Геополитические аспекты иранской ядерной программы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной... 1 345.31kb.
Программа «Экспериментальная радиология» 1 23.89kb.
Магистерской программы кафедры №11 факультета этф нияу мифи «Экспериментальные... 1 26.33kb.
Геополитические факторы формирования российской цивилизации 1 211.3kb.
Проекты и программы 2011 года: Первый съезд библиотечных работников... 1 95.49kb.
Основы геополитики 34 10162.92kb.
Программа курса «Правовые и геополитические проблемы деятельности... 1 64.18kb.
Реферат по физике атомная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы... 1 217.71kb.
Отчет о ходе выполнения научно-исследовательской работы «Исследования... 3 713.14kb.
«психология развития» по направлению подготовки 030300. 68 Психология... 1 61.08kb.
Как начать работать в Грид 1 179.57kb.
Существует ожидание того, что этот процесс может завершиться успешно 1 70.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Геополитические аспекты иранской ядерной программы - страница №1/1

Приложение

к Положению

о выпускной квалификационной

работе бакалавров и специалистов

в НИУ ВШЭ

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики
отделение международные отношения
Кафедра Мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему


Геополитические аспекты иранской ядерной программы

Студент группы № 469

Синёва Яна Олеговна

(Ф.И.О.)
Руководитель ВКР

Доцент, Демиденко Сергей Владимирович

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва, 2013
Оглавление


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3


  1. Глава I. Развитие иранской ядерной программы. . . . . . . . . . . . . . . .6




    1. От сотрудничества к изоляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6




    1. Современный этап. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12




  1. Глава II. Иран на пути ядерного обогащения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13




    1. Сильный Иран – опасный Иран?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13




    1. Ориентиры Иранского руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16


  1. Глава III Основные направления геополитики ИРИ в контексте ядерной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18




    1. Ирано-израильская конфронтация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18




    1. Иранская ядерная программа и политика США на Ближнем Востоке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22




    1. «Говорим Сирия, подразумеваем Иран» . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 25




    1. Шиитский Иран и суннитская Турция .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 26




    1. Пути разрешения кризиса ядерной программы Ирана . . . . . . . . . . . 27

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Введение

Одним из наиболее острых и обсуждаемых вопросов последних лет, связанных с безопасностью не только на Ближнем Востоке, но с безопасностью всего мирового сообщества является вопрос иранской ядерной программы.

В свете событий последних лет в ближневосточном регионе таких как «Арабская весна», бурные трансформационные процессы, смена правящих режимов, терроризм, появление новых угроз международной безопасности и стабильности, обеспокоенность мирового сообщества действиями иранских властей по обогащения урана, в сочетании с антиизраильской риторикой, становится вполне обоснованной.
Настоящая работа ставит своей целью исследование отношений между внешней политикой Исламской республики Иран и странами Ближнего Востока в контексте развития ядерной программы, как зависит дальнейшее развитие ядерной программы от геополитических целей руководства Ирана.

Действительно ли Иран нацелен на получение ядерного оружия? Если да, то готов ли он использовать его против кого-либо? И каковы его цели? Как ядерная программа зависит от геополитических интересов Ирана в регионе?

Все это делает иранскую ядерную программу одной из наиболее острых и актуальных проблем современности.
Поэтому объектом этого исследования и была выбрана иранская ядерная программа в контексте приоритетных направлений геополитики Иранского руководства на Ближнем Востоке.

Следует отметить, что это проблема, решение которой напрямую зависит от определения целей Иранских властей в реализации своего ядерного потенциала. Поэтому представляется вполне естественным, что ядерную программу Ирана следует рассматривать через призму геополитических ориентиров Ирана в регионе.

Это определяет актуальность темы данного исследования.

Цель данной работы – определение геополитических интересов и приоритетных направлений политики Исламской республики Иран на Ближнем Востоке в контексте реализации им ядерной программы, а так же выявление влияния развития иранской ядерной программы на безопасность ближневосточного региона.

Исходя из цели, в данной работе поставлены и решены следующие задачи:


  • Проанализировать этапы развития иранской ядерной программы

  • Изучение военно-политической доктрины Ирана

  • Определить и обосновать основные направления геополитической стратегии Ирана на Ближнем Востоке

Объектом данного исследования является программа по обогащению урана, реализуемая иранскими властями.

Предметом исследования являются особенности влияния ядерной программы на развития геополитических направлений Ирана на Ближнем Востоке.

Гипотеза исследования: Иранская Ядерная программа носит не столько военный характер, сколько является инструментом достижения и укрепления стабильности и безопасности на Ближнем Востоке, оружием манипуляций мировым сообществом в реализации своих геополитических интересов, а так же одним из способов регионального сдерживания.

Ядерная программа, является ключом к изменению баланса сил на Ближнем Востоке.
Теоретико-методологические основы исследования составляют:


  • Системный анализ Центра Стратегических и Международных исследований США в области геополитики иранской ядерной энергетической компании ( Роберт Эбель)

  • Исследования в области ракетно-ядерного потенциала Ирана и военно-политических отношений с основными акторами региона (С.В. Сажин, Е.Я. Сатановский, Кеннет Уолтц, )

  • Изучение трудов и публикаций зарубежных специалистов в области иранской ядерной программы и иранской геополитики (Гарри Сик, Хушанг Амирахмади, Джахангир Амузегар, Мухсен Милани, Мэтью Крениг, Кайхан Барзегар, Джеймс Линдсей, Рей Таки)

Введением для данного исследования была выбрана история развития ядерной программы, начиная с сотрудничества с глобальными игроками в этой сфере еще при Шахе Реза Пехлеви, и заканчивая нынешней ситуацией и последними переговорами в Казахстане. Затем необходимо уделить особое внимание Основным задачам которые ставит перед собой иранское руководство по реализации собственной геополитики, и какое значение имеет ядерная программа в процессе осуществления геополитики и политики в отношении стран ближневосточного региона.

Очевидно, что ядерная программа является одним из ключевых моментов в реализации геополитической стратегии иранского руководства и его региональных интересов, а так же является важным фактором активизации политики государства не только в ближневосточном регионе, но и на мировой арене. В процессе исследования, основанного на широком спектре зарубежных и российских источников, была выявлена роль ядерного фактора в распространении, снижении или же усилении геополитического влияния Ирана на Ближнем Востоке.

Развитие Иранской ядерной программы

1.1 От сотрудничества к изоляции

Иранская программа получила свое начало еще при правлении шаха Мухаммада Реза Пехлеви. Стоит подчеркнуть тот факт, что многие страны, в том числе США и страны западной Европы на тот момент оказывали активную поддержку Ирану в устройстве всей необходимой инфраструктуры. В 1957 году Иран и США подписали соглашение о мирном использовании ядерной энергии, по этому соглашению Штаты обязывались поставлять Тегерану оборудование, необходимые установки и заниматься обучением специалистов. США осуществляли всесторонний контроль за ходом процесса и инспектировали ядерные объекты. В 1967 году США, при содействии МАГАТЭ, обеспечили поставку Тегеранскому ядерному научно-исследовательскому центру атомный реактор мощностью около 5 МВт (топливом для реактора служил уран со степенью обогащения 93%)1

Спустя семь лет Иран принимает План развития ядерной энергетики, в который входило строительство 23 ядерных реакторов общей мощностью около 20 ГВт. Партнерами по этому строительству и поставщиками оборудования должны были стать США, Франция и ФРГ. В том же году Иран приобрел у западногерманской фирмы Siemens Kraftwerk Union два атомных реактора. Подписанный договор предусматривал строительство Атомной электростанции недалеко от г. Бушер. Чуть позже Организация по ядерной энергетике Ирана подписала договор уже с французской компанией Framatom о строительстве дополнительной атомной электростанции уже с двумя реакторами у города Ахваз. На тот момент между странами складывались довольно доверительные и конструктивные отношения.

После Исламской революции 1979г и с приходом к власти аятоллы Хомейни отношения между США и Ираном стали заметно ухудшаться. Политика ИРИ приобрела явную антиамериканскую окраску. Множество проектов было заморожено или вовсе свёрнуто. Перед руководством Ирана стояли другие более насущные проблемы, нежели развитие ядерной программы, и она была приостановлена на некоторое время, что привело к огромному оттоку ученых-ядерщиков.

Для восстановления программы Иран принимает несколько мер: закупает техническую документацию и ряд компонентов двух газовых центрифуг первого поколения малой мощности (Р-1) для обогащения урана, по нелегальной сети пакистанского ученого Абдула Кадир Хана.2

США проявляет беспокойство и начинает оказывать давление на иранских партнеров. Первой стала Аргентина, которая после давления со стороны США перестала поставлять топливо для иранских центрифуг. Следующим на очереди был Китай, которого постигла та же участь, в середине 90-х годов, Штаты надавили на Пекин по поводу соглашения о строительстве в Иране двух легководных реакторов.3 Многим странам к тому времени пришлось свернуть свои программы по сотрудничеству с Ираном: Пакистану, Индии, Бразилии. Что касаемо России, то она продолжила сотрудничество, но строго в рамках национальных законодательств и международных обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия. В 1995 году Россия закончила строительство первого блока АЭС в Бушере. Но уже в 2000 году Россия отказалась от обязательств не поставлять в Иран обычные виды вооружений и возобновила их в 2001 году.

Иранские власти принимают решение о сокращении круга лиц, имеющих отношения к ядерной программе. Она получает развитие только внутри ОАЭИ (Организации по атомной энергии Ирана) и тут же в адрес Ирана посыпались обвинения со стороны Соединенных Штатов.

В 2004 году Иран и Россия подписали соглашение, по которому Иран будет отправлять в РФ отработанное ядерное топливо. Многократные попытки властей США и Британского МИД призвать Иран к остановке обогащения не увенчались успехом. Власти Ирана отказались взять на себя обязательства по бессрочной остановке программы обогащения урана и производства центрифуг. Это заявление совпадает с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся у Ирана ядерных материалах и сведения о поставщиках с чёрного рынка. Предъявляя такое требование, США на самом деле пытаются добиться своей главной цели — заставить МАГАТЭ передать вопрос о ядерной программе Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Только в конце ноября Иран соглашается приостановить работы, но на условиях того, что Европейский Союз будет поставлять ядерное топливо и атомные технологии, а также поставит ему легководный реактор. Ситуация обостряется после президентских выборов в Иране, на которых победил тогда малоизвестный Махмуд Ахмадинежад. Тогда же Иран решил возобновить обогащение, на что представители «евротройки» предостерегли Иран о конце переговоров о ядерной программе. В последствие Совет МАГАТЭ принимает резолюцию о возможности передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН.

С 2004 года в Исфане действует завод по конверсии урана. В Натанзе по обогащению. Известно что на 2010 год количество установленных центрифуг в Натанзе превышает 8692шт(для справки: в докладе МАГАТЭ от августа 2009г. Говорилось о 8308 шт).4

Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия.

Тегеран длительное время фактически отвергает российское предложение, демонстративно игнорируя советы Москвы проявлять сдержанность и не провоцировать мировое сообщество на жёсткие меры. После обнародования идеи Москвы о создании СП по обогащению урана Тегеран в течение нескольких месяцев делает вид, что никакого предложения не получал. Его позиция меняется лишь в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации.

Через две недели Тегеран вновь делает вид, что заинтересован российским предложением. Переговоры продолжаются ещё примерно месяц. Российская сторона, включая президента Путина и главу Росатома Сергея Кириенко, делает сверхоптимистические заявления — при этом, однако, Иран выдвигает условия, заведомо неприемлемые ни для Запада, ни для России — ограничение работы совместного предприятия двумя годами, после чего обогащение с российской территории должно быть перенесено на иранскую; допуск иранских специалистов на российские объекты; подтверждение права Ирана на дальнейшее проведение собственных исследовательских работ в ядерной области.

Тем временем Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде.

Кондолиза Райс, Дональд Рамсфелд в один голос заявляют, что мировое сообщество не будет безучастно наблюдать за тем, как Иран бездумно идет по пути получения ядерного оружия. На что Иран в очередной раз высказывает угрозу о выходе из ДНЯО и просит агентов МАГАТЭ снять пломбы и камеры с центрифуг.

В феврале этого же года, МАГАТЭ направляет своих наблюдателей в Иран, но спустя несколько дней Иран выставил со своей территории представителей МАГАТЭ. Многие начали высказывать мнение о применении жестких мер относительно Ирана, в Берлине на встреча глав МИД постоянных членов Совета Безопасности ООН (России, США, Франции, Великобритании и Китая) и Германии с целью найти пути решения иранской ядерной проблемы. Два члена «шестёрки» — Россия и Китай — выступают против введения каких-либо санкций против Ирана. Перед встречей глава МИД РФ Сергей Лавров вновь заявляет, что урегулирование ядерной проблемы Ирана должно опираться на предложения МАГАТЭ и какое-либо силовое решение не может быть поддержано. США, Германия, Франция и Великобритания, со своей стороны, не исключают применения против Ирана жёстких санкций, если тот не будет следовать мораторию на обогащение урана. Россия и Китай добились того, чтобы в совместном заявлении СБ ООН главная роль в решении иранского кризиса была отдана МАГАТЭ, а из текста были удалены все упоминания о возможных санкциях против Тегерана. США после тщетных попыток ввести действующие санкции против Ирана, решили выбрать другую тактику. Путем убеждения заставить страны-партнеры прийти к выводу о необходимости введения санкций.

И уже в декабре 2006 года Совет Безопасности ООН единодушно одобрили резолюцию, предусматривающую введение санкций против Ирана, который отказывается приостановить свою ядерную программу, в частности, работы по обогащению урана, имеющего двойное применение — в мирных и военных целях. В соответствии с решением ООН всем странами мира запрещено поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ Ирана. Министерство иностранных дел Ирана отклонило как «недействительную» и «незаконную» резолюцию Совета Безопасности ООН, налагающую санкции против Ирана за то, что последний отказывается приостановить обогащение урана и поклялся продолжать работы по своей ядерной программой.

В 2009 году осенью инспекторам МАГАТЭ был обнаружен новый ядерный объект – предприятие «Фордоу» неподалеку от города Кум. На предприятии уже было размещено различное оборудование.

Учитывая все выше сказанное, и множество других факторов (политические, религиозные, социальные и т.д.) не сложно понять, что обеспокоенность мирового сообщества иранской ядерной программой возникла не на пустом месте. Ведь только с 2006 по 2011 гг. Советом Безопасности ООН было принято шесть резолюций по отношению к ядерной программе, четыре из которых предусматривали введение разного рода санкций против Ирана. Но последний просто их игнорирует.

17 мая Иран заключил договор с Турцией об обмене низкообогащенного урана на высокообогащенный. В связи с этим США, Россия и Китай достигли соглашения относительно новой резолюции ООН, которая вводила бы новые санкции. Мировое сообщество обеспокоено тем, что нет достоверных фактов того, что эта ядерная программа исключительно мирного характера, особенно учитывая тот факт, что Иран создавал ядерную структуру в тайне от МАГАТЭ в течение 18 лет.

В июне 2010 года Совет Безопасности ООН 12-ю голосами «за» (в том числе Россия и Китай) одобрил резолюцию 1929 , предусматривающую санкции в отношении Ирана. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия, воздержалась одна страна (Ливан). Согласно новым санкциям Ирану запрещается поставлять танки, ракеты и ракетные системы. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом. Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах.5 Что касаемо России, то меры выполнения были определены Указом президента Медведева. Под запрет попали любые виды танков, бронированных машин, боевых самолетов и вертолетов, военные корабли.


1.2 Современный этап

На последних международных переговорах по иранской ядерной программе в Казахстане никаких договоренностей достигнуто не было. Иран продолжает настаивать на своем, и даже предложенные иранскими дипломатами «особенные планы» по словам международных экспертов являлись ни чем иным, как переформулированными требованиями, отвергнутыми в прошлом году на переговорах, которые проходили в России. Что касаемо санкций, введенных по отношению к Ирану, то по словам группы шести( пять постоянных членов Совета Безопасности ООН +Германия) они могут быть смягчены, если Иран выполнит определенные требования. А именно, остановит обогащение на реакторе в г. Фордоу и заморозит сам объект, так как по словам экспертного сообщества именно там Иран находится на грани получения ядерного оружия.6 И в целом последние переговоры мировое сообщество характеризует как провальные.


Международное агентство по атомной энергии проводит десятый раунд переговоров с начала прошлого года по иранской ядерной проблеме. Представители МАГАТЭ полагают, что Иран разрабатывает ядерное оружие, и требуют от Ирана допустить наблюдателей на такие объекты, как военная база Парчин к югу от Тегерана.

В свою очередь Иран продолжает настаивать на том, что Парчин является обычной военной базой, а ядерная программа страны носит исключительно мирный характер.


Тем временем, в Стамбуле проходит встреча главного иранского переговорщика по ядерной проблеме Саида Джалили и верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам Кэтрин Эштон.

Переговоры проходят после того, как в апреле группа «5+1» не смогла договориться с Тегераном и остановить обогащение урана в Сирии. Совбез ООН и США приняли ряд санкций в отношении Ирана.



Иран на пути ядерного обогащения
2.1 Сильный Иран – Опасный Иран?

Ближний Восток ,пожалуй, является самым нестабильным и взрывоопасным регионом. Бурные трансформационные процессы последних лет не способствовали разрядке, а только лишь усложнили и без того напряженные отношения внутри региона.

Иран является сердцем Большого Ближнего востока. Расположенный между Кавказом и Индийским океаном, он является тем стратегическим плацдармом, обладание которым позволяет контролировать одновременно и Залив, и Каспий, и АфПак. Более того главная региональная нефтяная артерия Ормузский пролив, через который проходит около 40% всех морских транспортировок нефти может полностью контролироваться Ираном.

Анализируя в целом ядерную геополитику Ближнего Востока можно четко выделить несколько важных факторов. Во-первых, На самом Ближнем Востоке ядерной державой является только одно государство – Израиль. При этом им не был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. В свою очередь, Иран является следующим кандидатом на получение ядерного потенциала, не смотря на то, что официально иранские власти уверяют мировое сообщество о мирной направленности своей программы. Большинство американских и европейских политических экспертов сходятся во мнении, что Иран, обладающий ядерным потенциалом, это худший сценарий в текущем положении дел на Ближнем востоке. И по мнению многих специалистов Ядерный Иран – угроза международной безопасности. Доступ Ирана к ядерному оружию может открыт ящик Пандоры и и активизировать деятельность террористических группировок, по мимо этого это может нести угрозу существованию Израиля. Стоит обратить внимание, что в своем интервью агентству ИСНА Командующий Сухопутными войсками армии Исламской республики Иран генерал Ахмад Реза Пурдастан, заверил, что "военная доктрина Ирана является оборонительной и основана на принципе сдерживания"7.

В своей статье «Ядерная геополитика на Ближнем Востоке» профессор Хушанг Амирахмади отмечает, что кризис, связанный с иранским атомом это «продукт старой геополитической концепции восприятия страны как «опасной нации». Когда Индия являлась Британской колонией, и нуждалась в безопасности, то Иран рассматривался как основная угроза (так как Иран подчинил себе Индию раньше Британии). Исходя из этого стратегической необходимостью было ослабление Иран, после чего активно началась пропаганда идеи, что чем слабее Иран, тем безопаснее и стабильнее регион8. Более того, и сейчас многие политики и политические эксперты придерживаются той же концепции. Поэтому корни страха перед Ираном в качестве сильного регионального игрока продолжают расти в умах многих. В первую очередь такой теории придерживается Израильское руководство под покровительством американских властей. Израиль активно пропагандирует идею того, что ядерная программа представляет собой экзистенциональную угрозу еврейскому населению. Израильский Премьер-министр Беньямин Нетаньяху на Генеральной Ассамблее ООН, демонстрировал схемы, где чертил красными линиями границы, которые Иран не должен пересекать. Среди населения велась массированная пропаганда неизбежности удара, проводились мероприятия гражданской обороны, население жило в постоянном напряжении. С другой стороны беспокойство Израиля вполне понятно, если учитывать антиизраильскую риторику президента Махмуда Ахмадинежада.

Но если оценивать положение в целом, то кризис по большому счету вызван не только страхом перед ядерным Ираном, но и наличием в регионе единственного обладателя ядерного потенциала в лице Израильского государства. И как следствием освоения уже Ираном ядерных технологий станет эффект домино по нуклеаризации ближневосточного региона. Как отмечает Евгений Сатановский: «Десятилетия пассивного наблюдения стран региона за развитием ядерных программ Израиля, Индии и Пакистана завершились. Развитие ядерной сферы теперь стало национальным приоритетом Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Алжира. Активность в Этом вопросе демонстрируют Иордания, Сирия, Кувейт, Ливия, Тунис, Марокко»9 . И все это повернет инициативы мирового сообщества по «глобальному нулю» в абсолютно бесполезные действия.

Хотя нельзя не отметить рост позитивных настроений в ряде Арабских стран: по данным института Brookings в 2009 г. 29% арабов Египта, Ливана, Саудовкой Аравии, Марокко, Иордании считали что обладание Ирана удерным оружием позитивно скажется на обстановке на Ближнем Востоке, то уже в 2010 г. с этим мнением были согласны уже 57% населения.10
.
2.2 Ориентиры Иранского руководства

Иран преследует свои определенные цели том числе политические, осуществляя ядерное обогащение урана. Нельзя быть уверенным в намерениях иранских властей, но все же более реалистичным звучит желание обеспечить себе безопасность, нежели потребность в увеличении собственного военного арсенала. Иран не обостряет отношения с мировым сообществом, имея возможность перекрыть Ормузский пролив, в ответ на все применяемые к нему санкции. И уж тем более иранское руководство не является безумными фанатиками готовыми нанести военный удар по Израилю.

Характеризуя значимость ядерной программы для геополитических интересов Ирана на Ближнем Востоке необходимо выделить следующие главное причины:

Ядерная программа в Иране является национальной идеей, которая объединяет народ внутри страны. По словам Альберта Бининашвили : «В ее поддержку высказываются даже самые ярые оппозиционеры нынешнему иранскому режиму, а политические силы, рискнувшие заговорить о ее нецелесообразности, автоматически обрекают себя на маргинальность в глазах подавляющего большинства иранского населения»11 Все это должно способствовать активизации отношений всех исламских государств. Антисемитские высказывания президента Ахмадинежада предназначены для привлечения на свою сторону арабских народных масс, для превращения Ирана – государства персидского и шиитского- в лидера арабского суннитского мира ( что уже в немалой мере достигнуто, правда, сейчас Турция претендует на ту же роль)12. Позволю себе не согласиться с господином Мирским в этом вопросе, так как вряд ли такой сценарий возможен. В Иране клерикально-шиитское руководство, большинство населения (а это 80%) шииты, едва ли какое-нибудь суннитское государство (при наличии таких внутренних противоречий между суннитами и шиитами) будет готово объединиться под эгидой шиитского Ирана. Сценарий с Турцией имеет гораздо больше шансов на успех.


Согласно статье 11, Конституции Исламской Республики Иран Правительство ИРИ обязано сделать так, чтобы его общая политическая линия основывалась на союзе исламских народов: оно должно прилагать максимум усилий, чтобы осуществить политическое, экономическое и культурное единство исламского мира.13

Это предполагает становления Ирана как регионального центра силы, а для этого необходимо стать авангардом в регионе в таких сферах как экономика, культура и так же стать лидером в военно-политической сфере. Исходя из этого приоритеты Иранского руководства в сфере ядерного обогащения очевидны, то есть ядерное оружие – это есть способ достижения статуса сильного регионального игрока.

Другой геополитической причиной нуклеаризации Ирана стала политика США и Израиля на Ближнем Востоке. Точнее вмешательство Вашингтона в дела региона, будь то война в Ираке или ливийский сценарий, а сейчас и Сирия.

Основные направления Геополитики Ирана в контексте ядерной программы


3.1 Ирано-израильская конфронтация

Отношения между Израилем и Ираном не всегда были столь негативны.

И конфронтация между двумя государствами стала реалией современного положения дел в системе международных отношений
С момента создания государства Израиль и вплоть до 1979 года, отношения между двумя государствами протекали в дружественном и конструктивном русле. Беспрепятственно осуществлялся экспорт нефти, минерального сырья, пригодного газа из Ирана, в свою очередь Израиль предоставлял Ирану доступ к современным технологиям в медицине, промышленности и т.д.

Что не маловажно, Израиль активно сотрудничал с Ираном в создании инфраструктуры для уранового обогащения . Помимо всего прочего велось активное сотрудничество в сфере безопасности, израильские специалисты создавали на территории Ирана целую систему противовоздушной обороны. А сотрудники израильской службы «Мосад» помогали в налаживании работы разведывательной группы Шаха «САВАК»14 Но с осуществлением Исламской революции отношения ухудшились. Основатель ИРИ Аятолла Хомейни видел в Израиле («сионистское государственное образование») второго по значению врага, так называемого «малого Шайтана» (второго после Соединенных Штатов Америки)

Основной причиной столь резкого поворота в отношениях можно и следует считать главную концептуальную, геополитическую идею нового режима аятоллы Хомейни – необходимость распространения совершившейся в Иране исламской революции на весь Ближневосточный регион. Разумеется, еврейское государство, лежащее в самом сердце исламского мира, оказалось существенной помехой для реализации таких планов. Тогдашний руководитель страны аятолла Хомейни поспешил немедленно объявить исламский Иран авангардом всего мусульманского шиитского мира. Понятно, что в таком контексте арабо-израильские отношения и особенно палестинская проблема приобрели радикально новое значение. В результате этого кажется вполне естественным , что первым иностранным "руководителем", посетившим Иран буквально в первые послереволюционные дни, стал Ясир Арафат. В Тегеране его заверили, что как только в Иране стабилизируется внутриполитическая ситуация, там вплотную займутся организацией "исторической победы над сионистами". Пока же Арафат получил из рук аятоллы Хомейни несколько финансирование на нужды палестинской революции. В здание бывшего израильского посольства в центре Тегерана переселилась миссия Организации освобождения Палестины. В целом, совместный геополитический проект по Палестине состоял в следующем: создание демократического государства, но исходя из этого, необходима полная ликвидация Израиля как независимого суверенного государства, и перевод его граждан в религиозное меньшинство на территории вновь созданной Палестины. Очевидно, что этот план абсолютно нереалистичен.

Лозунги аятоллы Хомейни подхватил и его преемник аятолла Сейед Али Хаменеи, назвав Израиль «раковой опухолью на теле Ближнего востока, которую необходимо удалить». Именно на таком постулате держится направление геополитики Ирана по отношению к Израилю и Палестине.

Сейчас Иран – страна, обладающая большей властью в регионе, нежели Израиль. И Израиль более уязвим, чем ИРИ. Любые действия Ирана в сфере ядерных технологий должны быть пресечены, по мнению израильских властей. В будущем Израиль видит только себя в качестве ядерного монополиста в ближневосточном регионе, так как только это может гарантировать ему относительно безопасное существование в так быстро меняющемся и враждебном к нему регионе. И единственным способом, доступным для Израиля по сохранению своих позиций в регионе, является сохранение стратегической мощи, основанной на ядерном вооружении, сохранение своих позиций и недопущение появления нового ядерного игрока, особенно в лице Ирана. Это подталкивает Израиль идти на любые меры по предотвращению любой ядерной программы в ИРИ, не только направленной на получения ядерного оружия. Но Израиль в одиночку не смог бы остановить нуклеаризацию, тогда в игру будет втянут «Большой Шайтан»15. Но существует угроза того, что произраильская и в целом геополитика Соединенных Штатов в регионе будет оценена как неэффективная, и США решат покинуть регион, чтобы не обострять и так накаленную обстановку на Ближнем Востоке.
Цели Ирана же (упомянутые выше) по реализации ядерной программы становятся очевидны:

-Становления крупным региональным игроком на Ближнем Востоке.

-противовес израильской ядерной мощи.

- Сдерживание возможной внешней угрозы со стороны Соединенных Штатов.

Другой немаловажной чертой продолжающегося уже почти 30 лет ирано-израильского противостояния более прозаична. Весь послереволюционный период страну трясет от всевозможных неурядиц. Существенно упал жизненный уровень большинства населения. В стране невиданная безработица, высокая инфляция, до сих пор не отменено обеспечение отдельных категорий граждан по карточной системе. Недавно введено квотирование горючего. Страна постоянно балансирует на грани социального взрыва. На таком фоне просто необходимо создать внешнего врага, борьба с которым может отвлечь общественное мнение, как это было в Советском Союзе. Поэтому тут Израиль как нельзя лучше вписывается в эту роль. Неисламская страна в исламском окружении, недавний ближайший партнер свергнутого шаха, стратегический союзник "Большого Шайтана" эмансипатор третьего про важности – после Мекки и Медины – города мусульманского мира – Иерусалима, где находятся такие святыни ислама, как Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и мечеть аль-Акса, почитаемые мусульманами сразу после мекканской Каабы. По отношению к Израилю в исламском Иране введен в употребление даже специальный язык, на котором он именуется не иначе как "сионистский режим", "оккупированная Палестина", "поработитель Святого города", сам Иерусалим называют Бейт оль-Мукаддас (Священный храм)». 16

Стоит отметить, что ядерная монополия Израиля на ближнем востоке была довольно продолжительной, нельзя отрицать тот факт, что она была причиной многих процессов дестабилизирующих регион Ближнего Востока. Так как ни в одном другом регионе нет монопольной державы, которую не могли бы сдерживать другие региональные акторы. Не исключено, что кризис вызван не столько желанием Ирана осуществлять обогащение, сколько этой пресловутой ядерной монополией Израиля.


Достаточная безнаказанность Израиля под покровительством Соединенных Штатов Америки наносить удары по своим региональным соседям (Ирак, Сирия) вынуждает страны Ближнего Востока обеспечивать себе безопасность и разрабатывать иные способы сдерживания.


3.2 Иранская ядерная программа и политика США на Ближнем Востоке.

Говоря о геополитике Ирана в свете развития ядерной программы, необходимо уделить особое внимание политике иранских властей в отношении Америки и последних действий американского руководства на Ближнем Востоке.

С усилением процесса глобализации многие региональные проблемы перерастают в глобальные угрозы как стабильности, так и безопасности. Поэтому сейчас понятие геополитика включает в себя глобальные проблемы, равно как и глобальные проблемы не могут существовать вне геополитик государств. Так проблемы, связанные с наркотраффиком, терроризмом, безопасностью, соблюдением прав человека вызревали на Ближнем Востоке, и многие из этих острых проблем стали ключевыми направлениями в геополитике Соединенных Штатов в регионе.
Конфронтация между Ираном и Соединенными штатами не всегда имела место быть. Во времена правления Шаха Мухаммада Реза Пехлеви Иран являлся важным военно-политическим союзником Штатов, в то время как Вашингтон поддерживал правящий режим в Иране. Но в результате Исламской революции и с приходом к власти аятоллы Хомейни в 1979 году отношения между двумя государствами начали резко ухудшаться. Если раньше иранское правительство использовало проамериканскую политику для усиления собственной власти, то сейчас, как раз наоборот - для усиления собственного влияния на Ближнем Востоке иранское руководство пропагандирует явный антиамериканизм. Во времена администрации Джорджа Буша активно реализовывалась геополитика изоляции Ирана, с расчетом на смену правящего режима, и вся политика по отношению к ИРИ исходила из принципа силы, что привело к усилению национализма в Иране и большей нацеленности на достижение ядерного оружия, и вероятно, это было фатальной ошибкой Вашингтона. И нынешняя администрация понимает, что жесткая политика по отношению к Ирану была неверным путем.

В своей статье « Время атаковать Иран» Мэтью Крёниг утверждает, что многие эксперты недооценивают угрозы, которые представляет собой ядерный Иран для интересов Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке. Он утверждает, что  тщательно спланированный военный удар, призванный уничтожить иранскую ядерную программу, спас бы ближневосточный регион и весь мир от реальной опасности и существенно укрепил бы национальную безопасность Соединенных Штатов в долгосрочной перспективе.17 Более того Ядерный Иран резко ограничивает сферы влияния Соединенных Штатов Америки на территории Ближнего Востока, и помешать их экономически или политическим инициативам. И чем ближе Иран к намеченной цели, тем выше угроза интересам Соединенных Штатов.


Так же Мэтью Крёниг приводит в пример ситуацию того, что ядерный Иран подстегнет гонку вооружений в регионе региональные соперники Ирана захотят обеспечить себе безопасность и вскоре начнут осуществлять на своей территории собственные программы по обогащению урана. Что в принципе возможно, но опыт и история подсказывают, что это не произойдет, так как израильская программа существует более сорока лет как монополист на Ближнем Востоке , и пока ей нет противовеса, так что такой сценарий мало возможен. Имея в своем распоряжении атомную бомбу, Иран будет располагать более надежным прикрытием для традиционной агрессии и силовой дипломатии. Это чревато, например, эскалацией противостояния проиранских террористических группировок с Израилем. У Ирана и Израиля почти нет средств защиты, которые помогали Соединенным Штатам и Советскому Союзу избегать обмена ядерными ударами в период холодной войны: нет гарантированной возможности ответного удара, четких каналов связи, длительного времени подлета баллистических ракет и опыта управления ядерными арсеналами. Конечно, Иран, обладающий ядерным оружием, умышленно не будет развязывать самоубийственную атомную войну. Но неустойчивое равновесие между Ираном и Израилем может легко выйти из-под контроля во время кризиса, что приведет к обмену ядерными ударами. Не исключено, что в эту ядерную потасовку втянутся и США.

Эти угрозы безопасности потребуют от Вашингтона сдерживать Тегеран, но сдерживание обойдется дорого. Чтобы отвести иранскую угрозу, Соединенным Штатам придется разместить военно-морские и наземные соединения и, быть может, даже ядерное оружие на Ближнем Востоке и при этом держать в регионе значительные силы в течение грядущих десятилетий. Помимо регулярных войск, американцы будут вынуждены развернуть здесь значительные разведывательные мощности для мониторинга любых попыток Ирана передать ядерную технологию. И им, вероятно, потребуется выделить миллиарды долларов для того, чтобы повысить потенциал самозащиты союзников. Возможно, возникнет необходимость помочь Израилю в создании подводных лодок, несущих баллистические ракеты, а также построить шахты наземного базирования для баллистических ракет на территории Израиля – все ради того, чтобы гарантировать возможность ответного удара. Прежде всего, чтобы сдерживание всем внушало доверие, Соединенным Штатам нужно будет раскинуть ядерный зонтик над своими партнерами в регионе и пообещать им вооруженную защиту в случае нападения Ирана.

Важным геополитическим фактором, влияющим на политику Соединенных штатов в отношении Ирана, являются угрозы со стороны исламской республики по возможности перекрытия нефтяной артерии Ближнего Востока- Ормузского пролива в ответ на экономические санкции.
Существует и другой геополитических ход, как можно ослабить и вытеснить Иран как сильную региональную державу, - надо лишить его единственного арабского союзника — Сирию. 


3.3 Говорим Сирия – подразумеваем Иран

Сирия и Иран являются основными стратегическими союзниками. В свете последних событий, особенно важным становится тот факт, что от исхода конфликта в Сирии (останется ли Башар Асад у власти или же к руководству придут другие люди) зависит будущее Ирана как региональной свержхдержавы.

Если режим Башара Асада выстоит, то только за счет иранской поддержки. И ослабленная, послевоенная Сирия будет в значительной степени зависеть от Ирана. Что значительно расширит сферу влияния Ирана.
Кроме того, Иран заинтересован в том, чтобы от необдуманных шагов воздержалась другая имеющая весь в регионе держава - Турция. Если Турция сейчас ввяжется в войну против Сирии, то эта война "ударит" по ней со стороны ее курдских юго-восточных вилайетов, где тотчас произойдет эскалация напряжения, а потом курдская напряженность пойдет цепной реакцией по всей турецкой территории, приводя к необратимым процессам


3.4 Шиитский Иран и суннитская Турция

Отношения между Турцией и Ираном на протяжении истории были довольно различными. Они были как соперничающие государства, но так же они активно сотрудничали друг с другом. Но в целом, на протяжении XX века ое страны были сфокусированы на внутренних проблемах: на экономике, политике и социальной сфере. В то время совместное политическое или экономическое сотрудничество не было столь приоритетным направлением. Стоит отметить, что при шахе роль Ирана в регионе была куда весомее, чем роль Турции.


Как и в предыдущих случаях направленность политики поменялась с приходом к власти Хомейни. Растущий экономический потенциал, в том числе обратная зависимость Ирана и Турции от  энергетических рынков, целевые установки исламского правления в Иране, военные операции США и НАТО по периметру иранских границ, санкционный режим в ответ на ядерную программу Ирана, события в арабских странах, неустойчивость режимов в Афганистане и Ираке, тлеющий палестинский конфликт- осложнили ситуацию, главным образом, в странах исламского мира. В условиях пусть относительной, но  вполне очевидной разобщенности арабского мира, Иран и Турция, с их в целом как внутриполитической, так и экономической стабильностью, стали не только претендовать, но и получили шанс на роль региональных акторов. Поэтому в сложившихся обстоятельствах и при набирающей силу в регионе Турции, Ирану необходим инструмент, позволяющий утверждать собственную политическую силу в регионе, демонстрируя свое превосходство, этим инструментом, естественно, может являться ядерная программа.
Другим разъединяющим фактором являются религиозные противоречия меду суннитами (в данном случае Иран) и суннитами (Турция). Взаимовыгодное сотрудничество между этими двумя государствами вполне устраивает обоих игроков, но едва ли Турция готова пойти на поводу у амбиций иранского руководства и объединиться под эгидой «единой мусульманской уммы» в авангарде которой будет шиитское государство. Тем более Турция сама рассчитывает стать крупной державой с претензиями на региональное лидерство.


    1. Пути разрешения кризиса ядерной программы Ирана

Существует множество мнений на счет того, как разрешить международную проблему, связанную с нацеленностью Ирана развивать собственную ядерную программу. В своей статье « почему Иран должен получить ядерную бомбу» Кеннет Уолтц выделяет три основных пути по которым может развиваться дальнейший сценарий.18

Первый способ это путь жесткой силы. То есть путем санкций и дипломатии заставить Иран свернуть ядерную программу. Но вряд ли страну, нацеленную на получение ядерного потенциала сможет это остановить. Ярким примером может послужить Северная Корея, которая под гнетом всевозможных санкций и резолюций Совета Безопасности ООН сумела преуспеть в этом предприятии.

Более того, такой подход может убедить Иран еще больше в необходимости получения ядерного оружия с целью обеспечения собственной безопасности.

Второй способ, который рассматривает Кеннет Уолтц , это возможно Ирана остановиться в шаге от ядерного испытания, но при этом иметь возможность испытать заряд. Имеется ввиду обладание обширной инфраструктурой для реализации программы мирного атома.
Третий способ, наиболее негативный. Это продолжение осуществление Ираном ядерной программы, достижение порога ядерного оружия, проведение испытаний. Тогда возрастает риск того, что мировое сообщество в конечном счете решит не ограничиваться экономическими санкциями и резолюциями, а решит осуществить военную интервенцию. Такой исход дестабилизирует и без того раздираемый воинами Ближний восток, ослабит и ожесточит Иран. И уж тем более не обеспечит абсолютную безопасность Израилю. Но такой исход по мнению многих экспертов наименее реалистичен.

Равно как и четвертый путь. Абсолютный ядерный ноль. То есть пресечение любых процессов обогащения будь то в медицинских целях или же военных. Этот сценарий не может быть осуществлен по одной просто причине, что Иран имеет все полные права на осуществление собственной мирной ядерной программы.



Заключение

Подводя итог данному исследованию, необходимо сделать следующие основные выводы по теме:

Во-первых, нельзя отрицать тот факт, ядерная программа оказывает непосредственное воздействие на приоритетные направления геополитических интересов Ирана в ближневосточном регионе.

Так же не вызывает сомнений тот факт, что военная доктрина Ирана и его ракетно-ядерная политика – это есть продолжение главное политической линии нынешнего клерикально-шиитского режима, главной целью которого на данном этапе является превращение Ирана в мощную региональную державу.

Были определены и другие основные направления геополитики Ирана в регионе в рамках реализации им ядерной программы:

- обеспечение безопасности государства.

- создание сдерживающего фактора силы по отношению к ядерному монополисту-Израилю.

-Изменение баланса сил на Ближнем Востоке.

- стремление объединения мусульманского шиитского сообщества.

- препятствие политике Соединенных Штатом Америки на пути осуществления собственных интересов на Ближнем Востоке.

-Стабилизация обстановки на Ближнем Востоке
Но так же в работе не был упущен тот факт, что ядерный Иран на самом деле, при неверной политике руководства может дестабилизировать регион и привести к непоправимым последствиям.

Так же в данном исследовании были рассмотрены возможные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на Ближнем Востоке вокруг иранской ядерной программы.

И, вероятно, наиболее важной и подтвержденной гипотезой данной работы является то, что суть проблемы заключается не столько в самой ядерной программе, а сколько в том, что она является ключом к изменению баланса сил на Среднем Востоке и перераспределению сфер влияния.
В данной работе были проанализированы этапы развития иранской ядерной программы

Изучена военно-политическая доктрина Ирана и ее основные положения

Определены и обоснованы основные направления геополитической стратегии Ирана на Ближнем Востоке

Так же в работе рассмотрены возможные способы решения проблемы ядерного Ирана: позиция жесткой силы, позиция полного разоружения, стратегия допущения иранской пятиминутной готовности и возможности осуществлять мирные ядерные обогащения и последняя стратегия получения оружия и последующая военная интервенция.


Иранская ядерная программа одна из ключевых проблем мирового сообщества. Решение, которой должно быть безотлагательным. Но именно эта проблема явно отразила всю несостоятельность системы урегулирования конфликтов. Не стоит отрицать, что возможная атомная бомба для Ирана, не столько военное оружие, сколько политическое. Вполне вероятно, что Ирану просто необходимо достичь «состояния пятиминутной готовности» в обладании этой бомбой. И вести диалог с мировым сообществом с позиции силы. Но все это слабые аргументы для Израиля. Видя как шиитский Иран наращивает мощности и в то же время утверждает и том, что Израиль должен быть стерт с лица Земли, опасения Израиля вполне обоснованы. Да, и в целом, иранская ядерная программа может угрожать безопасности всего региона, не как таковая, а как катализатор процессов трансформации, происходящих в регионе.

Оказывать помощи Ирану в строительстве ряда мирных АЭС, оказывать свои услуги по инвестированию. «шестерка» неоднократно предлагала выгодные условия для Ирана: строительство АЭС, принятие в ВТО, поставлять оборудование и запчасти, в обмен на прекращение самостоятельной ядерной программы, но результатов нет до сих пор. В случае «мягкой силы» власти Ирана лишь «забалтывают» мировое сообщество, не предпринимая никаких конкретных шагов навстречу. Но только такой подход обращения с Ираном может дать плоды, не дестабилизировав обстановку в регионе. Но тут очень важна роль посредников в процессе переговоров.



Получение Ираном ядерного оружия - это всего лишь вопрос времени. И как разрешить сложившуюся проблему, с минимальными потерями затрудняется ответить даже само мировое сообщество.

Список использованной литературы


  1. Allbright D., Shire J., IAEA Report on Iran: Fordow enrichment plant. 2009 November,16. [Электронный ресурс] (http://isis-online.org/isis-report/detail/iaea-report-on-iran-fordow-enrichment-plant-at-advanced-stage--of-constructi/8)




  1. Amirahmadi H. Nuclear Geopolitics in the Middle East. 2008.




  1. Amuzegar J. Adjusting to sanctions// Iran and the bomb/ Ed. by Gideon rose and Jonathan Tepperman. – Foreign Affairs, 2012




  1. Kroenig. Time to attack Iran. // Iran and the bomb/ Ed. by Gideon rose and Jonathan Tepperman. – Foreign Affairs , 2012




  1. Waltz K. Why Iran should get the bomb. // Iran and the bomb/ Ed. by Gideon rose and Jonathan Tepperman. – Foreign Affairs , 2012.




  1. Sick G. Iran’s quest for Superpower Status// Iran and the bomb/ Ed. by Gideon rose and Jonathan Tepperman. – Foreign Affairs , 2012



  1. Бининашвили А. Круглый стол НИУ ВШЭ«Ближний Восток: региональная стабильность и (не)распространение». 28.04.11 [Электронный ресурс] http://www.hse.ru/news/recent/29707737.html



  1. Месамед. В. Ирано-Израильские отношения: от партнерства к конфронтации. Институт Ближнего Востока 03.11.2007 [Электронный ресурс] p http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07a.htm




  1. Мирский Г.И. Иранская бомба? Блог. Радио Эхо Москвы. От 11.11.11 [Электронный ресурс] http://echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/829199-echo/




  1. Новиков В.Е. Проблемы нераспространения ядерного оружия на современном этапе/Под общ. ред. Е.М. Кожокина. М.: Российский институт стратегических исследований, 2007 г.




  1. Сажин В.И. Ракетно-Ядерный потенциал Исламской Республики Иран: Состояние и перспективы развития.- М.: ЛЕНАНД, 2011.




  1. Сатановский Е.Я.Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. – М: Эксмо, 2012. – 384 с.


Дополнительные источники


  1. ВВС// Переговоры с Ираном по ядерной программе провалились. 06.04.2013. [электронный ресурс] http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/04/130406_iran_talks_failure.shtml

  2. Moscow Times. // Russia-Iran Reactor Deal Still on track 30. 09.95.

  3. Информационный Аналитический журнал « Современный Иран» №18 03.13 [электронный ресурс] http://siran.ru/data/si18.pdf




  1. Посольство Исламской Республики Иран в Москве//Военная доктрина Ирана является оборонительной и сдерживающей. От 27.09.2012 [электронный ресурс]

http://www.iranembassy.ru/?section=news&page=article&view=article&id=1082&PHPSESSID=jrenhb6o2spo47m95srrfnecu3

  1. Радио «Голос России»// CБ принял резолюцию по Ирану. 09.06.10 [электронный ресурс] http://rus.ruvr.ru/2010/06/09/9465960.html

  2. Moscow Times. // Russia-Iran Reactor Deal Still on track 30. 09.95.

1 Новиков В.Е. Проблемы нераспространения ядерного оружия на современном этапе/Под общ. ред. Е.М. Кожокина. М.: Российский институт стратегических исследований, 2007 г. С.219


2 Сажин В.И. Ракетно-Ядерный потенциал Исламской Республики Иран: Состояние и перспективы развития.- М.: ЛЕНАНД, 2011. С.55.


3 Russia-Iran Reactor Deal Still on track// Moscow Times. 1995. Sept.30


4 Allbright D., Shire J., IAEA Report on Iran: Fordow enrichment plant. 2009 November,16. (http://isis-online.org/isis-report/detail/iaea-report-on-iran-fordow-enrichment-plant-at-advanced-stage--of-constructi/8)


5 http://rus.ruvr.ru/2010/06/09/9465960.html. Радио «Голос России»: СБ ООН принял резолюцию по Ирану. От 9.06.2010.


6 BBC// Переговоры с Ираном по ядерной программе провалились. 06.04.2013. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/04/130406_iran_talks_failure.shtml


7 Посольство Исламской Республики Иран в Москве//Военная доктрина Ирана является оборонительной и сдерживающей. От 27.09.2012

http://www.iranembassy.ru/?section=news&page=article&view=article&id=1082&PHPSESSID=jrenhb6o2spo47m95srrfnecu3




8 Amirahmadi H. Nuclear Geopolitics in the Middle East. 2008. P. 3


9 Сатановский Е.Я.Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М. 2012. С.319


10 Там же.


11 [Электронный ресурс]]Бининашвили А. Круглый стол НИУ ВШЭ«Ближний Восток: региональная стабильность и (не)распространение». 28.04.11 http://www.hse.ru/news/recent/29707737.html


12 [Электронный ресурс] Мирский Г.И. Иранская бомба? Блог. Радио Эхо Москвы. От 11.11.11 http://echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/829199-echo/


13 Конституция Исламской республики Иран. С.73


14[Электронный ресурс] Месамед. В. Ирано-Израильские отношения: от партнерства к конфронтации. Институт Ближнего Востока. 03.11.2007 http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07a.htm



15 Amirahmadi H. Op. Cit. P.2


16 [Электронный ресурс] Месамед. В. Ирано-Израильские отношения: от партнерства к конфронтации. Институт Ближнего Востока. 03.11.2007 http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07a.htm



17 Gideon rose and Jonathan Tepperman. Iran and the bomb. Solving the Persian puzzle.//Matthew Kroenig. Time to attack Iran. 02.2012 P.98


18 Gideon rose and Jonathan Tepperman. Iran and the bomb. Solving the Persian puzzle.// Kenneth Waltz. Why Iran should get the bomb. N.Y., 2012. P. 120