Идейно-тематическая специфика рубрики «дневник» в газете - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дневник мочеиспусканий 1 19.25kb.
Интервью газете «бизнес online» 1 117.44kb.
Толстой и либеральная московская журналистика Статьи лета 1917 г. 3 926.73kb.
Дневник Арсения (записки из аэропорта) или печальный конец группы... 1 21.23kb.
Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии Тузова Тамара... 15 4147.6kb.
Интимный дневник как «простая вещь» К. С. Пигров 1 291.31kb.
С группой, составляется на год, где описывается в общих словах содержание... 1 16.28kb.
Программа дисциплины История немецкой классичесокй философии для... 1 169.64kb.
Жанрово-тематическая структура дискурсного поля организации 2 516.77kb.
Интервью директора Департамента инновационной политики и науки Николая... 1 71.78kb.
Образовательная программа (тип программы: комплексная/тематическая) 1 183.54kb.
"Новая экономическая политика" 1 18.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Идейно-тематическая специфика рубрики «дневник» в газете - страница №1/1

Г. И. Щербакова, Тольяттинский государственный университет, профессор

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РУБРИКИ «ДНЕВНИК» В ГАЗЕТЕ «ГРАЖДАНИН»
Консервативная идеология и ее деятели, консервативная журналистика и ее публицисты мало изучены в отечественной гуманитарной науке. В последнее десятилетие некоторый интерес проявился историками и социологами, которыми подготовлено несколько диссертаций и коллективных монографий, посвященных этапам становления консервативной мысли в России, но этого слишком мало, чтобы понять специфику русского консерватизма, многообразие моделей, предложенных различными консервативными деятелями, разработать типологию данного общественного движения, в рядах которого были как люди пламенных убеждений и кристальной честности, так и откровенные приспособленцы. Однако последнее свойство не является отличительной особенностью консерватизма. Обращение к представителям консервативной журналистики обусловлено необходимостью создания целостной картины развития системы периодической печати в России, учета интересов аудитории, причин аккумуляции творческих сил вокруг того или иного печатного органа.

Основателем консервативного журнала-газеты с демократическим названием «Гражданин» был кн. В. П. Мещерский, внук Н. М. Карамзина. На второй год издания газеты в качестве редактора был приглашен Ф. М. Достоевский, а прежний редактор Г. Градовский получил отставку из-за идейных расхождений с Мещерским. Еще в 1872 г. А. Н. Майков и Н. Н. Страхов вводят Достоевского в кружок князя В. П. Мещерского, только что организовавшего еженедельник «Гражданин», где работали Майков, Тютчев, Страхов, Победоносцев, Маркевич. Первый номер «Гражданина» под редакцией Достоевского вышел 1 января 1873 г. Работая в «Гражданине», писатель выработал новую форму публицистики – отклики художника на темы дня. Так был создан «моножурнал» Достоевского – «Дневник писателя». В нем автор рассказывал о своих спорах с Белинским, о встрече с Чернышевским, о впечатлениях после прочтения рассказа Лескова «Запечатленный ангел», о своем увлечении социализмом и о многом другом. С приходом Достоевского усилилось внимания цензуры к публицистике «Гражданина», который в начале 1870-х годов обратил внимание публики на многие актуальные проблемы пореформенной России: бедственную судьбу крестьянства, опасность утраты национальной самобытности, непоследовательность внутренней и внешней политики. Рассмотрению трактовки критических вопросов на страницах «Гражданина» было посвящено несколько заседаний цензурного совета в 1872 и 1873 годах. В июне 1873 г. цензурный комитет привлек Достоевского к судебной ответственности, а 11 марта 1874 г. министр внутренних дел обвинил «Гражданин» «в суждениях, клонящихся к возбуждению вражды против одной из частей населения империи», и объявил 12 марта первое предостережение журналу в лице издателя-редактора Федора Достоевского. Писатель расценил это как угрозу закрытия газеты и подал прошение об освобождении его от редактирования «Гражданина». Между Достоевским и Мещерским сохранились добрые отношения после прекращения сотрудничества в газете, след писателя в виде задуманного им Дневника - постоянной рубрики, восстанавливающей канву событий за истекшую неделю, сохранился, он стал отличительной чертой информационной модели «Гражданина». Сам тип рубрики предполагал не только ретроспективную роспись событий, но и выражение авторского отношения к ним, т.е. он допускал сочетание информационной объективности с авторской своеобычной, даже порой своевольной оценкой, допускал широкую ассоциативность повествования. Во «Вступлении» к «Дневнику писателя. 1871 г.» Достоевский спрашивал себя, о чем он будет говорить, и отвечал: «Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься»; развивая этот тезис, он утверждал в качестве главного назначения газеты: «„Гражданин“ должен непременно говорить с гражданами, и вот в том вся беда его!» (XXI, 7). Идею дневника как периодического издания Достоевский позднее развил в своем «Дневнике писателя», который принес ему большую известность, нежели романы. Коллеги-современники увидели в этой форме желание прямого диалога с читателем. Сразу же при выходе первого самостоятельного номера «Дневника писателя» (январский выпуск 1876 г.) современники – Г. К. Градовский в «Голосе», А. С. Суворин в «Новом Времени», В. С. Соловьев в «Русском мире» – отметили независимый, более свободный способ выражения авторской позиции в этом издании. По словам Градовского, «в «Дневнике писателя» нельзя не видеть попытки эмансипироваться от издателей и редакции».

Принцип свободного диалога, прихотливая смена тем, соединение лирики с публицистикой, а порой и сатирой – все это стало родовой чертой «Дневника» в «Гражданине». Обращение Мещерского к жанру дневника было многократным: кроме вышеуказанного примера, Мещерский написал «Путевые дневники» о поездке на Балканы (1877) и «Кавказский путевой дневник» (1878). Богатые идейно-тематические возможности соединения жанра дневника с путевыми заметками были им в полной мере использованы. Мещерский считал себя духовно переродившимся под влиянием влияния Достоевского, а его стремление к самоанализу можно расценивать не только как готовность к диалогу, но и публичный самоотчет. Демократизм в жанровой сфере позволяет предполагать его и в содержательной части творчества. Необходимо напомнить справедливое замечание А. Г. Викторовича о том, что Мещерский неодинаков в 1870-е годы и после 1881 г., которое подтверждается анализом текстов публициста, анализом цензурных преследований его в семидесятые годы. Имеющиеся факты и наблюдения позволяют сделать вывод о необходимости более детального изучения публицистических выступлений Мещерского и его политических взглядов в динамике и в идейно-философском контексте эпохи.