемых вариантов.

Курсовая работа выполняется одновременно с аудиторным изучением дисциплины «Микроэкономика». Задание на курсовое проектирование выдаётся в третьей декаде семестра.

Руководитель курсовой работы проводит консультации в согласованное время для решения возникающих вопросов и осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы.


1. Общие требования к курсовой работе
Исходя из основной цели курсового проектирования, студент должен в курсовой работе глубоко и детально изучить рассматриваемую экономическую проблему отраслевого рынка.

Для этого необходимо:

1) ознакомится с предоставленными методическими указаниями, рекомендуемой литературой и курсом лекций по изучаемой дисциплине;

2) обработать теоретический материал и исходные данные, связанные с определённым направлением, применительно к конкретной ситуации;

3) представленный текстовый материал сопровождать оптимизационными и равновесными моделями, структурно-логическими схемами и необходимыми расчётами;

4) изучать текст согласно составленного содержания работы, не загружая его излишними цитатами и высказываниями, не имеющими отношения к теме;

5) курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений.

2. Структура, содержание курсовой работы
Курсовая работа по «Микроэкономике» должна содержать как теоретическую часть поставленной в работе проблемы, её оценку, так и расчётно-аналитическую часть, заканчивающуюся конкретными выводами.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список используемой литературы.



Во введении студентом должна быть обоснована актуальность проблем, рассматриваемых в данной работе. В нём должны быть определены предмет и объект исследования, информационное обеспечение, цели и задачи курсовой работы. Введение не должно превышать 3-5 страниц рукописного текста или 2-3 страницы машинописного текста.

В основной части представляются теоретическое и практическое решение поставленных во введении задач. Рекомендуются следующие этапы решения поставленных задач, которые являются одновременно разделами основной части курсовой работы:

В первом разделе должна быть отражена теория потребления, рыночной спрос и потребительский выбор.

Во втором разделе – теория производства фирмы, конкуренция и предложение товаров на рынке.

В третьем разделе необходимо охарактеризовать издержки производства и рыночное поведение фирмы.

Четвёртый раздел посвящён факторным рынкам и распределению доходов.

В заключении - индивидуально формируются конкретные выводы на основе теоретического материала, научных высказываний знаменитых учёных, построенных математических моделей экономических явлений и процессов. По объёму заключение должно состоять из 3-5 страниц рукописного текста или 2-3 машинописного текста.

Список используемой литературы содержит наименования тех источников, которые студент использовал при написании курсовой работы и, на которые имеются ссылки в тексте. Список литературы составляется в следующем порядке: специальная литература в алфавитном порядке авторов, а при отсутствии последних – по первой букве названия. По каждому источнику указывается в обязательном порядке автор, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и объём в страницах.


3. Методические указания по выполнению разделов основной части курсовой работы
Содержание разделов должно быть представлено следующим образом:
Раздел I.

ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР
Теория потребления (спроса) исходит из того, что цель каждого потребителя – максимизация полезности, т. е. собственного благополучия. Другими словами, каждый покупатель (потребитель) стремится приобрести на свой доход (бюджет) такой набор благ и в таком количественном соотношении, чтобы в наиболее полной мере удовлетворить свои потребности (запросы).

Поэтому главная задача, или цель, теории потребления (спроса) в раскрытии способов максимизации степени удовлетворения потребителями своих запросов, т.е. выигрыша от покупки.

В этой связи встаёт проблема потребительского выбора (рационального) и факторов, влияющих на него. Такими факторами являются потребительские предпочтения, а также величина дохода и цены товаров.

В теоретическом изложении необходимо отметить индивидуальный спрос потребителя и рыночный спрос; факторы потребительского поведения; рациональность потребительского выбора и его критерий изменения цен, и потребительское поведение и т.д.



В приложении 1 представлены вопросы, на которые студенты должны ответить согласно закреплённому варианту.

Основным источником данных для выполнения практического задания по Разделу 1 является Приложение 2, где по вариантам приведены шкалы спроса и предложения на пшеницу. Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо:


следующая страница >>