Исследование личности потерпевшего Исследование личности свидетеля - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок-исследование по биологии и литературе. 1 58.53kb.
Исследование самоактуализации личности в процессе профессионального... 1 63.29kb.
Исследование за исследованием подтверждают такую согласованность... 1 224.19kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 114.79kb.
Тематическая выставка ''Психология личности'' 1 67.89kb.
Задание. Подготовьте выступление о социальном статусе личности, используя п. 1 81.69kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология личности» 1 27.25kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология личности» 1 26.55kb.
2 понятие о личности. Общие проблемы 6 33 4624.93kb.
Психологии личности 3 493.54kb.
Вопросы к экзамену Понятие личности в отечественной психологии Основные... 1 35.19kb.
«предмет труда»: человек человек, человек техника 1 120.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Исследование личности потерпевшего Исследование личности свидетеля - страница №1/1



Содержание:

Введение…………………………………………………………….....………….2



  1. Исследование личности потерпевшего………………………………......3

  2. Исследование личности свидетеля…………………………………….....7

Заключение……………………………………………………………...………..11

Список используемой литературы………………………………………...……13



Введение.

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. Открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим.

В настоящее время все большую общественную опасность представляют лица, совершающие насильственные преступления: повышается криминальная активность представителей маргинальной среды, растет удельный вес числа рецидивистов, увеличивается доля субъектов, не занятых общественно полезным трудом.

Насильственная преступность - совокупность преступлений, совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной (в том числе половой) неприкосновенности против его воли, а также совокупность лиц, совершивших насильственные преступления за определенный период на определенной территории.

Круг насильственных преступлений весьма разнообразен (УК РФ включает 55 статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с насилием). Однако, обычно, внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия - насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых является именно и только человек: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, изнасилование и т.п.

В насильственных преступлениях часто проявляется жестокая агрессивность - причиняются тяжелые физические и психические травмы. Этот тип агрессивного поведения свидетельствует о глубокой личностной деформации, о сформированности у личности устойчивой установки на агрессивное поведение, на постоянную готовность индивида наносить ущерб людям, о крайне пониженном социальном самоконтроле личности. Указанные личностные дефекты в ряде случаев усугубляются алкоголизацией, перенесенными черепно-мозговыми травмами, психическими заболеваниями. Поведение этих лиц в конфликтных для них ситуациях, содержащих личностно-критические признаки, характеризуется следующими особенностями: неспособность индивида сдержать первое агрессивное побуждение, прогнозировать развитие конфликта и последствия агрессивных действий, невладение системой поведенческих приемов.

В своей работе я хотела бы подробнее рассмотреть поведение свидетелей и потерпевших от преступных посягательств насильственного характера

Исследование личности потерпевшего.

Потерпевший — это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего, так как очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда и исключать ее (необходимая оборона). От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений, активная оборона от преступных посягательств, оборона общественных интересов и т. д.

Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма актуальным, потому что способствует решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступления, глубокому исследованию причин и условий, более всестороннему и полному расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т. д.

Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах:

1) «статическая область» — это возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д.; ряд этих признаков выясняются по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях) и т. д.;

2) «динамическая область», т. е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника.

Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:

1) влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия, и

2) индивидуальных особенностей личности.

Эти особенности личности характеризуются типом высшей нервной деятельности потерпевшего, чертами его характера и т.д. Так, анализ следственной практики показывает, что нередко потерпевшими оказываются лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, склонные к конфликтам, ссорам. Исследования показывают, что более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с осужденными непосредственно перед совершением преступления, а каждый восьмой потерпевший не работал, более 10% вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе и провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий.

Жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях. На поведение потерпевшего оказывает существенное влияние правосознание: знание закона, своих прав дает дополнительные возможности при отражении преступного нападения, создает убежденность в правоте действий, препятствующих преступному посягательству.

Важным регулятором поведения личности является уровень развития ее самооценки. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требование авторитетных взрослых, но и через собственные требования. Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми.

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностной ориентации, одного из основных структурных образований зрелой личности. Ценностные ориентации обуславливают направленность личности, определяют позицию человека.

Действия преступника, последствия преступного деяния нередко приводят потерпевшего в состояние сильнейшего душевного потрясения, возбуждения, страха, тяжелой депрессии, гнева, возмущения, отчаяния, растерянности. Без учета этих особенностей, их правильного психологического анализа, снятия стрессового состояния потерпевшего трудно рассчитывать на полноту и правильность его показаний.

С целью исключения ошибок в показаниях потерпевшего важно учитывать особенности восприятия им в момент совершения преступления обстоятельств дела, личности преступника. Экспериментально доказано, что испытываемые им чувства страха, гнева, стыда, обиды и т. п. могут способствовать искажению восприятия, суживая его объем, приводя к неправильной оценке ряда фактов, признаков, деталей. При физиологическом аффекте, который встречается нередко в результате преступного посягательства на личность, у потерпевшего затрудняется самоконтроль, правильная оценка своих действий, ухудшается восприятие реальной обстановки. В подобных состояниях потерпевший может ошибиться, оценивая физические данные преступника, количество правонарушителей, характер действий нападавших и т. п. Однако сильные переживания, испытываемые потерпевшими в момент совершения преступления, зачастую делают их восприятие более глубоким, ярким, дают возможность надолго запомнить многие, даже незначительные детали, события, признаки внешности преступника.

Поскольку преступление наносит душевную травму потерпевшему, он мысленно многократно возвращается к случившемуся, вспоминая различные обстоятельства преступного события. При этом потерпевшему нередко удается вспомнить какие-либо существенные обстоятельства, о которых он не сообщил при первом допросе. Вот почему с учетом физического и психического состояния потерпевшего, стараясь не причинять ему излишних психологических травм, целесообразно в случае необходимости провести повторный допрос. Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанных с этим переживаний активизируют мыслительные процессы потерпевшего, усиливают его стремление найти виновных. Вот почему потерпевшие зачастую склонны сами выдвигать многочисленные предположения о том, кто и почему совершил преступление. Допуская, что многие из таких предположений не основаны на каких-либо фактических данных, следователь не должен отметать их с порога. Во-первых, это помогает установлению психологического контакта. Во-вторых, в версиях потерпевшего вполне может быть здоровое зерно. Следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшего подтверждались в ходе расследования.

Исходя из того, что потерпевшим причиняется непосредственный ущерб действиями преступника, многие криминалисты, ссылаясь на личную заинтересованность потерпевших, приходят к мысли о необходимости особенно тщательной проверки их показаний. Дело в том, что показания потерпевших далеко не всегда объективны. Причин может быть много. Потерпевший, например, стремится отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, лишения, оскорбления и т. п.; желает получить максимальную материальную компенсацию в случае осуждения правонарушителя. При этом потерпевший может преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причиненного ему ущерба; намеревается смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, жалости к нему и т. д.; хочет скрыть собственное неблаговидное поведение.

Следователь должен постоянно иметь в виду возможность такого виктимологического аспекта в показаниях потерпевшего.

Необъективность показаний потерпевшего может объясняться также и тем, что он, получив ту или иную информацию следователя о материалах дела, подпадает под ее влияние. В таких случаях показания потерпевшего содержат сведения не лично им воспринятые, а сообщенные другими лицами. Несоответствие показаний потерпевшего подлинным обстоятельством дела иногда является следствием стыдливости, смущения, неловкости при необходимости рассказать о действиях преступника либо о собственных действиях в момент совершения преступления. Такие ситуации возникают, в частности, при допросе потерпевших по делам о половых преступлениях. Показания потерпевшего могут не соответствовать действительности и потому, что он опасается мести со стороны преступника, его соучастников, родственников и друзей.

Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшего также способствует внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.

В заключение можно сказать, что личность потерпевшего играет большую роль для работы органов правосудия.

Исследование личности свидетеля.
Вопрос о психологии свидетеля, по существу, представляет собой вопрос о психологии свидетельских показаний.

Всякое свидетельское показание основывается на усилии памяти воспроизвести то, на что было обращено внимание в прошлом. Но внимание - орудие восприятия весьма несовершенное, так как оно в своей силе и в своем действии непостоянно и подвержено многочисленным случайным влиянием, а память с течением времени искажает запечатленные вниманием образы, которые часто «тускнеют», «выцветают», «выпадают», и таким образом, в механизме памяти образуются пробелы; в эти, так сказать, пустоты памяти прокрадываются вымыслы, заблуждения, всякого рода продукты психических переживаний и логических аберраций. Вследствие этого, воспоминание о бывшем факте не только не покрывает объективную действительность, оставляя в ней незаполненные места, но, кроме того, и вследствие того, часто преображает ее, преломляя и окрашивая ее в аспекте различных субъективных представлений и умозаключений.

В частности, недостоверность свидетельских показаний зависит от:

1) предмета, к которому они относятся,

2) внешних условий, при которых свидетелем воспринимаются впечатления и затем воспроизводятся на суде в виде воспоминаний, и

3) индивидуальных особенностей лица, которое дает показания.

Одна из трудностей и опасностей, с которыми суду приходится постоянно иметь дело, даже при допросе безусловно достоверных свидетелей, — это смешение выводов с непосредственным восприятием. В каждом восприятии, в каждой передаче воспринятого факта необходимо участвует умозаключение, и вот это умозаключение, делая те или другие выводы из воспринятого, может внести в свое восприятие или воспоминание моменты, на деле вовсе отсутствовавшие. Часто выводы из воспоминания порождают у вспоминающего другое мнимое воспоминание. Явление это не из ряда вон выходящее, а принадлежит к числу обычнейших погрешностей в показаниях.

Собственное умозаключение не единственный путь, которым мнимые впечатления заполняют пробелы памяти или вытесняют истинные впечатления. Таким же приходящим элементом, оказывающим влияние на наше восприятие и воспоминание о воспринятом, может явиться чужое мнение по поводу воспринятого нами факта. Такое влияние сказывается, когда впечатления о том, что мы сами видели или слышали, дополняются также и из другого источника, например, из беседы с другим очевидцем того же факта. Если несколько человек, присутствовавших при каком-нибудь происшествии, после того разговаривают о нем между собой, то возможно и вероятно, что некоторые из них некоторое время спустя будут думать, будто они видели или слышали то, чего они сами не видели и не слышали, но о чем другие рассказывали как о виденном и слышанном, т.е. их первоначальные собственные воспоминания под влиянием этих рассказов подвергнутся, незаметно для них, изменению и исправлению в том отношении, что некоторые элементы их утратятся и в них вступят новые элементы. К этой же категории принадлежит и влияние чтения частных сообщений, например, газетных сообщений, которые так же могут оказать воздействие на содержание воспоминаний свидетелей, изменяя их внушенными дополнениями или исправлениями и создавая таким образом иную концепцию элементов в воспоминании и иное содержание свидетельского показания, чем это было бы, если бы память свидетеля не подвергалась воздействию от прочитанного газетного сообщения.

Весьма большое значение имеют условия, при которых происходит восприятие впечатлений и последующее воспроизведение их в памяти. Прежде всего, в зависимости от степени внимания, различна сила впечатления: если человек интересуется событием, то, конечно, оно произведет на него более сильное впечатление, живее возбудит его внимание и точнее может быть им воспроизведено, чем тогда, когда он равнодушно относится к данному событию или является совершенно случайным его свидетелем.

Затем большое влияние на полноту и яркость восприятия представляют различные аффективные состояния, как такие, которые вызваны самим восприятием, так и те, которые случайно с ним совпали. Состояние сильного аффекта — под влиянием страсти, возбуждения, раздражения, чувства страха — мешает объективному наблюдению, связывает, «притупляет» или ненормально «обостряет» наблюдательную восприимчивость, и вследствие этого получается извращение действительности как при первоначальном восприятии впечатлений, так и при передаче воспоминаний о пережитом.

Самым важным фактором извращения истины является внушение и самовнушение. Термин «внушение» долго имел, по преимуществу, патологический смысл; однако, в настоящее время все более распространяется убеждение, что внушение — как воздействие на субъекта, происходящее помимо его воли и вне его сознания, играет чрезвычайно важную роль и в нормальной жизни. В сущности говоря, все мы живем под влиянием внушения, т.е. под влиянием идей и чувств, внушаемых окружающей социальной средой, классовыми, сословными интересами и инстинктами, общими понятиями и представлениями, господствующими в данную эпоху и в данной стране или национальности. Этому влиянию мы поддаемся без участия нашей воли, помимо нашего сознания, не подозревая вовсе, что мы в своей умственной и эмоциональной психике являемся пассивными объектами внушения.

К этому нормальному, естественному, внушению и самовнушению часто прибавляется особенное специальное внушение при свидетельских показаниях, даваемых на суде. Часто судьи и стороны, добиваясь от свидетеля нужного им ответа, понемногу вызывают в нем внутреннюю уверенность, что он знает то, о чем он до настойчивых вопросов ничего не знал. Допрашиваемый свидетель легко поддается воздействию внушаемых ему при допросе представлений об обстоятельствах, которые служат предметом его показаний, часто не имея в себе достаточной уверенности, потому что в момент наблюдения и восприятия впечатлений свидетель, по большей части, случайный очевидец, обыкновенно не придает никакого значения замеченным обстоятельствам и не старается твердо запечатлеть их в памяти, не ожидая и не предполагая, что впоследствии ему придется их воспроизвести в точности, по требованию суда. С другой стороны, допрашивающие — судьи, обвинители, защитники, благодаря предвзятому и одностороннему, в интересе обвинительном или защитительном, подходу к этим обстоятельствам, невольно изменяют бывшую действительность, преломляя ее в соответствующем их желаниям освещении и направляя представления о ней в сторону желательных для них ответов свидетеля. Подлинная же картина того, о чем допрашивается свидетель, неизвестна никому из участвующих в суде и никогда не может быть восстановлена полностью, как всякая картина прошлого.

Следует также отметить роль, которую играет в отношении влияния времени — повторение показаний. Если в период между первоначальным восприятием и настоящим показанием имели место попытки репродукции полученных впечатлений (например, при допросе у следователя), то ими парализуется отчасти влияние времени; однако, такое закрепляющее действие повторных показаний относится в одинаковой степени и к ошибочным, и к верным сообщениям свидетелей; понятно, что искажение истины, допущенное в предшествующем показании, может легко вызвать в позднейшем еще большую путаницу.

К числу внешних условий, определяющих качество свидетельского показания, относится промежуток времени, отделяющий восприятие от репродукции. Большая или меньшая продолжительность времени не только способствует забвению фактов, но и увеличивает ошибочность показаний.

Различные степени достоверности свидетельских показаний зависят от индивидуальных особенностей субъекта показаний. Тут перед исследователем возникает наиболее сложная и интересная психологическая проблема: различные физиологические и психологические признаки разделяют людей на определенные типы и категории человеческой природы; к этому присоединяются различные степени интеллектуальности и культурности. Все это определяет различную, логическую и моральную, ценность показания:

Индивидуальные различия отражаются на всех моментах, из которых складывается показание,— на восприятии, запоминании и воспроизведении.

В отношении степени восприимчивости и утонченности органов чувств, люди различаются между собою в гораздо большей степени, чем это обыкновенно предполагается. От этого зависит различная сила воображения, которая в свою очередь влияет на память.

Весьма различна сила памяти, в которой главную роль играет не столько способность запоминания, сколько способность воспоминания. У некоторых весьма сильно развита зрительная память, а, напротив, у очень многих людей имеются различного рода дефекты памяти, особенно часто встречаются люди, которые не могут запоминать лиц, имен, чисел.

В зависимости от духовного склада свидетеля, внимание может быть сосредоточенное или рассеянное, «центростремительное» или «центробежное», и этим различием обусловливаются свойства наблюдательной восприимчивости у индивидуально различных людей: у одних наблюдения воспринимаются в главных существенных частях и отпечатлеваются в виде связной, отчетливой картины; у других наблюдения направляются на отдельные разрозненные факты, большею частью, не существенные для общей картины, и оставляют в памяти бледные, неопределенные следы. Также у разных людей различна степень запоминания, удержания наблюдаемого в памяти и способность воспроизвести наблюдение путем воспоминания и оживить его в форме рассказа. Одни обладают талантом воспроизведения, т.е. способностью вызывать в уме очень наглядно всю огромную массу впечатлений, пережитых в прошлом и сочетать их в общую картину, но в то же время обладают слабой способностью воспоминания в тесном смысле, т.е. способностью вызвать в памяти одно определенное сочетание прошлых впечатлений и на нем фиксировать воспоминание; это — свойство многих богатых воображением натур. Другие, напротив, прикреплены воспоминанием только к одному определенному моменту из пережитого множества впечатлений.

У одних отсутствует способность сосредоточиваться на мелочах, общее заслоняет подробности, они скорее мыслители, освещающие и осмысливающие факты, чем наблюдатели. У других, наоборот, склонность к усвоению частностей, подробностей, которые часто не имеют никакого существенного значения и которыми стирается главное, единственно важное и существенное. Тут также играют известную роль «эгоцентрические» стремления индивидуума: некоторым свойственно ставить себя, свои мысли, свои чувства и переживания, по поводу наблюдаемого ими центром рассказа, и, вследствие этого, заслоняются или субъективно скрашиваются факты, находящиеся в поле зрения наблюдателя. Другие, напротив, обнаруживаются вполне безучастными наблюдателями, и, вследствие этого, рассказ их теряет в отчетливости, яркости и дает слушателю лишь бледный и неопределенный отпечаток их наблюдений.

Весьма большую роль играет темперамент свидетеля, который отражается как на характере восприятия впечатлений, так и на способе передачи их. Как известно, различаются (по определении Канта) четыре темперамента—два темперамента чувства (сангвинический и меланхолический) и два темперамента деятельности (холерический и флегматический). В зависимости от типического настроения, свойственного тому или другому темпераменту свидетеля, определяется его внимание к тем или другим наблюдаемым обстоятельствам: один проходит равнодушно и ничего не замечает, а у другого, напротив, задевается и фиксируется его внимание, и он иначе, чем первый, реагирует на окружающее.

Заключение.

Перед оперативным, следственным, прокурорским и судебным работником постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных знаний и жизненного опыта, но и глубоких знаний в области юридической психологии.



Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения, формирования правовой психологии населения и правосознания.

Список используемой литературы:

  1. УК РФ.

  2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. - М.:Юрист,2002.

  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов, 2005.

  4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология, 2006.