страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Использование в преподавании физики основной школы методики развития тактильных ощущений» - страница №1/1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 118» «Использование в преподавании физики основной школы методики развития тактильных ощущений» Учитель физики Мокрушева Т.В. Пермь, 2013 «Использование в преподавании физики основной школы методики развития тактильных ощущений». Мировоззренческие представления учащихся о материальности мира, его познаваемости, изучение процессов развития физических явлений и науки в целом необходимо проводить в процессе преподавания физики не только тематических и программных лабораторных работ, но также кратковременных практических работ, на которых формируется устойчивый интерес к предмету. Материалистическое восприятие предмета «ФИЗИКА» начинается с первых уроков в 7 классе, в процессе изучения основных физических терминов, таких как «материя», «вещество», «поле». Мною, учителем физики с большим стажем работы, уже в течение ряда лет для формирования многогранного восприятия мира учащимися используется собственная методика проведения кратковременных практических работ, формирующих осязание учащихся. Основой для использования этой своеобразной методики послужило ленинское определение материи: «Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях», которое находится в трудах В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Это определение материи не слишком сильно отличается от определения материи, данное в учебнике «Физика 7 класс» под редакцией А.В. Перышкина: «Материя — это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)» На первых уроках в 7 классе проводится следующая работа: Практическая работа «Назови физическое тело и вещество, из которого оно изготовлено». Оборудование: Собранные в наборы предметы для каждой парты - скрепки (металлические и пластмассовые)
Цель проведения: выработка навыков тактильных ощущений без участия зрительного анализатора (вслепую). Методика проведения: 1. Формулирование цели и правил проведения. 2.Организация работы одного уч-ся, второй наблюдает за правильностью определения тела и вещества. 3.Работа с материалами второго уч-ся. ВСЕЛЕННАЯ — то, что нас окружает. МАТЕРИЯ - то, из чего состоит Вселенная. ВЕЩЕСТВО и ПОЛЕ - способы существования материи. ВЕЩЕСТВО - то, из чего состоит тело. ПОЛЕ - тяготение, электрическое, магнитное. Второй раз использования метода развития тактильных ощущений проводится в процессе выполнения учащимися домашнего задания: «Построение пластилиновых моделей строения молекулы воды» на основе рисунка учебника «Физика 7», стр 20, рисунки 21, 22., на следующем уроке учащиеся представляют свои модели молекул, делятся ими с одноклассниками и с закрытыми глазами перестраивают молекулы по схеме: 2Н2 О ↔ 2Н2 + 2О2 В курсе физики 8 класса при работе по учебнику «Физика 8 класс» (автор А.В. Перышкин) изучаются все основные физические явления по темам: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Магнитные явления», «Световые явления». В процессе преподавания всех этих тем я продолжаю применять кратковременные практичесие работы для разработки навыков тактильных ощущений и их дальнейшего развития. Предлагаю рассмотреть следующие примеры:
а) определение материала для брусков и цилиндров; б) сравнение удельной теплоемкости предметов. Эти задания выполняются по тепловым ощущениям и по определению плотности материала, сравнивая их значения по ощущению тяжести тела.
- источник тока, - сопротивление на панели, - реостат, - лампа на подставке, - выключатель, - электроизмерительные приборы. Повторно работа с электрическими цепями проводится в процессе сборки электрических цепей во время выполнения программных лабораторных работ, таких как «Сборка электрических цепей и измерение силы тока»; «Измерение напряжения на различных участках цепи»; «Регулирование силы тока реостатом». В процессе выполнения текущих лабораторных работ проверка навыков тактильных ощущений проводится только по желанию учащихся, при правильном определении приборов оценка выставляется на балл выше, и, как правило, желающими становятся большинство учащихся.
В старшей школе навыки тактильных ощущений в изучении курса физики используются в 11 классе при проведении кратковременной практической работы «Сборка модели детекторного радиоприемника по готовым деталям» в процессе изучения темы «Электромагнитные волны». Эта работа проводится в игровой форме, когда всем учащимся завязываются глаза. Они должны на скорость и без участия зрительного анализатора собрать схему радиоприемника. По высказываниям учащихся самым трудным было выдержать установку учителя о сборке конвейерным методом, установить в нужном месте на панели необходимый элемент. Учителем усложняется выполнение задания. Когда в процессе выбора учащимся подкладываются другие элементы из других схем, или, из готовой, собранной учеником схемы незаметно убирается один элемент или заменяется его место расположения. Такое увлекательное занятие проводится во внеурочное время и в присутствии учащихся 8 — 9 классов. Ученики основной школы всегда интересуются, когда они смогут также быстро собирать схемы вслепую. В процессе эволюции человек научился очень неплохо пользоваться своими ощущениями. Однако, чаще всего используется зрительный анализатор. Более 90% информации человек получает с помощью зрения. Слуховой анализатор также человеком используется довольно широко. Осязание используется для наиболее полного осознания своих возможностей в окружающем мире, и, на мой взгляд, оно используется недостаточно. Вот, для изменения этой ситуации, мною, учителем физики МАОУ «СОШ №118» используется методика развития тактильных ощущений в процессе преподавания курса физики в основной школе. |
|