Французская живопись середины 19 века (Домье, Коро, барбизонцы, Курбе) Окончательное изживание романтических иллюзий. Оноре Домье (1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роберт Монро "Окончательное путешествие" 9 2685.83kb.
Великая французская революция и наука 1 216.09kb.
Литература по курсу "Русская живопись XVIII века" 1 28.14kb.
Французская артиллерия в Отечественной войне 1812 года 1 158.88kb.
Историзм как тип мировоззрения в немецкой философии середины 19-го... 1 309.9kb.
«Русская живопись» 1 67.06kb.
Французская гвиана, Департамент Гвиана 1 72.31kb.
Иосиф сталин (1879—1953) И. Джугашвили. 1900 г 2 672.34kb.
Мобу дод центр детского и юношеского туризма 1 54.47kb.
Ссср в середине60-х-середине 80-х гг. Ххв. Экономика развитого социализма 1 27.88kb.
Олимпиада по литературе 1 22.4kb.
«Интеграция уроков мхк с литературой и музейной педагогикой» 2 786.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Французская живопись середины 19 века (Домье, Коро, барбизонцы, Курбе) Окончательное - страница №1/1

Французская живопись середины 19 века

(Домье, Коро, барбизонцы, Курбе)
Окончательное изживание романтических иллюзий.

Оноре Домье (1808 1879)

Известны его карикатуры на Луи_Филиппа, короля банкиров и промышленников, которого он изображал в виде груши, сатирические разоблачительные листы гравюр: «Штраф», «Тюрьма». Знаменит офорт «Законодательное чрево», на котором представлены чудовища-министры и члены парламента. В 1834 году – офорт «Руки прочь! Свободу печати», на котором появляется образ рабочего-печатника. Так расширяются темы произведений искусства.

В 1848 году Домье вновь обращается к сатире. Его герои – император Наполеон III и министр Тьер.

В живописи Домье создает образы тружеников огромного города. Замечательна «Прачка». От реки по крутой лестнице поднимается женственная и величественная героиня картины. В руках у нее тюк белья, она заботливо поддерживает ребенка. Домье рисует плотный силуэт прачки на фоне ярко освещенной набережной Сены. Очертания города растворяются в воздушной дымке. В старости Домье был беден и болен, в это время ему помог приобрести небольшой дом художник Камиль Коро.


Пейзажная живопись


Камиль Коро (1796 – 1875)

Лирическая и глубоко поэтичная манера восприятия действительности – черты живописи Камиля Коро. Главное средство, оживляющее его полотна, - свет, спокойно-рассеянный, тонкий, передающий влажность воздуха пасмурных дней.

В начале своего творческого пути Коро утверждал плотную материальность мира. В это время он еще находился под влиянием академической живописи. Но вскоре непосредственный интерес к природе стал явно преобладать в его живописи. Во время путешествия в Италию Коро подчеркивает объемность, уравновешенность масс, ясность цветовых решений, воздушность среды. Знаменитые пейзажи Рима, созданные художником в этот период, поражают восприятие красотой итальянской природы и архитектуры, изысканностью красок и форм: «Вид Форума у сада Фарнезе» (1826), «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826), «Санта Тринита деи Монти» (1826-1828) – дышат свежестью восприятия природы и архитектуры Италии. Картины эти напоминают этюды. Этюд - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры.

Любимый жанр Коро в это время – ведута, то есть городской пейзаж. Позже он опять посетит Италию и напишет замечательные пейзажи. Такова работа «Утро в Венеции» 1834 года. Лучи солнца резко освещают беломраморные здания, резко очерченные в прозрачном воздухе. Фигуры людей помогают ощутить пространство. В картинах, написанных по возвращении его из Италии, он не гонится за точным воспроизведением данной местности, но старается передать единственно впечатление от неё, пользуясь её формами и тонами лишь для того, чтобы выразить при их помощи свое поэтическое настроение.

С пятидесятых годов, помимо "исторических" и "мифологических" картин, Коро изредка писал для Салона и пейзажи Франции. Для таких пейзажей Коро задолго до импрессионистов применял метод многократных этюдов. Смысл его в том, чтобы писать один и тот же мотив при различной погоде, в разное время дня.

В более позднее время Коро обращается к видам сельской местности, раскрывая настроение, которое вызывает вид природы в пасмурный день. Он умеет отыскать оттенки одного и того же цвета – валеры. Рисует общую массу предмета суммарно, еле выделяя отдельные ветви, листву деревьев, колышущуюся на ветру. Художник работает преимущественно в окрестностях Парижа, в лесу Фонтенбло. Его пейзажам свойственна задумчивость, мечтательность, тишина. Особенно такому впечатлению способствует изображение утреннего тумана. Такова «Колокольня в Аржантее» 1860 года. ГМИ. Перед нами ранняя весна, прохладный ветерок подгоняет утренние облака.



«Воз сена» 1860 года. ГМИ. Влажная атмосфера, облачное небо с голубыми просветами, лужи на дороге, видно, что только что прошел дождь. Далекий простор поля, освещенного лучом солнца, и мерное движение повозки сена – все создает поэтическое настроение.

«Замок Пьерфон». На дальнем плане синеватой громадой высится замок с высокой башней. Мы как бы находимся на краю леса и долины, за которыми и открываются постройки замка. Замечательно ощущение раннего утра, влажного воздуха, все окутано голубоватой дымкой, суммарно, то есть без подробностей передана масса листвы, почти не различимая в утреннем тумане.

Барбизонцы


Окончательное утверждение в живописи национального пейзажа. Группа художников поселилась в деревушке Барбизон, близ Парижа, в лесу Фонтенбло, чтобы писать родную природу. Это Теодор Руссо, Франсуа Милле, Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз.

Барбизонцы отвергают официальные правила изображения исторических, мифологических и героических пейзажей, открывают для себя сельскую природу, пишут этюды и картины на пленэре, то есть с натуры. На их полотнах реалистически запечатленный обыденный пейзаж сочетался с возвышенно-романтическим восприятием природы в целом. Для показа таких мотивов им потребовалась большая наблюдательность, умение увидеть особенности в природе, найти новое цветовое решение. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.

Утверждая эстетическую ценность национального ландшафта, барбизонцы особенно интересовались приемами передачи вибрации света и цвета, что позволяло передавать смену состояний природы, смене дня и ночи, времен года, достигли высокого мастерства в использовании валеров, т.е. нюансов цвета и света в границах одного тона.

Теодор Руссо (1812 – 1867)

Он поставил себе цель – запечатлеть самое обыденное как значительное и монументальное. Его привлекало в природе все устойчивое, могучее, материальное. Он любил изображать широкие просторы, огромные дубы с мощными стволами и пышными кронами. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние.



«Дубы» 1852 год, «Вечер в Кюре» 1855 гг. Художника привлекают яркий солнечный день или предвечерние часы. Спокойствие и пластическая отчетливость предметов, сочность красок.

Жюль Дюпре (1811 – 1889)

Этот художник предпочитал находить в природе драматические состояния: бушующую грозу, клубящиеся облака, пламенеющие закаты, пруды, водоемы с отраженными в них бегущими облаками. Таков «Вечер» ГМИ.



Шарль Франсуа Добиньи (1817 – 1878) – поэт тихих рассветов и вечеров. Любит изображать край деревни, берег реки, горизонтально вытянутый пейзаж. Путешествуя по рекам на лодке, он писал рассветы, вечера на берегах рек, показывая лирическое состояние природы. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. В 60–70-е годы Добиньи создает картины и в мастерской по этюдам, сделанным на природе, и на пленэре. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. «Деревня на берегу Уазы» ГМИ. Нежные светлые краски, спокойный, размеренный ритм поэзии мирной жизни отличает эту картину.

Франсуа Милле (1814 – 1875)

Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша. С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне.

В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.

Наряду с природой этот художник стал изображать жизнь крестьян. Он писал их с теплотой, проникновенностью и правдивостью. Его герои – труженики. Таковы «Сеятель», «Прививка дерева».



«Сборщицы колосьев» 1857 год.

Изображенные крестьянки отличаются монументальностью, эпичностью, силой образного решения. На переднем плане – сами крестьянки, собирающие колоски. Дальний – панорама полей, уборка урожая. Фигуры крестьянок выявлены в лучах солнца – передана их мощная пластика, золотистый свет лучей и фигур тружениц сближает их и создает целостность всей композиции.

Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры — муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.

В 1859 году Милле по заказу французского правительства написал полотно «Крестьянка, пасущая корову». Морозное утро, иней серебрится на земле, женщина медленно бредёт за коровой, её фигура почти растворилась в утреннем тумане. Критики назвали эту картину манифестом бедности.



«Человек с мотыгой» 1863 год.

О своей живописи сам художник говорил: «Это хлеб в поте лица, это крик земли, я знаю это по себе, но именно в этом я нахожу подлинную поэзию».

Таким образом мы видим, что искусство середины 19 века стало значительно расширять тематику, включать в сюжеты то, что раньше не принадлежало миру живописи.

«Весна» (1868—1873 гг.) — последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника.
Барбизонская школа является переходным этапом от романтизма к реализму и создает предпосылки для появления импрессионистического пейзажа. Благодаря барбизонцам появляется понятие работы художника на пленэре. До этого художники делали зарисовки, этюды на натуре, картины же создавали в мастерской. Художники-барбизонцы имели большое значение в развитии всего западноевропейского, американского, русского пейзажа.

Гюстав Курбе (1819 – 1877)

Курбе родился в деревне Орнанс недалеко от франко-швейцарской границы и всегда гордился своим крестьянским происхождением. По политическим взглядам он был социалистом, а в искусстве в начале сороковых годов XIX века выступил как романтик направления. К 1848 году под воздействием революций, прокатившихся по Европе, он пришел к убеждению, что сосредоточенность романтиков на чувствах и воображении - всего лишь бегство от реальностей своего времени. Современному художнику надлежит полагаться только на непосредственный опыт и быть реалистом. «Я не могу нарисовать ангела,- говорит Курбе,- так как никогда его не видел».

В 1849 году, когда Курбе выставил «Дробильщиков камней» - первое полотно, полностью отражающее его реалистическую программу - разразился скандал. Курбе увидел как-то двух мужчин, работающих на дороге, и попросил их позировать ему в его мастерской. Он изобразил их в натуральную величину прозаично и основательно, без пафоса и сентиментальности, свойственных Милле. Лицо молодого человека повернуто в сторону, лицо старика полускрыто шляпой. Курбе, несомненно, остановил свой выбор на них не случайно - ему важен был их контраст в возрасте - один слишком стар для такой тяжелой работы, другой - слишком молод. Исполненные достоинства от сознания своей символической значимости, они не взывают к нам о сочувствии. Курбе изображал будничную жизнь с монументальностью и серьезностью, которые традиционно использовались в живописи на исторические темы. Он начисто отвергал все традиционные сюжеты, заимствованные из религии, мифологии и истории, выражая этим протест, который бродил в душе у многих, хотя еще никто не решался воплотить его в словах или картинах.

Художник был во всех отношениях могучей личностью. Он писал большие картины на фундаментальные темы: жизнь, смерть, природа, человеческое бытие. Курбе был радикально настроен по отношению к миру, во всем проявлял черты стихийного протеста. Одна из первых его картин утверждала правду в искусстве, неприкрытую и суровую.



«Похороны в Орнани» (1849 – 1850) В живопись Курбе проникают монументальность, плотность объемов, весомость форм. На полотне показаны простые люди во весь рост в масштабах исторической композиции. То что раньше требовало небольшой сцены, похороны обыкновенного человека в провинции, Курбе разворачивает в крупномасштабное полотно. Он дает точную характеристику мелким буржуа, крестьянам, ремесленникам и священнослужителям. Черная одежда и чопорный вид многих участников обряда – только дань обряду. Фигуры заполняют собой всю картину, придавая ей величественно-монументальный характер.

«Здравствуйте, господин Курбе!» 1854 г.

На картине эпизод из жизни художника: приезд Курбе в 1854 году в замок Монпелье. Это сцена из повседневной жизни. Художник изобразил себя в самом выгодном виде. Курбе был человеком рослым и крепкого телосложения. Особенно он гордился своим выразительным профилем и ассирийской бородкой. Свой профиль на полотне он помещает на фоне светлого неба. Курбе встречает на прогулке респектабельного буржуа, Альфреда Брюйа, который собирал живопись Курбе и тем самым давал возможность художнику безбедно существовать. Но художник на полотне не склоняет почтительно голову перед буржуа. Это возмутило публику. Курбе написал себя в одежде крестьянина, что было против всех правил приличия. Лакей Альфреда Брюйа почтительно склонил голову, а собака с любопытством рассматривает художника. Себя Курбе поместил на яркий свет, фигура художника отбрасывает резкую тень, а лакей и его господин помещены в тень дерева. Справа на картине – экипаж, в котором художник приехал сюда погостить. Курбе клал мазок густо, часто прибегал к помощи мастихина, откладывая кисть. Художник писал размашисто, не так как привыкли в салонах, не вылизывал свои картины, не выписывал мельчайших деталей. Это дало повод критикам обвинить его в непрофессионализме, картина вызвала скандал на Салоне 1854 года.

. Во время парижской выставки 1855 года, на которой с успехом демонстрировались работы Энгра и Делакруа, Курбе привлек внимание к своим картинам, устроив персональную выставку в большом деревянном сарае, где раздавал «Манифест реализма».

« Я должен быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи согласно моей оценки» – эти слова Курбе и есть основа критического реализма. Здесь важна именно оценка художником явлений действительности. В центре выставки Курбе поместил картину



«Ателье» 1855 год.

На картине – ателье художника в Париже. Персонажи делятся на три группы: посередине – сам автор, справа его друзья, слева – враги, символизирующие все то, что художник отвергал, с чем он боролся. Сам Курбе на полотне пишет пейзаж с родными видами местечка Орнани. Напомним, что академическое искусство все еще не признавало пейзаж жанром, достойным подлинного художника. Таким образом Курбе бросает вызов Академии. Художник опять написал себя так, что виден его выразительный профиль. Обнаженная за спиной Курбе олицетворяет неприкрытую правду, которой должен быть верен художник при изображении жизни. Голова женщины наклонена в противоположную сторону от наклона головы Курбе. Справа от художника его друзья. Вот самый крайний с книгой в руках и погруженный в чтение – выдающийся поэт Шарль Бодлер. На стуле сидит писатель Шамфлери. Супруги на первом плане – богатые собиратели живописи, поддерживающие

художников. Свет на полотне падает справа через окно, но все равно мы чувствуем, что господствует сумрачный колорит. Это было открытием Курбе. Слева от Курбе – то, что ненавидел художник. Распятая фигура – это деревянный манекен, с которого писали распятия салонные художники- академисты. На полу валяются атрибуты романтического искусства, оторванного от жизни – плащ, кинжал, гитара, шляпа с пером. Во времена Курбе романтизм уже изжил себя. Человек слева в охотничьем костюме – переодетый тиран Наполеон III, чье правление привело к обнищанию народа и восстанию, закончившемуся крахом режима Наполеона III. Под фигурой распятия – череп на газете. Череп - символ смерти. Возможно, так Курбе хотел показать, как он относится к продажным газетчикам – журналистам. Подпись художника размашистая, красной краской. Так художник демонстрировал свои политические взгляды – красный цвет символ революции и крови.

В 1870 году Луи Бонапарт объявил войну Пруссии. Через несколько месяцев Франция вынуждена была подписать капитуляцию и выплатить 5 млрд. франков контрибуции. Экономика страны затрещала. Унизительные условия договора с Пруссией привели весной 1871 года к восстанию в Париже и провозглашению Парижской коммуны. В числе ее руководителей был и Курбе. Он принял участие в разрушении Вандомской колонны, как символа ненавистной власти богачей. Но Коммуна была разгромлена правительственными войсками. Курбе был брошен в тюрьму, а когда вышел оттуда – бежал в Швейцарию, где и умер.