страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
История Психологии 16. 09. 06. Теория деятельности - страница №1/1
История Психологии 16.09.06. Теория деятельности Разработчиками этой, во всех отношениях, великолепной теории были: Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) Леонтьев А. Н. –академик, профессор, лауреат Ленинской премии (1968 г.) С 1963 года - зав. Отделением «психологии» философского факультета МГУ. С 1967 года – декан факультета психологии МГУ и одновременно зав. кафедры общей психологии. «Проблемы развития психики» «Деятельность, сознание, личность» «Лекции по общей психологии» (изданы на основе стенографических лекций) Рубинштейн С. Л. – член-корреспондент академии наук СССР (1943 г.), лауреат государственной премии (1940 год). Основные работы: «Основы общей психологии» (за неё и премия). Основные положения теории деятельности 1. Деятельность – способ жизни всех живых существ, поскольку посредством деятельности они удовлетворяют свои потребности в необходимых предметах (продуктах). 2. Деятельность свойственна всем живым существам. (обладающим психикой) 3. В отличие от животных, деятельность человека носит осознанный характер. В каждый момент времени человек осуществляет действия (ряды действий), относящиеся к различным видам деятельности. Промежутки между действиями человек заполняет общением, созерцанием окружающей действительности, отдыхом, сном. Разные авторы дают свои классификации видов деятельности, которую человек осуществляет. I. Эльконон Б. Д. В зависимости от возрастной эволюции человек осуществляет следующие виды деятельности: -Игровая -Учебная -Трудовая В связи с этим, на каждом возрастном этапе тот или иной вид деятельности может быть ведущим. II. Классификация деятельности по её общественному предназначению. По этой классификации выделяют бесчисленное множество видов деятельности. III. Классификация деятельности по движению общественного продукта. * Разнообразные виды деятельности по производству продукта * ----- // ----- транспортировке продукта * ----- // ----- хранению продукта * ----- // ----- реализации продукта * ----- // ----- приобретению продукта * ----- // ----- рекламе продукта * ----- // ----- страхованию продукта * ----- // ----- потреблению продукта и. т. д. Понятие деятельности соотносится с понятием мотива, поскольку деятельность побуждается мотивом. А мотив возникает на основе потребности. Потребность определяется как нужда человека в чём-либо, без удовлетворения которой он погибает как биологическое существо, или замедляется процесс его личностного развития. Состояние потребности человек осознаёт за счёт осознания потребностного состояния ( переживания голода, жажды). Это потребностное состояние сигнализирует о нужде. - Физиологические потребности - Социальные потребности - Духовные потребности Рубинштейн выделял: - Материальные потребности - Идеальные потребности - Физиологические потребности - Квазипотребности ↓ Потребности в безопасности ↓ Потребности в принадлежности ↓ Потребности в признании, уважении и любви ↓ Потребности в самоактуализации Применительно к учителю – это могут быть следующие действия: - действия локомоций по своевременному прибытию к месту работы. - преподавательские действия на 1, 2, и т. д. уроках. - действия по подготовке к экзаменам. - действия в период проведения экзамена. - преподавательские действия во время проведения факультативных занятий. При осуществлении деятельности, человек взаимодействует с другими людьми. В этом случае предметом действия является другой человек. Взаимодействие – это действия личностей направленное друг на друга, и опосредованные единством предмета, места и времени совместной деятельности. Особенности взаимодействия 1) Объективность 2) Необходимость 3) Повторяемость 4) Устойчивость 5) Дискретность во времени 6) Расстраиваемость ( под влиянием объективных и психологических факторов) Таким образом, психика человека возникает и развивается в деятельности. Деятельность детерминирует способности и характер человека. Кроме всего прочего, - личность выбирает вид деятельности, в соответствии со своим темпераментом, задатками и склонностями. |
|