История развития гражданской обороны в Республике Башкортостан - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона Республики Башкортостан «О реестре муниципальных должностей... 1 39.8kb.
Закон о детско-юношеском спорте в республике башкортостан 1 153.74kb.
Экологические аспекты устойчивого развития туризма в республике башкортостан 1 307.47kb.
Законом от 21 декабря 2001 года №178-фз «О приватизации государственного... 1 204.65kb.
Туризм как инструмент содействия Социально-экономическому развитию... 1 30.75kb.
Региональное отделение российского союза молодых ученых в республике... 1 140.88kb.
Термины и определения 1 145.88kb.
Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности 1 247.6kb.
Организация использования защитных сооружений гражданской обороны 1 65.85kb.
Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям 1 241.7kb.
Программа социально-экономического развития муниципального района... 3 507.42kb.
Рабочая программа учебного курса основного общего образования по... 1 336.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

История развития гражданской обороны в Республике Башкортостан - страница №1/1

История развития гражданской обороны в Республике Башкортостан

Местная противовоздушная оборона в Башкортостане (20-30-ые годы)

В 30-ые годы территория Башкортостана не входила в угрожающую зону. Поэтому мероприятия МПВО в республике ограничивались в основном обучением населения приемам противовоздушной и противохимической подготовки. Обучение населения осуществляли оборонные общества Осоавиахим и Союза Красного Креста.

Постановлением от 12 июля 1941 года «О порядке подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и порядке организаций групп самозащиты на территории БАССР», ответственность за организацию подготовку к противовоздушной обороне на территории Башкирии была возложена на исполкомы Советы депутатов трудящихся.

Совнарком республики поручил Советам депутатов трудящихся совместно с организациями Осоавиахима и Красного Креста создать городские, районные и участковые штабы МПВО, организовать подготовку населения по нормам «Готов к противовоздушной и противохимической бороне» и завершить эту работу до1 декабря 1941 года. Выполняя постановление Президиума Центрального Совета Осоавиахима СССР от 24 июня 1941 года и Совета Народных Комиссаров БАССР от 12 июля 1941 года, осоавиахимовские организации республики развернули массовое обучение трудящихся и молодежи военному делу.

Осоавиахим республики, выполняя постановление Совета Народных Комиссаров БАССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВХО», создавал группы противовоздушной и противохимической обороны. На 1 июля 1942 года подготовлено 957,141 человек, что составляет 75,3 % населения республики, подлежащего обязательной подготовке к ПВХО.

1 февраля бюро обкома ВКП(б), обсуждая итоги военного обучения трудящихся в организациях Осоавиахима республики в 1943 году, отмечало, что в основном подготовка населения к ПВХО завершена. Из отчета военного отдела Башкирского обкома ВКП(б) о работе, проделанной за период с июня 1941 года по июнь 1944 года, следует, что за рассмотренный период 1 943 595 человек из подготовлено по нормам ПВХО, что составило 120% к заданию, данному правительством Осоавиахиму Башкирии.

За 1945 год годовое задание по подготовке населения к ПВХО выполнено на 113%. До 1 января 1945 года по программам ПВХО было подготовлено 1 954 812 человек, а в 1945 году – 90 283 человека. Таким образом, в общей сложности за 1941-1945 годы подготовлено 2 045 095 человек, что составляет 126,6% от населения, подлежащего обязательной подготовке по ПВХО.

Документы сохранили целый ряд имен работников Осоавиахима республики, отдавших много сил и энергии делу оборонно-массовой подготовки населения. Среди них: начальник отдела военного обучения Л.В, Малиновский, старший командир – инструктор ПВХО Уфимского Совета К.С. Михалов, председатель Кировского райсовета города Уфы Д.М. Левин, председатель первичной организации мединститута Э.М. Левитан, общественные инструкторы: Кировского района города Уфы А.Г. Нечаева, Ленинского района – А.Г. Бочкарева, Ждановского района – З.Ш. Ахметзянова.

Местная противовоздушная оборона БАССР в послевоенные годы

25 августа 1955 года Приказом МВД ССР Управления службы МПВО упразднены и образованы Штабы МПВО МВД. Начальником штаба МПВО БАССР назначен полковник Петровичев Н.П.. Начальниками штабов МПВО назначены в Уфе майор Лютый А.М.; в Черниковске – майор Якимушкин А.М.; в Стерлитамаке – майор Терентьев А.Ф. В 1956 году объединили штабы МПВО городов Уфы и Черниковска.

В июле 1961 года на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная оборонительная система - Гражданская оборона. Принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. И строится по территориально-производственному принципу».

Практически завершен начавшийся в 1955 году процесс пересмотра взглядов на защиту населения территории в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. Местная противовоздушная оборона БАССР была преобразована в гражданскую оборону БАССР. Начальником гражданской обороны республики стал Председатель Совета Министров БАССР А.Ш. Акназаров. Начальником штаба назначен подполковник А.И. Кузнецов.

В 1962 году начал комплектоваться штаб гражданской обороны республики. Были созданы различные службы и соответствующие штабы гражданской обороны: медицинская, ветеринарная, служба связи оповещения, материально-техническая, инженерная и т.д. Гражданская оборона БАССР строилась по территориально-производственному принципу, в руководстве использовался принцип двойного подчинения. Для этого периода характерно дальнейшее развитие материальной базы гражданской обороны. Создавались специализированные формирования при службах гражданской обороны. Создавались курсы гражданской обороны республики, категорированных городов и районов города Уфы.

В 1965 году на территории Башкирии проводилось учение по гражданской обороне союзного масштаба под руководством начальника гражданской обороны СССР маршала Советского Союза В.И.Чуйкова. Учения показали, что система гражданской обороны: Штаб и службы гражданской обороны республики к выполнению возложенных на них задач готовы. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков вручил Башкирской АССР Переходящее Красное Знамя. Большой вклад в становлении гражданской обороны республики в этот период внесли: Б.А.Шардин, М.В.Иванов, С.Ф.Мигур, Г.Сабиров, А.Нестерова, В.Котова, С.Слотин, В.С.Давиденко, Е.И.Рыжанович и многие другие.

В республике постоянно совершенствовалась система гражданской обороны. Строились защитные сооружения, накапливались индивидуальные средства защиты, совершенствовались средства связи и оповещения, успешно решались вопросы химической, медицинской защиты населения, материально-технического и транспортного обеспечения, охраны общественного порядка и т.д. По результатам работы в 1981 году гражданская оборона БАССР вышла на первое место в РСФСР. Республике Вручено Переходящее Красное Знамя генералом армии А.Т.Алтуниным.

Период перестройки гражданской обороны в БАССР

Силы гражданской обороны в апреле 1985 года принимали участие в ликвидации последствий наводнения в г.Стерлитамак, а в сентябре 1985 года – в ликвидации пожара на территории Хайбуллинского района Башкирской АССР. В декабре 1988 года силы гражданской обороны БАССР принимали участие в ликвидации последствий разрушительного землятресения в Армении, где участвовали офицеры: А.Нагимов, Ш.Нугуманов, О.Прусаков и другие.

Высокие волевые качества и профессионализм проявили офицеры штаба гражданской обороны Башкирии, принимавшие непосредственное участие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Среди них отмечены Р.Махмутов, В.Бураков, Ф.Низамов, В.Гафиатуллин, А.Сопин, Ф.Мазитов, В.Галеев, А.Латыпов, Р.Габитов, В.Петренко, П.Гринько, Е. Абдульманов, С.Козлов, В.Чернышов, И.Кучеров, Р.Валеев и другие, удостоенные правительственных наград за образцовое выполнение заданий.

С 1989 года в БАССР были пересмотрены организация обучения всех категорий населения по программам гражданской обороны. Обучение было приближено к реальным условиям, большое внимание стало уделяться практическим действиям обучаемых. Начальникам гражданской обороны всех степеней было дано право одну треть занятий проводить с учетом реальных задач своих объектов. Постановлением Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 года «О передаче военных органов управления и войск гражданской обороны в ведение суверенных республик» - заканчивается история гражданской обороны СССР.

В соответствии с Указом Президента РФ № 305 от 18 декабря 1991 года штаб гражданской обороны передан в подчинение Государственному комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В связи с созданием Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) штабы гражданской обороны в 1992 году переименованы в штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Директивой МЧС России от 23 июня 1997 года штаб республики включен в состав МЧС Республики Башкортостан.

Основные этапы развития гражданской обороны в Республике Башкортостан

Постановлением Российской Федерации от 18.04.1992 года № 26 создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях возложено на Государственный комитет при президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждено положение, определены основные задачи, организация и порядок функционирования Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. РСЧС включает в себе территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.12.1991г. № 305 штаб гражданской обороны Республики Башкортостан передан в подчинение Государственному комитету по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Началось образование Башкирской территориальной подсистемы РСЧС (БТП РСЧС). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 9 сентября 1992 года № 6-2/382 «Об образовании Государственного комитета Республики Башкортостан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Совет Министров Республики Башкортостан постановлением от 30.11.1992 года № 384 установил, что государственный комитет Республики Башкортостан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является республиканским органом управления, осуществляющим координацию деятельности республиканских министерств, комитетов и ведомств, а также объединений, предприятий и организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 31.12.1992г. № 419 «О создании Башкирской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях» общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием БТП РСЧС возложено на Государственный комитет Республики Башкортостан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РБ). Башкирская территориальная подсистема РСЧС включала в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы, а также звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. К функциональным подсистемам БТП РСЧС относились: противопожарная и аварийно-спасательная служба (ПАСС) МВД, Башкирский республиканский центр санэпидем. надзора, Минздрав, Госкомприроды, Минлесхоз, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан. Ведомственные подсистемы создавались в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях Республики Башкортостан.

В соответствии с Планом основных мероприятии Российской Федерации на 1994 год с 15 марта по 24 марта 1994 года комиссией Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проводилась инспекторская проверка деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям и штабов по делам ГОЧС Республики Башкортостан. Комиссия отметила, что вопросы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно находятся в поле зрения Правительства Республики Башкортостан, большинства глав администраций городов и районов, руководителей объектов экономики.

7 августа 1994 года произошло крупное стихийное бедствие в поселке Тирлян Белорецкого района. В период дождевого паводка из-за аварийного состояния водосборного сооружения и конструкций водохранилища произошло разрушение плотины и сброс 8,6 млн. куб. м. воды. В районе затопления оказались 4 населенных пункта. Погибло 29 человек, 786 остались без одежды и крова, полностью разрушено 85 жилых домов. 90 домов унесено течением, 200 домов нуждались в ремонте. Для ликвидации последствий аварии на Тирлянском водохранилище было задействовано: 1500 специалистов служб гражданской авиации и МВД Республики Башкортостан, специальных подразделений МЧС Российской Федерации, формирований предприятий республики, 240 единиц специальной техники. Все города и районы были привлечены к строительству жилья, восстановлению объектов жизнеобеспечения.

В 1995 году Кабинетом Министров Республики Башкортостан приняты постановления: от 2 октября 1995 года № 368 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О плане основных мероприятий Республики Башкортостан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1996 год», «Об утверждении Положения о коллегии Министерств охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан».

14 марта 1996 года принят закон Республики Башкортостан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющий организационно-правовые нормы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 7 октября 1994 года № 6-2/144 Госкомприроды Республики Башкортостан был реорганизован в Министерство охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий стихийных ситуаций Республики Башкортостан (Минприроды и ЧС Республики Башкортостан). Минприроды и ЧС Республики Башкортостан являлся специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим государственный надзор и управление, координацию деятельности и контроль в области охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Для реализации своих полномочий Минприроды и ЧС создает региональные управления.

В соответствии с постановлением Государственного собрания Республики Башкортостан от 17 января 1996 года № ГС-100 «О переименовании Министерства охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан» переименовано в Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан. Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим государственный надзор, контроль и управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической

В соответствии с постановлением Государственного собрания Республики Башкортостан от 29 августа 1998 года № ГС-433 «Об образовании и упразднении отдельных министерств и Государственных комитетов Республики Башкортостан» Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан упразднено, создано Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан. Указом Президента Республики Башкортостан от 08.09.98г. № УП-618 министром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначен Хамитов Рустэм Закиевич. 23 июня 1997 года директивой Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации в состав МЧС Республики Башкортостан включен штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан. Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 28 августа 1998 года № УП-572 «О Министерстве по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан» Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан упразднен.

Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 14.07.1998 года № УП-425 «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов государственной и местной власти Республики Башкортостан» и в целях оптимизации системы обучения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приказом Премьер-министра - начальника гражданской обороны Республики Башкортостан от 4 февраля 1999 года № 1-НГО «О реорганизации системы обучения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан» на базе семи курсов гражданской обороны районов города Уфы созданы:курсы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г. Уфы - филиал учебно-методического центра, для подготовки должностных лиц объектового звена города;межрайонные курсы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г. Уфы - филиал учебно-методического центра, для подготовки должностных лиц объектового звена взаимодействующих сельских районов.



В результате проведенных мероприятий в республике осуществляют подготовку в области гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям учебно-методического центра и 10 курсов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям - филиалов учебно-методического центра. В 1994 году Указом Верховного Совета Республики Башкортостан было образовано Министерство охраны окружающей среды, природных ресурсов и чрезвычайных ситуаций РБ. В 1997 году в результате реорганизации было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности РБ. Через год, в 1998 году, в республике образовано Министерство по делам ГО и ЧС. В 2004 году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.

В мае 2011 года подразделения управления гражданской защиты участвовали в ликвидации чрезвычайной ситуаций, вызванной взрывами боеприпасов в войсковой части на территории населенного пункта Урман муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (видео). С 01 января 2005 года по февраль 2011 года ГУ МЧС России по Республике Башкортостан возглавлял генерал – майор М. Ш. Магадеев. В настоящее время ГУ МЧС России по РБ – полковник внутренней службы В. Ш. Хисамутдинов. В состав ГУ МЧС России по РБ входят подведомственные и структурные подразделения: подразделения Федеральной противопожарной службы, ГУ «Аварийно-спасательная служба РБ», ГУ «ЦУКС МЧС России по РБ», управление гражданской защиты, Центр ГИМС, Учебно-методический центр по ГОЧС РБ, ГУП «Спецпредприятие».