страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Изучение признаков равенства треугольников с помощью интерактивной доски - страница №1/1
Изучение признаков равенства треугольников с помощью интерактивной доски А.С. Калинин ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск Руководитель: к.п.н., доцент Коркина П.С. Треугольник является важнейшей фигурой планиметрии, и потому в первую очередь изучают свойства этой фигуры. С ним связаны многие методы, используемые при решении различных геометрических задач. Любой многоугольник может быть разделён на треугольники, а изучение свойств этого многоугольника, сводится к изучению составляющих его треугольников. В каком-то смысле изучаемая в школьном курсе геометрия - это геометрия треугольника. Поэтому для учителя очень важно так построить обучение темы, чтобы избегать методических ошибок. В качестве основного рабочего аппарата в современных школьных учебниках основной школы используются признаки равенства треугольников. Такой подход позволяет отработать общие приёмы доказательства теорем. Эти доказательства строятся по схеме: поиск равных треугольников → доказательство предполагаемого равенства → обоснование новых утверждений. Благодаря использованию признаков равенства треугольников легче усваиваются основные теоремы планиметрии. В учебнике Л.С. Атанасяна первый признак рассматривается в отрыве от двух других. Это обосновано тем, что он является основой для доказательства свойств равнобедренного треугольника, облегчающих доказательство третьего признака равенства треугольников. Во всех школьных учебниках применяется один и тот же подход с использованием аксиомы существования треугольника равного данному. Но нигде ссылок на эту аксиому нет. Доказательства проводятся на основе наглядности с помощью наложения и приложения. В учебнике А.В. Погорелова эта аксиома формулируется, но непосредственно при доказательстве на неё ссылки не делаются. Лишь после доказательства первого признака равенства треугольников проводится подробный разбор его с указанием используемых в доказательстве аксиом. Это введено с целью, сделать доказательство более строгим. Как нам кажется, именно для этого автор вводит такое нетрадиционное определение треугольника. Доказательство, приведённое в учебнике Л.С. Атанасяна аналогично. Кроме того, в учебнике Л.С. Атанасяна аксиомы не являются основой, на которой строится школьный курс геометрии (вместе с тем, в приложении в конце учебника подробно изложен вопрос о системе аксиом в курсе геометрии). В виду большой важности темы «Треугольники» она должна быть усвоена учащимися основательно, глубоко и прочно. На наш взгляд, достижению этой цели будет способствовать рациональнее использование на уроках геометрии интерактивной доски. При работе с интерактивной доской учитель может:
Интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Она позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов (что предусмотрено программным обеспечением интерактивной доски) и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом. Рассмотрим фрагмент организации работы учащихся на уроке с помощью интерактивной доски по изучению признаков равенства треугольника. Значение признаков равенства треугольников заключается в том, что равенство треугольников достаточно гарантируется равенством трех (а не шести) пар их элементов, которые должны обозначаться соответственно в определенном порядке. Для выяснения этого значения удобно использовать постановку проблемного вопроса в сочетании с наглядностью. Учитель предлагает рассмотреть на экране два треугольника с помеченными тремя парами соответствующих равных сторон и двумя парами соответствующих равных углов. Далее с учащимися проводится беседа: - Равны ли треугольники КЕН и МРТ (- Не знаем, так как неизвестно равны ли третьи углы). - А если учесть, что «сумма углов в треугольнике равна 180º», то равны ли углы КЕН и ТМР? (- Они равны). Следовательно, треугольники КЕН и МРТ равны – значит утверждение о равенстве треугольников не требует проверки равенства шести пар их соответствующих элементов. Тогда появляются проблемные вопросы: - Какое наименьшее число пар соответствующих равных элементов двух треугольников достаточно иметь для того, чтобы они были равны? - Достаточно ли иметь у них одну, две, три пары соответственно равных элементов. Для того чтобы учащиеся смогли ответить на эти вопросы, учитель предлагает рассмотреть серию рисунков на которых изображены треугольники АВK и АМР.
Подводится итог: равенство одной пары соответствующих элементов треугольников недостаточно для равенства треугольников.
Учитель ставит вопрос: - Равны ли треугольники АВК и АМР (на Рис.2а)? - Покажите у них пары соответствующих равных элементов. Делается вывод: треугольники АВК и АМР не равны, хотя они имеют по две пары соответствующих равных углов. Подобным образом учащимся предлагается рассмотреть треугольники АВК и АМР (на Рис. 2б). Сравнение этих треугольников приводит к выводу: треугольники АВК и АМР не равны, хотя имеют две пары соответствующих равных сторон. Далее рассматриваются треугольники АВК и АМР (на Рис. 2в), делается вывод о том, что они не равны хотя у них имеются пара соответствующих равных сторон и пара соответствующих равных углов. Следовательно, две пары соответствующих равных элементов двух треугольников не обеспечивают равенства треугольников.
Учащимся на дом к уроку было дано задание: 1 вариант. Построить и вырезать треугольник со сторонами 5см., 8см. и 11см. 2 вариант. Построить и вырезать треугольник со стороной 7см. и прилежащими к ней углами 35ºи 50º. 3 вариант. Построить и вырезать треугольник со сторонами 6см. и 9см. и углом 37º , заключенным между этими сторонами. На уроке учитель предлагает ученикам каждого варианта сравнить свои треугольники. После чего они приходят к выводу, что треугольники равны. Здесь учитель делает акцент о том, что по трем парам соответствующих элементов можно судить о равенстве треугольников и еще раз демонстрирует это на интерактивной доске, прибегая к помощи ученика. Далее идет доказательство первого признака равенства треугольников, в чем верным помощником является интерактивная доска. Проведенный нами эксперимент показал, что уроки с использованием интерактивной доски становятся более насыщенными, облегчает усвоение материала, делает его более наглядным, а процесс обучения более эффективным. В процессе проведенной работы нами создан набор продуктов для интерактивной доски, которые позволяют повысить качество обучения одной из важных тем планиметрии «Треугольники». Литература
|
|