«Из цикла Философские беседы» Л. Е. Балашов москва  2012 о цикле “Философские беседы” - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Из цикла Философские беседы» Л. Е. Балашов москва  2012 о цикле “Философские беседы” - страница №15/15

Крик души или почему мужчины не хотят жениться

На сайте «Сказка для двоих» Елена З. написала такое письмо:


Мужчины, объясните. Вот и я решила спросить у мужчин — что всё это значит?

Познакомили меня в сентябре с мужчиной. Шуточно познакомили. Типа — вот тебе жених. Мне он как-то сразу не приглянулся, не в моём вкусе. Потом пообщались и вот как-то сильно он мне понравился. Но так страшно начинать новые отношения... Через какое-то время всё-таки начали встречаться. И всё так волшебно было! Потом вдруг он стал немного отстраняться. Я даже уже решила, что всё, роман окончен. Но тут наступает "День матери". И он приглашает отметить этот праздник с ним и с моей дочкой. Сомневалась — стоит ли знакомить, ведь ничего не понятно в отношениях. Но решила, что познакомлю. В кафе всё было просто супер! Доча его оценила, сказала, что хороший. Потом волшебная ночь... и опять отстранение. Через неделю он покупает машину. Зовёт "обмыть" (на необмытую вещь, гарантия не распространяется.))))))) Соглашаюсь. И мы с ЕГО СЕСТРОЙ и ещё ЕГО родственниками "обмываем". Ну и под шафе, да с подачи родственников, которые стали нас тут же женить, у нас происходит выяснение отношений. И он говорит, что ему никто не нужен. Что ему и так уже слишком больно сделали и больше он этого не хочет. Спрашиваю — зачем с дочкой знакомился? Отвечает — хотел сделать тебе приятное. Ну в общем разругались. Неделю — тишина. Через неделю он появляется и помогает мне в одном очень важном деле. И опять неделя тишины. Я уже совсем решила плюнуть на него, как он позвонил и сказал, что заболел. Очень высокое давление. Я лечу с таблетками к нему. Лечу, сижу, жду. Давление нормализовалось, и он везёт меня к своим родителям. Опять волшебная ночь. А утром — ну ладно, давай, как-нибудь созвонимся... И вот опять тишина...

Что это? Зачем знакомить меня со всем своим семейством? Знакомиться с моей дочкой? А потом вот так себя вести? Да он 2 раза очень сильно обжёгся. Да ему больно. Но я тоже не девочка. Я тоже после 20 лет брака осталась одна. Я столько времени не позволяла себе ни в кого не влюбляться. Влюбилась на свою голову. Что мне думать? Что мне делать? Мужчины, дорогие, разъясните, пожалуйста!!!
Мой ответ:

Дело тут не в эгоизме и не в шизофрении Вашего друга, как пишут-комментируют некоторые. Проблема комплексная. Ваш друг ведет себя почти нормально, как многие современные мужчины. Причин такого поведения много. Главные:

1. Ваш мужчина избаловался со сменой партнерш (ведь дважды был женат).

2. У Вас дочь и этот фактор тоже имеет негативное значение. Редко какому мужчине хочется воспитывать чужого ребенка.

3. Современное состояние умов, когда ценности традиционной семьи в цивилизованном обществе в значительной мере утрачены. Ведь как раньше было: женился, как в могилу ложился (в хорошем смысле) — любовь до гроба... Сейчас менталитет поменялся. К женитьбе-замужеству относятся легче, менее ответственно, что ли. Порой жен, мужей меняют как перчатки.

4. Раньше люди жили в основном в деревне, а там условия жизни гораздо более благоприятны для семейной жизни и для воспитания детей. Ближе к природе — крепче семья, ведь семья — это большей частью природный институт (тесные физические-душевные отношения мужа и жены, родителей и детей).

5. Раньше семьи были многодетные, люди в них росли и познавали науку совместной жизни разных полов, науку обкатывания характеров, взаимного приспособления и науку воспитания детей. Сейчас этого ничего нет. Отсюда охлаждение к постоянной совместной жизни мужчины и женщины и крайняя неопытность-неподготовленность в деле воспитания детей.

6. Современная жизнь в городе (квартиры-клетки), работа на производстве, в учреждениях (8-часовой рабочий день), некоторые соблазны городской жизни неблагоприятны для нормальной жизни в семье. Она отчуждает мужей и жен друг от друга и от детей.


Общий вывод: надо по полной программе осознать причины такого положения вещей и где-то поправить, минимизировать действие указанных причин, а где-то смириться и терпеть.

Переписка по поводу моей заметки «Любовь вне брака, вне семьи всегда ущербна»

(Дискуссия ВКонтакте)


Галина Р. Написала (4 сентября 2008)

Сейчас стало модным, а потому популярным, жить в гражданском браке... Мне очень интересно Ваше мнение на этот счет.


Лев Балашов написал:

Гражданский брак лучше, чем спорадические встречи, но хуже, что юридически оформленный брак. Он обладает меньшей надежностью.


Вероника ПСИХОНАВТ Рудакова написала (9 сентября 2008)

И что девчата в 17-18 лет должны выходить замуж и рожать,"как плодовитые самки"? напрочь загубить всю свою жизнь, не нагулявшись? а в скрывании отношений есть своя прелесть, свой адреналин! в итоге нам не влюбляться? да. любовь и влюбленность(чаще как раз она возникает в нашем возрасте) разные совсем разные вещи. но все же все мы думаем, что нас любят, а значит любимы и мы! поэтому ущербные? я вообще не понимаю молодых людей, которые стремятся себя связать узами брака до лет этак 25-27! глупо, не прочно, в попе детство играет! у парней еще юношеский максимализм!

И ничто не вечно! о, наши нравы!

Вот мое мнение! скорее всего с возрастом оно немного поменяетя, но не кардинально! а сейчас "гуляй пока молодой!"

P.S. и дети, выросшие не в полных семьях не ущербны! по крайней мере, я себя таковой не считаю. а на счет мальчиков, воспитанных только матерью!!! геи были всегда, это не мода! француузские короли тоже мальчиков любили.. и все претензии в этом плане только к нашим, пардон, самцам-оплодотворителям!
Лев Балашов ответил Веронике ПСИХОНАВТ Рудаковой (10 сентября 2008):

Мне очень жаль Вас, Вероника. Вы совершенно испорчены антикультурой. Все у Вас вверх дном! Я не утверждал, что нельзя влюбляться и любить до брака, вне брака. Я лишь говорю, что вне брака любовь неполноценна, ущербна. Далее, "хорошо" же Вы отзываетесь о деторождении и продолжении рода ("как плодовитые самки") — это просто чудовищно! И Ваше "загубить свою жизнь" — это значит, свою жизнь Вы понимаете чисто гедонистически (наслаждайся сколько можешь, а там трава не расти). Пройдет время и Вы как стрекоза из басни Крылова окажетесь в беде с таким умонастроением и поведением. Нельзя жить только одним днем. Надо думать о жизни в целом. Как говорил Биант: нужно жить надвое: и до вечеру и до веку. А Вы предлагаете жить только до вечеру. Ваша философия Вас погубит. Это я говорю не как пророк, а как реалистически мыслящий человек.

И насчет гомосексуалистов Вы неправы. Да гомосексуализм был всегда. Но: одно дело в микроскопических размерах, другое дело как в Содоме и Гоморре. Сейчас цивилизованное общество в пропаганде и распространении гомосексуализма приближается к состоянию Содома и Гоморры.

Вероника ПСИХОНАВТ Рудакова написала (10 сентября 2008)

Да! живем одним днем! наслаждаемся жизнью! берем от нее все! я испорчена?! да, что ВЫ?! я еще ангел. и не окажусь в беде! мне еще до 40-ка, как до Камчатки пешком! о жизни в целом и думаю! хочу стать инженером-экологом! быть полезной этому миру! поехать на Байкал! спасти Нерпу.. глупо о детях сейчас думать в моем возрасте. а что потом будет лет через 10?... вот тогда и посмотрим! зачем загадывать? Феминистками вот ваши такие суждения девушек, женщин и делают!

Вы то сами пробовали рожать??? увы, природа так распорядилась, что рожают не мужчины.. а жаль! тогда бы на вас посмотрела бы.

Чайковский мальчиков любил. так? а Вы его музыку слушаете!... я наоборот считаю, что парни воспитанные только матерью как раз таки и вырастают настоящими мужчинами! мода на голубизну? вроде широкий круг общения-ни одного такого парня не видела! и почему вас именно это тема так за живое берет? ( еще вспомнила. и цари,князья наши русские к женам в палаты не всегда ходили...)

а больше всего Вас не поняла, когда вы сказали, что составили диаграмму счастья! разве его можно измерить тупыми рамками???? разве можно сказать, что Вы счастливее меня или я Вас?? да никогда!


Вероника ПСИХОНАВТ Рудакова написала (10 сентября 2008):

извините за грубость...эмоции


Евгения ●• РЕВНИВАЯ •● Холодова написала (21 сентября 2008):

Вы знаете, безусловно, я с Вами согласна по поводу того, что любовь проверяется и крепчает с годами, а дети — это вершина любви и смысл нашей жизни в ее продолжении. Но ведь бывает и так (а к сожалению,часто),что после того,как люди завели семью и родили ребенка,отношения начинают рушиться,а потом и вовсе угасают,что приводит к разводу. Семья уже неполноценна. Вот очень бы хотелось узнать Ваше мнение на этот счет,что же все-таки происходит и кого винить,если после рождения ребенка люди понимают,что вместе они жить больше не смогут. Део ли в том,что,может быть,люди просто изначально безответственно(или с неполной ответственностью) отнеслись к браку и созданию семьи?

С уважением,Евгения
Лев Балашов написал (2 октября 2008)

Женечка! Действительно, современная семья в цивилизованных странах непрочна. В этом виновно общество, в частности государственная политика и в частности политика в системе образования. Современных молодых людей практически не готовят, не учат быть супругами, быть родителями. Жизнь в семье, родительство — это чрезвычайно сложные вещи и молодые люди, не готовые к ним, часто терпят поражение в своем желании иметь семью, детей. Выход один: учиться быть супругами, учиться быть родителями — хотя бы запоздало и вопреки неблагоприятной общественной атмосфере.

Вообще тут много еще можно сказать. Если хотите получить подробный ответ, позвоните мне.

С уважением, Л.Балашов


Маша Амели Дмитриева написала (1 апреля 2009)

Знаете, в принципе я согласна, что любовь без брака ущербна... НО,как вы сами говорите брак, семья — это дети, и всё связанное с ними...я вот столкнулась с ситуацией: моя подруга живёт вдали от дома. Живёт сейчас у парня. Они любят друг друга. НЕ ссорятся. Родители парня относятся к девушке хорошо...Но её родители категорически против этого. Они убеждены,что жить вместе можно только после создания семьи... Друзья мои уже хотят создать семью,оформить отношения. Но её родители опять же против. И их тоже можно понять:когда живёшь вместе,тем более семьёй,тем более,если двое любят друг друга,они неизбежно,по зову природы,будут заниматься сексом,то бишь-продолжением рода...А когда в порыве чувств сносит крышу("мы ж семья,нам всё можно")...Это может ,даже так:это должно закончится появлением новой жизни. А теперь давайте посмотрим на это с другой стороны:семья из двух не окончивших ВУЗ безработных студентов. Он на 4-ом курсе,она-на втором.РОдители и его и её еле сводят концы с концами...И вот эта семья стедентов осчастливливает родителей,теперь уже -дедушек-бабушек... как результат:она не заканчивает универ*потому что ребёнок требует постоянного внимания.* Он Бросает учёбу,чтобы хоть как-то прокормить малыша.... Получаются три вроде бы счастливых семейных человека,и в то же время-а польза от них обществу? Растить в нищете ребёнка? Стесняться выходить в свет? Всю жизнь работать чёрти кем?*нынче без высшего образования никуда...только полы мыть,да улицы подметать...* А вот если эти двое любят друг друга...И даже живут вместе...но ещё не образовали семью,потому как ОСОЗНАЮТ то,что их ждёт.Если они вместе строят своё будущее,и будущее своих детей? Разве это ущербно? Тогда почему любовь вне брака ВСЕГДА ущербна? Отнюдь не всегда...Да,бывает,что уже зрелые люди,состоявшиеся, живут вне брака.Вот если они любят друг друга-тогда это может быть и ущербно...И то случаютсяч исключения из правил. А студенты-это не исключение. Такое сплошь и рядом.Одна из мсоих знаомых бросила учёбу,вышла замуж,родила...поссорилась со своими родителями,не закончила учёбу,и уже не собирапется...Он работает на стройке. живут на срадства его родителей,а зарплатой парня платят за съемную квартиру.


Лев Балашов ответил Маше Амели Дмитриевой

16 апреля 2009 в 1:57

1. Когда я пишу, что любовь вне брака ущербна, то не имею в виду любовь молодых-юных до брака. Любовь до брака, предваряющая брак, не ущербна, но она и не является самостоятельным феноменом жизни. По-настоящему она лишь прелюдия любви взрослой, любви в браке. Она только тогда ущербна, когда молодые рассматривают ее исключительно как самоценность-мимолетность, а не как прелюдию к семейно-брачным отношениям, т.е. не как начало полноценной взрослой любви на долгие годы.

2. Вы пишете о том, что любовь, брак и дети порой вступают в противоречие с профессиональной карьерой. И на этом основании оправдываете любовь вне брака и без детей, поскольку в этом случае можно дальше учиться и расти профессионально. Здесь, действительно, серьезная проблема. Однако, сильные и умные люди находят решение этой проблемы. Она из разряда тех, когда нужно совместить противоположности (например, требуется одновременно твердый и пластичный металл, чтобы он был достаточно твердым и нехрупким. Металлурги находят такие сплавы). Это первое. Второе: молодые бывают беспомощными в житейских вопросах, потому что они по-настоящему не подготовлены к взрослой жизни. Я писал об этом. Современные школа и вуз, да и вечно занятые родители не готовят подрастающее поколение к тому, чтобы продолжать род.

Вы еще пишете: а когда в порыве чувств сносит крышу. — Вот-вот: молодые не подготовлены по-настоящему к взрослой любви и жизни.

Надо менять всю систему подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Иначе вымрем. Надо найти правильное соотношение линии "любовь-семья-дети" и линии "учеба-профессия-карьера". А пока на уровне общества эта проблема не решена, нужно просто самим в индивидуальном режиме пытаться решить ее. Я думаю, это возможно, если ты осознал всю важность решения этой проблемы и если ты не ищешь оправдания своей пассивности, ссылаясь на печальные примеры, а засучив рукава, действуешь.


Маша Амели Дмитриева написала

20 апреля 2009

Вот тут я с вами полностью согласна)
Алла Angel Осипова написала

21 апреля 2009

Я считаю,что любви вне брака быть вообще не может!Это называется только влюбленностью.Еще не один человек не вступал в брак по любви.Что бы показать почему это невозможно нужно договориться о терминах.Очень часто люди используют одни и те же слова совершенно в разных смыслах.Нужно представлять. что имеют ввиду под словом любовь.Это особенно необходимо знать сейчас, потому что это слово полностью низведено до самого низменного смысла, когда используется такое словосочетание, как "заниматься любовью".

Итак первое это надо понять что такое любовь, второе-это есть 2 основных понятия которые характеризуют два совершенно разных типа взаимоотношений между мужчиной и женщиной.Это любовь и влюбленность.

Итак начну с влюбленности. Ее характеризует три основных понятия:эгоизм,влюбленность во что-то, пылкость чувств.

А теперь о каждом понемногу.

1.Молодой человек входит в класс, окидывает взглядом всех своих одноклассниц, выбирает самую красивую и говоритсебе:"хочу, чтоб была мое!"уж если что и иметь, то самое лучшее.Зачем мне не самая стройная ,не самая красивая?А теперь зададимся таким вопросом, а может ли такое чувство быть основанием для крепкой семьи?Думаю что нет!Какая бы не красивая была эта девушка, все равно будут гораздо красивее!В итоге такой пареь придет к выводу что ему надо много и разных!

2.Во внешности или характере человека может быть особая черта, собственно которая и покоряет влюбленного.В самом обычном случае это красивое лицо или фигура.В более возвышенном это умЮ веселость характера.Но в любом случае влюбленноый влюбляетс во что-то.Это чувство тоже не может быть основой истинного брака

3.И наконец третий признак-это пылкость чувств.У взрослого семейного человека один вид влюбленной пары уже вызывает легкую улыбку.С одной стороны, как трогательно и внимательно ухаживает он,как элегантно принимает ухаживания она, а с другой стороны ясно. как это еще далеко до настоящего чувства.

Н.В.Гоголь прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Это ярко представлено в рассказе "Старосветские помещики".

И наконец любовь: вечность, любить ни за что, готовность к самопожертвованию (жертвенность).Думаю это объяснять не надо. Теперь я попробую дать свое определение любви. Итак, любовь супругов — это единение двух людей, которое рождается в браке и взращивается в течение 10-15 лет совместной жизни.
Лев Балашов написал 21 апреля 2009

Извините, у Вас ералаш в голове. Хотя, как ни странно, последняя фраза насчет взращивания любви в браке верна.


Мария Борисова написал 26 апреля 2009

Обсалютно с Вами согласна, даже добавить нечего)


Лев Балашов написал 27 апреля 2009

Спасибо за откровенность и понимание. Думаю, из Вас выйдет толк. Только не прячьте свое лицо. Никогда! Это дурной тон.


Мария Борисова написал 28 апреля 2009

Исправлюсь)


Данечка Little Danny Курносова написала

9 сентября 2009

Дети дополнительно скрепляют, цементируют отношения мужа и жены, в том числе их любовные отношения.
- 1 — Многие психологи писали, что когда в семье появляется ребенок, он как раз таки и становиться барьером между Мужем и Женой.

- дети — не клей для семьи. ни в коем разе!!!!! а тем более делать из них клей....это глупо.


В ситуации угасающей любви пожилых людей внуки способны дать им вторую молодость.

- это ДА, но тут за счет психологического переноса себя в прошлое.и ассоциирования себя как "родителя".


Вне брака-семьи любовь не имеет возможности развиваться и становиться.

- я не думаю, что нужен ШТАМП в паспорте, как таковое доказательство любви. я признаю и гражданский брак.


Для созревания любви нужно время

- я думаю, это у кого как. это зависит от способности человека полюбить.


Не случайно говорят: муж и жена одна сатана. Только в длительном совместном проживании любящие могут по-настоящему почувствовать, оценить и понять любовь.

- говорят так потому что СО ВРЕМЕНЕМ люди перенимают друг у друга манеры поведения.


Очень интересно получить Ваш комментарий, Лев Евдокимович. Заранее Спасибо.
Лев Балашов ответил Данечке Little Danny Курносовой

14 сентября 2009

При чем тут штамп в паспорте. Если Вы не уважаете общество (человечество), в т.ч. государство, то действуйте, как Вам заблагорассудится. Тогда и о потомстве не надо думать. Ведь потомство — это будущее общество, государство. Удивляюсь, что от женщины я слышу о штампе в паспорте в презрительном ключе. Ведь женщина больше всего страдает от отсутствия юридической ответственности мужчины. На одной только нравственности нельзя строить свои отношения в современном мире. Неужели это непонятно?! Мы, конечно, доверяем людям. Но ведь не случайно существует поговорка "доверяй — но проверяй". Мужчина, который не готов оформлять брачные отношения в юридическом смысле, по большому счету трус или плут.
Данечка Little Danny Курносова написала

14 сентября 2009 в 18:30

Да, страдает. но от безрассудности МУЖЧИН!!!Плутов, ТрУсов и т.д. и т.п. Мы знаешь еще много "хороших слов", как это дело назвать.
А про потомство — совершенно согласна. Оно должно быть, НО до этого же нужно дорасти и понять, что пора позиционировать себя как будущих родителей, а не "молодежь". Многие просто не умеют брать на себя ответственность за свои действия..и это печально. тут я с Вами совершенно согласна...
Но вот тут ущербности любви не вижу... ибо как любовь ДО брака может быть ущербна, если эта ЛЮБОВЬ, по сути, сама и приводит к браку!??!?
Лев Балашов написал 14 сентября 2009

Повнимательнее почитайте мои ответы к комментариям. Я уже высказался и по поводу любви до брака и по поводу неподготовленности нынешней молодежи к семейно-брачным отношениям.

Вот именно то, что любовь отделяют от брака-семьи-детопроизводства и считают ее самодостаточной — это как раз следствие неправильной политики государства-общества в системе образования (в школе и вузе), когда тема семьи-брака-детей почти отсутствует в образовательных программах и молодежь начинает думать, что любовь не имеет отношения к браку-семье-детям.

А насчет безрассудности мужчин... Не говорите так. Дело намного сложнее. Не надо винить отдельно мужчин или отдельно женщин в чем-то. Мужчины и женщины — два плеча коромысла или два сообщающихся сосуда. Не может быть так, что мужчины виноваты, а женщины нет, и наоборот. У меня есть эссе на тему мужчин и женщин. См. мой сайт. Там есть отдельный файл с этим эссе или файл с книгой "О любви", в приложении которой есть это эссе.


Данечка Little Danny Курносова написала

14 сентября 2009

ну зачем же так на Молодежь, Лев Евдокимович...

Не зря написала, что до брака надо дорасти...В брак нужно вступать осознанно.Подойти к этому делу серьезно, имею уже какой то опыт отношений за плечами.Я больше чем уверенна, что даже опыт , как Вы говорите, УЩЕРБНОЙ ЛЮБВИ, будет полезен.

А вступать в брак, только для того, что бы вашу любовь не считали ущербной(как бы совершая благое дело для государства и т.д. и т.п.)...да ну...чушь какая то.
А что Мужчины и Женщины = сообщающиеся сосуды — это верное утверждение... Но я имела в виду, не прям таки ВИНУ мужчины, а скорее, я намекала на их физиологические потребности, которые, как известно, у женщин менее доминантны.
Микаэль Хачатрян написал 21 сентября 2009

Был такой момент, когда мои мать и отец ругались достаточно сильно, но к счастью брак устоял. Они поняли, что живут ради своих детей, начинать новую жизнь в 40 лет уже трудно, хотя даже не в этом дело, сейчас у них тоже есть возможность сделать что-то такое, что их пробьет вперед, но лучше меня и моей сестры у них ничего не получится, поэтому они и любят друг друга)




ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Мысли разных авторов о страстях, любви, браке и семье, женщинах и мужчинах




О страстях

... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.



В.Г. Белинский
... тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, что пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.

Вольтер
Без страсти никогда не было и не может быть совершено ничего великого.

Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 3.
... ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинны ли та или другая по своей природе.

Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24
Тот, кто делает целью одно обуздание страстей, тот дает страстям силу и высоту, которых они не имеют вовсе, — он их ставит соперником разуму. Страсти крепнут и растут именно от того, что им придают огромную важность. Лукреций говорит, что иногда надо уступать потребности наслаждения для того, чтобы она не беспрестанно нас занимала.

А.И. Герцен
Слово страсти означает приведенные в действие способности. Сами по себе они отнюдь не являются злом; напротив, чем более мы их удовлетворяем, тем более мы счастливы. Они становятся пороками или преступлениями только тогда, когда они дурно направлены и, наконец, извращены дурной социальной организацией.

Г. Дезами
Для страсти не нужно годов: она может зародиться в одно мгновение.

И.А. Гончаров. (“Обрыв”)
Страсти, которыми владеем мы, — суть добродетели; страсти, которые владеют нами, — пороки.

Б. Паскаль
О любви
Любовь — теорема, которую каждый день надо доказывать!

Архимед
Любовь — поэзия и солнце жизни. В.Г. Белинский
Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет... Но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.

В. Г. Белинский (Собр.соч. Т. 12. С. 433)
Кто не любит, не может и ненавидеть; кто ничем не восхищается, не может и презирать.

Берне
Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть.
Из Библии

Самое большее удовольствие — это доставлять удовольствие тому, кого мы любим.



С. Буффле
Разлука для любви — что ветер для огня; слабую она гасит, а большую раздувает.

Бюсси
Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет. Т. Гоббс
Для человека, не зараженного самодурством, вся прелесть любви заключается в том, что воля другого существа гармонически сливается с его волей без малейшего принуждения...

Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих...



Н. А. Добролюбов
Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: “Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов”.
Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большое чувство, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

Ф. Ларошфуко
Равенство — самая прочная основа любви.

Лессинг
Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.

А.С. Макаренко
Размышляйте над любовью каждый день. Проникнутые любовью размышления заставляют сердце расти.

Дипак Чопра
Любовь — это казна счастья: чем больше она дает, тем больше она имеет.

Мюллер
Лучшие любовники те, кто совмещает дружбу и любовь

Неизвестный автор
Любви дороже мне одно мгновенье

Годов тоски и слез



А.Н. Островский (“Снегурочка”)
Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.



А. С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Существенной чертой рыцарства была удивительно изысканная концепция любви, как чего-то такого, что приятно оставить неудовлетворенным. "Когда в двенадцатом столетии неутоленное желание было поставлено трубадурами Прованса в центр поэтической концепции любви, произошел поворот в истории цивилизации. Изысканная поэзия... делает самое желание существенным мотивом и таким способом создает концепцию любви с отрицательным знаком" (Й. Хейзинга).

Б. Рассел
Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность — богатством, а капли огня — жемчужинами.

Cервантес
Любой судьбе любовь дает отпор. Сервантес
Да, половина и притом прекраснейшая половина жизни остается скрытой от человека, не любившего со страстью.

Стендаль
Стендаль о любви в Англии: “Часто в них нет ничего замечательного, кроме странной щепетильности... Но, как ни покорна рабыня (жена англичанина — Л.Б.), ее общество вскоре делается тягостным. Отсюда для мужчин необходимость мрачно напиваться каждый вечер, вместо того чтобы проводить, как в Италии, вечера со своими любовницами. В Англии богатые люди, скучая у себя дома, под предлогом необходимости телесных упражнений делают пешком четыре или пять миль ежедневно, как будто человек создан и послан в мир для того, чтобы бегать рысью. Таким образом они расходуют нервный флюид с помощью ног, а не сердца.”1
Любовь — единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, которую сама чеканит.

Стендаль
Из всех сладких горестей нет ничего слаще той, что вырастает из несчастной любви.

Стивенсон
Любовь есть любовь, ее из эфира не смонтируешь, вздохами не подопрешь. Тут надо более весомые, материальные скрепы искать...

Так что за скрепы?

Разве не ясно? Секс. Не пошло понятый, разумеется. Женщина должна быть женщиной, черт побери, а не облаком в юбке! В Древней Греции на эти темы писали трактаты. На Востоке науку любви преподавали в школах. Разве в этой сфере не нужны культура, искусство, знания? И талант.

А. А. Тарасов1
Физиология любви — это огромная область, и в ней важны не только инстинкты, но и наука, и искусство, и опыт. Культура плотской любви — это часть культуры вообще. В средние века с их неприязнью к человеческому телу эта культура резко упала. И чему же удивляться, если каждый в этой области начинает, став взрослым, почти от нуля, открывает все Америки заново, самостоятельно, методом проб и ошибок, консультируясь только с приятелем по подъезду или со школьной подружкой.

А. А. Тарасов2
Любовь может изменить человека до неузнаваемости.

Теренций
Взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой.

Л.Н. Толстой
Счастье любви — в действии; любовь проверяется готовностью делать для других.

Лью Уоллес
Где нет любви, там нет и правды. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить — одно и то же.

Л. Фейербах
Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.

Н.Г. Чернышевский
С прогрессом общества любовь развивалась не так, что духовное все больше поглощало биологическое, а так, что между ними создавались все более и более гармонические отношения.

В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 21)
...настоящая любовь — это гармония духовного и физического начала, идеального и материального...

И чем органичнее соединение этих двух начал, тем глубже и выше любовь.



В. П. Чертков (Там же. С. 17, 18)
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

А.П. Чехов (“О любви”)
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

А.П. Чехов

О браке и семье
Cупружество состоит не только из удовольствий, столь же преходящих в семейной жизни, как и в жизни вообще, — оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров.

О. Бальзак
Брак — это нравственный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Гегель
Вообще разница между длительностью желаний и потенции мужчины по сравнению с привлекательностью, плодовитостью и здоровьем женщины создает при святости брака у европейцев несоответствие, способствующее подспудной борьбе и раздорам в семье, с одной стороны, разврату — с другой.

Гегель. Работы разных лет. Т. 2. С. 552
... я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь... а без нее держатся до первого толчка.

А.И. Герцен
... без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.

А.И. Герцен
Сожитие под одной крышей само по себе — вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она — что-то промежуточное между одалиской [наложницей] и служанкой, существо телесно близкое и умственно далекое. Ее не нужно днем, а она беспрестанно тут; мужчина не может делить с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен.

А.И. Герцен
... будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, — но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, — эти-то отношения главное. В них держава.

Л.Н. Толстой
Брак без любви чреват любовью вне брака.

Б. Франклин
Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: “Я недовольна тобою, прочь от меня”; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова.

Н.Г. Чернышевский
... жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт — это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное — ненадежно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали.

А.П. Чехов
О женщинах и мужчинах 
Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодарной должен заключаться идеал женщины.

В.Г. Белинский
Бывают мужчины, превосходящие говорливостью женщин; но никакой мужчина не обладает красноречием женских глаз.

Вебер
Ничто не побуждает в такой степени к добрым делам, как иметь свидетелем и судьей своего поведения любимую женщину, уважение которой желаешь заслужить.

Вольтер
Я ни в какой мере не являюсь сторонником господства женщин, но желал бы, чтобы мужчины брали женщин в товарищи и воспитывали их так, дабы они для того подходили. Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчин, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины.

Д. Дефо
Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.

Д. Дидро
Иные женщины, не понимая, как полезно бы сохранить свои счастливые природные качества, ослабляют их тем, что подражают жеманным и дурным манерам. Даже голос и походку они заимствуют. Уродуя себя, они смотрят в зеркало и не видят, как далеко они удалились от своей природы. Да, им приходится тратить много труда, чтобы меньше нравиться.

Ж. Лабрюйер
У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.

Ш. Монтескье
Мы смеемся над женщинами, усердно следующими модам в одежде, а сами столь же усердно следуем модам в мыслях.

О’Мэлли
Настоящего мужчину делает соединение силы и нежности.

Неизвестный автор
Женщина, если она получит надлежащее образование и воспитание, может так же хорошо усвоить себе научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина. При этом главное условие только то, чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею.

Н.И. Пирогов
Умная женщина непременно должна почувствовать глубокое отвращение к тому мужчине, который в разговорах с нею никогда не может или не хочет забыть ее пол, то есть всегда говорит с нею как с женщиною и никогда не говорит с нею как умный человек с умным человеком.

Д.И. Писарев
Большинство мужчин любят лесть вследствие скромного мнения о себе, большинство женщин — по противоположной причине.

Дж. Свифт
Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми.

Б. Фонтенель
Равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом.

В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 146.)
Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.

А.П. Чехов
... женщины всегда являлись для меня силой, возбуждавшей лучшее в сердце моем.

Ф.И. Шаляпин (“Маска и душа”)
Сила женщины — в ее слабости.

У. Шекспир. (“Укрощение строптивой”)


ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Любовь глазами детей

Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: "Что значит любовь?" Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить.

Когда моя бабушка заболела артритом, она больше не могла нагибаться и красить ногти на ногах. И мой дедушка постоянно делал это для нее, даже тогда, когда у него самого руки заболели артритом. Это любовь.

Ребекка, 6 лет

Если кто-то любит тебя, он по-особенному произносит твое имя. И ты знаешь, что твое имя находится в безопасности, когда оно в его рту.

Билли, 4 года

Любовь — это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен.

Крисси, 6 лет

Любовь — это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал.

Терри, 4 года

Любовь — это когда моя мама делает кофе папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный.

Дэнни, 7 лет

Любовь — это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день.

Ноэль, 7 лет

Любовь — это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставила его в одиночестве на весь день.

Мэри-Энн, 4 года

Когда ты любишь кого-нибудь, твои ресницы все время взлетают и опускаются, вверх-вниз, а из-под них сыплются звездочки.

Карен, 7 лет

Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить "я люблю тебя". Но если любишь, то должен говорить это постоянно. Люди забывают.

Джессика, 8 лет

Ну, и наконец — автор Лео Баскаглиа однажды объяснил смысл этого опроса. Целью его было найти самого заботливого ребенка.

Так вот, победителем стал четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену. Увидев, что мужчина плачет, ребенок зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил "Ничего. Я просто помог ему плакать".

источник: Интернет
————————————————————————
Лев Евдокимович БАЛАШОВ
О Л Ю Б В И


1 Материал этого раздела взят из книги: Л.Е. Балашов. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996.

1 См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 328 (С.С. Аверинцев); Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 251.

1 О соответствиях между категориями см.: Балашов Л.Е. Соответствия и антисоответствия между категориями. М., 1998.

2 Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные, квази- противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

1 Белинский В.Г. Полн.собр.соч. Т. 10, М., 1958. С. 336.

2 О сексе у животных можно говорить лишь с известной долей условности. У них удовлетворение половой потребности, как правило, неотделимо от инстинкта продолжения рода. Секс же у людей в подавляющем большинстве случаев имеет целью удовлетворение полового желания, т. е. половое общение само по себе, как самоценность, но никак не деторождение.

1 Платон. Собр.соч. в 4-х томах. Т. 2, М., 1993. С. 138. (Пир 207b).

1 Рюриков Ю. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. М., 1968. С. 55-56.

1 Там же. С. 96.

2 См.: Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

1 Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982.

1 Я не случайно говорю о любви и борьбе как полюсах жизни. Между ними — много посредствующих звеньев. Например, к любви как полюсу жизни непосредственно примыкают дружба, товарищество, согласие, содружество, сотрудничество, кооперация.

1 Обращаю внимание читателя: речь идет именно о цивилизованном обществе. В странах “третьего мира” наблюдается обратная картина. Медленная смерть им пока не грозит. Но о них нельзя говорить как о цивилизованных, культурно развитых странах.

В целом для человечества важно соединение двух важнейших факторов жизни: нормальное воспроизводство населения и прогресс культуры, цивилизации. Пока людям не удается сколько-нибудь удовлетворительно соединить эти два фактора. На одном полюсе мы наблюдаем расширенное воспроизводство жизни при недостатке ее качества, культуры. На другом полюсе — улучшение качества жизни, прогресс культуры, но: при убывающем народонаселении.



1 В одном эротическом рассказе в качестве эпиграфа была приведена такая фраза: «Чем больше женщина стонет ночью, тем меньше ворчит днём». Подмечено точно!


1 См.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1, М., 1978. С. 94-95.

1 Отдельно о гомосексуализме см. ниже ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Наваждение гомосексуализма», стр. 115-120.

1 Вот, к примеру, что сказала в одном интервью известная киноактриса Катрин Денёв: «Если говорить о любви мужчины к женщине, то все очень просто. Лучший способ сохранить чувства — не выходить за него замуж».


1 Я не беру случаи убийства на войне, на дуэли, по неосторожности или в целях самообороны. Это особые случаи. В них нужно разбираться особо.

1 Полностью "Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств" опубликовано в: Л.Е.Балашов. Гуманистический манифест. М., 2000.

1 См. ниже п. «Плотское условие размножения — зло?»

2 Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

1 Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса остается при этом открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему. (См.: Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1999. С. 215).

1 От лат. sensus чувство, ощущение. О сенсуальной разведке и тренировке см.: Руководство в любви и сексе. Пер. с англ.

2 См.: Энциклопедия половой жизни. — Под ред. проф. У.Харгинса. Вашингтон: Медикал пресс Юнайтед, 1967.

1 Справедливости ради следует сказать, что если повнимательнее читать Аристотеля, то можно найти у него высказывания, которые можно трактовать как ограничение негативной оценки «большей любви к себе». В той же «Политике» немного раньше он выставляет как аргумент против общей собственности тезис о том, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» (1261 а33).

1 Соловьев В. С. Нравственность и политика // В. С. Соловьев. Соч. в 2-х т., т. 1, М., 1989. С. 270.

1 Такова, кстати, теория В.А. Геодакяна. По этой теории женский пол воплощает сохранение и устойчивость, а мужской пол — обновление и изменчивость. См.: Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е. И. Соколов. СПб., 1992.

2 О категориальной картине мира и категориальной логике см.: Л. Е. Балашов. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997; Л. Е. Балашов. Соответствия и антисоответствия между категориями. М.: ACADEMIA, 1998; Л. Е. Балашов. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: ACADEMIA, 2002; Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М.: «Дашков и К», 2004.

1 См. ниже п. 12 (о маскулинизме Ф. Ницше).

2 См.: В. П. Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

1 Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.

2 Там же. С. 206.

1 Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 480.

2 Р. Грейвс. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 282.

1 Из фильма о гомосексуалистах, показанного по телеканалу НТВ утром 21 ноября 2006 г. в рубрике «Чистосердечное признание».

1 Гей — мужчина-гомосексуалист.

1 Стендаль. О любви. — В: Стендаль. Собр. соч. в 12 т. Т. 7. М., 1970. С. 136.

1 Тарасов А.А. Между нами, мужчинами. С. 191.

2 Тарасов А.А. Закон и долг. М., 1981. С. 98.

<< предыдущая страница