Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная основа формирования единого образовательного простран - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... 2 376.96kb.
Программа секционного заседания 1 18.28kb.
Модель единого информационного пространства 1 80.67kb.
Конструирование единого информационного пространства образовательного... 1 99.52kb.
Урок, посвященный СНГ цель: Показать учащимся значение сотрудничества... 1 211.98kb.
Методика создания 1 311.33kb.
Лекция создана в ходе проекта «Информатизация системы образования» 1 43.22kb.
А. И. Герцена Психологический аспект информационно-деятельностной... 1 24.9kb.
Информатизация образования 1 14.21kb.
Сопоставительный анализ документов, регламентирующих модернизацию... 1 71.11kb.
Программа творческого образовательного лагеря «Молодые молодым» Подлагерь... 1 41.94kb.
Информационное пространство без границ 1 53.91kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная основа - страница №1/1


Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная основа формирования единого образовательного пространства стран СНГ


Аветисян П.С.

В настоящей статье рассматриваются вопросы такого информационно-технологического и социокультурного феномена, как глобальное информационное пространство. В этой связи автором поднимается проблема преобразования национальных образовательных систем и построения единого информационно-образовательного пространства стран СНГ.

Мировая капиталистическая система, преодолев в своем развитии фазу индустриального скачка, вступила в фазу информатизации, которую иногда называют «третьей волной», потому что по масштабу этот процесс сравним с аграрной революцией и индустриализацией. «Третья волна» характеризуется тем, что информация превратилась в главный экономический ресурс человечества. Процессы информатизации и глобализации находятся в диалектической взаимозависимости: с одной стороны, информатизация является следствием глобализации, с другой стороны, ее проводником. В настоящий момент можно констатировать, что следствием взаимодействия процессов информатизации и глобализации стало появление такого информационно-технологического и социокультурного феномена, как глобальное информационное пространство.

Единое (глобальное) информационное пространство формировалось в течение нескольких последних десятилетий: по мере того как развивалось телевидение, телефонные сети, мобильная телефония, копировальная техника, скорость передачи информации росла. Последним и самым значимым этапом формирования глобального информационного пространства стало появление и распространение Интернета. В настоящее время глобальная сеть Интернет – это явление, которое является в равной мере инструментом и продуктом глобализации.

В докладе министра Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Реймана на семинаре «Глобализация информационного пространства: вызовы и новые возможности для России», проходившем в Центре стратегических разработок в апреле 2000 года, была дана обширная и глубокая характеристика процесса создания глобального информационного пространства. В нем, в частности, говорилось: «Конец ХХ века ознаменовался огромным прогрессом в развитии телекоммуникационных технологий. Сегодня, тридцать лет спустя после создания первых компьютерных сетей и восемь лет спустя после того, как Интернет приобрел современные очертания, говорить о глобальном информационном пространстве стало не только теоретически интересно, но и практически необходимо. Пятьдесят лет тому назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, вам потребовалось бы примерно 10 дней, и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи. Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно 1 час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов. Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это требуется не более 3 секунд, а стоимость составит около 3 центов. Таким образом, стоимость упала в 1000 раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион (!) раз – это основы будущего развития всех сфер жизни общества».[Панарин, г. с.21-22.].

С точки зрения информационно-технологического подхода, можно наметить два основных вектора взаимосвязи глобализации и информатизации. Во-первых, информационные и коммуникационные технологии перекрывают расстояния и позволяют локальным процессам интегрироваться в единый процесс в реальном времени. Появление глобального информационного пространства конституировало то, что информация смогла двигаться независимо от материи на огромных скоростях, в результате, локальные процессы утратили свою автономность и находящиеся на отдаленном расстоянии люди получили возможность стать участниками и даже управляющими единых глобальных процессов. Уничтожая расстояние, информационные технологии создали «эффект призмы»: этот эффект заключается в том, что ряд информационных потоков из разных мест могут сойтись в одной точке, где интегрируются в единый процесс принятия решения, который, в свою очередь, влияет на целый ряд локальных процессов.

Это привело к формированию и реализации двух типов обратной связи. С одной стороны, структурированных и постоянных систем обратной связи, интегрированных в специальные институты и механизмы: подобного рода системы служат инструментами управления в сложных организациях. С другой стороны, технологии позволяют осуществлять сфокусированное распространение информации вне структурированных систем обратной связи, обратная связь в этом случае становится неструктурированной и спонтанной. Так, оповещение населения города о стихийном бедствии может вызвать панику или вспышку преступности.



Во-вторых, информационные технологии являются катализатором глобализации, поскольку они создают основу для развития особых видов экономической деятельности, сконцентрированных на создании, эксплуатации, поддержании и расширении информационных систем (сетей). В современной сфере услуг и на рынке труда эти виды деятельности занимают все большее место. [Брандман, 2005г., с.110]

Существует еще одна сторона глобализации, которую, так или иначе, отмечают все исследователи: изменения, происходящие в обществе под влиянием сетевых средств массовой коммуникации, не ограничиваются только определенными преимуществами и выгодами, у информационной глобализации, как и у прочих ее сфер, есть «темная сторона». Информационный терроризм, распространение нелегальных материалов (в том числе, безнравственных, возбуждающих низменные человеческие чувства), образование в Сети неформальных молодежных объединений, деструктивное влияние новых коммуникационных технологий на личность – это также атрибут существования сетевых средств массовой коммуникации, являющихся лишь вершиной айсберга поставленных Интернетом вопросов, на которые еще предстоит ответить человечеству в ближайшем будущем. Так, распространение Интернета во всем мире характеризуется явным преобладанием интересов бизнеса над интересами общества: ажиотаж, сложившийся вокруг Интернета, целенаправленно стимулируется коммерческими компаниями, производящими технику и программы для Интернета, а также создателями так называемого «информационного наполнения», между тем, опыт «традиционных» средств массовой коммуникации показывает, что коммерческий подход не способен удовлетворить социальные потребности общества в области информации.

Таким образом, самоочевидным представляется положение, что сегодня сетевые средства массовой коммуникации представляют собой новую историческую форму обеспечения взаимодействия людей. Характер и развитие этого обнадеживающего и одновременно опасного явления находится в зависимости от мировых глобализационных процессов, и в свою очередь, оказывают на них определенное влияние (в частности, обостряющее и динамизирующее).[Там же, с. 118].

Глобализация информационного пространства приводит и к существенным трансформациям в сфере сознания, знания, образования. Так, закономерно, что в науке, наряду с термином «глобальное сознание» появился термин «виртуальное сознание», который фиксирует феномен «модельного отображения действительной реальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающих иллюзию действительной реальности». [Глобалистика: энциклопедия, 2003, с. 113].

Глобальное общество, в котором нарастающими темпами идет процесс интенсификации информационных обменов, поставило перед всеми национальными образовательными системами задачу информатизации образования, соответственно, закономерно, что в контексте глобализации программы информатизации образования и создания высококачественной информационно-образовательной среды признаны приоритетными практически во всех ведущих странах мира.

Информатизацию образования принято связывать с так называемым «информационным взрывом», суть которого состоит в тенденции, заключающейся в экспоненциальном нарастании социально значимых объемов информации, которая приобрела широчайший масштаб в конце прошлого века. В контексте нашего исследования важно отметить, что новое знание и новая информация, передаваемая и накапливаемая с помощью НИТ (новых информационных технологий), в социокультурном поле не заместили и не вытеснили все прежние знания и информацию, они продолжают прибывать и суммироваться. В результате, суть информатизации состоит в становлении и развитии многоуровневой системы представления и накопления культурной информации на разных носителях и в разных знаковых системах. Кроме того, специалисты отмечают, что нарастающими темпами идет процесс «семиотизации» общества, то есть процесс появления и развития различных знаковых систем, благодаря которым образуется «информационное поле», которое становится как бы новой социокультурной средой обитания человека, состоящей из текстов, знаков, графики, звуковых и аудиовизуальных сообщений. Человек вынужден адаптироваться к новой информационной среде, поэтому информатизация ставит проблему коммуникативной адаптации человека, причем инструментами адаптации в глобальном информационном пространстве знания являются, прежде всего, средства массовой информации и коммуникации.



Проблема информатизации образования возникла из нарастающего противоречия между объемом знаний, накапливаемых человечеством в экспоненциальном темпе, и ограниченными физическими возможностями человека по их усвоению. Информация, знание и образование лежат на одном уровне в социокультурном поле, поскольку являются формами мыслительной рефлексии человечества, поэтому соотношение информатизации и образовательного процесса вполне специфично: в информатизации образования задействованы все компоненты системы образования, более того, его идейное содержание, цели, методы, технологии уже утратили традиционную стабильность и претерпели изменения с «поправкой» на информатизацию. В частности, по мнению Хилари Келлен, «для людей, занятых в сфере международного образования в Европе, «революция в информационно-коммуникационных технологиях» изменила размеры и форму самого европейского и мирового сообщества, в которых они работают. Например, на ход общеевропейской интеграции в образовании значительно повлияло устранение с помощью новых технологий некоторых барьеров в коммуникации, некоторые же остались без изменения или приняли новую форму. Электронная коммуникация между некоторыми областями Центральной и Восточной Европы и другими странами стала обычной, в то время как иные средства связи (почта и телефон) остаются ненадежными или нефункциональными, а экономические проблемы затрудняют поездки и личные контакты. Связь, основанная на одном или почти одном канале связи, имеет внутренние отличия от тех способов связи, для которых существуют альтернативные средства коммуникации. Высокая оперативность и повсеместное распространение электронных систем в некоторых частях мира порождают как надежды, так и прессинг, из-за чего возникают новое неравенство и дискриминация других регионов, в которых технологии развиваются неравномерно или где культура общения для этого менее приспособлена». [Келлен, 2000, Высшее образование в Европе. Том ХХУ, №1].

Исходя из этих рассуждений, в широком смысле, под информатизацией образовательного процесса следует понимать, прежде всего, ускорение динамики оборота знаний и информации в образовательной системе. В перспективе, в ходе информатизации и глобализации, само содержание понятия «образование» изменится и будет осуществлен переход к понятию открытого содержания образования как непрерывно изменяющейся среды, включающей информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения. В ходе информатизации трансформируется и представление общества о природе знания, адекватное изменившимся условиям.

На техническом уровне, в узком смысле, информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и воспитания. Этот процесс неизбежно ведет к информатизации самого процесса обучения, его техническому переоснащению, пересмотру и поиску новых педагогических форм и методов.

Процесс информатизации резонирует с императивами и приоритетами открытого образования:



  • опережающий характер (нацеленность на проблемы будущей информационной цивилизации);

  • повышенная доступность образования (за счет применения информационных и телекоммуникационных технологий);

  • возможность постоянного и быстрого обновления и пополнения знаний без отрыва от основной работы;

  • бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;

  • креативность как необходимое условие повышения творческого начала;

  • свобода выбора индивидуальной программы обучения из предлагаемого набора учебных курсов;

  • свобода в выборе темпов обучения за счет приема студентов в течение всего учебного года и отсутствие фиксированных сроков обучения;

  • свобода в выборе места обучения и ряд других. [Маркетинг в открытом образовании: Тезисы докладов семинара, 2000г. - с.56-57].

Кроме того, в процессе информатизации осуществляется синтез гуманитарного и естественнонаучного знания, без него невыполнимой становится задача ориентации на новое опережающее качество образования. Более того, новые информационные технологии позволяют осуществлять личностно ориентированное образование, избегая массовизации и усредненности. Информационная среда предоставляет каждому студенту возможность погрузиться в систему глобального знания, на основе которого построить собственный социокультурный опыт. В ходе образовательного процесса информационные технологии и информационные средства становятся средством осуществления мыслительной и всех других видов деятельности, то есть превращаются в своего рода продолжение человека.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что информатизация представляет собой информационно-технологическую и социокультурную основу формирования единого образовательного пространства всего мира, поскольку:



  • в настоящее время культурная информация, являющаяся содержанием образовательного процесса, активными темпами накапливается и одновременно представляется на разных информационных носителях и в разных знаковых системах, в результате, новым социокультурным контекстом образования стало информационное глобальное пространство знаний и информации,

  • нарастающими темпами идет процесс «семиотизации» общества, то есть процесс появления и развития различных знаковых систем, благодаря которым образуется «информационное поле», которое становится как бы новой социокультурной средой обитания человека, состоящей из текстов, знаков, графики, звуковых и аудиовизуальных сообщений.

  • НИТ, применяемые в образовании, являются важнейшими инструментами адаптации в глобальном информационном пространстве знания и социализации человека в едином социокультурном пространстве всего мира;

  • за счет применения информационных и телекоммуникационных технологий образование становится доступным;

  • люди во всем мире благодаря НИТ получают возможность рационального использования своих ресурсов, прежде всего, временных и материальных, поскольку могут «подключиться» к единому пространству знаний и информации без отрыва от основной работы;

  • НИТ значительно расширяют свободу выбора индивидуальной программы обучения из предлагаемого в едином информационном пространстве набора учебных курсов;

  • НИТ позволяют варьировать темпы и содержание обучения;

  • НИТ позволяют студенту выбирать программу и курс обучения, не меняя своего местонахождения;

  • благодаря информатизации осуществляется синтез гуманитарного и естественнонаучного знания;

  • НИТ позволяют ориентироваться на новое опережающее качество образования;

  • информационные технологии позволяют осуществлять личностно ориентированное образование, избегая массовизации и усредненности, поскольку информационная среда предоставляет каждому студенту возможность погрузиться в систему глобального знания.

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии уже сегодня играют ключевую роль в реализации потребности современного человека в самосовершенствовании как в образовательном, профессиональном, так и общекультурном отношении. Многие исследователи (Андреев А. А., Ваграменко Я. А., Зайнутдинова Л. Х., Кузнецов А. А., Панюкова С. В., Софронова Н. В.) справедливо полагают, что информатизация (интерактивность, компьютеризация, пользование и освоение информационных баз данных) также является значительным ресурсом повышения качества образования.

С точки зрения автора, в широком философском смысле, информатизация является самым значимым фактором формирования единого информационного пространства всего мира, поскольку в контексте современных цивилизационных тенденций, единое информационное пространство, сформировавшись, породило феномен единого социокультурного пространства и единого пространства знаний, науки и образования. В результате, в настоящее время они совпадают, не являясь тождественными, и образуют сложные многоаспектные взаимосвязи. В контексте глобализационных процессов эти взаимосвязи усиливаются и усложняются, соответственно, сегодня можно говорить о существовании феномена единого социокультурного - информационного - знаниевого пространства социализации человека, причем образование, являясь главным инструментом социализации, с одной стороны, ориентировано на требования информационного обновления, с другой стороны, осуществляется в едином информационном и социокультурном поле знаний и информации, с третьей стороны, использует информационные технологии в образовательном процессе.

С точки зрения автора, информатизация является фактором, фоном, целью, контекстом и инструментом формирования единого образовательного пространства СНГ и его интеграции в единое пространство знаний – информации – культуры всего мира на тех же базисных основаниях, поскольку информатизация, являясь объективным процессом, детерминированным развитием науки и технических средств коммуникации, в сущности, не имеет и не может иметь социокультурной, географической или какой-либо иной специфики. Соответственно, поскольку информатизация, в отличие от глобализации, европеизации, интернационализации не имеет социокультурного лица, ее параметры едины для всех образовательных систем. В то же время, информатизация – это форма протекания процессов, в контексте нашего исследования, процесса образования, однако социокультурное наполнение этого процесса может варьироваться и не подлежит никакой унификации. Более того, «социокультурная привлекательность» информатизации состоит в том, что она по некоторым параметрам совпадает с культурой, поскольку, так же как культура, является процессом и качественным результативным образованием процесса, причем прогресс как в культуре, так и информатизации не подлежит качественному измерению, однако во многом состоит в кумуляции: в первом случае, продуктов культурного творчества, во втором – знаний и информации. Соответственно, во всем мире информатизация привела к формированию пространства знания, информации и образования. Информатизация задает технические параметры его функционирования, ускоряет, создает и расширяет возможности протекания всех процессов в социокультурном пространстве, задает темпы развития, однако содержательное наполнение этих процессов имеет гуманитарную природу и остается таковым.

Эти рассуждения приводят нас к заключению, что информатизация, задавая параметры формирования единого информационного и образовательного пространства СНГ, а также его интеграции в единое образовательное пространство всего мира, в то же время, не является фактором изменения содержания образования как процесса социокультурного становления человека в СНГ и во всем мире. Эта позиция позволяет говорить о том, что, при всей объективности информатизации, понимание ее как процесса развития технических средств, то есть, в социокультурном отношении, формы без содержания, позволяет применить инструментальный подход к информационным средствам и технологиям для достижения целей гуманитарного характера, к числу которых, в частности, относится достижение опережающего качества образования как основной императив модернизации образовательных систем в СНГ[1.].

Так, средства ИКТ (информационные и компьютерные технологии) позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса по следующим направлениям:



  1. совершенствование механизмов управления системой образования, образовательным процессом в школе и вузе на основе использования электронных банков данных научно-педагогической информации, коммуникационных сетей.

  2. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями являются ключевым фактором их адаптивности, что, в свою очередь, во многом обусловливает повышение рейтинговых оценок учреждения в условиях глобальной конкуренции;

  3. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, форм и методов обучения, соответствующих задачам опережающего обучения, являющегося приоритетом открытого образования в глобальном мире.

Информационные технологии позволяют включать в образовательный процесс новую тематику, которая отражает самые современные научные достижения. Новая семиотическая среда, новые подходы к формализации знания позволяют отчасти преодолеть противоречие между объемами информации и физическими возможностями человека их воспринять и освоить. Более того, информационные возможности гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний позволяют увеличить объем материала, который усваивает студент. Таким образом, требование нового качества и опережающего характера образования достигается за счет информационного переструктурирования его содержания;

  1. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие творческих способностей и личностного интеллектуального потенциала студентов, на формирование умений самостоятельно осваивать информационную среду и адаптироваться к ней.

Благодаря информационным технологиям, предоставляющим открытый и неограниченный доступ к информации, студенты обучаются самостоятельно приобретать знания, собирать, обрабатывать и хранить информацию, а также ее продуцировать и транслировать. Качество образования повышается за счет применения интенсивных форм и методов обучения, усилением мотивации обучения за счет информационно-емкого и эмоционально напряженного общения студента, возможно, с виртуальным вариантом изучаемого объекта, рассматриваемого сюжета, учебно-познавательной ситуации.

На сегодняшний день ведущей технологией доступа к информации является сетевая технология. Ученые говорят, что телекоммуникационные сети уже сегодня представляют собой глобальную среду непрерывного образования. В частности, Интернет-технологии позволяют в процессе обучения использовать все ресурсы глобальных телекоммуникаций. Сетевые технологии позволяют в самых разных образовательных ситуациях подключаться к информационной среде науки (в частности, базам данных научной информации в Интернет) и культуры (электронным библиотекам, музеям и т. п.).

Широкое распространение новых информационных технологий, появление разнообразных информационных услуг и ресурсов создало предпосылки для создания и использования электронных библиотек. В основе этого направления лежат технологии WWW и мультимедиа, которые и определяют его вектор. Вместе с тем под электронными библиотеками понимаются и разновидности распределенных репозитариев знаний, где размещаются электронные материалы.

Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре, эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся. В составе электронных библиотек сформированы тематические базы данных обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети. Принципы организации электронных библиотек определяют возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов. Кроме того, электронная библиотека - это еще и средство обратной связи, дополнительная возможность оценить степень читательского интереса к тем или иным электронным материалам.

Сетевые ресурсы и образовательные технологии сегодня неразрывно связаны в векторе открытого образования. Возможности сетевых технологий позволяют по-новому взглянуть на принцип организации образовательного процесса. Два сегмента рынка образования во всем мире уже начали движение от традиционных, привязанных к месту и времени методов обучения, к методам открытого образования. Это высшая школа и корпоративное обучение. Эти две сферы имеют сходные потребности:


  • увеличение эффективности и сложности подготовки при сокращении времени,

  • сохранение качества образования при сокращении финансовых затрат,

  • организация занятий без отрыва от работы.

Реальная рыночная среда сети Интернет, где нет ни у кого преимуществ и практически невозможно вмешательство государства, создают серьезную перспективу развития сетевого корпоративного обучения, программ профессиональной переподготовки.

Таким образом, глобальная сеть Интернет позволяет трансформировать и реорганизовать с помощью коммуникационных технологий все элементы образовательных систем и все составляющие образовательного процесса во всем мире.



5. создание и использование психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки продвижения студента в обучении.

Технические средства оценки и контроля построены, прежде всего, на тестовых методах измерения результатов учебного процесса. И теория, и педагогическая практика показывают, что техническая оценка более объективна, не требует от оцениваемого эмоционального напряжения, связанного с общением с преподавателем. Кроме того, тесты легко поддаются стандартизации, а технические методы снимают проблему языковой унификации, что очень важно в процессе формирования общемирового образовательного пространства. В то же время, в использовании технических средств необходим гибкий подход: их превалирование может негативно сказаться на гуманистической стороне педагогического процесса. В процессе модернизации национальных образовательных систем специалисты стран СНГ озабочены поисками возможностей максимально гибкого использования технических средств, чтобы в процессе обучения осуществить индивидуальный гуманистический подход к оценке и контролю результатов обучения.

Таким образом, основой современной глобальной системы открытого образования является высококачественная информационно-образовательная среда. Она позволяет национальным системам образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к новым информационно-педагогическим технологиям обучения и контроля, соответствующим системе открытого образования.

Информатизация образования означает формирование новой информационно-образовательной среды и изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру. Все развитые страны мира, переходящие в информационную стадию развития, для создания и развития информационно-образовательной среды полностью задействовали свои научно-методические, информационные, технологические, организационные и педагогические ресурсы. Создание и развитие информационно-образовательной среды представляет собой технически не простую и крайне дорогостоящую задачу. В ведущих странах мира проекты информатизации образовательной системы финансируются государством, крупными образовательными организациями и фондами.

Национальные системы образования СНГ находятся только на старте информационного марафона, поэтому национальные образовательные системы в процессе информатизации испытывают определенные трудности. На ранних этапах экономических реформ государства не могли позволить себе масштабных проектов в области информатизации образования. Сегодня ситуация коренным образом меняется во многих направлениях. С одной стороны, у государств появились бюджетные ресурсы для финансирования такого рода программ. С другой стороны, все большую роль в этом процессе играют внебюджетные фонды. В частности, негосударственное образовательные учреждения в России сегодня зачастую имеют лучшее техническое оснащение, чем финансируемые из бюджета, что является фактом, иллюстрирующим, что информатизация образование представляет собой перспективное направление финансовых вложений для частных лиц, фондов и организаций.

В СНГ информатизация образования приводит образовательные учреждения и всю систему в целом не только к необходимости внедрять и осваивать новые образовательные технологии, но также пересматривать и адаптировать к информационным темпам развития общества образовательный идеал всесторонне развитой личности. К этому идеалу приплюсовывается такой компонент, как возможность человека к адаптации и самореализации, поскольку человек, не владеющий информационными технологиями, в глобальном мире не сможет найти применения своим знаниям и умениям. То есть владение информационными технологиями становится обязательным компонентом опережающего качества образования.

Таким образом, инструментальный подход к применению средств НИТ позволяет расширить возможности образовательных систем в ходе достижения опережающего качества открытого образования. В то же время, информационные технологии расширяют понятие педагогического процесса с точки зрения его методической организации.



ПРИМЕЧАНИЯ

  1. В то же время, в силу возможности инструментального подхода к использованию НИТ в образовании, в мире созрела необходимость сформулировать международные научные основы создания и использования глобальной информационной среды (пространства) непрерывного образования и педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Панарин И.Н. Информационная война и власть. – М.: Изд. дом "Мир безопасности", 2001, 224 с.

  2. Брандман Э.М. Глобализация: социокультурное измерение образовательного пространства. – М.: Изд-во ГПИБ России, 2005, 165 с.

  3. Глобалистика. Энциклопедия. – М.: Диалог, 2003, с. 113.

  4. Келлен Х. Концепция дальнейшего развития интернационализации на практике: десятилетие эволюции//Высшее образование в Европе. Том ХХУ, №1, 2000.

  5. Маркетинг в открытом образовании// Тезисы докладов семинара. – М.: МЭСИ, 2000, с.56-57.

Журнал «Вестник РУДН», серия «Информатизация образования», 2007, №1

Источник: http://ido.rudn.ru/vestnik/