Инструкция по обработке археологических данных в программном комплексе Credo Версия 0 Составили - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модель угроз безопасности персональным данным при их обработке в... 1 82.13kb.
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных... 1 120.44kb.
1. Термины и определения (документы фстэк россии) Безопасность персональных... 1 151.26kb.
М. М. Степанова Разработка в программном комплексе distolymp подсистем... 1 11.13kb.
Положение об обработке персональных данных в управлении тэк и жкх... 1 187.81kb.
Рекомендации по заполнению уведомления об обработке персональных... 1 84.03kb.
Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств... 2 420.86kb.
Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных... 1 103.83kb.
«Автоматизация обработки инженерно-геодезических данных с использованием... 1 18.11kb.
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке... 4 1292.38kb.
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке... 4 1254.82kb.
Моё педагогическое кредо Мой язык – мой мир, моя душа Учитель – мудрость... 1 111.9kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Инструкция по обработке археологических данных в программном комплексе Credo Версия - страница №1/1



ООО «НАЦ АВ КОМ-Наследие»


Инструкция по обработке

археологических данных

в программном комплексе Credo

Версия 1.0




Составили: Трунова Н. Е.,

Хребтикова К. С.

Екатеринбург, 2006
Введение
Данная инструкция предназначена для того, чтобы оптимизировать работу пользователей программного комплекса Credo по камеральной обработке археологических данных: создания электронной коллекционной описи, планов находок, очертаний, топографических планов местности, модели поверхности отдельного памятника и т.д.

Комплекс Credo состоит из следующих программ: CredoDat, Topoplan и Transform. Первая позволяет осуществлять ввод и первоначальную обработку исходных данных (внесение координат точек, пунктов, станций). В программе Topoplan, на основе данных, подготовленных в CredoDat-III, создаются графические приложения. В Transformе происходит обработка материалов фотофиксации для создания планов очертаний горизонтов, профилей и т.д. в программе Topoplan.


Работа в Credo.Dat-III.

Стандартная схема работы в Credo.Dat включает следующие этапы:

- создание и настройка проекта;

- ввод данных;

- создание топографических объектов;

- подготовка к импорту в Topoplan (регулирование размещения надписей и др. графическое оформление).



Создание проекта в Credo.Dat. Начальные установки.

Зайдите в меню Файл→Создать→Проект. По умолчанию новому проекту присвоится имя Проект 1. Изменить его можно, используя функцию Файл→Сохранить как. Созданный проект будет храниться на жестком диске в виде отдельного файла с расширением .gds.

При создании проекта система выдаст запрос с предложением указать путь к тому классификатору, который будет использоваться в проекте (подробнее о классификаторах см. ниже).

Начальные установки системы производятся с помощью команд меню Вид и Установки.

В меню Вид регулируется количество и состав панелей инструментов, в меню Установки выбирается классификатор, системы координат и высот, цвета и шрифты; в пункте меню Установки→Настройки можно отрегулировать используемые единицы измерения, точность представления данных, выбрать вид точек при различном масштабе, осуществить общие настройки.

В пункте Система координат в выпадающем окне из списка следует выбрать Местная, проекция при этом по умолчанию будет выбрана Локальная. Далее следует нажать на клавишу По умолчанию, чтобы эта система координат использовалась в проекте. Аналогично в пункте Система высот следует выбрать условную и установить ее по умолчанию.

Выбрав в меню Установки команду Таблицы, в выпадающем окне Настройка представления таблиц можно последовательно отрегулировать вид каждой необходимой таблицы: состав и порядок следования колонок в ней, их ширину; зайдя в поле Заголовок, можно изменить названия столбцов и т.д.

Когда все общие настройки выполнены, нужно задать настройки для самого проекта. Для этого следует зайти в меню Данные→Свойства проекта, где последовательно заполнить все восемь вкладок.

На вкладке карточка проекта следует выбрать его имя, ближайший нас. Пункт, установить масштаб съемки, выбрать используемый классификатор и систему кодировки, установить нужный гриф секретности;

на вкладке Система координат установить системы координат (местную) и высот (условную).

Далее, установить необходимую точность представления данных, пометить, нужно ли учитывать какие-либо поправки, если да, то указать, какие. На вкладке Координатная сетка установить шаг координатной сетки (в метрах), вид и предельный масштаб ее отображения. На вкладке Планшетная сетка выбрать активную (или активные) планшетную сетку (они различаются по масштабу). На вкладке Инструменты имя инструмента по умолчанию стоит Default. Для изменения его имени предназначена кнопка Переименовать. При необходимости, можно создать новые строки с новыми инструментами. На этой вкладке в соответствующих окнах устанавливается формула для расчета вертикального угла (берется из паспорта используемого инструмента), выставляется высота рейки и вводятся поправки прибора.

После настраивания проекта можно переходить к вводу данных. (В случае, если данные вводятся посредством импорта измерений и в файле импорта содержится информация о станциях и дирекционных углах, то вручную их значения вводить не нужно. Если же в файле импорта есть только данные по точкам или целям, то указанные параметры следует ввести в соответствующих таблицах Credo.Dat вручную. Тогда вся импортируемая информация будет согласовываться с установленными параметрами. Подробнее об импорте см. в разделе Импорт измерений).



Ввод данных.

Математической основой для планов находок служит предварительно созданный план раскопа – сетка угловых точек квадратов с указанием их высотных отметок. Такой план позволяет оперативно отслеживать ошибки при вводе данных (например, если находка оказывается за пределами раскопа или глубина ее залегания получается меньшей, чем показывают отметки, полученные в результате микронивелировки дневной поверхности). Пунктам при этом следует присваивать имена, начинающиеся с какой-либо буквы (например, Р102). Это делается для удобства различения имен точек поверхности и имен находок. Последние удобнее заносить только по номеру - шифр находки по коллекционной описи принимается за ее имя (например, 1221).

Местоположение находки определяется в трехмерной системе координат. В зависимости от того, как были произведены измерения, координаты по осям абсцисс и ординат могут быть представлены в двух вариантах.


  1. местоположение точки определяется магнитным азимутом и расстоянием от станции теодолита;

  2. координаты задаются от условного севера и запада с указанием имени квадрата.

Кроме того, в описи всегда приводится глубина залегания находки.

В случае, если координаты были получены с помощью теодолита, данные заносятся как результаты измерений (Таблица измерения, вкладка тахеометрия). При этом следует помнить, что азимуты представлены в градусах, а расстояния и превышения – в метрах. Соответственно, если после знака градуса - ° - мы вносим один знак, например, цифру 1, то он автоматически воспринимается программой как 01 минута. Если же мы вносим один знак после запятой в графах расстояний и превышений, он воспринимается как десятые доли метра, т.е. как сколько-то десятков сантиметров.



Пример. 21°01 и 21,10 м.

Если же местоположение точки представлено в прямолинейной системе координат с указанием имени квадрата и расстояний от его северной и западной границ, то заносить эти данные следует в таблицу Пункты ПВО.



Примечание. Credo.Dat отображает пункты ПВО в графическом окне в виде условных знаков (например, при типе пунктов исходный – в виде треугольника желтого цвета). Однако, при экспорте в Topoplan эти значки исчезают и отображается только точка и ее подпись. Таким образом, результаты измерений и пункты ПВО оказываются графически представлены одинаково.

Если координаты точки даны в прямоугольной системе, существуют два способа их пересчета в абсолютные (в пределах раскопа, а не квадрата) значения по осям абсцисс и ординат. Первый путь – работа с созданной в программе Topoplan схемой раскопа – расчерчиваются квадраты, подписываются их имена, а у каждой линии подписывается ее значение по осям абсцисс и ординат.

При работе с такой схемой оператор, 1) находит на ней нужный квадрат, 2) вычитает из значения верхней его границы координаты находки по северу, 3) прибавляет к значению левой границы квадрата координату, взятую от условного запада.

Пример. Запись в коллекционной описи:

123 кер. орн. Л 10 С – 10, З – 12 -123


X= 2–0,1= 1,8 Y= 0+0,12=0,12
М 12 С – 156, З – 34
X= -2-1,56= -3,56 Y= 2+0,34= 2,34
К 12 С – 181, З – 8
X= -2-1,81= -3,81 Y= -2+0,8= -1,92

Второй путь – создание дополнительных систем координат для каждого квадрата.

Ввод данных в Credo.Dat осуществляется тремя способами: ввод вручную в табличном редакторе на основании рукописных журналов и описей; импорт данных непосредственно с электронных приборов (точнее, с файлов, созданных на приборах и сохраненных на жестком диске компьютера; импорт из текстовых файлов, созданных в Блокноте или в Excel.

При импорте данные измерений (тахеометрии) и данные точек (пункты ПВО, отснятые в полярной системе координат) заносятся в разные таблицы, но процедура импорта построена по общему алгоритму:



ФайлИмпортТочки (по шаблону)\Измерения (по шаблону).
Так как программа Credo.Dat предназначена для обработки геодезический данных, количество граф таблиц в Credo и их содержание жестко регламентированы, и не вся информация коллекционной описи может быть представлена. Вследствие этого наиболее удобным представляется изначально заносить данные коллекционной описи в программе Excel, что позволит, а) - ввести в создаваемую таблицу все необходимые графы, и б) –осуществлять все необходимые выборки.

Программный комплекс Credo позволяет осуществлять импорт данных, представленных в текстовом формате. Поэтому выборки, созданные в программе Excel, следует сохранить с расширением .txt, а затем импортировать в Credo.Dat. (Процедура импорта описана ниже).



Работа в Excel
Excel дает возможность представить данные коллекционной описи в виде электронной таблицы. Графы таблицы повторяют название граф описи, к ним также можно добавить колонки с дополнительными значениями (например, хронологической принадлежностью артефактов и т.д.) и присвоить им определенную кодировку, по которой будет удобней делать всевозможные выборки. Данные коллекционной описи, занесенные в электронную таблицу, могут выглядеть следующим образом:


№ П/П

 


№ по полевой

 


квадрат

 


глубина

 


расстояние

 


азимут

 


тип находки

 


слой,

объект


Хронологическая

принадлежность*



1

5834

Л - 9

239

25,10,0

236,44

керамика

 

 Р

2

5942

З - 6

210

17,62

233,15

керамика

 

 Э

3

 2541

Ж - 6

210

17,60,0

233,19

камень

 

 С


* В этой колонке мы используем в качестве основы для кодировки буквы русского алфавита, так, буква «Р» обозначает ранний железный век, «Э» - энеолит, «С» - средневековье и т.п. Это позволит, например, сделать выборку всех находок, принадлежащих к энеолиту и т.п. По необходимости можно вводить другие дополнительные колонки со своей системой кодировки.
После того, как мы внесли все данные о находках в таблицу, для дальнейшей работы необходимо сохранить документ, созданный в Excel, в формате txt (Файл→Сохранить как→Тип файла→Текстовые файлы(txt)). Этот формат позволит экспортировать данные в программу CredoDat.

Для того, чтобы импортировать данные из текстового файла необходимо настроить шаблон импорта измерений, либо открыть ранее созданный. Для этого выбираем в пункте Меню: Файл→Импорт→По шаблону измерения.




Далее: Шаблон→Открыть (нужный шаблон выбирается из папки Credo→Примеры). Затем, если это необходимо, шаблон редактируется путем нажатия клавиши .

В раскрывшемся окне на закладке Общие необходимо установить знак разделителя, который должен совпадать со знаком, отделяющим информацию в импортируемом текстовом документе между собой.


На закладке Режим в окне Режим выбрать вариант Разделители, затем в окне Набор полей указать по очереди Станции и Цели и установить для них маркеры. Маркерами могут выступать буквы или сочетания букв, которые также указываются в таблице с данными, импортируемыми в CredoDat.



Импорт точек из текстового файла.

Данные коллекционной описи в виде текстового документа, содержащего сведения о точках, чьи координаты даны в полярной системе координат, можно импортировать в проект Credo.Dat/

Также точки, созданные в одном документе, возможно перенести в другой. Для этого объекты будущего экспорта выделяются (если необходимо скопировать все точки, выделение производить не надо) либо в графическом окне (Правка. Выбор в окне/Выбор (контур) ) курсором, либо в таблице (возле имен нужных точек устанавливается флажок). Далее: Файл. Экспорт. По шаблону (точки). Программа задаст вопрос, все ли точки экспортировать, или только выделенные объекты (выбрать нужное). После этого программа уведомит, что объекты не уравнены. Если нам не требуется провести эту операцию, то следует продолжить экспорт. В появившемся на экране окне необходимо выбрать, куда сохранить файл, указать его имя ( с расширением .txt ). В этом же окне специальные клавиши позволяют выбрать шаблон для экспорта, произвести настройку и просмотр. Если итоговый вид документа устраивает, произвести экспорт.

Открыв тот документ, куда необходимо произвести копирование, выбрать в меню Файл. Импорт. По шаблону (точки). В выпадающем окне указать имя текстового документа для импорта, путь. Программа выдаст окно, состоящее из 2 частей: в левой – строки текстового документа, правая – пустая. Выделить курсором нужные строки. На панели инструментов появится значок Конвертировать (добавление). После нажатия на него информация скопируется в правую часть окна, но уже с разбивкой по столбцам. В заголовках столбцов автоматически ставится Игнорировать. Щелкнув по заголовку столбца правой клавишей мыши, в выпадающем списке можно выбрать одно из предлагаемых данным шаблоном имен (например, Имя точки). (Сам шаблон можно редактировать с помощью специальной клавиши на панели инструментов, вызывающей контекстное меню Редактировать шаблон. Сам же шаблон можно создать в Редакторе шаблонов (дополнительные компоненты Credo.Dat ). После того, как имена столбцов изменены, на панели инструментов в левой части окна появится значок Импортировать. Его нажатие и позволяет завершить всю операцию.

Под точками подразумеваются некоторые пункты с координатами, измеренными по трем осям (прямоугольная система координат). Под измерениями – пункты,координаты которых измерены в полярной системе (азимут, расстояние, превышение). При импорте измерений, осуществляемом аналогично импорту точек, по шаблону, необходимо сделать определенные настройки. Так, в текстовом файле, подготовленном для импорта, перед именем пункта должен быть дескриптор, указывающий, чем данный пункт является: станцией, целью и т.д. Остальные параметры должны быть отделены друг от друга разделителями, согласно настройкам шаблона. Например:

ц 155; 324,10; 28,75; -1,15; 666

ц - цель

155 - имя пункта

324,10 - азимут

28,75 - расстояние

-1,15 – превышение

666 – код топографического знака

В этом же текстовом документе отдельной строкой можно прописать параметры станции, с которой производилась съемка. Либо – импортировать пункты, а затем уже в файле . gds произвести необходимые настройки для создаваемой по умолчанию станции Default. В любом случае, для того, чтобы программа могла корректно произвести расчет, необходимо соблюсти следующие условия:



  1. На вкладке Пункты ПВО должны быть указаны координаты станции в прямоугольной системе, тип пунктов – исходный (не участвует в перерасчетах)

  2. На вкладке Дирекционные углы должны быть указаны привязки станции – два, или, как минимум, один дирекционный угол на какой либо пункт с известными прямоугольными координатами

  3. На вкладке Измерения, тахеометрия в списке пунктов, помимо импортированных измерений, должен быть проставлен один пункт (с известными прямоугольными координатами) с указанием его координат в полярной системе.

  4. Если при импорте измерений не были прописаны параметры станции в импортируемом текстовом документе, то после произведения всех необходимых настроек файла, надо зайти на вкладку Расчет панели задач, выбрать Предобработка→ Рачет.


Редактирование подписей точек.

Так как находок на плане может быть достаточно много, их подписи могут наслаиваться друг на друга, что затрудняет чтение плана. В меню Установки возможно задать подходящий размер подписей. Также можно перемесить подпись точки в удобную для прочтения позицию. Сделать это возможно двумя способами. Щелкнув правой клавишей мыши по нужной точке (курсор должен быть установлен в режиме Захват), в выпадающем меню выбрать Пункт, Поместить надпись в 1-й квадрант (во 2-й, 3-й, 4-й). Но при этом подпись может оказаться достаточно далеко от точки и притом только под ней либо на одном с ней уровне. Более удобен другой способ – свободное перемещение. На панели инструментов следует нажать кнопку Т – Работа с текстом. После чего в меню Чертежи выбрать Текст и в выпадающем меню – Переместить. После этого в графическом окне захватить нужную подпись курсором и переместить ее в более удобную позицию (программа при этом линией показывает место первоначальной привязки подписи точки). Если значки объектов наложились один на другой и подпись оказалась скрыта, можно выделить нужный пункт в таблице, установив рядом с ним флажок. В графическом окне точка и ее подпись выделятся желтым цветом.


Создание топографических объектов.

В комплексе Credo две программы позволяют создавать топографические объекты: Credo.Dat и Topoplan, причем объекты Credo.Dat возможно импортировать в Topoplan, если схемы соответствия кодов классификаторов в обеих программах настроены корректно. По умолчанию в обеих программах вложены классификаторы топографических объектов, включающие точечные, линейные и площадные ТО, используемые в геодезии и картографии. Так, базовый классификатор Credo.Dat даже представлен в виде отдельного файла – C:\Program Files\Credo-III\Материалы практикума и упражнений\ Топоплан\Классификатор_2001.cls. Данный классификатор, предоставляемый разработчиками программы, может быть дополнен всеми необходимыми ТО. Вариант классификатора, предназначенный для работы с археологическим материалом, находится по следующему адресу: Р1000-1:\D:\Общие ресурсы Credo\ Классификатор_археология.cls.

И Topoplan, и Credo.Dat поддерживают по две системы кодирования: в Credo.Dat это Базовый код и Код 1, а в Topoplan – код Credo.Dos и Базовый код ( схема соответствия кодов представлена в Приложении 1).

В пределах одной системы кодирования код ТО должен быть уникальным.

Базовый код Credo.Dat – единая для всех содержащихся в программе ТО система кодирования. Та как эта система уже содержит достаточно большое количество ТО, многие сочетания цифр уже оказываются «занятыми» существующими ТО и пользователю приходится подбирать для создаваемых объектов коды, еще не представленные в системе.

Код 1 Credo.Dat – произвольно создаваемая пользователем система кодирования. Так как пользователь создает ее с нуля, он может в ее пределах выбрать любые удобные цифровые сочетания.

Код Credo.Dos предоставляется в Редакторе символов Topoplan’а существующим и вновь создаваемым символам, на основе которых в Редакторе Классификатора Topoplan (Базовый код Topoplan) создаются, в свою очередь, ТО.

При импорте проекта из Credo.Dat в Topoplan программа предлагает настроить схему соответствия классификаторов. Чтобы эта операция была проведена успешно и все топографические объекты одной программы были правильно распознаны в другой, достаточно, чтобы коды одной из систем кодирования Credo.Dat совпадали с кодами одной из систем кодирования Topoplan’а.

(Если в проекте Credo.Dat используется Классификатор_археология.cls, то схема соответствия настроена следующим образом: Код 1 Credo.Dat = Базовый код Topoplan.

Алгоритм создания новых видов ТО в комплексе Credo.

Так как графические приложения выпускаются, в основном, из программы Topoplan, то для нас важнее надлежащим образом настроить внешний вид ТО именно в этой программе, для чего в Topoplan существует много больше возможностей, чем в Credo.Dat.



  1. Необходимо войти в Редактор символов Topoplan’а. Это можно сделать как непосредственно из работающей программы ( меню Установки → Редактор Символов), либо через Пуск→Программы→Credo-III→Дополнительные компоненты→Редактор Символов.

  2. Создать в Редакторе Символов новую папку – Археология (если она еще не создана).

  3. Выбрать из уже существующего набора подходящий знак и сохранить его в папке Археология под новым именем, при необходимости отредактировав (Редактор Символов позволяет осуществлять рисование в режиме реального времени с использованием всех стандартных средств Topoplan’а: построение прямой, окружности, касательной, региона, графической маски и т.д. Координаты символа и его масштаб также регулируются. (Необходимо помнить, что центр редактируемого символа смещать не следует, иначе он будет отображаться не четко в точке привязки.)

Измененный символ следует сохранить в папке Археология, причем ему следует присвоить не только новое имя, но и код. Подобрав сочетание цифр, которое еще не задействовано в Credo.Dos – системе кодирования Редактора Символов, мы заносим его в графу Код. Название символа должно состоять из двух частей: первая – цифровая – повторяет заданный код, и через дефис пишется само название символа (например, символу с кодом 666 было присвоено имя 666-керамика).

  1. В Редакторе Классификатора Topoplan ( меню Установки → Редактор Классификатора, либо Пуск→Программы→Credo-III→Дополнительные компоненты→Редактор Классификатора) необходимо создать новую папку – Археология (если она еще не создана). Для этого в существующем дереве слоев выбрать папку, которая будет для вновь создаваемой родительской, например, Топоплан, либо же корневую – Классификатор; затем щелкнуть по ней правой клавишей мыши и в выпадающем меню выбрать Добавить слой, после чего озаглавить папку. Щелкнув два раза мышью по вновь созданной папке, можно сделать активной правую часть окна

  2. В правой части окна щелкнуть мышью по крайней левой кнопке панели инструментов – Добавить объект.

Во вновь появившейся строке таблицы следует задать имя объекта, во втором столбце таблицы выбрать его тип из выпадающего списка (Точечный/Линейный/Площадной), Следующие три столбца таблицы представляют собой коды объекта в разных системах кодирования. В первой, Credo Dos, следует ввести код символа, который будет отвечать за графическое отображение объекта, вторую колонку, Credo Dat, пока не заполняем, в последней, Базовый код, следует выбрать сочетание цифр, еще не использованное в системе кодирования Редактора Классификатора.





  1. Выделив строку создаваемого объекта, следует перейти в нижнюю правую часть окна и щелкнуть по клавише Символ, после чего окно с именем символа станет активным.

Щелчок мыши по знаку многоточия вызовет окно Выбор Символа, в котором и следует выбрать нужный символ.



Процедура создания ТО в программе Topoplan завершена, следует закрыть Редактор Классификатора и перейти в программу Credo.Dat.



  1. Открыть любой существующий проект Credo.Dat, выбрать вкладку Топографические объекты (одна из шести таблиц, в которых можно работать в программе). В левой части окна мы увидим существующее дерево слоев ТО Credo.Dat, в котором и можно выбрать нужную папку. (Во время создания ТО программа предлагает только те виды объектов, которые представлены в открытой папке). Если нам необходимо создать новый вид ТО, следует щелкнуть мышью по кнопке Классификатор , расположенной в левой верхней части окна.

Классификатор стал доступным для редактирования.



  1. В появившемся окне классификатора следует выбрать нужную папку либо создать новую ( аналогичная процедура создания папки описана выше для Редактора Классификатора Topoplan). ( В файле Классификатор_археология.cls. археологические ТО созданы в папке Прочие.

Выделив нужную папку, в правой части окна классификатора следует щелкнуть правой клавишей мыши и в выпадающем меню выбрать Добавить строку (либо же просто встать на существующую строку и нажатием клавиши ↓ создать новую строку.



  1. В первом столбце таблицы - Базовый код - ввести код ТО, выбрав сочетание цифр, еще не использованное в системе. В следующей колонке - Тип условного знака – по умолчанию стоит Точечный (как его изменить, будет описано ниже). В следующей колонке – Описание УЗ – ввести наименование ТО. В графе Принадлежность рельефу из выпадающего списка выбрать нужное. Последняя колонка таблицы – Код 1 – предназначена для ввода пользовательского кода знака. Различие Кода 1 и Базового кода состоит в том, что последний уже содержит достаточно много цифровых обозначений существующих условных знаков, и потому многие сочетания цифр уже заняты. Нам же необходимо создать соответствие между кодами Базового кода Topoplan и кодами объектов в программе Credo.Dat. Поэтому в создаваемой самим пользователем «с нуля» системе кодирования Код 1 мы можем ввести любой код, который нам нужен, - в данном случае, дублирующий код того же ТО в системе кодирования Базового кода Topoplan.

  2. Щелкнув мышью по изображению текущего Условного Знака в правом нижнем углу окна, мы вызовем выпадающее окно Стиль Условного знака, где и получим возможность редактировать последний: выбрать тип УЗ (линейный \площадной \точечный), цвет отображения, размер.

В предлагаемом программой наборе шрифтов содержится достаточно большое количество графических знаков, и можно выбрать подходящий. (Так как печать графических приложений осуществляется, в основном, из Topoplan’а, то внешний вид УЗ в программе Credo.Dat нам не очень важен, достаточно совпадения кодов и описаний ТО в двух программах). При желании, изображение УЗ можно позиционировать. Для этого нужно щелкнуть мышью по крайнему правому значку на панели инструментов окна Стиль условного знака. В появившемся окне Позиционирование знака можно курсором изменить положение центра УЗ и его размер.



Когда все графы таблицы Классификатора заполнены и подходящий символ выбран, окно Классификатора можно закрыть.



  1. Далее следует вновь войти в Редактор Классификатора Topoplan и заполнить графу Credo Dat таблицы, которую мы до этого оставили пустой (см. пункт 5).

Новые виды ТО созданы.
Когда все необходимые виды ТО имеются в распоряжении, можно приступить к созданию конкретных ТО. Это возможно сделать в обеих программах: и в Credo.Dat, и в Topoplan. Но лучше создать ТО непосредственно в Credo.Dat, так как эта программа позволяет осуществлять операции над группами объектов, а корректировку (при необходимости) осуществлять в Topoplan.

  1. ТО в проекте Credo.Dat можно создать на основе уже имеющейся точки. Сделать это можно тремя способами.

а) В графическом окне выделить точку, на которой нужно создать ТО, щелкнув по ней мышью. Щелчок правой клавиши мыши по выделенной точке вызывает выпадающее меню, в котором необходимо выбрать пункт Создать точечный топографический объект. В выпадающем списке программа предложит имеющийся набор видов ТО. Выделив нужную строку, нажмите клавишу ОК .

б) Выберите вкладку Топографический объект левой части окна проекта Credo.Dat. С клавиатуры введите имя точки, на которой вы хотите создать ТО, через слэш указав имя станции, к которой принадлежит данная точка (например, 223\Т1). Из выпадающего списка выберите код нужного вида ТО.

в) Зайдите а меню Правка→Выбор (окно) или Выбор (контур). В графическом окне выберите группу точек, на которых вы хотите создать ТО.

Щелкнув правой клавишей мыши, выберите Создать точечный топографический объект, аналогично операции, описанной выше. В таблице Топографические Объекты в левой части окна появится список всех точек, на которых созданы ТО. Но часть этих точек – математическая основа плана, т.е. отметки высот поверхности, а не находки какого-то вида. Нивелировочные отметки отличаются от отметок находок по имени – им присваиваются имена, начинающиеся с буквы Р. В созданной программой автоматически таблице топографических объектов нужно упорядочить имена объектов (щелчком левой клавиши мыши по заголовку столбца). Выделив все объекты с именем, начинающемся с Р, нужно щелчком правой клавиши мыши в выделенном поле вызвать выпадающее меню и выбрать в нем Удалить строку.


Во время импорта проекта Credo.Dat (файл с расширением .gds.) в проект Topoplan программа выдаст окно с вариантами соответствия Классификаторов. В левом окне следует из выпадающего списка выбрать Код 1, в правом – Базовый код. Программа выдаст список видов ТО, встречающихся в проекте. В случае корректного совмещения кодов, названия ТО в левом и правом списках совпадут и все надписи списка будут черного цвета (в случае несовпадения – красного).

Импортированные ТО отобразятся в проекте Topoplan теми знаками, которые созданы в этой программе.


ТО можно создавать и редактировать также в самом Topoplan’е. Для этого в меню Ситуация следует выбрать Топографический объект. Программа предложит несколько вариантов создания ТО: по курсору,… Щелкнув курсором по той точке, на которой нужно создать ТО, в появившемся окне выбрать нужный вид ТО. Щелчком по клавише  в окне редактирования в правой части экрана мы завершим операцию.

Редактирование ТО.

Редактировать ТО можно, выбрав в меню Ситуация →Редактировать ТО. Выделив нужный ТО, в правой части окна в окне редактирования можно изменить местоположение и код ТО (выбрать другой вид ТО для данного объекта).


Подгрузка классификатора из одной базы данных в другую.

Так как базы данных Topoplan’а с заключенной в них информацией существуют в виде автономных единиц и не сообщаются друг с другом напрямую, изменения в классификаторе одной базы не отразятся в других базах. Если же необходимо подгрузить измененные дополнительные компоненты из одной базы в другую (это могут быть не только изменения, произведенные в Редакторе Символов и в Редакторе Классификатора, но и в Редакторе Шаблонов, Редакторе Линий и Штриховок), то необходимо зайти в меню ПускCredo-IIIДополнительные компонентыМенеджер Баз Данных.

В окне Менеджера Баз Данных есть две кнопки: Экспорт общих ресурсов в файл DBX и Импорт общих ресурсов из файла DBX. Выделив в списке баз ту, ресурсы которой будут исходными, щелкнуть мышью по кнопке Настроить приложения на работу с базой данных (Рядом с выбранной базой появится знак стрелочки). Затем щелкнуть по кнопке Экспорт общих ресурсов в файл DBX, и, последовательно отвечая на запросы программы, осуществить экспорт общих ресурсов в отдельный файл.

Настроив приложения на работу с той базой, куда надо подгрузить новые ресурсы, аналогичным способом осуществляете процедуру импорта.


Работа в Topoplan.

Программа Topoplan в процессе обработки археологических данных может быть использована для нескольких целей:

- создания топографических планов местности;

- создания модели поверхности отдельного памятника;

- создания планов находок, планов очертаний и др. необходимых графических приложений.

Все эти различные виды итоговой документации создаются не «с нуля» каждый раз, а на основе общей базы данных, относящейся, например, к одному памятнику. Соответственно, работу в Topoplan следует начинать с создания базы данных.



Создание Базы Данных.

  1. Зайдите в меню Пуск→Программы→Credo-III→Дополнительные компоненты→Создание персональной Базы Данных.

2. Задайте имя базы, выберите, какими общими ресурсами вы будите пользоваться: предлагаемыми программой по умолчанию или уже отредактированными в какой-то другой БД и сохраненными в отдельном файле DBX. Если вы выбрали последний вариант, укажите путь к нужному файлу общих ресурсов. Нажав Далее, увидите в окне путь к вашему вновь созданном файлу. Также можно ввести пароль, однако делать это не рекомендуется, т.к. без его знания нельзя будет открыть базу. База будет создана после нажатия кнопки Создать.



Создание набора проектов.

Информация, находящаяся в БД, организована в проекты. Проектов может быть много, и поэтому, для удобства пользователя, он может открывать их не все сразу, а создавать, по мере необходимости, отдельные наборы проектов. Схематично организацию информации в программе можно представить следующим образом:



База Данных

( проекты 1, 2, 3, 4, 5…n)



Набор проектов 1 Набор проектов n

↓ ↓


проект 1 проект 1

↓ ↓


проект 2 проект 5

↓ ↓


проект 3 проект 18

↓ ↓


проект 4 проект n


  1. Настроив приложения на работу с вновь созданной БД, откройте программу Topoplan. В меню Файл выберите Создать набор проектов. В появившемся окне в правой части экрана возникнет надпись Новый набор проектов. Щелкнув по ней правой клавишей мыши, в выпадающем меню выберите Переименовать и задайте новому набору проектов нужное имя.

  2. В меню Установки выберите пункт Свойства набора проектов. В выпадающем окне слева появится список установок, определяющих свойства набора проектов, такие как …

Обязательными для заполнения здесь являются следующие пункты: масштаб и координатная сетка. Зайдя в раздел Масштаб, в правой части диалогового окна установите необходимый масштаб съемки, например, 1:50. Там же выберите из выпадающих списков типы системы координат и высот – местную и условную соответственно.



В разделе Координатная сетка выберите шаг координатной сетки ( в метрах), масштаб, до которого следует отображать сетку, вид ее отображения (например, кресты в узлах), и убедитесь, что галочка рядом с надписью Отображать координатную сетку стоит – или снимите ее, если она вам не нужна. Убедитесь, что в разделе Единицы измерений выбраны нужные вам. При необходимости в окне Свойств набора проектов можно отредактировать вид отображения отдельных элементов, установить дополнительные системы координат и т.д. Когда все необходимые изменения внесены, зажмите на клавишу Применить или О’К в нижней части окна и закройте его.



  1. В правой части экрана в окне редактирования выделите строку с названием вашего набора проектов. На панели инструментов этого окна выберите кнопку Создать узел на уровень ниже и нажмите ее. В дереве слоев на уровень ниже появится надпись Новый узел. Задайте ему имя, аналогично тому, как вы сделали для набора проектов. Выделив строку с только что созданным элементом, на локальной панели инструментов выберите Создать проект.

  2. В выпадающем меню программа предложит вам два варианта создания проекта: Создать пустой проект и Создать проект импортом внешних данных. Установите галочку против нужного пункта. Если вы выбрали первый вариант, то получите чистый проект, в который в дальнейшем можно будет врезать или добавить любую нужную информацию. Если же вы выбрали Создать проект импортом внешних данных, то программа в выпадающем списке предложит вам варианты типов данных для импортирования.

Импорт проекта Credo.Dat.

Если вам необходимо импортировать проект, созданный в Credo.Dat, следует в выпадающем списке выбрать пункт Импорт файла .gds. В окне ниже укажите путь к нужному файлу. Нажмите кнопку Импортировать. Далее программа предложит вам установить соответствие кодов топографических объектов между импортируемым проектом Credo.Dat и тем проектом Topoplan, в который осуществляется импорт (данная процедура подробно описана в главе, посвященной созданию ТО). В левом окне выберите Код 1, в правой – Базовый код. Программа выдаст два списка ТО, имеющихся в импортируемом проекте, - в левой и правой части окна. Убедитесь, что они идентичны и что все надписи отображаются черным цветом (это означает корректность совмещения кодов). Нажмите клавишу О’К. Программа выдаст вам протокол импорта. Если он вам не нужен, просто закройте это окно. Если же нужен, задайте новому файлу имя и укажите к нему путь. На этом процедура импорта завершена.



Импорт текстового файла.

Программа Topoplan позволяет осуществлять импорт данных по точкам, набранных в программе Блокнот (файл с расширением .txt.). Для начала откройте предназначенный для импорта файл и убедитесь, что он создан правильно (информация по каждой точке состоит из ее имени, координат по Северу и Востоку и глубины, все эти блоки отделяются друг от друга разделителями в виде запятой, точки с запятой или пробела; в именах точек нет символов, которые программа может воспринять как разделители – если вам необходимо импортировать группу точек с одними координатами, задайте их имена через слэш).

В окне Topoplan выделите курсором тот проект, который будет для вновь создаваемого родительским, либо выделите название самого набора проектов и на локальной панели инструментов щелкните по кнопке Создать узел на уровень ниже. Задайте новому проекту имя. Выделите его. На локальной панели инструментов выберите Создать проектСоздать проект импортом внешних данныхимпорт текстового файла. Укажите нужный вам файл и путь к нему. В появившемся окне импорта слева выберите ФайлОткрыть и укажите нужный файл. В левой части окна появится информация, представленная в файле. Просмотрите ее и отредактируйте, если нужно. Выделите строки с информацией, которую вам нужно импортировать (если вам нужна вся информация из файла, то просто укажите Выделить все. На панели инструментов в левой части окна выберите кнопку Конвертировать. Строки из левой части окна продублируются в правой, разделенные на ряд колонок. Щелкая мышью по названиям колонок, из выпадающего списка выберите для них имена (например, Имя, Север, Запад, Высота). Нажмите на кнопку Импортировать на панели инструментов. Закройте появившееся окно протокола импорта, предварительно убедившись, что в процессе импорта ошибок обнаружено не было. Программа выдаст вам предупреждение, что в процессе импорта шаблон был изменен, и спросит, сохранить ли его. Если вы хотите сохранить измененный шаблон, укажите его имя и путь к создаваемому файлу с шаблоном. Если нет, ответьте отрицательно на запрос программы. После этого Topoplan выдаст вам извещение, что импорт успешно завершен.

Импорт проекта, созданного в AutoCAD.

Topoplan позволяет корректно импортировать чертежи, созданные в программе AutoCAD.

Для этого документ, созданный в AutoCAD, должен быть сохранен с расширением .dxf.

В окне Topoplan выделите курсором тот проект, который будет для вновь создаваемого родительским, либо выделите название самого набора проектов и на локальной панели инструментов щелкните по кнопке Создать узел на уровень ниже. Задайте новому проекту имя. Выделите его. На локальной панели инструментов выберите Создать проектСоздать проект импортом внешних данныхимпорт файла . dxf. Укажите путь к импортируемому файлу.

И появившемся окне Параметры импорта DXF-файла необходимо,

а) указать коэффициент масштабирования (по умолчанию он равен единице, но, если файл создавался в AutoCAD с единицей измерения, равной, например, 1 мм, а в Topoplan за единицу принят метр, то коэффициент, соответственно, надо сделать равным 0.01.);



б) настроить схему соответствия. Для этого сначала нажмите клавишу Настроить и в появившемся окне



соотнести типы линий файла, созданного в AutoCAD, с их отображением в

Topoplan (поля, отображаемые голубым, доступны для редактирования, варианты выбора предоставляются в выпадающем списке). В колонке Графическая маска можно выбрать тип линии, в Линейный тематический объект – указать, отображать ли указанную линию в виде одного из ЛТО, существующих в классификаторе (программа предоставит окно Классификатора для выбора). Нажав Далее, точно также отрегулировать типы штриховок.

Нажав клавишу Готово, мы вернемся к исходному окну Параметры импорта DXF-файла. Нажав клавишу Выбрать, мы сможем отрегулировать типы элементов послойно:



Нажав ОК, вернемся к исходному окну →Импорт.

Программа произведет импорт и выдаст его протокол, в котором укажет, были ли в процессе импорта какие-либо проблемы и, если были, как программа их решила – например, из-за некорректности контура не удалось создать регион и была создана только структурная линия, и т.д. При необходимости, протокол можно сохранить в текстовом файле.

Необходимо указать, что программа производит импорт проекта согласно тем координатам, которые чертеж имел в AutoCAD: если какая-то точка была расположена там в начале координат, то и в Topoplan ее координаты будут (0;0). Если же местоположение чертежа в AutoCAD не было привязано к нужным координатам, то в Topoplan эту операцию можно провести, воспользовавшись возможностью преобразовывать координаты интерактивно.

Если, несмотря на проведение регулирования схемы соответствия типов линий и штриховок при импорте, что-то в виде линий или штриховок не устраивает, их также можно отредактировать, но уже как объекты Topoplan – т.е. изменить параметры графической маски: толщина линии, ее тип, цвет (его можно задать даже в виде кода цвета), принадлежность к слою, - и параметры региона: цвет фона, тип штриховки (предлагается библиотека стилей штриховок, соответствующих определенным типам объектов), слой, к которому принадлежит регион.
Преобразование координат проекта.

Организация хранения данных по проектам позволяет каждый проект рассматривать как единое целое и, при необходимости, изменять его: масштабировать, изменять его координатную привязку и т.д.

Для этого необходимо зайти в меню ПравкаПреобразование координат проекта, а далее выбрать тип преобразования (По параметрам \По совмещенным точкам \Интерактивно). Наиболее удобным является вариант преобразования Интерактивно. Выбрав один из трех вариантов, следует выделить его, щелкнув по нему мышью. Появится окно Выбор проекта. В нем в дереве слоев следует отметить тот проект или проекты, координаты которых необходимо изменить ( если выделить несколько проектов, они будут преобразованы совместно, по одним и тем же параметрам).

При интерактивном изменении мы получаем следующие возможности для редактирования: параллельный перенос, поворот, масштабирование, изменить высоты.



Параллельный перенос, т.е. перемещение проекта, производится следующим образом. На локальной панели инструментов в правой части экрана выбирается клавиша с соответствующим названием. Затем курсором (можно выбрать режим курсора: захват определенной точки – существующего элемента – или произвольное указание точки на экране) указывается исходное положение одной из точек проекта и ее конечное положение. После того, как обе точки были указаны, смещение можно отрегулировать не только визуально, но и введя его значение по осям координат.

Аналогично осуществляется и Поворот:



  1. в графическом окне указываются две точки. Направление, указываемое стрелкой с первой точки на вторую, образует азимут 1. Так как все проекты по умолчанию ориентированы на условный север, программа сама высчитывает значение этого азимута. Однако, после того, как азимут 1 был указан, его значение можно отредактировать, указав любое нужное значение в первой строке таблицы в правой части экрана.

  2. Курсором указывается третья точка – направление с первой точки на третью дает азимут 2. После его указания в таблице в правой части экрана становится недоступной для редактирования первая строка со значением азимута 1, но автоматически заполняются и становятся доступными для редактирования строки со значением угла поворота и азимута 2 (угол поворота = разность азимутов). В зависимости от того, что нам известно – угол, на который необходимо развернуть объект, или значения исходного и конечного азимутов, - мы вносим изменения либо в первую и третью, либо только во вторую строку.

Нажатие клавиши Применить (красной галочки) завершает операцию.

Масштабирование осуществляется по тому же принципу: двумя точками задается начальный отрезок (его длину можно отредактировать), затем конечный отрезок (длина также редактируется). Масштаб преобразования высчитывается автоматически, но его также можно ввести в соответствующую строку с клавиатуры.

Изменить высоты можно, нажав на соответствующую кнопку на локальной панели инструментов, и указав значение, на которое надо прирастить отметки, и, если нужно, коэффициент пересчета.

Формула пересчета:

H=H0+(H1-H0)*K+dH

dH – величина приращения отметок

K - коэффициент

HO – базовый уровень (по умолчанию равен нулю)

Допустим, что какая-то точка преобразуемого проекта имеет высотную отметку -2,30 м. Мы решили, что все точки проекта необходимо опустить на два метра, а их значения уменьшить в два раза. Тогда параметры преобразования будут следующие:

dH=-2


K=0,5

HO=0,00 ,

и, в результате преобразования, значение указанной точки будет равняться

-3,15 м.