Говорят, что дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Говорят, что дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет. Каждому - страница №1/1




Сейчас все больше и больше людей интересуются прошлым собственной семьи. Конечно, тем, в чьих жилах течет благородная дворянская кровь, гораздо проще, ибо их фамилия гордость на протяжении веков побуждала изучать историю рода. А как быть простым смертным? Ведь каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задумывается над тем, откуда он вышел, каковы его корни. Так было в каждом обществе, в том числе и среди русского народа. Говорят, что в былые времена каждый русский человек знал своих предков не менее чем до седьмого поколения. Хорошо, если интерес возник в нежном возрасте, и пытливое чадо с интересом внимает рассказам бабушек и дедушек, а так же других престарелых родственников. Но как быть, если семья маленькая, родни практически нет или же вы, как это часто теперь бывает, свою двоюродную тетушку последний раз видели лет двадцать назад на похоронах бабушки. А о том, что у вас есть два двоюродных брата, может и не знать вовсе. Но ведь как человечество состоит из нескольких миллиардов взаимодействующих друг с другом индивидуумов, так и всемирная история, ровно, как и история любой страны, каждой нации или маленького этноса в первую очередь складывается из бесчисленного количества маленьких историй каждого отдельного человека, а история человека в свою очередь вписывается в историю его семьи, его рода. Люди издревле понимали это, поэтому и появилась такая наука, как генеалогия - наука о происхождении человеческого родов. Говорят, что дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались. Давай те и мы с вами попробуем составить свое генеалогическое древо. Что нам потребуется для воссоздания генеалогического древа собственного рода.
С чего начать?
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РОДОСЛОВНОЙ
Первый шаг:

Итак, вы решили заняться составлением своей родословной? Безусловно, этот процесс очень интересен и захватывающий и приведет вас к многочисленным открытиям, интересным фактам. В данном разделе мы попробуем дать некоторые советы начинающим генеалогам. Очень надеемся, что они вам помогут.

Сначала необходимо опросить:

1) маму и папу,

2) бабушек и дедушек, как со стороны мамы, так и со стороны папы,

3) разобрать семейные архивы (письма, приглашения, дневники, фотоальбомы) и упорядочить их, подписать фотографии.

Следует искать ответы на вопросы : кто? где? когда? в каких родственных отношениях состоял?

В первую очередь, необходимо составить "остов" вашего генеалогического древа. Возьмите бумагу и просто попробуйте перенести на нее ту информацию, какую знаете сами. Допустим вас, зовут Иван, родителей Петр и Лидия, дедушек и бабушек Кирилл, София, Матвей и Ольга соответственно и бабушки Ольги - Михайлович и Николаевна, что дает имена двух прадедушек - Эту информацию вы вспоминаете сходу, не задумываясь. Далее вспоминаете, что у отца есть сестра Ольга, сыновья которой (ваши двоюродные братья) - Семен и Егор. А также вспоминаете отчества дедушки Кирилла Михаила и Николая. Теперь смело можно рисовать самое первое родословное древо:




Рис. 1. Первое родословное древо.

Итак, получается, что вы самостоятельно нарисовали свое родословное древо из 12 персон, глубиной в 4 колена. Что ж - для начала неплохо!

Теперь необходимо сделать небольшое отступление. Раньше, до наступления компьютерной эры родословные древа рисовали вручную, что естественно осложняло процесс систематизации и обновления полученных сведений. Например, в представленном на рис.1 древе уже тяжело будет еще несколько братьев и сестер отца, они окажутся где-то совсем сбоку. Естественно, когда древо приобретет, большие размеры это будет сделать практически невозможно, и придется прибегать к различным уловкам.

Большим помощником в составлении древа может стать генеалогическая программа. Таких программ сейчас очень много. Допустим, вы выбрали программу, разобрались в интерфейсе и перенесли информацию с бумаги в компьютер. Кстати проделать обратное будет очень просто - всего лишь распечать на принтере!

Мы выбрали программу Древо Жизни. Вот так можно отобразить нарисованное древо в ней:


Рис. 2. Первое родословное древо с помощью генеалогической программы Древо Жизни.

Как видите гораздо более приятный вид! Теперь мы можем также ввести (самостоятельно!) еще дополнительную информацию: фамилии, даты жизни, и т.д. Вот что получается:

Рис. 3. Расширенное первое родословное древо.

Кроме того, в программе можно хранить много другой информации, вывести которую при желании всегда возможно. Итак, первый этап вами успешно пройден! Начало дереву положено, продолжим дальше. Теперь необходимо начать с опроса родственников - родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д. Здесь необходимо сразу подумать о том, какие сведения в дальнейшем будут вам интересны. Думается, что обязательные сведения - это ФИО, годы жизни; менее важные - места рождения, жительства, смерти, профессия. Также, безусловно, будут интересны фотографии, биографии, истории из жизни (это уже сугубо индивидуально). Очень важно при опросе родственников стараться узнать максимум сведений - и обязательно все нужно записать! Учитывайте - если вам известно чье-то отчество - то автоматически можно добавлять и отца с таким именем. В нашем примере, допустим после опроса деда, выясняются следующие данные:

Опрашивая родственников, узнавая при этом о существовании новых родственников, можно расспрашивая уже этих вновь узнанных родственников прилично продвинуться в составлении своего древа. Но все-таки заглянуть поглубже, вряд ли удастся. Вряд ли кто-то из ныне живущих ваших родственников вспомнит, как звали, например, вашего предка в 6 поколении (это прапрапрадед). К счастью, сохранились богатые архивные материалы, но основании, которых практически любой человек может попытаться проследить свою родословную лет примерно (как минимум!) на 200-250 вглубь. Но не все так просто! Архивный поиск сопряжен со значительными трудностями. В первую очередь, предлагаем ознакомиться с тем, что из себя представляет современный Архив. Откуда же в архивах подобные сведения? Дело в том, что с начала 18 века проводились переписи населения, данные которых сохранялись в так называемые ревизские сказки. В областных архивах, как правило, сохранились ревизские сказки 1816,1834, 1850, 1859 гг. Более ранние в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Более поздние, к сожалению не сохранились. Т.е. если вы знаете населенный пункт, и имена предков в 1859 году можно обнаружить о них все сведения.



Помните:

По месту жительства в отделах загса находятся церковные метрические книги — с 1900 до 1917 г. (более старые книги хранятся в архивах). В метрических книгах велись записи о рождении, вступлении в брак и смерти граждан.

Сведения о своем роде можно найти в ревизских сказках, составляющихся на податное население. Купцы, священники, мещане и некоторые другие категории граждан заносились в отдельные списки. В России с 1720 по 1760 г. Проведено 10 ревизий, по каждой из них в архивах имеются ревизские сказки 1720,1740 гг. находятся в ЦГАДА, остальные, как правило, — в бывших центрах губерний. Границы губерний и нынешних областей не совпадают, поэтому следует выяснить, в какой губернии родились те предки, сведения о которых вы ищете.

• Генеалогическая информация содержится и в губернских родословных книгах.

- В поисках помогут генеалогические банки, использующие различные компьютерные программы построения фамильных деревьев: “Family Trее», «Раntеоп!», «Реrsоnal Ancestral File » и другие. Существуют национальные, территориальные, сословные компьютерные банки данных, включающие в себя массовые родословные многих фамилий.

В Интернете также есть генеалогические сайты.

В 1998 г. в России была создана компьютерная система «Русская генеалогия». Ее база данных содержит огромный материал: родословные российских фамилий с Х по XX в., сведения о сотнях тысяч наших соотечественников, биографические сведения, информацию о событиях, оставивших след в отечественной истории и культуре, в которых они принимали участие. На каждого представителя рода заводится это генеалогическое досье в виде папки с документами и генеалогическая карточка, помещаемая в картотеку.

Генеалогическое досье собрание различных документов или их копий: выписок из достоверных источников (с точным указанием последних); фотографий, текстов, воспоминаний и т. д. о каждом представителе рода, который интересует изучающего свое родословие. Сбор материалов в досье осуществляется по следующим позициям:

• гражданское состояние (документы о рождении, смерти, усыновлении и другие);

семейное положение (брачные контракты и свидетельства, документы, регистрирующие гражданский или церковный брак, развод);

• этнические корни, подданство;

• внешние приметы и физическое состояние (телосложение, рост, внешность, медицинские документы). Помните, что управление здоровьем семьи, как доказывают ученые, во многом зависит от того, насколько хорошо изучена родословная в плане состояния здоровья предков;

• образование (дипломы, аттестаты, свидетельства успеваемости при обучении, документы об ученых степенях, званиях, свидетельства современников о характере интеллекта персоны и другие);

• вероисповедание (документы, подтверждающие принадлежность к той или иной конфессии, мысли самого лица о принадлежности к. той или иной религии, о степени религиозности или атеистических взглядах. сведения и свидетельства современников о религиозности персоны и другие);

• социальное положение (послужной список, приказы и документы о назначениях, повышениях, взысканиях, отставках и другие);

• политические взгляды (документы, свидетельства современников, принадлежность к политическим партиям и движениям и другие);

• материальное обеспечение (финансовое положение в разные периоды жизни).



Генеалогическая карточка представителя рода заполняется последующим пунктам:

1. Год, число, месяц и место рождения.

2. Сведения об отце.

3. Сведения о матери.

4. Семейное положение: сведения о жене, о муже, в случае нескольких браков сведения по каждому из них.

5. Этническое происхождение.

6. Физическое состояние.

7. Образование

8. Вероисповедание.

9. Социальное и должностное положение в разные периоды жизни.

10. Политические убеждения.

11. Финансовое положение.

12. Год, число, месяц, причина смерти (обязательны ссылки на источники или генеалогическое досье).

Когда материалы о представителях рода собраны, можно составить родословные таблицы и генеалогическое древо,

Родословные таблицы изготовляются по двум принципам:


  • Восходящее родословие

Это результат поиска предков по восходящей линии: от сына к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и т. д. В такие таблицы включаются только ближайшие родственники. При изучении происхождения рода восходящее родословие является основным.

  • Родословие нисходящее.

Здесь родословие разворачивается от общего предка к потомкам. В такие таблицы включаются не только прямые предки, в них раскрываются родственные связи, как в пределах исследуемого рода, так и за его пределами. Однако возможности таких записей существенно ограничены, ибо даже при девяти коленах родословие насчитывает более тысячи человек.

Более удобным видом систематизации имеющихся сведений в этом случае является так называемая родословная (поколенная) роспись, Здесь все потомки нумеруются арабскими цифрами и распределяются по коленам рода, каждое колено обозначается римской цифрой.


ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ РОДСТВА, СТЕПЕНИ РОДСТВА И СВОЙСТВА.
Братан, брательник – двоюродный брат

Внук и внучка – сын или дочь сына и дочери

Дядя – брат отца или матери

Деверь — брат мужа

Золовка — сестра мужа

Зять — муж вашей дочери или сестры

Крестный отец и крестная мать — лица, участвовавшие в обряде крещения в качестве крестных отца и матери

Крестник — крестный сын

Крестница — крестная дочь

Кум — крестный отец по отношению к крестной матери или родителям крестника или крестницы

Кума — крестная мать по отношению к крестному отцу или родителям крестника или крестницы

Невестка — жена брата или жена сына, а также жена одного из братьев по отношению к жене другого брата

Племянник – сын брата или сестры

Племянница – дочь брата или сестры

Племяш – родич, родственник

Сват — родитель одного из супругов по отношению к родителям другого

Свекор — отец мужа

Свекровь — матъ мужа

Свояк — муж свояченицы

Свояченица — сестра жены

Сноха – жена сына

Тесть — отец жены

Теща — мать жены

Тетка, тетя – сестра отца или матери

Шурин — брат жены
Степени родства

1-2 – муж и жена.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

1-3 – отец и сын,

1-4 – отец и дочь,

2-3 – мать и сын,

2-4 – мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

1-8 и 1-11 – дед и внучки,

2-10 и 2-12 – бабка и внуки.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

1-15 и 1-17 – прадед и правнуки,

3-10 – дяди и племянник,

4-8 – тетя и племянница.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

8-11 и 10-12 – двоюродные сестры и братья,

3-15 и 3-17 – двоюродный дед и внучатые племянники,

4-14 и 4-16 – двоюродная бабка и внучатые племянницы.

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

12-15 и 12-17 – двоюродный дядя и двоюродные племянники.

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА:

14-15 и 16-17 – троюродные сестры и братья.


Степени свойства

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ СВОЙСТВА:

1-5 – свекор и сноха,

1-6 – тесть и зять,

2-6 – теща и зять,

2-5 – свекровь и сноха.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ СВОЙСТВА:

7-8 – невестка и золовка,

9-10 – зять и шурин,

13-16 – зять и свояченица,

17-18 – деверь и невестка.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ СВОЙСТВА:

13-19 – свояки,

18-20 – невестки (сношенницы).




Башкирская генеалогия - шежере

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники XVI— XIX, а иногда и более ранних веков. Слово «шежере» означает «родословная» или «родословие» (Башкирско-русский словарь, М., 1958, стр. 667). Однако такой перевод не исчерпывает того значения, которое термин «шежере» имеет в действительности. Не случайно в историко-краеведческой литературе XIX в., где были опубликованы переводы на русский язык нескольких башкирских шежере, эти письменные памятники назывались по-разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невозможен, так как сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям. Тем не менее, к большинству шежере, во всяком случае, к наиболее ценным из них, на наш взгляд, было бы правильно применить термин «генеалогическая летопись». Чтобы обосновать это мнение, коротко остановимся на происхождении башкирских шежере и их развитии в качестве исторического источника.

У башкир, как и у ряда других в прошлом кочевых скотоводческих народов, издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам.

Рождение этого обычая было связано, видимо, с принципом родовой экзогамии у башкир. Башкирский род, в отличие от родоплеменных организаций оседлых земледельческих народов, не имел твердо очерченных границ. Род у башкир представлял собой лишь один из звеньев многоступенчатой родоплеменной системы. Это звено, как и другие звенья всей родоплеменной системы, было подвержено постоянным, хотя я мед­ленным, изменениям. Родовая организация у башкир могла превратиться в племенную, распавшись на несколько самостоятельных родов, или, наоборот, превратиться в родовое подразделение, влившись в состав другого, более сильного рода. В этих условиях, естественно, строгое соблюдение существовавшего у башкир принципа экзогамии требовало точного знания родословной. Таким образом, составление и знание родословной сначала было необходимостью, продиктованной обычаями патриархально-родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10—15 колена. Эти традиции в быту башкир сохранялись очень долго. Даже в настоящее время нередко встречаются старики, знающие свою родословную в пределах 10—12 поколений.

Однако уже в период господства патриархально-родовых отношений шежере стали перерастать свое первоначальное назначение. Передаваясь от отцов к детям и внукам, родословные постепенно стали сопровождаться рассказами о событиях, которые происходили при жизни родового вождя — бия. Из поколения в поколение шежере стали превращаться в своеобразную неписаную историю рода или племени. В этой истории находили отражение и представления данного рода о своем происхождении, и события, связанные с межплеменной борьбой, и генеалогии родоплеменной знати и т. д.

C каждым годом, все больше жителей Башкортостана обращаются в архивы, чтобы выяснить свою родословную. Во многом этому способствуют специальные мероприятия «Шежере байрамы», инициированные постановлением правительства республики и прокатившиеся по городам и районам региона.





Библиография башкирской генеалогии

1848

Юматов В. Древние предания Башкирцев Чубиминской волости // Оренбургские губернские ведомости. Оренбург.1848. № 7.

1875

Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края // Записки Оренбургского отделения Русского Географического Общества. Оренбург. 1875. Выпуск 3. С. 183-236.

1883

Лоссиевский М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа.1883. Отдел V. С. 368-389.

1897

Уметбаев М. Родословная Кесе-Табынского рода // Ядкар. Казань. 1897. С. 49-50.

1898

Соколов Д.П. Опыт разбора одной башкирской летописи // Труды Оренбургской ученой комиссии. Оренбург.1898. Выпуск IV. С. 45-65.

1901

Крашенинников Н.А. Башкирские саги // Этнографическое обозрение.1901. Книга 47. Отдел VI. C. 132-137.

1912

Фахриддин, Ризауддин. О сохранении старых рукописей // Шура. 1912. № 16.

1913

Ахметгали Халимов. Старые шежере // Шура. 1913. № 10.

1914

О Надире // Шура. 1914. № 5.

Фахриддин Ризауддин.Старое шежере // Шура. 1914. № 7.

1917

Шежере деревни Мурадымово // Стерлитамак, 1917. С. 11.

1926

Населенные пункты Башкортостана Ч.3 Башреспублика, 1926 – Уфа: Китап.

1927

Мирас С. Башкирские шежере (тайра) // Башкорт аймагы. Уфа. 1927. № 4. С. 2-6 (на баш. яз.).

Мирас С. Шежере Татигас-бия // Башкорт аймагы. 1927. № 2. С. 2-14 (на баш. яз.).

1928

Обращение по сохранению шежере // Башкорт аймагы. 1928. № 6. С. 124-125 (на баш. яз.)

1930

Мрясов С. Историческое прошлое башкир // Краеведческий сборник: Материалы общества по изучению Башкирии. Уфа. 1930. № 3-4. С. 73-79.

1955

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М.Л., 1955

1957

Кузеев Р.Г. Башкирские шежере о присоединении Башкирии к Русскому государству

// Советская этнография. 1957. С. 3-12.



Кузеев Р.Г. Башкирские шежере о присоединении Башкирии к Русскому государству

// Литературный Башкортостан. 1957. № 6. С. 79-89 (на баш. яз.).



1960

Башкирские шежере // Составление, перевод текстов, введение и комментарий Р.Г.Кузеева. Уфа: Башкирское книжное издательство. 1960. 304 с.

1961

Хусаинов Г.Б. Шежере как историко-литературный памятник // Агидель.1961. № 8.

С. 77-80 (на баш. яз.).



1966

Усманов М. Из истории шежере // Агидель. 1966. № 3. С. 84-85 (на баш. яз.).

1968

Кузеев Р.Г. К этнической истории башкир в конце I-начале II тысячелетия н.э. (Опыт сравнительно-исторического анализа шежере, исторических преданий и легенд) // Археология и этнография Башкирии. Уфа. 1968. Выпуск III. С. 228-248.

1969

Гордеев Ф.И. О происхождении этнонима башкир //Научная сессия по этногенезу башкир. Материалы сессии. Уфа, 1996, 163-164 –се бит.



Кузеев Р.Г. Этническая культура башкир с конца 1 тысячелетия н.э. до 19 в.//«Научная сессия по этногенезу башкир». Материалы сессии. -Уфа, 1996

Мажитов Н.А. Происхождение башкир (историка - археологический анализ).//«Научная сессия по этногенезу башкир». -Уфа, 1996, 19 стр.

1971

Биишев А.Г. Еще раз об этнониме башкорт //Проблема общности алтайских языков.- Л., 1971, 221-222 – бит.

1972

Кузеев Р.Г. Шежере - письменные источники по средневековой истории башкирского народа // Археографический ежегодника 1971 год. Москва. 1972. С. 141-147.

1975

Галин С. Народное творчество и шежере // Башкирская филология. Пермь; Стерлитамак. 1975. С. 35-42 (на баш. яз.).

Псянчин В.Ш. Шежере как источник по исторической грамматике башкирского языка // Вторая Южно-Уральская археографическая конференция: Тез. докл. и сообщ. Уфа. 1975. С. 80-81.

Хусаинов Г.Б. Шежере и книга // Литература. Фольклор. Литературное наследие. Уфа. 1975. Кн. первая. С. 177-192 (на баш. яз.).

1976

Кузеев Р.Г., Халикова Р.Х. Башкирские шежере - памятники истории и языка // Всесоюзная тюркологическая конференция. Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.: Тез. докл. и сообщ. Секция 3. Алма-Ата. 1976. С. 56-59.

1978

Галин С.А. Мотивы башкирского фольклора и шежере в тюркоязычных памятниках XVI-XVII веков // Проблема взаимосвязи фольклора, литературы литературных языков. Уфа. 1978. С. 5-7. Магадиев Д. Два шежере // Агидель. 1978. № 6. С. 120-122 (на баш. яз.).

1980

Шежере рода Ялан-Бурзян // Система жанров башкирской литературы. Уфа. 1980. С. 109-117 (на баш. яз.).

1982

Рахматуллин У.Х. Некоторые вопросы источниковедческого изучения башкирских шежере // Письменные памятники Башкирии: Историко-филологические исследования и публикации. Уфа.1982. С 117-129.

Шарипова З.Я. Башкирские шежере из Рукописного фонда ИИЯЛ БФ АН СССР // Там же. С. 139-141.

1985

Аралбаев К.А. Фольклорные мотивы в шежере Мамбетова рода // Башкирские шежере: Филологические исследования и публикации. Уфа. 1985. С. 44-53.

Аралбаев К.А. Шежере Мамбетова рода (Фрагменты) // Там же. С. 126-160.

Идельбаев М. Шежере башкир долин рек Ай и Юрюзань //Там же.С. 61-73 (на баш. яз.).

Фаттахутдинова А. Башкирские шежере (Краткое археографическое описание) // Там же. С.88-128.

Фаттахутдинова А.Ш. Источниковедческое изучение башкирских шежере // Вопросы истории изучения башкирского литературного языка. Уфа. 1985. С. 30-37.

Халикова Р.Х. Язык башкирских шежере // Там же. С. 24-43.

Хусаинов Г.Б. Шежере как историко-литературный памятник // Там же. С. 3-23. Надергулов М.Х. Шежере рода Кара-Табын // Там же. С. 79-89 (на баш. яз.).

Хусаинов Г.Б. Шежере рода Суун-Кипчак // Там же. С. 74-76.

Хусаинов Г.Б. Шежере рода Усерган // Там же. С. 54-60.

1986

Булгаков Р.М. Башкирская этнонимия в текстах шежере: Опыт сопоставительного анализа // Башкирская этнонимия. Уфа. 1986. С. 171-188.

1989

Надергулов М.Х. Шежере и таварих // Агидель. 1989. № 12. С. 63-66 (на баш. яз.).

1990

Асфандиаров А. Шежере Шайхзады Бабича // Агидель. 1990. № 12. С. 132-137 (на баш. яз.).

Халикова Р.Х. Язык башкирских шежере и актовых документов XVIII-XIX вв. // Москва. наука.1990. 200 с.

Хусаинов Г.Б. Шежере // История башкирской литературы в 6 томах. Том 1: Средние века. Уфа 1990. С. 270-291.

1991

Хисаметдинова Ф.Г. Башкирская ойконимия – Уфа: Китап, 1991
1992

Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкирского народа – Уфа: Китап, 1992

1993

Надергулов М.Х. Шежере рода Юрматы // Агидель. 1993. № 9. С. 152-153 (на баш. яз.). Надергулов М.Х. Шежере рода Карагай- Кыпсак // Агидель. 1993. № 10. С. 176-177 (на баш. яз.).

Надергулов М.Х. Шежере рода Усерган // Агидель. 1993. № 12. С. 172-175 (на баш. яз.). «История Башкортостана. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г.» Учебное пособие – Под ред. И.Г. Акманова – Изд. 1-е – Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1993 – 240

Янгужин Р.З. Башkорт ырыузары - Өфөкитап, 1993



1994

Камалов А.А., Башкирская топонимия – Уфа: Китап, 1994

Мамбетово шежере // перевод и комментарии К. Аралбаева. Уфа. 1994. 104 с. (на баш. яз.).

Надергулов М.Х. Башкирские шежере как историко-литературные памятники // История края и судьбы людей: Тезисы научной конференции. Уфа. 1994. С. 14-16.

Надергулов М.Х. Шежере рода Ирякте // Агидель. 1994. № 1. С. 14-16 (на баш. яз.). Ильбулдин Ф. История Усерган // Агидель. 1994. № 9. С. 177-178 (на баш. яз.).

Усманова М.Г. Имя отчей земли. Историко-лигвистическое исследование топонимии бассейна реки Сакмар – Уфа: Кита, 1994

1995

Булгаков Р.М. Родословная Тарнаклинской волости // Страницы минувшего: Сборник статей / БГИКМ. Уфа. ПКФ "Конкорд-Инвест". 1995. С. 3-22.

Кускильдин Д. Продолжение шежере Усерган в поколениях деревни кужанак // Агидель. 1995. № 3. С. 145-146 (на баш. яз.)

Шитова С.Н. Башкирская народная одежда – Уфа: Китап,1995

Янгужин Р.З. Башkорт кәбиләләрә тарихынан - Өфөкитап, 1995

1996

«Башкортостан: Краткая энциклопедия». – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996, 672 с

1997

Родословная башкир Юмран-Табынской волости со сведениями титулярного советника и кавалера Мухаметсалима Уметбаева, дополненная относящимися к ней документами // Пер. на баш. яз. М.Х. Надергулова; Пер. на рус. яз., подгот. к изд. Р.М. Булгакова; отв. рек. Р.Г. Кузеев. ОНУ УНЦ РАН. Уфа. НУР-Полиграфиздат. 1997. 88 с. 24 л. прил.

«История и культура Башкортостана. Хрестоматия»/ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: ОА МДС, 1997 – 480 с.



«История Башкортостана. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г.» Учебное пособие – Под ред. И.Г. Акманова – Изд. 1-е – Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1993 – 240 с.

«История и культура Башкортостана. Хрестоматия»/ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: ОА МДС, 1997 – 480 с.

Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. – 128 с.

«Очерки по культуре народов Башкортостана». Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана»//Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап

1998

Галяутдинов И.Г. "Тарих нама - и булгар " Таджетдина Ялсыгулова (Лингвотекстологический анализ списков памятника. Грамматический очерк, лексика, сводный текст и перевод). 2-е изд., перераб. и доп. Уфа: Китап. 1998. 269 с.

1999

Насыров Р. Трагедия рода Барын-Табын // Агидель. 1999. № 9. С. 163-172 (на баш. яз.). Яппаров Хазгали. Наше шежере: История Еланских башкир. Уфа. Китап. 1999. 270 с.

2000

Надергулов М.Х. Башкирские шежере: своеобразие языка и стиля. // Ядкар. 1999. № 3. С. 5-25 (на баш. яз.).

Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках 1574-2000.-Уфа, Государственное республиканское издательство «Башкортостан»-2002.-184с.

2001

Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И Западные башкиры по переписям 1795-1917 г.г.- Уфа: Китап, 2001.

Булгаков Р.М. Башкирские родословные: Какой глубины археографической обработки заслуживают генеалогические источники? // Археография Южного Урала: Камалов А.А, Камалова Ф.У., Атайсал – Уфа: Китап, 2001

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 20-21 сентября 2001 года. Уфа. ТАУ. с. 63-77. Камалов А. Аул у семи дорог (Шежере деревни Юлдыбаево) // Ватандаш, 2001. № 4. С. 120-125 (на баш. яз.).
2002

Башkорт халаk риүәйәттәре һәм легендалары. Автор-төзөүсеһе Ф.А. Нәзершинә - Өфө Китап,2002.

“Любезные вы мои...” Автор-

составитель А.З. Асфандияров – Уфа: Китап. 2002

№ 7.С. 99-122 (на баш. яз.).



Башкирские родословные // Составление, предисловие, пояснение к переводу, перевод на русский язык, послесловие и указатели Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; научный руководитель Р.Г. Кузеев. Уфа. Китап. 2002. Выпуск 1. 480 с.

Башкирские родословные. Выпуск первый. Состав. Р.М.Булгаков, М.Х.Надыргулов. Уфа,

Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура.-Уфа. Научное издательство «Башкирское энциклопедие».-2002.-с.247

Курбангулов Р. Шежере Канзафар-бия // Ватандаш. 2002. № 12. С. 117-120.

Тимерьян Ахтар. Шежере деревни Ишбулды (Абзелиловский район). Уфа. Башкирский лингвинистический центр. 2004. 116 с.

Хусаинов Г. Династии башкирских дворян: Султановы, Сыртлановы // Ватандаш. -2002.

2006

Асфандиаров А.З. Башкирия после вхождения в состав России(вторая половина ХYI - первая половина ХIХ в.) – Уфа: Китап, 2006.- 504с.:ил.

Знаешь ли ты свои корни? Научно-методическое пособие по подготовке и проведения народного праздника «Шежере Байрамы»-Уфа: «Белая река», 2006.-64с.

Список населенных мест. Ч.2 Оренбургская губерния,1866 – Уфа: Китап

2007

Әйлеләр. Айле (Шәжәре,статьи,стихи,документы)/Автор-составитель С.М.Бадретдинов.-Уфа,2007.

Республика Башкортостан. Историко-культурно. энциклопедический атлас.-М.: Уфа «Дизайн. Информация. Картография».-2007.-с.700

Синенко С.Г. Уфа старая и новая. Популярная иллюстрированная энциклопедия.- Уфа. ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан»,-2007,-272с.ил.

Шарипов Р. Вхождение Башкортостана в состав России: теоретический и историко-правовой аспекты/ Р.Шарипов, Т. Искужин // Ватандаш.- 2007 .-№2.- с.87-90.

2008

Вахитов Р.Ш. Шежере Салавата /Радик Важитов.-Уфа:Китап,-2008.-248с.ил.

Население Башкортостана: ХIX-XXI века: статистический сборник. //Территориальный орган. сред. службы госуд. статистики по РБ.- Уфа: Китап,-2008,-с.448 ил.


Статьи из периодической печати

Аҡсанова Л. Тамырлар тирәнлеге-тарихта. //Башҡортостан уҡытыүсыһы.-2007.-№4.

-с.66-67

Аксанова Л. Тамырлар тирәнлеге – тарихта //Баш. уҡытыусыһы.- 2007.-№4.-с.66-67

Аманов Т. Туганлык юлы буйлап //Йәшлек.-2007.-№110.-с.2

Буракаева М. Тел hәм милләт //Башkортостан.-2007.-№6.-с.4

Валеев И. Патриотические традиции башкир //Истоки.-2007.-№9.-с.8-9

Габдрафикова Л. Исторический ответ //Истоки.- 2007г.-№20.-с.2

Гайнетдинова А. Знать свои корни //Красный ключ.-2007.-№40.-с.2

Галимов В. Праздник родословной в Старобедеево //Красный Ключ.-2007.-№49.-с.2

Гарифуллин И. Кардәшлек тамырлары тирән // Кызыл тан.-2007.-№129.-с.2

Ғафаров М. Әйле башҡорттары. //Ватандаш.-1998.-№3.-с.105-109

Гәрәев Р. Нәсел тамырҙары тәрән һәм ныҡ //Ватандаш.- 2008.- №9.- с.202-204

Гиләжева К.Туган жирне сөю-батырлыкның нигезе ул //Кызыл таң.-2007.-№36.-с1-3

Зыятдинов М. Шәжәрә-ул буын бәйләнеше, горурлығы, даны халыҡнын. //Кыҙыл таң.-2006.-№54.-с.2

Ирбулдин Ф. Усәргән тарихы //Агиҙел.-1994.-№9.-с.177-178

Иҫанголов Ш. XV быуатта башкорт дәүләтселеге. //Йәшлек.-2007.-№42.-с.5

Исәнголов Ш. Акһал киләлбәк менәң кара килелбәт (йәки башkорттарзың рус дәүләтенә кушылыүы.//Истоки.-2007.-№78.-с.5

Исмагилов Р. Утлөрдәргә бәйле киләчәк //Кызыл тан.-2007.-№71.-с.2

Йәгәфарова М. “Узем – башkорт, егетем – рус...”//Йәшлек.-2007.-№39.-с.6

Камалов А.Ете юл сатындағы ауыл /А.Камалов.//Ватандаш.-2001.-№4.-с.120-125

Котлогалләмов М. Безне рухи туганлык бәйли.//Кызыл таң.-2007.-№39.-с.3

Көскилдин Д. Үҫәргән шәжәрәһенең һужәнәҡ ауылы буенса дауамы //Ағиҙел.-1995.-№3.-с.145-146

Кузеев р. Шәжәрәлә – ил тарихы //Кызыл таң.-2007.-№12.-с.2

Мөфтәхов Н. Башҡорттар – баш ҡор балалары //Шонкар. – 2007.- №6.-с.8-9

Наҙерғолов М. Үҫәргән шәжәрәһе //Ағиҙел.- 1993.-№12.-с.173-175

Насретдинов А. Под сенҗю одного древа //Красный ключ.-2007.-№71.-с.3

Насыри Р. Барын –табын ырыуы фажиғәһе. //Ағиҙел.-1999.-№9.-с.163

Николаева А. Как все начиналось (Из истории района ) //Красный ключ.-2007.-№28.-с.2

Николаева А. Как все начиналось. //Красный ключ.-2007.-№28.-с.2

Николаева А.М. Начало (Из истории района д.Каргино) //Красный ключ.-2008.-№28.-с.2

Пересыпкина Т. Потомки Канзафарова; Установить истину помогло шэжэре. //РБ.-2007.-№ 25.-с.3

Син тарихны беләсеңме.//Кызыл таң.-2007.-№35.-с 4

Сөлейманов А. Атайсал хәтәре. //Ватандаш.- 2001.-№7.с167

Сөлеймәнов Ә.Атайсал хәттәре: Шәжәрә. //Ватандаш.-2007.-№2.-с.-195

Фәйзи Гөлгизәр. Зат зәүеренде беләhенме? //Башkортостан kызы.-2007.-№4.-с.14-15

Фәйзи Гөлгиҙәр. Зат-зэүеренде беләһеңме //Башkортостан kызы.- 2007.-№4.-с.14-15

Хажиев Р. Без узебез-әйлеләр //Йәшлек.-2007.-№36.-с.6-7

Харрасовап Р. Так рождалось наше село //Красный ключ.-2007.-№6.-с.1

Хатмумуллина Ф. Второе дыхание Каргино //Красный ключ.-2008.-№28.-с.

Хәсән Назар Ватаныбыз тамырзары Уралда //Башкортостан.-2007.-с.1-2

Шарапов И. Ырыум – тиләү.//Йәшлек.-2007.-№109.-с.5

Шафиков Г. Предки башкир –не дикие кочевники, а народ,имевший государственность // РБ.-2007.-№47.-с.2

Шафиков Г.Г.Кто такие башкиры, или как зарождалось коренное население республики. //РБ,-2007.-№12.-с.-2

Шумилова М. Род табын помнит свою историю //Молодежная газета.-2007.-№37.-с.9

Якупова Ә. Ивановтарзың милләте – рус туган телдәзу – башkорт //Башkортостан.-2007.-с.2

Янғужин Р. Башҡорт шәжәрәләре башҡортарзың Рәсәй дәүләтенә kушылыүы тураһында. //Ағиҙел.-2007.-№7 с.104-106.