Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Литература 9 класс 1 тур Ответы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» География 8 класс... 1 55.48kb.
X международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Биология 9 класс... 1 258.59kb.
Олимпиада по истории VI класс : ответы таблица 1 23.97kb.
Марафон-2010 4 класс 1 тур ответы задание ответ: Нет. Не известны... 1 48.75kb.
Олимпиада по истории IX класс школьный тур 1 88.09kb.
Кафедра литературы Северного (Арктического) Федерального университета... 1 17.67kb.
Xliii московская традиционная олимпиада по лингвистике (2013) 1 110.38kb.
12. класс Школьный тур олимпиады по биологии 2008/09 ответы 1 1 26.59kb.
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе «Юный литературовед» 1 159.75kb.
Название лицей пришло из Древней Греции, из Афин, где философы обучали... 1 30.16kb.
Международная Педагогическая Олимпиада 1 35.33kb.
Лекции музея-заповедника 1 28.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Литература 9 класс 1 тур Ответы - страница №1/1

IX Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»

Литература

9 класс

1 тур

Ответы
1. Определите, о каких произведениях идет речь. Назовите их авторов.

1. Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго — развязку отношений. Все герои — офицеры в отставке.

2. Сначала мы узнаем историю жизни и смерти героя, потом слышим от него рассказ об этом.

3. Время в этом произведении течет то хронологически, то скачкообразно, то абсурдно, то останавливается, то течет вспять.

4. В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудных обстоятельствах.

5. Это произведение пародирует два знаменитых литературных сюжета: европейский и русский.


(5 баллов) Комментарии к оцениванию. За каждый полный верный ответ - 1 балл.

Ответ.

1) Повесть А. Пушкина «Выстрел»; 2) Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»; 3) Повесть Н.Гоголя «Записки сумасшедшего»; 4) Повесть А. Пушкина «Капитанская дочка»; 5) Повесть А. Пушкина «Барышня – крестьянка» пародирует драму В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».


2. Бывает красота, окрашенная в светлые, нежные тона и приносящая только свет и тепло, а бывает красота, за которой стоит ненависть, искушение, грех, ведь недаром есть выражение - грешная красота. Именно такой красавицей была изображённая на этом портрете женщина, которой суждено было сыграть недостойную роль в жизни великого поэта. Кто эта красавица, врагом какого поэта она стала и почему?



(9 баллов) Комментарии к оцениванию. За каждый полный верный ответ - 3 балла.

Ответ.

Это Идалия Григорьевна Полетика, незаконнорожденная дочь графа Григория Александровича Строганова. Унаследованный от матери-португалки графини д’Эга южный взрывной характер, вероятно, не позволил ей остаться всего лишь доброй красавицей, по крайней мере, для России она сыграла роль злого, падшего ангела, решив участь лучшего из русских – Александра Сергеевича Пушкина. О причинах вражды к поэту исследователи творчества А.С.Пушкина спорят до сих пор. Никто не мог понять загадки внезапной ненависти Идалии к поэту, выросшей из вполне дружеских отношений, ведь Наталия Николаевна Пушкина была троюродной сестрой Идалии - по тем временам и понятиям - близкой родственницей, почти кузиной! «Причины этой ненависти нам неизвестны и непонятны», — писал крупный пушкинист П. Щёголев. Другой пушкинист, П. Бартенев, в 1880 году, ссылаясь на слова княгини В.Ф.Вяземской (жены П.А.Вяземского), заметил: «Кажется, дело было в том, что Пушкин не внимал сердечным излияниям Идалии Григорьевны и однажды, едучи в карете, чем-то оскорбил её». Вот ещё одна версия ненависти Идалии к Пушкину. Близкие знакомцы Пушкина В.П. Горчаков и П.В. Шереметев вспоминают: однажды Идалия обратилась к поэту с просьбой написать «что-нибудь» в альбом. Причем, подчеркивают мемуаристы, это «не было просто просьбою простодушного сердца, а чем-то вроде требования по праву». Пушкин ответил, что он не мастер писать в альбомы. «Э, полноте, - заметила Идалия. - К чему это, что за умничанье, что вам стоит!» И тут, сообщает свидетель, «Пушкин вспыхнул, но согласился». На следующий день, когда у хозяйки салона были гости, принесли альбом и стихи Пушкина были зачитаны вслух. Они воспевали хозяйку и были так прекрасны, что у Идалии глаза «вспыхнули самодовольством». Но один из гостей вновь прочитал стихотворение и, поняв, в чем дело, невольно вскрикнул: «Боже, что это?!». Затем в указанное место посмотрела хозяйка и «вся вспыхнула, на лице выступили пятна, глаза сверкнули, и альбом полетел в другую комнату». Оказывается, в конце стихотворения вместо истинной даты его написания Пушкин поставил... 1 апреля.

Законченная развратница, интриганка и сплетница, Идалия Полетика страшно отомстила Пушкину: она участвовала во всех интригах и травле поэта в последние годы его жизни. Современные пушкинисты выдвигают версию, что именно она была «автором и вдохновительницей мерзкого пасквиля» барона Геккерна и его приёмного сына Дантеса, в которого, по свидетельству современников, Идалия была страстно влюблена.
3. Распределите фразеологические обороты группам в зависимости от происхождения, укажите его. Если фразеологизм взят из произведения, назовите его и автора. Дайте толкование фразеологизмов. При затруднении обращайтесь к фразеологическим и толковым словарям.

Попал как кур во щи; без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; быть или не быть; попасть впросак; по образу и подобию; блажен, кто верует; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; ахиллесова пята; без руля и без ветрил.



(14 баллов) Комментарии к оцениванию. За правильное толкование. Указание источника, деление на группы- 10 баллов, правильное деление на группы - 4 балла.
Попал как кур во щи – попасть в неприятное, неловкое или глупое положение, в беду. (Раньше щи означали постную, вегетарианскую пищу, поэтому попадание кур во щи было далеко не рядовым событием. Ещё одна версия говорит о том, что выражение является искажением исходного сочетания «попасть как кур во щип», где кур – «самец дикой птицы семейства куриных» (тетерева, куропатки), а щип (щап) – капкан для птиц).

Без году неделя – совсем недавно, очень короткое время или о человеке, не имеющем достаточного опыта, мало знакомом с чем-либо. (Каламбурная переработка сочетания без недели год. История возникновения фразеологизма уходит своими корнями в историю культуры и древних обычаев русского народа. Русская свадьба была процессом очень длительным и разнообразным. День будущей свадьбы оговаривали со сватами. Иногда между сватовством и свадьбой проходило несколько дней, но зачастую несколько недель. В это период шла подготовка к свадьбе. Нужно было сварить свадебное пиво и совершить обряды расставания с девичьей жизнью. Эти приготовления назывались «неделей» и последние семь дней перед свадьбой невеста должна была готовить приданое и шить свадебный наряд вместе со своими подругами. Как правило, эта неделя начиналась после завершения всех приготовлений к свадьбе. Если свадьба требовала очень длительной подготовки, то обе стороны, невесты и жениха, договаривались об отсрочке – о годе. Отсрочкой пользовались девушки из бедной семьи. В богатых семьях неделю назначали сразу – без году, то есть без проволочки).

Овчинка выделки не стоит – дело не стоит потраченных на него усилий, средств; результаты труда не оправдываются. (В овчине ходил простой народ, отсюда и ассоциации с низкой стоимостью овчины в пословице. Обработка шкур требовала большого труда и времени, поэтому затраты на выделку «худой овчинки» не окупались).
Зубы заговаривать - вводить в заблуждение, стараться обмануть, отвлекая посторонними разговорами, заставить согласиться с несомненной чепухой. (Не так давно находились люди, которые больше верили заговорам ворожей, чем медицине. Но верили им не все; иначе не могло бы случиться, что уже века назад, заметив, что его пытаются обмануть, русский человек сердито прерывал: «Брось ты мне зубы заговаривать! Всё равно не поверю!»).

Играть первую скрипку – быть главным в каком-либо деле, так говорят про людей, явно главенствующих, руководящих другими. (В оркестрах бывают всегда не одна , а несколько скрипок: «прима», или «первая скрипка», «вторая», «альт». Из них «первые скрипки» всегда считаются ведущими, остальные инструменты в какой-то степени следуют за ними и равняются по ним).
В здравом уме и твердой памяти – в нормальном психическом состоянии. (Оборот собственно русский. Из юридической формулы, применявшейся при составлении завещаний на имущество и состояние. Этими словами документ удостоверял отсутствие нарушений в умственной деятельности у завещателя).
А ларчик просто открывался – выражение, рекомендующее не мудрить и не искать сложных решений там, где дело решается просто (Цитата из басни И.А. Крылова «Ларчик», в которой «механики мудрец» пытался открыть незапертый ларчик, в настоящее время стало поговоркой).
Быть или не быть – вот в чём вопрос О критическом моменте, когда надо сделать выбор, от которого зависит судьба кого - или чего-либо, принять серьёзное решение.  (Из монолога Гамлета в одноимённой трагедии Шекспира).
Попасть впросак – попасть в глупое положение, проморгать опасность. (Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью. При работе с просаком рекомендовалось держать ухо востро. Это отлично разъясняет происхождение поговорки).
По образу и подобию – по какому-либо образцу, беря в пример кого-то, или что-то. (Выражение восходит к библейскому мифу о сотворении человека: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»).
Блажен, кто верует, тепло ему на свете! – о том, кто легковерно относится к различным теориям, сомнительным, но приятным слухам. (Цитата из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Тяжела ты, шапка Мономаха – о тяжёлом бремени обязанностей, сопряжённых с высоким постом и большой ответственностью. (Цитата из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». Шапка Мономаха – головной убор, представляющий собой символ царской власти. Шапкой Мономаха венчались на царство московские цари, а само выражение получило в произведении Пушкина метафорический смысл: «трудно управлять государством»).

Хоть кол на голове теши – об упрямом не поддающемся уговорам человеке. (Шутливая характеристика крепкости, твёрдости головы упрямого человека, которую и колом не прошибёшь. Или если вместо головы дубовый чурбан, то на нём можно тесать кол).
Тридцать сребреников – цена предательства. (Один из учеников Христа Иуда Искариот предал своего учителя за тридцать серебренников, то есть за тридцать серебряных монет. Имя Иуда является синонимом слова «предатель»).
Вавилонское столпотворение – бестолковые сутолоки, беспорядок. (По библейской легенде жители древнего города Вавилона задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа – башни. Бог пришёл в возмущение от такой дерзости и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось).

А Васька слушает да ест – употребляется в значении: один говорит, убеждает, а другой не обращает на него никакого внимания, не считается с говорящим и продолжает делать своё дело. (Цитата из басни И.А. Крылова «Кот и повар»).
Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться – выражение характеризующее циничное отношение к человеку, в услугах которого больше не нуждаются (Цитата из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе». Эту фразу произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.)
Альфа и омега – всё целиком, от начала до конца. (Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – последняя буква. «Я – альфа и омега, начало и конец, первый и последний», - говорит о себе библейский Бог. Сейчас мы говорим: «Выучи всё от «а» до «я»!, а раньше говорили от «аза» до «ижицы» Ижица была тогда последней буквой алфавита).
Ахиллесова пята – слабое уязвимое место человека. (Легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына мать решила искупать его в водах священной реки Сикс, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся её своей струёй. И когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб).

Без руля и без ветрил – Так говорят о событии или явлении, не имеющем ни ясного направления движения ни определённой цели в жизни. (Цитата из Ф. Петрарка «На жизнь мадонны Лауры»

Туда, где он другому досадил

И снова лишь беду себе принес,

Когда пучина бурная в разгуле,

Разбитый, без руля и без ветрил.

Но выражение стало крылатым благодаря опере «Демон», поставленной по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» (первая постановка 13 января 1875 г., Петербург) Антона Рубинштейна. Впоследствии эта песнь Демона стала очень популярной в исполнении Ф. И. Шаляпина, что также добавило известности этому выражению. Выражение взято из поэмы.

На воздушном океане

Без руля и без ветрил

Тихо плавают в тумане –

Хоры стройные светил.)
4. Радищев проехал из Петербурга в Москву и описал все беспорядки, встреченные им по дороге. А ОН проехал из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу. Беспорядков ничуть не убыло. Кто ОН?

(3 балла) Комментарии к оцениванию. За полный верный ответ – 3 балла.

Ответ.

Это - Хлестаков.

«Я глянул округ – и душа моя страданиями уязвлена стала», - писал Александр Радищев. За что и угодил в Сибирь. Страдания (собственные) уязвляли и душу И.А. Хлестакова. В Пензе его очистил пехотный капитан. В овощных лавках в долг не верили. Хозяин не присылал к обеду ни соуса, ни пирожного. В Саратовской губернии (в собственной деревне) ждал грозный отец… Из беды выручил Городничий со товарищи. Но Хлестаков в письме к Тряпичкину всё же разразился сатирой на благодетелей. За такое и Сибири маловато будет.


5. Это стихотворение ивановской школьницы Татьяны Беловой – своеобразная ода родному городу. Напишите оду своей малой родине. Это можно сделать в поэтической или прозаической форме. Обязательно используйте тропы, фонетические, лексические и другие художественные средства выразительности. Объём работы – не более 1 страницы.
Мой утренний город.

Ранняя свежесть на улицы льется. Медленно я прохожу по Садовой.

Мир просыпается, светел и тих. Птицы на ветках негромко поют.

Розовый отблеск рассветного солнца Это мой город. Он старый и новый:

Замер на стенах домов городских. Сколько студентов – учиться идут!
Старые зданья помнят о прошлом, В школах повсюду звонки зазвучали:

Дышит историей камень стены. Так начинается день трудовой.

Давние годы забыть невозможно: Верю в рассвет – новой жизни начало.

Это и радость, и горечь страны. Доброе утро, мой город родной!


(10 баллов) Комментарии к оцениванию. За полноту раскрытия темы, образность - 5 баллов, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок – 2 балла, речевое оформление работы - 2 балла, композиционная стройность, оригинальность 1 балл.

Творческое задание.


Максимальное количество баллов: 41