Исторический опыт защиты прав коренных малочисленных народов россии* Мулукаев Роланд Сергеевич - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера 1 247.89kb.
Программа "экономическое и социальное развитие коренных малочисленных... 2 373.13kb.
Сценарии развития коренных малочисленных народов севера: методологический... 1 286.81kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 3 1448.34kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 4 1316.63kb.
Рабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном... 1 318.65kb.
Программа индиско резюме 1 220.42kb.
Викторина, посвященная Дню Защиты прав человека 10 Декабря 1 56.24kb.
Развитие губернаторской власти в россии (1708-1917 гг.): Исторический... 2 611.58kb.
Информация о работе отдела защиты прав потребителей в сфере торговли... 1 55.65kb.
Опыт социальной защиты персонала в акционерном обществе 1 89.06kb.
Феодальная раздробленность на территории нашей родины 1 83.8kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Исторический опыт защиты прав коренных малочисленных народов россии* Мулукаев Роланд - страница №1/1

«История государства и права».-2010.-№3.-С.2-4.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ*
Мулукаев Роланд Сергеевич,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

Заслуженный работник МВД Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор
В статье раскрываются различные вопросы обеспечения прав коренных малочисленных народов России, начиная с дореволюционного периода. Освещается система управления народами Сибири и Дальнего Востока, складывав­шаяся в нашей стране на протяжении длительного периода. Раскрывается национальная политика Советского госу­дарства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов.
Ключевые слова: народ, национальный округ, защита прав малочисленных народов, родовое управление, ро­довые расправы, районный туземный исполнительный комитет.

The article reveals various issues of securing rights of native minorities in Russia starting from pre-revolutionary period. The author shows the system of management of peoples of Siberia and the Far East which formed in our country during a long period of time, reveals national policy of the Soviet state in the sphere of protection of rights of native minorities .
Keywords: people, national district, protection of rights of native minorities, patrimonial management, patrimonial massacre, district local executive committee.
Проблема защиты прав малочисленных коренных народов России уходит вглубь истории. Это, можно сказать, историческая проблема. И прежде всего по­тому, что Россия изначально сложилась как полиэтни­ческое, многонациональное государство. В состав Рус­ского централизованного государства, утвердившегося на рубеже XV-XVI вв., кроме русских, входило еще око­ло еще 20 этносов. Многонациональный состав насе­ления — одна из исторических особенностей образова­ния единого Российского государства. Вся последующая история России связана с тем, что происходило увели­чение национального состава населения. Одни наро­ды добровольно вступали в состав России, другие — пу­тем завоевания. Но общим и для тех, и для других было то, что вступление в состав России имело для них про­грессивное значение. Подавляющее большинство этих народов находилось на низкой стадии общественного развития, особенно это относится к народам Сибири, Дальнего Востока, Севера, а также к горским народам Северного Кавказа. Общение с русскими оказывало благотворное влияние на процесс дальнейшего разви­тия народов, оказавшихся в составе России.

Конечно, новые земли, присоединившиеся к Рос­сии, рассматривались как источник пополнения каз­ны, как фактор укрепления экономических позиций го­сударства. И это действительно было так. В частности, ясак — налог, который платили народа Севера и Си­бири, сыграл существенную роль в укреплении эко­номических позиции государства во второй половине XVII—XVIII вв. Тем не менее присоединение территории нельзя рассматривать как колонии в утвердившемся в науке понимании. Это касается, прежде всего, отно­шения к национальным культовым и бытовым особен­ностям населения присоединенных территорий, не­зависимо от их численности и уровня общественного развития. Сущность «имперства» России не похожа на колониальные империи Запада. Расовые и этничес­кие особенности народов, вошедших в состав России, не помешали сохранению уклада их жизни, традиций, обычаев, каждому из народов, независимо от числен­ного состава1.

Хотя полного юридического равенства по нацио­нальному и религиозному признаку в России не было. Тем не менее государство проявляло терпимость к национальным меньшинствам. Не возводило непри­ступных крепостей между русскими и нерусскими. Не­обходимость толерантного, терпимого отношения к на­родам провозглашалась высшей властью. Екатерина II говорила: «Не единою силою оружия надлежит побеж­дать народы... но паче правосудием и справедливос­тью нужно приобрести и к себе доверенность, краткос­тью смягчать, выигрывать сердца и приучать их больше общаться с русскими».

В России не было понятия метрополии и колонии. В целом Российская империя была государством всех народов, населявших ее территорию. Это признавали многие известные политические деятели и ученые. Так, Отто фон Бисмарк, бывший послом в Петербурге, пи­сал: «Англичане ведут себя в Азии менее цивилизован­но, чем русские. Они слишком презрительно относятся к коренному населению и держатся на расстоянии.

Русские же, напротив, привлекают к себе народы, которые они включают в свою империю, знакомятся с их жизнью и сливаются с ними».

Современный американский историк профессор Ричард Пайпс, крупный специалист в области российс­кой истории, в работе «Россия при старом режиме» ут­верждает: «Правительство Московии и Российской им­перии обычно не топились ломать административный аппарат, имевшийся на завоеванных территориях. Как правило, они предпочитали оставлять все более или менее по-старому, и удовольствовались изменениями в Москву или Петербург лишь центрального управле­ния. В разные периоды в России существовали райо­ны с самоуправлением, над которыми бюрократия осу­ществляла только номинальный контроль... К кочевникам Сибири и средней Азии относились весьма либераль­но и постоянного вмешательства в их жизнь почти не было»2.

Надо сказать, что в руководстве страны были про­грессивные деятели, которые понимали необходимость учета национальных и религиозных особенностей, вошедших в состав России народов. Одним из них был М.М. Сперанский.

Именно он осуществил целый ряд мер, направлен­ных на упорядочение системы управления, улучшение экономического положения региона. По его предложе­нию был создан 1-й Сибирский комитет, в состав кото­рого вошли министры, члены Государственного сове­та. Основной задачей комитета было рассмотрение проектов управления Сибирью, руководство местны­ми учреждениями.

В июне 1822 г. царь Александр I утвердил «Учреж­дение для управления Сибирских губерний», а также «Устав об управлении инородцев» и ряд других актов.

«Устав об управлении инородцев» определил при­нципы управления народами Сибири. Население Си­бири было поделено на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлыми считали торговцев, земледельцев, а также постоянно работающих по найму. Кочевыми призна­вались меняющие место жительства в течение года (забайкальские буряты, манси, приалтайские тюрки, ханси, эвенки, якуты). Бродячими считались лишь пре­имущественно охотники.

Управление Сибири имело три звена — родовое управление, инородная управа и степная дума. У бро­дячих и кочевых народов управление состояло из старо­сты и двух его помощников. Общее управление кочевыми народами осуществлял тайша (голова). Старосты и голо­вы избирались местным населением и утверждались гу­бернским правлением. Каждое стойбище, улус или род оседлых инородцев управлялись тоэном (старостой). Не­сколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись инородной управе, которая представляла собой одно­временно административно-полицейское, хозяйственно-финансовое и даже судебное учреждение. Управа состо­яла из головы, двух выборных и письмоводителя.

В последующем система управления коренными малочисленными народами Сибири и Дальнего Вос­тока претерпевала изменения, происходило усиление роли царской администрации. Однако элементы само­управления у них сохранялись так же, как традицион­ный образ жизни.

Система управления народами Северного Кавка­за в меньшей степени предусматривала сохранение традиционных форм самоуправления этих народов. Тем не менее такие формы имели место. В наиболь­шей степени это проявлялось в сфере правосудия. Создание первых организационных форм правосудия на Северном Кавказе относится к концу XVIII в. Екатерина II своим повелениям от 9 мая 1792 г., генералу И.В. Гудовичу предписывала учредить в Кабарде ро­довые суды и родовые расправы, «как сходственно же­ланию и доброй воле кабардинцев»3. Было признано целесообразным создать три родовых суда. Дела в ро­довых судах должны были рассматриваться на основе обычного права. К компетенции родовых судов отно­сились тяжебные дела и малые проступки. Закрепляя обычное право как основу судопроизводства, наибо­лее понятную кабардинцам, царское правительство использовало это как средство укрепления своего вли­яния в регионе, сближению народов Северного Кавка­за с Россией4. Обычное право сохранялось и у других народов Северного Кавказа, в том числе и у малочис­ленных народов, населивших Дагестан.

После Октябрьской революции начался новый этап защиты прав коренных малочисленных народов. Правовое начало этому было положено Деклараци­ей прав народов России, принятой Советом Народ­ных Комиссаров Российской Советской Республики 2 (15) ноября 1917 г. Одним из основных принципов национальной политики Советского государства Де­кларация провозглашала «свободное развитие наци­ональных меньшинств и этнографических групп, насе­ляющих Россию».

Этот принцип предусматривал проведение цело­го комплекса мер, направленных на создание бла­гоприятных условий для развития малочисленных на­родов — сохранение традиционного образа жизни малочисленных народов, самобытной культуры, обы­чаев, верований.

Для практической реализации принципов нацио­нальной политики Советского государства в составе правительства был образован Народный комиссари­ат по делам национальностей. В его структуре имелись комиссариат горцев Кавказа и отдел народов Сибири. Эти подразделения изучали положение в местах про­живания коренных малочисленных народов. С учетом конкретных условий происходила выработка форм поли­тической организации этих народов. В частности, близ­кие по уровню социально-экономического, культурно­го развития и языка малочисленные народы Дагестана (лаки, кюринцы, кумыки, даргинцы и др.) были объединены в Дагестанскую автономную советскую социалистичес­кую республику. В Дагестане еще сохранялся родовой быт. Каждый аул выступал как самодовлеющая единица. Благодаря тому, что учитывались особенности и интере­сы каждого, даже самого маленького народа, удалось сплотить воедино все население Дагестана. Важное значение имело то, что советская власть узаконила су­ществование шариатских судов, которые рассматрива­ли как гражданские, так и уголовные дела.

Не менее сложным был процесс формирования по­литической организации народностей и этнографичес­ких групп Крайнего Севера и Дальнего Востока. Прак­тически все они находились на стадии родового строя. Основным их занятием являлось оленеводство, рыбо­ловство и охота. Все население было неграмотным.

Народный комиссариат по делам национальной РСФСР тщательно изучал жизнь и быт малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и вырабатывал меры, направленные на повышение их общественно­го самосознания, учитывавшие их образ жизни, осо­бенности быта, жизнедеятельности. Эти вопросы не­однократно рассматривались на заседаниях коллегии наркомата. Для того, чтобы эта работа носила плано­мерный, систематический характер, при ВЦИК в 1923 г. был образован Комитет содействия малым народнос­тям северных окраин. Комитет разрабатывал проек­ты административного и судебного устройства мало­численных народов Севера применительно к их быту, обычаям и нравам. В частности, в 1926 г. ВЦИК ут­вердил Временное положение об управлении тузем­ных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение преследовало цель защиты прав и ин­тересов трудящихся туземцев, цель вовлечения их в дело управления, поднятия их хозяйства и культурных условий.

По Положению создавались родовые Советы как органы туземного управления — родовые собрания, ро­довые Советы, районные туземные съезды, районные ту­земные исполнительные комитеты. Они занимались все­ми вопросами жизни народов Севера. Кроме родовых Советов, были созданы туземные суды, которые рас­сматривали дела на основании родовых обычаев.

Одна из центральных задач по отношению к мало­численным народам Севера состояла в преодолении их отсталости и оказании эффективной помощи в жиз­ненно важных вопросах хозяйства и быта. С этой целью только за 1926-1930 гг. было израсходовано свыше 11 млн руб. по государственному бюджету РСФСР, в том числе 2,7 млн на развитие хозяйства, 1,8 млн — на здравоохранение, 5,2 млн — на народное образова­ние5. Важную роль играли культбазы — большие ком­плексы, включавшие в свой состав школы и интернаты, больницы, бани, библиотеки, ветеринарные пункты, жи­лые дома, опытно-показательные мастерские и участки. Кроме того, в наиболее отдаленные места постоянно выезжали передовые очаги культуры: «красные чумы, яранги, лодки», в составе которых были учителя, культполиторганизаторы, фельдшеры и другие представи­тели просвещения и здравоохранения.

Переходные меры подготовили условия для проведе­ния на Севере новых преобразований, которые позволи­ли поднять формы общественно-политической организа­ции малочисленных народов Севера и Дальнего Востока на новый уровень. В 1930-1936 гг. стало возможным лик­видировать родовой принцип построения органов влас­ти у северных народов и создать национальные округа. Всего было создано 10 национальных округов, которые вошли в состав отдельных областей и краев: Ненецкий (Архангельская обл.), Таймырский и Эвенкийский (Крас­ноярский край), Корякский (Камчатская обл.), Чукотский (Магаданская обл.), Ямало-Ненецкий (Тюменская обл.), Агинский Бурятский (Читинская обл.), Усть-Ордынский Бурятский (Иркутская обл.), Коми-Пермяцкий (Пермская обл.), Ханты-Мансийский (Тюменская обл.).

Национальные округа были включены в состав об­ластей и краев для того, чтобы последние стали опорой дальнейшего экономического и культурного подъема вновь образованных территориальных образований.

Надо сказать, что национальные округа стали той организационно-политической формой, которая спо­собствовала экономическому и культурному подъему коренных малочисленных народов. Их хозяйство стало частью единого народнохозяйственного комплекса Со­ветского Союза. У них сформировались национальные кадры специалистов в сфере экономики и культуры.

Новый этап в жизни коренных малочисленных наро­дов Севера наступил в 60-70-е годы XX в., когда вследс­твие широкомасштабной разработки полезных иско­паемых — нефти и газа — нависла реальная угроза для среды обитания этих народов. Тогда встала проблема защиты прав коренных малочисленных народов Севе­ра. Разработка соответствующего законопроекта на­чалась еще в 80-е годы в Советском Союзе. Однако эта работа была завершена лишь в конце 90-х годов, когда был принят Федеральный закон «О гарантиях прав ко­ренных малочисленных народов Российской Федера­ции». Закон предусматривает широкий комплекс мер, обеспечивающий права этих народов.



Прежде всего, закон предусматривает меры по сохранению традиционного образа жизни коренных малочислен­ных народов, сохранения исконной среды их обитания, осу­ществлению культурной и бытовой жизнедеятельности.

1 Гатогова Л. Империя: идентификация проблемы (исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996. С. 340, 342.

2 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 326 327.

3 Из документальной истории кабардино-русских отношений (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). Нальчик, 2000. С. 52.

4 Подробнее см.: Маремкулов А.Н. Юридические формы политики Российской империи на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв : историко-правовой аспект. Ростов-на-Дону : Изд. СКАГС, 2005

5 Вопросы истории. 1976. № 8.