Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и воспитании учащихся) Горно – Алтайск 2010 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Игра в развитии и воспитании детей имеет важнейшую роль 1 237.76kb.
31 июля 2013г г. Горно-Алтайск Рассмотрены вопросы 1 103.38kb.
Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится... 1 65.16kb.
Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. №319 положение 3 660.29kb.
Лекция 19. 05. 07. Взаимодействие педагога и учащихся (обучаемых) 1 50.33kb.
Заседание Совета Кемеровской территориальной организации Горно-металлургического... 1 63.95kb.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 1 41.22kb.
Медиафилософия IV. Необратимость медиатрансформаций 1 30.94kb.
Организация внеклассной краеведческой работы – важнейшая составляющая... 1 69.71kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 130.49kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 116.54kb.
Худиев С. Л. О науке и вере 1 132.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и воспитании учащихся) - страница №1/1



Государственное общеобразовательное учреждение

Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса

Апина Н.В.,

учитель русского языка и литературы



Ищу союза…

(из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и воспитании учащихся)


Горно – Алтайск 2010

Та страна, которая будет учить

своих детей искусству, превзойдет все остальные

Д.Дидро


О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Пушкин , как всегда абсолютно точно определил условия, при которых возможны эти открытия чудные: их обеспечивает именно просвещенья дух, та атмосфера, которая должна царить в процессе познания мира. Из чего же складывается эта атмосфера? Да, науки юношей питают – с этой ломоносовской формулой не поспоришь. Но если бы еще и «под сенью дружных муз» !

В наш очень практичный век мы как будто забыли об очень важном: (слайд) «Первое дидактическое правило: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; эти требования должны одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству...» (М.Рыбникова) Это сказано много позже, но по существу отражает проблемы, которые нужно решать школе и которые особенно обостряются в настоящее время.

Одна из причин возникших проблем связана с обилием информации, получаемой современными школьниками. Уровень интеллекта детей по этой причине зачастую растет быстрее, чем духовность. Учить ум легче, чем воспитывать чувства. К тому же большинство предметов обращены именно к разуму . При этом действительность, образно говоря , нарезается на а своеобразные секторы по ведомствам различных наук и искусств ( отсюда «клиповость» мышления современного человека, причем с явно неравным размером секторов).

Как свести воедино в сознании и чувстве ребенка многоликую картину мира, чтобы разум его освещался высоким чувством? Выход многие видят именно в эстетическом воспитании, рассматривая его в тесной связи с нравственным и умственным развитием.



Слайд «Развивайте в человеке искусством эстетическое стремление, научите его понимать все прекрасное и наслаждаться им. И вам не нужно будет читать им мораль». В.Я.Стоюнин (Владимир Яковлевич Стоюнин – это имя стало для меня открытием: педагог, словесник, интереснейший человек 1826-1888. Мысль, изреченная в середине 19 века вовсе не устарела)

Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. Уже грудной младенец тянется к блестящему и к красочным предметам. Ребенок преддошкольного возраста живет, как бы на поверхности явлений, находится во власти внешний впечатлений. Его легко привлечь, но также легко отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы, что объясняется общим невысоким развитием ребенка. К сожалению, опыт работы показывает, что эстетический уровень учащихся остается невысоким и в средних и старших классах. Почему это происходит?

Скорее всего потому, что мы упускаем из виду эстетическую сторону обучения, особенно в младших классах, когда дети непосредственны, чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно конкретно-образное мышление, что создает особо благоприятные условия для воздействия на них доступными средствами искусства. Во второй половине 90-х годов в нашей школе был сформирован класс с эстетическим уклоном, в который собрали детей с некоторыми артистическими задатками. К сожалению, как эксперимент это не рассматривалось, не было четкой программы их обучения и воспитания, а следовательно, и отслеживания результатов. Это, к сожалению, был единичный опыт, не имевший последствий. А как было бы здорово, если бы в общеобразовательной школе можно было организовать целенаправленное воспитание в этом направлении, благодаря чему могли бы произойти серьезные сдвиги в развитии эмоций ребенка, начали бы проявляться устойчивые чувства и привязанности, расширились бы связи с окружающим миром и стали более разнообразными формы эмоционального отклика.

Безусловно правы педагоги, считающие, что эмоциональная, эстетическая сторона обучения всегда должна быть в поле зрения учителя, недопустимо «засушивать» учебный процесс. Без интенсивности и глубины переживаний, без утонченности эмоциональных реакций, без развития эстетических чувств невозможен полноценный мыслительный процесс, невозможно подлинное творчество. Пагубный результат недооценки эмоционального и эстетического развития – то, что человек при значительном запасе знаний может оказаться по характеру своих чувств и эстетических вкусов отсталым. Эстетическая глухота многих учащихся средней школы с достаточной очевидностью видна и слышна во всем, начиная манеры одеваться и заканчивая танцами на школьной дискотеке.

К сожалению, нельзя говорить и даже мечтать о полноценном или сколько-нибудь систематическом изучении различных видов искусств в условиях общеобразовательной школы: это, к сожалению, удел только специализированных школ – музыкальных, художественных, хореографических, но и в них, как правило, речь о синтезе не идет – явный перевес в сторону доминирующей специальности. Как ни печально, но я, например, не вижу реальной возможности создания в общеобразовательной школе эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства, уже хотя бы потому, что уроки ИЗО и музыки ,МХК, как правило, ведутся «на подхвате» и их содержание и качество сильно зависят от уровня и пристрастий учителя. Если добавить, что в дошкольном возрасте многие дети не посещают детские сады, где должны бы даваться первые уроки прекрасного, что в начальной школе, да еще в условиях постоянного реформирования, ни условий, ни материальной базы зачастую нет, то получается мало обнадеживающая картина. А ведь формирование эстетического вкуса у детей, их знакомство с прекрасным и осознание его нужно начинать как можно раньше. Сегодня дети испытывают неслыханный натиск массовой культуры, и ребенок, в силу низкого уровня художественных знаний и отсутствия устойчивой эстетической позиции, быстро усваивает общепринятые идеалы, и потом его трудно убедить в ценностях классики, которая зачастую отделена от него барьером времени.

Кажется общеизвестной истиной, что именно искусство способствует единству интеллектуального и чувственного начала в ребенке, развитию духовных потребностей. Оно отражает жизнь во всех ее проявлениях, но каждый вид специфически, с помощью доступных ему выразительных средств. Кстати, само существование различных видов искусств тем и вызвано, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Разные виды искусств могут обращаться к изображению одних и тех же жизненных явлений, но при этом каждое из них будет стремиться показать те стороны жизни, которые не могут быть в достаточной степени показаны другими видами искусств и использовать при этом, как уже говорилось, собственные изобразительно-выразительные средства. Но при этом как ни специфичны средства отдельных видов искусств, но каждый из них существует и по всеобщим законам деятельности (имеет структурные элементы – мотив, цель, результат. ) Именно это позволяет говорить о возможности их синтеза.

Синтез искусств – сокровенная мечта нашего века, близкая, но не дающаяся в руки, потому что мир все более распадается на отдельные области познания и чувствования, что уже вовсе не укладывается в когда-то возникшее противоречие между «физиками» и «лириками».

Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира.
Слайд

«Синтез искусств порождает целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство в целом и урока в частности, как универсальный процесс емкого и гармоничного воздействия на личность обучающихся, обеспечивающий экологическую защиту и профилактику информационных перегрузок», - так определяет содержание этого явления Мун Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент лаборатории интеграции искусств, старший научный сотрудник ИХО РАОавтор диссертации «Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования»

На мой взгляд, это идеальный вариант воплощения идеи синтеза искусств, однако трудно выполнимый в реалиях общеобразовательной школы по ряду объективных и субъективных причин. Но почему бы не помечтать?

слайд


Если определять смысл синтеза искусств проще, то получится следующее: так как смысловым центром интеграции является образ, то смысл синтеза искусств как процесса состоит в том, чтобы сосредоточить в единое целое разные виды художественного влияния на человека, помочь отдельным видам искусства преодолеть определенную односторонность на основе взаимодополнения, взаимообусловленности, взаимоотношений .
Для того, чтобы понять, что представляет собой синтез искусств, необходимо рассмотреть виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов. Таким образом, виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны.

Классификация искусств

1.


пространственные или пластические виды искусств





архитектура

Изобразительное искусство

Художественная фотография

Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа.

2


Временные или динамические виды искусств





литература

музыка

В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.

3.


пространственно-временные (зрелищные) виды искусств



театр

кино

телевидение

хореография

эстрада

цирк

Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста) актера, режиссера, художника, а в кино и оператора. В музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией итд

Вполне осознанно на проблему синтеза искусств я посмотрела в 1993 году, когда в Москве, на курсах повышения квалификации учителей национальных школ, я познакомилась с развивающе-обучающей программой «Синтез искусств в эстетическом воспитании» О.А.Куревиной. Программа предназначалась для дошкольных учреждений и широко и успешно апробировалась в них ( в Интернете много материалов по этой теме), но ее содержание и построение показались мне так интересны и близки, что я стала более осознанно работать в этом направлении и в школе. Особенно интересно и с обнадеживающими результатами дело идет в средних классах. Со старшеклассниками сложнее: объем программ, подготовка к экзаменам, сформированность их вкусов, к сожалению, не оставляет особого простора для импровизаций.

Слайд (4 блока)

Программа О.Куревиной помогла мне определенным образом организовать используемый материал и осмыслить направления работы. Поскольку объять невозможное нельзя, да и не нужно(исходить следует из собственных возможностей и пристрастий), я чаще всего обращаюсь к музыке, изобразительному искусству и художественной фотографии, и, разумеется, к литературе (развитие речи). Реже, чем хотелось бы, включаю кино, театральные формы и пластику.

Не ставя перед собой невыполнимых задач, взяв за основу программу О.А.Куревиной, которая тоже рассматривает эти же виды искусств, я скорректировала ее в соответствии со своими возможностями, получив следующее:



Развитие речи (литература)




Музыка


Изобразительное искусство и художественная фотография



Пластика, ритмика, театральные формы,

кино


1

2

3

4


1.Развитие представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусств


Расширить представление об особенностях письменной и устной речи; учить внимательно слушать звучащую речь и адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе, в дискуссии.


Музыка как акустический вид искусства.
Учиться внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца

Специфика существования произведений изобразительного искусства и художественной фотографии.

Учиться внимательно рассматривать произведения живописи



Влияние первичной информации на двигательные компоненты.

Учиться координировать движения и определенные пластические компоненты в соответствии с сенсорной деятельностью

Кино как синтетический вид искусства














2. Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусств


1

2

3

4

Соотношение жизни и искусства, творческое переосмысление действительности в литературе;


Временной характер развития произведения литературы

Музыка как временной вид искусства, не несущий в себе конкретной описательной информации;

Словесная характеристика музыки, словесное описание картин, которые возникают при ее прослушивании

Конкретная и абстрактная изобразительность произведений живописи;

Словесное описание картины,

художественной фотографии;

двухмерность произведений живописи и трехмерность произведений скульптуры

Интерпретация литературного произведения в кинофильме;

Соотношение лит.первоисточника и фильма;

Возможности пластической выразительности

( в создании ситуативных этюдов, поведении на сцене

и др)















3. Развитие представлений о жанровом многообразии искусства



1

2

3

4

Знакомство с основными жанрами литературы;
Умение на слух различать и определять жанровую принадлежность произведения

Представление о марше, вальсе (танце), песне; умение на слух различать их;

Музыкальные пьесы камерного характера, фрагменты музыкально-драматических пр.



Закрепить представление о жанрах живописи: портрет, пейзаж (марины), натюрморт, анималистический, бытовой, исторический;

Умение определять жанр произведений живописи


Жанры кино;

Комедия, трагедия,

Мелодрама;

исторический

фэнтези


экранизация литературные Богатство мимической выразительности, жестов, поз.
















4. Развитие навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (восприятие настроения, темпо-ритма, композиционного строения произведений искусства)


1

2

3

4

1.

Возможности изобразительно-выразительных средств в лит произв-и; оценочная, эмоционально окрашенная лексика;
Возможности голоса и его интонации в передаче настроения при устном общении

Ритмическая организация поэтической и более свободная организация прозаической речи;

Звуковая динамика и темп речи;

Овладение навыками выразительного чтения


Мажорное и минорное звучание музыкального произведения


Ритмическая организация в музыке;
Возможности темпа в создании музыкального образа;

Различать быстрый, медленный и умеренный темпы



Живописный колорит, теплые и холодные тона; умение определять их в картине;

Цветовая насыщенность картины; доминирующие цвета и их эмоциональное значение в картине
Ритмическая организация живописного образа;

Линейная, цветовая, пространственная ритмичность картины;

Возможности передачи движения в живописи (сюжетные элементы, цветовое насыщение

Возможности пластики в передаче различных настроений

Умение ориентироваться в пространстве, перестраиваться в нем;

Главные и второстепенные персонажи в инсценировках

Осмысленно выполнять свою роль в инсценировках

Выразительные возможности кино

















5. Развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции


1

2

3

4

Роль художественного вымысла в произведении;

Развитие фантазии;

Расшифровывать , составлять образные конструкции (метафоры)


Соотнесение музыкального образа с явлениями действительности;

Соотнесение произведений музыки с произведениями других видов искусства на основе общности художественного образа



Роль воображения в восприятии произведений живописи;

Домысливание произведений живописи, расшифровка колорита картины, фотографии, ее содержания;

Поиск образных параллелей: ИЗО, музыка, литература


Учиться ассоциировать себя с определенными сценическими персонажами;
Развитие свободы самовыражения через пластические и сценические импровизации по произведениям литературы, музыки, ИЗО

      Теоретической и методологической основой программы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства, как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.

Было бы слишком самоуверенно говорить о настоящем синтезе искусств в моем опыте, (это предполагает более высокий уровень) – я же, скорее, пытаюсь найти точки соприкосновения, взаимодействия, содружества муз, ищу того самого союза волшебных звуков, чувств и дум.

слайд

    Цели моей работы в этом направлении :



  1. Стремление к созданию целостного образа мира (основанного на интеграции внутреннего образа, лежащего в основе детского воображения , и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.

  2. Расширение художественного кругозора, собственной культурной составляющей личности ребенка.

слайд

Работа строится по 4 основным направлениям,

1 Развитие представлений о специфике восприятия различных видов

искусств

2. Развитие навыков восприятия содержания произведений

различных видов искусств. Понимание жанрового многообразия искусства
3. Развитие навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности


  1. Развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции

    слайд    Ключевая проблема - развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции. Синтез реального и вымышленного на основе субъективного фактора и является тем логико-эмоциональным ядром, вокруг которого строится программа.

Работа в этом направлении предполагает уже знакомые по учебно-воспитательному процессу принципы:
слайд
1. Принцип деятельности (постоянный процесс открытия нового, развитие навыков восприятия различных видов искусств; )

2. Принцип вариативности. (дает педагогу свободу выбора живописного, музыкального, кинематографического материала, не противоречащего позиции авторов )

3. Принцип креативности (организация, стимулирование и поощрение творческой деятельности детей, создание ситуаций, когда ребенок реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность)

4. Принцип гуманности (любовь к искусству, интерес к ребенку)

Необходим еще и принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития не ограничивался разовыми занятиями по синтезу искусств, а продолжался на других уроках. Это, к сожалению, очень трудно осуществить на практике в силу разных причин.

Инструментом реализации данных принципов является коллективный диалог и предоставление возможностей для импровизации, как педагогу, так и ребенку.



слайд Очень важным моментом является то, что функциональные связи различных видов искусств реализуются по типам:

а) равноправия всех видов при сохранении специфики и «автономности» каждого;

б) доминанты (приоритета одного вида искусства и дополнительных функций других.)

В моей практике работа в этом направлении осуществляется под эгидой одного вида искусства - литературы, а точнее слова, яркого, многоликого,- и опирается на свойственную ему образность.

Слайд

В качестве поддержки этой мысли возьму утверждение Яворского Болеслава Леопольдовича(1877-1942), (муз.теоретик, пианист, педагог, доктор искусствоведения)



Литературе — искусству слова — подвластно все... Каждое из произведений синтетических искусств имеет литературную основу... Постижение образного мира и эстетических законов литературы становится «ключом» к пониманию других видов искусств. Б.Л.Яворский

Именно развитие образной речи ребенка является важным средством достижения единства всех видов искусства. Причина кроется, прежде всего, в том, что речевой опыт детей обычно богаче музыкального и живописного, и они нуждаются в пояснениях, художественных ассоциациях, литературно-музыкальных аналогиях, .Нужно начинать с накопления образно-речевых впечатлений, связывая музыкальные и живописные образы с литературными, поэтическими, чтобы ребята (в идеале) могли рассказать о музыкальном или живописном произведении, его образной структуре, раскрыть средства образной выразительности.

Эстетическое чувство весьма сложное понятие. Его можно рассматривать как способ эмоционально- художественной деятельности (слушание, рассматривание, исполнение музыкальных, словесных произведений, пластических упражнений, движений при восприятии музыки, и др.) Далее эстетическое чувство выступает как рефлексия в нескольких моментах, главным из которых является осознание собственного сопереживания. А затем наступает момент превращения непосредственного сопереживания ребенка в опосредованное, с помощью символов (слов, красок, пластики), что превращает чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку. Таким образом, . Содержание занятий (уроков) по искусству , как правило, выстраивается по схеме (хотя в искусстве меньше всего используется это понятие): воспринять - почувствовать – осознать – выявить свое отношение- оформить свои ощущения словесно.

Комплексное использование литературы, музыки, живописи помогает вызвать в детской душе яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусств, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет наглядности другого. Так, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения, или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна или мастерской фотографией.



Слайд

Знакомясь с материалами по данной теме, я нашла новый для себя термин синестезия. Синестезия - (от греч. synisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение), феномен восприятия, состоящий в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус» При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы. Живописные образы вызывают литературные ассоциации. О синестезии часто говорят как о врожденном чувстве (Типичный пример Синестезии — "цветной слух", (например, Скрябин, Римский-Корсаков), но, может, как раз и надо стремиться к развитию у детей (мне очень не нравится термин «обучающиеся») способности переживать синестезию при восприятии произведений искусства.

Наиболее эффективный вид работы – это комплексные занятия с детьми. В 1997-98 учебном году у меня был в 6 классе факультатив ( в расписании)по синтезу искусств в речевом развитии и воспитании, соединенный с уроком русского языка (или литературы). Правда, это совпало с периодом капитального ремонта учебного корпуса и занятиями в условиях интерната. К сожалению, об Интернете в школе тогда еще и речи не было, приходилось использовать репродукции из наборов по ИЗО, чудом сохранившиеся при «переезде» из учебного корпуса в интернат, и музыкальные записи из собственной коллекции (если помните, в то время было не до искусств – хлеба насущного не хватало в магазинах). Но, несмотря на трудности, было очень интересно, хотя и трудно работать.

Сегодня возможности несравнимо шире. Наличие функционирующей (пока еще для школы бесплатно!) сети Интернет, оснащение компьютерами и проекторами учебных кабинетов во многом решает иллюстративную часть проблемы. Остается еще одна, более важная.



Слайд. Хочу привести слова Ванслова Виктора Владимировича, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ:

« Наиболее глубокой внутренней основой любого синтеза искусств является человеческое действие, позволяющее совершенно несхожим видам творчества объединяться в органическое художественное единство и делающее это объединение правдивым и убедительным» (В.Ванслов)

Как всегда, человеческий фактор играет определяющую роль. Работа в данном направлении дает возможность каждому педагогу проявить творческую инициативу, без которой невозможно создание поисковой диалогической атмосферы на занятиях необходимой для раскрепощения детей. Но это предполагает и повышение личностного роста педагогов в области знания и понимания искусства (особенно если учесть, что этому нас никто не учил), развитие профессиональных умений и навыков. Это очень затратно по времени: стремление создавать эстетически выдержанные и содержательные презентации к урокам, сбор материала требуют немало усилий. Но результат того стоит. (см.Как рождаются стихи, Умеет ли говорить музыка?)

     Особенностью реализации программы является то, что она осуществляется не в рамках факультатива или спецкурса, не в широкой интеграции (к сожалению) с предметами эстетического цикла, а в ходе моей урочной и внеурочной деятельности в ходе выполнения творческих заданий различного характера.

Виды творческих заданий.

1. Самое распространенное(основа эвристического подхода) – это компаративный (сопоставительно-сравнительный) анализ, произведений различных видов искусств (целостно или фрагментарно), обращаю внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению. Хорошо, когда тема позволяет сочетать и то, и другое и отражается одна и та же действительность, чувства и настроение

а) музыка , стихи, картины и фото о временах года, о времени суток; идр. (см.

- сочинения по музыкальному произведению. Чайковский «Осенняя песнь», Вивальди «Зима», Э.Григ «Утро», «Утро» И.Никитина))

б) Подбор цитат из стихотворений в качестве подписей к картинам, фотографиям ( «Унылая пора»- 5 класс; «Символизм»-11 класс)

в) подбор живописных и музыкальных соответствий к литературному произведению (слайды с образцами заданий)

- например, к «Парусу» М.Лермонтова путем сравнения, анализа живописного и словесного образов в произведениях С.Щедрина и И.Айвазовского подбираются внутренне и внешне созвучные картины;

- при анализе стихотворения О.Мандельштама «На бледно-голубой эмали» предлагается выбрать для него живописное соответствие: И.Грабарь «Февральская лазурь» или «Голубые танцовщицы Дега)

- поиск точек соприкосновения в настроении стихов А.Ахматовой («Я научилась просто, мудро жить», «Так беспомощно грудь холодела», «Ты письмо мое, милый не комкай») и картин Поленова «Московский дворик», В.Сомова «Дама в голубом»

Слайд.

г) нахождение созвучий и соответствий оригинальных иллюстраций с содержанием литературных произведении. ( графические иллюстрации Г.Гончарова к повести А.Платонова «Котлован». Исполненные в стиле концептуализма, они произвели неоднозначное впечатление на одиннадцатиклассников. Но, несмотря на отсутствие у них (да и у меня) опыта анализа подобных работ, большинство ребят сумели ощутить общность настроения писателя и художника Фрагм. Сочинения (Амыр . Черно-белая тональность графики Г.М.Гончарова точно отражает мир «Котлована». Все люди очень похожи, глаза смотрят на нас, но не осмысленно. Люди на картинах выглядят огромной массой. Общая идея и цели сковали их в одну цепь. Здесь лошади выглядят более человечно, чем люди. В лицах людей нет особой радости. Складывается ощущение, что у них острая зубная боль, но они терпят. Люди не анатомичны, рисунок кажется примитивным, но именно это хорошо передает смысл и чувства. В мире этих картин я чувствую очень мощную динамику и долю какого-то сумасшествия. Если бы мы попали в этот мир, мы бы не вынесли этой атмосферы. Там все меняется и может остановиться в один миг. Здесь какая-то пограничная зона жизни и мечты, сна, где все неосознанно и много того, чего нет в реальности. Когда ты спишь, можешь увидеть эту черно-белую нереальность, где все смешано и в один момент время может течь и быть застывшим)

Эмиль: Гончаров одинаково рисует лица людей в массе, как бы показывая что герои повести стали маленькими винтиками большой машины)

Сурлама : «Котлован» Платонова для меня сложно воспринимаемое и трудно понимаемое произведение. Когда читаешь, чувствуешь тяжесть и сдавленность атмосферы «Котлована», и громада идей непосильна, и кажется, что они упадут на обессиленные худые плечи и задавят человека. Эту душную, уродующую атмосферу прекрасно проиллюстрировал художник-концептуалист Г.Гончаров. Его картины действительно отражают жизнь сознания и дают осознание идеи повести. Самая яркая, на мой взгляд, картина №1, где люди под лидерством одного, стоящего лицом к ним, к толпе безликой и уродливой, и зовущий их от солнца(оно слева) за собой. А они, с массовым «безыстинным « сознанием, слившись в безликую толпу, идут за ним. А больше некуда. Их оградили, разъединили с внешним миром то ли решеткой, то ли паутиной. И в повести то же: люди связаны одной идеей, ограничены в выборе своего пути. И только один активист без конца повторяет: за социализм, за линию партии, за счастливое будущее…»

д) музыкальное сопровождение чтения стихов (мелодекламация; «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева в сопровождении «Осенней песни» Чайковского; литературные вечера);

различные виды выразительного чтения ( в том числе и хорового в сопровождении музыки (финал вечера декабристов, урок «Как рождаются стихи»)

е) Музыкальное и живописное сопровождение текстов для изложений с элементами сочинения (о «Болеро» Равеля, о работе Перова над картиной «Тройка» и др)

2) Прослушивание музыкального произведения в разных интерпретациях, определение особенностей – темпа, объема, тональности. Пластические движения рук в такт мелодии, мысленное рисование ассоциативных по содержанию прослушанного картин, ассоциации звука и цвета; словесное оформление своих впечатлений («Рондо в турецком духе» Моцарта, «Полет шмеля» Римского-Корсакова) взять


3) Нарисуем музыку. (А буквы у меня такого цвета…)

слайд

4) Включение материалов по искусству в обзорные лекции ( «Основные тенденции в развитии различных видов искусств на рубеже веков». Презентация-сопровождение индивидуальных сообщений

5) Сочинения и изложения по произведениям живописи, с использованием понятий их композиции, рисунка, колорита, ритмики. ( изложение с перестановкой общего и частного по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре» в 7-8 классе; урок «Волшебство света» о живописной манере Куинджи (10-11 кл);«Свободная стихия» картине И.Айвазовского «Черное море»; пространство и время в картине И.Левитана «Над вечным покоем» и др.)

6) Сочинения и изложения с элементом сочинения по проблемам понимания прекрасного ( Синичка и Вол)

Тимур : Красоту не каждый может увидеть, потому что она очень хрупкая. Мыльные пузыри, например, тоже такие красивые, переливаются радугой, но так быстро лопаются. А так хочется, чтобы красота была вечной.

Роман. Я считаю, что Вол не увидел красоты, потому что ему просто не дано видеть все великолепие нашего мира. Для этого надо уметь чувствовать и понимать.

Оля. Я думаю, что Вол был неаккуратный и неуклюжий, поэтому он не заметил красоты и даже разрушил ее. Мне очень жалко красоту, но и Вола тоже жалко, ведь он так и не увидел радугу на ледке.

Катя. Некоторым людям не дано увидеть то, что может увидеть другой. В этом случае так произошло с Волом. Но иногда бывает так, что смотришь, смотришь каждый день и вдруг увидишь красоту какой-нибудь вещи. Может, и Вол увидит радугу цветов в чем-нибудь другом.

6) Творческие работы в свободной форме . Главное, привычные темы повернуть определенным ракурсом, сформулировав тему . Например, темы традиционных сочинений о каникулах, о событиях формулируются не безлико, а предлагается самим определить лейтмотив сочинения, чтобы оно не было похоже на простое перечисление фактов. («Я так хочу, чтобы лето не кончалось», «Краски и звуки лета», «Зачем нужны каникулы?», «Ихтиандр»( о лете), «Остров свободы»( с использованием фразеологизмов), «Мой взрослый(веселый, грустный, скучный)новый год», «Снег идет…», «Мне грустно (весело, скучно..) потому…», + о русском языке и др.) смотри приложение «Творческие работы учащихся»

7). Просмотр и обсуждение кинофильмов- экранизаций и снятых по мотивам литературных произведений( полностью или во фрагментах) Определение отношения режиссера к первоисточнику (соответствия, отступления, дополнения, подбор актеров, акценты – смысловые, идейные. Роль художников и композиторов в интерпретации литературного произведения.) Просмотр организуется после прочтения произведения. («Жестокий романс» - «Бесприданница» А.Островского; «Война и мир», «Евгений Онегин», и др.)

7) Литературные вечера ( возможность соединения всех искусств (включая интерьер зала, внешний вид участников), для создания атмосферы прекрасного (см. статью «Продлись, продлись, очарованье!» (слайды)

Каждый учитель решает для себя, на что он способен в этой области, какую «дозу» интеграции он может освоить Ведь наиболее важным условием развития творческих способностей детей является творчество самих педагогов, их увлеченность этой деятельностью, готовность на значительное увеличение времени на подготовку к урокам, моральные и физические затраты. При этом важно помнить правило, сформулированное Б.Пастернаком:

Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Может быть, Дени Дидро в своей уверенности, что страна, которая будет учить детей искусству, превзойдет все остальные, сегодня выглядит наивным мечтателем, но вряд ли можно сомневаться, что это, безусловно, поможет сделать ум наших детей добрым, а сердце – умным.

Использованные материалы1

1. Куревина О.А., Васильева Л.С. Синтез искусств в эстетическом воспитании учащихся национальных школ. - М.,1993

2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М:Линка- Пресс. 2003.

3. Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования (08.12.2008) Di Base.ru библиотека авторефератов и тем диссертаций .


4. Галеев Б.М. Природа синестезии. Роль синестезии в искусстве. – в кн: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов. «Свет и музыка».Казань, 1979.

5. Цветной слух - подарок свыше или обыденность... Сайт НИА Хранитель идей.


6. Большая советская энциклопедия, статья Синтез искусств

7. Википедия , статья Синестезия



1 Материалы к статье, кроме 1 были найдены в Интернете по лингвистическому запросам в поисковой системе Яндекс.