Использование техник фототерапии в обучении младших школьников - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чудинов Ю. В., Место рассказа в обучении младших школьников риторическим... 1 67.01kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.43kb.
Коллекционирование как средство развития исследовательских умений... 1 34.46kb.
Профилактика и психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося... 1 31.17kb.
Региональный этап VII российского конкурса исследовательских работ... 1 76.39kb.
История профессии техник по компьютеру 1 92.43kb.
Викторина " Для милых девочек" 1 74.61kb.
Физическое воспитание младших школьников 1 43.63kb.
Педагогические основы формирования толерантности школьников младших... 2 462.69kb.
«Формирование читательской компетентности как основы развития младших... 1 68.79kb.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию... 1 69.71kb.
Тема вопроса 1 46.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Использование техник фототерапии в обучении младших школьников - страница №1/1

Использование техник фототерапии в обучении младших школьников




Ю.Н. Желонкина


Енисейский педагогический колледж, Красноярский край

Научный руководитель И.А. Гилева
Цифровые технологии – видео и фотосъемка на сегодняшний день стали популярными не только для профессионалов, но и для любого человека, имеющего фотоаппарат или видео камеру. Школьники любого возраста делают снимки своих друзей, родных всего того, что их окружает. Для учителя начальных классов фотоаппарат может стать средством создания наглядности для разного вида занятий. Это может быть работа с готовыми фотоматериалами и создание оригинальных авторских снимков

Так как фотография связана с созданием зрительных образов, то она вызывает интерес в ее использовании и в области арт - терапии, арт-педагогики. В современной арт-терапевтической литературе можно также найти оригинальное прочтение фотографических образов, использование техники фотоколлажа и др. Фотография может быть средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, а также творческого и духовного развития детей.

В рамках арт-терапии появилось такое направление как фототерапия, связанное с применением фотографии для решения различного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. А в профессиональной деятельности учителя положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром может быть использовано во внеурочной деятельности для объединения детей, активизации их творческого потенциала. Фототерапия предусматривает различные техники, игры и упражнения, которые целесообразно использовать и на учебных занятиях. Применение техник на развитие визуального и понятийного мышления, памяти, внимания, наблюдательности, техник, связанных с выбором объектов, ракурсов и моментов съемки, является фактором развивающего воздействия на учащихся.

Активная фототерапия с детьми помогает установить контакт и активизировать их словарный запас. Занятия с применением фотографии предполагают индивидуальную, парную и групповую работу. Одни варианты работы с фотографией могут предполагать использование готовых снимков, другие – их создание в ходе занятий.

Техника «Похожие предметы» предполагает создание снимков объектов с внутренней или внешней схожестью. При этом ребенку предлагается объяснить свой выбор и создание композиции. Фотосъемка предметов, имеющих определенные различия по каким-то качеством: объем, размер составляет основу техники «Система последовательного порядка». Данные техники могут быть использованы на учебных занятиях математики и окружающего мира. Например, составляя композицию из предметов одинакового размера, дети закрепляют понятия длины, ширины и способы измерения. А расположение предметов, подбор цветовой гаммы способствует формированию интереса к составлению натюрмортов. Терпение, творческий подход и воображение - три наиболее значимых слагаемых успеха при фотографировании натюрморта. До того как сфотографировать изображение его нужно создать. [1:125]

Упражнения, направленные на поиск готовых сюжетов, развивают, наблюдательность, внимание фантазию младших школьников:

«Опиши ситуацию» - создание или рассматривание готовых снимков с последующим описанием событий, изображенных на фото: что было до наступления события, что может быть после него.

«Название для фотографии» - для данного задания интересны снимки, созданные заранее учителем, имеющие философский смысл. Например, снимок ростка из стены, идущих рядом старика и маленького ребенка и др.

«Домашние любимцы» - учащимся предлагается сделать снимки своих домашних животных: кошек, собак, попугаев, хомяков и др в забавных, трогательных ситуациях. В ходе рассматривания фотографий каждый ученик расскажет о своем любимце, может быть подготовлена выставка работ.

Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну их форм визуального искусства и предполагает дополнительные возможности для самовыражения, связанные с возможностью тиражирования снимков, изменением их форматов и цвета, создание различных визуальных эффектов, с трансформацией и корректировкой образов. Большие возможности для создания коллажей дают компьютерные программы обработки изображений, но они могут быть сложными для детей и поэтому техника «Создание коллажа» предполагает создание коллажей из фотографий и картинок на любую тему, коллаж также может быть дополнен рисунками детей.

Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворение его потребности во внимании. Ребенок может ощутить себя творцом (художником, писателем) и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях. Определенные манипуляции с фотографией способны смягчать остроту переживаний.

Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримым отображениями – выбирать из нее то, что для человека наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность (сюреальность), которая невидима физическим зрением. [2: 9]

«Узнай свой город» - учащимся предлагается сделать снимки улиц, зданий города с необычного ракурса или отдельные части зданий увеличенные. И всем вместе разгадывать где это? и что это?. Второй вариант задания – сделать из снимка своего города пазлы и предлагать учащимся собирать на скорость.

«Фотозагадки» - учащимся предлагается угадать, что на снимке (фотографируется какой- то объект или его часть, например, часть коробки, детской игрушки, мебели). При угадывании поощряется не только правильный ответ, но и оригинальные варианты, того что это может быть, на что похоже. Такие загадки ученики могут создавать и сами.

«Природа вдохновляет» - учащимся предлагается сделать снимки объектов, предметов, созданных людьми, но с элементами того, что взято из природы. Например, посуда с изображением цветов, обои с изображением листочков, цветов, ваза в форме пенька и др.

По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта.

Выход с детьми на природу дает не только отдых, массу эмоций, но и возможность с помощью фотоаппарата запечатлеть ее красоту, причудливость, сделать постановочные снимки, которые в дальнейшем тоже могут быть использованы на занятиях.

Таким образом, фотография, объединяет в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее гармонизирующее и развивающее воздействие на учащихся.


Библиографический список

  1. Ли Фрост Современная фотография, Арт-родник, 2003.- 160 с.

  2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. - СПб.; Издательство «Речь», 2003. – 96 с.