Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН - страница №1/1

Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
Институция Омбудсмена Украины существует с 1998 г., с 2009 г. имеет аккредитацию (статус «А») в Международном координационном комитете национальных институций по продвижению и защите прав человека (полное соответствие Парижским принципам). Омбудмен избирается Парламентом Украины тайным голосованиям на пять лет, является независимым в своей деятельности от всех ветвей власти. Мандат Омбудсмена охватывает все категории прав и свобод человека, предусматривает широкие полномочия. За 15 лет деятельности к Омбудсмену Украины обратилось свыше 1 млн. 300 тыс. лиц за защитой своих прав и свобод.

27 апреля 2012 г. на должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Парламентом избрана Валерия Лутковская. За последний год был предпринят ряд серьёзных шагов, направленных на усовершенствование работы институции, в частности:



введён институт представителей Омбудсмена по конкретным направлениям: по вопросам реализации национального превентивного механизма, по вопросам соблюдения социально-экономических и гуманитарных прав, по вопросам соблюдения прав ребёнка, недискриминации и гендерного равенства, по вопросам соблюдения прав в отрасли информационного права, по вопросам коммуникативной политики и связей с общественностью.

– разработан и утверждён Стратегический план деятельности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека на


2013-2017 гг. с целью более эффективной реализации потенциала институции, определения путей её развития, планирования работы и достижения поставленных задач.

эффективно осуществляется политика открытой и прозрачной коммуникации с гражданским обществом и неправительственными организациями. 10 июля 2012 г. впервые создан и действует Консультативный совет при Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека, в состав которого вошли 28 представителей гражданского общества, правозащитных неправительственных организаций и международных организаций, в рамках совета функционируют шесть экспертных групп. Создана также система консультативно-совещательных органов при Представителях Омбудсмена.

В конце марта 2013 г. экспертная группа по вопросам мониторинга деятельности Омбудсмена Украины, созданная по решению вышеупомянутого Консультативного совета, представила общественности подготовленный ею доклад о результатах деятельности Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека за 2012 год (оценка охватывает период с
27 апреля по 31 декабря).

Кроме того с 4 ноября 2012 г. Омбудсмен Украины официально осуществляет функции национального превентивного механизма (модель «Омбудсмен+»), что предусматривает посещение широкого спектра мест несвободы, как на регулярной основе, так и без предупреждения. В структуре Офиса Омбудсмена создан отдельный Департамент по вопросам реализации национального превентивного механизма. На протяжении 2012 г. сотрудниками Департамента осуществлено 168 подобных визитов в места несвободы. Содействие преодолению такого позорного явления, как пытки и другие жестокие и унижающие достоинство виды обращения и наказания, является одним из приоритетов деятельности Омбудсмена Украины.

В соответствии с Законом Украины “Об основах предупреждения и противодействия дискриминации в Украине” на Омбудсмена Украины возложены функции национальной институции по вопросам предупреждения и противодействия дискриминации.

Согласно изменениям и дополнениям в Закон Украины «О защите персональных данных», принятыми Парламентом 14 мая 2013 г., с


1 января 2014 г., контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных будет осуществляться Омбудсменом Украины.

Надлежащее выполнение этих новых важных функций требует увеличения не только финансирования институции Омбудсмена Украины (включая необходимые расходы на командировки в регионы Украины), но и расширения штата сотрудников.

Результаты мониторинга соблюдения прав и свобод человека в Украине, а также имплементации Международного пакта о гражданских и политических правах, заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по правам человека, который осуществляется на постоянной основе Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, свидетельствуют как об определённых позитивных изменениях, так и о наличии ряда проблем, в частности системных, в данной сфере.

В 2012 г. к Омбудсмену Украины за защитой своих прав и свобод обратилось 92 тыс. 743 человека (граждане Украины, народные депутаты Украины, иностранцы и апатриды, юридические лица) по различным каналам связи (письменные обращения, устные обращения по телефону и во время личного приёма). Среди заявителей было 2133 пенсионера, 1948 осуждённых лиц, 1512 инвалидов, 802 подсудимых лица, 632 потерпевших от преступлений, 519 лиц, находящихся под следствием, 314 многодетных семей, 248 детей и др.

В более чем половине всех обращений к Омбудсмену (54,7%) речь шла о нарушении гражданских прав человека. О нарушении экономических прав речь шла в 14,4% обращений, социальных прав – 13%, личных прав – 12,6%, политических прав – 5% и культурных прав – 0,24% обращений.

Наибольшее количество жалоб поступило на суды Украины (4566), Министерство внутренних дел Украины и его подразделения (3632), Верховную Раду (Парламент) Украины (2326), органы прокуратуры Украины (2255), Государственную пенитенциарную службу Украины (1372), органы местного самоуправления (1116), Министерство юстиции Украины (827), Пенсионный фонд Украины (794) и др.


Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9 Пакта)

Статьёй 29 Конституции Украины установлено, что никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как в соответствии с мотивированным решением суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом; каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде своё задержание.

Однако до принятия нового Уголовного процессуального кодекса в Украине существовала проблема длительного пребывания под стражей лиц, дела которых находились на рассмотрении в судах. В связи с этим, а также с жалобами о необоснованном применении ареста как меры пресечения или незаконном задержании к Уполномоченному по правам человека только в
2012 г. поступило около 750 обращений граждан, иностранцев и лиц без гражданства. После предоставления Уполномоченным рекомендаций, которые основывались на практике Европейского суда по правам человека по подобным делам, некоторые суды принимали решения об изменении меры пресечения в виде содержания под стражей на иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы.

Следует отметить, что согласно положениям статей 176, 177, 183 нового Уголовного процессуального кодекса Украины содержание под стражей является исключительной мерой, которая применяется только в случае, если прокурор докажет, что установленные при рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения обстоятельства достаточны, чтобы убедить суд в том, что ни одна из более мягких мер пресечения, предусмотренных частью первой статьи 176 кодекса, не может предотвратить доказанный во время рассмотрения риск или риски. Следователь, прокурор не имеют права инициировать применение меры пресечения без наличия для этого оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Необходимость обоснования ходатайства о заключении под стражу с доказательством невозможности применить ни одну из более мягких мер пресечения, предусмотренных новым Уголовным процессуальным кодексом, является существенным фактором в предотвращении незаконного и необоснованного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого. Применение указанных норм способствует реализации права граждан на свободу и личную неприкосновенность.
Свобода от пыток и жестокого обращения (ст.7 Пакта).

Согласно Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» с изменениями и дополнениями, которые вступили в силу 4 ноября 2012 г., Уполномоченный по правам человека имеет право без присутствия третьих лиц опрашивать лиц, находящихся в местах несвободы. Основной задачей национального превентивного механизма является мониторинг обеспечения прав граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства в местах несвободы, в том числе в учреждениях, специально оборудованных для содержания задержанных и находящихся под стражей, к которым относятся:

- 1303 комнаты для задержанных и доставленных дежурных частей органов внутренних дел Министерства внутренних дел Украины, где в течение 2012 г. содержалось 17 тыс. человек;

- 462 изолятора временного содержания, в которых в течение 2012 г. содержалась 21 тыс. человек;

- 27 специальных приёмников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в которых в течение года содержалось около 5 тыс. человек;

- 18 приёмников-распределителей для детей, в которых в течение 2012 г. находилось 233 ребёнка;

- 587 специальных палат в медицинских учреждениях, в которых в 2012 г. содержалось 868 человек, в т.ч. 339 человек больных туберкулёзом.

В 2006-2013 гг. произошли изменения в деятельности других типов специальных учреждений. Так, в качестве позитивного примера можно привести ликвидацию в 2010 г. приёмников-распределителей для лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством, в связи с признанием Конституционным судом Украины неконституционным положения ст.11 Закона Украины «О милиции», которым милиции предоставлялось право задерживать и содержать в специально отведённых для этого помещениях лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством, на срок до 30 суток на основании решения суда. Данное положение Закона Украины «О милиции» противоречило Конституции Украины и международным обязательствам нашего государства. После признания данного положения неконституционным, упомянутые учреждения были преимущественно перепрофилированы в специальные приёмники для лиц, подлежащих административному аресту.

Количество приёмников - распределителей для детей за последние 5 лет осталось неизменным. По мнению Омбудсмена Украины, эти учреждения следует реорганизовать.

Наибольшее количество лиц содержится в таких специальных учреждениях Министерства внутренних дел Украины, как изоляторы временного содержания. Однако, начиная с 2010 г., наметилась позитивная тенденция к уменьшению количества содержащихся в них лиц (с 269 тыс. в 2010 г. до 209 тыс. в 2012 г.), что соответственно привело и к уменьшению общего количества изоляторов (с 480 в 2010 г. до 462 в 2012 г.).

К сожалению, проблема жестокого обращения работников милиции с лицами, находящимися в местах несвободы, остаётся актуальной для Украины, о чем свидетельствуют обращения к Омбудсмену Украины и результаты проверок учреждений МВД Украины, проведённых сотрудниками Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Офиса Омбудсмена, а также соответствующие решения Европейского Суда по правам человека относительно Украины. Минимизировать нарушения прав человека в деятельности органов милиции возможно путём законодательного запрета проведения допросов, других следственных действий и опросов граждан оперативными работниками в помещениях, не оборудованных системами видеозаписи с архивацией данных.

Следует обеспечить функционирование в органах и подразделениях внутренних дел "телефонов доверия", по которым лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и в административном порядке, могли бы информировать о состоянии соблюдения прав и законных интересов граждан в специальных учреждениях милиции и комнатах для задержанных и доставленных дежурных частей органов внутренних дел.

Также необходимо привести в соответствие с международными стандартами условия конвоирования задержанных, арестованных и осуждённых в специальных транспортных средствах.
Соблюдение прав лиц, лишённых свободы (ст.10 Пакта).

В 2012 г. в следственных изоляторах находилось почти 31 тыс. человек, в системе исправительных учреждений – более 147 тыс. осуждённых. Начиная с 2011 года, наблюдается устойчивая позитивная тенденция к уменьшению количества лиц, находящихся в следственных изоляторах, что свидетельствует об ограничении применения такой меры пресечения как арест и более широком применении альтернативных мер пресечения.

Обеспечено отдельное пребывание несовершеннолетних и взрослых лиц в следственных изоляторах. Дети до 18 лет отбывают наказание в воспитательных колониях отдельно от взрослых, их численность с каждым годом уменьшается (с 1606 человек в 2008 году до 1264 в 2013 г.). Однако количество детей, отбывающих наказание в воспитательных колониях за незначительные преступления, следует свести к минимуму, учитывая международные тенденции гуманизации процесса перевоспитания детей, находящихся в конфликте с законом. По убеждению Омбудсмена Украины, необходимо внести изменения в Уголовный кодекс Украины, обеспечив возможность применения принудительных мер воспитательного характера при рецидиве преступлений небольшой и средней тяжести с обязательным прохождением соответствующей реабилитации. Это важно, поскольку именно за повторные или рецидивные уголовные правонарушения, если речь идёт о преступлениях небольшой и средней тяжести, к несовершеннолетним применяется уголовное наказание в виде лишения свободы.

К сожалению, имеют место нарушения прав лиц, лишённых свободы, на безопасные условия содержания, эффективное расследование случаев нарушения прав и свобод, надлежащие условия содержания беременных и имеющих новорождённых детей женщин, находящихся в СИЗО и др.

Уполномоченный по правам человека убеждена, что способствовать обеспечению права на гуманное обращение и уважение достоинства лиц, находящихся в местах лишения свободы, будет введение обязательного письменного информирования подследственных и осуждённых об их правах и свободах, в частности, о порядке подачи ими жалоб.

Также необходимо обеспечить им надлежащие условия содержания, для чего следует решить ряд проблем, в частности, таких как:

длительное содержание в следственных изоляторах лиц, признанных неподсудными по результатам судебно-психиатрических экспертиз, до принятия соответствующего решения суда о применении принудительных мер медицинского характера;

отсутствие обеспечения предусмотренной законодательством нормативной площади на 1-го осуждённого не менее 4 м2, неравномерное размещение заключённых по камерам следственных изоляторов, в результате чего при наличии возможности предоставить каждому заключённому площадь не менее 2,5 м2 в отдельных камерах на 1-го заключённого приходится 1,5 – 2 м2;

отсутствие оборудования помещений системой принудительной вентиляции, туалетов – полуавтоматическим сливом воды, дворов для прогулок – навесами для защиты от атмосферных осадков;

законодательный запрет на свидания для отбывающих наказание в виде ареста, получение ими посылок и бандеролей и др.



Защита прав женщин с детьми, которые находятся в местах лишения свободы

Одной из наиболее уязвимых в социальном плане групп среди осуждённых женщин являются матери с детьми.

Осуждённые к лишению свободы женщины в Украине содержатся в 12-ти учреждениях исполнения наказаний для взрослых женщин и в одной воспитательной колонии для несовершеннолетних девушек. На начало
2013 г. в следственных изоляторах Государственной пенитенциарной службы Украины находилось 7 беременных женщин и 9 женщин, которые имеют при себе детей в возрасте до 3 лет.

С целью сохранения связей матери и ребёнка, формирования ответственного материнства у осуждённых женщин с детьми, которые находятся в местах лишения свободы, функционируют исправительные колонии (Черниговская исправительная колония №44 и Черноморская исправительная колония №74), при которых созданы дома ребёнка. По состоянию на 1 января 2013 года в них находится 94 ребёнка в возрасте до


3 лет.

Женщины, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, а также их дети лишены возможности реализовать своё право на получение государственной помощи семьям с детьми, алиментов, пенсии по потере кормильца и др., поскольку действующие нормативно-правовые акты по вопросам социальной защиты детей не предусматривают механизм назначения и получения социальных выплат для такой категории лиц.

Кроме того, не урегулированным остаётся вопрос относительно медицинского обслуживания таких детей, санитарно-гигиенических условий содержания женщин с детьми в следственных изоляторах и т.д.

По мнению Омбудсмена Украины, на сегодня в первоочередном решении нуждаются такие вопросы:

- нормативно-правовое урегулирование функционирования домов ребёнка при исправительных учреждениях, а также внесение изменений в другие законодательные акты, которые связаны с содержанием в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах беременных женщин и женщин с детьми;

- правовое урегулирование вопроса о получении социальной помощи при рождении ребёнка женщиной, которая находится в следственном изоляторе или в учреждении исполнения наказаний;

- медицинское обеспечение беременных женщин и детей, которые находятся с матерями в следственных изоляторах.

Ввиду этого вопрос обеспечения надлежащих условий содержания женщин и детей в местах лишения свободы определен в качестве одного из приоритетных в деятельности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека на 2013 г.


Запрет дискриминации (ст.2 § 1 Пакта). Право лиц, лишённых свободы (ст.10), на социальную защиту

К Уполномоченному по правам человека поступает много обращений о нарушении прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на надлежащее пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьёй 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» во время пребывания пенсионера в местах лишения свободы выплата назначенной ему пенсии, проводится на общих основаниях согласно законодательству.

Частью первой статьи 122 Уголовно-исполнительного кодекса Украины также предусмотрено, что осуждённые имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Однако частью второй этой статьи установлено, что государственному пенсионному обеспечению на общих основаниях подлежат лица, которым назначена пенсия до лишения свободы. В соответствии с частью третьей упомянутой статьи время работы осуждённых в период отбывания ними наказания в виде лишения свободы засчитывается в стаж работы для назначения пенсии после освобождения, при условии оплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

В случае отсутствия стажа работы, предусмотренного статьёй 32 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", малообеспеченные инвалиды имеют право на назначение государственной социальной помощи согласно Закону Украины «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам», размер которой устанавливается исходя из размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

В то же время пунктом 36 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию и инвалидам, а также государственной социальной помощи по уходу, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.2005 г. № 261, определено, что в случае применения к получателю социальной помощи или помощи по уходу такого вида наказания, как лишение свободы, выплата пособия прекращается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда и возобновляется со дня окончания срока заключения.

Следовательно, нарушается важнейший конституционный принцип недопустимости ограничений прав человека независимо от любых обстоятельств.

С целью решения проблемы пенсионного обеспечения лиц, которые достигают пенсионного возраста в местах лишения свободы и имеют необходимый для этого страховой стаж, руководствуясь ст. 17 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», направлялись соответствующие акты реагирования Уполномоченного к руководству Пенсионного фонда Украины и Министерства социальной политики Украины.

Однако указанные обращения остаются без надлежащего реагирования: законодательство Украины по вопросам пенсионного обеспечения содержит, как и раньше, дискриминационные нормы относительно лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Обеспечение гендерного равенства. Борьба с насилием в семье
(ст.ст. 3, 7 Пакта).

Равенство прав и возможностей женщин и мужчин в Украине закреплено статьей 24 Конституции Украины, которая говорит о том, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признаками.

Как отмечалось в периодическом докладе Правительства Украины, в развитие упомянутой статьи Конституции Украины принят Закон Украины от 08.09.2005 г. №  2866-IV "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин" (далее - Закон), целью которого является достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества путём правового обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, ликвидации дискриминации по признаку пола и применения специальных временных мероприятий, направленных на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин в реализации равных прав, предоставленных им Конституцией.

По мнению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, через 8 лет после вступления в силу Закон так и не стал в достаточной мере эффективным средством в достижении паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества. Так, в Законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» достаточно слабой является часть, касающаяся санкций за его несоблюдение. Отсутствуют определения прямой и непрямой дискриминации, хотя для обеспечения эффективного применения на практике международных стандартов и законодательства Украины было бы целесообразно внести такие определения в данный Закон.

Кроме того Закон не предусматривает процедуры и механизмы, направленные на реальное обеспечение прописанных в нём равных прав мужчин и женщин, а также преодоление гендерного разрыва в составе украинского парламента и других государственных органов.

Сегодня основные проблемы в сфере обеспечения равенства женщин и мужчин представляют собой серьёзные вызовы украинскому обществу и государству и требуют соответствующих адекватных действий. Такими действиями, по мнению Омбудсмена Украины, должны стать следующие:

- приведение украинского законодательства в соответствие с конституционными принципами равенства, а также международными стандартами и законодательством Европейского Союза;

- изучение международного опыта квотирования для создания условий и возможностей паритетного участия женщин и мужчин в принятии политических решений, при кадровых назначениях на государственные должности;

- осуществление мероприятий, направленных на развитие у женщин лидерских навыков для участия в принятии управленческих решений;

- принятие Государственной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин;

- усиление общественного контроля за выполнением международных обязательств и задекларированных принципов равенства прав и возможностей женщин и мужчин.
К пункту 18 заключительных замечаний и рекомендаций Комитета

Украинское законодательство не содержит дискриминационных ограничений по половому признаку. С 01.01.2013 г. вступил в силу Закон Украины «О занятости населения». Статьёй 11 данного Закона установлен запрет на размещение в рекламных объявлениях ограничений по половому признаку, за исключением работ, которые могут выполнятся исключительно лицами определённого пола. На данный момент чрезвычайно важно обеспечить надлежащее исполнение данной законодательной нормы на практике.



Насилие в семье

Уполномоченный по правам человека признает связь между обеспечением гендерного равенства, искоренением насилия в семье и достижением долговременной безопасности для всех граждан. Когда происходит насилие в семье – это создаёт условия для дискриминации.

На сегодняшний день оценить масштабы распространения насилия в семье очень трудно. Официальная статистика фиксирует рост задокументированных случаев насилия на протяжении 2011 и 2012 гг. В 2011 г. из 126  тыс. 514 обращений относительно насилия в семье 762 обращения поступило от детей; 113  тыс. 872 – от женщин; 11  тыс. 861 – от мужчин. В 2012 г. из 110  тыс. 2 обращений относительно насилия в семье 708 поступило от детей; 93  тыс. 402 от женщин; 15  тыс. 902 от мужчин. Однако невозможно установить сколько лиц не обращаются в правоохранительные органы, оставляя проблему в семье.

Украина была одним из первых государств Восточноевропейского региона, которое разработало и приняло Закон «О предупреждении насилия в семье». В то же время Уполномоченный по правам человека считает, что противодействие насилию в семье должно стать более действенным, поскольку за 10 лет действия Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» он, к сожалению, не стал эффективным средством в борьбе с этим явлением.

Несовершенство и недостаточность действий органов и учреждений, на которые возложено осуществление мероприятий по предупреждению насилия в семье приводит к тому, что пострадавшие часто не получают соответствующей помощи, а обидчики – не несут надлежащую ответственность. В то же время Омбудсмен Украины вынуждена констатировать, что в Украине отсутствует системная работа относительно раннего выявления домашнего насилия или реальной его угрозы, а также недостаточным является взаимодействие всех органов и институций на которые возложены функции по предотвращению и противодействию случаев домашнего насилия.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека считает необходимым правовое урегулирование таких вопросов как:

разработка и внедрение коррекционных программ для лиц, которые стали жертвами домашнего насилия;

внедрение программ работы с детьми-жертвами домашнего насилия;

применение единых социальных стандартов предоставления социальных услуг лицам, которые пострадали от домашнего насилия;

обеспечение обучения и постоянного повышения профессионального уровня специалистов, которые работают в сфере предупреждения домашнего насилия, в частности специалистов, которые внедряют коррекционные программы;

обеспечение раннего выявления семей, в которых происходит насилие или есть реальная угроза его совершения, а также организация социального сопровождения таких семей социальными работниками;

создание т.н. «ячеек безопасности», убежищ и жилищ временного пребывания для лиц, которые страдают от домашнего насилия;

ратификация Украиной Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьба с этими явлениями.

В свою очередь в пределах своего мандата Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека содействует защите прав и свобод лиц, которые пострадали, в том числе от насилия в семье, и способствует восстановлению нарушенных прав. 1 марта 2013 г. подписан Меморандум о сотрудничестве между Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В данном Меморандуме речь идёт о сотрудничестве и объединении усилий с целью продвижения и защиты прав женщин и гендерноого равенства, борьбы с гендерным насилием.


Запрет дискриминации по каким-либо признакам (ст.2 §1, ст.26, ст.19, ст.20, ст.27 Пакта)

Мониторинг Омбудсмена Украины свидетельствует о том, что на сегодня в стране отсутствует адекватный статистический учёт преступлений на почве нетерпимости. Отдельная отчётная форма учёта таких преступлений 1-РД, которая была введена общим приказом Генеральной прокуратуры Украины и Министерства внутренних дел Украины от 06.02.2009 г. № 11/128, применялась только до января 2011 года.

Закон Украины “Об основах предупреждения и противодействия дискриминации в Украине” (вступил в силу 04.10.2012 г.) для обеспечения его эффективного применения на практике требует внесения изменений и дополнений. В частности, уточнения требует ряд основных определений, которые содержатся в статье 1 данного Закона. В дополнительной детализации нуждаются также положения о позитивных действиях (ст.ст.1, 6), действиях, которые не считаются дискриминацией (ст. 6), процедурные аспекты привлечения к ответственности за дискриминацию (Раздел ІІІ, ст.ст. 14-16) и др.

Проектом Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предупреждения и противодействия дискриминации в Украине” (№ 2342), который Правительство внесло на рассмотрение в Верховную Раду Украины 19.02.2013 г., предусмотрены изменения, направленные на исправление части упомянутых недостатков, в частности предложен новый стандарт доказывания дискриминации в гражданском процессе, а именно – принцип перенесения бремени доказывания по делам, которые касаются дискриминации.

Особое внимание Уполномоченный обращает на то, что на сегодня ответственность за дискриминацию предусмотрена только статьёй 161 Уголовного кодекса Украины, часть диспозиции которой является фактически идентичной определению дискриминации в Законе Украины “Об основах предупреждения и противодействия дискриминации в Украине”. Следовательно, исходя из содержания статей 61 и 62 Конституции Украины, лица, которые совершили дискриминацию по любому признаку, могут быть привлечены к ответственности исключительно в рамках уголовного процесса.

В отличие от позиции государства, изложенной в седьмом периодическом докладе Украины, Уполномоченный считает, что такое положение вещей лишает юридического смысла право обжаловать дискриминационное поведение в суде в рамках гражданского или административного процесса, требовать восстановления нарушенных в результате дискриминации прав и возмещения материального или/и морального вреда.

В этом контексте стоит также отметить, что статьёй 10 Закона Украины “Об основах предупреждения и противодействия дискриминации в Украине” на Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека возложены функции национальной институции по вопросам предупреждения и противодействия дискриминации. Однако установление ответственности за дискриминацию исключительно в рамках уголовного процесса сводит на нет способность Уполномоченного эффективно исполнять свои полномочия в этой сфере и способствовать восстановлению прав пострадавших от дискриминации.

В сфере противодействия преступлениям на почве нетерпимости Уполномоченный отмечает то, что в дополнение к изменениям, внесенным в 2009 г. в семь статей Уголовного кодекса Украины, необходимо внести аналогичные изменения и дополнения в другие его статьи, которыми устанавливается ответственность за такие преступления, как доведение до самоубийства, преднамеренное нанесение лёгких телесных повреждений, грабеж, разбой, вымогательство, преднамеренное уничтожение или повреждение имущества, угроза уничтожения имущества, хулиганство и др.

Омбудсмен Украины также считает необходимым обратить внимание на необходимости приведения положений Уголовного кодекса Украины, устанавливающих ответственность за разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, в соответствие с Международным пактом о гражданских и политических правах. Действующее требование доказывать прямой умысел лица, которое совершило действия, направленные на разжигание вражды и оскорбление чести и достоинства, фактически противоречит позитивным обязательствам государства противодействовать всем формам дискриминации независимо от того, возникла ли дискриминация в результате сознательного стремления лица её совершить или как следствие действий, последствия которых не осознавались и специально не планировались.
Право на справедливый суд (ст.14 Пакта) в части неисполнения решения национального суда (Конституционного Суда Украины), запрет дискриминации по каким-либо признакам (ст.2 § 1, ст.26 Пакта)

Актуальной является проблема соблюдения конституционного права на надлежащее пенсионное обеспечение тех граждан Украины, которые выехали на постоянное проживание в страны, с которыми Украина не заключила соответствующее межгосударственное соглашение (речь идёт о тысячах граждан Украины).

Еще в 2009 г. решением Конституционного Суда Украины
№25-рп/2009 признаны неконституционными положения Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля
2003 г. № 1058-IV, в соответствии с которыми прекращалась выплата пенсии гражданам Украины на время их постоянного проживания за границей. Конституционным Судом также было обращено внимание Верховной Рады Украины на необходимость приведения в соответствие с Конституцией Украины положений других законов, регламентирующих выплату пенсий тем пенсионерам, которые постоянно проживают в государствах, с которыми Украина не заключила соответствующий договор, а также принятия закона о возмещении материального и морального вреда, причинённого физическим и юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными.

Вместе с тем Верховной Радой Украины до сегодняшнего дня законодательно не урегулирован порядок назначения пенсии лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Украины. Как и до принятия указанного решения Конституционного Суда Украины, нарушается конституционный принцип равенства прав граждан Украины на получение пенсии независимо от места их проживания.

С целью восстановления упомянутого конституционного права граждан Уполномоченным по правам человека неоднократно вносились акты реагирования соответствующим должностным лицам и государственным органам Украины. Однако до сих пор решение Конституционного Суда Украины 2009 г. остаётся неисполненным.

В связи с эти производство Уполномоченного по правам человека по этому делу продолжается.


Право на жизнь (ст.6 Пакта). К пункту 13 заключительных замечаний и рекомендаций комитета ООН по правам человека: Украина

Мониторинг Уполномоченного по правам человека подтверждает, что в создании надлежащих условий для военнослужащих-контрактников, солдат срочной службы существенных изменений не произошло. Отсутствие целенаправленного изучения социально- психологических процессов в военных коллективах, безразличное отношение к личности и потребностям этой категории военнослужащих, их проблемам и запросам порождают преступность, унижают честь и достоинство военного человека.

Несмотря на то, что по официальной статистике в 2011-2012 гг. ни один из солдат срочной службы не погиб в результате неуставных отношений (“дедовщины”), а принятые недавно организационные меры и перспективы перехода на комплектование вооружённых сил исключительно на контрактной основе дают основания надеяться на то, что проблема так называемой “дедовщины” будет преодолена, в 2011-2012 в Вооружённых силах Украины погибло 111 военнослужащих. Уполномоченный по правам человека неоднократно обращала внимание на то, что каждый третий из них совершил самоубийство. Это свидетельствует, с одной стороны, о сложных социальных условиях в воинских коллективах, а с другой - о слабом психическом здоровье военнослужащих. Следует отметить, что 75% военнослужащих гибнет во внеслужебное время, каждый третий погибший – офицер, а четвертая часть – солдаты срочной службы.

Омбудсмен Украины выражает надежду, что переход на комплектование Вооружённых Сил Украины полностью на контрактной основе позволит улучшить качество кадрового подбора и исключить такие негативные явления среди военнослужащих, как самоубийства.


Право на приватность (ст.17 Пакта). Защита персональных данных

Право на приватность каждого закреплено в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и гарантировано Конституцией Украины.

На выполнение положений статей 3, 32, 34 Конституции Украины для нормативно-правового обеспечения защиты прав человека 01.06.2010 г. был принят Закон Украины «О защите персональных данных», а 06.07.2010 г. ратифицирована Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительный протокол к данной Конвенции относительно органов надзора и трансграничных потоков данных.

Статьёй 1 этого Закона определено, что он регулирует правовые отношения, связанные с защитой и обработкой персональных данных, и направлен на защиту фундаментальных прав и свобод человека, в частности права на невмешательство в личную жизнь. Его действие не распространяется на деятельность, которая осуществляется физическим лицом исключительно для личных и бытовых потребностей или которая осуществляется творческим или литературным работником при условии обеспечения баланса между правом на невмешательство в личную жизнь и правом на самовыражение, которое коррелируется с правами и обязанностями, задекларированными в ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Актуальность и объективную необходимость защиты прав и свобод граждан Украины в этой сфере определяют такие факторы, как укрепление международного социального, экономического и научно-технического сотрудничества, развитие информационных сетей, рост трансграничных потоков персональных данных, с одной стороны, и усилия, которые предпринимаются государством относительно развития демократических процессов, с другой стороны.

На сегодняшний день одной из проблем применения законодательства по вопросам защиты персональных данных является неверное толкование его норм, а также низкая правовая осведомлённость населения, что влечёт системные нарушения конституционных прав человека, в частности тех, которые связаны с получением образования, предоставлением медицинской помощи и социальной защиты населению.



С целью гармонизации законодательства Украины и приведения режима защиты данных в Украине в соответствие с европейскими нормами
14.05.2013 г. Парламент Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования институционной системы защиты персональных данных». В данном Законе, который вступает в силу с 1 января 2014 г., Омбудсмен Украины определяется в качестве уполномоченного органа в сфере защиты персональных данных в части осуществления контрольных функций за соблюдением законодательства в сфере защиты персональных данных. Возложение функций такого органа на Омбудсмена Украины связано с тем, что Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, уровень его независимости отвечает стандартам Европейского Союза, соответствует требованиям Дополнительного протокола к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных, а также Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС № 95/46/ЄС от 24.10.1995 г.

В соответствии со своими полномочиями и в пределах своей компетенции с целью осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека предпринимаются все необходимые меры, направленные на восстановление нарушенных прав, а также содействие осознанию гражданами, государственными органами и другими организациями независимо от формы собственности важности соблюдения права на приватность в демократическом обществе.