История Психологии 16. 09. 06. Теория деятельности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция 7 психологическая теория деятельности 2 407.47kb.
Примерный перечень вопросов для студентов по подготовке к экзамену... 1 21.92kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 161.61kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая... 1 321.31kb.
"История психологии" 1 18.16kb.
Теория и метод системной психологии системные основания психологии 2 1021.55kb.
История психологии 296681 88 Я496 Якунин, Валерий Александрович 1 73.1kb.
Программа дисциплины «История психологии» 1 398.37kb.
Контрольные вопросы по курсу "История психологии" 1 51.98kb.
Программа дисциплины «История, теория и практика психологического... 1 236.46kb.
Трансперсональной психологии 30 3574.64kb.
Личность и ее жизненное пространство 1 201.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

История Психологии 16. 09. 06. Теория деятельности - страница №1/1

История Психологии
16.09.06.
Теория деятельности
Разработчиками этой, во всех отношениях, великолепной теории были:
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Леонтьев А. Н. –академик, профессор, лауреат Ленинской премии (1968 г.)

С 1963 года - зав. Отделением «психологии» философского факультета МГУ.

С 1967 года – декан факультета психологии МГУ и одновременно зав. кафедры общей психологии.
Основные работы:

«Проблемы развития психики»

«Деятельность, сознание, личность»

«Лекции по общей психологии» (изданы на основе стенографических лекций)


Рубинштейн С. Л. – член-корреспондент академии наук СССР (1943 г.), лауреат государственной премии (1940 год).
Основные работы:

«Основы общей психологии» (за неё и премия).
Основные положения теории деятельности
1. Деятельность – способ жизни всех живых существ, поскольку посредством деятельности они удовлетворяют свои потребности в необходимых предметах (продуктах).

2. Деятельность свойственна всем живым существам. (обладающим психикой)

3. В отличие от животных, деятельность человека носит осознанный характер.
В каждый момент времени человек осуществляет действия (ряды действий), относящиеся к различным видам деятельности.

Промежутки между действиями человек заполняет общением, созерцанием окружающей действительности, отдыхом, сном.


Разные авторы дают свои классификации видов деятельности, которую человек осуществляет.
I. Эльконон Б. Д.

В зависимости от возрастной эволюции человек осуществляет следующие виды деятельности:



-Игровая

-Учебная

-Трудовая

В связи с этим, на каждом возрастном этапе тот или иной вид деятельности может быть ведущим.



II. Классификация деятельности по её общественному предназначению.

По этой классификации выделяют бесчисленное множество видов деятельности.


III. Классификация деятельности по движению общественного продукта.
* Разнообразные виды деятельности по производству продукта

* ----- // ----- транспортировке продукта

* ----- // ----- хранению продукта

* ----- // ----- реализации продукта

* ----- // ----- приобретению продукта

* ----- // ----- рекламе продукта

* ----- // ----- страхованию продукта

* ----- // ----- потреблению продукта



и. т. д.
Понятие деятельности соотносится с понятием мотива, поскольку деятельность побуждается мотивом. А мотив возникает на основе потребности.
Потребность определяется как нужда человека в чём-либо, без удовлетворения которой он погибает как биологическое существо, или замедляется процесс его личностного развития.

Состояние потребности человек осознаёт за счёт осознания потребностного состояния ( переживания голода, жажды).

Это потребностное состояние сигнализирует о нужде.
Потребности исследовали: Леонтьев, Рубинштейн, Курт Левин, Генри Мюррей.
Леонтьев выделял:

- Физиологические потребности

- Социальные потребности

- Духовные потребности


Рубинштейн выделял:

- Материальные потребности

- Идеальные потребности
Курт Левин делил потребности на:

- Физиологические потребности

- Квазипотребности
Абрахам Маслоу выделил 5 групп, иерархически связанных между собой, потребностей.
Физиологические потребности

Потребности в безопасности

Потребности в принадлежности

Потребности в признании, уважении и любви

Потребности в самоактуализации
Кроме всего вышеперечисленного, некоторые авторы выделяют:

- Первичные потребности

- Вторичные потребности
Человек должен удовлетворять свои потребности определённым предметом, а образ желанного предмета для удовлетворения потребности – есть мотив.
Мотив побуждает человека к деятельности, посредством которой он овладевает предметом потребности.
Исследование деятельности предполагает:

1) Изучение мотивов, которыми она побуждается.
2) Выявление действий, из которых состоит деятельность.
3) Определение требований к личностным качествам человека, который выполняет данную деятельность.
Деятельность состоит из действий.

Применительно к учителю – это могут быть следующие действия:

- действия локомоций по своевременному прибытию к месту работы.

- преподавательские действия на 1, 2, и т. д. уроках.

- действия по подготовке к экзаменам.

- действия в период проведения экзамена.

- преподавательские действия во время проведения факультативных занятий.

И т. д.
Каждое действие, в свою очередь, имеет сложную психологическую структуру.
{}
Овладевая действиями, человек, вместе с тем познаёт окружающий предметный мир, развивается.
Деятельность человека протекает в организации, в исторически сложившихся формах социального взаимодействия.

При осуществлении деятельности, человек взаимодействует с другими людьми. В этом случае предметом действия является другой человек.


Взаимодействие – это действия личностей направленное друг на друга, и опосредованные единством предмета, места и времени совместной деятельности.
Особенности взаимодействия

1) Объективность

2) Необходимость

3) Повторяемость

4) Устойчивость

5) Дискретность во времени

6) Расстраиваемость ( под влиянием объективных и психологических факторов)
Каждый вид деятельности предъявляет определённые требования к личностным качествам субъекта её выполняющего.

Таким образом, психика человека возникает и развивается в деятельности.



Деятельность детерминирует способности и характер человека.

Кроме всего прочего, - личность выбирает вид деятельности, в соответствии со своим темпераментом, задатками и склонностями.