История развития образовательного туризма в России в ХХ веке - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема. История возникновения и развития рекламы Вопросы для изучения 1 137.38kb.
Использование научного и образовательного потенциала вузов для развития... 1 110.07kb.
Список вопросов для подготовки к экзамену Связь экологического туризма... 1 27.4kb.
Экологические аспекты устойчивого развития туризма в республике башкортостан 1 307.47kb.
Второй международный форум «Сельский туризм в России» Межрегиональное... 1 139.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины история россии в XVIII веке 2 972.09kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Программа по изобразительному искусству 1-4 класс 2 615.26kb.
Традиции казаков оренбуржья, как основа молодёжного туризма title... 1 67.97kb.
Вопросы развития и финансового обеспечения экологического туризма... 1 126.5kb.
Cv александра Викторовна Бекасова 1 66.1kb.
История московского спортивного туризма в лицах 1 67.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

История развития образовательного туризма в России в ХХ веке - страница №1/1

История развития образовательного туризма в России в ХХ веке

History of the development of educational tourism in Russia in the XX century

Д.О.Гольм, к.г.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики»

Saint-Petersburg State University of Service and Economics

Golm D.O., Professor

dgolm@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты развития образовательного туризма в нашей стране в ХХ веке.

Ключевые слова: образовательный туризм, образовательные экскурсии, комиссия, общество.

Summary: In the article the main aspects of development of educational tourism in our country in the XX century.

Key words: educational tourism, educational excursion, сommission, the society.
В конце XIX - начале XX в. развитию туризма В России стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Петербургское общество народных университетов, Московское педагогическое общество и др.

Это был период возраставшего общественного интереса к экскурсиям, горным восхождениям, пешим походам и велосипедным прогулкам. Внимание к туризму и экскурсиям стали уделять многие учебные заведения, организации, научные и профессиональные общества. В Санкт-Петербурге в 1895 году создается Российское общество туристов с отделением в Москве, а в 1901 году - Русское горное общество в Петербурге.

Наиболее популярным и освоенным маршрутом во все годы оставались Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги, но организовывались путешествия и в новые районы. Пропагандируя идеи горного туризма и альпинизма, Русское горное общество стало родоначальником подобных организаций на Кавказе — во Владикавказе и Пятигорске.

В 1908 г. в Москве при учебном отделе Общества распространения технических знаний была создана Комиссия по организации экскурсий. Она, в частности, организовывала экскурсии с образовательными целями за границу, главным образом для лиц учительского звания. Потребность проведения образовательных экскурсий по России была столь велика, что в 1909 г. при Московском отделении Российского общества туристов была создана Комиссия образовательных экскурсий по России, которая занималась как проведением экскурсий по крупным городам, так и знакомила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Для этого ею были организованы курсы по подготовке руководителей экскурсий, на которых читались лекции общеобразовательного цикла и давались различные знания по будущему маршруту.

Экскурсии организовывали также Петербургское общество народных университетов, Тульское общество взаимопомощи учителей, Харьковское общество любителей естествознания и др.

К концу 1915 г. в России существовало уже около 100 учреждений по организации образовательных экскурсий. Экскурсионные бюро активно работали в Екатеринодаре и Харькове, экскурсионные комиссии - в Ярославле, Ростове и Вятке, еще по две комиссии существовали в Москве и Петербурге.

После революции 1917 г. большинство учащихся нашей страны были надолго лишены возможности покидать государственные пределы, выезжать за границу с целью получения образования. Однако, международный образовательный туризм продолжал развиваться в мировом масштабе с конца 40-х гг. прошлого столетия, параллельно с расширением международных туристских связей. Специальными соглашениями между европейскими странами, предусматривался обмен на условиях взаимности большими группами студентов и школьников в периоды каникул и праздников.

Активную государственную поддержку школьный туризм получил в СССР в конце 20-х и в конце 50-х годов прошлого века. Программы развития туризма тех лет предоставляли возможность школьникам знакомиться с родным краем, понимать особенности его природы, истории и культуры. Приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имело общественное значение и практическую ценность. Отечественный опыт позволяет оценивать воспитательное и развивающее значение образовательного туризма.

В 1918 г. при Народном комиссариате просвещения организуется специальное бюро школьных экскурсий.

Год 1922 стал временем возрождения Российской организации туризма, переименован­ной в 1928 г. в Общество пролетарского туризма РСФСР. Тогда же было создано Бюро туризма при ЦК ВЛКСМ и государственное акционерное общество «Советский турист», а в 1930 г. учреждено Всесоюз­ное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Проф­союзы превратились в главного организатора туристской деятельности в СССР, создавая инфраструктуру, издавая карты, справочники и путево­дители по стране. Однако, уже на рубеже 20-30-х гг. экскурсионно-краеведческое движение было названо «гробокопательством», и практически было уничтожено.

Лишь в начале 50-х гг. активность образовательного туризма постепенно начинает нарастать. Разрабатывались все новые экскурсии на общеобразовательные и специальные темы, например, по местам жизни и деятельности вождей революции. Преобладали поездки и походы историко-революционной, военно-исторической, историко-архивной и естественноисторической тематики.

С 60-х годов массовая экскурсионная работа постепенно сосредотачивается в профсоюзных туристских организациях. Главным органом туристской и экскурсионной работы с насе­лением становится Центральный совет по туризму и экскурси­ям ВЦСПС.



Школьное и студенческое туристско-экскурсионное движение достигло наибольшего размаха и массовости на рубеже в 70-х и 80-х гг. Этому способствовали: усиление внимания педагогической общественностью к туризму как к эффективной форме отдыха и развития учащихся, улучшение условий оплаты труда родителей, введение льготного проезда на транспорте для учащихся, возможность получения различных социальных льгот за счет предприятий и профсоюзов, повышение культурного уровня людей, их информированности.

К началу 90-х гг. в СССР сложилась мощная система туристско-экскурсионного обслу­живания. В регионах были организованы курсы по подготовке и пе­реподготовке методистов по туризму, работал Институт повышения квалификации работников туристских организаций с филиалами в Красно­ярске, Киеве, Минске, Фрунзе, Ташкенте, Ленинграде и мно­гих других городах страны. Несмотря на то, что в советский период туристско-экскурсионная работа была сильно идеологизирована и являлась частью политико-воспитательной работы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, был накоплен емкий и разноплановый опыт по организации и методике прове­дения познавательного и образовательного туризма.