Изменение конфигурации пространства «мест памяти» о великой отечественной войне - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Изменение конфигурации пространства «мест памяти» о великой отечественной войне - страница №1/1



А.В. Антощенко

Петрозаводск


ИЗМЕНЕНИЕ КОНФИГУРАЦИИ ПРОСТРАНСТВА

«МЕСТ ПАМЯТИ» О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОЗАВОДСКА)*

Теоретическую основу данного исследования составляет концепт «места памяти», предложенный французским историком П.Нора [1]. Материальными основаниями их формирования могут выступать памятники и мемориалы. При семиотическом подходе они представляют собой знаки, лишь указывающие в направлении той или иной исторической реальности, но не определяющие ее конкретного смысла. Оформление этих символических смыслов происходит посредством церемониалов и обрядов, превращающих памятники и мемориалы в «ритуальные площадки». Изменение конфигурации материальных пространств поминовения, связанное с их ритуальным использованием, позволяет выявить то, как преобразуется символическое пространство, складывающееся в процессе празднования Дня Победы и, применительно к материалам Петрозаводска, Дня Освобождения города.


В послевоенное двадцатилетие главными местами проявления скорби о погибших в годы Великой Отечественной войны были кладбища, расположенные на периферии города (районы Зареки и Песков). По своей природе кладбища являются местом памяти, где преобладает личное по содержанию и приватное по форме проявления отношение к поминовению. Проведение митингов здесь, организуемое в дни празднования победы в войне [2], делая публичным поминовение, не меняло его личного, по сути, содержания. Местом праздничных гуляний, свидетельствовавших о радости победы и надежде на лучшее будущее, был центр города. Причем степень официального, властного влияния на их характер было незначительным. Подбор «художественных коллективов» и организация мест их выступления, вокруг которых собирались («организовывались») празднующие, едва ли могло определить смысл празднования, который задавался в незначительных по объему публикациях печати и выступлениях пропагандистов, иногда — в выставках и экспозициях краеведческого музея города [3].

К середине 1960-х гг. начинает четко определяться центр пространства памяти о войне в г. Петрозаводске, который оформляется в виде праздников Дня Победы и Дня города, приуроченного к дате его освобождения – 28 июня 1944 г. Юбилейные торжества 20-ти и 25-летия победы в Великой Отечественной войне и освобождения города и 50-летия Октябрьской революции своим сценарием «вписывали» победу в торжественный ряд свершений, начатых в 1917 г., и демонстрировали преобладание государственного / общественного / публичного в восприятии героического прошлого [4]. Материальной основой для закрепления этого стало сооружение напротив памятника В.И.Ленину монументального комплекса Могила Неизвестного Солдата в непосредственной близости с захоронением героев Гражданской войны и братской могилой погибших в годы Великой Отечественной войны. Вечный огонь Славы, зажженный перед комплексом в день празднования 25-летия освобождения города, был доставлен с Марсова поля в Ленинграде, где похоронены отдавшие свою жизнь в революционной борьбе в 1917 г. [5]

Создание мемориала завершило оформление площади Ленина как масштабного мемориального комплекса. Идеологический смысл монументального облика площади легко прочитывалось: истоки наших побед и в Гражданской и в Отечественной войне – в Октябре 1917 г. Не случайно эта площадь стала отправным пунктом на карте маршрута праздничных демонстраций и парадов, знаменовавших «единство трудящихся» в первомайские дни и годовщины побед в октябре 1917 г. и в мае 1945 г. Сюда приводили все официальные делегации, прибывавшие в город. К памятнику Ленина и Вечному огню молодожены возлагали цветы, здесь принимали в пионеры и принимали присягу молодые воины. Тем самым церемонии, проходившие здесь, содействовали формированию новой идентичности петрозаводчан, включая их в монолитную социальную общность, именуемую «советский народ».

Однако в силу незначительных размеров площадь Ленина не могла быть местом массовых общегородских мероприятий. Они проводились на площади Кирова, ансамбль которой был окончательно оформлен помпезным зданием государственного музыкального и русского драматического театра (1955 г.). Это помещение стало местом проведения торжественных собраний, в том числе и тех, которые предваряли народное празднование Дня Победы и задавали его идеологический смысл [6].

Площади Ленина и Кирова стали центральными ритуальными площадками, на которых начиналось и разворачивалось строго отрежиссированное публичное поминовение погибших на войне, неразрывно связываемое с торжеством нового социального строя. Основные действия этого ритуала были достаточно типичны для всех городов Советского Союза, отличаясь лишь различными архитектурными решениями центральных мест поминовения. В Петрозаводске «торжества по случаю» Дня Победы начинались накануне официально признанного с 1965 г. праздничным днем 9 мая. 8 мая обычно проходил митинг на площади Ленина с участием партийных, советских и профсоюзных руководителей и участников войны, а вечером – торжественное собрание в здании Муздрамтеатра. На следующий день утром проводилось торжественное возложение венков и цветов к монументу Ленина и к могиле Неизвестного Солдата, сопровождавшееся минутой молчания и ружейным залпом. Затем начиналась демонстрация, ведущее место в которой принадлежало бывшим фронтовикам, заканчивавшаяся на площади Кирова. Здесь проходил военный парад, в котором принимали участие не только воинские соединения петрозаводского гарнизона, но и юнармейцы. Тем самым демонстрировалась как преемственность поколений, так и готовность молодых людей в любой момент встать на защиту родины, как это сделали в свое время их отцы. Завершался праздник народным гулянием в прибрежном Парке культуры и отдыха, названном после войны Парком Победы, и артиллерийским салютом на площади Кирова [7].

Немаловажное значение для расширения пространства памяти о войне имело проведение Дня Освобождения города, ставшее регулярным с 1964 г., когда отмечалось 20-летие этого знаменательного события. Торжества приобретали особый размах в юбилейные годы, интервал между которыми установился всего лишь в пять лет, что несомненно способствовало ритуализации праздника. Наряду с заимствованными из ритуала празднования Дня Победы церемониалами отдания почестей погибшим в годы войны и праздничным салютом День Освобождения города включал в себя многочисленные массовые спортивные соревнования и военно-спортивные и театрализованные представления на стадионе «Спартак». Их сценарий позволял визуально продемонстрировать как преемство поколений в деле защиты отечества, так и вклад петрозаводчан, всех жителей Карелии в освобождение страны. Именно события местной военной истории, связанные с освобождение города, выдвигались этим праздником на первый план [8].

Два праздника, достаточно близкие в календаре знаменательных дат страны Советов, взаимно дополняли друг друга, обогащали традиции проведения заимствованиями, что расширяло и укрепляло пространство памяти о войне, превращая это событие в сознании ее жителей в качестве центрального, объединяющего революционное прошлое, завоевания которого были защищены в годы лихолетья, с современностью. Праздник Освобождения города, акцентируя внимание на местной истории, способствовал включение воспоминаний о них в общую память народа о военном времени, укрепляя ее целостность [9]. Проявлением этого стало проведение праздничных мероприятий в дни города на улицах, названных в честь героев-петрозаводчан и прославивших свое имя ратными подвигами жителей Карелии. При этом включенность в общий сценарий празднования, его однотипность служили своеобразными скрепами, связующими места памяти, расположенные в разных частях города [10].

Процесс перестройки, начатый в середине 1980-х годов, обернулся эрозией марксистско-ленинской идеологии, утратой Коммунистической партией монопольного и руководящего положения в государстве и обществе, привел в конечном счете к распаду СССР. Столь существенные изменения не могли не затронуть памяти о войне, выступавшей цементирующим основанием, связывавшим воедино революционное прошлое с оптимистическим взглядом в будущее [11].

Первым явным признаком беспокойства властей по этому поводу стало обращение Верховного Совета СССР по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне накануне его празднования в 1991 г., в котором с тревогой отмечалось появившееся «в иных местах... стремление принизить значение Победы, придать забвению этот праздник». Особо подчеркивалось решимость «сохранить страну от развала, от раздела, от посягательств извне и изнутри» [12]. И хотя в Петрозаводске праздник состоялся, корреспондент «Ленинской правды» вынужден был заметить: «Не повезло нам в этот день с погодой — и, видимо, снег да холодный ветер стали причиной того, что несколько сот ветеранов стали, по сути, единственными участниками празднества» [13]. Думается, что такое отношение лишний раз свидетельствовало о бесперспективности попытки использовать праздник как средство сплочения народов и поколений Советского Союза.

Новые черты в праздновании 9 Мая проявились после распада СССР и начала рыночных реформ, определявшихся как «шоковая терапия». Сложное экономическое положение обусловило весьма скромный характер празднования в 1992 г.: последовавшие за возложением ветеранами цветов к могиле Неизвестного Солдата народные гулянья сопровождались игрой духовых оркестров у кинотеатра «Победа», кафе «Мороженое» в Парке Культуры и Отдыха. В ПКиО был разведен традиционный костер Памяти и поставлена походная кухня с кашей. Приметой нового времени стало указание на спонсорскую поддержку торжественного вечера в ресторане «Северный», организованного для 160 ветеранов Международной товарной биржей «Карелия», кооперативом «Лотос», коммерческим банком «Карелия», «Петробанком» и Петрозаводским городским советом ветеранов войны и труда [14].

Празднование Дня Победы в 1993 г. проходило в условиях нарастания противоборства между президентом и Верховным Советом России, что отразилось на организации его официальной части. Торжества начались в 10 ч. утра с возложения венков к памятнику воинам, партизанам и подпольщикам Карельского фронта [15], после которого к собравшимся обратился с коротким приветствием председатель Горсовета А.С.Колесов. Через час у могилы Неизвестного солдата после возложения цветов слова благодарности сражавшимся и погибшим за Родину были произнесены председателем Верховного Совета Карелии В.Н.Степановым. Помимо такого разделения мест начала торжеств праздник был отмечен своеобразной попыткой коммунистического идейного реванша за поражение августовского путча 1991 г. Союз коммунистов не только направил своих представителей для возложения венков к обоим мемориалам, но и организовал митинг у памятника Ленина, в ходе которого ораторы подчеркивали исключительную роль коммунистов в годы войны. Появившийся в республиканской газете «Северный курьер» репортаж об этом содержал осуждение стремления коммунистов монополизировать право на победу [16]. Визуальный ряд, сопровождавший репортаж, демонстрировал немногочисленность собравшихся у подножия монумента вождю.

Торжества по случаю Дня Победы в следующем году включали в себя новый элемент, выражавший поиски «национальной идеи», способной заместить коммунистическую идеологию в сознании людей. Поскольку истоки идеалов вечных гуманных ценностей виделись в христианстве, постольку взоры обращались к Русской православной церкви, а ее представители активно включались в общественную жизнь. В сообщении «Северного курьера» о праздновании отмечалось: «В церемонии возложения [венков к могиле Неизвестного Солдата] участвовал председатель правительства РК В.Степанов и епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил» [17]. Наглядно акцентировал внимание петрозаводчан на этом событии фоторепортаж, в котором фотография церковных иерархов помещалась рядом с фотографиями ветеранов и почетного караула. В остальном же праздник прошел достаточно традиционно, включив легкоатлетическую эстафету, футбольный матч, соревнования гиревиков и силачей на пл. Кирова, концерт для ветеранов в РЦИ, партизанский костер, танцы и песни в ПКиО.

Следующий – юбилейный – год празднования пятидесятой годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне закрепил эту тенденцию, создавая основу для обновления старой традиции. Утром 8 мая состоялся официальный прием в администрации города с кратким приветствием, обращенным к ветеранам ее главой С.Л.Катанандовым, тостом и «фронтовыми 100 граммами», заменивший длинные и помпезные «торжественные собрания», проводившиеся в советские времена накануне празднования в Музыкально-драматическом театре.

Продолжением торжеств утром следующего дня стала Божественная литургия в соборе Александра Невского, незадолго до этого возвращенном РПЦ [18]. После литургии епископ Петрозаводский и Олонецкий отслужил панихиду по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Данное событие не только указывало на православные традиции жертвенности, укоренившиеся в русской истории в доблестных делах воинства вследствие постоянной борьбы с внешними врагами, но и означало разрыв с революционным прошлым, в котором церковь неоднократно подвергалась гонениям. Факт подписания и передачи прихожанами в этот день обращения к главе местного самоуправления с просьбой переименовать проспект Урицкого, на котором располагался храм, в проспект Александра Невского был символичным в этом смысле: имя пламенного революционера, погибшего от рук врагов революции, заменялось именем святого, чтимого РПЦ. Другим знаковым событием дня стал парад воинов Петрозаводского гарнизона, впервые сопровождавшийся «прохождением военной техники», что призвано было засвидетельствовать возрождение государственной мощи. Наконец, на состоявшийся вечером торжественный ужин в ресторане «Северном» ветеранов приглашали теперь уже не бизнесмены, а правительство и Законодательное собрание Карелии, Петрозаводский городской совет и администрация города [19].

Празднование пятидесятилетия было отмечено еще одним важным мемориальным явлением: открытием нового оригинального памятника Победы, в центре которого оказалась Птица-Феникс, олицетворяющая возродившуюся из пепла войны обновленную Россию. Нестандартность решения заключалась в попытке связать послевоенное восстановление страны с современными процессами в новой демократической России. Мемориал был создан на площади им. Маршала Г.К.Жукова, образованной на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Московской. Хотя он не стал явной оппозицией старому центру проведения торжеств в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне, однако его сооружение положило начало быстрому расширению пространства, создаваемого все новыми и новыми памятными местами, призванными увековечить вклад петрозаводчан и жителей Карелии в общую победу над врагом. В 2000 г. у здания бывшего ДК ОТЗ был открыт памятный знак в честь 71-й Гвардейской Торуньской дивизии, а прилегающий парк получил название Парк ветеранов. В 2001 г. сооружен памятник военным врачам у Республиканской больницы. В 2002 г. появился «Сквер памяти ленинградских ополченцев» с памятным камнем. В 2003 г. – Памятник воинам, партизанам и подпольщикам Карельского фронта на ул. Энгельса, в 2004 г. – Памятный знак морякам Онежской флотилии, в 2005 г. – Бюст К.А.Мерецкова на улице, носящей его имя, в 2006 г. – мемориальные плиты в память моряков экипажей канонерских лодок КЛ–12 и КЛ–13 из состава Онежской военной флотилии, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Однако такое расширение пространства памяти не ведет к укреплению ее единства, которое позволило бы включить посредством новых памятных мест военные события в Карелии и подвиги ее уроженцев в общероссийское поле поминовения. Думается, что можно говорить о раздроблении пространства памяти, и происходит это во многом потому, что вновь открываемые памятники оказываются в центре общественного внимания лишь в момент их открытия, а потом забываются. Они не становятся «местами памяти», символизирующими ценностное отношение к тому прошлому, которое запечатлено в них и может быть поддержано лишь посредством ритуалов и обрядов, актуализирующих именно это пространство памяти. Во многом это результат инструментального отношения к памятникам представителей властных структур, которые воспринимают свое участие в их открытии лишь как элемент PR-акций, забывая о них и ветеранах, как только служебные машины отвозят их от памятных мест [20]. Если памятное место становится местом встречи лишь для ветеранов, оно обращается в место забвения их обществом.


Примечания

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Монументальная память о войне»), проект № 09-01-42101 а/С.


1. См.: Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок Ж. Франция-память. СПб., 1999. О формировании данного концепта и его месте в исследовании коллективной памяти см.: Васильев А.Г. Современные memory studies и трансформация классического наследия // Диалог со временем: память о прошлом в контексте истории. – М., 2008. – С. 32–34.

2. См., напр.: День великой радости. На улицах и площадях Петрозаводска // Ленинское знамя. – 1946. – 11 мая.

3. См. репортажи в «Ленинском знамени» от 10 мая 1948 г.

4. Ср.: Праздник // Ленинская правда. – 1964. – 27 июня; Стадион «Спартак», 28 июня // Ленинская правда. – 1964. – 29 июня; Митинг трудящихся Петрозаводска // Ленинская правда. – 1965. – 10 мая; Знамя отцов – в надежных руках // Комсомолец. – 1967. – 27 июня; Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен // Ленинская правда. – 1969. – 8 мая; 29 июня (вторая статья вышла с тем же заголовком).

5. Захоронение останков неизвестного солдата состоялось 8 мая 1969 г., а Вечный огонь был зажжен 28 июня этого же года.

6. См., напр.: Торжественное заседание в Петрозаводске, посвященное дню Победы // Ленинское знамя. – 1955. – 10 мая; День Победы в Петрозаводске // Ленинская правда. – 1962. – 10 мая; Торжественное собрание // Ленинская правда. – 1970. – 9 мая; Торжественное собрание в Петрозаводске // Ленинская правда. – 1975. – 8 мая и др.

7. См.: На праздновании тридцатилетия Победы // Ленинская правда. – 1975. – 10 мая.

8. См.: Рапорт юнармейцев // Комсомолец. – 1967. – 11 мая; В одном строю отцы и дети // Ленинская правда. – 1970. – 12 мая.

9. См., напр., репортаж о Дне Освобождения города: В братской семье народов // Ленинская правда. – 1974. – 30 июня.

10. Праздничная манифестация молодежи Петрозаводска, посвященная 35-летию Великой победы // Ленинская правда. – 1980. – 11 мая.

11. Дубин Б.В. Память, война, память о войне. Конструирование прошлого в социальной практике последних десятилетий // Отечественные записки. – 2008. – № 43. – С. 6–21.

12. Обращение Верховного Совета СССР по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. // Ленинская правда. – 1991. – 9 мая.

13. Подвиг Ваш бессмертен // Ленинская правда. – 1991. – 10 мая.

14. Отдохнули душой фронтовики // Северный курьер. – 1992. – 9 мая; Самый дорогой праздник // Северный курьер. – 1992. – 12 мая.

15. Памятник был заложен во время празднования Дня города в 1992 г. (см.: Люблю тебя, Петра творенье // Северный курьер. – 1992. – 30 июня.) В тот момент он представлял собой глыбу, на которой предполагалось высечь барельеф, символизирующий единство действий воинов регулярных соединений, партизан и подпольщиков Карелии. Подробно разработка идеи памятника в ходе нескольких конкурсов проанализирована в статье В.В.Волоховой. См.: Волохова В.В. История памятника воинам, партизанам и подпольщикам Карельского фронта: петрозаводчане в борьбе за собственную память о войне // Россия и мир в XXI в. Материалы II научно-практическая конференция молодых ученых ПетрГУ (23–25 марта 2009 г.). – Петрозаводск, 2009. – С. 3–11.

16. Тихонов М. Готовы поддержать Родину // Северный курьер. – 1993. – 11 мая.

17. Песни у костра // Северный курьер. – 1994. – 11 мая.

18. Постановление о передаче здания собора, долгое время служившего помещением краеведческого музея, было подписано в 1993 г. Любопытно, что это произошло на следующий после празднования Дня города день. См.: Музей снова станет храмом // Северный курьер. – 1993. – 30 июня.

19. См. репортажи в «Северном курьере» от 11 мая 1995 г.

20. См.: У мемориала Победы // Северный курьер. – 2002. – 9 мая.