Г. Новосибирск, Красный проспект, 163, т. 8(383) 220 – 96 – 47 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа фундаментальных исследований Президиума ран фундаментальные... 1 316.15kb.
График автобусной доставки из Новосибирска Место отправления: Красный... 1 63.86kb.
Г. Новосибирск, Электрозаводская, 2 оф. 314 Т/ф. 8(383) 354-08-98... 1 51.18kb.
Г п. Красный Профинтерн Заключение на проект решения Муниципального... 1 88.14kb.
Резюме Константин 1 37.56kb.
Монография / В. И. Коротких. М.: Инфра-м, 2013. 383 с.: 60x90 1/16. 1 27.4kb.
ДокладыАкадемии наук СССР 1965. том 163, № C. 861-864. Физика роберт... 1 142.6kb.
Ооо «сигма» сау «БУК- сигма» исполнительные механизмы мэо ( 6шт. 1 35.21kb.
Регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание в установленном... 1 219.21kb.
Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6) 4 587.7kb.
Программа организаторы конференции: Отделение Физиологии Российской... 4 498.97kb.
Живи, мой город, в зной и в ливни, Пусть население растет 1 158.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Г. Новосибирск, Красный проспект, 163, т. 8(383) 220 – 96 – 47 - страница №1/1



Муниципальное бюджетное учреждение культуры

Центральная городская библиотека им. К.Маркса

630049 г. Новосибирск, Красный проспект, 163,

т. 8(383) 220 – 96 – 47,

karlmarx@lib54.ru

____________________________________________


Информационно-библиографический отдел




Легенды

Новосибирска

Новосибирск

2009


Предлагаем поговорить об истории нашего города, да не о той, официальной, с датами, которую можно прочитать в любой энциклопедии, а о той, что передается из поколения в поколение устно при помощи историй, скорее похожих на сказку, чем даже на быль. Не так просто узнать: когда и откуда приехали в Новосибирск наши предки, где какой дом стоял, что за люди там жили, где были кладбища, а где парки, как раньше назывались знакомые нам улицы?

Можно вспомнить о самолете, влетевшем в дом, или о самолете, упавшем там, где сейчас находится дом быта. Про то, как до войны в немецком консульстве на Коммунистической каждый год в апреле на день рождения Гитлера вывешивали огромный, в два этажа, красный флаг с черной свастикой в белом круге. А уже после войны из китайского консульства на Чаплыгина каждый день выходил китаец с огромным догом, шел до проспекта и там, на углу покупал брикеты с мороженым и кормил ими пса. Было это все или не было, показалось…

Пролистайте страницы дайджеста «Легенды Новосибирска» и удивитесь: как много удивительного и неизученного вместила в себя короткая история нашего большого города.

Подборка сделана по материалам газет и Интернета.



Журналист издания "Аргументы и Факты на Оби" пересказывает рассказанную ее приятелями байку о том, что под Новосибирском есть уменьшенная вдвое копия города. Своеобразный муляж с основными узнаваемыми зданиями мегаполиса. В случае угрозы атаки с неба все огни в настоящем городе погаснут, а в псевдо-Новосибирске зажгутся. Именно он примет на себя основной удар.

По словам журналиста, у Новосибирска вообще много легенд и выглядят они вполне правдоподобно. Например, история о том, что на начальном этапе строительство храма Александра Невского, как это принято в христианстве при строительстве церквей, необходимо закладывать освященный камень. Когда такой камень якобы нашли, его не смоги довезти до строительной площадки - не выдержала повозка. Инженерам предстоял нелегкий выбор: начинать строительство на новом месте (где остался освященный камень) или все-таки возводить собор там, где задумывалось изначально. Выбрали второе, и в результате строительство храма сопровождалось неудачами и сильно затянулось. "На самом деле строительство было завершено в рекордные для того времени сроки, - опроверг этот слух Михаил Шиловский, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России НГУ. - В 1898 году, буквально через год после начала постройки, сооружение было закончено. Поэтому инженерам-строителям, скорее, сопутствовала удача, чем несчастье".еще одна городская легенда связана со Сквером Героев революции, который будто бы возник на братской могиле красноармейцев, сражавшихся за власть Советов. По словам Михаила Шиловского, в 1919 году в рядах белых солдат местного гарнизона было поднято восстание под предводительством полковника Ивакина - для того чтобы передать власть эсерам и меньшевикам. Однако вскоре оно было подавлено, белое движение разгромлено, и власть вернулась в руки Советов. Все зачинщики были расстреляны. Именно этих людей и похоронили в братской могиле на углу Новобазарной площади, а ныне - Сквере Героев революции. Изначально памятник посвящался жертвам революции, позже его переименовали. Поэтому, по сути "героями революции" стали белогвардейцы. Еще одна легенда связана с устойчивым мнением, что основателем города является Николай Гарин-Михайловский. "Действительно, большинство людей до сих пор уверены, что Гарин-Михайловский чуть ли не сам лично строил наш город, - говорит сибирский историк. - На самом деле основателями Новосибирска можно считать целую группу инженеров-изыскателей. Перед тем как приступить к строительству Транссибирской магистрали, было послано несколько изыскательских партий. На лошадях, а где-то и пешком, инженеры должны были пройти весь путь от Челябинска до Владивостока. Часто дороги от Каргата до Тайги исследовала партия инженера Викентия-Игнатия Роецкого. В Основном железную дорогу строили вдоль уже существовавшей севернее Каргата транспортной магистрали, которая выходила на Колывань. Поэтому центром Сибири могли стать как Колывань, так и Томск. Нашего города бы тогда не возникло вовсе. Но в силу географически более выгодного местоположения, несмотря на усилия томичей и колыванцев, дорога пошла южнее. Не помогли ни взятки, ни приглашенная группа изыскателей, подготовивших свой вариант прохождения дороги. Окончательное решение было принято на заседании Кабинета министров под председательством Александра III по предложению министра финансов Сергея Витте. Именно этот человек курировал вопросы строительства Транссиба и, самое главное, он находил деньги. Руководствуясь тем, что южный вариант пути спрямляет дорогу на 80 верст (это давало колоссальную экономию средств) и проходит по хлеборобным, рудным местам, министра финансов остановился на этом предложении изыскателей. Поэтому основоположником города вполне можно считать и Витте. А Гарин-Михайловский был лишь одним из изыскателей места для первого железнодорожного моста через Обь".

http://www.regnum.ru/services/ 2009-05-17

Легенды о подземельях Новосибирска

Подземный город


 «А мне один таксист рассказывал, что есть под нами подземный город не менее фешенебельный чем Новосибирск, с улицами, светофорами, домами, магазинами и прочим. Говорил, что у него отец там на грузовике работал в 50-х»
Цитата с форума http://forum.ngs.ru/

Мы очень мало знаем о своих городах. Ходим по улицам, бросая беглый взгляд на привычные здания, и никогда не задумываемся: а что же находится под ними? Вот и я практически ничего не знал про подземелья Новосибирска, пока не начал  собирать материал на эту тему. Если честно, ТОЧНО я не знаю ничего и теперь.

Начнем, пожалуй, издалека. Самой известной  дореволюционной гостиницей Новониколаевска была гостиница под претенциозным названием «Метрополь». Здание ее, кстати, сохранилось до сих пор – только сверху этаж надстроили. Находится в старой части города по  улице Коммунистической. Однако, известен «Метрополь» был не столько как отель, сколько как место, где за умеренную плату можно было получить интимные услуги. Чем новониколаевцы и пользовались на полную катушку. В основном, конечно, зажиточные. А чтобы не светиться – ходили в гостиницу по подземному ходу. На полуразрушенный ход этот натолкнулись коммунальщики в 1973 году, подумали и засыпали обратно. А чего, правда, его раскапывать? И номеров в здании уже нет, и девицы те дореволюционные давно померли.

Куда более страшная легенда существует о другом здании по той же улице. Коммунистическая, 49.  До Отечественной войны в нем находилось ЧК (да и сейчас там находятся совсем не мирные офисы). Рассказывают, что из подвалов подземный ход вел к Оби, в район железнодорожного моста, и по проложенным рельсам ходили вагонетки, вывозя по ночам  трупы к реке, где их грузили на лодки и отправляли за город… Длина этого тоннеля составляла ровно один километр.

Коммунистическая, пожалуй, одна из самых страшных улиц города. Еще одна страшная легенда связана с семиэтажкой под номером 48. Вернее не с ней, а с местом, на котором она  построена. Мрачное, жуткое место. Долгие годы по этому адресу жила Смерть. И это вовсе не образный оборот речи.  Раньше здесь находился морг, а еще раньше – расстрельные камеры НКВД в подвалах бывших купеческих конюшен. Когда строители  рыли котлован под фундамент нынешней семиэтажки. То наткнулись на большое количество человеческих костей. А один из рабочих нашел алюминиевую табличку с надписью «Дворник такой-то г. Новониколаевска» Посередине таблички  - дырка, вполне возможно от пули. Но, помимо, этих жутких находок строители откопали также вход в подземелье: лестницу, которая уходила на много метров вниз – туда, в таинственный Подземный Новосибирск. Трогать лестницу не стали. Перекрыли плитой и засыпали снова.

Как город Новосибирск формировался в 20-е – 60е гг. прошлого столетия. Столица Сибири это ведь не просто красивая фраза. В довоенные годы административно-территориальное деление было совсем иным. Существовал Западно-Сибирский край, включавший нынешние Томскую, омскую. Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Столицей этой огромной территории и был Новосибирск. Но 20-е – 60-е гг  ХХ века еще и годы большой  секретности. И строительство подземного города вполне в духе того времени. Точно, например, известно, что здания бывшего крайисполкома (на фото) и бывшего крайкома партии связывает подземный ход.  В первом сейчас находится Администрация Новосибирской области. Очень интересное здание, кстати. С подземными этажами, с первым автоматическим лифтом в городе, построенное в стиле модного нынче среди историков и любителей архитектуры стиле конструктивизма.


В 30-е 40-е гг. в городе строились такие важные объекты, как железнодорожный вокзал, здание штаба СибВО и Оперный театр. Все они имеют свои выходы в Подземный город.

Театр Оперы и балета – одно из самых мистических и загадочных зданий города. Под его огромным куполом может полностью поместиться московский Большой театр.  Первоначально планировалось построить что-то вроде огромного стадиона, куда каждый год в День октябрьской революции должны были стекаться манифестанты. Затем стадион поменяли на Дом науки и техники. И начали даже строить – с 1931 по 1933 гг. Но… Есть что-то мистическое в дальнейшем строительстве Новосибирского Оперного.


В 1933 г. к власти в Германии пришли фашисты. И строительство Дома науки и техники (уже были возведены основные конструкции) решено было резко заморозить. Нет-нет, вовсе не из-за недостатка средств, как сегодня. Архитекторы получили задание на строительство вместо прежнего здания совершенно нового. Разработка проекта и строительство продолжалось до…8 мая 1945 г. В этот день, в день падения фашизма был торжественно открыт Большой театр Сибири.

Среди тех, кто интересуется городскими подземельями существует устойчивое мнение, что Оперный театр на площади Ленина– центр всего Подземного Новосибирска. Говорят, что под театром построен в свое время бункер для Сталина на случай эвакуации правительства из Москвы. Есть на территории театра два подземных искусственных озера, каждое по 6 тыс. кубов воды. Они существуют на случай пожара, и последний раз использовались в 2001 г., когда горело здание в трех кварталах от театра – ЦУМ. Есть глухие  подземные коридоры, которые ведут неизвестно куда… Говорят также, что на последнем, четвертом подземном уровне построена железнодорожная ветка от Оперного до вокзала Новосибирск-Главный.




Цитата с форума http://forum.ngs.ru/
«Я просто занимаюсь коммунальным строительством и иногда такие топосновы попадаются, что волосы дыбом… Заброшенный пятиэтажный город под площадью Ленина. Пять этажей я сам видел вниз, а вот дальше – вода, так что сколько еще, не знаю…»

Рассказывая о тайных  новосибирских подземельях, нельзя не упомянуть и Академгородок. Представить, что в разгар холодной войны важный стратегический объект строили, не стремясь зарыться в землю, очень трудно. Секретные лаборатории на скрытых этажах, бомбоубежища, хорошо продуманная система подземных ходов… Общая протяженность магистрального подземного хода (без ответвлений) оценивается примерно в четыре километра. А ответвления эти, опять же по слухам, идут не только к каждому институту, но даже под дном Обского моря с выходом на острова.
Когда-нибудь Академгородок станет такой же загадкой для будущих историков, как нынче Стоунхедж. Поверить, что пятьсот лет назад ученые зарывались под землю и строили там секретные лаборатории? Нет, не поверят….

А Подземный Новосибирск все удивляет и удивляет тех, кто следит за его «оговорками». Чего только нет под его землей! Даже целые заводы… Лет тридцать назад за ДК имени Чкалова (в народе именуемом «Чикалдой») раскопали катакомбы, сделанные из кирпича. Очень удивились и стали выяснять, что же это такое. Оказалось, старый кирпичный завод! Ну что… Засыпали обратно. Пускай дальше лежит…

использованы материалы со следующих сайтов:
http://vn.ru/29.07.2004/citynews/35730/
http://vn.ru/08.09.2007/citynews/88088/
http://fratria.ru/ontour/russia/novosibirsk/
http://forum.ngs.ru/showprint.php?Cat=0&Board=nskforever&Number=104516&view=collapsed&table=0&sb=5&o=&part=all&vc=1
http://www.c-society.ru/wind.php?ID=419261&soch=1

 

http://community.livejournal.com/urban_legend_/36029.html



Фантом Оперного


За тяжелой железной дверью с круглой ручкой-штурвалом под Оперным театром - подземный город, уверяет народная молва, и первыми открыли эту дверь корреспонденты «Вечерки».




Фото Марины КОРНИЛОВОЙ
 Новосибирский театр оперы и балета можно смело назвать «замком с привидениями», потому что оброс он, как мхом, тайнами, загадками и легендами. За многие годы они стали чем-то вроде местного устного творчества. Говорят, что из Оперного театра есть потайной ход, который ведет в подземный город-убежище, построенный по секретным чертежам инженеров-оборонщиков еще в годы Второй мировой войны. Мол, еще в восьмидесятых годах на этот тоннель наткнулись геологи, когда делали на площади Ленина изыскания для «Метростроя». Еще говорят, что подвал Оперного уходит вглубь на четыре этажа, и на последнем уровне, в каменном лабиринте, можно обнаружить железную дорогу. А если пойти по ней, то запросто доберешься до вокзала Новосибирск-Главный, пройдя площадь Ленина подземными коридорами.

Даже находятся очевидцы, которые якобы спускались в эти катакомбы. Но, к сожалению, ничего определенного не известно, все расплывчато, все туманно: да, подземный город вроде существует, но где? Где-то под площадью Ленина... Рассказывают, что и в бывшей «Орбите» есть в него вход (сейчас здесь Краеведческий музей), и на Главпочтамте, и в здании бывшего горкома КПСС, естественно, и даже Дом офицеров оказался в паутине подземных лабиринтов. Хотя... Все знают, на какие чудеса был способен советский гений инженерной военной мысли. Почти как в песне: «Если завтра война, если завтра в поход...».

Кстати, о походе. Фонарик - в дамскую сумочку, фотокамеру - на шею, и, если все дороги в подземный город ведут из Оперного театра, значит - в театральные катакомбы.

Сколько этажей в подвале?
 - А ты зачем с собой фонарик взяла? - Главный архитектор театра Геннадий Дергай, проработавший здесь больше двадцати лет и знающий каждый театральный закуток как свои пять пальцев, откровенно веселится. - Боишься, что наступишь на кости замученных здесь военнопленных? Одна из баек-долгожительниц, что в наших подвалах пытали пленных фрицев. Записывай при мне - такого здесь не было.

Мы пробираемся темными театральными коридорами на нижний ярус. В тот самый мистический подвал, в котором скрыта, как говорил один из сказочных героев, «у-ж-жасная тайна». Обстановка нагнетается периодическими всполохами и отсветами - в театре идет реконструкция, где-то в сумраке огромной сцены вспыхивает «болотным огнем» сварка. Лестничный пролет, еще один. Спускаемся по хлипкому деревянному настилу в промозглое, но относительно светлое помещение. Видимо, сейчас нырнем в какой-нибудь люк и продолжим спуск. Но Геннадий Дергай останавливает: «Ну, вот, пришли». Как это - пришли?! Мы от сцены-то спустились всего на два этажа вниз, а где же таинственный четвертый уровень?

- Нет никакого четвертого уровня, - объясняет архитектор. - Сцена в театральной архитектуре берется за «нулевую» отметку. А она в Оперном театре расположена на стандартном втором этаже. И если в проектировочных документах говорится, что подвал залегает ниже «нулевой» отметки на десять метров, это не значит, что он уходит в глубь тверди земной на три этажа. Он просто ниже сцены на эти десять метров.

Вот от этой архитектурной «путаницы», по мнению Дергая, и возникли слухи о подземном четвертом этаже.



Железная дорога в никуда



По этой железной дороге далеко не уедешь.

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 На наших ногах - известковая пыль. Мы - в подвале, и пока ничего интересного: обычный подвальный «пейзаж». Трубы, куски арматуры. Каменная кладка, не оставляющая сомнений, что мы на последнем уровне и под нами ничего нет. Комнатушки, залы, проемы. Место, в котором когда-то была котельная и стояли два огромных котла. С тех пор как театр «подключился» к ТЭЦ, это гулкое помещение пустует. Его в темноте запросто можно принять за какую-нибудь подземную станцию. Мы петляем, уходим все дальше... Геннадий Петрович ведет нас к подземной дороге. «Да, - подбадривает он нас. - Железная дорога действительно существует». Так, отлично, вторая тайна Оперного театра вот-вот приоткроется... Если есть железная дорога, значит, она куда-то ведет.

Ныряем в узкий тоннель - мини-версия Новосибирского метрополитена. Луч фонарика выхватывает из темноты что-то металлическое. Рельсы. На них - ржавая от старости вагонетка. Судя по пыли «веков», ей уже давно не пользовались. Это та самая «подземка», которая ведет до вокзала? «Нет, - разочаровывает в очередной раз Дергай. - По этой железной дороге возили уголь: от небольшого угольного подъемника до котельной, где мы сейчас только что были».

Проходим по железной дороге десять-двадцать метров, и впереди - солнечный свет. Несколько секунд - и мы стоим на дне глубокой ямы. Над нами синее небо. Где-то недалеко шумит город. В этой яме и находился тот угольный подъемник - конечная остановка подземной узкоколейки. Вторая железная дорога пролегала под сценой: по замыслу проектировщиков по ней должны были перемещать тяжелые декорации. Еще один миф об Оперном театре развеялся как дым.

Подземный ход вел к магазину «Ветеран»
 Но подземный ход, который ведет к площади Ленина, все-таки есть. Как и «подземный бункер», спроектированный в 1956 году на случай третьей мировой войны. В левом крыле решили разместить общежитие для актеров, а бункер - бомбоубежище для них.

Сейфообразная железная дверь с круглой ручкой-штурвалом - вход в бункер. За «предбанником» - еще одна герметичная дверь. Небольшие комнаты с большими трубами жизнеобеспечения - по ним должен подаваться в укрытие очищенный воздух. Всего в укрытии было четыре комнаты, или, как сказано в проекте, четыре отсека.

- Это помещение трудно назвать классическим бомбоубежищем, - комментирует главный архитектор, показывая план подземного укрытия. - Неглубокое залегание не спасло бы от взрывной волны. Но на всякий случай, если все-таки такое произойдет, из убежища вел подземный ход наружу. Чтобы люди не оказались заживо похоронены под обломками театра, выкопали траншею. Траншея очень узкая, по ней пришлось бы не идти, а ползти. Выход из убежища был через обыкновенный канализационный люк, рядом с магазином «Ветеран», вот здесь. - Остро заточенный карандаш ставит жирную точку на плане 1956 года.

К сожалению, подземный ход осмотреть невозможно. В 1986 году, когда в театре меняли коммуникации, траншею зарыли, а аварийный выход завалили. Об этом красноречиво говорит служебная записка, адресованная руководством театра штабу гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций: в связи с тем, что в укрытии нет служебной необходимости, да и содержалось оно не по правилам (отсутствовали нары, ванны) аварийный выход был разрушен и забетонирован. Чтобы бомжам неповадно было. Сейчас в бывшем «бункере» - фотолаборатория и слесарная мастерская.



Подземного города не существует
 - так утверждают старожилы Оперного театра. На раритетном плане Оперного театра, выполненном на батистовой кальке в 1935 году, Геннадий Константинович «расшифровал» все схемы: где что должно находиться. На плане мелкими штрихами помечены даже траншеи для канализационных труб - и никаких намеков на подземный город.

- Театр задумывался как Дом науки и техники, эдакий ВДНХ в миниатюре, с бассейном, с планетарием. Уникальная конструкция, не позволяющая, чтобы под ним были пустоты. В те времена на века строили!

Но секретные ходы в Оперном есть. Геннадий Константинович их показал: это глухие коридоры для очень важных особ, не желающих общаться с народом. Например, VIP-персоны прошлых лет любили «Лебединое озеро», но так, чтобы инкогнито. И не мудрено: этот балет, как известно, «крутили» по ТВ в день кончины очередного генсека, и открытую любовь к «Лебединому озеру» можно было расценить как угодно. Поэтому через неприметную дверь чиновник заходил в театр, шел по коридорчику и сразу попадал в свою ложу, минуя зрительское фойе и гардероб. По нему, кстати, хаживали Брежнев, Андропов... Отсюда, как считает архитектор, и пошли слухи, что в Оперный театр вел секретный ход прямо из мэрии.

Есть на территории театра два подземных бассейна - каждый вмещает 6000 кубов воды. В 1936 году эти резервуары спроектировали на случай пожара. Когда в 2001-м горел ЦУМ, воду для тушения пожара брали их этих резервуаров, потому что в Центральном районе на тот момент не было воды.

- Не исключаю, что под какими-то городскими сооружениями есть коммуникации и секретные дороги, - успокаивает журналистов архитектор. - Но у нас, в Оперном, точно нет. Я вам как специалист говорю.

Но факты - фактами, а фантазии - фантазиями и устное творчество - устным творчеством. Некий новосибирский диггер Темный уверяет в Интернете: «Я был в катакомбах Оперного театра. Там на верхних этажах что-то есть, потому что там все перекрыто бетонными стенами, а вот внизу - никого. Слой пыли, щитки каких-то приборов с выдранными панелями, старые датчики. Думаю, что все это построили заключенные под руководством инженеров Московского метрополитена во время войны. Мы находили на стенах их метки, какие-то знаки. Две братские могилы нашли».

«Фантом» Оперного продолжает жить...

Дмитриева Н. // Веч. Новосибирск. – 2004. – 29 июля

Городовичок без грима

С Днем рождения, Новосибирск!

Племянник мэра, террорист, стоматолог — и это все о нем


О неизвестных страницах жизни и деятельности Городовичка рассказывает актер Владимир Казанцев.
Фото Сергея ПЕРМИНА

Аппетитный рыжий очкарик Городовичок давно стал «брендом» Новосибирска: ежегодно, в День города, он «слезает» с плакатов и открыток, чтобы с десяти часов утра и до позднего вечера веселить добрейшую публику. Всем понятно, что под париком, гримом и короткими штанами с лямками — актер, но мало кто из горожан знает, что упитанного мальца вот уже шестнадцать лет бессменно играет актер театра «Старый Дом» Владимир Казанцев.

— Вот хоть бы кто раз подошел на улице и сказал: ба, да я тебя узнал, ты — Городовичок! — пожаловался он корреспонденту «ВН« накануне праздника. Так и выйду на пенсию безвестным…

Теперь не выйдет!


Городская легенда


Смотрю на Казанцева и не могу понять: он на Городовичка похож или Городовичок на него? Улыбчивый обаяшка в очках: штаны, правда, не короткие, но на стильных «лямках»-подтяжках.

— Не одна ты голову ломаешь: с меня Городовичка рисовали или меня под него подбирали? — смеется актер. — Это же целая легенда существует, что эмблему Новосибирска рисовали с натуры, то есть с меня. А на самом деле все было так…


«…Отпустите меня с миром»…



Фото: Владимира ПОЛЯКОВА

В 1989 году к директору театрального училища пришла «на совет» делегация из Управления культуры: нам нужен студент со специфическими «выходными данными». Первое — должен быть «в теле», второе — носить очки, третье — без комплексов, общительный и коммуникабельный, которому все равно с кем хохмить — с простым людом или с «высокопоставленными» лицами. Директор долго думать не стала и вызвала «на ковер» студента первого курса Владимира Казанцева: мол, вот он, ваш заказ — все «параметры» налицо.

— Один из чиновников долго и придирчиво разглядывал меня, а потом авторитетно заявил: это точно — он! — вспоминает Владимир. — В смысле, символ города. Потому что к тому времени Городовичок, как образ Новосибирска, был уже придуман и нарисован. Помню, на первой репетиции нарядили меня в короткие штаны, парик рыжий на голову приладили, а сверху водрузили шапку в виде купола Оперного театра. С того дня все и пошло. Эх, если бы я знал, что весь этот спектакль затянется на шестнадцать лет… Без антрактов.

Дмитриева Н. // Веч. Новосибирск. – 2005. – 25 июня.

Памятный знак летчику


На пересечении Красного проспекта и улицы Фрунзе, на аллее, напротив Института горного дела стоит двухметровая гранитная стела с изображением птицы. В суете многие не обращают на нее внимания, и напрасно. Она установлена в память об известном летчике-испытателе Василии Илларионовиче Старощуке. В. Старощук был воспитанником Новосибирского аэроклуба «Сиблет», работал испытателем на заводе

им. Чкалова. В годы войны из цехов этого предприятия каждый день выходило около 30 самолетов. 10 июня 1943 года он совершал пробный полет на самолете Як–7. В то время, когда машина пролетала над самым центром Новосибирска, самолет неожиданно стал терять высоту. Старощук не покинул машину с парашютом, а постарался увести машину от жилых домов, жертвуя собственной жизнью. Он направил самолет на центральную магистраль города и вместе с ним упал неподалеку от здания нынешнего Дома быта.



http://tourism.feldgendler.ru

14 июня 1965 года военный летчик, прикомандированный из Канска, Валентин Привалов пролетел на реактивном истребителе МИГ–17 под Коммунальным мостом через Обь в Новосибирске. Ни один летчик в мире больше не повторил этот рекордный трюк. Под мостом В. Привалов пролетел всего в метре от воды. После этого полета летчика хотели отдать под суд, за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р. Я. Малиновский приказал вновь допустить В. Привалова к полетам. Позже он назначен командиром звена, затем командиром эскадрильи.



http://tourism.feldgendler.ru

Быть, как Чкалов!


Все помнят хрестоматийную историю, как Валерий Чкалов в конце 20х годов пролетел под Троицким мостом через Неву в Ленинграде.
Вот что писал об этом сам Чкалов: «Самым резким нарушением дисциплины был мой трюк, проделанный в Ленинграде. Я пролетел под Троицким мостом на обычном колесном самолете, едва не коснувшись колесами воды… »

А в 1965 другой уже летчик, повторил этот сомнительный подвиг на более высоком техническом уровне!

Случилось это 4 июня 1965 года, в Новосибирске.
Звали летчика Валентин Привалов, и в Новосиб он прибыл из Канска для участия в тренировочных полетах.
Вообще там через Обь перекинуты два моста - железнодорожный и автомобильный (т.н Коммунальный), между которыми расстояние порядка 2 км.

В качестве “жертвы” Привалов наметил себе Комунальный.



Размер арки там - 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 - 9,6 метра.

На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час и высоте около 10 метров.

При таких высоте и скорости попасть в арку уже дело практически нереальное. Но у него получилось. Самое страшное ожидало впереди. Сразу за Коммунальным мостом - уже железнодорожный мост, часть Транссиба, важнейшая транспортная артерия России.

У Привалова было порядка десяти секунд до столкновения. Отдыхающие на пляже между Коммунальным и жд мостом стали свидетелями жуткого грохота - самолет на форсаже изменил направление полета и набрал высоту.

А на следующий день его арестовали. На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком».

Малиновский первым делом обвинил аса в «чкаловщине»: летчик-испытатель тоже любил похулиганить за штурвалом. По иронии судьбы Новосибирский авиационный завод носит имя Валерия Чкалова

Привалов, без самолета, на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Родине нужны были такие люди


Судя по всему, это единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете.

Привалов Валентин, по прозвищу “Валет” - летчик милостью божией.


Родился в Подмосковье, детство военного времени, аэроклуб, как предел мечтаний.
Свой первый учебный вылет он совершил раньше, чем получил школьный аттестат.
В аэроклубе - лучший, в полку - “в пятерке”. Его взлеты и посадки узнавали издалека. Орденоносец, за освоение заполярных аэродромов.
Сажал МиГ-17 с неработающим рулем высоты.. Тоже - едва ли не единственный случай в авиации.
Летчик-снайпер, он и в Новосибирск то летом 65го попал, как один из лучших представителей этого “сословия” ;).
В 1977м - комиссован с диагнозом “блокада левого желудочка сердца”. Работать с самолетами на земле - отказался. Ушел на гражданку. В 1998 году еще был жив. Сейчас - не знаю.

Среда 16 Авг 2006 | Slava |
Статьи на авиатемы http://www.slavk.ru/2006/08/16/385

Мост Валета

 полдень 4 июня 1965 года под центральной аркой Коммунального Моста, соединяющего через реку Обь обе стороны Новосибирска, пролетел… МиГ-17.В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста. До следующего моста, по которому как раз шел товарный поезд, оставались считанные секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и – бесследно растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища по обе стороны Оби дружно зааплодировали…

    Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика-снайпера Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса, хотя коллеги его меж собой иронично звали Валетом, а начальство вот уже четыре срока обходило чинами.     В то утро Привалов-Валет выполнял рутинное летное задание: маневрировал за облаками в качестве мишени для местного зенитно-ракетного комплекса. По завершению учений он, как обычно, выполнил команду на снижение и, выйдя из плотной облачности, вдруг обнаружил прямо по курсу Коммунальный Мост. Это могучее сооружение над Обью Валет запомнил еще несколько дней назад, когда разглядывал его с земли. Тогда летчик прошептал себе: «Вот мост, который тебе нужен». И сейчас, обжегшая его там, внизу, мысль неожиданно стала материализоваться: мост лежал как на ладони и дело оставалось за малым…

     Много лет спустя Валентин Привалов признается, что в открывшемся с высоты 2000 метров Коммунальном Мосте как-то сразу сошлось многое. Тут и несбывшиеся юношеские мечты о лаврах героя, и горечь недооцененного таланта, и безрадостная перспектива уже близкого завершения летной карьеры… Мост словно бы манил к себе неудачника-капитана, обещая ему дать ответ сразу на все вопросы. И тот принял вызов.

     Надо сказать, В.Привалов менее всего походил на игрока в рулетку: «повезет – не повезет». Коллеги вспоминали, как тот однажды посадил свой МиГ с отказавшим рулем высоты: то, что для любого профессионала было бы однозначным сигналом к катапультированию, Валет воспринял как увлекательную профессиональную задачу. Поэтому ни у кого не было сомнения, что направляя свой самолет в сторону раскинувшегося через реку огромного стального сооружения, он действовал хладнокровно, точно соизмеряя свои возможности. Другое дело, что иглы адреналина настойчиво напоминали летчику: еще никто в мире не летел на реактивных скоростях под мостами. И действительно, неожиданности не заставили себя ждать: в четырех секундах подлетного времени, когда уже не свернуть, вдруг обнаружилось, что избранный проем моста, по мере приближения к нему, не увеличивается, а наоборот, уменьшается. Этот был оптический эффект, связанный с тем, что фермы следующего моста, маячившего всего в 950 метрах от первого, визуально превращали просвет арки в сужающийся тоннель – туда и направил свой МиГ помертвевший от ужаса Валет…

На базу пилот вернулся, как ни в чем не бывало, точно по графику. Но на следующий день всю группу командированных из г. Канска летчиков арестовали, а их МиГи опечатали. Начались допросы. Маршалу Р.Малиновскому, видимо, понравилась лихость сибирского аса, поэтому он велел Привалова не наказывать. Казалось бы, история закончилась. Но шли годы, а безумный полет стал все чаще и чаще притягивать к себе внимание – уже ясно, что все самые дерзкие воздушные хулиганы мира спасовали перед мыслью повторить новосибирский аттракцион.

Какой же была идея, ради которой Валет загнал себя под опоры равнодушной громадины на скорости 700 километров в час? Ответ на этот вопрос до сих пор хранит последний свидетель бреющего полета в вечность – сам Коммунальный Мост. Он все так же стягивает берега Оби, наверное, с тоской вспоминая запах сжигаемого керосина в своих стальных ребрах. Ведь тогда, в 1965 году, ему довелось изогнуться выше летящего реактивного самолета и уже навсегда замереть в этом положении, превратившись в памятник свершившемуся чуду: с одной стороны влетел чудаковатый неудачник, а с другой – вылетел легендарный герой. С тех пор в Новосибирске можно даже совершить ритуальный обряд «приваловского преображения»: тихонько пройтись под сводами моста по тому самому маршруту, который когда-то проложил ревущий МиГ. На удачу! Потому что в жизни каждого из нас ждет свой «Мост»…
Использовались материалы следующих ресурсов: http://www.nsk.kp.ru/2005/12/01/doc93006/






Дом, атакованный камикадзе (Новосибирск)


Умышленный таран жилого дома пилотом самолета Ан-2 в Новосибирске.

Воскресным утром 26 сентября 1976 г. летчик на самолёте Ан-2 совершил несанкционированный взлет c аэродрома "Северный". Покружив над городом, он совершил таран многоэтажного жилого дома по адресу ул. Степная, 43/1. Самолет врезался в стену в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами. Стена была пробита. Обломки самолета рухнули на землю и сгорели. В доме возник сильный пожар. При столкновении и в результате пожара погибли 11 жителей дома. По имеющимся данным незадолго до произошедшего от летчика ушла жена, забрав ребенка. Она проживала вместе с родителями в данном подъезде. Пилот решил таким образом покончить жизнь самоубийством, рассчитывая убить при этом и своих родственников (которых в этот момент дома не оказалось).



http://wikimapia.org

Какой подвиг совершил летчик-испытатель Василий Старощук?
На аллее, которая находится в центре Красного проспекта, напротив Института горного дела СО РАН, стоит стела с надписью: «Здесь, 10 июля 1943 года, при испытании самолета Як-7 трагически оборвалась жизнь воспитанника Новосибирского аэроклуба летчика-испытателя Василия Старощука, ценою своей жизни предотвратившего гибель жителей города». Расскажите, пожалуйста, о жизни этого летчика и о его подвиге. Этот случай заслуживает обращения в комиссию по наименованиям о присвоении имени этого человека одной из улиц Центрального района города.
Владимир Иванович Ермолаев

ОТВЕТ

Во время войны прямо на Красный проспект упал истребитель. Удар был такой силы, что машина вошла в землю на несколько метров. Невероятно, но не был разрушен ни один дом, никто из горожан тоже не попал под упавшую с неба махину. Летчик, который управлял самолетом, погиб. Свидетелей падения было много. Один из них, девятилетний мальчик Боря Орлов, в будущем сам стал летчиком-испытателем, а затем описал этот случай в книге: «В хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли пилотаж, видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. Однажды гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом, над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на центральной магистрали Новосибирска, Красном проспекте, недалеко от нашей улицы. Через несколько минут мы уже были на месте катастрофы, смотрели на большую, еще дымившуюся яму, узнали, что летчик разбился вместе с самолетом. Через много лет мне стало известно, что это был заводской летчик-испытатель Василий Старощук».

— Не очень много известно о той катастрофе, — рассказывает Людмила Власенко, заведующая Музеем авиации имени Покрышкина. — Все материалы были засекречены, а в 1958 году уничтожены в соответствии с существующим законом. Музею даже пришлось провести определенное расследование, чтобы выяснить, какой это был самолет, на котором разбился летчик. Як-7 выпускали на заводе с 1942 года, но в 1943­м уже начали осваивать Як-9. Предполагается, что Василий Старощук в тот роковой день испытывал серийный Як-7.

Причина падения самолета до сих пор не ясна. «Отказала материальная часть», а именно руль глубины перестал слушаться. В то время завод им. Чкалова выпускал по 30 самолетов в сутки, работали даже дети, — возможно, какая-то недоработка и привела к трагедии. Расследование показало, что летчик уже выполнил задание и шел на снижение, чтобы сесть на аэродроме завода, в этот момент и случилась поломка. Когда Василий Старощук понял, что до аэродрома не дотянет, он стал искать место для посадки в городе. Траектория полета показывает, что стремился он к площади Ленина, даже выпустил шасси...

— Он имел возможность бросить машину и спасти свою жизнь, спрыгнув с парашютом, — подтверждает Людмила Александровна. — Но тогда могли погибнуть люди на земле. Видимо, все это он понял, как только машина перестала его слушаться.

Истребитель упал точно, даже не задев деревянного двухэтажного дома, на месте которого сейчас стоит Дом быта.


Стела на месте падения истребителя — единственное, что напоминает горожанам о Василии Старощуке. Дом, в котором он жил на проспекте Сталина, 53 (ныне это улица Ленина), не сохранился. Его могила — тоже: он был похоронен на территории Березовой рощи, где сегодня находится парк культуры и отдыха. Но в Новосибирске живет его сын.

// Метро. – 2008. - № 34.

Легенды Морского проспекта

[01.03.2008] Новосибирский Академгородок производит впечатление очень практичного района, не обремененного какими-то байками и городскими легендами. Ведь здесь обитают ученые, которые не верят в призраков, домовых и злой рок, а, если и поверят, то только когда экспериментально докажут. Но в действительности обилие исследовательских институтов и научных разработок порождает такое количество мифов и легенд, какое порой не придумать ни одному писателю-фантасту.

Легенды Академгородка имеют мрачный оттенок и сводятся, в основном, к печальным последствиям исследований, мистической силе заброшенных военных и научных объектов и к сошедшим с ума ученым. Здесь нет камней, прикосновение к которым якобы приносит счастье, нет живительных источников. Есть только места, где, согласно поверьям местных жителей гибнут, сходят с ума или просто убегают в страхе. Здесь есть люди, вызывающие недоумение, отвращение и ужас. Здесь ходят слухи о ядерных взрывах и гибели человечества.

Одна из самых распространенных сказок гласит о том, что Морской проспект, одна из центральных улиц Академгородка, спланирован так, чтобы после ядерного удара пыль по нему, как по трубе, сносилась ветром. Впрочем, местные, говоря об этом, нисколько не задумываются, кому и зачем нужно было прокладывать улицу по такому принципу.
Дарья Влаханова живет в Академгородке уже 20 лет, и легенд о нем слышала немало.
- Ученые попытались вырастить где-то в окрестных лесах дерево с зачатками разума и при этом способное жить в любых условиях. Дерево у них получилось раза в два выше и раз в шесть толще обычного, - делится преданием Дарья Петровна. - При этом ветви у него росли, почему-то вниз, да еще и сгибаясь под прямым углом. Однако хуже всего было то, что дерево было живое, разумное и агрессивное. С места оно не двигалось, но хватало ветками все, что было в пределах досягаемости. Половину ученых, которые выращивали дерево, оно быстро ликвидировало. Остальные убежали, а позже попытались его срубить. Но дерево не поддавалось, ни топору, ни огнемету. Против результата неудачного эксперимента пытались применять войска, но безрезультатно. По легенде, оно и сейчас растет, а однажды, пока дерево спало, кто-то намалевал на стволе белой краской три шестерки, как предостережение.
Впрочем, бывший биолог, а ныне пенсионер Михаил Астахов говорит, что это предание просто лишено всяких оснований: «Слишком уж фантастично это выглядит, - улыбается Михаил Иванович. - К тому же, я неплохо знаю леса вокруг Академгородка. Ничего подобного там не растет,.я.бы.заметил».

Кроме исследовательских институтов, есть в новосибирском Академгородке и университет. Студенты вообще народ суеверный и склонный придумывать всякие страшилки, а тут под рукой столько всего загадочного. И, пожалуй, самая известная студенческая байка Академгородка – история..о.дяде..Мише. Дядя Миша, он же дед-говорун, он же «граммофон» - местный бомж, который шатается вокруг студенческой столовой. Он лыс, небрит, горбат и производит крайне неприятное впечатление. Ко всему этому следует добавить, что дядя Миша – сумасшедший. Он постоянно что-то быстро и неразборчиво говорит себе под нос, из всей его речи удается разобрать лишь отдельные обрывки. Относительно того, как дошел дядя Миша до жизни такой, и ходят в студгородке легенды. Студентка НГУ Анастасия Аникина рассказывает самую экзотическую из них: «Когда-то он был ученым, выдающимся физиком и математиком и занимался тем, что пытался вывести формулу продолжительности жизни, - говорит Анастасия. - Формулу он вывел, проверил на себе, и получилось, что он умрет на следующий день. Он, конечно, не умер, но сошел с ума.

С тех пор так и живет возле столовой и питается объедками».
Впрочем, большинство студентов, и сама Настя в том числе, склонны верить более прозаической версии, согласно которой на глазах у дяди Миши погибла вся его семья. Это стало для него слишком сильным потрясением. Возможно, он, действительно был ученым. По крайней мере, до сих пор ходит слух, что студенты-физики перед сессией подходили к дяде Мише, договаривались как-то, и он решал им самые сложные задачи. Но только на бумаге. Быстро писал, считал в уме, выводил правильное решение, но объяснить ничего не мог.
Богат Академгородок и на странные заброшенные здания и сооружения. К примеру, на берегу Обского водохранилища стоит вышка. Это высокое строение из железных балок, на которое часто забирается местная молодежь. Рассказывают, что отсюда не раз падали и разбивались насмерть люди, что это место, где произошло множество самоубийств.

Еще одна достопримечательность Академгородка - любопытная «бочка» в здешнем Ботаническом саду. - Вообще-то это огромная круглая цистерна, раньше служившая хранилищем каких-то жидкостей, - говорит студент Иван Контарев, не раз совершавший походы к «бочке». – По слухам, здесь собираются сатанисты. В «бочку» легко залезть и нетрудно вылезти. Говорят, что если забраться в бочку одному, начинаешь чувствовать животный, неудержимый страх и не сможешь просидеть там больше пяти минут. А если вдвоем или компанией, то ничего подобного нет. О страхах не знаю, один я в бочке не был. С компанией мы там сидели несколько раз. Там акустика хорошая, очень весело петь под гитару. Но, конечно, самая популярная байка – та, в которой говорится о подземном городе. Есть якобы под Академгородком огромная сеть тоннелей и катакомб, в которых постоянно живут и работают ученые. Города, конечно, нет, но под Верхней зоной, действительно, много тоннелей, коридоров и бомбоубежищ. Местные жители рассказывают, что входы находятся прямо в подвалах домов и, если войти в одном доме, можно выйти в другом. А от университета, по слухам, можно дойти под землей до Дома Ученых – чуть ли не через половину Академгородка.

Однако есть ли какой-то прок жителям Академгородка от таких легенд? «Любая интересная легенда - украшение любого города, из них складывается имидж, неповторимый ореол, мистика места. И Академгородок в этом плане обладает действительно очень богатым потенциалом, - комментирует такие слухи Дмитрий Петров, управляющий партнер агентства маркетинговых коммуникаций «B-52». - Другое дело, что надо эти легенды транслировать, подпитывать и делать привлекательными как для самих жителей, чтобы они гордились ими, так и во внешний мир, делая это место привлекательным, цитируемым и окутанным ореолом тайн. Способы трансляции самые разные: наверняка имеет смысл делать группам академовских активистов какие-то перфомансы, праздники, организовывать интересные экскурсии по небанальным местам. Есть путь, которым пошел Михаил Веллер, рассказав о Петербурге в сборнике «Легенды Невского проспекта». Путей множество, и все они могут сделать Академгородок одним из популярных мест планеты, а также принести какие-то материальные дивиденды».


Стрелец А. // http://academgorodok.info

Час прошлой жизни



Новосибирские студенты

рассказывают жителям



городские легенды.

Где-то пробило двенадцать ночи, когда девушка открыла дверь подъезда. Бегом преодолев лестничный пролет, она торопливо нажала на кнопку лифта. Гул проснувшегося мотора казался ей оглушительным в ночной тишине. Внезапно послышались чьи-то шаги, она с опаской оглянулась. Никого. Наконец-то машина остановилась на первом этаже. Нетерпеливо захлопнув железную решетку старого лифта, она с облегчением вздохнула. В последний раз взглянула на лестничную площадку и вдруг вздрогнула: из полумрака на нее смотрел темный высокий силуэт...

Новосибирцы не без основания гордятся знаменитой стоквартирной многоэтажкой — одной из главных новосибирских достопримечательностей. Слава о красно-оранжевом памятнике постконструктивизма докатилась до самого Парижа, где в начале двадцатого века здание было удостоено Гран-при на Всемирной торговой выставке. Знанием этого факта могут похвастаться многие горожане. А вот жильцы знаменитого дома на Красном проспекте, 16 рассказывают о нем совсем другие истории: о загадочных шорохах, о тихих всхлипываниях, о тяжелых вздохах, доносящихся из коридоров по ночам. Соседи давно уже разделились на два лагеря: одни считают, что по дому блуждают призраки бывших жильцов, другие — что это терзаются неупокоенные души тех, кто в начале века был расстрелян советской властью на площади перед их домом...

И это не единственная городская легенда, «раскопанная» студентами и преподавателями технического университета. Вот уже второй раз они открывают сезон пешеходных экскурсий по центру Новосибирска, такому родному, с одной стороны, и такому неведомому — с другой.

По словам студентки факультета бизнеса НГТУ Ольги Куртенковой, поведавшей нам забытые тайны старой площади Свердлова, познавательный проект задуман не для туристов, а для тех, кто считает город родным. И все же знания о нем у большинства редко выходят за рамки основных архитектурных достопримечательностей. По крайней мере, среди пришедших на экскурсию не оказалось ни одного человека, который вспомнил бы о первом новосибирском лихаче.

— Это здание было построено в 1903 году и принадлежало купцу Федору Маштакову. — Ольга показывает на дом номер девять, расположенный на пересечении Красного проспекта и улицы Свердлова. — Здесь в начале века предавались шопингу все местные модницы. А на втором этаже жил сам купец со своей семьей...

...Дорогу вдоль улицы Свердлова к лету отремонтировали, а еще совсем недавно сквозь трещины в асфальте можно было разглядеть дореволюционное прошлое — булыжники, которыми в начале двадцатого века была вымощена улица. Эти камни слышали гудок клаксона огромного американского «форда». На запредельной скорости, пугая прохожих визгом тормозов, любил покататься на нем сынок богатеньких родителей Кеша Маштаков. Проделки молодого мажора дико раздражали местных жителей, не раз они подкарауливали парня, чтобы поколотить.

Похоже, воинственный дух витал в те годы в воздухе. Ничего удивительного, что даже молодежь нередко принималась соперничать между собой без особого на то повода. Воспитанники реального училища (ныне — Детская городская клиническая больница скорой помощи, Красный проспект, 3) постоянно задирали ребят, которые учились в гимназии напротив. За цвет формы реалисты дразнили их «желтой яичницей», те же не оставались в долгу, обзывая обидчиков «синей говядиной».

И все же эти места помнят не только мальчишеские забавы. Они хранят память и о святых вещах. Многие новосибирцы обращали внимание на небольшой сад у больницы. Огромный камень, который лежит в нескольких сантиметрах от железного забора, отделяющего территорию здания от тротуара, трудно не заметить. Вряд ли горожане придают этому булыжнику, лежащему здесь второе столетие, хоть какое-то значение. Между тем это первый камень, с которого началось возведение собора Во имя Александра Невского.

— Разве первый камень закладывается не на месте будущего храма? — По недоуменному взгляду участников экскурсии Ольга понимает, что эту легенду они услышат впервые.

...Рождение города начинается со строительства храма, в его основание должен быть заложен камень из святого места. До будущего собора оставалось около двухсот метров, когда священный груз по непонятным причинам вдруг упал с телеги, на которой его везли. Этот мистический знак породил долгую череду споров: погрузить его в телегу и все-таки довезти или, последовав провидению, возвести храм там, где упал камень. Строительства переносить не стали, но суеверные люди предсказывали, что собор, «построенный не там», долго не простоит. Действительно, советская власть жгла и взрывала его, лишала священного предназначения. Несколько лет здесь располагалась киностудия. Только в конце восьмидесятых сюда вновь начали приходить люди, чтобы обратиться к богу. Верующие убеждены: под натиском безбожников храму удалось устоять, благодаря защите свыше.

— И даже скептически настроенные люди считают, что эти слова не лишены смысла, — продолжает своей рассказ Ольга. — Посмотрите на старые черно-белые фотографии, на них собор кажется белокаменным. А ведь он всегда выглядел так, как и сегодня, его стены всегда были из красного кирпича. Может быть, это игра света, а может быть, что-то другое...

Чудеса рассказывают не только о храме, но и о людях, причастных к его возведению. Рядом с ним находится памятный камень Николаю Тихомирову — одному из основателей Новосибирска и первому руководителю строительства собора. Он умер до окончания строительных работ и был похоронен рядом. Советская власть поставила под сомнение заслуги инженера перед городом. Мало кто из новосибирцев помнил это имя, когда в конце прошлого века под стенами храма был обнаружен гроб. Очевидцы рассказывают, что когда крышку откинули, то в нем было нетленное тело, которое на глазах изумленных людей превратилось в прах. Сейчас прах основателя Новосибирска перезахоронен на Заельцовском кладбище.

Экскурсия продолжалась около часа. Оказывается, этого времени вполне достаточно, чтобы превратить небольшой островок в центре сибиркой столицы в загадочный мир, сотканный из преданий и исторических фактов. Новосибирск — огромный город, сколько нерассказанных легенд скрывается в его переулках?

Аникина Е. // Веч. Новосибирск. – 2009. – 23 мая.

Содержание

Журналист издания «Аргументы и факты на Оби»…………………………………….3

Подземный город…………………………………………………………………………………………….5

Дмитриева Н. Фантом Оперного…………………………………………………………………….9

Дмитриева Н. Городовичок без грима…………………………………………………………13

Памятный знак летчику………………………………………………………………………………..14

Мост Валета……………………………………………………………………………………………………17

Умышленный таран……………………………………………………………………………………….20

Какой подвиг………………………………………………………………………………………………….20

Легенды Морского проспекта………………………………………………………………………22

Час прошлой жизни………………………………………………………………………………………25



Составитель: Кротова О. П., начальник информационно-библиографического

отдела ЦГБ им. К. Маркса