страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) Тема урока: Действия - страница №1/1
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) Тема урока: Действия с многозначными числами. Ограниченность ресурсов. Выбор. Тип урока: урок обобщение и закрепление знаний Цель урока:
Ход урока: І. Мотивация 1. Организационный момент Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы соединяем урок математики с основами потребительских знаний, потому что каждый человек является потребителем и неизбежно сталкивается с необходимостью производить какие-либо расчёты. - Как вы думаете, в каких сферах человек на практике применяет знания по этим двум предметам? (В магазине (человек покупает - является потребителем и рассчитывает стоимость покупки ), в парикмахерской, в ателье, в ремонтных мастерских (человек заказывает услугу и подсчитывает её стоимость), в банке (человек сдает деньги в банк и подсчитывает дивиденды, берёт деньги в кредит и подсчитывает , сколько должен выплатить банку за услугу), т.е. практически везде ). - Да, эти два предмета связаны неразрывно. - А хотели бы вы построить урок в виде игры? - А в виде экономической ролевой игры- соревнования? - И если уж вы упомянули банковскую сферу, давайте примерим на себя роль банковских служащих. Итак, сегодня вы не ученики , а банковские служащие. Ваши тетради - бизнес блокноты, куда вы будете записывать все необходимые операции. Я - аудитор , проверяющий устойчивость банков. - Сейчас вы придумаете названия своим банкам и впишите их в визитку банка, а также на витрину, чтобы все видели, как называется ваш банк. - Выберите себе управляющего банком. Пусть это будет самый достойный человек, который сможет привести ваш банк к победе, потому что у нас не просто экономическая игра , а соревнование между четырьмя банками за звание «Самый надёжный банк». - Встаньте, господа управляющие. Надеюсь, ваше руководство будет достаточно эффективным. 2. Девиз работы - Чтобы настроить вас на плодотворную деятельность, предлагаю вам «собрать» высказывание величайшего русского учёного, врача и педагога Николая Ивановича Пирогова. (Группы читают свои варианты) - А теперь посмотрите, как правильно звучит высказывание этого великого человека (вывешивается на доску) Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Н.И. Пирогов - Скажите, как вы понимаете эти слова? -Я надеюсь , что слова Н.И.Пирогова станут девизом нашей с вами деятельности. И уж если мы играем в банк, то его деятельность невозможна без …? (Без денег) 3. Условия игры - Правильно. Нашей сегодняшней валютой станет один смайлик. А зарабатывать смайлики вы будете, выполняя задания, решая проблемы. Тот банк, который наберёт большее количество смайликов, будет считаться самым устойчивым, и получит звание «Самый надёжный банк». Ну, а наша валюта , смайлик, в конце урока будет конвертирована в баллы по курсу 2 к 1, т.е. если банк наберёт максимальное количество смайликов, 24, его служащие получат по 12 баллов. Максимальное количество баллов за каждое задание я буду показывать на доске. Количество смайликов и свой балл вы проставите в конце игры в свои бизнес -блокноты, а я, когда их соберу, перепроверю результат, и оценки выставлю в журнал и в дневник. - Теперь ваши первые смайлики. Банки, которые правильно собрали слова Н.И. Пирогова, могут взять из банка «Классный» по 3 смайлика. 1.Запись даты, вида работы , минутки каллиграфии - Раскройте свои бизнес - блокноты и запишите: (На доске 2 таблицы)
- Всё ли вам понятно? - Что означают цифры номера банковской операции? (сегодняшнюю дату полностью). Повторите её до конца строки. - Номер банковской операции нам известен, но, дорогие банки, у вас ещё нет расчётных счетов. 2. Математический диктант, устный счет - На доске записаны примеры. Вы записываете только ответы. Полный набор цифр и есть расчетный счет вашего банка.
- Перед тем, как записать расчетный счет в визитку банка, проверьте правильность ваших расчётов. Найдите сумму всех полученных результатов. Сколько получилось? 3.Самооценка - Управляющие, проверьте результаты работы своих банков, перевернув геометрические фигуры на обратную сторону - А теперь запишите в визитку банка номер расчётного счёта. 4. Работа с геометрическими фигурами - Посмотрите, какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, треугольник, квадрат, пятиугольник) -Какая фигура «лишняя»? Почему? (Круг, т.к. это не многоугольник) 5. Работа с числами -Посмотрите на числа внутри фигур. Что вы можете сказать о них? Чем они похожи? (Все эти числа заканчиваются нулями, являются круглыми) -Какое число «лишнее»? Почему? (Число 70, оно двузначное, остальные трёхзначные) -Запишите число 70 в графу «код сейфа», ведь вам нужен доступ к деньгам банка. Остальные цифры кода вы узнаете, когда найдете значение выражения:
6.Самоценка ,самопроверка («Бананы») -Чтобы проверить себя, вычеркните из данного ряда чисел номер нашей банковской операции. Если ответ совпадёт, вы решили выражение правильно, а значит, ваш банк узнал последние цифры кода сейфа -Представители банков, подойдите к доске и найдите цифры кода. 1банк : 2241102011 2банк: 29211127011 3банк:225112011 4банк:2211142011 - Совпали ли ответы? -Управляющие, оцените работу служащих своих банков … и запишите в визитку цифры кода сейфа. -Молодцы все банки. Вы открыли сейфы, а значит, получили доступ к деньгам банков. -Деньги банков - это их ресурсы. К какому виду ресурсов относятся деньги? (К экономическим ресурсам) -Что это за ресурсы? (экономические ресурсы - это ресурсы, созданные трудом человека) - Какие ещё виды ресурсов вы знаете? (природные, трудовые) -Расскажите о них: (Природные ресурсы - все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности) 1 (Трудовые ресурсы - все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду; к ним не относят детей и пенсионеров) 1 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - А сейчас , уважаемые сотрудники банков, у нас производственная гимнастика. ІІІ. Обоснование обучения (практикоориентированные задания) 1.Экономические задачи - Чтобы мне, как аудитору, проверить устойчивость банков, я должна знать квалификацию служащих банков, а значит, их умение решать экономические задачи. - Разберите задачи , и попытайтесь их решить и объяснить своё решение. Само решение в виде примера запишите в свои бизнес - блокноты. 1 банк Задача В ваш банк пришла пенсионерка Иванова Мария Петровна. Она хочет взять кредит на 2000 грн ., чтобы купить на зиму:
Сможет ли пенсионерка Иванова выполнить всё задуманное? Что бы вы могли ей предложить? (Задуманная покупка будет стоить : 500+500+250+250+1000=2500(грн.) Ивановой нужно либо взять кредит на 2500, а не на 2000 грн., либо отказаться от покупки или дров, или угля, т.к. они взаимозаменяемы ) 2 банк В ваш банк обратился частный предприниматель Петров. Он просит ваш банк предоставить ему кредит на 3000 грн. На эти деньги он хочет:
Сможет ли Петров выполнить задуманное? Что вы ему посоветуете? (Задуманная покупка будет стоить: 700+2000+300+1000=4000(грн)Петрову нужно либо взять кредит не на 3000 грн., а на 4000 грн., либо отказаться от труда наёмного работника и работать самому ) 3 банк Фермер Сидоров хочет купить трактор за 10000 грн. Он вырастил овощи и продал урожай:
Сможет ли Сидоров купить на эти деньги трактор? Что вы ему посоветуете? (2300+2500+2700+1500=9000 (грн.) Не сможет. Ему не хватит 1000 грн. Сидорову нужно либо отказаться от покупки, либо взять кредит в банке на 1000 грн.) 4 банк В вашем банке создаётся новый отдел. На оплату работников выделяется 20000 грн. в месяц. По штатному расписанию должны быть такие работники:
Возможно ли создать такой отдел? Что нужно сделать, если возникнут проблемы? (3500 +2*2500+7*2000+1500=24000(грн) 24000-20000=4000(грн) Такой отдел создать невозможно. Не хватит 4000 грн. Нужно либо попросить руководство банка увеличить финансирование отдела на 4000 грн., либо нанять не 7 служащих , а 5. ) - Молодцы все банки. Управляющие, оцените работу своих служащих. 2. Закрепление изученного. Выводы 1 - Уважаемые банки, вы все решали задачи о ресурсах. С какой проблемой вы столкнулись? (С проблемой ограниченности ресурсов.) - Что вам пришлось делать при решении этой проблемы? (Пришлось делать выбор.) - Вот мы и подошли к формулировке главных слов нашего урока - игры. Зачеркните из этой записи сегодняшнюю дату и вы сможете прочитать эти слова. «Убери лишнее» Огранидвадцатьченность ресувтороерсов. Выноябрябор. - Что получилось? (Ограниченность ресурсов. Выбор.) - Молодцы все банки. Управляющие, оцените работу своих служащих. 3. Практический выбор Чтобы немного отдохнуть, я предлагаю работникам банков и нашим гостям посмотреть на картинки с изображением карандаша и конфеты, и сделать свой выбор. - Выберите что-то одно, и обведите в кружочек. - Вспомните, что такое цена выбора? (Это то, от чего человек отказался) -Правильный он или нет, вы поймёте в конце игры. IV. Осознание смысла 1.Геометрические задачи - Я, как аудитор, по-прежнему продолжаю проверять устойчивость банков , и вас ждёт очередная проверка. - Перед вами 4 геометрические фигуры, поэтому придётся выбирать. Составьте по этим геометрическим фигурам задачи, в которых требуется найти периметр и площадь. Решение и ответ запишите в свои бизнес - блокноты. цветом) (нарисова- но белым цветом ) 10м (нарисовано красным цветом) (нарисовано синим цветом) 25 м 20 м 15 м 10 м (Ответы банков: 1 банк Задача: Длина класса 30 метров, ширина - 10 метров. Найдите его периметр и площадь. Решение: Р = (30+10)*2=80 (м), S=30*10=300(м2) Ответ: периметр класса 80 метров, а его площадь - 300м2. 2 банк Длина детской площадки 20 м, а ширина - 10 м. Найдите периметр и площадь детской площадки. Решение: Р = (20+10)*2=60 (м), S=20*10=200(м2) Ответ: периметр детской площадки 60 метров, а её площадь - 200м2. 3 банк Под огород выделили участок в форме квадрата. Длина его сторон по 15 метров. Найдите периметр и площадь огорода. Р=15*4=60 (м) S=15*15=225(м2) Ответ: периметр огорода 60 метров, его площадь - 225м2. 4 банк Длина здания банка 25 м, ширина 15 м. Найти периметр банка, его площадь. Решение: Р = (25+15)*2=80 (м), S=25*15=375(м2) Ответ: периметр здания банка 80 метров, его площадь 375 м2.) 3 - Молодцы все банки. Управляющие, оцените работу своих служащих. V. Рефлексия 1. Разноцветные фигуры - А теперь переверните свои фигуры и посмотрите на их обратные стороны. Прочитайте вопросы и попробуйте дать ответы на них, рассказав какого цвета ваш четырёхугольник. (Ответы банков: 1 банк Наш четырёхугольник чёрного цвета.
2 банк Наш четырёхугольник красного цвета
3 банк Наш квадрат белого цвета
4 банк Наш прямоугольник синего цвета
- Молодцы все банки. Управляющие, оцените работу своих служащих. 3 - И подсчитайте, сколько смайликов заработал ваш банк. Управляющие ,запишите результат в визитку банка. Служащие, запишите результат своего банка в бизнес - блокноты и переведите его в баллы. - А теперь, управляющие, запишите результаты в таблицу на доске:
2.Объявление победителя - Итак, победителем нашей ролевой экономической игры- соревнования стал банк… - Управляющие, поздравьте своих служащих, а остальным банкам мы ещё дадим возможность самоутвердиться на других уроках. 3.Итог урока - На этом можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли выбор сделали, выбирая между конфетой и карандашом. - Встаньте те, кто выбрал карандаш, отказавшись от конфеты. За активную работу на уроке вы получаете карандаши. - Встаньте те, кто отказался от карандаша и выбрал конфету. Вам в подарок конфеты. - Какова цена вашего выбора? _ Всем нам я желаю делать всегда правильный выбор.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА + ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ) ТЕМА: Действия с многозначными числами. Ограниченность ресурсов Выбор. Урок составлен и проведен учителем начальных классов Кондуфоровой В.А. в 4 - А классе Запорожской ООШ № 84 |
|