Интегрированный урок математика история и культура Санкт-Петербурга в 6 ом классе Тема урока: «пирамиды египта первое чудо света» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) 1 116.89kb.
Урок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле. 1 57.81kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Урок физики в 11 классе. Учитель Попова Т. П. Тема урока: Фотоэффект. 1 105.12kb.
Египетские пирамиды 1 291.67kb.
Урок (история + математика) 6 класс Тема урока: Умножение и деление... 1 61.58kb.
Закон санкт-петербурга 1 43.75kb.
Интегрированный урок русского языка и литературы 1 194.73kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
Тьма египтская 1 231.24kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Интегрированный урок математика история и культура Санкт-Петербурга в 6 ом классе - страница №1/1

ГБОУ школа №530 с углубленным изучением

предметов естественно-математического цикла

Пушкинского района Санкт-Петербурга,

учитель математики Чиркова Татьяна Викторовна,

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Лёвочкина Людмила Борисовна
Интегрированный урок математика – история и культура Санкт-Петербурга

в 6 – ом классе


Тема урока:

«ПИРАМИДЫ ЕГИПТА – ПЕРВОЕ ЧУДО СВЕТА»
Цель: исходя из концепции культуротворческой школы, раскрыть через интегрированный урок культурный опыт древней египетской цивилизации, формировать у учащихся картину целостного восприятия мира, способствовать становлению личности ученика.

Задачи:

  1. активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством решения проблемного задания;

  2. продолжить формирование у шестиклассников умения делать индивидуальные сообщения, анализировать факты, находить информацию из различных типов источников, делать самостоятельные выводы, творчески применять знания и навыки в новых условиях деятельности;

  3. развивать навыки самообразования, творческого поиска;

  4. создать атмосферу взаимопонимания делового общения, сотрудничества учителей и учащихся.

Оборудование урока: настенная карта «Египет и Средняя Азия»; видеофильм о Египте; фотоматериалы пирами; чертежи пирамид; кубы из картона; отвес, уровень; выставка книг о Египте.

Метод проведения интегрированного урока – исследовательский.

Время урока: 90 минут (45 минут + 45 минут).

Математика и история: сегодня эти две великие сферы культуры многими воспринимаются как два полюса или даже как две противоборствующие духовные силы, тогда как на самом деле они тесно переплетены крепкими незримыми узами.

Учитель: Эпиграфом нашего урока мы выбрали древнеегипетскую мудрость, которая гласит:



«Существует нечто, перед чем отступают

и безразличие созвездий, и вечный шепот волн

деяния человека».

Сегодня мы будем говорить с вами о великом деянии человеческих рук и разума: Египетские пирамиды. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, когда давно уже канула в прошлое память о мощи и делах египетских фараонов, мы невольно вспоминаем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид».

Сегодня мы попытаемся с вами разгадать загадки древней истории, и вы выскажите свои версии. Используя знания геометрии, свой жизненный опыт. Вы сможете воссоздать одно из чудес света.

Слово «пирамида» в геометрию ввели греки, которые, как полагают, заимствовали его у египтян, создавших самые знаменитые пирамиды на свете. Другая теория выводит этот термин из греческого слова «пирос» (рожь) – считают, что греки выпекали хлебцы, имевшие форму пирамиды.

Итак, пирамида – это многогранник, одной из граней которого служит

многоугольник (основание), а остальные грани – боковые грани –

треугольники с общей вершиной.

Учитель: В прошлом году мы уже говорили об одной пирамиде. Вспомните название этой пирамиды?

Ученик: Тетраэдр – это правильная треугольная пирамида.

Учитель: Объясните почему?

Ученик: Все грани – правильные (равносторонние) треугольники.

Учитель: А сегодня мы будем говорить о пирамиде, у которой в основании – правильный четырехугольник или квадрат.

Во время школьных каникул мы снарядили научную экспедицию на берега далекого Нила. Слушая рассказ одноклассников, постарайтесь выдвинуть свои версии в предназначении египетских пирамид.



Ученик 1: Побывав в Египте, мы узнали много легенд. Вот одна из них. При дворе фараона Джосера, правившего в 2609 – 2590 годах до н. э., в качестве визиря (первого советника) жил человек по имени Имхотеп, что в переводе означает «пришедший с миром». Верховный жрец и великий смотритель дворца, зодчий и скульптор, писатель и врач, Имхотеп после смерти был обожествлен и почитался египтянами как покровитель ремесла, искусства и науки. Именно Имхотепу повелел фараон построить в Саккаре (неподалеку от Мемфиса) свою гробницу. Издалека гробница фараона Джосера выглядит как шесть поставленных друг на друга мастаб, что в переводе с арабского означает «плоская камена скамейка». Эту пирамиду египтяне называют «ступенчатой». Нас поразили ее масштабы: высота почти 60 м, на ее сооружение пошло 900 тысяч каменных блоков. Говорят. Строительство продолжалось 29 лет. Мы присели на ступени этой пирамиды и задумались: может быть, Имхотеп был первым гением в истории человечества? По крайней мере, именно с его творения началась целая эпоха строительства пирамид.

Ученик 2: Из Каира, нынешней столицы Египта, мы отправились в долину Гизы, что находится на Западном берегу Нила. Здесь по приказу фараона Хеопса была возведена величайшая в мире пирамиды, высотой 146 м, сравните ее с Кельнским Собором, высота которого 160 м. Восьмиметровая верхушка пирамиды Хеопса не сохранилась: она или обрушилась в результате землетрясения, или ее просто украли. Ученые не исключают, что она была облицована золотом. В прошлом веке в песке у подножья пирамиды Хеопса нашли остатки внешней облицовки. Она состояла из отполированных до блеска плит, которые так прекрасно подогнаны друг к другу, что невозможно между ними вставить даже лезвие ножа. Можно представить, что в своем первоначальном виде это была сверкающая белая гора, склоны которой отражали солнечные лучи. Недаром же в древности пирамида Хеопса считалась одним из чудес света.

Ученик 3: 48 веков пирамиде Хеопса. И долго еще, изумляя людей, будет она возвышаться над гладью сыпучих песков, над гладью вечности, как бы над человеческими страстями, порывами, над самой жизнью. Не случайно египтяне называют пирамиды «домами вечности». Смотрела я на эту пирамиду и думала, кто же составил ее план? По древним свидетельствам, в пирамиде замурованы строительные чертежи и проекты, сделанные самим Хеопсом. Но так это или нет, до сих пор остается загадкой истории Древнего Мира.

Ученик 4: А меня заинтересовала усыпальница Хефрена, сына фараона Хеопса. Оказывается, чтобы выяснить, нет ил в этом сооружении потайных камер, как в пирамиде Хеопса, ученые воспользовались сверхсовременным методом – просвечиванием с помощь космических луче, но никаких скрытых пустот обнаружено не было. Рядом мы увидели совсем маленькие пирамиды. Видимо, блеск, могущество и слова богоподобных царей Мемфиса стали клониться к закату, и вскоре древнее царство распалось.

(Кадры из видеофильма «Великолепие фараонов»).



Ученик 5: А теперь о самом главном! Как мы побывали в пирамиде Хеопса. Мы вошли в нее с северной стороны. Узкий коридор спускался глубоко под землю. Он привел нас в небольшую комнату, высеченную в скале. На противоположной стороне от входа мы увидели дверной проем, пошли по коридору, но оказались в тупике. Мы заметили, что стены подземной комнаты отделаны грубо не закончены. Комната пуста. Невольно возник вопрос: был ли кто-нибудь здесь погребен? Для чего она построена? И тут я вспомнила урок истории. В царскую гробницу клали мебель, обшитую листами золота, дорогие сосуды, украшения, оружие. Строители, учитывая возможность ограбления, маскировали вход в гробницу, устраивали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки, чтобы воры проваливались туда. Дальше я пошла осторожнее, не заступая за ограждения. Точно по указателям, чтобы не оказаться в какой-нибудь ловушке египетских строителей пирамид.

Ученик 1: Мы повернули по коридору назад до уровня земли. Здесь начинался второй коридор. Больше 30 метров карабкались мы по нему, согнувшись почти вдвое. Дошли до площадки, увидели два пути. Один из них вновь привел нас в совершенно пустую комнату. Может быть, она предназначалась для жены фараона? Но тут я вспомнил: в Египте никогда не хоронили цариц в одной гробнице с фараоном.

Ученик 2: Мы вернулись на площадку и пошли по широкой галереи. Дышать становилось все сложнее. У меня даже слегка кружилась голова. Наконец, оказались в комнате, облицованной гранитными плитами. Из нее наружу выходит две каменные трубы, наверное, для вентиляции. В комнате стоит саркофаг из красного гранита. Возможно, в нем был захоронен Хеопс? Но саркофаг пуст, да и его крышка исчезла. Удивляюсь, кто и как мог ее вытащить. (Отрывок из видеофильма «Великолепие фараонов»).

Ученик: А меня больше всего удивило то, что две узкие шахты «Великой пирамиды направлены прямо на «Полярную звезду, третья указывает на Орион, а четвертая – на Сириус. Может быть, вы, ребята, разгадаете эту загадку пирамиды Хеопса?

Учитель: Вы услышали интересный рассказ одноклассников об экспедиции в Египет. Для чего же предназначались пирамиды? Об этом снова и снова спорят наши современники. Выдвигают самые невероятные гипотезы. Каковы ваши версии?

Диалог учителя с учащимися.



Версия 1: У египтян существовал культ мертвых. Они верили, что душа может вернуться в тело умершего человека. Мумию фараона клали в саркофаг, на котором писали волшебные заклинания и изображали богов. Мы видели такие мумию и саркофаг в Эрмитаже. Пирамиды служили усыпальницами фараонов, прославляли их могущество, ведь египтяне считали, что фараон не просто человек, а земной бог, они называли фараона сыном самого солнца.

Версия 2: Я читала библейский рассказ о том, что Иосиф предсказал в Египте голод и предложил фараону сделать запасы зерна в особых местах. Возможно пирамиды были гигантскими зернохранилищами.

Версия 3: Некоторые ученые утверждают, что пирамиды построены инопланетянами. Пришельцы явились в Египет, чтобы оставить нам свои каменные послания, поэтому шахты пирамиды Хеопса направлены на самые яркие звезды. Оттуда египетские жрецы наблюдали за другими планетами.

Версия 4: В одной книге я читала, что пирамиды заключают в себе математическую тайну, которой владели египтяне. Если мы ее раскроем, то по размерам Великой пирамиды сможем установить даты важнейших исторических событий, причем и те, которые произошли в прошлом и те, которые ждут нас в будущем.

Учитель: Благодарю и участников экспедиции, и тех, кто высказал гипотезы о назначении египетских пирамид. Лично я придерживаюсь традиционной версии о том, что пирамиды служили гигантскими усыпальницами фараонов. Правда, заманчива и гипотеза о математической тайне пирамиды Хеопса. Возможно, вы разгадаете ее, используя знания геометрии.

Учитель: Перенесемся на 4000 лет назад и представим, что нам поручено построить пирамиду. Поразительно, но при довольно примитивной и громоздкой арифметике (в чем мы попозже убедимся) египтяне смогли добиться значительных успехов в геометрии. Они делали чертежи, умели точно находить площадь поля прямоугольной, треугольной и трапециевидной формы. Итак, с чего же мы начнем строительство нашей пирамиды?

- С чертежа, плана постройки.

- Конечно же, с чертежа, и будем мы его делать, как вы думает на чем? - На папирусе.

- Представьте, что перед вами лежат ни листы бумаги, а свертки из коры травянистого растения «папирус», обработанный особым образом. Такой сверток называется «папирусом». В Древнем Египте папирусы нужны были не только для рисунков и записей, для передачи необходимо информации, но и для того, чтобы делать чертежи будущих пирамид и производить необходимые арифметические вычисления и расчеты.

Наш чертеж в уменьшенном виде будет точно изображать все части будущей пирамиды. Мы с вами воспользуемся шаблоном пирамиды.

Основанием нашей пирамиды является – правильный четырехугольник или …?

- Квадрат.

- Боковые грани?

- Равнобедренные треугольники.

- Назовите грани.

- Основание: АВСD. Боковые грани: ABS, BCS, DCS,

ADS.


-Теперь надо выбрать место для постройки и наметить на нем основание, фундамент пирамиды. Сделать это надо так, чтобы пирамида не получилась кособокой, и чтобы ее стороны смотрели на север, юг, восток, запад. Легко ли это? Нет. Поэтому давайте сначала посмотрим, как же строили пирамиды сами египтяне, и какими инструментами при этом пользовались?

Учитель: Представим себе каменоломню в Туре, местности на правом берегу Нила. Здесь из монолита по чертежам вырубались блоки от 2,5 до 200 т весом. Вам известно, что египтяне не знали ни железа, ни бронзы и пользовались медными пилами, зубилами, буравами. Таким долеритовым шаром из твердого зеленого камня, который привозили из пустыни с восточного берега Красного моря, строители были по камню вдоль намеченной линии раздела. Пока тот не откалывался. Для того, чтобы расколоть особенно твердый камень, существовали другие способы: вдоль намечено линии в скале высверливали отверстие, колотушкой забивали в них клинья и заливали водой. Дерево набухало и раскалывало камень. Возможно, что вдоль намеченной линии на скале разводили огонь. Камень раскалялся. Пламя быстро заливали водой. А когда расширившийся от жара камень внезапно сжимался, в нем образовывалась трещина. На каждом блоке охрой помечали, для какого места пирамиды он предназначался. Каменный блок, вырубленный из скалы, рабы и крестьяне тащили к строительной площадке. Продолжите мой рассказ.

Ученик: Египтяне колеса не знали, каменную глыбу тащат на салазках. Для салазок сделан бревенчатый настил. Его обильно поливали водой, чтобы салазки лучше скользили, и чтобы от трения дерево не загорелось. С этой целью в глиняных кувшинах подносят воду. Во время строительства пирамиды устанавливали и саркофаг. Для этого сначала погребальную камеру отгораживали от входа каменной стеной. Затем ее до самого верха заполняли песком. На него устанавливали саркофаг. После этого стену разбирали, и песок осторожно выгребали из-под саркофага, он постепенно опускался на нужное место.

Строительство пирамиды.

Учитель: Начнем строить и мы. Но сначала мы должны строго выбрать направление так, чтобы грани пирамиды смотрели на сере, юг, запад, восток. Но у нас нет компаса, он появился намного позже. Что же делать. Думайте юные египтяне!

Возможный ответ ученика: Втыкаем в землю отвесный шест. В полдень, когда тень шеста будет короче всего, она покажет направление север – юг. Намечаем на земле линию север – юг. Затем проводим линию запад – восток. Для этого брали веревку с двумя колышками и проводим на земле дуги, так, как показано на рисунке. Через точку пересечения дуг натягиваем веревку – это и будет направление с востока на запад. Линии север – юг, запад – восток пересекаются под прямым углом. Значит, из планок можно сделать угольник, но египтяне поступали иначе. На веревке отмеряли отрезки длиной сначала 5 локтей, потом 4, затем 3. Делали 12 узелков. Веревку связывали и натягивали на три колышка так, чтобы стороны треугольника были 3, 4, 5 отрезков. Какой треугольник мы с вами получили? Да, прямоугольный треугольник. Он и сейчас называется египетским.

Теперь надо на земле отметить основание пирамиды. По форме оно такое же, как и на чертеже, только во много раз увеличенное! Можно начинать строить!

(Любой учащийся класса начинает строить ступенчатую пирамиду, используя кубы, инструменты: отвес и уровень).

Для того, чтобы каменные «кубы», из которых складывается пирамиды, ставились правильно, а не вкривь и вкось, пользуются отвесом – веревочкой с гирькой. На первый слой «кубов», отступя от краев накладывают второй, потом третий и т. д. И так до верха, пока в слое не останется всего один «куб».

Все это не так просто. Правда? «Росла» пирамида, и, чтобы поднять на необходимую высоту каменные блоки, египтяне делали огромные насыпи, укрепляя их деревом и известковым раствором. До сих пор остатки насыпей сохранились возле пирамид.

Итак, еще раз внимательно посмотрите на инструменты, какими мы пользовались при строительстве. Они вам, не напоминают ли о чем-нибудь? Да, верно, и сейчас мы пользуемся такими же инструментами, только изготовленными из более твердых материалов.



Вес пирамиды Хеопса.

Учитель: Вам, наверное, известно самое тяжело здание в Санкт – Петербурге – это …

Ученик: Исаакиевский собор.

Учитель: Его вес – 300 000 т.

Давайте сравним вес пирамиды Хеопса и вес Исаакиевского собора.

Мы помним, что мы египтяне и умеем считать, читать и писать иероглифами.

Высота пирамиды Хеопса: (146 м).

Сравните с Кельнским Собором – 160 м.

Длина каждой стороны основания: (231 м).


Почему одно число я записала в строчку, а другое в столбик?



Ученик: Величина числа, записанного в иероглифической системе, не зависит от того, в каком порядке расположены составляющие его знаки. Даже если записать их вперемежку – число от этого не изменится.

Учитель: На строительство пирамиды затрачено 2,3 млн. каменных блоков, со средним весом: 2800 кг.

Общий вес сооружения:



Ученик:

Учитель: Во сколько раз одно сооружение тяжелее другого?

Ученик:

Учитель: Округлите результат до десятых.

Ученик:

Вывод: пирамида Хеопса тяжелее Исаакиевского собора в 21,5 раз.



Учитель: Чуть насмешливо и невозмутимо наблюдал за тем, как вы решаете геометрические задачи, самый большой в мире сфинкс, высеченный из целой скалы. Русский путешественник Х1Х века Андреевский, на мой взгляд, наиболее ярко запечатлел его образ:

«Засыпанный по грудь песком, изъеденный, курносый, искрошенный веками… он сохранил еще, несмотря на все свои раны, выражение могучего спокойствия, поражающего вас до глубины души».

Сфинкс из Гизы – это символическое изображение фараона Хефрена. А где в Петербурге можно повстречаться со сфинксами, как они сюда попали?

(Это ваше домашнее задание. Свои устные рассказы подготовьте к следующему уроку.)

А знаете ли вы, что пирамиды строились не только в Египте? До наших дней сохранились пирамиды племен майя и ацтеков из Мексики. Чем отличались пирамиды индейцев от аналогичных сооружений древних египтян? Что между ними общего? На эти вопросы попытаются ответить участники другой экспедиции. Их путь лежал с берегов Невы через Атлантический океан в Центральную Америку.

Ученик 6: Далеко от Египта, на другом конце света – на Американском континенте – другие люди начали строить пирамиды совершенно независимо от египтян. Об этом я узнал из книг и телепередач о Мексике и всегда мечтал побывать там. И вот мы в Центральной Америке.

Ученик 7: Отдохнув после восьмичасового перелета мы отправились на полуостров Юкатан, где в ХП в. Индейцы – майя основали свою столицу. Называлась она Чи'чен – Ица. Здесь мы увидели массивную пирамиду Кукулька'н, что на языке майя означает «Пернатый змей», а испанцы, открывшие Америку, называли ее Эль – Касти'льо – «Замок». Чтобы подняться к храму, нам пришлось преодолеть 91 ступеньку одной из четырех лестниц, сориентированных по сторонам света. Лестница украшена каменной резьбой, кажется, будто Пернатый Змей оживает и, извиваясь, выползает из храма, где когда-то совершались жертвоприношения. В святилище находилась огромная каменная скульптура ягуара – трон верховного правителя города. Ягуар олицетворял плодородие земли и мог вызывать дождь. Его почитали, как бога, а правители майя носили шкуры ягуара – символ власти и престижа. Ступенчатые пирамиды майя строили из известняка и раскрашивали в красный цвет, особо почитаемый религией. Индейцы протыкали острыми шипами свое тело, чтобы кровью принести богам жертву.

Интересно, что храм Кукулька'н представляет собой «пирамиду внутри пирамиды», потому что внутри главного сооружения скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида меньших размеров. Узнав об этом, я вспомнила нашу русскую матрешку, и мне немного захотелось домой.



Ученик 6: Но разве можно покинуть Мексику, не увидев пирамиду Солнца! Эта третья по высоте пирамида в мире, построенная во П веке индейцами, является символом страны, изображается на монетах. И мы отправились к северу от Мехико на ее поиски. Легенда рассказывает, что примерно в ХП веке племя ацтеков увидело на острове в озере Теско'ко орла, восседавшего на кактусе, а среди заросших травой холмов огромную пирамиду. Считая, это добрым предзнаменованием, ацтеки основали здесь свои столицу – плавучий город Теночтитла'н. Великая пирамида стала место для совершения культовых церемоний. Наверху располагались две границы: бога солнца и войны, и бога дождя. Именно сюда ацтеки приносили жертвы. Они верили, что для жизненной силы богам нужна кровь и человеческие сердца. Иначе наступит конец света. Святилище бога солнца мы не увидели. Говорят, оно было разрушено испанцами, осваивавшими Новый Свет, но и сегодня эта гигантская пирамида поражает своим величием. В ее толще археологи обнаружили большие погребальные камеры и ее 6 пирамид более раннего периода. Кто их создал, остается загадкой.

Пирамидальные храмы Центральной Америки напомнили нам величественные сооружения Египта. Мы пришли к выводу. Что индейцы использовали пирамиды не только как гробницы своих вождей, но и как высокие каменные постаменты для храмов, где совершались культовые обряды. И хотя цель нашей экспедиции была достигнута, мы с сожалением покидали затерянные в веках города древней цивилизации, хранящие еще множество тайн.



Учитель: Благодарю Вас за ценные сведения, интересный рассказ и надеюсь, что впереди каждого из нас еще ждут любопытные открытия. Вы узнали, что существуют еще и усеченные пирамиды.

Если секущая плоскость параллельна основанию пирамиды и не проходит через ее вершину и основание, то она рассекает пирамиду на две фигуры: пирамиду и усеченную пирамиду.

Высота пирамиды Солнца: 75 метров, сейчас – 63 метра. Основание пирамиды представляет собой прямоугольник со сторонами 225 м и 220 м.

Самостоятельная работа:

1 вариант: Найдите площадь основания пирамиды Солнца.



Решение: ,

2 вариант: Найдите площадь основания пирамиды Хеопса, у которого

сторона основания 231 м.

Решение: , .

Как вы видите по своим размерам пирамида Солнца не намного уступает пирамиде Хеопса.



Учитель: И другие цивилизации также использовали в своей материальной культуре форму пирамиды. Например, народы древней Месопотамии, там, где сейчас находится современный Ирак, строили ступенчатые пирамиды из кирпича – сырца. Сохранились пирамиды, служившие пьедесталом для храмов и жертвенников, в Индии и на островах Ява. Таити, Бирма. Мы можем отправить экспедицию в Азию. Сейчас посмотрите ассирийскую величественную пирамиду Зиккурат, построенную в честь своих богов, особенностью которой является семь разноцветных ступеней.

Даже в Европе сохранилась одна древняя пирамида, она находится в Риме. Величественные памятники и история Египта производили огромное впечатление на римлян. Культ богини Исиды почитался во всей Римской империи. Именно интерес к стране фараонов объясняет пирамидальные гробницы.

Уже не одно столетие пирамиды привлекают внимание археологов, мы по-прежнему узнаем о них что-нибудь интересное. Видимо, есть в самой пирамидальной форме нечто особое, вдохновляющее современных зодчих на создание новых творений.

Прочность пирамид недосягаема. Желая прославить своего фараона в веках, древнеегипетские зодчие из всех геометрических тел выбрали именно пирамиду. Выбор этот не случаен, ибо в условиях земного тяготения пирамида является наиболее устойчиво конструкцией, способной существовать в веках, без риска обвалиться или рассыпаться. Главное правило устойчивости конструкции – уменьшение ее массы по мере увеличения высоты над землей – выражено в пирамиде с предельной ясностью и симметрией. Именно – эта геометрическая форма пирамиды. Ее огромные размеры и точная пропорция, придает пирамиде ни с чем несравнимую выразительность, особую красоту, и величие, вызывает ощущение вечности, бессмертия, мудрости и покоя.

Посмотрите элегантную версию пирамиды – памятника в честь египетского президента Анвара Садата и неизвестного солдата. Она была возведена спустя 3 тыс. лет после пирамиды Хеопса. И за пределами Египта архитекторы, используя современные материалы, такие как стекло и сталь, создают всевозможные фантастические вариации. Так, над американским городом Сан-Франциско возвышается пирамида, построенная в 1970 г. Высота здания 257 м, но его форма помогает выдерживать довольно частые в этой местности землетрясения. Стороны стеклянной пирамиды, построенной в качеств входа в Лувр, имеет тот же угол наклона, что и Великая пирамид Хеопса. А в Лондонском пригороде Докленде всеобщее внимание привлекает 50-этажный небоскреб Кэнери Ворф. Похожий на колонну, поддерживающий пирамиду, он напоминает гигантский обелиск. Это самое высокое здание в Англии. Как вы думаете почему в наше время строят пирамиды?

Но вернемся в Царское Село. А знаете ли вы, где в нашем городе находится пирамида? Какова ее история?



Ученик: Пирамида в Царском Селе находится в Екатерининском парке. Построена она архитектором Камероном в 1782-83 гг. В документах ХУШ в. пирамиду называли «египетской», «пирамидой из дикого камня», «пирамидальной беседкой». Камерон чаще всего называл ее «китайской», хотя она создана по типу египетской. Пирамида возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. Производить работы, поставлять мастеров и материалы подрядился купец Евдоким Жданов, житель Софии. Для крепления больших каменных блоков стали, по совету руководителя каменотесов Ивана Балакшина, применять железные скобы и свинец. Вход в пирамиду с севера, со стороны Большого пруда. Дверной проем чуть сужается к верху с учетом сужения самой грани. Вход в пирамиду закрыт решеткой простого рисунка – ряд тонких копий. Внутри круглого зала расположены, чередуясь, прямоугольные и полукруглые ниши в них размещалась большая коллекция античных ваз и урн, привезенных в ХУШ в. из Рима. Сейчас издалека пирамиду не видно, лишь приблизившись. Можно увидеть ее замшелую вершину.

Учитель:

Высота пирамиды: 8 м 40 см.

Длина ребра основания пирамиды: 7 м 32 см.

19 ярусов.

Высота блоков от 36 см до 50 см.

Почему блоки имеют разную высоту? С чем это связано? Вспомните правило устойчивости пирамиды.

А пирамиды продолжают бесстрастно взирать на проходящих у их подножия людей, прославляя в веках мудрость, мастерство и вдохновение зодчих.

Все минет. Как льется вода,

Исчезнут в веках города,

Разрушатся стены и своды,

Пройдут племена и народы;

Но будет звучать наш завет

Сквозь сонмы мятущихся лет!

Что в нас, то навек неизменно.

Все призрачно, бренно и тленно,-

Песнь лиры, созданье резца.

Но будем стоять до конца.

Как истина под покрывалом Изиды,

Лишь, мы, Пирамиды!

В. Брюсов

Сегодня мы побывали в разных уголках земного шара. А помогли нам в путешествии по миру книги… (выставка книг).

Благодарим учащихся.

Что понравилось на уроке, пожелания.

Выставляем оценки.



Домашнее задание:

  1. Где в Петербурге можно повстречаться со сфинксами, как они сюда попали?

  2. Пирамида Зиккурат, каждый ярус ступенчатой пирамиды имеет свой цвет. С чем это связано?

  3. Найдите площадь основания пирамиды в Царском Селе. Сравните высоты пирамид Хеопса и Царского Села.

(Решение:

- основание пирамиды Царского Села.

Высота: )

Литература:



  1. Математический энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова Ю. В., М., «Советская энциклопедия», 1988 г.

  2. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. Под ред. Аксеновой М., Издательский центр «Аванта +», 1999 г.

  3. Что есть что. Пирамиды. Райхардт Ганс. Под ред. Чередниченко А. А.

  4. Что есть что. Семь чудес света. Райхардт Ганс. Под ред. Чередниченко А. А.

  5. Любимов Л. «Искусство Древнего Мира», М., «Просвещение», 1980 г.

  6. Миллирд Энн «Пирамиды», серия «Моя любимая книга», изд. «Русич», 1999 г.

  7. Уолд Бук Инк «Математика», М., изд. «Ренессанс», 1994 г.

  8. Волошинов А. В. «Математика и искусство», М., «Просвещение»,2000г

  9. Увлекательные путешествия в Древний Египет. Смоленск, изд. «Русич», 2000 г.

  10. Петров А. «Город Пушкин. Дворцы. Парки», Ленинград, «Искусство», 1977 г, стр.129.

  11. Видеофильм «Великолепие фараонов», редактор Акищенкова В. В., Текст Мухаммед Салех, музыка Омар Хайрайт.