Информационный поиск в интернете - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационный поиск 1 126.38kb.
Информационный поиск в семантическом проектном репозитории 1 98.37kb.
Лабораторная работа Поиск информации в Интернете. Создать в разделе 1 13.55kb.
Мультимедийный обучающий комплекс примеры и сравнение: Поиск в Интернете 1 57.09kb.
Памятный знак в посёлке Пяозерский 1 166.08kb.
Поиск информации в Интернете. Электронные ресурсы. Электронные книги... 1 41kb.
Эффективный поиск в Интернете 1 116.76kb.
Лабораторная работа Поисковые системы 1 105.95kb.
Лабораторная работа № Решение интеллектуальных задач (поиск в интернете... 1 81.65kb.
Исследование эффективности поиска сведений в Интернете темы «Форматы... 1 43.76kb.
Внеклассное мероприятие «Информационный вихрь» 1 135.56kb.
Инициативный проект Российского семинара по оценке методов информационного... 1 149.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Информационный поиск в интернете - страница №1/1





В.И. Аверченков,
С.М. Рощин, Ю.Т. Трифанков


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК В ИНТЕРНЕТЕ

Под общей редакцией В.И. Аверченкова


Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия

Брянск


ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ

2002


ББК 73я73

УДК 004.415.2.045:004.738.5(075)


Аверченков В.И., Рощин С.М., Трифанков Ю.Т. Информационный поиск в Интернете: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Аверченкова. – Брянск: БГТУ, 2002. – 304 с.

ISBN 5-89838-062-0
Изложены общие сведения об Интернете и основы работы в Сети. Рассмотрены виды и характеристики средств информационного поиска, методика его проведения и библиографический поиск информации. Приведены многочисленные примеры и даны советы по поиску различных видов информации в Интернете.

Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов


вузов, учителей общеобразовательных и специальных школ, обучающихся на курсах повышения квалификации, проводимых региональными центрами Федерации Интернет-образования, а также может быть полезным для всех начинающих пользователей сети Интернет.

Ил. 185. Табл. 7. Библиогр. – 46 назв.

Рецензенты: Тульский ОЦНИТ Тульского государственного
университета;

доктор физико-математических наук К.Е. Афанасьев (Кемеровский государственный университет)




ISBN 5-89838-062-0 © Брянский государственный

технический университет, 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ


Сеть Интернет в России в последние годы активно внедряется в школьный образовательный процесс. В средних школах устанавливают компьютеры и подключают их к Интернету. Для обучения учителей использованию в своей работе новых информационных технологий Федерацией Интернет-образования создаются региональные центры Интернет-образования и организуются курсы повышения квалификации.

Однако на сегодняшний день отсутствуют учебные пособия, соответствующие программе обучения в этих центрах. Попыткой изменить эту ситуацию в лучшую сторону и является данная книга.

Учебное пособие состоит из шести самостоятельных глав.

Первая вводная глава знакомит читателя с сетью Интернет. В ней описаны история создания Интернета, принципы работы Сети, организация информации и общие сведения об информационных ресурсах Интернета для получения начального представления о сети Интернет.

Вторая глава учебного пособия описывает программное обеспечение, необходимое для работы в Сети. Здесь изложены работа с браузером, почтовым клиентом, FTP-архивами, общение в чатах, форумах и телеконференциях Usenet.

Третья глава посвящена средствам информационного поиска. В ней рассматриваются типы и работа средств информационного поиска, приводится перечень наиболее значимых российских и глобальных средств поиска, а также на примерах описывается работа с ними.

В четвертой главе авторы излагают методику информационного поиска и предлагают решение конкретных задач, связанных с поиском информации.

В пятой главе описывается библиографический поиск, приводятся электронные каталоги библиотек, Интернет-библиотеки, библиографические базы данных, информационные ресурсы сети Интернет в области образования и справочные ресурсы Сети.

Шестая глава включает перечень примеров поиска информации. Здесь рассматриваются наиболее типовые примеры поиска для закрепления изученного материала на практике. Глава также может служить отправной точкой для людей, уже умеющих работать в Интернете, но не знающих, как искать информацию. Примеры разъясняют, как найти в сети Интернет информацию из сформулированного к примерам условия, как отыскать подобную информацию. Дополнительно каждый пример сопровождается ссылками на информационные ресурсы Сети, соответствующие тематике примера.

Излагаемый материал иллюстрируется примерами. Факультативная информация в тексте пособия выделяется меньшим размером шрифта. В пособии приводятся советы, которые оформлены в виде рамки со значком «i». В конце глав помещены вопросы для самоконтроля и упражнения. Для разъяснения терминов, связанных с сетью Интернет, в пособие включен глоссарий. Термины глоссария в тексте выделяются курсивом. В приложении приводятся перечни популярных ресурсов Сети, региональных средств информационного поиска и российских телеконференций Usenet в области образования.

Учебное пособие рассчитано на людей, не имеющих начальных навыков работы с Интернетом. Необходимые условия овладения материалом – умение работать с компьютером и наличие компьютера, подключенного к сети Интернет. Излагаемый материал содержит множество примеров поиска информации из области образования и большое количество иллюстраций.

Авторы благодарны М.В. Рощиной и А.А. Кельнеру за рекомендации и помощь, оказанную при подготовке учебного пособия.

ВВЕДЕНИЕ


Путешествие в тысячу миль
начинается с первого шага.

Народная мудрость
Мы живем во время стремительных перемен. Идет коренная перестройка в обществе. Она определенным образом коснулась и школы. Во все сферы образовательного процесса внедряются новые технологии, к которым относятся компьютеризация и Интернет-технологии. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, охватывающая все страны мира и все области знаний общества. Она широко внедряется в различные сферы жизни современного общества, в том числе и в школьное образование, что ведет к улучшению информированности учителей и учащихся. При большом объеме информации и принципиально новых технологиях доступа к ней сеть Интернет способна качественно повысить уровень используемых знаний в среде образования.

В настоящее время издано много книг, в которых рассмотрены различные аспекты работы с Интернетом. Среди них есть книги, дающие начальные сведения по работе в сети Интернет (самоучители, учебные пособия и учебники) [7, 8, 9, 11, 14, 30, 39 и т.д.], и книги углубленно рассматривающие излагаемые вопросы (монографии) [2, 3, 6, 18 и т.д.]. Однако проблемы информационного поиска остаются, с нашей точки зрения, недостаточно раскрытыми. Поиск информации в Интернете – это не просто навык, а искусство – исследование сложной информационной среды, к которой может приобщиться каждый, кто имеет компьютер и выход в Интернет. Многие люди обращаются к сети Интернет с одной целью – найти необходимую информацию. Но ввиду разнообразия средств информационного поиска, существующих в Интернете, различий в особенностях их работы и огромного объема самой Сети не всегда удается достичь требуемой цели. Особенно часто с этими проблемами сталкиваются начинающие пользователи (к которым относятся и учителя, впервые севшие за компьютер, и ученики, получающие начальные сведения об Интернете), не имеющие достаточного опыта поиска информации в глобальной Сети. Именно на такую категорию людей и ориентировано данное учебное пособие. Книга вводит читателя в проблемы информационного поиска, описывает пути их решения и дает практические рекомендации.