страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Источники тока. Электрическая цепь моу сош №65 г. Липецк Гоголашвили О. В - страница №1/1
ИСТОЧНИКИ ТОКА. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ МОУ СОШ №65 г.Липецк Гоголашвили О.В. Цель урока: - выяснить из каких частей состоит электрическая цепь; - объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи; - выяснить роль источника тока в электрической цепи; - развивать абстрактное мышление учащихся при вычерчивании схем электрических цепей и конструкторские способности при сборке электрических цепей; - расширить кругозор учащихся; - воспитывать бережное отношение к школьному физическому оборудованию, уважительное отношение друг к другу. Тип урока: комбинированный урок. Демонстрации: 1. Магнитное действие тока. 2. Источники тока: фотоэлемент, термопара, генератор, гальванические элементы, аккумуляторы. 3. Таблица устройства гальванического элемента. 4. Сборка простейших электрических цепей. 5. Условные обозначения составляющих электрических цепей. 6. Видеофрагмент «Направление электрического тока» Ход урока
- Что такое электрический ток? - Какие условия необходимы для существования тока? - Какие частицы являются носителями тока в металлах? Электролитах? - Какие действия может оказывать электрический ток? - Показать магнитное действие электрического тока. (Выполняется учащимся). Демонстрация 1. На железный гвоздь наматывается изолированный медный провод, концы провода соединяются с источником тока. Гвоздь становится магнитом и притягивает к себе небольшие железные предметы: скрепки и кнопки. С исчезновением тока в обмотке гвоздь размагничивается.
Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока. - Сообщения учащихся об истории создания первых источников тока: а) Луиджи Гальвани; б) Алессандро Вольта; в) Василий Владимирович Петров. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую. Демонстрация 2: Демонстрация работы генератора (механическая энергия переходит в электрическую). Демонстрация 3: Демонстрация работы термопары (внутренняя энергия переходит в электрическую). Демонстрация 4: Демонстрация работы фотоэлемента (энергия света переходит в электрическую). Демонстрация 5: К клеммам гальванометра присоединим медные провода. К концу оного из них присоединим железный гвоздь. Воткнём медный провод и гвоздь в яблоко – стрелка гальванометра отклонится (химическая энергия переходит в электрическую) Именно благодаря химическим реакциям, внутренняя энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую. Из источников тока, используемых энергию химических реакций, наиболее распространены гальванический элемент и аккумуляторы. Демонстрация 6: коллекция гальванических элементов и аккумуляторов (обращается внимание учащихся, что аккумуляторы можно неоднократно подзаряжать). Демонстрация 7: По плакату устройство и принцип работы гальванического элемента. Во время демонстраций составляется схема превращений различных видов энергии в электрическую: Соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители энергии образуют электрическую цепь. Демонстрация 8: источник тока, лампа накаливания, ключ. (Данное оборудование имеется у каждого учащегося на столе). С помощью магнитных кубиков с вмонтированным в них перечисленным оборудованием и проводов на классной доске собирается электрическая цепь. При замыкании ключа, лампочка загорается. Вывод: для того, чтобы в цепи мог идти постоянный ток, электрическая цепь должна быть замкнутой. При замыкании цепи электрическое поле от источника распространяется вдоль проводников со скоростью 300 000 км/с. Электрическую цепь можно изобразить в виде схемы (чертежа), пользуясь условными обозначениями. Демонстрация 9: демонстрируются и крепятся на доску условные обозначения: ключ, источник тока, лампа накаливания. Задание: начертить схему собранной электрической цепи, пользуясь предложенными условными обозначениями. Демонстрация 10: демонстрация видеофрагмента «Направление электрического тока» с использованием мультимедийных средств. После просмотра видеофрагмента предлагается указать направление тока на ранее начерченной схеме. Другие условные обозначения, используемые на практике, приведены на стр. 27 в таблице № 2 учебника. (Работа по таблице № 2). Потребители электроэнергии могут быть по-разному расположены в электрических цепях. Демонстрация 11: ранее заготовленные схемы последовательного и параллельного соединения проводников демонстрируются на доске. Закрепление изученного материала.
Выполнение № 25 и 27 в учебнике. Домашнее задание: § 9 (таблицу № 2 перечертить в тетрадь и выучить условные обозначения); № 26, 28; по желанию: стр.29 экспериментальное задание. Литература 1. Волков В.А. поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336с. 2. Громов С.В. Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 160 с. 3. Кирик Л.А. Физика-8. методические материалы. М.: Илекса, 2003.- 288с. 4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 336 с. 5. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. Для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. : Просвещение, 2003.- 127 с. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Молисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 7. Физика [электронный ресурс]. Мультимедийное приложение к учебнику С.В Громова и Н.А. Родиной «Физика 9 класс» - М.: «Просвещение – МЕДИА», 2003. |
|