Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.59kb.
Музыкально-литературное развлечение для детей старшего дошкольного... 1 31.53kb.
Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей... 1 55.02kb.
А что рисовать? 1 103.56kb.
Квалификационная 2 667.86kb.
Н. А. Одинокова старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики... 1 65.42kb.
Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей... 1 157.56kb.
Вгостиклогосказк е 1 118.04kb.
Учебно-тематический план особенности социализации детей дошкольного... 1 34.64kb.
Конкурс педагогического мастерства «Созвездие-2013» номинация «Воспитатель... 1 100.44kb.
Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится... 1 65.16kb.
Программа подготовки к зачёту по дисциплине тмфвс для студентов 3... 1 67.25kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста - страница №1/1



Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий
Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

(опыт работы)



Исполнитель:

Михеева Ирина Степановна,

Руководитель физвоспитания МДОУ №11 «Одуванчик»


Консультант:

Душенина Татьяна Владимировна,

Заведующая кафедрой педагогических и здоровьесберегающих технологий

Кемерово 2011



Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

1. Особенности физического развития мальчиков и девочек……………………6

2. Особенности проведения физкультурного занятия с реализацией гендерного подхода с упором на метание…………………………………………………….9

3. Дифференцированный подход в отборе подвижных игр с метанием………..11

4. Гендерный подход в физкультурных праздниках и досугах………………12

5. Работа с родителями……………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………….16

2

Введение

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

В настоящее время большое внимание стало уделяться развитию физических качеств детей в дошкольном возрасте. Особого внимания заслуживает вопрос о развитии ловкости в метании. Так как на протяжении ряда лет результаты развития детей в метании нашего ДОУ показывают уровень значительно ниже среднего. Причём мальчики показывают более низкие результаты, чем девочки. Хотя, казалось бы, что мальчики должны показывать лучший результат.

Анализ научно-методической литературы показывает, что программный материал по физическому воспитанию реализуется часто без должного соответствия возрасту и возможностям детей, без направленности на развитие отдельных мышечных групп. На занятиях недостаточно используются варианты основных видов движений и их комбинации. Средства физической культуры мало ориентированы на развитие координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения движений. При этом вследствие однообразия организации занятий и стимулов при выполнении упражнений, у детей наблюдается отсутствие интереса к выполняемым двигательным действиям. Исходя из этого мы решили разнообразить методику в физическом воспитании, включив гендерный подход.
3

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. В связи со сложившейся проблемой в нашем дошкольном учреждении ведется работа по развитию ловкости в метании у детей старшего дошкольного возраста с учётом

интересов мальчиков и девочек. В своей работе мы стремимся найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития:

- на занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

- в упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи, кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи);

- подвижные игры обеспечивать с учётом интересов мальчиков и девочек;

- в физкультурные досуги и развлечения включать игры и эстафеты с элементами метания;

- привлекать родителей к работе со сложившейся проблемой.

4

Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста


«От того ,как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/
1. Особенности физического развития мальчиков и девочек
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения.

Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно -

силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание,

5

борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.



Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

6

Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой,



танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

7

2. Особенности проведения физкультурного занятия с реализацией гендерного подхода с упором на метание

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет отличия. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет нам добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Подобный подход мы учитываем в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору детей (для мальчиков – гантели, мячи, кегли; для девочек – косички, ленты, обручи) (приложение 1).

8

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа. В каждое занятие включаем работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.



На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому в своей работе мы применяем доброжелательное отношение к детям и не пытаемся подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

9

3. Дифференцированный подход в отборе подвижных игр с метанием

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, мы проводим подвижные игры, исходя из интересов мальчиков и девочек. В предложенной нами подвижной игре «охотники и птицы» (приложение 2) дети тренируются в метании, при этом мальчики изображают орлов, демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте.

10

4. Гендерный подход в физкультурных праздниках и досугах

На физкультурных праздниках используем показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему – это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок, которые мы включаем в физкультурные досуги и развлечения.

Нами был разработан сценарий развлечения, посвящённый 23 февраля, где мальчики состязаются, а девочки танцуют с султанчиками, представляя группу поддержки (приложение 3).

11

5. Работа с родителями

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Большой интерес у родителей вызвала консультация на тему «Что можно и чего нельзя делать по отношению к детям разного пола?».

12

Заключение.

Проделанная работа показала, что при проведении занятий с учётом гендерной социализации нам удалось повысит интерес детей к физкультурным занятиям, а также повысить уровень физической подготовленности детей в метании.

В своей работе мы стремимся найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Мы ориентируемся на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удастся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.
13

Список литературы

1. Доронова, Т.Н., Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / Т.Н. Доронова – М.: Линка- Пресс, 2009. – 224 с.

2. Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения [текст]: методические рекомендации / автор-сост. Н.А.Аптина. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 55с.

3. Картушина, М.Ю., Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. [Текст] / М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

4. Мелехина, Н.А., Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. [Текст] / Н.А. Мелехина // научно – практический журнал: инструктор по физкультуре, 2011г., № 2. – С. 108-112.

14

Приложение 1



Упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса

Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!»

- Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.

- Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею.

- Здравствуйте, мальчики! Педагог также приветствует мальчиков.

- Здравствуйте! Мальчики машут рукой.

- Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх.

- Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.

- День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперёд.

- Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши.

- Хорошо под солнышком Поднимают руки вверх, встают на носочки

Мы растём, и тянутся как можно выше.

Здоровей становимся Сжимают пальцы в кулаки,

С каждым днём! прижимают руки к плечами разводят в стороны.

15

Окончание приложения 1



«Мы растём сильными и красивыми»

(для девочек ленты, для мальчиков гантели)


И.п. – стоя, руки с предметами опущены вдоль туловища. 1 – поднять прямые руки через стороны вверх, 2 – опустить руки к плечам, 3 – вытянуть в стороны, 4 – вернуться в исходное положение.
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч руки с предметами опущены вдоль туловища. 1 – поднять прямую правую руку вверх, 2 – поднять прямую левую руку вверх, правую опустить.

Упражнение для девочек

«Зеркало». И.п.: - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и.п. 8 раз

Упражнение на скамейке для мальчиков

«Наездники». И.п.: сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз

16

Приложение 2



Подвижные игры с метанием для девочек и мальчиков

«Охотники и птицы»

Мальчики – «охотники» находятся за кругом, девочки – «лебеди» в кругу. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в птиц. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все птицы не будут осалены. После этого команды меняются местами. Мальчики изображают «орлов», пытаясь увернуться от мяча, девочки – «охотницы».

«Сбей мяч»

На одной стороне площадки проводится черта, на неё ставят 2 табуретки на расстоянии 1 м друг от друга. На каждую табуретку кладут кольцо от серсо, а на него большой мяч. На расстоянии 2 м проводится одна черта (для девочек), на расстоянии 3 м – вторая черта (для мальчиков). Играющие распределяются на 2 подгруппы (мальчики и девочки) и строятся у второй черты в колонны лицом к мячу. Каждой команде даётся два мешочка разного цвета. По сигналу «сбей мяч» стоящие в колоннах первыми бросают правой рукой мешочек в свой мяч, а затем второй мешочек левой рукой. После этого бегут за мешочками и передают их следующим, а сами встают в конец колонны. За каждое попадание по мячу играющий получает флажок того же цвета, что и мешочек. Выигрывает та команда, которая получит больше флажков.

17

Приложение 3



Сценарий развлечения

«НАША АРМИЯ САМАЯ СИЛЬНАЯ»



(развлечение к 23 февраля для детей старшей группы)

Песня «Наша армия» в исполнении «Непоседы». Дети проходят в зал.

Здравствуйте, ребята, 23 февраля наша страна поздравляет мужчин с праздником днём Защитников Отечества. Мы собрались в этом зале, чтобы вместе встретить праздник. Поскольку защитниками, воинами, стоящими на страже мира и покоя своей страны, всегда были именно мужчины, я предлагаю поприветствовать наших мальчиков, которые, когда вырастут, обязательно станут сильными, отважными мужчинами.



Дети читают стихи.

Ведущая. Дети, как вы думаете, каким должен быть защитник Родины? (ответы.) А вы хотите быть похожими на отважных героев – защитников Родины? (ответы.) Чтобы с гордостью нести воинское звание, каждому солдату требуется много знаний. Разделимся на две команды и устроим поединок. Команды должны по очереди назвать представителей разных родов войск. Побеждает та команда, которая назовёт больше воинских профессий. (Танкисты, артиллеристы, лётчики, моряки, кавалеристы, десантники, ракетчики, связисты, разведчики, радисты, пограничники, подводники, сапёры, снайперы и т.д.) А как вы думаете, с чего начинается утро у солдата? Правильно, с разминки.

Ведущая. Для солдата тренировка

Начинается с утра.

Конкурс для весёлых, ловких

18

Продолжение приложения 3



Собирайся детвора.

Сейчас мы проведём эстафеты, где проверим быстроту, меткость и ловкость наших участников и участниц.



Эстафета «Полоса препятствий» (Пройти в обруч, проползти на животе по гимнастической скамейке, допрыгнуть до шарика).

Эстафета для девочек «Прыжки на мяче», для мальчиков «Прыжки в мешке».

Эстафета для мальчиков «Меткий стрелок», для девочек «Попади в цель» (По сигналу дети бросают мешочки в обручи).

Ведущая. Всех защитников страны

Поздравляем нынче мы

Этот танец, без сомненья

Вам поднимет настроенье.

Танец мальчиков «Яблочко»

Ведущая. Мальчишек наших не узнать,

Какая выправка и стать!

В вас все девчонки влюблены

Ведь вы – защитники страны.

Девочки поют частушки.
Ведущая. Предлагаю умственную разминку – отгадать загадки.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет. Что же это… (самолёт)
19

Продолжение приложения 3

Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут опустился… (парашют).


Грянул гром, весёлый гром. Засверкало всё кругом.

Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют. Это праздничный… (салют)
Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт наш российский… (вертолёт)


Ведущая. Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.


Проводится игра «Стой, кто идёт?» Выбирается два пограничника, им завязывают глаза, остальные – нарушители стараются тихо пройти между ними. Когда пограничник заденет кого то, он должен сказать «Стой, кто идёт?» Тот, кого задели, останавливается и пограничник должен с закрытыми глазами угадать, кого поймал.

Ведущая. Дорогие ребята! Будьте сильными, ловкими, смелыми, любите свою Родину и вырастайте достойной сменой своим папам и дедушкам.


Российский воин бережёт

Родной страны покой и славу,

Он на посту, и наш народ

20

Окончание приложения 3



Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В любимой солнечной Отчизне.

Он охраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни!
Звучит песня «Наша армия» в исполнении «Непоседы». Дети маршем выходят из зала.

21

Приложение 4



Консультация для родителей

Что можно и чего нельзя делать по отношению к детям разного пола?

1. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, и, учитывая, что они разные, не нужно ставить одних в пример другим;

2. Не стоит настаивать на том, чтобы мальчики были предельно аккуратными в выполнении школьного задания;

3. Давая мальчикам задания (учебные или бытовые), непременно включайте в них упражнения на сообразительность;

4. Помните о том, что мальчики зачастую не показывают в полной мере свою эмоциональную чувствительность и тревожность;

5. Пытаясь сделать замечание девочке, постарайтесь спокойно объяснить суть допущенной ею ошибки, в противном случае ее эмоциональная реакция заслонит собой весь смысл разговора, а ваши претензии не будут поняты ребенком. А вот претензии к мальчику должны быть предельно краткими и точными, поскольку представители сильного пола менее расположены к длинным беседам, не умея долго удерживать эмоциональное напряжение. Нарушение этого правила приведет к тому, что ребенок перестанет вас слышать;



6. Капризы у девочек могут возникать без особой причины или по незначительным поводам (например, из-за небольшой усталости). А вот мальчики, капризничая, истощаются интеллектуально, т.е. временно становятся чрезмерно инфантильными (буквально «впадают в детство»);
Для любого ребенка - независимо от пола - чего-то не знать или не уметь относится к нормальному положению вещей. Помните: на то он и ребенок!
http://www.svsaratov.ru/