Использование коллекционирования в ходе подготовки педагога-организатора - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аналитическая справка о работе Отделения по профилактике правонарушений... 1 86.45kb.
Профессиональные качества социального педагога 1 14.58kb.
Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно... 1 251.19kb.
I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных... 3 887.25kb.
Мбоу голицынская сош №1 1 301.69kb.
План-конспект занятия профессии «Повар» педагога дополнительного... 1 61.74kb.
Иностранный язык 1 78.56kb.
Деловой английский 1 68.25kb.
О роли спецкурсов в математической подготовке инженера-педагога 1 96.63kb.
Программа учебной дисциплины классическая семиотика 1 185.66kb.
Metacomputer, использование которого не намного сложнее, чем использование... 1 70.53kb.
Коллекционирование как форма досуговой деятельности старших дошкольников 1 41.45kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Использование коллекционирования в ходе подготовки педагога-организатора - страница №1/1

Использование коллекционирования в ходе подготовки педагога-организатора

Борщук Александр Леонидович, преподаватель

ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
О проблемах необходимости формирования у подрастающего поколения познавательного интереса достаточно часто говорят и пишут в педагогическом сообществе. Однако при этом умалчивается при помощи, каких средств это возможно осуществить. На наш взгляд таким средством может стать коллекционирование.

Под коллекционированием понимается целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основу коллекционирования обычно положен процесс познания и удовлетворения определенных интересов. Предметом коллекционирования могут быть памятники материальной и (или) духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, этим оно принципиально отличается от простого собирательства.

В ходе изучения практической педагогической деятельности в образовательных учреждениях, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности недостаточно используется педагогами. В общении с педагогическими работниками выяснилось, как понимают педагоги сущность коллекционирования. Большинство из них считали, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности не имеет эффективности. Этот взгляд объясняется еще и тем, что педагоги не уверены в возможности создания коллекции в детском объединении из-за трудностей финансового плана. Педагогами недооцениваются и воспитательные возможности коллекционирования, по их мнению, данный вид деятельности не может оказывать влияние на развитие творческой активности детей. Кроме этого, отсутствуют конкретные методические рекомендации, которые могли бы помочь педагогу организовать деятельность детей по коллекционированию. Между тем, многолетние педагогические эксперименты в различных странах Западной Европы привели к тому, что коллекционирование как явление, активизирующее любознательность, дисциплинирующее внимание и поощряющее аккуратность занятие в качестве обязательного воспитательного элемента включена в программы многих начальных и средних школ.

Именно поэтому возникает потребность включения студентов педагогических учебных заведений в данный вид деятельности. Включение студентов в коллекционирование позволило расширить их кругозор, развить познавательную активность студентов. Восприятие предметов коллекций тесно связано с их чувствами и эмоциями. В процессе коллекционирования у студентов развивается ряд профессиональных знаний и умений, которые являются ступеньками к формированию профессионально-творческого восприятия окружающего мира. Среди них выделяются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное; владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с процесса систематизации и изучения собираемых предметов. Благодаря систематизации углубляются знания, студент приучается к усидчивости и аккуратности, у него формируются навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования может начаться приобщение студентов к миру профессиональных тайн, их открытий. Обучающиеся понимают, что развитие стойкого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, насколько активно культивируют взрослые отношение у него к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если педагоги и родители, поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то у него формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления познавательной активности ребенка.

Именно в интересе и кроется привлекательность собирательства как такового, вне зависимости, что собирается: марки, монеты, картины, винные бутылки или старинные автомобили. Интерес здесь выступает главным и определяющим моментом и для одного коллекционера, который испытывает подлинное, ни с чем не сравнимое счастье, найдя, в конце концов, недостающий предмет, который с гордостью может поместить в свою годами собираемую коллекцию. И по отношению общества значимость, ценность коллекции также определяются интересом, проявляемым его членами к конкретному собранию.

Таким образом, в коллекционировании незримо сливаются как психологические мотивы поведения отдельных людей, так и социологические особенности и закономерности этого общественного явления.

Инициатива создания коллекции в студенческой группе должна принадлежать преподавателю. Он ненавязчиво знакомит студентов с чьей-либо коллекцией и предлагает им устроить выставку, каких-либо предметов, учитывая их мнение. Постепенно пополняя общую коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес студентов к собирательству. В то же время преподаватель должен быть внимателен к интересам обучающихся, иногда индивидуальный интерес студентов может заразить всю группу, если педагог чуток и внимателен, он сможет вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

В ходе исследования, нами было опрошено около 800 молодых людей из различных педагогический учебных заведений Пермского края, установлено, что в школьные годы коллекционированием в той или иной мере занималось 83% опрошенных. 40% респондентов коллекционировали и продолжают собирать открытки, 32% -игрушки, остальные (6%) собирали марки, значки, этикетки от жевательных резинок 2% - другие предметы

Во время учебных занятий студентам объясняется роль родителей при включении ими детей в процесс коллекционирования. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным для ребенка делом помощь родителей неоценима, особенно для детей младшего школьного возраста: сделать ящик для монет, альбом для марок, вместе с детьми завести картотеку на каждый экспонат, порыться в книгах, словарях, энциклопедиях, сходить в музей на консультацию к специалисту.

В результате проведенных студентами исследований на тему «Отношение родителей к увлечению коллекционированием детей» удалось установить, что большинство родителей позитивно относятся к этому виду деятельности, в 56% семей коллекционированием бабушки и дедушки (коллекционируя значки, марки, открытки, старинные монеты, салфетки и т.п.). 41% от общего количества опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием. В большинстве семей, положительно относящихся к коллекционированию, дети также увлекаются собиранием каких-либо предметов. Содержание детских коллекций отвечает духу современности: модели автомобилей, фигурки динозавров, игрушки-монстры, фишки, наклейки, киндер-сюрпризы, однако надо отметить, что в ряде семей сохранились и передаются традиции коллекционирования – марки, значки, календарики, монеты и т.п. В 63% семей родители активно поощряют увлечения ребенка; в 44% - помогают в выборе коллекции, в 30% - активно привлекают родных, друзей, устраивают выставки, создают доброжелательную атмосферу.

По результатам анкетирования родителей удалось определить разные уровни их отношения к коллекционированию (существенное, удовлетворительное и ограниченное). При существенном отношении родители проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряют их, помогают в выборе коллекции, создают доброжелательную атмосферу творческого поиска, организуют показы, выставки коллекций для друзей. В таких семьях коллекционированием, как правило, занимались бабушки, дедушки, родители. Это люди творческие, увлеченные, активные. Доля таких семей в процессе нашего анкетирования составляет 37%.

Удовлетворительная роль семьи выражается в том, что родители частично интересуются увлечением ребенка, иногда помогают ему, когда позволяет время и материальные средства. Их позиция «не мешать» или «чем бы дитя не тешилось, лишь бы …», иногда они устраивают показ коллекций. В таких семьях кто-либо в детстве или в настоящее время занимается коллекционированием. В исследовании выявлено 33% таких семей.

Ограниченное отношение в развитии и поддержании интересов детей к коллекционированию проявили 30% опрошенных родителей. Они не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот процесс, не поощряют, не помогают, и даже высмеивают интересы ребенка, считая коллекционирование пустым времяпрепровождением. В этом случае задача педагогов дополнительного образования помочь родителям осознать, что коллекционирование - дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.

Показателем результативности проведенной работы можно считать активное включение родителей в процессы организации и пополнения коллекций, которые педагоги собирают вместе с детьми.



Проведенные студентами исследования и включение их непосредственно в процесс коллекционирования в процессе освоения дисциплины «Методика и технология деятельности педагога-организатора» позволяют студентам проанализировать имеющийся у них опыт коллекционной деятельности и увидеть его новые возможности. Студенты активнее включаются в подобную деятельность, а во время педагогической практики с удовольствием организуют выставки детских коллекций.