Ходжаевой Марии «Храмы родного края. Успенский храм» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Паспорт проекта 1 140.1kb.
Конкурс : «История, культура, и природа родного края» 1 185.08kb.
Совсем не в центре Ивановского края Среди березок, сосен, тополей 1 34.19kb.
Конкурса знатоков истории родного края «Край родной земля казачья» 1 66.69kb.
Утверждена на заседании учителей истории и культуры родного края... 1 42.11kb.
Перечислите, сколько в Бобруйске храмов и где будут построены новые... 1 18.5kb.
Викторина «По тропам родного края» 1 57.46kb.
Урока «Недаром помнит вся Россия…» 1 177.57kb.
Урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения 1 220.28kb.
Викторина по направлению «летопись родного края» Район Фамилия, имя 1 149.62kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края... 1 15.75kb.
Взгляни на мир свысока! Горный тур по Армении Поднявшись на вершину... 1 48.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ходжаевой Марии «Храмы родного края. Успенский храм» - страница №1/1

Исследовательская работа

ученицы 6 «А» класса МКОУ Чухломская средняя

общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева

Ходжаевой Марии

«Храмы родного края. Успенский храм»

Цель работы:

- изучить историю храма Успения Пресвятой Богородицы, так как это одно из самых старых сооружений архитектуры и исторических памятников Костромской области.

- изучить престольные праздники соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.



Задачи:

- воспитание любви к своему родному краю, «малой Родине» это одна из главных задач моей работы;

- воспитание патриотического мировоззрения подрастающего поколения;

- дорогой к храму рано или поздно пройдет каждый человек, и знать истоки православия должен каждый. Поэтому пропаганда этих знаний - это моя вторая задача.

План:

1. История Успенского храма



2. Внутреннее устройство храма

3. Главные святыни Успенского храма

4. Престольные праздники

5. Настоящее Успенского храма

Раз потрясенная душа

Уже не сможет жить иначе.

Но идеалы сокруша,

Мы не о их потере плачем.

Там, под обломками, где прах

Еще дымится и клубится,


Превозмогая боль и страх,

Душа небесная томится.

О, человек! Освободи

Ее от праха и обломков.

Святую, бережно к груди

Прижми – для нас и для потомков.

Е. Балашова

1. История Успенского храма

В Костромской губернии на берегу Чухломского озера устроился маленький провинциальный городок Чухлома. Когда-то в Чухломе было три церкви, в настоящее время сохранился только Успенский храм, являющийся главным духовным центром города.

Первое упоминание об Успенском храме сохранилось в писцовых книгах Галичской осады за 1628 год. Храм в это время был деревянный и сильно обветшал.

В 1723 году, в царствование Петра I, священник Лука Васильев и церковный староста Григорий Дмитриев написали прошение в синодальный приказ о том, что «церковь от древности очень ветхая и службы Божии в ней вести невозможно». Началось строительство новой каменной церкви.

Через семь лет в июле 1730 года приделы каменной церкви были построены и к освящению готовы, но сама церковь была ещё не достроена. Освящение состоялось 31 июля. Именно эту дату принято считать началом истории единственной из сохранившихся церквей города Чухломы.

Успенская церковь состоит из шатровой колокольни, двухстолпной трапезной с двумя боковыми приделами, перекрытой системой коробовых сводов и собственно храма типа четверика с малым световым восьмериком в завершении, перекрытым сомкнутым сводом с четырёхскатным перекрытием.

Фасадное убранство церкви типично для провинциального строительства XVIII века, сочетающего традиционные приёмы с элементами барокко.

Характерными являются широкие лопатки по углам объема, горизонтальные тяги венчающих карнизов. Окна церкви обрамлены рамочными наличниками в духе «петровского барокко» и помещены в фасадные ниши.

Из сборника описания церквей чухломского округа Костромской Епархии очевидно, что церковной ограды никогда не было. А старинное кладбище, существовавшее у церкви с незапамятных времён, закрыли в 1831 году, и все захоронения стали производить на Казанском кладбище.

Летопись Успенской церкви оказалась утраченной, поэтому восстановить полную картину жизни прихода невозможно. Восполнить пробелы помогли церковные метрические книги и воспоминания чухломичей.

Накануне Первой мировой войны в приходе было 23 селения, самое дальнее в 9-ти верстах. В церкви служили два священника, дьякон и два псаломщика.

В 1934 году, по словам старожилов, со звонницы Успенской церкви сняли колокола. А в 1936 арестовали настоятеля храма отца Ефимия. В течение всей Великой Отечественной войны верующие ходатайствовали об открытии церкви, но тщетно.

Через девять лет в победном 1945 году для верующих вновь открылись двери Успенской церкви.

2. Внутреннее устройство храма

Позолоченный главный иконостас – выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства последней четверти 18 века, отличающееся стройной композицией и богатством резного декора. Царские врата декорированы объемным густым лиственным орнаментом. На фоне прорезной сени помещен образ Успения, обрамленный сиянием. По сторонам сени на карнизе установлены два резных ангела с рипидами.

Иконы разных ярусов отличаются по форме: в местном ряду они прямоугольные. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, а слева образ Пресвятой Богородицы.

Во втором ряду – праздничном – восьмигранные. Здесь отображены сюжеты главных православных праздников: Рождество Христово, Обрезание Господне, Крещение, Сретение, Благовещенией Пресвятой Богородицы, Вход Господен в Иерусалим, Воскресение Христово, День Святой Троицы, Рождество Пророка Иоанна Предтечи, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преображение Господне и т.д.

В третьем ряду – лучковые иконы, на которых изображены 12 апостолов – учеников Христа, а 4 и 5 ряды относятся к Ветхому завету, и там изображены лики праотцов.

На венчающем карнизе иконостаса в центре установлен крест с резным Распятием, над которым помещен поясной резной образ Саваофа.

В храме Успения Пресвятой Богородицы имеются два одноярусных сборных иконостаса приделов Петра и Павла, и Макария Унженского и Желтоводского

Первый придел - это придел во имя святых первоверховных Петра и Павла. Иудей Петр призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, был одним из ревностных учеников Спасителя. Он воскрешал мертвых, даже тень святого исцеляла недужных.

Иудей Павел принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан. Чудесно призванный в апостолы самим Господом, стал ревностным правоведником Евангелия, а претерпев много страданий, сподобился от Господа чрезвычайных откровений и совершил многие великие чудеса.

Обычно в нашем храме совершаются молебны во время Великого поста и 12 июля в день этих святых.

Здесь же находятся иконы Святителя Николая Чудотворца, икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Второй придел – это придел во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского.

Макарий Унженский ушел из родительского дома и принял пострижение в монастыре. Тяготясь славой своих монастырских подвигов, удалился на Волгу и подвизался в пещере. Когда к нему стали собираться ревнители благочестия, Святому пришлось основать Желтоводскую обитель во имя Святой Троицы и Унженскую обитель.

День этого святого приходится на 7 августа, именно в этот день там и проходит праздничное богослужение. Здесь находятся иконы Святителя Питирима епископа Тамбовского и икона Макария Унженского и Желтоводского.

3. Главные святыни Успенского храма

Главными святынями Успенского храма являются икона Феодоровской Божией Матери, Икона Казанская Пресвятой Богородицы, икона Троеручица.

Икона «Достойна есть» особо почитаема чухломичами. В мае 1913 года в Чухломе случился большой страшный пожар в центре города. Выгорела вся Дворянская улица и огонь угрожал перекинуться на здание храма. Все православные помогали выносить иконы и святыни из храма, но эта икона никак не подавалась, её не могли поднять и лишь спустили её на пол. Тогда служители церкви обратились к верующим отслужить молебен у этой иконы.

Через непродолжительное время чудесным образом на небе сгустились тучи, и пошел сильный дождь, который потушил пожар. Церковь и город были спасены от огня.

Главные святыни Успенской церкви – чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы, мироточивая икона Божией Матери «Достойно есть», Феодоровская и Казанская иконы Пресвятой Богородицы, частица святых мощей преподобного Макария Унженского и Желтоводского.

Икона Казанской Божией Матери считается одной из главных икон в нашей стране. Интересна и чудесная история этой иконы, когда, как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

День явления Казанской иконы — 21 июля (8 июля по юлианскому календарю) — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери.

Наш городок является частью Костромского края. Кострома считается «колыбелью» династии царского дома Романовых. В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых, поэтому особо почитаемой в нашей области считается Феодоровская икона Божией матери.

О появлении Федоровской иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме)]. «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.)

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.

По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость великия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе.

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа.

Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась и получила свое название в VIII в., во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия.

После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь».

4. Престольные праздники

Преподобного Авраамия Чухломского Городецкого. Преподобного Макария Унженского. Первоверховных апостолов Петра и Павла . Успение Пресвятой Богородицы.



Преподобный Авраамий Городецкий

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути»…

Преподобный Авраамий – один из наиболее почитаемых православным народом святых Костромской земли. Ученик преподобного Сергия Радонежского, основатель четырёх монашеских обителей преподобный Авраамий оставил глубокий след в духовной истории Костромского края.

«Преподобный Авраамий пришел в обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского, и когда тот вышел к нему, то Авраамий слёзно молил его, чтобы Сергий принял его в число братии монастыря. Так он, став монахом некоторое время жил в обители преподобного Сергия, но потом, ища уединения он уходит оттуда в лес и пошёл по направлению к Галичу»…

Таким образом, он пришёл вскоре в 1350 году в наши места. Поселился преподобный за озером Галичским, напротив города Галича. Место было пустынно и сильно поросло лесом. Построив себе келью на одной из возвышенностей над озером, подвижник проводил жизнь в молитве и труде. На той горе, где поселился преподобный явилась ему икона «Умиление» Божией Матери. На месте её явления подвижник воздвиг Новозаозерскую Успенскую обитель.

Скоро к преподобному стали приходить люди, и он уходит из воздвигнутой им обители и идёт в место называемое «Великая пустынь». Там вскоре была воздвигнута ещё одна обитель, именуемая «Положения пояса Пресвятой Богородицы Авраамиева великая пустынь». Но вскоре, как и раньше, люди, узнав о преподобном, селились рядом с ним, а он пошёл ещё дальше и основал «Собора Пресвятой Богородицы пустынь».

Прожив некоторое время в Верхней пустыни, преподобный, поставив настоятелем своего ученика Иеромонаха Пафнутия, покинул и эту обитель. Он уходит примерно на 15 километров к северо-западу, к берегам Чухломского озера. Здесь впоследствии преподобный основал монастырь, именуемый «Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь».

Алтарь Преподобного Авраамия в Чухломском храме Успения

В годы, когда разрушались храмы и монастыри, эта участь постигла и монастыри преподобного Авраамия. Закрытые храмы Новозаозерскую Успенскую церковь, Собора Богородицкую и Положения Ризы Богородицы, были разрушены и осквернены. Вскоре эта участь коснулась и Городецкого монастыря. После расправы с последним настоятелем Архимандритом Серапионом и с братией обители, были разграблены 2 монастырских собора Умиления Богородицы и Покрова Богородицы. Собор Умиления, сделали конюшней, а в Покровском соборе уничтожили западный фасад.

Благочестивые люди перенесли плащаницу преподобного в Чухлому в храм Успения Богородицы. В это время был построен придел или алтарь, который освятили в честь Преподобного Авраамия Городецкого.

Престол Преподобного Авраамия Городецкого в Чухломе

Каждый год на день памяти преподобного, стекался народ в храм Успения и возносил свои моления и просьбы к преподобному. Так продолжалось до полного восстановления монастыря. Потом с торжественностью плащаница была перенесена обратно.



Преподобный Макарий Унженский

Родился будущий подвижник в Нижнем Новгороде в 1349 году. Постриг принял в Печерском монастыре с именем Макарий. На Желтоводском озере близ Волги, куда он прибыл после пострига, вырыл себе пещерку-келью. Постепенно обитель расширилась. Здесь принимали купцов, проезжавших по Волге. За приют, ночлег, помощь в ремонте судов купцы оставляли богатые дары. Но в 1439 году деревянный монастырь был выжжен дотла одним из отрядов ордынского хана Улу-Мухаммеда.

В15 верстах от г. Унжи преподобный выбрал место для будущей обители на горе над р. Унжей. Рядом с монастырской горой преподобный Макарий ископал источник, существующий и поныне, всегда наполненный прозрачной водой.

«Работая Богу моленьями и славословлении и постническими труды» провел преподобный последние годы земной жизни. Скончался он в 1444 году в возрасте 95 лет в городе Унже и был погребен на месте своих подвигов.



Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Память празднуется Русской Православной церковью 12 июля

Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других учеников Господа потрудились в деле Евангельской проповеди. Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы. Затем Иисус, проходя мимо Галилейского озера, призвал его следовать за ним. Так, он был свидетелем Преображения Господня, воскрешения дочери Иаира и многих других чудес. Апостол, был в Гефсиманском саду во время молитвы Иисуса перед его страданиями. После Вознесения Христа его именем апостол Петр совершил много чудес. По сошествии святого духа апостол ушел для всемирной евангельской проповеди.

На 75 году жизни апостол пришел в Рим. Там он совершил множества чудес и тем самым навлёк на себя гнев императора Нерона. По его приказу апостола заключили в темницу на несколько дней и 29 июня 67 года казнили через распятие на кресте. Тело апостола было похоронено святым Климентом в Риме.

Апостол Павел был родом из города Тарса. Однажды, когда он шел в Дамаск он услышал голос и тем самым был призван к апостольской проповеди. Святой апостол совершил несколько путешествий по всему Средиземноморью, неся людям слово Евангельской проповеди и основал церкви в Малой Азии Греции и Риме. Уже в преклонном возрасте Павел предстал перед Римским императором Нероном и после недолгого суда был осуждён на смерть. Ранним утром 29 июня 67 года за городом казнь совершили через усечение мечом.



Успение Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица, после вознесения Иисуса Христа пребывала в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала места, по которым проходил Спаситель. Однажды она по обыкновению молилась на горе Елеонской, явился ей архангел Гавриил и сказал, что через 3 дня она переселится на небо. Пресвятая Дева готовилась к своему успению так: сначала она дала распоряжение приготовить всё к погребению, потом раздавала милостыню и благословляла всех.

И вот наступил 3 день. Приближался 3 час дня в доме горело множество свечей. Богородица молилась в ожидании смертного часа. Вдруг сам Иисус Христос, окружённый сонмами ангелов, явился у одра Пречистой и принял её душу в свои пречистые руки. Тело её погребли в пещере в саду Гефсиманском.

5. Настоящее Успенского храма

С 1988 года до настоящего времени настоятелем Успенского храма является протоиерей Александр Воробьёв, благочинный VII округа Костромской епархии. При храме открыта воскресная школа, ведется духовно-просветительская и церковно-благотворительная деятельность.

Ныне Успенский храм является духовным центром города на Чухломском озере; здесь возрождаются приходские традиции, совершается просветительское и благотворительное служение. Отец Александр пользуется большим авторитетом у прихожан. На одной из фотографий он стоит со своими помощниками: Шатовым Михаилом, Тишановым Владимиром, Колупаевым Анатолием и Вавиловым Андреем. Андрей Вавилов и Колупаев Анатолий закончили Костромскую духовную семинарию.

У батюшки есть помощники (алтарники). Ребята разного возраста самый маленький Егор Шатов во втором классе, Илья Барабанов в седьмом классе, Иван Степанов в одиннадцатом классе.Много лет помогает отцу Александру Шатов Михаил. Он и звонарь, и пономарь. Михаил читает Апостола и Шестопсалмие.

Много лет при церкви проводит свои занятия Воскресная школа. Сначала Воскресную школу вел отец Александр, а сейчас матушка Мария. В Воскресной школе взрослые и дети изучают Закон Божий, молитвы, тропари к праздникам, катихизис. Матушка Мария проводит беседы о заповедях Божьих, о жизни и страданиях Иисуса Христа.

На клиросе поют матушка Мария и прихожане Успенского храма. Это Бедова Антонина Юрьевна и её сын Бедов Евгений, Николаева Нина Николаевна и Артемьева Наталья Владимировна, Дмитриева Юлия Михайловна и Николаева Надежда.

За лавкой работают неутомимые труженицы Тишанова Людмила Алексеевна и Хапова Галина Сергеевна. Помогают им Соколова Галина Николаевна и Клещева Тамара. Они всегда подскажут и помогут в вопросах, с которыми к ним обращаются прихожане.

Мой брат Ходжаев Вячеслав с малых лет стал ходить в этот храм. Ему очень нравилось в храме. Он любил слушать как поют певчие, наблюдал за тем, как проводит службу батюшка. Церковная жизнь все больше и больше захватывала его. Он тоже стал алтарником. Я видела, с какими чувствами он приходил из храма. Получая музыкальное образование в школе искусств, Слава стал участником и фестивалей, был победителем конкурса «Вифлеемская звезда».

По окончании школы Слава поступил в Московскую православную Духовную семинарию, где и учится в настоящее время. А также он является певцом хора Троице-Сергиевой Лавры.

Каждое лето ребята, посещающие летний лагерь Чухломской школы, приходят в храм в дни празднования Святой Троицы. В эти дни наш храм особенно красив. Прихожане готовятся к этому празднику и украшают березками все внутреннее пространство. С особым чувством входят ребята в прохладную, пахнущую березами и свежей листвой церковь.

И ничего мне не осталось,

Одна молитва на устах:

«К Тебе, о, Господи, воззвах,

К Тебе воззвах…». И легче стало.

Я не одна. Со мной Господь.

К нему в молитвах припадаю.

Меня Он не оставит, знаю,

Когда душа покинет плоть.

Пред Ним предстану я в смятенье,

Не смея даже глаз поднять.

«К тебе воззвах…» Дай мне смиренья

Все, все без ропота принять.

Елена Балашова

Выводы:

1. Моя работа являлась изучением Престольных праздников Успенской церкви.



2. Я познакомилась с историей возникновения этих праздников.

Моя работа может быть использована при проведении уроков духовно-нравственного цикла и классных часов.