Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) - страница №3/3


Учителя – фронтовики.

Когда вся страна поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками, уходили на фронт и учителя нашей школы, хотя у многих из них была «бронь» - отсрочка от призыва в армию.

С первых дней войны стал солдатом учитель математики Павел Алексеевич Николаев. Воевал он на Западном, Северо – Западном, а затем на Центральном и на Первом Украинском фронтах. Демобилизовался солдат только в 1946 году, вернулся в родную школу, преподавал математику. Удостоен ордена Красной Звезды и других наград.

В июне 1941 года ушел на фронт историк школы Дмитрий Михайлович Костин. Воевал на Мурманском направлении, освобождал Белоруссию, Польшу. Награжден медалью «За оборону Заполярья», орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.

В 1941 году был призван в армию учитель математики и черчения Николай Иванович Галямин, который сам был выпускником первой школы. Окончив курсы артиллеристов, в звании младшего лейтенанта командовал батареей на Калининском фронте. Погиб 22 августа 1942 года под Ржевом.

Учитель русского языка и литературы Павел Георгиевич Шамарин на фронт ушел в 1942, сражался под Ленинградом, был тяжело ранен, лишился руки. Когда после войны вернулся в родную школу, грудь бывшего солдата украшали медали «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».

Семен Андреевич Жаворонков первую школу окончил в 1924 году, потом, получив учительскую профессию, вел в ней уроки истории, работал директором. В 1939 – 40 годах воевал на Карело – Финском фронте, был комиссаром. В Великую Отечественную воевал на Центральном фронте, защищал Москву, участвовал в освобождении Бухареста. Удостоен орденов Красной Звезды и Отечественной войны 1степени, награжден медалями «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». После войны был на партийной работе.

В 1941 ушел на фронт учитель русского языка и литературы Мочалин Иван Григорьевич. Сражался на Центральном фронте, защищал Москву. Погиб в 1942.

В декабре 1941 покинул школу историк Владимиров Михаил Яковлевич. Воевал на Центральном и III Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны работал директором восьмилетней школы № 4 города Кашина.

Учитель физики Серов Петр Зиновьевич с марта 1942 служил в войсках военно - полевого строительства, строил фронтовые сооружения. Награжден медалью «За победу над Германией», имеет благодарности командования. После войны работал завучем и учителем физики в школе № 1, а после выхода на пенсию - в сельских школах района.

30 июля 1941 года ушел добровольцем в коммунистический батальон, сформированный при обкоме партии, учитель физики Назаров Николай Алексеевич. Под Великими Луками был ранен, после госпиталя окончил школу младших командиров. Воевал под Москвой, в Восточной Пруссии, Польше, закончил войну под Кенигсбергом. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга». После войны работал в РОНО, в райкоме партии, а затем - учителем физики в школе № 1.

Учитель математики Цветков Сергей Сергеевич в 1939 году был призван в армию, на фронте с 1941 по 1944. Был разведчиком, ходил в тыл врага, добывал ценные сведения для командования. После тяжелого ранения в 1944 году вернулся в родную школу, учил детей математике, был завучем. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Радистом служил в армии с 1939 года Егоров Константин Абрамович, демобилизовался только в 1946 году. В Великую Отечественную воевал на Юго – Западном, Сталинградском, Забайкальском фронтах. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией». После демобилизации работал в райкоме партии, затем директором школы № 1, вел уроки истории.

4 марта 1942 провожали на фронт учителя математики Береснева Якова Платоновича, а 22 августа он погиб под Тулой. Для школы это была невосполнимая утрата. Из воспоминаний учеников узнаем, какой яркой и незаурядной личностью он был. Сам влюбленный в математику, умел увлечь ею и детей. Стараясь приобщить ребят к искусству, возил их в театры, в музеи. А когда в минуты досуга садился за пианино, игрой зачаровывал слушателей. Уж очень такие педагоги нужны были в школе! У Якова Платоновича была отсрочка от армии, но он просто не мог не быть рядом со своими питомцами. Его ребята, вчерашние школьники, уходили на фронт. Ушел с ними и Учитель. Полным составом малочисленных «девчачьих» десятых (многие ребята уже воевали) провожали на фронт директора школы Арсения Александровича Ветлицкого и Якова Платоновича Береснева. У многих в памяти осталось это расставание. В саду перед военкоматом играет духовой оркестр, много народа. Яков Платонович стоит в демисезонном пальто, в шапке – ушанке, с рюкзаком за плечами, а перед ним его ученики, на долю которых тоже выпадут суровые испытания. Расставаясь, он обещал: «Я обязательно вернусь!». И, может быть, первый раз не сдержал обещания.

В краеведческом музее хранятся уникальные документы - заявления наших земляков с просьбой послать их добровольцами на фронт. Среди них есть заявление Ветлицкого Арсения Александровича, директора нашей школы: «Райвоенкому Кашинского района т. Григорьеву военнообязанного 1912 года рождения Ветлицкого Арс. Ал., проживающего г. Кашин, Пролетарская пл., 7,

заявление.

В ходатайстве Кашинского РОНО мне предоставлена отсрочка от призыва по мобилизации, но ввиду серьезного положения, создавшегося в стране в связи с нападением оголтелых фашистов, прошу лишить меня означенной отсрочки и при первой возможности направить в ряды РККА. О себе сообщаю следующее: рождения 1911 года, член ВКП (б) с апреля 1940 года. Образование высшее - окончил исторический факультет Московского

историко – философского института. Работаю директором и преподавателем истории Кашинской средней школы № 1. Желательно иметь направление на политработу армии. Ветлицкий».

Костомаров Аркадий Николаевич, 1923 года рождения, 4 марта 1941 года был призван на службу в Краснознаменный Балтийский флот. Воевал на Ленинградском фронте, защищал Ленинград, участвовал в освобождении Прибалтики. За заслуги перед Родиной награжден орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». После демобилизации в 1948 году пришел работать в школу № 1 военруком.

Колпецкий Иван Акимович, 1914 года рождения, наш выпускник, до войны работал учителем математики в родной школе. На фронт ушел в 1942. Участник Сталинградской битвы. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». После войны вернулся в родную школу, учил детей. Заслуженный учитель.

Вместе со всей страной учителя нашей школы встали на борьбу с ненавистным врагом.

Советская «традиционная школа»: 50-70-е годы.

50-е – 70-е годы. С временной точки зрения это достаточно много. Очень много! Целое двадцатилетие! Сколько событий может произойти за двадцать лет! А вот с точки зрения развития школьного учебного процесса – это время советской традиционной школы. Причём, самый её пик. Советская «традиционка»… Сколько критики ей предстоит выдержать! Сколько обвинений в догматизме, закостенелости, консерватизме! Список можно продолжить. Но, прерывая перечень критических отзывов, приведу цитату из книги Михаила Телегина «О традиционном и развивающем обучении»: «На сегодняшний день в практике массового образования ничего более эффективного, чем традиционный подход, не создано. Наибольших успехов наша школа достигла в 50-е – 60-е годы прошлого века, при тотальном доминировании традиционного подхода к обучению, когда о «развивающем» обучении ещё и не слышали. Особенно впечатляющими были успехи советской школы в дошкольном, начальном школьном и естественнонаучном образовании. В 50-60-х годах, по данным ЮНЕСКО, советская школа входила в тройку мировых лидеров. До 1991 года мы не опускались ниже десятого места. Разве традиционная школа не формировала теоретического мышления, ученик не являлся субъектом учебной деятельности? Тогда откуда брались победители всемирных предметных олимпиад? Советские школьники в 60-е, 70-е, начале 80-х годов не имели равных в мире. Такие результаты случайными не бывают. «Все случайности – закономерны». Для победы на олимпиаде нужны соответствующие тылы, для профессионального спорта нужен спорт массовый, для элитной интеллектуальной школы – прочный фундамент из школ «народных», самых обычных».

Вот такой самой обычной советской школой с традиционным подходом в образовании была наша средняя школа №1 в означенный выше период. И таким учебным процессом, именно процессом, а не людьми, о чём, к сожалению, забывают некоторые современные руководители, занимались директора школ.

Директор школы – главный администратор. Он отвечает за многое. Он – «всевидящее око школы». Если составить перечень его функциональных обязанностей, то пунктов наберётся достаточно много. В этом списке будут отражены хозяйственные и кадровые вопросы, на которые следует найти ответы, учебно-воспитательные задачи, которые нужно решить, собственно педагогические, идеологические, социальные пункты. И нужно всё соблюсти, выполнить, регламентировать, провести, рапортовать, отчитаться, довести до сведения, учесть и многое другое. На плечах директора лежит ответственность за школу. В его кабинете на столе, на полках шкафов и даже на стульях папки, папки, папки с названиями: «Директивные указания вышестоящих организаций», «Переписка с различными организациями», «Протоколы заседаний педагогических советов», «Решения исполкома Кашинского городского совета депутатов трудящихся», «Списки учащихся на учебный год», «Протоколы проведения партийных собраний», «Ведомости итоговых отметок», «Заявления и жалобы учителей и служащих»….

6 октября 1945 года на должность директора средней школы №1 приказом заведующего Кашинским РОНО был назначен Алексей Михайлович Рождественский. Из его личного дела узнаём, что к этому времени он окончил математический факультет Калининского педагогического института, имел опыт работы учителя в школе колхозной семилетки, учителя математики в старших классах, опыт работы директора средней школы. А ещё ему предстоит быть директором в школе №1 города Кашина 21 год. О том, как Алексей Михайлович выполнял свою работу, даёт представление характеристика, составленная заведующим Кашинским РОНО Щербаковым от 10 октября 1951 года: «Рождественский А.М., 1905 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1944 года. Имеет высшее педагогическое образование, окончил Калининский педагогический институт в 1939 году по факультету математики и физики. Общий педагогический стаж работы 24 года, в том числе руководящей работы 17 лет. В Кашинском районе работает с 20 сентября 1945 года, в должности директора средней школы №1 – с 6 октября того же года. Правильно осуществляет общее руководство школой. Умеет разрешать хозяйственные вопросы. Подготовка школы к новому учебному году всегда проводится своевременно и качественно. Топливом школа обеспечивается ежегодно на весь отопительный сезон. Школа содержится в порядке. В школе чисто, тепло и уютно. Материально-хозяйственная база школы значительно улучшилась за период руководства А.М. Рождественского. Закон о всеобуче в текущем учебном году школа выполнила.

Как учитель Рождественский А.М. методически подготовлен, предмет знает и добивается прочных знаний учащихся (по итогам 2-й четверти из 60 учащихся не успевают 2 ученика, последние не успевают по всем основным предметам). В достаточной степени работает над собой по повышению своей методической, теоретической подготовки и идейно-политического уровня.

Начитан, всесторонне развит, но с докладами среди населения и в школе выступает мало.

Рождественский А.М. требовательный к подчинённым, настойчив в достижении цели, но в ряде случаев эти ценные качества превращаются в формальное администрирование, что вредит делу. Не всегда бывает тактичен в обращении с подчинёнными. Однако, среди учителей и другого обслуживающего персонала добился требуемой дисциплины.

Коллектив учителей, в основном, организован и направлен на разрешение основных задач, поставленных перед школой в вопросах повышения качества учебно-воспитательной работы. Должный авторитет среди учащихся, учителей и населения имеет. Поведение в быту нормальное, устойчивое. Директором школы работать может».

Последним документом в его личном деле является приказ по Калининскому областному отделу народного образования №010 от 23 февраля 1965 года: «В связи с 60-летием со Дня Рождения, за многолетнюю и добросовестную работу по обучению и воспитанию учащихся приказываю: тов. Рождественскому Алексею Михайловичу, директору средней школы №1 города Кашина, объявить благодарность. Заведующий ОблОНО Т. Пышнов».

28 июля 1966 года на должность директора средней школы №1 был назначен Константин Абрамович Егоров.

Из автобиографии: « Я, Егоров Константин Абрамович, родился 21 января 1916 года в семье крестьянина-бедняка в деревне Маслёнка Максатихинского района Калининской области. Трёх лет лишился отца и до девяти лет жил на иждивении матери. В силу бедности и отсутствия средств к существованию, я был вынужден девяти лет пойти в пастухи и одновременно поступил в начальную школу села Рыбинское. Батрачил на протяжении пяти лет. В 1929 году, окончив начальную школу, поступил в школу крестьянской молодёжи в том же селе. В 1932 году поступил в Бежецкий педагогический техникум. В 1935 году окончил его и до 1937 года работал учителем в Колодихинской начальной школе Максатихинского района. В 1937 году был назначен преподавателем истории и конституции, завучем, а затем директором Остролукской семилетней школы. В октябре 1939 года был призван в ряды Советской Армии. Ещё в 1938 году оформился на заочную учёбу в Калининский пединститут и до призыва в армию перешёл на третий курс. В рядах Советской Армии находился с октября 1939 по февраль 1946 года. Принимал участие в боевых действиях на Юго – Западном, Сталинградском, Донском, Первом и Втором Прибалтийском , Ленинградском, Забайкальском фронтах. 11 августа 1946 года приказом Калининского РОНО был назначен директором Мялицынской семилетней школы Кашинского района. 18 января 1948 года РК ВКП(б) был отозван из директоров и назначен заведующим отделом пропаганды и агитации Кашинского РК ВКП(б). На этой должности проработал год, а затем был назначен инспектором Кашинского РОНО. В 1954 году стал работать учителем истории в школе №1, а с 1958 года – завучем. Директором стал в 1966 году».

Выписка из решения Исполкома Кашинского городского Совета депутатов трудящихся от 23 апреля 1970 года «О состоянии учебно-воспитательной работы в средней школе №1»: «Заслушав сообщение заведующего РОНО тов. Зарецкого В.К. о состоянии учебно-воспитательной работы в средней школе №1, исполком Горсовета отмечает, что педагогический коллектив школы добился определённых успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. В школе проводится большая работа по использованию в учебно-воспитательной работе Ленинского теоретического наследия. Много делается по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Педагогический коллектив успешно осваивает новые программы. Повысилась успеваемость учащихся (на 1 января 1969 года успеваемость составляла 93,7%, не успевало 75 учащихся, на 1 января 1970 года соответственно 96,4% и 41 учащийся).

Вернёмся к разговору о традиционной школе и о традиционной методике обучения. Напомню, что методика – это совокупность методов (способов познания), приёмов практического выполнения чего-либо. В традиционном обучении существовало множество различных методов, в том числе и вполне «деятельностных», активизирующих и стимулирующих познавательный интерес и познавательную активность ученика. Согласно самой распространённой классификации методов обучения, выделяют следующие: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. И все эти методы применялись на уроках в той или иной степени. Учителя сообщали, объясняли знания в готовом виде, а учащиеся усваивали их и могли воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию (репродуктивный метод). Учитель ставил проблему и сам её решал, показывая ход изложения, а ученики следили за логикой изложения и усваивали этапы решения целостных проблем. Преподаватель вместе с учащимися ставил проблему, учащиеся самостоятельно её решали с опорой на учебники, дополнительную литературу, примеры и т.д. Учитель сообщал учащимся информацию посредством рассказа, лекции, объяснения, наглядных средств, практического показа способов деятельности. Ученики воспринимали, осознавали, фиксировали информацию.

Такой небольшой экскурс в методику преподавания позволяет вспомнить те уроки, которые проводились когда-то, вспомнить себя учеником, своих одноклассников и, конечно же, учителей, которые вели учебный процесс, преподавая свои предметы.

Человеческая память. Какая всё-таки она сложная и необъяснимая! Порой забываешь названия фильмов или книг, просмотренных или прочитанных неделю или месяц назад, забываешь, где находится оставленная мимолётом вещь или предмет. Но жизненные события, которым уже много лет, всплывают вдруг в воспоминаниях яркими образами, и как будто вновь являешься их участником. Это события запомнились, отпечатались в памяти. Тем более, если они касаются определённого жизненного этапа, связанного со школой. Тем более, такого беззаботного периода, как кажется человеку с высоты его прожитых лет. В жизни каждого человека была школа.

Из воспоминаний выпускника школы №1 1958 года Леонида Васильевича Пономарёва: «В первой школе я учился с 1952 по 1958 год: с 5-го по 10-й класс. В то время основной ступенью обучения была школа-семилетка, а старшеклассниками считались учащиеся 8-х – 10-х классов. Во всем чувствовалась атмосфера недавно закончившейся войны: в школе училось много ребят из детдома, те, кто остался сиротами и полусиротами. Наполняемость классов была большой: до 40 человек. Мы учились в две смены. Очень хорошо помню своих учителей: Ивана Акимовича Колпецкого, Клавдию Семёновну Робову, Любовь Николаевну Лекареву, Николая Алексеевича Некрасова, Марию Николаевну Зимину, Екатерину Сергеевну Сретенскую, Елену Ильиничну Лебедеву, Аркадия Николаевича Костомарова, Александра Николаевича Куликова, Лидию Георгиевну Куликову. И, конечно же, своих классных руководителей: Веру Николаевну Маслобоеву и Александру Михайловну Сочинскую. Все они были профессионалами своего дела! С некоторыми из них мне довелось поработать в 1-ой школе, куда я был назначен на должность учителя физкультуры в 1976 году.

Начиная с 5-го класса, в конце каждого учебного года проводились переводные экзамены по учебным предметам, которые определялись решением педсовета. Чаще всего это были русский язык и математика. А в выпускном 10-м классе сдавали экзамены на аттестат зрелости: писали сочинение, контрольную работу по математике, устно сдавали физику, химию, историю, литературу, иностранный язык.

Вспоминаю кружковую работу, которая проводилась в школе. Под руководством Ивана Акимовича Колпецкого очень ярко работал кружок художественной самодеятельности. Учитель сам был его душой: играл на гитаре, пел, активно участвовал в постановках школьных спектаклей. Их тематика была достаточно серьёзной! Большое впечатление произвела на меня постановка пьесы Островского «Снегурочка», в которой принимали участие педагоги школы и ученики-старшеклассники. Кружок физики вёл Пётр Петрович Вышеславцев, географический – Елена Ильинична Лебедева, спортивную секцию – Аркадий Николаевич Костомаров. К слову сказать, спортивная работа была организована на достойном уровне: школьники-спортсмены принимали участия в соревнованиях по лыжам, лёгкой атлетике, гимнастике, футболу. Будучи старшеклассниками, принимали участие в лыжном переходе Кашин – Верхняя Троица. А школьный спортзал был маленький. Но весь парадокс в том, что из него вышло много спортсменов высокого уровня по разным видам, вплоть до плавания! Именно в первой школе начался и мой путь к спортивным достижениям: в 1958 году стал чемпионом Калининской области по лёгкой атлетике среди школьников.

Вспоминаю комсомольские субботники, воскресники, выступления школьной агитбригады на курорте, в доме культуры, в СПТУ. К сожалению, это всего лишь воспоминания. Чёрно-белые фотоснимки не мелькают в наших альбомах, так как фотоаппарат в то время был большой редкостью, как, впрочем, и велосипед. Счастливым обладателем камеры с магниевой вспышкой был мой одноклассник Денисов Сергей. Но он не смог запечатлеть в полном объёме того, что принято называть школьной жизнью. Вот и приходится полагаться на собственную память».

В 50-е-70-е годы в средней школе №1 работал сильный педагогический коллектив! Учителя – мастера своего дела! Их работа заслуживала внимания, неоднократно обобщалась и поощрялась на разных уровнях. Из письма директора Калининского областного института усовершенствования учителей от 3 января 1958 года: «Областной институт усовершенствования учителей приглашает коллектив учителей Кашинской средней школы №1 принять участие в областных педагогических чтениях, которые состоятся в марте этого года. Просим обобщить опыт учебно-воспитательной работы вашей школы по тем вопросам, которые решены наиболее удачно. Авторы лучших докладов будут отмечены Почётными грамотами, премиями и другими наградами. Директор института Е.Петренко».

Выписка из решения Исполкома Кашинского городского Совета депутатов трудящихся от 23 апреля 1970 года: «Педагогический коллектив школы использует учебный процесс для воспитания у школьников коммунистической целеустремлённости, уделяет должное внимание вопросам программы, особенно важных для целей коммунистической подготовки. Усиленное внимание уделяется качеству знаний школьников: повышена ответственность учителей за каждого неуспевающего ученика. Педагоги изучают причины неуспеваемости учащихся, пробелы в их знаниях и обеспечивают своевременную ликвидацию этих пробелов. В школе осуществляется в соответствии с современными требованиями работа по профориентации учащихся, расширяется сеть кружков, готовящих юношей и девушек к труду, пропагандируется среди учащихся не только профессии города, но и села. В школе обеспечивается неуклонное выполнение закона о всеобуче. При организации внеклассной и внешкольной работы учитываются интересы и склонности учащихся. Налажены регулярные выступления учителей с докладами и лекциями на педагогические, политические и научные темы. Содержание работы методических комиссий нацелено на решение назревших вопросов, методики обучения и воспитания школьников».

Достаточно красноречивые фразы! Идеологически весомые. Бюрократически выверенные. Но за всей этой казённой напыщенностью стоит одно из главных действующих лиц школы – Учитель. Это благодаря его труду, педагогической деятельности, точной методической работе школа добилась значимых, общепризнанных результатов. Школа всегда держалась и будет держаться на учителях!

Неотъемлемой частью школы во все времена был и остаётся педсовет. Это слово знакомо каждому, кто так или иначе был или остаётся связанным со школой. Педсовет постановил, решил, утвердил… Выписка из «Положения о педагогическом совете»:

«1.Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. 2.В состав педагогического совета входят: директор образовательного учреждения (председатель), его заместители, педагоги, воспитатели, врач, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

Главными задачами педагогического совета являются:

- реализация государственной политики по вопросам образования;

-ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;

- разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения;

- внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

- решение вопроса о приёме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения».

Это выписка из современного «Положения о педсовете». Оно мало чем отличается от «Положения» школы советской «традиционки». Педсоветы всегда проводились в соответствии, что называется, с соблюдением буквы закона. Их протоколы велись секретарём.

Откроем тетрадь протоколов педсоветов за 1969-1970 учебный год. Выписка из протокола №1 педсовета, состоявшегося 29 августа 1969 года: «Присутствовали 42 учителя.

Повестка дня:

1. Итоги работы школы за истекший 1968-1969 учебный год.

Слушали:


Сочинская А.М. отмечает, что за прошлый учебный год 2 учащихся оставлены на второй год. Все учащиеся успешно закончили учебный год в 10-А, 10-Б, 10-В, 10-Г, 9-Б, 8-Б, 8-Г, 7-А, 7-Г, 6-Б, 6-В, 5-Б, 4-А, 4-Б, 3-А, 1-А,1-Б классах. На «5» закончили учебный год 41 учащийся, на «4» и «5» - 273 учащихся. Окончил школу с золотой медалью Баранов Анатолий, с похвальными грамотами закончили школу 7 учащихся: Беляев Игорь, Добрякова Галина, Изотова Надежда, Глушенкова Нина, Шилов Игорь, Скотников Владимир, Румянцев Владимир.

Уроки Суворовой восхищают всех посещающих. Она тщательно готовится к каждому уроку, очень много внимания уделяет слабым учащимся, не допускает пробелов в их знаниях.

На уроках Малининой К.И. все учащиеся работают в течение 45 минут. Она умело воспитывает любовь к русской природе, любовь к Родине.

Интересно были проведены уроки литературы у Егоровой Л.П., Петуховой Л.В., Косаревой Л.Ф.

Поучительны во всех отношениях уроки Колпецкого И.А., Тюлиной А.П., Анихановой А.А., Николаева П.А., Соловьёвой А.В., Шияновской О.Н. Все молодые учителя могут посещать уроки этих учителей.

Очень большую воспитательную работу в своих классах проводили Шияновская О.Н., Егорова Л.П., Егорова А.А., Лебедева Е.И., Рулёва Н.Л., Соловьёва А.В., Аниханова З.В., Аниханова А.А., Голубева В.А.

В новом учебном году необходимо каждому учителю предъявить максимум требований к себе, совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Выступили:

Серов П.З. отмечает, что за прошлый учебный год продемонстрировано 150 фильмов. В новом учебном году необходимо серьёзно продумать работу кружков в школе. Вести кружки должен каждый учитель с первых дней занятий.

Колпецкий И.А. отмечает, что в старших классах с сильными учащимися внеклассную работу нужно проводить обязательно. В прошлом учебном году факультативные занятия и кружок были объединены, учащиеся хорошо посещали занятия. В новом учебном году необходимо факультативные занятия включить в расписание. Добиваться хорошей успеваемости, не снижая качества успеваемости. Все мероприятия в школе проводить на высоком уровне.

Егоров К.А. отмечает, что страна готовится отметить 100-летие В.И. Ленина новыми производственными успехами на пути коммунистического строительства. Этот учебный год должен стать в школе годом высоких показателей, и под этим девизом должен работать каждый учитель. Преодолеть второгодничество – первый долг учителя в новом учебном году».

И ещё один документ из протоколов педсоветов 1969-1970 учебного года: «Постановление педсовета, состоявшегося 10 января 1970 года.

Постановили:

Заслушав доклад о мерах по дальнейшему повышению уровня знаний и навыков учащихся педсовет отмечает, что педагогический коллектив вместе с пионерской и комсомольской организациями школы прилагали немало усилий к улучшению постановки учебно-воспитательной работы и повышению качества знаний учащихся , но в работе школы за вторую четверть имеются существенные недостатки:

1) много учащихся не успевают;

2) не изучены индивидуальные особенности каждого ученика и не проведена должная работа по изжитию пробелов в их знаниях;


3) мала наполняемость оценок;

4) слабо использовались технические средства;

5) мало привлекали родителей и общественность к контролю за учебной работой учащихся.

Исходя из выше изложенного, педагогический совет постановил:

1. Каждому учителю систематически повышать свой теоретический и методический уровень, используя труды В.И. Ленина, предметный журнал, журналы «Народное образование», «Семейное воспитание учащихся», «Советская педагогика», научную и научно-популярную литературу. Максимально использовать политический и трудовой подъём родителей и всех учащихся, вызванный подготовкой к достойной встрече 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, для обеспечения полной успеваемости учащихся, глубоких и прочных знаний по всем предметам и повышения культуры поведения.

2. Тщательно готовится к урокам. Содержание, формы, методы, последовательность этапов урока продумывать так, чтобы ход его органически переплетался с внутренним активным движением чувств, мыслей, сознания учащихся.

3. На секциях обсудить справку об уровне знаний и навыков учащихся школ РСФСР по итогам 1968-1969 учебного года.

4. Изучить индивидуальные особенности каждого из неуспевающих учащихся. Оказать помощь родителям в переводе некоторых детей, которые имеют справки то врачей, в спецшколу. Определить методы работы с теми учащимися, которые имеют индивидуальные особенности.

5. Организовать взаимопосещение уроков. Лучший опыт работы обсуждать на заседаниях секций, на производственном собрании.

6. На всех уроках требовать от учащихся выполнения единых требований.

7. Всем учителям организовать работу кружков. Систематически заслушивать на заседаниях МК отчёты учителей о работе кружков.

8. Шире привлекать общественность и родителей к работе школы.

9.Усилить работу по профориентации учащихся и к концу года каждому классному руководителю 8-х классов иметь план дальнейшего охвата своих выпускников различными видами обучения».

Школьный учебный процесс всё время совершенствовался. Точнее сказать, его совершенствовали сверху постановлениями, директивами, распоряжениями и тому подобными руководящими указаниями, обязательными для исполнения. Следующие два документа являются ярким иллюстративным материалом.

Из письма ОблОНО от 29 января 1968 года «Об улучшении использования технических средств в школах области»: «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» поставило перед учителями и педагогической наукой задачу совершенствования учебно-воспитательной работы школ, в соответствии с решениями 23-го съезда КПСС. Эта проблема может быть разрешена только на основе укрепления материальной базы и оснащения школ современным оборудованием. Приборы, таблицы, кинофильмы, диафильмы, диапозитивы и прочие материальные средства обучения открывают возможность учителю применить эффективные методы преподавания. В хорошо оборудованных школах учение становится для детей более интересным и лёгким, развивающим их познавательные способности и склонности. За последние годы школы добились некоторого улучшения учебно-материальной базы. Однако она всё ещё не отвечает современным требованиям к качеству образования и воспитания молодого поколения.

ОблОНО предлагает:

1. В каждой школе создать комиссию по оснащению кабинетов техническими средствами обучения.

2. По каждой школе проверить наличие технических средств обучения и составить перспективный план дальнейшего обеспечения школ учебным оборудованием по каждому предмету.

3. Создать школьную фонотеку, фильмотеку.

4. В каждом кабинете завести картотеку учебных кинофильмов, диафильмов, кинокольцовок, звукозаписей.

5. Систематически проверять использование каждой школой технических средств.

Зам. Зав. ОблОНО: Колесникова».

Письмо заведующего Кашинским РОНО В.К. Зарецкого директорам школ города и района от14 апреля 1967 года:

« Необходимость усиления идейно-политического воспитания учащихся требует от учителя непрерывного расширения своего политического кругозора. Без систематического чтения учителем периодической печати он не может успешно выполнять свою роль политического воспитания школьников. «Учительская газета», методические журналы, «Политическое самообразование», «Правда», «Комсомольская правда», «Калининская правда», «Смена», районная газета, «Пионерская правда», научный журнал по предмету – вот тот перечень газет и журналов, позволяющий учителю быть в курсе педагогических и политических событий».

Достижением советской традиционной школы является организация факультативных занятий. Из письма ОблОНО от 16 апреля 1966 года: «Факультативные занятия являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры и учёта местных особенностей каждой школы, позволяющей вносить существенные дополнения в содержания образования, трудовой и политической подготовки учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы. Изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желанием и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к науке, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым целям, практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы. Изучение факультативных курсов будет иметь большое воспитательное значение, так как углублённое рассмотрение ряда научных проблем на современном уровне положительно скажется на формировании научно-материалистического мировоззрения учащихся. Факультативные занятия рассчитаны не только на способных и развитых школьников. Целью их является повышение общего уровня общеобразовательной, трудовой и политехнической подготовки учащихся каждой школы. Вместе с тем недопустимо какое-либо принуждение учеников к обязательному набору факультативных курсов. Известная часть школьников, особенно испытывающих трудности в изучении основных учебных предметов, может не проходить факультативных занятий. Основные направления углубления общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки школьников, развития их интересов и способностей определены содержанием примерных программ факультативных курсов, рекомендованных школам на 1967-1968 учебный год и составляют: в 7 классе – 1 час, в 8 классе – 2 часа, в 9 и 10 классах – 4 часа в неделю».

Это ли не примеры консерватизма в советской традиционной школе! Получается, что тезисы о методах преподавания – это лишь красивые фразы, необходимые для наполнения содержания этой статьи? И инновация в учебном процессе – это всего лишь чёткое выполнение постановлений партии и правительства? Давайте не торопиться с выводами. Однобоко смотреть на процесс – это не значит видеть его целиком. Всё дело в том, что нельзя забывать об идеологическом диктате, который имел место в советском обществе в 50-70-е годы. А школа, как институт социализации личности, была вовлечена в сферу его влияния. И поэтому ну никак не могла оставаться в стороне от постановлений вышестоящих органов. Но и внутри советской школы рождались идеи совершенствования того-самого учебного процесса, который был призван улучшать работу общеобразовательной школы. Это работа школьных методических объединений, профориентационная пропаганда среди учащихся не только профессий города, но и села и решение вопроса о стипендиатах колхозов и совхозов. Это идеи ученического самоуправления, шефства, наставничества. Рождались эти идеи исходя из «самобытности» школы, её традиций. А если добавить немного поэтичности, то традиции – это «струны души школы». Наверное, поэтому её и вспоминают многие выпускники, перебирая аккорды воспоминаний. Разрешите процитировать строки одного письма: «Пишет вам бывшая ученица школы Ермилова (теперь Скубак) Лия Павловна. Первую школу я окончила в 1954 году. С теплотой всю жизнь вспоминаю свой дружный 10-Б класс и своих одноклассников… В памяти храню красивое белое здание школы и ели вокруг него, но главное – дух школы, то уважительное уважение к нам, ученикам, которое было в школе, и то, как старались нас не только научить, но и привить эстетический вкус; например, нас учили танцевать в актовом зале во время большой 30-ти минутной перемены. Ставили чудесные спектакли. Всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей…. и классного руководителя Лидию Витальевну, которая принимала нас такими, какими мы были, и многое прощала нам».

У школы своя, особенная жизнь. Каждый, кто учился когда-то, помнит эти особенности схемы советской «традиционки»: первая учительница, октябрятская группа, пионерский отряд, дружина, устав ВЛКСМ, комсомольский значок. Школьные звонки, уроки, перемены, кружки, секции, сборы, акции, смотры… Всё это не могло не волновать, не могло оставить равнодушным. Каждый ученик имел своё мнение относительно происходящего в школе, пусть даже и субъективное. Переходя из класса в класс, взрослея, ученики приближали ту финишную черту, которая называется «выпускной». Каждый год советская «традиционка» выпускала своих питомцев, вручая им аттестаты зрелости. Каждый год на выпускных вечерах произносились чеканные, выверенные слова напутствия директора школы. В 1966 году А.М. Рождественский, открывая это торжественное мероприятие, говорил: «Дорогие друзья! Вот и наступил день, о котором многие, а пожалуй, и все вы давно мечтали: день получения путёвки в жизнь, день расставания со своей партой, классом, школой, товарищами, учителями. Товарищи! Всех нас привело сюда вручение нашим дорогим выпускникам путёвок в жизнь – аттестатов зрелости и поздравления их с первыми успехами и пожеланиями доброго пути в жизни…..».

Выпускники покидали стены школы, но она распахивала свои двери тем, кто впервые перешагнул её порог. И всё начиналось сначала.


Те, кто руководил школой.

Успех работы любого коллектива во многом зависит от того, кто стоит у его руля, кто руководит им. От директора. Немало их сменилось более чем за столетнюю историю нашей школы. Они определяли работу, меняя друг друга на этой должности.

Мы попытались создать хронологию. О ком-то удалось многое узнать, о ком-то располагаем очень скудными сведениями, кто-то остался безымянным.

1906 – 1912 годы – Владимир Германович Шольц, первый директор Алексеевского реального училища.

С 17 декабря 1912 года по сентябрь 1915 года – Константин Игнатьевич Добрынин.

С октября 1915 года по 9 марта 1918 года – Игнатий Анисимович (Онисимович); известно, что протокол педсовета от 27 сентября 1915 года подписывал К.И. Добрынин, а 15 октября – И.А. Аралов.

С 9 марта 1918 года коллективом руководил Алексей Васильевич Богоявленский. Он именовался не директором, а председателем педагогического Совета.

С 6 октября 1922 года по 1 сентября 1923 года школу возглавлял П.Н. Неклюков ( у нас полностью отсутствует о нём какая бы то ни была информация).

С 1 сентября 1923 года по 1 декабря 1923 года – Николай Фёдорович Бредков.

С 1 декабря 1923 года до 1931 года - Николай Михайлович Лебедев. В этот период времени школа стала называться « 1-я школа 2-ой ступени имени Карла Либкнехта», а в июле 1931 года она была реорганизована в школу фабрично-заводской семилетки.

С сентября 1931года по 1932 год – Михаил Григорьевич Красавин, которого в том же году перевели на должность заведующего Кашинским РОНО.

С 1932 по 31 декабря 1935 года – Семён Андреевич Жаворонков.

Вероятно, с 1 января 1936 по июль 1937 года директором была Ася Владимировна Рыбальчик ( 17 июля 1937 года на бюро Кашинского РК ВКП(б) заслушивалось её персональное дело).

С 15 августа 1937 года по 15 августа 1940 года – Александра Ивановна Атрушкевич.

С августа 1940 по март 1942 года – Арсений Александрович Ветлицкий.

С марта 1942 года по 1 октября 1943 года – Мария Николаевна Митропольская.

С октября 1943 по октябрь 1945 года – Алексей Дмитриевич Иванов.

С 6 октября 1945 года по 26 июля 1966 года – Алексей Михайлович Рождественский.

С 28 июля 1966 года по 29 апреля 1976 года – Константин Абрамович Егоров.

С 21 июня 1976 года по 30 июня 2007 года – Валерий Иванович Пряжников.



Со 2 июля 2007 года – Дмитрий Викторович Дмитриев.<< предыдущая страница