Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 4 971.96kb.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 7 2127.05kb.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 8 2458.96kb.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 4 1114.37kb.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 2 410.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «C оциология» Направление подготовки... 1 173.95kb.
История россии 2 561.21kb.
Примерная учебная программа 2 772.52kb.
Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности 1 174.2kb.
Программа учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 251.46kb.
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) 1 226.11kb.
Лабораторная работа №2 Исследование свойств преобразования Фурье... 1 94.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть - страница №1/4

Рабочие программы дисциплин

в структуре Основной образовательной программы

по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (профиль "Информационные системы и технологии на транспорте")

Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.


Б1.Ф.01 Иностранный язык
Дисциплина базовой части Учебного плана (от 29.06.2012 № 17, от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 6 зачетных единиц (включая 96 часов аудиторной работы студента).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, зачет в семестре 1, экзамен в семестре 2.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "Иностранный язык" является фундаментальная гуманитарная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Иностранный язык (профессиональная коммуникация)", "Лингвистическое обеспечение компьютерных технологий", "Социология";

  • подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы;

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-11 - способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык);

  • ПК-23 - способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать (обладать знаниями)

  • лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка).

Владеть (овладеть умениями)

  • иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.

Кафедра установила следующие особенности проектируемых результатов освоения дисциплин:

УМЕТЬ: использовать знание иностранного языка в профессиональной.

деятельности и межличностном общении.

.

Требования по аспекту «уметь» сформулированы кафедрально на основе ФГОС ВПО для профиля подготовки 230100.62.


Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Жизнь студента в России и за рубежом.

1.1. 1) Лексика по темам: семья, рабочий день, выходные, обучение в вузе, изучение иностранных языков.2) Грамматика: Вводно-коррективный курс. Части речи (местоимения, существительные, артикли). Структура повествовательного и вопросительного предложения.3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации несложных общественно-политических и публицистических текстов по обозначенной тематике.

1.2. 4) Говорение: монолог-описание (своей семьи, рабочего и выходного дня), монолог-сообщение (роль иностранных языков в современной жизни), диалог-расспрос (о студенческой жизни).5) Письмо: перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера, визитная карточка, заполнение регистрационной формы, бланка.6) Речевой этикет: приветствие, представление, прощание.

2. Образовательные учреждения высшего образования в России. РГУПС.

2.1. 1) Лексика по темам: структура университета, факультеты и специальности, учебные программы / посещение подразделений вуза (библиотека, столовая).2) Грамматика: части речи (числительные). Структура предложения: инверсия, вопросительные предложения, типы вопросов.3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации несложных общественно-политических и публицистических текстов по обозначенной тематике.

2.2. 4) Говорение: монолог-описание (вуз и образовательная программа), диалог- расспрос (о зарубежном вузе, программах обучения), диалог-обмен мнениями (в библиотеке, столовой).5) Письмо: перевод текста общественно-политического, публицистического, страновед-ческого характера.6) Речевой этикет: согласие, несогласие.

3. Системы высшего образования в зарубежных странах.

3.1. 1) Лексика по темам: структура высшего образования в разных странах / проживание за рубежом (студенческое общежитие, гостиница).2) Грамматика. Части речи: глаголы (видо-временная система действительного залога).3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации несложных общественно-политических и публицистических текстов по обозначенной тематике.

3.2. 4) Говорение: монолог-описание (система высшего образования), диалог-обмен мнениями (о специфике систем высшего образования в разных странах), диалог- расспрос (проживание в общежитии, гостинице).5) Письмо: перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера, поддержание контактов со студентами за рубежом при помощи электронной почты.6) Речевой этикет: сожаление, извинения.

4. Мой родной город.

4.1. 1) Лексика по темам: город и достопримечательности / передвижение по городу.2) Грамматика. Части речи: прилагательные, наречия (степени сравнения), предлоги, глаголы (модальные). 3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации несложных общественно-политических и публицистических текстов по обозначенной тематике.

4.2. 4) Говорение: монолог-описание (своего города), монолог-сообщение (экскурсия по городу), диалог-расспрос (движение по городу).5) Письмо: перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера, написание эссе о родном городе.6) Речевой этикет: просьба, благодарность.

Семестр № 2

5. Страны изучаемого языка, наука и культура.

5.1. 1) Лексика по темам: страны изучаемого языка, культура и наука стран изучаемого языка, ученые и изобретатели, столицы и крупные города/ поездка за рубеж.2) Грамматика. Части речи: глаголы (видо-временная система действительного залога). Словообразование. 3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации (общественно-политические, публицистические, страноведческие тексты по обозначенной тематике).

5.2. 4) Говорение: монолог-сообщение (известные личности и достижения страны изучаемого языка), монолог-описание (крупные города и достопримечательности), диалог- расспрос (на таможне), реферирование текста по заданной тематике устно.5) Письмо: план сообщения с опорной лексикой, перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера.6) Деловая документация: иммиграционная карта, таможенная декларация.7) Речевой этикет: общение с официальным лицом (на таможне).

6. Транспорт в 21 веке.

6.1. 1) Лексика по темам: виды транспорта.2) Грамматика. Видо-временная система страдательного залога.3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации (общественно-политические, публицистические, страноведческие тексты по обозначенной тематике).

6.2. 4) Говорение: монолог-описание (виды транспорта), монолог-сообщение (развитие транспорта в 21 веке), диалог- расспрос (особенности различных видов транспорта), реферирование текста по заданной тематике устно.5) Письмо: план сообщения с опорной лексикой, перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера.6) Деловая документация: оформление делового письма, конверта.7) Речевой этикет: общение по телефону.

7. Введение в профессию. Информационные системы и технологии.

7.1. 1) Лексика по темам: информационные системы и технологии. 2) Грамматика. Видо-временная система страдательного залога.3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации (публицистические тексты по обозначенной тематике).

7.2. 4) Говорение: монолог-описание (принцип создания информационной системы), монолог-сообщение (теория информационных процессов и систем), диалог- расспрос (особенности выбранной специальности), реферирование текста по заданной тематике устно.5) Письмо: реферирование текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера письменно, перевод текста по обозначенной тематике.6) Деловая документация: структура делового письма.7) Речевой этикет: общение по телефону.

8. Карьера в области информационных технологий.

8.1. 1) Лексика по темам: работа в области информационных систем и технологий, должностные обязанности специалиста.2) Грамматика. Сложные предложения, виды придаточных предложений, косвенная речь. Союзы.3) Аудирование и чтение: понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации (общественно-политические, публицистические, страноведческие тексты по обозначенной тематике).

8.2. 4) Говорение: монолог-описание (работа в сфере ИТ), монолог-размышление (роль и важность ИТ), диалог- расспрос (должностные обязанности специалиста), реферирование текста по указанной тематике устно.5) Письмо: реферирование текста страноведческой тематики письменно, перевод текста общественно-политического, публицистического, страноведческого характера.6) Деловая документация: резюме, сопроводительное письмо. 7) Речевой этикет: собеседование при приеме на работу.
Код РПД: 3134 (534)

Кафедра: "Иностранные языки "

 

Б1.Ф.02 История


Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 4 зачетные единицы (включая 64 часа аудиторной работы студента).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, экзамен в семестре 2.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "История" является фундаментальная гуманитарная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Логика", "Политология", "Философия";

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-4 - способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать (обладать знаниями)

  • основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.

Уметь (обладать умениями)

  • анализировать и оценивать социальную информацию,планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть (овладеть умениями)

  • навыками публичной речи,аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного вида рассуждений.

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Теория и методология исторической науки.

1.1. Сущность, формы, функции исторического знания: 1) Методы и источники изучения истории. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Принципы и методы изучения истории России. 4) Проблемы отечественной историографии.

2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.

2.1. Социально-политическое устройство, культура Древней Руси: 1) Факторы, особенности становления древнерусской цивилизации, государства. 2) Крещение Руси.

2.2. Княжеская раздробленность XII -XV вв: 1) Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. 2) Причины и последствия княжеской раздробленности. 3) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3. Образование и развитие Московского (Российского) государства.

3.1. Становление Московского государства (XIV -XVI вв.): 1) Возвышение Москвы. Иван Калита. 2) Специфика формирования единого российского государства. 3) Иван III. Конец ордынского ига. 4) Оформление самодержавия.

3.2. Россия в начале нового времени. XVII в: 1) Кризис общества и государства. «Смутное время». 2) Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых.

4. Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.

4.1. Реформы Петра I. Начало модернизации: 1) Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2) Формирование абсолютной монархии. 3) Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры.

4.2. Становление и укрепление дворянской империи: 1) Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). 2) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). 3) Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). 4) Культура России XVIII в.

4.3. Россия в первой половине XIX в: 1) Александр I. Самодержавное реформаторство. 2) Николай I. Апогей самодержавия. 3) «Золотой век» культуры.

5. Российская империя во второй половине XIX-XX вв.

5.1. Россия во второй половине XIX в: 1) Александр II. Реформы 60-70-х гг. 2) Александр III. Постреформенная стабилизация. 3) Продолжение «золотого века» культуры.

5.2. Россия в начале XX в: 1) Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. 2) Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. 3) "Серебряный век" культуры.

5.3. Россия в 1907-1914 гг: 1) Столыпинские реформы. 2) Третьеиюньская политическая система.

6. Россия 1917-1922 гг.

6.1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: 1) Россия в Первой мировой войне. 2) Свержение самодержавия. 3) Временное правительство и Советы. 4) Установление Советской власти.

6.2. Гражданская война и интервенция: 1) Создание Советского правительства. Первые декреты. 2) Причины и последствия гражданской войны. 3) Политика «военного коммунизма».

7. СССР в 1922-1991 гг.

7.1. СССР в 20-е – 30-е гг: 1) Образование СССР. 2) Нэп. Однопартийный режим. Подавление оппозиций. 3) Форсирование темпов развития. Индустриализация. Коллективизация. 4) Усиление режима личной власти И.В. Сталина. 5) Утверждение «социалистической культуры».

7.2. СССР в годы II мировой войны: 1) Причины и особенности II мировой войны. 2) Советское общество в годы Великой Отечественной войны: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь, культура.

7.3. Кризис Советской модели общества (1945-1991 гг.): 1) Внутренняя и внешняя политика СССР (1945-1991 гг.). 2) Попытки реформирования системы и их крах (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев). 3) Распад СССР: причины, последствия.

8. Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.).

8.1. Российская Федерация и современный мир: 1) Внешняя политика России на современном этапе. 2) Российская Федерация на путях реформ. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране. 3) Культура современной России.


Код РПД: 2816 (2058)

Кафедра: "Философия и история Отечества "

 

Б1.Ф02.1 История


Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 4 зачетные единицы (включая 64 часа аудиторной работы студента).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, экзамен в семестре 2.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "История" является фундаментальная гуманитарная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Логика", "Политология", "Философия";

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-4 - способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать (обладать знаниями)

  • основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.

Уметь (обладать умениями)

  • анализировать и оценивать социальную информацию,планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть (овладеть умениями)

  • навыками публичной речи,аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного вида рассуждений.

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Теория и методология исторической науки.

1.1. Сущность, формы, функции исторического знания: 1) Методы и источники изучения истории. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Принципы и методы изучения истории России. 4) Проблемы отечественной историографии.

2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.

2.1. Социально-политическое устройство, культура Древней Руси: 1) Факторы, особенности становления древнерусской цивилизации, государства. 2) Крещение Руси.

2.2. Княжеская раздробленность XII -XV вв: 1) Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. 2) Причины и последствия княжеской раздробленности. 3) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3. Образование и развитие Московского (Российского) государства.

3.1. Становление Московского государства (XIV -XVI вв.): 1) Возвышение Москвы. Иван Калита. 2) Специфика формирования единого российского государства. 3) Иван III. Конец ордынского ига. 4) Оформление самодержавия.

3.2. Россия в начале нового времени. XVII в: 1) Кризис общества и государства. «Смутное время». 2) Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых.

4. Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.

4.1. Реформы Петра I. Начало модернизации: 1) Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2) Формирование абсолютной монархии. 3) Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры.

4.2. Становление и укрепление дворянской империи: 1) Дворцовые перевороты (1725-1762 гг). 2) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). 3) Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). 4) Культура России XVIII в.

4.3. Россия в первой половине XIX в: 1) Александр I. Самодержавное реформаторство. 2) Николай I. Апогей самодержавия. 3) «Золотой век» культуры.

5. Российская империя во второй половине XIX-XX вв.

5.1. Россия во второй половине XIX в: 1) Александр II. Реформы 60-70-х гг. 2) Александр III. Постреформенная стабилизация. 3) Продолжение «золотого века» культуры.

5.2. Россия в начале XX в: 1) Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. 2) Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. 3) "Серебряный век" культуры.

5.3. Россия в 1907-1914 гг: 1) Столыпинские реформы. 2) Третьеиюньская политическая система.

6. Россия 1917-1922 гг.

6.1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: 1) Россия в Первой мировой войне. 2) Свержение самодержавия. 3) Временное правительство и Советы. 4) Установление Советской власти.

6.2. Гражданская война и интервенция: 1) Создание Советского правительства. Первые декреты. 2) Причины и последствия гражданской войны. 3) Политика «военного коммунизма».

7. СССР в 1922-1991 гг.

7.1. СССР в 20-е – 30-е гг: 1) Образование СССР. 2) Нэп. Однопартийный режим. Подавление оппозиций. 3) Форсирование темпов развития. Индустриализация. Коллективизация. 4) Усиление режима личной власти И.В. Сталина. 5) Утверждение «социалистической культуры».

7.2. СССР в годы II мировой войны: 1) Причины и особенности II мировой войны. 2) Советское общество в годы Великой Отечественной войны: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь, культура.

7.3. Кризис Советской модели общества (1945-1991 гг.): 1) Внутренняя и внешняя политика СССР (1945-1991 гг.). 2) Попытки реформирования системы и их крах (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев). 3) Распад СССР: причины, последствия.

8. Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.).

8.1. Российская Федерация и современный мир: 1) Внешняя политика России на современном этапе. 2) Российская Федерация на путях реформ. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране. 3) Культура современной России.


Код РПД: 2058

Кафедра: "Философия и история Отечества "

 

Б1.Ф.03 Философия


Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 4 зачетные единицы (включая 64 часа аудиторной работы студента).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, экзамен в семестре 3.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "Философия" является фундаментальная гуманитарная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Политология", "Психология";

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-4 - способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать (обладать знаниями)

  • основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем.

Уметь (обладать умениями)

  • анализировать и оценивать социальную информацию,планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть (овладеть умениями)

  • навыками публичной речи,аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного вида рассуждений.

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Философия, основные этапы ее становления.

1.1. Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления.

1.2. Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.

1.3. Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.

1.4. Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения.

1.5. Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).

1.6. Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Толстого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева, экзистенциальный персонализм Н.Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.

2. Концепция бытия.

2.1. Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира.

2.2. Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Философия познания.

3.1. Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык.

3.2. Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.

4. Философия человека.

4.1. Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.

5. Философия общества.

5.1. Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей.

5.2. Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Код РПД: 3042 (2175)

Кафедра: "Философия и история Отечества "


Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть.
Б2.Ф.01 Математика (математический анализ)
Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 8 зачетных единиц (включая 128 часов аудиторной работы студента, выполнение контрольной работы).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, защита контрольной работы, зачет в семестре 2, экзамен в семестре 1.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "Математика (математический анализ)" является фундаментальная естественнонаучная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Математический и естественнонаучный цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Вычислительная математика", "Физика", "Электротехника, электроника и схемотехника";

  • подготовка студента к прохождению практик "Преддипломная";

  • подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы;

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-10 - готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • ПК-12 - способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);

  • ПК-26 - готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований.

Дополнительные компетенции и комментарии кафедры:

Владение информационными технологиями(в частности, специализированными программными средствами) при изучении аналитических дисциплин. В первую очередь, имеется в виду способность пользования системами аналитических вычислений, желательно Free Ware. Готовность к приложению полученных в процессе обучения навыков при решении задач, возникающих при изучении дисциплин по специальности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Уметь (обладать умениями)


  • решать типовые задачи по основным разделам курса, используя методы математического анализа, использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности.

Владеть (овладеть умениями)

  • методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов.

Кафедра установила следующие особенности проектируемых результатов освоения дисциплин:

ЗНАТЬ: основные понятия и методы математического анализа, теории обыкновенных дифференциальных уравнений и элементы теории уравнений в частных производных, элементы теории функций комплексной переменной.

УМЕТЬ: применять методы математического анализа к решению задач, возникающих при изучении дисциплин естественно научного цикла, а также специальных дисциплин.
Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. ПРЕДЕЛ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ФУНКЦИИ.

1.1. ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: 1) Элементы логики и основные понятия интуитивной теории множеств. 2) Отображения множеств. Область определения и множество значений отображения. График отображения. Взаимно-однозначное и обратное отображения. Функции действительной переменной, принимающие действительные значения. График функции.

1.2. ПРЕДЕЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: 1) Числовые последовательности. Определение предела последовательности в терминах “эпсилон-N”. Эпсилон-окрестность точки. Геометрическая интерпретация предела последовательности в терминах окрестностей. Теоремы о сходящихся последовательностях: единственность предела, ограниченность. Алгебраические действия со сходящимися последовательностями. Теоремы о переходе к пределу в неравенствах и трёх последовательностях. 2) Бесконечно малые (б.м.) последовательности и их свойства. Представление сходящихся последовательностей через б.м. последовательности. Последовательности, расходящиеся к плюс-бесконечности и к минус-бесконечности. Бесконечно большие (б.б.) последовательности и их свойства. Связь между б.м. и б.б. последовательностями.

1.3. ПРЕДЕЛ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ФУНКЦИИ: 1) Проколотая эпсилон-окрестность точки. Определение предела функции в точке по Гейне, его геометрический смысл. Теорема об алгебраических действиях с функциями, имеющими предел. 2) Определение непрерывной функции в точке. Теорема об алгебраических действиях с непрерывными функциями. Непрерывность элементарных функций в точках, где они определены. Непрерывность сложной функции. 3) Односторонние окрестности точки. Односторонние пределы функции, их связь с пределом функции. Односторонняя непрерывность функции. Точки разрыва функции, их классификация. Вертикальные асимптоты графика функции. 4) Бесконечно малые (б.м.) функции и их свойства. Сравнение б.м. функций. Эквивалентные б.м. и б.м. функции более высокого порядка малости. Бесконечные пределы функций и пределы функций при х, стремящемся к плюс- и к минус-бесконечности. Бесконечно большие (б.б.) функции, их связь с б.м. функциями. 5) 1-й замечательный предел и следствия из него. 2-й замечательный предел и следствия из него.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.

2.1. ПРОИЗВОДНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛ ФУНКЦИИ: 1) Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и механический смысл производной. Связь между дифференцируемостью и непрерывностью функции. 2) Производная как функция. Таблица производных элементарных функций. Основные правила дифференцирования. Производная сложной функции. Производная функция, заданной неявным образом. Производная обратной функции. Односторонние производные. 3) Основные теоремы дифференциального исчисления. Теоремы Ролля, Коши, Лагранжа. Контрпримеры к основным теоремам дифференциального исчисления. 4) Правило Бернулли-Лопиталя раскрытия неопределённостей при вычислении пределов функций. 5) Исследование приращения функции в точке. Критерий дифференцируемости функции. Дифференциал функции в точке, его геометрический смысл. Правила нахождения дифференциалов. Дифференцирование функций, заданных параметрическим образом.

2.2. ПРОИЗВОДНЫЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЫ ВЫСШИХ ПОРЯДКОВ: 1) Производные высших порядков. Смешанные производные. 2) Дифференциалы высших порядков.

2.3. ФОРМУЛЫ ТЕЙЛОРА И МАКЛОРЕНА: 1) Формулы Тейлора и Маклорена для многочленов. Формулы Тейлора и Маклорена для "произвольных" функций с остаточным членом в форме Лагранжа, Коши и Пеано. 2) Приложения к приближенным вычислениям значений функций.

2.4. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ: 1) Исследование функций средствами дифференциального исчисления. Монотонность (строгая и нестрогая) функции. Условия монотонности функции на интервале. Локальные экстремумы функции. Необходимое условие экстремума (теорема Ферма). Достаточные условия экстремума. 2) Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений дифференцируемой функции на отрезке. 3) Функции, выпуклые вниз и выпуклые вверх. Условия выпуклости функций. Точки перегиба. 4) Общее определение асимптоты линии на плоскости. Наклонные асимптоты графика функции.

3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ.

3.1. ЧАСТНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ И ПОЛНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ФУНКЦИИ: 1) Определение функции нескольких переменных. Область определения и график функции двух переменных. Частные производные. Полное приращение функции и полный дифференциал. 2) Производная функции по направлению. Градиент скалярного поля, его свойства и связь с производной по направлению.

3.2. ЭКСТРЕМУМЫ ФУНКЦИЙ ДВУХ ПЕРЕМЕННЫХ: 1) Экстремумы функции двух переменных. Необходимое условие экстремума. Достаточные условия экстремума. 2) Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции в ограниченной замкнутой области на плоскости.

Семестр № 2

4. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ.

4.1. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ: 1) Первообразная функция. Неопределённый интеграл и его простейшие свойства. Таблица основных интегралов. Непосредственное интегрирование. 2) Метод замены переменной (подстановки) и интегрирование по частям в неопределенном интеграле. Типы интегралов, берущихся по частям. 3) Интегрирование рациональных функций. Многочлены и рациональные функции. Правильные и неправильные дроби. Простые дроби, их интегрирование. Разложение правильной дроби на простые дроби методом неопределённых коэффициентов. 4) Интегрирование тригонометрических выражений. Универсальная тригонометрическая подстановка. Интегрирование иррациональных выражений. 5) Понятие об интегралах, не берущихся в конечном виде, и о специальных функциях.

4.2. ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ: 1) Задача о площади криволинейной трапеции. Конструкция определенного интеграла Римана. Разбиение отрезка, интегральная сумма, диаметр разбиения. Интегральная последовательность интегральных сумм. Интегрируемость функции по Риману. Свойства интегрируемых функций и определённого интеграла. 2) Определённый интеграл с переменным верхним пределом как функция верхнего предела. Дифференцируемость интеграла по верхнему пределу и существование первообразной у непрерывной на интервале функции. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной и интегрирование по частям в определённом интеграле. 3) Геометрические и механические приложения определённого интеграла. Вычисление площадей плоских фигур, длин дуг, объёмов тел и площадей поверхностей вращения, работы переменной силы.

4.3. НЕСОБСТВЕННЫЕ ИНТЕГРАЛЫ: 1) Несобственные интегралы по неограниченному промежутку интегрирования. Сходимость интегралов и признаки сходимости. 2) Несобственные интегралы от неограниченных функций. Сходимость интегралов и признаки сходимости.

5. БЕСКОНЕЧНЫЕ РЯДЫ.

5.1. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ: 1) Сходимость и сумма числового ряда. Свойства сходящихся рядов. Критерий Коши сходимости ряда. Необходимый признак сходимости. Геометрическая прогрессия и гармонический ряд. Абсолютная и условная сходимость числового ряда. 2) Ряды с неотрицательными членами. Критерий сходимости. Признаки сравнения, д’Аламбера, Коши. Интегральный признак Коши–Маклорена. 3) Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Приложения к приближенным вычислениям.

5.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ: 1) Функциональные ряды. Область сходимости. Степенные ряды. Радиус и интервал сходимости. Формула Коши-Адамара. 2) Разложение элементарных функций в ряды Тейлора и Маклорена.

6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.

6.1. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДИФФЕРЕЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ: 1) Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Основные исходные понятия теории дифференциальных уравнений. Задача Коши. Общее и частное решения дифференциального уравнения. 2) Дифференциальные уравнения 1-го порядка. Уравнения с разделяющимися переменными. Однородное и линейное дифференциальные уравнения 1-го порядка. Уравнение Бернулли. 3) Линейное однородное дифференциальное уравнение 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Структура общего решения. Линейное неоднородное дифференциальное уравнение 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Структура общего решения.

6.2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ В ЧАСТНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ: 1) Дифференциальные уравнения с частными производными. Приведение уравнений второго порядка к каноническому виду. Типы уравнений второго порядка. 2) Уравнения математической физики. Уравнения колебания струны и теплопроводности.

7. ВВЕДЕНИЕ В КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ.

7.1. ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЕРЕМЕННОГО: 1) Расширенная комплексная плоскость. Стереографическая проекция и сфера Римана. Показательная форма комплексного числа. Формулы Эйлера. Свойства модуля комплексного числа. 2) Определение функции комплексного переменного, принимающей комплексные значения. Предел и непрерывность функции комплексного переменного. 3) Дифференцируемость функции комплексного переменного в точке и области. Условия Коши–Римана. Геометрический смысл производной.

7.2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: 1) Определение аналитической функции. Функции, регулярные в области. Гармонические функции. Сопряжённые гармонические функции. 2) Интеграл от функции комплексного переменного. Теорема Коши и интегральная формула Коши. 3) Изолированные особые точки однозначного характера регулярной функции. Ряды Лорана и Тейлора. Вычеты регулярных функций в особых точках.

8. ОПЕРАЦИОННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ.

8.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛАПЛАСА: 1) Преобразование Лапласа и его свойства. Оригиналы и изображения. 2) Таблица оригиналов и их изображений. Изображения производных и первообразных оригиналов.

8.2. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ: Операционный метод решения дифференциальных уравнений и систем дифференциальных уравнений.

9. ВВЕДЕНИЕ В ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

9.1. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ РЯДЫ: 1) Ортогональность функции на отрезке. Ортонормированные системы функций. Тригонометрические ряды. Ряд Фурье на интервале (-пи, пи). Теорема Дирихле о разложении функций в ряд Фурье. 2) Неполные ряды Фурье. Разложение чётных и нечётных функций в ряд Фурье. 3) Разложение функций в ряд Фурье на интервале (-l, l), l>0.
Код РПД: 3477 (682)

Кафедра: "Высшая математика -1 "

 

Б2.Ф.02 Математика (алгебра и геометрия)


Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08.07.2011 № 13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер") имеет трудоемкость 4 зачетные единицы (включая 48 часов аудиторной работы студента, выполнение контрольной работы).

Форма аттестации: текущее тестирование в Центре мониторинга качества образования, защита контрольной работы, экзамен в семестре 1.


Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины "Математика (алгебра и геометрия)" является фундаментальная естественнонаучная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Математический и естественнонаучный цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 № 25) для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектоно-технологическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, инновационная, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:


  • подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;

  • подготовка студента к освоению дисциплин "Математика (математический анализ) (практикум)", "Физика";

  • подготовка студента к прохождению практик "Преддипломная";

  • подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы;

  • развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • ОК-10 - готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • ПК-12 - способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);

  • ПК-25 - способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений;

  • ПК-26 - готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований;

  • ПК-27 - способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях.

Дополнительные компетенции и комментарии кафедры:

Применять методы современной алгебры и аналитической геометрии в моделировании, теоретическом и экспериментальном исследованиях.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:
следующая страница >>