Глобальный фонд: пособие для новичков 2-е издание Полная версия Март 2011 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Кафедра банковского дела 8,3 Март 2011 до 200 экз... 1 176.77kb.
Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества 1 67.91kb.
Конструктор реальности (полная версия) 6 1144.88kb.
Независимый контролер Глобального фонда и издатель Global Fund Observer 3 797.52kb.
Тайны времени. Вадим Александрович чернобров 31 10554.63kb.
А. Н. Кислов атомная физика учебное электронное текстовое издание... 5 1467.3kb.
Назначение и сфера применения 1 34.91kb.
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
"Информатика" 1 8.23kb.
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей... 1 213.65kb.
Учебно-методическое пособие Издание восьмое, стереотипное Издательство... 12 3595.96kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 1 423.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Глобальный фонд: пособие для новичков 2-е издание Полная версия Март 2011 г - страница №7/7

Глава 10: Внутристрановой процесс разработки заявки



В этой главе описываются процессы, которые СКК могут использовать при разработке своих заявок. В ней приводятся требования Глобального фонда относительно разработки заявок; а также рассматривается, что именно включает в себя процесс составления заявки и определения основных реципиентов и субреципиентов.
Для заявок, подаваемых от СКК (а также Суб-СКК и РКК), Глобальный фонд установил определенные требования касательно процесса их разработки. Эти требования были изложены в Главе 9: Страновые координационные комитеты и еще раз приводятся здесь для удобства читателей:

  • СКК должны следовать прозрачной и документально зафиксированной процедуре запроса проектных предложений от организаций внутри страны с целью их возможного включения в заявку СКК.

  • СКК должны следовать прозрачной и документально зафиксированной процедуре рассмотрения полученных ими проектных предложений.

  • СКК должны следовать прозрачной и документально зафиксированной процедуре назначения ОР для каждой подаваемой ими заявки.

  • СКК должны следовать прозрачной и документально зафиксированной процедуре для обеспечения вклада широкого круга заинтересованных сторон, включая членов и не членов СКК, в процесс разработки заявки.

Глобальный фонд дает ограниченные рекомендации относительно того, как СКК следует выполнять эти требования. Aidspan предлагает более обширные рекомендации (cм. вставку «Хотите узнать больше?» для получения более подробной информации.) СКК должны позаботиться о том, чтобы упомянутые выше процедуры были документально зафиксированы, что поможет им продемонстрировать соответствие всем требованиям.



Составление заявки

На практике многие СКК создают специальный комитет, рабочую группу или команду для координации процесса разработки заявки. Если СКК планирует писать заявку по более чем одному заболеванию, то он может создать по одному комитету на каждое заболевание.


В той или иной форме все СКК объявляют конкурс внутристрановых проектных предложений, спрашивая соответствующих субъектов, работающих в стране, что те хотели бы видеть в заявке СКК. Некоторые СКК объявляют открытый конкурс; другие присылают запрос ограниченному числу заранее определенных субъектов.
В некоторых случаях это процесс бывает максимально открытым – т.е. СКК объявляет конкурс проектных предложений, не устанавливая каких-либо критериев и не давая каких-либо инструкций кандидатам. В других случаях, СКК сначала излагает общую концепцию заявки, которую хочет подать (например, определяя цели, задачи и виды услуг), а затем объявляет конкурс проектных предложений, обращаясь к кандидатам с просьбой не выходить за рамки этой общей концепции.
Еще один подход, используемый некоторыми СКК, предполагает (а) проведение широкого обсуждения того, какой должна быть заявка; (b) разработку общей концепции заявки на основе результатов этого обсуждения; а затем (с) объявление конкурса проектных предложений.
Несколько СКК остановили свой выбор на процессе, который не предполагает проведения конкурса проектных предложений. Ниже приводится описание подобного процесса:

  1. СКК определяет субъектов, которые могут быть потенциальными кандидатами на участие во внедрении программ, которые в конечном итоге будут включены в заявку.

  2. СКК собирает этих субъектов вместе, чтобы с их помощью разработать общую концепцию заявки.

  3. Формируется группа по написанию заявки, в которой представлены некоторые из субъектов, участвовавших в разработке концепции.

  4. Во время написания проекта заявки проводятся дополнительные консультации с некоторыми из субъектов, участвовавших в разработке концепции.

  5. Проект заявки рассматривается всеми субъектами, участвовавшими в разработке концепции.

Хотя этот процесс строго не следует изложенным выше требованиям (говорящим о том, что СКК должен запрашивать проектные предложения), он придерживается принципа, стоящего за этим требованием, а именно – обеспечения вклада широкого круга заинтересованных сторон в процесс разработки заявки.



Определение ОР и СР

Назначение основных реципиентов (ОР) является одной из наиболее важных функций СКК, потому что в случае, если заявка будет утверждена, ОР будут отвечать за внедрение программ. Глобальный фонд подписывает соглашение о предоставлении гранта с ОР, а не с СКК.


Все чаще СКК назначают более одного ОР, при этом каждый ОР отвечает за какую-то часть проекта, описанного в заявке. Часто СКК назначают одного ОР от правительства и одного от другого сектора, обычно сектора НПО или РО. Этот подход известен как «двухканальное финансирование» (см. Главу 9: Страновые координационные комитеты).
Выбор субреципиентов (СР) также зачастую является очень важной функцией СКК. (Однако следует отметить, что, как было указано в Главе 9, функция выбора СР иногда делегируется ОР.) С течением времени средний размер гранта значительно вырос, и ОР часто оказываются в ситуации, когда им нужно одновременно управлять несколькими грантами. Все чаще ОР сосредотачивают свое внимание на управлении денежным потоком и управлении СР; в то время как СР занимаются непосредственно оказанием услуг клиентам программ. (Некоторые СР не только предоставляют услуги, но и управляют суб-СР, которые также предоставляют услуги.)
Что касается процесса определения ОР и СР, то некоторые СКК объявляют конкурс писем с выражением заинтересованности, обычно после того, как внутристрановые проектные предложения были рассмотрены, и у СКК уже есть достаточное представление о том, как будет выглядеть окончательная версия заявки. Другие СКК объявляют конкурс писем с выражением заинтересованности одновременно с конкурсом внутристрановых проектных предложений. (Участники могут на свое усмотрение участвовать либо только в конкурсе проектных предложений, либо одновременно в конкурсе проектных предложений и конкурсе писем с выражением заинтересованности.) Есть также такие СКК, которые составляют список потенциальных ОР и СР и затем обращаются к этим субъектам, чтобы выяснить, заинтересованы ли они в этой роли и отвечают ли квалификационным требованиям.
Если в стране уже есть ОР, реализующий грант, направленный на определенное заболевание, а СКК подает заявку на дополнительное финансирование для борьбы с тем же заболеванием, СКК, вероятно, захочет работать с тем же ОР. В этих случаях Глобальный фонд все равно настаивает на проведении прозрачного процесса выбора ОР, хотя на практике это происходит не всегда.


Хотите узнать больше?
Несколько рекомендаций относительно процесса разработки заявок приведены в документе Глобального фонда «Разъяснение требований в отношении СКК», который обычно обновляется к каждому новому раунду финансирования. Этот документ доступен на всех шести официальных языках ООН на сайте Фонда – www.theglobalfund.org в разделе «Кто мы». Выберите подраздел «Основные структуры», рубрику «Страновые координационные комитеты» и заголовок Policy Guidelines and Tools («Руководящие принципы и инструментальные средства») в меню слева; либо нажмите сюда.
Aidspan дает более обширные рекомендации относительно процесса разработки заявок в «Руководстве Aidspan по подаче заявок на финансирование в Глобальный фонд в рамках 10 раунда – Том 1: Как получить преимущество на старте», доступном на английском, французском, испанском и русском языках по адресу www.aidspan.org/guides или по этой ссылке.
Aidspan также разработал ряд документов для использования во внутристрановых конкурсах проектных предложений. Они представляют собой инструменты, которые любой СКК может использовать в объявляемых им конкурсах проектных предложений, включая шаблон, который можно использовать непосредственно для написания и подачи проектного предложения. Эти документы доступны на английском, французском, испанском и русском языках по адресу www.aidspan.org/publications (щелкните на Other Aidspan Publications) или по этой ссылке.



Глава 11: Процесс внедрения гранта



Эта глава содержит обзор процесса внедрения гранта. Информация в этой главе структурирована в соответствии с этапами внедрения гранта: назначение менеджера портфеля в Глобальном фонде; выбор Местного агента фонда; оценка потенциала назначенного основного реципиента; подписание соглашения о предоставлении гранта; текущая отчетность, ее анализ и выплаты средств; подготовка отчета об эффективности гранта; а также продление гранта на вторую фазу. В главе также рассматриваются другие темы, связанные с внедрением программ, включая управление закупками и поставками, а также мониторинг и оценку.
Новая архитектура предоставления грантов приведет к некоторым значительным изменениям процесса внедрения грантов. Поскольку, пока данные изменения будут полностью воплощены в жизнь, пройдет как минимум год или два, в этой главе описание процесса дается в соответствии со «старой» архитектурой, но при этом мы также указываем, что именно изменится после введения в действие новой архитектуры (см. примечания в рамках).
Заявки в Глобальный фонд обычно рассчитываются на пятилетний период. Когда заявку утверждают, Фонд берет на себя обязательство финансировать только первые два года внедрения гранта (известные как Фаза 1). С каждым из основных реципиентов (ОР), назначенных в заявке, подписывается отдельное соглашение о предоставлении гранта (при условии, что каждый ОР успешно пройдет процесс оценки потенциала ОР; см. ниже). Если внедрение каждого гранта происходит успешно, к концу Фазы 1 утверждается финансирование на оставшиеся три года (известные как Фаза 2).




В рамках новой архитектуры предоставления грантов: Результатом утверждения заявок в 11-ом и последующих раундах будет подписание соглашения, основанного на модели единого потока финансирования. В рамках этой системы будет существовать только одно соглашение о предоставлении гранта одному ОР на одно заболевание. Модель «Фаза 1 – Фаза 2» прекратит свое существование. Вместо этого новые соглашения будут подписываться на трехлетний период, а гранты будут проходить процедуру периодической оценки (как правило, каждые три года).


Назначение менеджера портфеля Фонда

После того, как ГТО рекомендует заявку к утверждению, Секретариат Глобального фонда назначает менеджера портфеля Фонда (МПФ), курирующего данный грант. С этого момента МПФ становится главным контактным лицом для ОР, внедряющих гранты, вытекающие из утвержденной заявки. (МПФ обычно курирует все гранты, полученные данной страной. Иногда в портфель, за который отвечает МПФ, может также входить небольшое число грантов, реализуемых соседними странами.)



Выбор Местного агента Фонда

Как объясняется в Главе 4: Структура Глобального фонда – внутристрановой уровень, в обязанности Местного агента Фонда (МАФ) входит выполнение контрольной функции в стране от имени Глобального фонда. Это включает оценку потенциала предложенных ОР в области финансового менеджмента и административного управления, а также мониторинг расходов, производимых ОР, и эффективности процесса внедрения программы.


После того, как заявка была утверждена Правлением Глобального фонда, Секретариат Глобального фонда переходит к процессу закрепления за МАФ грантов, вытекающих из утвержденной заявки. На самом деле, к этому моменту Глобальный фонд уже, как правило, определился с выбором МАФ для каждой страны, поскольку все страны, удовлетворяющие квалификационным критериям, уже получали гранты от Глобального фонда, а также потому, что в каждой стране обычно работает только один МАФ. Поэтому Секретариат просто закрепляет за МАФ новые гранты, полученные определенной страной.

Оценка потенциала ОР

МАФ отвечает за проведение оценки потенциала каждого ОР, назначенного в страновой заявке (и рекомендует МПФ решение относительно предложенной кандидатуры ОР). Главной задачей оценки потенциала ОР является определение того, соответствуют ли существующие системы и мощности предложенного ОР минимальным требованиям Глобального фонда, касающимся успешного внедрения программы и управления средствами гранта.


В связи с этим оценка потенциала ОР направлена на подготовительную работу к внедрению гранта, которую ОР проделал для программы, финансируемой за счет гранта Глобального фонда. МАФ рассматривает проект рабочего плана и бюджета ОР, а также анализирует пять функциональных сфер, для которых Глобальный фонд установил минимальные требования в отношении потенциала: программный менеджмент; финансовый менеджмент; управление субреципиентами; управление фармацевтической и другой продукцией медицинского назначения; а также приготовления к проведению мониторинга и оценки (МиО).
Оценка ОР также используется для выявления существенных пробелов в его потенциале, которые необходимо устранить в кратко- или долгосрочной перспективе для повышения эффективности и продуктивности внедрения программы.
Если некоторые мероприятия по развитию потенциала будут реализовываться или завершаться после подписания соглашения о предоставлении гранта, то в соглашении будет отражен тот факт, что ОР обязуется завершить данные мероприятия. (Мероприятия по развитию потенциала будут включены в соглашение в качестве «предварительных условий» – см. следующий раздел.)
Если Секретариат Глобального фонда решает, что предложенный ОР обладает минимальным перечнем мощностей и систем или способен нарастить требуемый потенциал, то МПФ переходит к переговорам по подписанию соглашения о предоставлении гранта.
Если же Секретариат Глобального фонда решит, что назначенный ОР не обладает адекватным потенциалом для выполнения программы и что этот ОР вряд ли сможет нарастить адекватный потенциал даже в случае проведения соответствующих усиливающих мероприятий, тогда кандидатура данного ОР будет отвергнута, и СКК попросят назначить другого ОР.

Соглашение о предоставлении гранта

После одобрения кандидатуры ОР начинаются переговоры по подписанию соглашения о предоставлении гранта (т.е. юридического договора), который ОР подписывает с Глобальным фондом.


(Важно понимать, что, хотя изначальные заявки подаются СКК, соглашения о предоставлении гранта подписываются с ОР, а не с СКК.)
В течение этого периода ОР готовит окончательный бюджет и рабочий план. Эти два документа, разрабатываются на основе утвержденной заявки, но могут немного отличаться от того, что описано в заявке. Рабочий план включает список индикаторов, которые будут использоваться для отслеживания реализации мероприятий, включенных в рабочий план. Примером индикатора может служить «число людей, получающих антиретровирусное лечение». Для каждого индикатора указывается одна или несколько контрольных целей (плановых величин). Контрольные цели показывают, чего ОР попытается достичь на разных этапах реализации гранта.
Из перечня индикаторов в рабочем плане ОР просят выбрать так называемые «ключевые индикаторы эффективности». Эти индикаторы (и связанные с ними контрольные цели) затем включаются в соглашение о предоставлении гранта и используются Глобальным фондом для оценки эффективности внедрения программ, финансируемых за счет гранта (на языке Глобального фонда это называется «эффективностью гранта»).
Соглашение о предоставлении гранта, среди прочего, включает следующее:

  • описание программы, которую предстоит внедрить;

  • сводный бюджет;

  • список ключевых индикаторов эффективности и контрольных целей; а также

  • особые постановления и условия.

Особые постановления и условия могут включать специальные договоренности, принятые на время внедрения гранта, или условия, которые ОР должен выполнить перед тем, как ему будут выплачены какие-либо средства, либо в процессе внедрения гранта.


На языке Глобального фонда такие условия называются «предварительными условиями» или «ПУ». Обычно «ПУ» представляют собой меры по наращиванию потенциала, которые должен реализовать ОР; в некоторых случаях они могут включать административные процедуры, которые ОР должен внедрить. Эти условия называются предварительными, поскольку, пока ОР их не выполнит, он не сможет получить первую или последующие выплаты средств от Глобального фонда на внедрение гранта.
Во время проведения переговоров о предоставлении гранта от ОР требуется разработать официальные планы, описывающие, как он будет проводить закупки, как он будет проводить мониторинг и оценку, а также, какую техническую помощь он планирует получить в рамках данного гранта.
После подписания соглашения о предоставлении гранта Глобальный фонд выделяет ОР первый транш. Первая выплата обычно включает достаточную сумму средств для реализации первого отчетного периода плюс, в качестве резерва, дополнительную сумму еще на один квартал. (Отчетные периоды устанавливаются в процессе переговоров по подписанию соглашения о предоставлении гранта. Обычно отчетный период наступает каждые три или шесть месяцев.)


В рамках новой архитектуры предоставления грантов: Со всеми получателями новых грантов будут подписываться соглашения, основанные на модели единого потока финансирования. Основным отличием этих соглашений о предоставлении гранта от «старых» соглашений будет то, что соглашения на основе единого потока финансирования будет легче продлевать (чтобы грант можно было дополнять новым финансированием в будущем), и то, что в них будет указано о проведении периодических оценок хода выполнения работ (как правило, каждые три года) в течение всего срока действия гранта. Кроме того, время проведения периодических оценок будет установлено с учетом существующих оценочных процессов внутри страны, например, программных оценок, отчетности и закрытия финансового года.



Текущая отчетность, ее анализ и выплаты средств

В течение 45 дней после окончания каждого отчетного периода ОР должен предоставить Глобальному фонду, через Местного агента Фонда, информацию о ходе работ и запрос о выплате средств или сокращенно ИХР/ЗВС (по-английски – PU/DR).


Как понятно из названий этих документов, они представляют собой отчет о ходе внедрения гранта и запрос о финансировании на следующий отчетный период. Отчет о ходе работ включает информацию о реализуемой программе (в том числе результаты, достигнутые на пути к контрольным целям) и информацию о расходах. Он также включает информацию о ходе выполнения ПУ (если таковые были выдвинуты).
ИХР/ЗВС готовятся ОР, анализируются МАФ и затем подаются в Секретариат Глобального фонда.
После анализа ИХР/ЗВС, Секретариат присваивает гранту рейтинг эффективности по следующей шкале:
A1 Превосходит ожидания

A2 Соответствует ожиданиям

B1 Адекватная реализация

B2 Неадекватная реализация, но продемонстрирован потенциал

C1 Неадекватная реализация, не продемонстрирован потенциал

C2 Неприемлемая реализация


Затем Секретариат решает, давать ли ему разрешение на выплату запрашиваемой суммы; дать ли ему разрешение на частичную выплату суммы; или вообще отказать ОР в выплате запрашиваемой суммы. Категорический отказ от выплаты средств – явление редкое; это может произойти только в том случае, если грант внедряется из рук вон плохо.
Кроме подачи ИХР/ЗВС, ОР также обязаны регулярно сообщать определенную информацию о товарах медицинского назначения, закупаемых за деньги Глобального фонда. Глобальный фонд также требует, чтобы годовые финансовые отчеты ОР проверялись внешним аудитором (ОР должны представить свои планы аудиторских проверок на стадии переговоров по гранту).

Отчет об эффективности гранта

Отчет об эффективности гранта (ОЭГ) подготавливается Секретариатом Глобального фонда после подписания соглашения о предоставлении гранта и обновляется каждый раз, когда ОР подает информацию о ходе работ, на протяжении всего срока реализации гранта. Задача ОЭГ предоставлять Секретариату, ОР и всем другим сторонам, заинтересованным в работе Глобального фонда, тщательное и прозрачное резюме работы гранта на протяжении всего срока его реализации. Отчет включает информацию об изначальных оценках потенциала ОР, соглашении о предоставлении гранта, реализуемых программах, индикаторах и контрольных целях, результатах, достигнутых на настоящий момент, и рейтингах эффективности гранта. ОЭГ размещены на сайте Глобального фонда в свободном доступе.



Продление гранта на вторую фазу

Перед окончанием 1-ой фазы внедрения гранта Глобальный фонд решает, продолжать ли финансировать грант во 2-ой фазе. Этот пересмотр является неотъемлемой частью системы финансирования на основании эффективности внедрения гранта, используемой Глобальным фондом. Глобальный фонд только в том случае утвердит финансирование на Фазу 2, если реализация проекта происходит адекватно (и, конечно, если у Фонда в наличии будет достаточно средств).


Процесс продления гранта на 2-ю фазу начинается в конце 18-го месяца реализации гранта и занимает от четырех до пяти месяцев. Конечным результатом этого процесса (при условии отсутствия проблем с эффективностью или доступностью финансирования) является подписание договора о продлении изначального соглашения о предоставлении гранта.
МПФ инициирует процесс продления гранта на Фазу 2, обратившись к СКК с просьбой подать Запрос о продолжении финансирования. Ожидается, что данный запрос будет в общих чертах соответствовать целям и задачам изначально утвержденной заявки, но при этом учитывать уроки, извлеченные в процессе внедрения программы. Запрос о продолжении финансирования, среди прочего, включает:

  • оценку эффективности внедрения гранта, проведенную СКК;

  • предлагаемый бюджет, основные мероприятия, задачи, индикаторы и контрольные цели для Фазы 2; а также

  • контекстную информацию, например, такую, как текущая эпидемиологическая ситуация.

Запрос о продолжении финансирования подготавливается СКК в сотрудничестве с ОР, анализируется МАФ и затем подается в Секретариат Глобального фонда. Потом Секретариат готовит рекомендацию Правлению Глобального фонда относительно продолжения финансирования программы.


Оценивая эффективность гранта, Секретариат Глобального фонда присуждает ему рейтинг эффективности, используя ту же оценочную шкалу, что и в процессе анализа ИХР/ЗВС (см. выше). Разрабатывая рекомендацию Правлению, Секретариат учитывает не только эффективность гранта, но и обстоятельства, сопутствовавшие его внедрению, например, наличие неблагоприятных внешних воздействий (таких, как гражданская война или значительное стихийное бедствие) или проблемы с управлением проектом.
В рамках своей рекомендации Секретариат относит каждый грант к одной из трех категорий, являющихся вариантом возможного решения по гранту: «Принять», «Принять с условием» или «Отклонить». Значение категорий «Принять» и «Отклонить» в объяснении не нуждается. Если же грант относят к категории «Принять с условием», это означает, что Секретариат рекомендует утвердить финансирование на вторую фазу при условии, что СКК или ОР предпримут определенные действия до истечения определенного срока.
Секретариат может отнести некоторые гранты к третьей категории: «Переработанный запрос». Это происходит, когда СКК предлагает внести значительные изменения в реализуемую программу во 2-ой фазе и подает переработанный бюджет и контрольные цели. Если грант относят к этой категории, переработанный бюджет и контрольные цели будут направлены на рассмотрение ГТО, и уже ГТО будет давать рекомендацию Правлению Глобального фонда касательно того, следует ли утверждать 2-ю фазу для данного гранта.
Поскольку рекомендация «Отклонить» влечет за собой серьезные последствия, Глобальный фонд разрешает СКК дать свой комментарий относительно предварительной рекомендации «Отклонить» до того, как она будет окончательно утверждена. Кроме того, если Правление Глобального фонда не соглашается с рекомендацией «Отклонить», вынесенной по определенному гранту, рекомендация будет еще раз проанализирована Секретариатом, а затем Фонд может обратиться за советом к группе независимых экспертов. Но окончательное решение всегда остается за Правлением.
Продолжение финансирования грантов, которые не были продлены
Если Фаза 2 не будет утверждена, финансирование гранта прекратится с завершением Фазы 1. Однако в ситуациях, когда ресурсы Глобального фонда использовались для того, чтобы люди начали прием пожизненной терапии или другого лечения, которое должно продолжаться и после завершения гранта, средства Глобального фонда могут и далее предоставляться для продолжения лечения этих людей в течение не более чем двух лет (если реципиент гранта не смог получить необходимые для этого ресурсы из других источников).



В рамках новой архитектуры предоставления грантов: Процесс продления гранта на 2-ю фазу будет заменен периодическими программными оценками, которые, как правило, будут проводиться каждые три года. Процесс проведения оценки будет начинаться приблизительно за шесть месяцев до окончания рассматриваемого периода (т.е. в конце 30-го, а не 18-го месяца, как того требовали старые правила, описанные выше).

Управление закупками и поставками

По оценкам Глобального фонда, почти половина средств, выдаваемых им в виде грантов, была потрачена на закупку товаров – т.е. покупку лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, а также расходных материалов, таких, как презервативы. Сам Глобальный фонд не занимается закупками; вся ответственность за проведение закупок лежит на ОР. Однако Фонд выдвинул ряд требований, связанных с проведением закупок. Например, еще до подписания соглашения о предоставлении гранта с ОР, последний должен разработать план управления закупками и поставками.9 А в течение срока реализации гранта ОР должен регулярно подавать отчеты о проводимых закупках.


Кроме того, Глобальный фонд создал механизм Добровольных объединенных закупок, при помощи которого ОР могут закупать большое количество товаров медицинского назначения через всемирную службу объединенных закупок, управляемую независимыми агентами по закупкам, выбранными Глобальным фондом. Товары медицинского назначения включают антиретровирусные препараты первого и второго ряда, препараты для проведения артемизинин-комбинированной терапии (АКТ) и сетки, обработанные инсектицидами длительного действия (СОИДД).

Мониторинг и оценка

Глобальный фонд считает мониторинг и оценку (МиО) критически важным компонентом программ, поддерживаемых за счет грантов Глобального фонда. Фонд давно содействует созданию эффективных национальных систем МиО для каждого из трех обозначенных заболеваний и помогает разрабатывать инструменты, призванные помочь странам создать эти системы (см. вставку «Хотите узнать больше» на следующей странице).


Как организация, отвечающая за внедрение гранта, ОР должен разработать план МиО, разъясняющий, как именно он планирует проводить мониторинг внедрения гранта. Как указано выше, Секретариат Глобального фонда регулярно анализирует ход реализации грантов. Кроме того, как отмечено в Главе 7: Страновые координационные комитеты, СКК также отвечает за проведение мониторинга внедрения гранта (этот процесс известен как «надзор за грантами»).


Хотите узнать больше?
Aidspan очень подробно описывает процесс внедрения гранта (в соответствии с изначальной архитектурой Глобального фонда) в «Руководстве Aidspan по пониманию процессов Глобального фонда, касающихся внедрения финансируемых проектов», доступном по адресу www.aidspan.org/guides либо по этой ссылке. Руководство состоит из двух томов. Том 1, доступный только на английском языке, охватывает период от утверждения гранта до подписания соглашения о предоставлении гранта. Том 2, доступный на английском, французском и испанском языках, охватывает период от первой выплаты средств до продления гранта на 2-ю фазу.
Кроме того, ряд документов, посвященных правилам и процедурам, (на разных языках) можно найти на специальной странице сайта Aidspan по адресу www.aidspan.org/globalfund/implementation. Эта страница была создана для размещения ссылок на документы, цитируемые в двух томах руководства Aidspan, упомянутого выше. На эту страницу также можно выйти, нажав сюда.
Есть много информации по отдельным грантам. База данных грантов Глобального фонда доступна на сайте Фонда – www.theglobalfund.org. Зайдите в раздел «Гранты» и воспользуйтесь поисковой системой «Выбрать регионы», расположенной над картой мира, либо нажмите сюда. Эта поисковая система позволяет искать гранты по регионам и странам. Непосредственно над картой мира под заголовками «Тип гранта» и «Основной реципиент» расположены выпадающие меню; они позволяют искать гранты по заболеваниям и типу ОР (например, правительство, гражданское общество) соответственно. По каждому гранту дается информация (среди прочего) о реализуемых программах, изначальной заявке, поданной в Глобальный фонд, Соглашении о предоставлении гранта, последнем ОЭГ, поданных ИХР/ЗВС; запрашиваемой, утвержденной и выплаченной сумме финансирования (на настоящее время). Всю эту информацию (и даже больше того) можно также найти в базе данных грантов, созданной Aidspan (под названием «Подробная информация о грантах, их анализ и оценка»), которая доступна по адресу www.aidspan.org/grants либо по этой ссылке (на английском языке).
На сайте Глобального фонда также имеется огромное количество информации (в основном на английском) об управлении закупками и поставками. Чтобы ознакомиться с ней, пойдите на сайт Фонда – www.theglobalfund.org, выберите раздел «Кандидаты и исполнители», а затем подраздел «Управление закупками и снабжением» в меню слева; либо нажмите сюда. Среди представленной там информации присутствует руководство по политике Глобального фонда в области управления закупками и снабжением, доступное на английском, французском, испанском русском и китайском языках. Там также присутствует ссылка на посвященную закупкам страничку системы Отчетности по вопросам цены и качества товаров (Price & Quality Reporting), куда ОР должны вносить информацию по каждой проводимой ими закупке товаров медицинского назначения. Эта относительно новая система (доступная только на английском, французском и испанском языках) со временем позволит составлять полезные отчеты о формировании цен на товары медицинского назначения и их использовании.
Информация об МиО доступна на разных языках на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, в разделе «Кандидаты и исполнители». Выберите подраздел «Мониторинг и оценка» в меню слева; либо нажмите сюда. Документы, выложенные на этой странице, включают: Monitoring and Evaluation (M&E) Toolkit («Пособие по мониторингу и оценке (МиО)») 2009 года издания; monitoring and evaluation self-assessment (самооценка системы мониторинга и оценки), включая инструмент самооценки; руководство по разработке плана МиО; а также различные инструменты формирования систем оценки результатов работы, представляющих собой имеющий юридическую силу документ, где описываются ожидаемые результаты от реализации гранта на весь период его действия. Глобальный фонд выпустил «Руководство по осуществлению надзора со стороны СКК», доступное на шести официальных языках ООН на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, в разделе «Кто мы». Выберите подраздел «Основные структуры», рубрику «Страновые координационные комитеты» и заголовок Policy Guidelines and Tools («Руководящие принципы и инструментальные средства») в меню слева; либо нажмите сюда.

Глава 12: Отчетность о ходе выполнения работ



В этой главе кратко описываются различные виды отчетов о ходе работ, издаваемых Глобальным фондом.
Глобальный фонд периодически издает отчеты о том, как обстоят его дела. Существует несколько видов таких отчетов:
Годовые отчеты. В них обычно содержится информация о результатах работы, достигнутых за год; рассматриваются трудности, с которыми Фонд может столкнуться в будущем; и приводится финансовая отчетность.
Глобальные отчеты о ходе работ. Выпуск этих отчетов обычно приурочивается к какому-нибудь специальному мероприятию, как, например, встреча с донорами с целью пополнения ресурсов. По содержанию эти отчеты могут быть разными. Среди недавних отчетов есть The Global Fund 2010: Innovation and Impact («Глобальный фонд 2010 г.: инновация и воздействие») и An Agenda for a More Efficient and Effective Global Fund («План создания более эффективного и продуктивного Глобального фонда») (оба за 2010 год). Эти документы включают краткое описание значительных институциональных и организационных изменений, производимых в настоящее время, в том числе касающихся новой архитектуры предоставления грантов, кратко представленной в Главе 1: Вступление к пособию.
Региональные отчеты. Эти отчеты рассматривают как достижения, так и трудности, с которыми сталкивается Фонд. На момент выхода в свет данного пособия на сайте Глобального фонда были доступны отчеты о: (а) Восточной Европе и Средней Азии; и (b) Южной Африке.


Хотите узнать больше?
Годовые отчеты доступны (только на английском языке) на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, в разделе «Медиа-центр». Выберите подраздел «Публикации» и рубрику «Годовые отчеты» в меню слева; либо нажмите сюда.
Глобальные отчеты о ходе работ доступны на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, в разделе «Медиа-центр». Выберите подраздел «Публикации» и рубрику «Отчеты о ходе работ» в меню слева; либо нажмите сюда. Среди отчетов, которые можно найти на этой странице, есть и отчет The Global Fund 2010: Innovation and Impact («Глобальный фонд 2010 г.: инновация и воздействие»).
Региональные отчеты доступны на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, в разделе «Медиа-центр». Выберите подраздел «Публикации» и рубрику «Другие публикации» в меню слева; либо нажмите сюда.


Глава 13: Оценка работы Глобального фонда



В этой главе приводится краткий обзор ранее проведенных оценок работы Глобального фонда.
В течение последних лет было проведено большое количество исследований, касающихся работы и воздействия Глобального фонда. Некоторые из этих исследований проводились внутри организации сотрудниками Секретариата Глобального фонда. Другие выполнялись внешними консультантами по заказу Фонда.
Ниже приводятся примеры исследований, которые проводились сотрудниками Глобального фонда:

  • Инвестиции Глобального фонда в нестабильные государства: первые результаты

  • Отчет о достижениях в области совместной работы с партнерами над ускорением внедрения программ: анализ примеров из практики в семи странах

  • Итоговый доклад об оценке системы Местных агентов Фонда

Ниже приводятся примеры исследований, проводившихся внешними экспертами:



  • Многострановое исследование привлечения ЛЖВС к участию в работе СКК

  • Участие гражданского общества в управлении Глобальным фондом: рекомендации и практические советы

  • Оценка воздействия Глобального фонда на системы здравоохранения в целом



Пятилетняя оценка

В 2009 году Глобальный фонд завершил проведение одного из важнейших анализов эффективности своей работы – пятилетней оценки, на проведение которой ушло более двух лет. Оценка была названа «пятилетней», поскольку к 2007 году Фонд проработал пять лет и завершил своей первый полный грантовый цикл. Процесс, которым руководила Контрольная группа технической оценки (КГТО)10, охватывал три четко выделенных сферы исследования:



  • Сфера исследования 1: Организационная эффективность. Являются ли рабочие правила и практическая деятельность Глобального фонда отражением его основных принципов? Можно ли считать работу Фонда эффективной и продуктивной?

  • Сфера исследования 2: Партнерская база. Насколько продуктивной и эффективной является система партнерств Глобального фонда в плане оказания поддержки программам борьбы с ВИЧ-инфекцией, малярией и ТБ на глобальном и страновом уровнях?

  • Сфера исследования 3: Воздействие на здоровье. Насколько в общем снизилось бремя трех обозначенных заболеваний и какой вклад в его снижение внес Глобальный фонд?

Для проведения этого исследования была нанята группа международных экспертов по оценке.


Отчет по Сфере исследования 1 (Организационная эффективность) был опубликован в октябре 2007 года. Отчет по Сфере исследования 2 (Партнерская база) был опубликован в середине 2008 года и сопровождался отчетом КГТО, включавшим комментарии относительно проводимой оценки и ее результатов. Отчет по Сфере исследования 3 (Воздействие на здоровье), опубликованный в мае 2009 года, снова сопровождался отчетом КГТО, включавшим комментарии относительно проводимой оценки и ее результатов.
Наконец, в мае 2009 года свет увидел сводный отчет об оценке, подготовленный внешними экспертами, в котором были подытожены результаты по всем трем сферам исследования. Этот отчет также сопровождался отчетом КГТО, включавшим комментарии относительно полученных результатов.

Хотите узнать больше?
Информацию о внутренних и внешних исследованиях (только на английском) можно найти на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, выбрав раздел «Кто мы», а затем подраздел «Независимая оценка» и рубрику «Библиотека оценок» в меню слева; либо нажав на эту ссылку. Нажмите на заголовок «Сводные оценки», чтобы скачать электронные версии исследований, направленных на Глобальный фонд в целом или на несколько аспектов его деятельности. Нажмите на заголовок «Специализированные оценки», чтобы скачать электронные версии исследований, направленных на отдельные аспекты деятельности Глобального фонда.
Информацию о Пятилетней оценке Глобального фонда (только на английском) можно найти на сайте Фонда – www.theglobalfund.org, выбрав раздел «Кто мы», а затем подраздел «Основные структуры», рубрику «Контрольная группа технической оценки» и заголовок «Оценки КГТО» в меню слева; либо нажав сюда. Приведенная там информация включает:

  • два отчета об Организационной эффективности (Сфера исследования 1) – (1) «Оценка организационной продуктивности и эффективности Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией: результаты по Сфере исследования 1 в рамках пятилетней оценки»; а также (2) «Итоговый доклад Контрольной группы технической оценки по Сфере исследования 1: Организационная эффективность и продуктивность»;

  • два отчета о Партнерской базе (Сфера исследования 2) – (1) «Оценка партнерской базы Глобального фонда на глобальном и страновом уровнях в плане обеспечения эффективности грантов и воздействия на системы здравоохранения, включая 16 страновых исследований: окончательный отчет», а также (2) «Итоговый доклад Контрольной группы технической оценки: Сфера исследования 2 – Оценка партнерской базы Глобального фонда на глобальном и страновом уровнях в плане обеспечения эффективности грантов и воздействия на системы здравоохранения, включая 16 страновых исследований»;

  • два отчета о Воздействии на здоровье (Сфера исследования 3) – (1) «Воздействие совместных усилий на снижение бремени заболеваемости СПИДом, туберкулезом и малярией»; а также (2) «Итоговый доклад Контрольной группы технической оценки – Воздействие на здоровье посредством расширения масштабов борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и малярией: Оценка текущей ситуации и динамики в 18 странах мира»;

  • и два сводных отчета – (1) «Пятилетняя оценка Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – Сводный отчет по Сферам исследования 1,2 и 3», а также (2) «Итоговый доклад Контрольной группы технической оценки: Сводный отчет о пятилетней оценке Глобального фонда».




1 «Большая восьмерка» это объединение восьми ведущих экономически развитых стран, включая Канаду, Францию, Германию, Японию, Россию, Великобританию и США.

2 В данном контексте под операционным исследованием имеется в виду научный анализ эффективности и результативности услуг и программ.

3 Например, группа, выдвинувшая члена Правления, представляющего развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, состоит из правительств стран, входящих в этот регион. Группа, выдвинувшая члена Правления, представляющего НПО из развитых стран, состоит из НПО, работающих в области СПИДа, туберкулеза и малярии в развитых странах.

4 Двусторонние агентства, работающие в сфере развития, – это национальные агентства, через которые национальные правительства выделяют ресурсы на реализацию проектов в области развития в нуждающихся странах. Примерами таких агентств являются: Агентство США по международному развитию (АМР США или USAID), Австралийское агентство по международному развитию (AusAid), Шведское агентство по международному развитию (SIDA), Министерство (Великобритании) по делам международного развития (DfID). Многосторонние агентства, работающие в сфере развития, – это международные агентства, выделяющие ресурсы на реализацию проектов в области развития в нуждающихся странах. Примерами таких агентств являются: Мировой банк и региональные банки развития, такие, как Африканский банк развития; межправительственные структуры, такие как Европейская Комиссия; а также агентства ООН, такие, как Программа развития ООН (ПРООН или UNDP) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). 

5 Ярким примером организации гражданского общества, выполняющей функцию независимого контролера, является Aidspan.

6 Глобальный фонд утвердил две отдельные заявки от СКК Руанды (одну по теме ВИЧ-инфекции, другую – по теме малярии). Остальные успешные заявки были поданы Китаем (малярия), Непалом (ТБ) и Мадагаскаром (малярия).

7 На практике это обычно трактуется как привлечение представителей из числа людей, живущих с ВИЧ, и/или тех, кто ранее болел активной формой туберкулеза либо в настоящее время живет с латентным («неактивным») туберкулезом. Учитывая высокую заразность туберкулеза, не рекомендуется, чтобы на заседаниях СКК присутствовали люди, живущие с активным туберкулезом. Точно так же не имеет смысла приглашать в состав СКК людей, живущих с малярией, поскольку малярия не является хроническим заболеванием.

8 Глобальный фонд пользуется определением «ключевых пострадавших групп населения», данным ЮНЕЙДС, а именно: женщины и девушки, молодежь, мужчины, имеющие секс с мужчинами, потребители инъекционных и других наркотиков, секс-работники, люди, живущие в бедности, заключенные, мигранты и мигрирующие рабочие, люди, в конфликтных и постконфликтных ситуациях, беженцы и перемещенные лица.

9 Под «закупками» имеется в виду покупка товаров. Под «управлением поставками» имеется в виду хранение и распространение товаров.

10 См. Главу 3: Структура Глобального фонда – глобальный уровень, где рассказывается о том, что такое КГТО.

<< предыдущая страница