Интегрированный урок математики и географии Учитель географии: Макарова Е. Ю., учитель математики Евстигнеева Н. Ю. Цель - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324... 1 89.85kb.
Урок по географии и литературе по теме "Казаки на майдане" 1 56.78kb.
Урока по географии в 6-а классе Движение воды в океане Учитель: Клементьева... 1 71.94kb.
Внеклассное мероприятие по географии Для учащихся 7-9кл Учитель географии... 1 120.36kb.
Минералы и горные породы 1 214.42kb.
«Викторина по истории математики» учитель математики моу 1 74.4kb.
Математический вечер «прием у царицы математики» 1 117.15kb.
Уроках математики в 7-м классе моу сош №53 учитель математики Волосатова... 1 31.9kb.
«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия) 1 98.74kb.
Информационная модель «Башни Московского Кремля в задачах» 1 70.16kb.
Программа дисциплины дпп ф. 09 «числовые системы» Специальность 032100... 1 121.4kb.
Культурное пространство «Русского Севера» 1 244.36kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Интегрированный урок математики и географии Учитель географии: Макарова Е. Ю., учитель - страница №1/1

Путешествие в национальный парк «Русский Север»

Интегрированный урок математики и географии

Учитель географии: Макарова Е.Ю., учитель математики Евстигнеева Н.Ю.
Цель:

Показать взаимосвязи между математикой и географией



Задачи:

1.Повторить темы «Положительные и отрицательные числа», «Симметрия», «Масштаб», задачи на движение.

2.Развитие умений учащихся определять стороны горизонта, работать с планом и географической картой.

3.Патриотическое воспитание учащихся через использование краеведческого материала о национальном парке «Русский Север»



Оборудование: карта национального парка, презентация «Национальный парк «Русский Север», раздаточный материал (план – схема Кирилло-Белозерского монастыря; карта Вологодской области; раздаточный материал к заданию №1, №4).

Ход урока:

Учитель математики:

Сегодня мы проводим интегрированный урок математики и географии.

Вас, возможно, это удивит. Ведь на первый взгляд между этими науками нет ничего общего. Но это не так.

-Вспомните, какие темы вы изучили в этом году по математике? По географии?

Чтобы узнать, как взаимосвязаны изученные темы, закрепить по ним знания, продолжить формирование умений, мы совершим путешествие. Представьте, что вы в салоне автобуса. Путешествие началось. Куда же мы движемся? В салоне автобуса найден конверт. Давайте узнаем, что в нем. (Достаем содержимое конверта)



Задание №1:

-На листах бумаги зашифровано название территории, куда лежит наш путь.

(один человек работает на переносной магнитной доске, остальные на партах, используя раздаточный материал)



-Расставьте числа в порядке убывания и вы узнаете название.

Р У С С К И Й С Е В Е Р

104 78 2 1,2 1, 02 -0,1 -3 -5 -9,1 -89 -401 -500
Учитель географии:

СЛАЙД 1

Наш путь лежит в национальный парк Русский Север.



Задание №2:

-Рассмотрите карту Вологодской области.Найдите Вологду, Кириллов.

-Наш путь лежит в сторону Кириллова. Определите, в каком направлении относительно сторон горизонта мы движемся?

-Прочитайте масштаб карты. Что он означает?

-Используя масштаб, определите расстояние между Вологдой и Кирилловым.

СЛАЙД 2

Национальный парк «Русский Север» является одним из видов охраняемых природных территорий Вологодской области. Создан 20 марта 1992 года на территории Кирилловского района. Общая площадь 166,4 тыс. га. Цель создания - сохранение уникальных природных комплексов и объектов, растительного и животного мира, памятников истории и культуры.


Учитель математики:

Мы определили, что расстояние по карте между Вологдой и Кирилловым примерно 112 км. Но дорога не всегда идет прямо.



Задание №3

-Определите, каково расстояние между этими городами, если автобус идет со скоростью 60км/час, а время в пути 2 часа. (120км)

(выполняется устно, затем открывают тетради, записывают число.)



СЛАЙД 3

Задача:

-Известно, что участок длиной 84 км мы можем двигаться со скоростью 70 км/час, на плохом участке дороги протяженностью 12 км скорость будет равна 30км/час. Какой должна быть скорость на остальном участке нашего пути, чтобы достичь Кириллова за 2 часа?

(1 у доски, остальные в тетради)


Учитель географии:

СЛАЙД 4


В национальном парке очень необычный растительный мир. Среди растений здесь уживаются сибирские, арктические и европейские виды. Весной в лесах национального парка благоухают ковры из цветущего ландыша, а в сосновых борах встречается загадочный цветок-сон – трава и удивительно изящная гвоздика пышная. Но особенно поражает воображение разнообразный мир орхидей: 23 вида этих редких тропических и субтропических растений произрастают на территории парка.

СЛАЙД 5


В животном мире парка самыми крупными млекопитающими являются лось, кабан, бобр, из хищников- бурый медведь, волк, рысь, лиса, барсук. Часто встречаются зайцы, куницы, норки, ондатры, ежи. Много птиц.

СЛАЙД 6


Уникальность растительного и животного мира НП отражена на его эмблеме, куда помещены один из видов орхидей и один из видов птиц.
Учитель математики:

Чтобы узнать название орхидеи и птицы, выполните задание:



Задание №4:

Задания на карточках: выдаются ученикам дифференцированно:

1 гр. – 1 уровень, 2 гр. – 2уровень, 3 гр. – 3 уровень.
1 группа

1) 0-2-3= -5

2) 0+7- 4= 3

3) (-6)+(+10)= 4

4) +9+(-1)= 8

5) (-7)+(+6)= -1



2 группа

1) 0+6-4=2

2) (-7)+(+5)= -2

3) (+8,2)+(-0,8)=7,4

4) -3+1= -2

5) 10+(-4,5)=5,5

6) -4+8-3=1

7) 0,2-6+13,2=7,4



3 группа

1) 0+5-8=-3

2) 0-2,5+1,5= -1

3) -9+(-1)= -10

4) 3,1+(-8,6)= -5,5

5) -0,7+(-0,3)= -1

6) -2-1,6=-3,6

7) 3-1,7+2,7=4

8) |4,83-5,2-2,63| = 3

(Собираются карточки у тех учеников, у кого были ошибки в предыдущих работах, проверяются и оцениваются, далее открывается таблица с кодами).



СЛАЙД 7

-10

-5,5

-5

-3,6

-3

-2

-1

1

2

3

4

5,5

7,4

8

Ш

М

С

Ч

Б

Е

А

И

В

К

О

Р

Н

П

Ребята определяют названия: СКОПА и ВЕНЕРИН БАШМАЧОК.
Сообщение учащегося о венерином башмачке.

СЛАЙД 8

Французы называют их «туфельки Венеры», а англичане – «башмачки леди».Растет небольшими группами или одиночно в лесах на полянах, в кустарниках, по окраинам болот, предпочитает хорошо увлажненные, богатые известью почву. Цветет в мае - июне (зацветает на 15 - 17 году). Цветок венерина башмачка кажется сказочно-замысловатым, по форме напоминает игрушечную туфельку. Нижний лепесток зубчатый, образован из двух сросшихся лепестков. На дне башмачка видны сочные волоски, источающие нектар. Пчелы, забираясь в башмачок за лакомством, обратно могут пролезть лишь через узкие отверстия в задней стенке полости. При этом пчела задевает пыльники и играет роль опылителя. Венерин башмачок стал большой редкостью из-за неразумного вмешательства людей, поэтому в последнее время взят под строгую охрану.


Сообщение учащегося о скопе


СЛАЙД 9

Крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев 145—170 см. Длинные крылья характерно изогнуты в районе запястного сустава. Перья верхней стороны тела бурого цвета; темя, затылок и нижняя сторона тела — белые. Скопу можно заметить у открытой воды, где она может ловить рыбу, из которой почти полностью состоит ее рацион. Охотятся скопы в основном на лету, паря над водой на высоте 10-40 м. Когда жертва обнаружена, птица быстро опускается, выпячивает свои лапы вперёд, отводит крылья назад и лапами вперёд погружается в воду. Для взлёта с водной поверхности она использует мощный взмах крыла. Скопа включена в Красную книгу России.



Учитель географии:

Территория НП «Русский Север» богата озерами и малыми реками. Большинство рек берет начало из болот и озер. Озера изобилуют рыбой, в некоторых из них водятся раки. Значительная часть озер мелководна и подвергается интенсивному зарастанию.


СЛАЙД 10, 11


Наиболее известны озера Ферапонтовское, Сиверское, Бородаевское, Зауломское .
Учитель математики:

Задание №5


Расположите числа в порядке возрастания: -10,5; -27; 80; -10,2; 25 ; -26 и вы узнаете глубину некоторых озёр и высоту гор, находящихся на территории парка.
Маура


Сандырева

Ферапонтовское Сиверское Бородаевское Зауломское


Учитель географии:

Среди такой богатой и удивительной природы неслучайно были созданы древнейшие монастыри.


СЛАЙД 12


1.Кирилло-Белозерский монастырь.

Монастырь основан Кириллом Белозерским в 1397 году. В 17 веке монастырь вошел в число крупнейших землевладельцев на Руси. О благосостоянии монастыря свидетельствовало сооружение храмов, келий, служебных построек, крепостных стен. Только в течение 16 века было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря. Бурные события истории Руси не обошли стороной монастырь: он выдержал осаду польско – литовскими интервентов, был местом ссылки многих известных в русской истории людей. В настоящее время это историко – архитектурный и художественный музей – заповедник.



СЛАЙД 13

2.Ферапонтов монастырь

Его основал сподвижник преподобного Кирилла Ферапонт в 1398году. Монастырь невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казенная палаты обнесены невысокой кирпичной оградой.



СЛАЙД 14

3.Горицкий Воскресенский женский монастырь

Основан в 1544 году теткой царя Ивана Грозного княгиней Ефросиньей Старицкой. Служил местом ссылки знатных русских женщин (супруги Ивана Грозного – Анна Колтовская и Мария Нагая; царевна Ксения Годунова). С 1999 года в монастыре возрождена монашеская жизнь.


-Учащийся читает стихотворение кирилловской поэтессы Нины Янусовой «Кириллов.Ферапонтово»

Приезжай на Мауру с рассветом,

Не жалей, что чуть-чуть не доспал,

Вспоминать будешь долго об этом:

Ты увидишь, чего не видал.
Волго-Балта волна голубая

Вширь и вдаль к горизонту идет,

Это Родины карта живая

Перед взором твоим предстает.


Глянешь влево-картина иная:

В дымке утренней русская ширь,

И глазами на солнце сверкая,

Над водою стоит монастырь.


Так приветно вдали зеленеет

Наш задумчивый северный лес,

Башни высятся, стены белеют

В обрамленьи воды и небес.


Если будет желание летом

На родные места посмотреть.

Приезжай на Мауру с рассветом,

Уверяю, не будешь жалеть!


Учитель математики:

Монастырская архитектура- явление сложное. Процесс сложения ансамбля монастыря занимал несколько столетий, поэтому архитектурные решения могли быть различными. Однако, можно отметить и общие признаки, одним из которых является симметрия.



-Какие виды симметрии вы помните? (называют центральную, осевую, поворот и перенос)

-Давайте посмотрим применение осевой симметрии при строительстве зданий монастыря.

СЛАЙД 15-18
Учитель географии:

СЛАЙД 19

Задание №6:

-Рассмотрите план Кирилло-Белозерского монастыря и пояснения к нему.

-Найдите Успенский Собор

- Определи объект:

  1. Находящийся в 12 см к востоку от Успенского собора (Вологодская башня)

  2. В 3см к югу (монашеские кельи)

  3. В 5см к северу ( Косая башня)

  4. В 7см к северо – западу (Белозерская башня)

  5. Какой объект находится севернее: Ферапонтовская или Свиточная башня?

  6. Какой объект находится западнее: церковь Ризоположения или Трапезная?

Выполняя задание, мы с вами закрепили умение ориентироваться по плану. И в математике, помимо движения по координатной прямой вправо –влево, мы будем использовать еще два вида движения -вверх –вниз при изучении темы «Координатная плоскость».



СЛАЙД 20


Учитель математики:

Главная достопримечательность Ферапонтовского монастыря – его первое кирпичное сооружение собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия.


Задание №7:

-Чтобы узнать дату постройки собора Рождества Богородицы, найдите значение выражения:

а-1080+в, если а=3130, в = -560

3130-1080+ (-560)= 1490

( 1 у доски, остальные в тетрадях)


Подведение итогов урока:

Итак, давайте подведем итог урока:

-Какие математические знания мы применяем для географии?

-Какие географические умения мы применяем в математике?
Рефлексия

(Учащиеся, которым урок понравился, помещают магнит на картинку автобуса, отправляющегося в дальнейшее путешествие по территории парка. Учащиеся, которым было скучно на уроке, помещают магнит на картинку автобуса, движущегося в Вологду).
Домашнее задание:

1 группа (продолжающие путешествие): составить кроссворд по теме урока на листе формата А4.

2 группа ( едущие домой ) : № 216, 209.