«Из цикла Философские беседы» Л. Е. Балашов москва  2012 о цикле “Философские беседы” - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Из цикла Философские беседы» Л. Е. Балашов москва  2012 о цикле “Философские беседы” - страница №1/15



«Из цикла "Философские беседы»

Л. Е. БАЛАШОВ



МОСКВА 2012

О цикле “Философские беседы”
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.

Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.

Балашов Л. Е. 

О любви. — 3-е издание, расширенное. М., 2012. — 148 с.
В брошюре собрано всё, что написано автором о любви в разные годы. Это и философские рассуждения, вытекающие из концепции, изложенной в книгах “Мир глазами философа” и “Жизнь, смерть, бессмертие”. Это и мысли, рожденные личным опытом или в переписке.

Автор не претендует на целостную теорию любви. Он обращает внимание читателя лишь на то, что ему самому интересно как человеку и философу.

В приложении 1 содержатся мысли-рекомендации “О культуре любви-секса”.

В приложении 2 любовь рассматривается в аспекте морального поведения, отношения к себе и к другим, анализируются понятия "эгоизм", "альтруизм", "героизм".

В приложении 3 говорится о субъектах любви, женщине и мужчине.

В приложении 4 рассматривается гомосексуализм как социальное явление.

В приложении 5 публикуются маленькие заметки на темы любви.

В приложении 6 приводятся некоторые письма «Из переписки в интернете».

В приложении 7 подобраны мысли-высказывания разных авторов о страстях, любви, браке и семье, женщинах и мужчинах.
Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110.

Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru

На сайте "balashov44.narod.ru" размещены электронные тексты некоторых книг автора
ISBN © Балашов Л.Е., 2012
СОДЕРЖАНИЕ


I. ЛЮБОВЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА 5

Любовь-чувство и любовь-деятельность 5

Любовь-секс 9

Любовь — солнце жизни 11

Любовь и бессмертие жизни 12

Продолжение человеческого рода 21

II. ЦЕННОСТЬ ЛЮБВИ ДЛЯ ЖИЗНИ 23

Любовь возбуждает лучшие силы человека, делает его лучше, умнее, благороднее 27

Любовь как самоценность 30

Две крайности в подходе к любви (любовь самодостаточна или лишь фактор продолжения рода?) 30

III. ЛЮБОВЬ: НОРМА, ОТКЛОНЕНИЯ, ПАТОЛОГИЯ 31

IV. ЛЮБОВЬ, БРАК, СЕМЬЯ 34

Любовь и брак 34

С кем девушке дружить, заводить постоянные отношения? 35

Семья — дом любви 36

Любовь вне брака, вне семьи всегда ущербна 37

О супружеских изменах, сторонних любовных отношениях 41

V. ЗАМЕТКИ О ЛЮБВИ 42

Лирика и эротика 42

Половая мораль 43

Любовь и мораль 43

Любовь и убийство 46

«Алешкина любовь» 47

О книге Набокова “Лолита” 49

Об отношении христианской религии к человеческому телу 50

Плотское условие размножения человека — зло? 55

Христианская религия против детей 57

Любовь: наслаждение и страдание 59

О любви-сексе в подростковом возрасте 60

Учиться любви 62

«Первый снег — не зима, первая зазноба — не невеста» 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О КУЛЬТУРЕ ЛЮБВИ-СЕКСА 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И К ДРУГИМ (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение) 74

Настоящая любовь — это одновременно величайший эгоизм и величайшее самопожертвование 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Женщина и мужчина 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Наваждение гомосексуализма 105

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Маленькие заметки 111

Любовь-секс как спорт 111

О фильме «Красота порока» 113

О половой жизни животных 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИЗ ПЕРЕПИСКИ 116

Любовь не рассуждает? 116

Если женщина говорит, что ненавидит тебя — значит любит, но ты козёл? 116

Умом мужчину не понять? 117

Вот тебе и высказывание великих: «Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается» 117

Крик души или почему мужчины не хотят жениться 118

Переписка по поводу моей заметки «Любовь вне брака, вне семьи всегда ущербна» 120

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Мысли разных авторов о страстях, любви, браке и семье, женщинах и мужчинах 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Любовь глазами детей 138



Посвящаю моим детям

Людмиле, Александру, Ирине
О любви не говори — о ней всё сказано” — эти слова из старой песни, которую пела Клавдия Шульженко. Некоторые и в самом деле так думают: о любви не нужно говорить, а просто любить (т. е. не рассуждать, не теоретизировать по ее поводу).

Настоящая книга не для этих людей. Она для жаждущих узнать о любви как можно больше, для тех, кто привык не только чувствовать, переживать любовь, но и размышлять о любви, чтобы она стала лучше, богаче, сильнее.


I. ЛЮБОВЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА1

Бессмертия ради сопутствует всему рачительная эта любовь


Платон, Пир 208b

Любовь-чувство и любовь-деятельность


Могут задать вопрос: почему я связываю продолжение человеческого рода с любовью. Первое — нечто жизненно важное, необходимое, второе — вроде бы всего лишь чувство, нечто эфемерное, не очень обязательное. Действительно, если любовь — только чувство, то, наверное, неправильно связывать ее исключительно лишь с половой любовью, от которой появляются дети. В том-то и дело, что любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины. Половое же общение нужно не только и не столько ради самого общения, сколько для продолжения рода. Значит и любовь в главном своем значении есть то, что лежит в основе продолжения человеческого рода.

К сожалению, до сих пор нет целостной философской или научной теории любви. Как объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают любовь каждый “со своей колокольни”. Медики — в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологии, психологи — как эмоционально-психологическое отношение, специалисты по этике — как нравственную категорию. Недавно появилась новая научная дисциплина — сексология. Но и она рассматривает любовь преимущественно с физической стороны, как секс. Имеется также масса высказываний писателей, деятелей культуры, философов, ученых, религиозных проповедников, которые в силу своей разрозненности отнюдь не способствуют целостному пониманию любви. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней формируются односторонние, искаженные представления. Среди этих представлений наиболее распространенным является представление о любви как чувстве, желании, влечении, т. е. как эмоционально-психологическом отношении субъекта к объекту любви. О любви как чувстве-страсти писали, наверное, почти все писатели прошлого. Да и современные писатели недалеко ушли от них. Данное представление настолько въелось в сознание философов и ученых, что они отдают ему дань в специальных книгах о любви, в словарных, терминологических определениях, призванных быть стандартами научного понимания любви1.

Большая путаница проистекает от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Путаница эта, правда, исторически объяснима: раньше понятия людей были недостаточно отдифференцированы друг от друга, недостаточно определены в своем содержании, расплывчаты. Так и любовью называли, продолжают называть все, сходное с самым сильным чувством, рождающимся в отношениях мужчины и женщины. Это в какой-то мере оправдано. Ведь в основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление — к гармонии, единству, красоте (прекрасному). Любовь является конкретным (эмоциональным и/или деятельностным) выражением гармонического противоречия и в качестве такового соответственна такому ряду понятий-категорий: тождеству, внутреннему, связи, единству, гармонии, органическому целому, всеобщему, однородному, подобию, бесконечному, равенству, покою, сохранению, симметрии, обратимости, необходимости, закону, порядку (и, напротив, антисоответственна такому ряду понятий-категорий: различию, противоположности, внешнему, столкновению, борьбе, дисгармонии, специфическому, разнородному, неподобию, неравенству, конечному, перемещению, изменению, необратимости, случайности, явлению, беспорядку)1.

В любви мужчина и женщина выступают как гармонические противоположности: только благодаря своим противоположным половым качествам они любят друг друга2. Их любовные взаимоотношения, духовные и физические, весьма сложны. Если они заканчиваются, то не победой или поражением одной из сторон, а общим делом их любви — рождением и воспитанием детей.

(Иногда о любви говорят как о поединке или даже жестокой битве между мужчиной и женщиной. Здесь определенно путаница понятий. Да, действительно, любовные отношения порой носят, мягко говоря, не безоблачный характер. Бывают и размолвки, и ссоры, и недовольство, и иные трения вплоть до разрыва и даже ненависти-вражды. Однако к самой любви эти вещи не имеют отношения. Конфронтация между мужчиной и женщиной может возникнуть по иным причинам. Любовь действует ведь не в безвоздушном пространстве. И кроме того, мужчина и женщина не только половые партнеры. Они люди-человеки, дети своих родителей, родители своих детей, работающие-зарабатывающие, имеющие разные увлечения и т. д. и т. п. Все эти внеполовые характеристики-отношения влияют на любовь и не обязательно в положительную сторону.)

Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

Почему я подчеркиваю различие между любовью-чувством и любовью-деятельностью? Такое разграничение необходимо для уяснения сути любви как одного из важнейших средств, факторов “делания” бессмертия. В качестве чувства любовь есть лишь некоторое психологическое состояние и ее связь с продолжением человеческого рода, т. е. с реальным “деланием” бессмертия кажется проблематичной или весьма отдаленной. В качестве же специальной деятельности она непосредственно “участвует” в “делании” бессмертия.

Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т. е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и называют любовью. Любовь-деятельность не есть что-то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение “одеты” в самые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные “одежды” чувств и поведения любящих.

По мнению романтически настроенных людей не всякое половое общение есть любовь. Я утверждаю, что если половое общение происходит между нормальными людьми, то оно заслуживает того, чтобы его именовали любовью — так ведь в простом народе половое общение и называют “любовной связью”, “любовной жизнью”; еще говорят: “заняться любовью”, т. е. вступить в половое общение. Конечно, есть любовь и любовь. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, настоящая. Вообще любовь такова, каков человек. И если мы всякого человека, каким бы он ни был, называем человеком, то и его половые отношения, какими бы они ни были, мы должны называть любовью.

следующая страница >>