"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всем хорошо известно произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего... 1 11.99kb.
Лермонтов м ю. Образ печорина в романе м ю. лермонтова «герой нашего... 1 78.18kb.
П. Н. Бучина Реализм и романтизм в романе М. Ю. Лермонтова " Герой... 1 183.66kb.
Урок размышление «Печорин герой своего времени?» 1 37.9kb.
Исследовательская работа Дуэль в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова... 1 114.96kb.
Кто «герой нашего времени»? Поиск героя – это «вечная проблема» 1 69.02kb.
Поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» 1 50.04kb.
Роман «Герой нашего времени» был написан М. Ю. Лермонтовым в 1837-1840 гг 1 105.54kb.
Результаты опроса «Герой нашего времени – кто он?» 1 61.93kb.
Контрольная работа по юридической психологии 1 13.32kb.
Анализ трех различных образцов книжного типа издания: Для данного... 1 15.72kb.
Лермонтов м ю. Образ печорина в романе м ю. лермонтова «герой нашего... 1 78.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман - страница №1/1








   
      



"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман

Нравственно-


психологоческий роман( его художественные особенности
). Герой нашего времени - первый в
русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и
героя одна душа, одни и те же муки . Психологический потому, что
идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его
духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего
в образе героя времени . Через сложность и противоречивость Печорина
Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни
всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. Отсюда одной из
особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет
читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их мотивам ( в 4 и
5 повестях ), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной
являются не поступки Печерина, а его внутренний мир, психология. Автор
использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного
изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует
разачарованной , противоречивой личности человека. В первых трех
повестях ( Бэла , Максим Максимыч , Тамань )
представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринского
равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его
страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты
). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является
власть и эгаизм: какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и
бедствий человеческих ? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен
герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий
человек. В Княжне Мери звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает
скрытый механизм своей психологии: Во мне два человека: один живет в
полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. А позже Григорий
Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: Я смотрю на
страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую
мои духовные силы... На основании этого правила Печерин развивает целую
теорию счастья: Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея
на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей
гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость. Казалось бы, умный
Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он
постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет,
а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична
? Ответом на этот вопрос является последняя повесть Фаталист .
Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько философские и
нравственные. Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о
предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же
задается вопросом: Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана
воля, рассудок ? Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными
схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок
окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным
казаком; в-третьих, отважный бросок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму
идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть
покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от
мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине
повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы
верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И
вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над
смертью: офицеры меня поздравляли - и точно было с чем . Герой
относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он иронизирует над их
наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их
вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю наивную
веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы.
Несчастье Печерина в том, что он сомневается не только в необходимости добра
вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся над всем на
свете ... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,
которые являются пыткой для умного и энергичного человека. Показывая мужество
своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу
личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: Я готов на
все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы
своей не продам . Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с
тем, что Печерин постоянно пытается подавить голос своего сердца: я давно
уже живу не сердцем, а головой . Однако Печерин не самодовольный циник.
Выполняя роль палача или топора в руках судьбы , он сам страдает от
этого не меньше, чем его жертвы, весь роман - это гимн мужественной, свободной
от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть
гениальному человеку который не смог угадать своего высокого
назначения .