История Психологии 28. 10. 06. Гуманистическое направление в развитии психологической науки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа курса. Рабочая программа курса. Лекция История... 10 4516.27kb.
Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание... 1 108.67kb.
01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая... 10 2938.77kb.
Творческий путь и научная школа с. Л. Рубинштейна 2010 г. А. 1 8.41kb.
Общей и практической психологии 1 151.41kb.
Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии 1 307.24kb.
План Введение Определение психологической службы образования Цель... 1 166.54kb.
Раева Дарья пс-шпм-11 Ориентировочная карта понятий Гуманистический... 1 111.4kb.
История и предпосылки становления психодиагностики как отрасли психологической... 1 112.85kb.
Теоретические вопросы, законы и уравнения 1 52.74kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Название проекта. Бихевиоризм 1 34.45kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

История Психологии 28. 10. 06. Гуманистическое направление в развитии психологической - страница №1/1

История Психологии
28.10.06.
Гуманистическое направление в развитии психологической науки
Личностно-ориентированное направление в развитии психологии
1. Основные черты гуманистической психологии

2. Основные идеи психологов-гуманистов
А. Маслоу

К. Роджерс (1902-1987)

Г. Оллпорт (1897-1967)
I. Гуманистическая психология возникла в середине XX века в США, как альтернативное направление бихевиоризму и психоанализу.
a) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за увлечение бессознательными проявлениями психики человека, при их исследовании.

b) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за игнорирование личностных проявлений человека, его сознание и самосознание.

c) Считали, что современная психология мало внимания уделяет проблеме личности, её развитию в ситуациях социального взаимодействия.

d) Объектом исследования гуманистов, является психика личности или личность, а предметом — психологические закономерности развития личности.
Оллпорт провозгласил «благородные цели исследования психологических закономерностей развития личности». Реально, эти исследование носили абстрактно-социальный характер.
II. Основные положения гуманистической психологии. (Сформулированы Г. Оллпортом).
a) Оллпорт дал определение личности — это открытая, саморазвивающаяся сущность, обладающая уникальными особенностями.
b) Личность развивается и проявляется во взаимодействии и общении с другими людьми.
c) Во взаимодействии и общении она приобретает уникальные качества и свойства.
Обладая потребностями, личность стремится к их удовлетворению, и в этом стремлении она вынуждена овладевать необходимыми качествами и проявлять их.

Активность

Аккуратность

Целеустремлённость

Настойчивость И Др.

Эти качества, Оллпорт назвал инструментальными.

Совокупность качеств образует ядро личности.

Каждая личность осознаёт эти качества и действует во взаимодействии с другими самостоятельно.

Закрепляясь в личности, эти черты дают ей возможность действовать в окружающем мире самостоятельно и противостоять давлению окружающих.
Оллпорт разрабатывал методику системного изучения качеств, черт личности, которая называется MMPI (Многофакторный личностный опросник).
Абрахам Маслоу — американский социальный психолог, долгое время являлся президентом американской психологической ассоциации.
Идеи Маслоу:

В работах — острая критика психоанализа и бихевиоризма, которые мало внимания уделяли изучению сознания и личности.

Маслоу поставил целью — исследовать психологические закономерности самоактуализирующейся личности. (Личности, которая свободно развивает свои способности и таланты, самоактуализируется в обществе).

В связи с этим он считал, что у высокоразвитой личности существует потребность в самоактуализации.

Особое внимание Маслоу уделял исследованию структуры человеческих потребностей.

В частности, психологической науке известна иерархичная система человеческих потребностей.



По признанию гуманистов, 5-й группой потребностей обладает около 3% представителей американского общества.


Маслоу считал, что человек не может удовлетворять высшие потребности, если неудовлетворенны низшие. Но есть исключения.

Движущей силой развития личности является её стремление к удовлетворению возрастающих потребностей.

Маслоу ввёл и сформулировал черты самоактуализирующейся личности.
Принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть.

Адекватное восприятие окружающей действительности.

Центрированность на решаемых задачах.

Стремление к автономии и независимости от людей и культуры.

Контактность, общительность.

— Сознательное стремление к развитию своих способностей и талантов.

— Внешняя идентификация с внешним миром и отчуждение во внутреннем плане.

— Внутренняя свобода.


Карл Роджерс — американский психолог, работал профессором психологии (Чикаго, Огайо).

Некоторые взгляды:
a) Личность — уникальная и самая высшая ценность общества.

b) Личность осуществляет деятельность и взаимодействие с другими людьми, приобретая опыт.

c) Опыт — феноменальное психологическое поле или психический мир.

d) Психический мир личности должен быть тождественным реальному миру окружающих предметов и людей.


Черта самоактуализирующейся личности — принятие себя и мира такими, какие они есть.
Совпадение реального и психического мира Роджерс называл конгруэнтностью. (Если совпадение есть — человек адекватен).

Нарушение конгруэнтности приводит к психическому напряжению, неврозам.

По мнению Рджерса — это уход от идентификации, отказ от самоактуализации личности.
В структуре личности Роджерс принимал за основу самооценку, считал, что она должна быть адекватной, гибкой, в зависимости от ситуации, условий, обстоятельств.

Адекватная самооценка способствует самоактуализации личности. Завышенная или заниженная — не соответствует ей.


В случае возникновения психоэмоционального напряжения, неврозов, личность нуждается в психотерапевтической помощи. Психолог в этой ситуации не должен навязывать человеку своего мнения, а должен подводить к правильному решению, которое человек принимает самостоятельно. Решает трудную проблему, реализуется, самоактуализируется.
Роджерс организовал психотерапевтическую работу в «группах встречи».
Исходя из краткого анализа постулатов гуманистической психологии, становится ясно, что усилиями психологов-гуманистов так и не была создана концепция развивающейся личности, не была выявлена ни одна закономерность личностного развития.
Гуманистическая психология возникла не на пустом месте. Она во многом использовала идеи немецкого психолога В. Штерна (1871-1938), автора «теории Персонализма».
Основные положения теории Персонализма
В. Штерн — немецкий детский психолог, профессор берлинского университета.

В 1933 году жил в Голландии, потом в США.

В1906 году в Берлине основал институт прикладной психологии и журнал — «Прикладная психология».
1) Объектом изучения детской психологии является личность ребёнка.

2) Предмет изучения — закономерности психического развития личности ребёнка.

3) Личность — самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность.
Личность действует во взаимодействии с другими людьми и развивается, а точнее саморазвивается.

Факторами саморазвития личности ребёнка являются: наследственность и среда.


Эти идеи назвали теорией конвергенции (трансформации), и в ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии ребёнка — наследственность и среда.
Под саморазвитием Штерн понимал рост дифференциации и преобразования психических структур ребёнка.
Штерн считается одним из основоположников психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), поскольку сформулировал следующие понятия:

Индивидуальные нормы развития



Индивидуальный темп развития (проявляется в скорости овладения знанием).
Штерн стал инициатором использования тестов интеллекта с расчётом коэффициента умственного развития (IQ).
Источником психического развития являются противоречия (внутренние конфликты между внешними требованиями и способностями, подготовленностью, наклонностями, желаниями). Преодолевая их, посредством действий, ребёнок развивается.
Глубинная психология
I. Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд)

II. Индивидуальная психология (Альфред Адлер)

III. Аналитическая психология (Карл Густав Юнг)
Данное направление называется глубинной психологией потому, что её представители, преимущественно изучали подсознательные проявления человеческой психики.
Зигмунд Фрейд — первым из психологов изучал бессознательное экспериментально.
Представители глубинной психологии не отрицали, не игнорировали сознание, но сосредотачивались, преимущественно, на познании бессознательного.
Психоанализ З. Фрейда
З. Фрейд (1856-1939) — австрийский врач психиатр, психолог.
Основные работы:

«Толкование сновидений»

«Психопатология обыденной жизни»

«Теория сексуальности»

«О психоанализе. 5 лекций»

«Лекции о введении в психоанализ»

«Психология масс и анализ человеческого Я»