Формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мельникова елена Павловна формирование учебно-профессиональной успешности... 2 495.85kb.
И. В. Кренёва Формирование межкультурной компетенции 1 176.18kb.
Дисциплина Программно-аппаратные средства мультимедиа Общая трудоемкость... 1 42.26kb.
Информационное пространство без границ 1 53.91kb.
Учебно-познавательной компетенции учащихся лицея 1 52.55kb.
Исследовательская работа студентов колледжа 1 62.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление... 1 250.58kb.
Формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения... 1 351.45kb.
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 309.07kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... 4 821.38kb.
Е. В. Шелестюк Зависимость смыслового восприятия и речевого воздействия... 1 238.09kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа - страница №1/1


На правах рукописи



Пенская Зинаида Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА
Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального

образования



автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Астрахань – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального

образования ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент

Рыкова Белла Вячеславовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Аммосова Надежда Васильевна

кандидат педагогических наук

Корнейченко Наталья Викторовна
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Брянский государственный

университет им. академика

И.Г. Петровского»
Защита состоится «20» марта 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева 20 а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http: // www.aspu.ru
Автореферат разослан «16» февраля 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Попова И.О.


Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В связи с расширением международных связей России и их качественными изменениями, интернационализацией всех сфер деятельности, английский язык становится реально востребованным в практической и интеллектуальной жизни человека. В этих условиях владение иностранным языком приобретает статус одного из важнейших показателей профессиональной подготовки студентов.

Система среднего профессионального образования в настоящее время уделяет большое внимание обновлению организации процесса обучения студентов с позиции требований, предъявляемых современным рынком труда. Изучение английского языка является особенно значимым для студентов технического профиля, т.к. увеличивается использование иностранной техники и компьютерных программных продуктов. При этом наиболее эффективно языковая подготовка происходит при применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а именно средств мультимедиа. Накоплен немалый опыт использования средств мультимедиа как в образовании в целом, так и в обучении иностранным языкам в частности. Однако среди концептуальных педагогических вопросов, которые поднимают В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и другие, сохраняется проблема поиска оптимальных форм применения компьютеров, отвечающих требованиям современного педагогического процесса. К тому же ещё слабо изучены реальные возможности использования новейшей компьютерной техники как одного из эффективных средств формирования языковой компетенции студентов технического колледжа. Поэтому применение средств мультимедиа в языковой подготовке студентов технического колледжа в настоящее время является актуальной проблемой.

Анализ исследований и опыта профессиональной подготовки студентов технического колледжа позволил выявить ряд противоречий: между современными требованиями общества к языковой подготовке студентов технического колледжа и ограниченными возможностями их удовлетворения современной системой среднего профессионального образования; между широким внедрением средств мультимедиа в процесс обучения студентов технического колледжа и недостаточным учетом этого опыта в языковой подготовке; между необходимостью формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа и неразработанностью модели данного процесса.

Выявленные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим и практическим обоснованием процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Для решения обозначенной проблемы сложились определенные теоретические предпосылки.

Актуальные вопросы подготовки будущих специалистов сообразно компетентностной парадигме образования нашли отражение в трудах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, В.В. Башаева, В.А. Болотова, А.Н. Дахина, Д.С. Ермакова, Э. Ф. Зеер, И.А. Зимней, М.К. Кабардова, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, А.В. Хуторского, А.И. Чернова, П.Г. Щедровицкого и других.

Изучению проблем языковой подготовки посвящены исследования И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, И.Н. Гез, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, С.Ф. Шатилова, Л.В. Щербы и других.

Различные аспекты языковой подготовки студентов технических специальностей рассматриваются в работах И.М. Берман, Е.Я. Егорченковой, М.А. Кудашовой, Р.А. Кузнецовой, А.А. Миролюбова, И.А. Ореховой, П.Д. Русаковой, Е.В. Синявской, Л.Ф. Столбовой, С.К. Фоломкиной и других.

Большой вклад в исследовании проблемы применения средств мультимедиа в образовании внесли В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, В.Л. Бройдо, Б.С. Гершунский, Л. Х. Зайнутдинова, И. С. Захарова, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и другие.

Ценный материал для изучения педагогических условий в процессе языковой подготовки студентов представляют работы Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, И.Л. Баскаковой, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, А.В. Петровского, А.М. Трещёва и других, в которых установлены особенности студенческого возраста.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки. К ним можно отнести проект Совета Европы «Изучение языков гражданами Европы», целью которого является модернизация национальных образовательных программ (в европейских странах) в области обучения иностранным языкам и разработка современных методик преподавания иностранных языков. Итоги этого проекта нашли отражение в документах, определяющих общеевропейские стандарты преподавания и изучения иностранных языков: «Общеевропейский стандарт для пользователей», «Европейский языковой портфолио», «Описание начальных уровней», «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция».

Таким образом, следует признать, что опыт языковой подготовки студентов технического колледжа свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретической и практической составляющих модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Объективно существующие потребности социума в специалистах, обладающих высоким уровнем языковой подготовки, определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа».



Объект исследования – профессиональная подготовка студентов технического колледжа.

Предмет исследования – процесс формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа будет осуществляться наиболее эффективно по сравнению с массовой практикой, если:

- определены сущность и структура языковой компетенции студентов технического колледжа;

- установлен интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа;

- разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа;

- определены и обеспечены педагогические условия, способствующие реализации модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой обозначены следующие задачи исследования:


  1. Определить сущность и структуру категории «языковая компетенция» студентов технического колледжа.

  2. Изучить влияние средств мультимедиа на формирование языковой компетенции студентов технического колледжа.

  3. Определить интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа.

  4. Разработать модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

  5. Определить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- на философском уровне: представления о развитии личности (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.П. Буева, Г.И. Волынка, Л.Н. Коган и др.);

- на общенаучном уровне: концепции системно-структурного подхода к исследованию педагогического процесса (И.Б. Новик, З.А. Решетова и др.); положения теории деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход в образовании (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.В. Башаев, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, А.И. Чернов, П.Г. Щедровицкий и др);

- на конкретно-научном уровне: исследования в области теории и методики использования информационных технологий в образовании (В.П. Беспалько, В.Л. Бройдо, Б.С. Гершунский, Г. Дейвис, Н.Н. Елистратова, Л.Х. Зайнутдинова, И.С. Захарова, А.В. Зубов, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбиц, М.М. Нахабина, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина, С. А. Христочевский, О.В. Шлыкова и др.); концепции и теории усвоения и преподавания иностранного языка студентам технических специальностей (И.М. Берман, Е.Я. Егорченкова, М.А. Кудашова, Р.А. Кузнецова, А.А. Миролюбов, И.А. Орехова, П.Д. Русакова, Е.В. Синявская, Л.Ф. Столбовая, С.К. Фоломкина и др.);



- на технологическом уровне: работы в области иноязычной подготовки (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, С.И. Петрова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов и др.); основные положения методологии педагогики и методики исследования (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, Г.М. Каджаспирова, В.А. Сластенин и др.).

Для достижения цели и реализации задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ философско-методологической, психологической, педагогической, лингвистической литературы, раскрывающей основные аспекты проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа; изучение Государственных образовательных стандартов, а также программных документов, определяющих содержание образования в учреждениях СПО (среднего профессионального образования); метод педагогического моделирования); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты); статистические (статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования).



Опытно-экспериментальной базой исследования являлся ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (АКВТ). На разных этапах исследования участвовали 137 студентов и преподавателей. Базовыми явились группы студентов АКВТ (Астраханского колледжа вычислительной техники)  по следующим специальностям: «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»; «Автоматизация технологических процессов и производств нефтяной и газовой промышленности»; «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности».

Исследование проводилось в несколько этапов.



Первый этап (2003 – 2004 гг.) – аналитико-диагностический. Проводилось исследование проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа; изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая литература и диссертационные исследования по проблеме языковой подготовки студентов технических специальностей; анализировался опыт преподавания иностранного языка традиционными средствами и средствами мультимедиа. В этот период был сформирован понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза, намечены цель и задачи, выбраны пути и средства разработки модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Второй этап (2004 - 2008 гг.) – опытно-экспериментальный. Проведен констатирующий эксперимент, выявлен интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа. Реализован формирующий этап эксперимента, разработана и апробирована модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Проводились анализ и сравнение полученных результатов.

Третий этап (2008 г.) – обобщающий. Осуществлялась всесторонняя проверка, систематизация и обобщение полученных результатов; формулировались выводы, разработаны методические рекомендации; оформлялось диссертационное исследование; определялись дальнейшие направления исследования проблемы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью начальных позиций и теоретических положений; организацией опытно-экспериментальной работы в учреждении среднего профессионального образования; единством взаимодополняющих общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым опытом.

Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблемы научного обоснования, моделирования и реализации процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, в соответствии с которой: уточнены научные представления о сущности языковой компетенции студентов технического колледжа, которая рассматривается, как способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности; определены интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа; разработана модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, включающая последовательность этапов: информационно-ориентировочного, преобразовательно-корректирующего и деятельностного; определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию компетентностного подхода. Понятийный аппарат теории и методики профессионального образования обогащен современным знанием: о сущности и структуре понятия «языковая компетенция студентов технического колледжа»; об интегративном критерии и уровнях сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа; о модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Полученные результаты послужат теоретической базой для дальнейших исследований в области разработки проблемы языковой подготовки студентов технического колледжа.

Практическая ценность исследования состоит в том, что обоснованные теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения практики языковой подготовки студентов технического колледжа. Разработанная и экспериментально проверенная в исследовании модель формирования языковой компетенции студентов колледжа средствами мультимедиа служит основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Материалы исследования находят отражение в методических рекомендациях «Формирование языковой компетенции студентов с использованием мультимедиа», которые могут применяться в процессе обучения в учреждениях СПО. Подобран и апробирован комплекс диагностических методик, позволяющий преподавателям учреждений СПО более качественно диагностировать сформированность языковой компетенции студентов и повысить уровень подготовки специалистов. Апробированное учебно-методическое пособие, направленное на формирование языковой компетенции студентов технического колледжа, может использоваться в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Языковая компетенция студентов технического колледжа представляет собой способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности. В структуру языковой компетенции входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный.

2. Интегративным критерием сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа является адекватность реализации языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности (чтение, аудирование, перевод, устная и письменная речь). Данный критерий положен в основу определения уровней сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа (низкий, средний, высокий).

3. Модель процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа представляет собой совокупность компонентов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный (основные направления деятельности); операционный (этапы, задачи, методы, средства, промежуточные результаты); оценочно-результативный (интегративный критерий, уровни, результат), педагогические условия.

4. Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, являются следующие: 1) управление познавательной деятельностью студентов технического колледжа посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории; 2) интеграция содержания технических дисциплин и иностранного языка посредством систематической реализации межпредметных связей; 3) организация непрерывного процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения; 4) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка как инструмента, способствующего оптимизации профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия в научно-практических конференциях, публикации материалов в различных научных, научно-методических изданиях. Материалы исследования нашли свое отражение в 15 опубликованных работах, в том числе 1 научная статья в Вестнике Астраханского государственного технического университета (Астрахань, 2006) и 3 научные статьи в Вестнике государственного университета управления, (Москва, 2008), рекомендованных ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе организации учебного процесса в ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники». Полученные результаты исследования внедрены в практику работы ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники», ФГОУ СПО «Астраханский колледж строительства и экономики», ФСПО АГТУ «Финансово-экономическое отделение», Астраханского института повышения квалификации и переподготовки.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (162 источника) и 4 приложений. Основной текст изложен на 132 страницах. Работа содержит 12 рисунков и 24 таблицы. Объем диссертации составляет 156 страниц.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется предмет, объект, цель работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обозначаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа» представлен теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, раскрыта сущность и структура языковой компетенции студентов технического колледжа; рассматривается проблема формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, обоснованы интегрированный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа.

Выявление сущности понятия «языковая компетенция» потребовало уточнения содержания таких дефиниций, как «компетенция» и «компетентность», которые являются основными категориями, использующимися в рамках компетентностного подхода в образовании. Важной характеристикой последнего является активная деятельность обучаемых в процессе овладения знаниями и опытом познавательной деятельности. Теория деятельностного подхода является ключевым направлением экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), философии прагматизма (Дж. Дьюи, А. Маслоу, Э. Кэли, Ч. Пирс и др.). Согласно взглядам Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса человек способен реализовать себя в творческой деятельности, развивая потенциал своих возможностей. По утверждению К. Маркса и Ф. Энгельса, личность развивается в деятельности.

Большой вклад в изучение проблемы компетентностного подхода в образовании внесли отечественные и зарубежные ученые (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.В. Башаев, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Д.С. Ермаков, Э. Зеер, И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, А.И. Чернов, П.Г. Щедровицкий, В. Чипанах, Г. Вайлер, Я. Лефстед и др.). На основе анализа научной литературы установлено отсутствие единого определения категорий «компетентность» и «компетенция».

Так, компетенция по А.В. Хуторскому представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность, в свою очередь, характеризует владение, обладание учеником соответствующей компетенцией; совокупность личностных качеств ученика, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определённой социально-значимой сфере.

Так как в нашей работе говорится о языковой компетенции, то целесообразно рассмотреть различные взгляды на данную категорию.

Согласно утверждению Н. Хомского, языковая компетенция – это способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаний и правил их соединения. А.П. Василевич и А.Е. Иванова рассматривают языковую компетенцию как интеграцию речевых умений, необходимых для коммуникации и овладения языком как учебной дисциплиной. В свою очередь, Божович Е.Д. понимает языковую компетенцию как психологическую систему, состоящую из речевого опыта и знаний о языке, структура, которой представляет собой интеграцию фонетического, морфологического, лексического, фразеологического и синтаксического уровней. М.Н. Вятютнев трактует языковую компетенцию как систему правил для передачи значений с помощью единиц языка различных уровней; способность использовать говорящим системно-структурные образования семантического, синтаксического, морфологического и фонологического характера. А.А. Леонтьев определяет языковую компетенцию как языковую способность, языковой процесс и языковой стандарт.

Несмотря на то, что ученые акцентируют свое внимание на определении «языковая компетенция», проблема формирования таковой у студентов технического колледжа остается в определенной степени недостаточно раскрытой в современных исследованиях, поскольку работы в рассматриваемой области посвящены формированию языковой компетенции школьников (Е.Д. Божович, А.П. Василевич, М.Н. Вятюнев, А.Е. Иванова, М.К. Кабардов, А.А. Леонтьев, Н. Хомский и др.).

Относительно языковой подготовки студентов технических специальностей наиболее исследуемыми темами являются проблемы развития отдельных видов речевой деятельности и особенности работы по формированию фонетических, грамматических и лексических знаний (И.М. Берман, Е.Я. Егорченкова, М.А. Кудашова, Р.А. Кузнецова, А.А. Миролюбов, И.А. Орехова, П.Д. Русакова, Е.В. Синявская, Л.Ф. Столбовая, С.К. Фоломкина и др.).

А потому мы видим необходимость в определении языковой компетенции студентов технического колледжа, которая рассматривается в нашей работе, как способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.

Проведенный нами анализ подходов к структурированию компетенции показал, что в состав языковой компетенции входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный.

Мотивационный компонент представляет собой сложное взаимодействие потребностей, мотивов и целей деятельности (как будущего результата). А потому мотивационный компонент языковой компетенции предполагает осознание студентами технического колледжа значимости изучения иностранного языка в процессе профессиональной подготовки, а также его применения в будущей профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент включает систему знаний и опыт познавательной деятельности в области иностранного языка, необходимых для осуществления коммуникации с носителями языка и получения информации из иноязычных источников.

Операционный компонент предусматривает способность адекватно осуществлять рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, перевод, письменную и устную речь.

Следует отметить, что вышеперечисленные компоненты являются основой как языковой компетенции студентов технического колледжа, так и входящих в её состав ключевых фонетической, лексической, грамматической компетенций (рисунок 1).

Ключевая фонетическая компетенция – способность реализовать в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности совокупность звуковых средств иностранного языка: артикуляцию звуков; восприятие и воспроизведение интонации языка; перевод звуков и транскрипционных знаков в буквенную форму.

Ключевая грамматическая компетенция – способность использовать пассивный грамматический минимум в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и активный грамматический минимум в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь).

Ключевая лексическая компетенция – способность использовать пассивный (рецептивный) словарный запас в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и активный (репродуктивный) словарный запас в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь).
Рисунок 1

Структура языковой компетенции студентов технического колледжа

К

люч е

в

ы е
к

о

мп е

т е н ц и и





Мотивационный компонент

– осознание значимости изучения иностранного (английского) языка в процессе профессиональной подготовки, а также его применения в профессиональной деятельности




Фонетическая компетенция –

способность реализовать в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности совокупность звуковых средств иностранного языка: артикуляцию звуков; восприятие и воспроизведение интонации языка; перевод звуков и транскрипционных знаков в буквенную форму










Грамматическая компетенция –

способность использовать пассивный грамматический минимум в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и

активный грамматический минимум в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь)






Когнитивный компонент

– система знаний и опыт познавательной деятельности в области иностранного (английского) языка, необходимых для осуществления коммуникации с носителями языка и получения информации из иноязычных источников








Операционный компонент

– способность адекватно осуществлять рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, перевод, письменная и устная речь




Лексическая компетенция

способность использовать пассивный (рецептивный) словарный запас в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и активный (репродуктивный) словарный запас в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь)






Анализ проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа позволил выделить ряд особенностей данного процесса.

Во-первых, практическая направленность формирования языковой компетенции с опорой на знание специальности и использование межпредметных связей. Из имеющихся подходов к определению практической направленности обучения иностранным языкам в наибольшей степени соответствует нашему пониманию взгляды таких ученых (Э. Отто, Ф. Аронштейн, Ч. Фриз и Р. Ладо и др.), которые ратуют за развитие всех видов речевой деятельности, при этом приоритетным направлением определяют чтение. А также мы поддерживаем исследователей (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, В.А. Бухбиндер, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, А.А. Леонтьев, П.Б. Гурвич и др.), которые стремятся синтезировать чёткую речевую направленность обучения (с превалирующей ориентацией на устную речь) и психологически обоснованное использование сознательной систематизации языкового материала.

Во-вторых, прикладной вектор мотивации обучения студентов технического колледжа обусловлен повышением роли английского языка в современном информационном обществе, что объясняется тесной связью последнего и ИКТ, поскольку в процессе работы с программными продуктами компьютер предлагает пользователю команды и сообщения на английском языке, которые необходимо адекватно понять для успешного выполнения задания.

В-третьих, специфика обучения фонетике, грамматике и лексике заключается в том, что студентам технического колледжа следует сообщать теоретические сведения об иностранном языке только в том объёме, в котором последние способствуют выработке речевых действий, так как в технических учебных заведениях иностранному языку обучают только как средству общения.

Учитывая особенности формирования языковой компетенции студентов технического колледжа, весьма перспективным представляется применение мультимедиа в языковом образовании, поскольку мультимедийная технология предоставляет возможность синкретичного обучения, то есть одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа и т.п. Мультимедийные средства позволяют: 1) отображать на мониторах всей группы (избранного студента) лекционный аудио- и видеоматериал; 2) осуществлять контроль, последовательно или выборочно наблюдая за процессом обучения каждого студента; 3) обеспечивать дистанционное управление с помощью клавиатуры и мыши компьютера преподавателя или другого студента; 4) осуществлять дифференцированное и индивидуальное обучение в группе; 5) проводить во время занятий дискуссию. Таким образом, мультимедийные обучающие средства обеспечивают интегрированную информационно-образовательную среду для формирования языковой компетенции студентов технического колледжа, что повышает уровень усвоения учебного материала.

Основываясь на работах по проблеме определения критериев, определен интегративный критерий сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа: адекватность реализации языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование, устная и письменная речь). В свою очередь, выделенный нами интегративный критерий был положен в основу определения уровней сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа: низкий уровень; средний уровень; высокий уровень.

Во второй главе «Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа» представлен диагностический инструментарий для выделения уровней сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа; теоретически обоснована и апробирована модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа; изложены содержание и анализ результатов экспериментальной работы по формированию языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, определены педагогические условия.



Для проведения измерения степени сформированности ключевых фонетической, грамматической и лексической компетенций, входящих в состав языковой компетенции студентов технического колледжа подобран и апробирован диагностический инструментарий.

Далее на базе теоретических аспектов моделирования, а также на основании полученных данных о сущности и структуре языковой компетенции студентов технического колледжа, уровней ее сформированности, определенных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа (рисунок 2).

Рисунок 2

Модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа


Педагогические условия: 1) управление познавательной деятельностью студентов технического колледжа посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории; 2) интеграция содержания технических дисциплин и иностранного языка посредством систематической реализации межпредметных связей; 3) организация непрерывного процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения; 4) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка как инструмента, способствующего оптимизации профессиональной деятельности.


Исходя из общих представлений о структуре педагогического процесса, компонентами модели выделены: 1) целевой (цель, задачи, принципы); 2) содержательный (основные направления деятельности); 3) операционный (этапы, задачи, методы, средства промежуточные результаты); 4) оценочно-результативный (интегративный критерий, уровни, результат); 5) педагогические условия.

Важным системообразующим компонентом модели (рисунок 2) является целевой, включающий в себя цель как идеальный прообраз результата функционирования модели, задачи – частные (промежуточные) цели, предполагающие действия (шаги) по достижению промежуточных результатов, а также принципы, направляющие педагогическую деятельность и весь процесс обучения в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

В качестве цели мы определяем: повышение уровня сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа. Для ее достижения необходимо решить ряд задач: 1) осознание значимости изучения иностранного (английского) языка в процессе профессиональной подготовки, а также его применения в профессиональной деятельности; 2) приобретение системы знаний и опыта познавательной деятельности в области иностранного языка, необходимых для осуществления коммуникации с носителями языка и получения информации из иноязычных источников; 3) развитие способности использовать совокупность языковых знаний, применяемых в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности с целью решения профессиональных проблем; 4) развитие и применение сформированных ключевых компетенций в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности: чтении, аудировании, переводе, устной и письменной речи.

При проектировании модели формирования языковой компетенции студентов технических специальностей средствами мультимедиа мы основывались на следующих принципах: научности, доступности, наглядности, системности, интерактивности, сознательности и творческой активности.

Принцип научности базируется на постоянном взаимодействии науки и учебной дисциплины. Иными словами, содержание учебного материала должно соответствовать обновляющимся научным знаниям, поскольку в языке время от времени происходят изменения. Принцип доступности реализован в нашей экспериментальной деятельности посредством учета данных анкетирования, бесед и срезов. Учет данного принципа позволил предотвратить интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, оказывающие отрицательное влияние на физическое и психическое состояние участников эксперимента. При этом обучение не было лёгким, так как было уделено особое внимание сбалансированности данного принципа во избежание перекосов как в сторону усложнения, так и в сторону упрощения обучения. Реализация принципа наглядности особенно значима для студентов, так как в их возрасте более активной является зрительная память. Так, интегрированное представление аудиовизуальной информации посредством мультимедиа в экспериментальных группах обеспечило полисенсорное восприятие языкового материала, повысив при этом эффективность процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа. Объективная необходимость системного представления учебного материала обоснована в дидактике давно. Так, по утверждению Я.А. Коменского, книги должны иметь разделы, логично соединённые между собой, поскольку структурная организация учебного материала обеспечивает лучшее понимание и запоминание, а также быстрое многократное обращение к отдельным вопросам. В мультимедийных учебных программах необходима систематичность и структурно-функциональная связанность представления учебной информации, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность быстрого и лёгкого доступа обучаемых к любому учебному материалу. В контексте нашего исследования интерактивность мультимедийных учебных программ означает активное взаимодействие последних с участниками эксперимента, то есть обеспечение условий для диалога. Действительно, электронные обучающие программы выдавали объяснения, подсказки, новые вопросы и задания после анализа и оценки выполненной работы. Принцип сознательности и творческой активности в нашем эксперименте предполагал, что усвоение языкового материала должно осуществляться осознанно, поскольку интуитивное овладение может привести к ошибочному использованию языковых явлений и, как следствие, неправильному пониманию иноязычной информации. Наряду с этим сознательность в овладении языком не была подменена теорией языка.

Содержательный компонент модели раскрывается через основные направления деятельности по формированию языковой компетенции: фонетическая, грамматическая и лексическая компетенции (рис. 2).



Операционный компонент модели включает в себя описание этапов формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, а также задач, методов, средств и результатов обучения, адекватных цели функционирования модели. В состав операционного компонента разработанной нами модели входят 3 этапа моделируемого процесса: информационно-ориентировочный, преобразовательно-корректирую- щий и деятельностный.

Оценочно-результативный компонент модели включает в себя три элемента: интегративный критерий сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа, уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа и результат функционирования модели.

Для эффективного формирования языковой компетенции студентов технического колледжа определены следующие педагогические условия:

1) управление познавательной деятельностью студентов технического колледжа посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории; 2) интеграция содержания технических дисциплин и иностранного языка посредством систематической реализации межпредметных связей; 3) организация непрерывности процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения; 4) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка как инструмента, способствующего оптимизации профессиональной деятельности.

Выделенные педагогические условия формирования языковой компетенции студентов технического колледжа следует реализовывать в совокупности. Кратко охарактеризуем каждое условие.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания студентами знаний, технической информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме текстового материала. Индивидуальная форма работы, которую обеспечивают мультимедийные средства обучения, приучают студентов к самостоятельности и настраивают их на ответственное отношение к изучаемому материалу. Самостоятельная работа мобилизует умственные возможности, стимулирует и активизирует мыслительную деятельность студентов. Таким образом, первым условием формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа обозначено управление познавательной деятельностью студентов технического колледжа посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Эффективность работы с компьютерными программными продуктами зависит от уровня языковой подготовки по дисциплине «Иностранный язык» (английский язык). К тому же ИКТ выступают в качестве содержания обучения студентов технического колледжа, а потому целесообразно использовать языковой материал, ориентированный на будущую профессиональную деятельность студентов, чтобы они могли адекватно воспринимать сообщения и команды компьютера, осуществлять коммуникацию на иностранном языке, получать информацию из иноязычных источников. Работа с компьютерными программными продуктами позволяет студентам технических специальностей погрузиться в естественную иноязычную среду. А потому вторым условием формирования языковой компетенции студентов технического колледжа определена интеграция содержания технических дисциплин и иностранного языка посредством систематической реализации межпредметных связей.

В связи с тем, что обучение иностранному языку предполагает изучение нового материала на каждом курсе, третьим педагогическим условием, способствующим эффективному реализации исследуемого процесса, является организация непрерывности процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий во всех производственных сферах способствует пониманию студентами технического колледжа необходимости знания английского языка в работе с компьютерными программными продуктами, что, в свою очередь, содействует повышению значимости языковой подготовки по дисциплине «Иностранный язык». При этом осознание важности иноязычной подготовки в период обучения подкрепляется регулярными профильными заданиями, основанными на терминологии английского языка, используемой в компьютерных программных продуктах. Активная информационная деятельность обучающихся не только повышает степень восприятия учебного материала, но и развивает их интерес к изучению иностранного языка, стремление к лучшему результату. На основании изложенного выше мы выделяем четвертое условие: повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка как инструмента, способствующего оптимизации профессиональной деятельности.

Разработанная модель была апробирована в ходе формирующего эксперимента (2004 - 2008 гг.) Экспериментальная работа проходила в 3 этапа в течение 4–х лет: I этап – работа со студентами 1 курса; II этап – работа со студентами 2 и 3 курсов; III этап – работа со студентами 4 курса. В проведении эксперимента приняли участие 12 групп студентов ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники», которые были разделены на контрольные и экспериментальные. Специально отбор в эти группы не проводился, они были сформированы с первого года обучения. Количество студентов в группах колебалось от 8 до 16 человек. В эксперименте было задействовано 108 студентов АКВТ (53 человека – в контрольных группах, 55 – в экспериментальных).

Уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа определялись по результатам среза. Расчет первичных баллов производился по дихометрической модели: за каждый правильный ответ студент получал 1 балл. Следовательно, итоговые первичные баллы в каждом виде деятельности представляли собой суммирование количества правильно выполненных заданий. Далее первичные баллы переводились в 100 балльную систему с учетом весового коэффициента. А затем на основе экспертных оценок осуществлялся расчет ранговых баллов.

Анализ срезов в начале и конце каждого этапа позволил нам установить, что результаты сформированности языковой компетенции студентов в экспериментальных группах существенно превосходят результаты в контрольных группах.



Для показателей, исследуемых на каждом этапе, с помощью программы Microsoft Excel 2000 и интегрированного статистического пакета SPSS 11.5. рассчитаны объем выборки (N); минимум (Minimum); максимум (Maximum); среднеквадратичное отклонение (Std); значения асимметрии (Skewness) и эксцесса (Kurtosis) и их стандартные ошибки (Std Error).

В связи с тем, что экспериментальные данные имеют закон распределения, близкий к нормальному, для оценки достоверности различий использован параметрический t-критерий Стьюдента.

В начале I этапа достоверные различия между результатами контрольных и экспериментальных групп не выявлены В конце I этапа выявлены достоверные (на уровне значимости р≤0,001) различия по показателям «фонетика», «грамматика», «лексика».

Как в начале, так и в конце II этапа выявлены достоверные (на уровне значимости р≤0,01) различия между результатами контрольной и экспериментальной групп по всем составляющим языковой компетенции (фонетика, грамматика, лексика).

На III этапе выявлены достоверные (на уровне значимости р≤0,01) различия между результатами контрольной и экспериментальной групп по языковой компетенции в целом как в начале, так и в конце данного этапа.

Динамика формирования языковой компетенции студентов прослеживается в представленных ниже таблице и рисунке (таблица 1; рисунок 3).



Таблица 1

Динамика формирования языковой компетенции в ходе формирующего эксперимента


Уровни

КГ, чел. / %

КГ, чел. / %

ЭГ, чел. / %

ЭГ, чел. / %

до экс.

после экс.

до экс.

после экс.

низкий

40/75,5%

32/60,4%

42/76,4%

1/1,8%

средний

12/22,6%

16/30,2%

11/20 %

32/58,2%

высокий

1/1,9%

5/9,4%

2/3,6%

22/40%


Рисунок 3

Динамика формирования языковой компетенции в ходе формирующего эксперимента

Из таблицы видно, что в начале эксперимента в контрольных и экспериментальных группах были диагностированы студенты с низким, средним и высоким уровнями. Как в контрольных, так и в экспериментальных группах по завершению формирующего эксперимента повысился уровень сформированности языковой компетенции. При этом показатели сформированности языковой компетенции в экспериментальных группах значительно выше по сравнению с результатами в контрольных группах. Так, в контрольных группах сократилось количество студентов с низким уровнем на 8 человек (на 15 %), а в экспериментальных группах – на 41 человек (на 74,5 %). Соответственно они достигли среднего уровня. В свою очередь, в контрольных группах число студентов со средним уровнем увеличилось на 4 человека (на 7,5 %), а в экспериментальных группах на 21 человек (на 38,1 %). Если до проведения формирующего эксперимента в экспериментальных группах на высоком уровне насчитывалось 2 студента (3,6 %), то по его завершению их количество достигло 22 человек (40 %). Наряду с   этим в контрольных группах на высоком уровне произошло изменение с 1 человека (1,8 %) до 5 человек (9,4 %). Полученные в ходе нашего исследования результаты позволяют сделать вывод о действенности разработанной нами модели формирования языковой компетенции студентов технических специальностей колледжа средствами мультимедиа.



В заключении сформулированы выводы по диссертации, а также намечены перспективы дальнейшего исследования.

Нами было уточнено определение языковой компетенции студентов технического колледжа и ее структурные компоненты.

Языковая компетенция студентов технического колледжа представляет собой способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности. В структуру языковой компетенции входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный.

Определен интегративный критерий сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа – адекватность реализации языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование, устная и письменная речь), который был положен в основу определения уровней сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа: низкий уровень (до 50 %); средний уровень (51 – 80 %); высокий уровень (81 – 100 %).

Была разработана и апробирована модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, компонентами которой являются: 1) целевой (цель, задачи, принципы); 2) содержательный (основные направления деятельности); 3) операционный (этапы, задачи, методы, средства и промежуточные результаты); 4) оценочно-результативный (интегративный критерий, уровни, результат); 5) педагогические условия.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить задачи и достигнуть цели исследования. Безусловно, проблема формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа этим исследованием не исчерпывается. Наше исследование представляет собой лишь один из подходов к решению проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.



Основные перспективы исследования связаны с применением полученных результатов в организации и оптимизации процесса обучения иностранному языку в сфере профессиональной подготовки студентов технического колледжа. В дальнейшем предполагается совершенствование теории и практики языковой подготовки студентов технического колледжа с использованием средств мультимедиа, модернизация содержательного материала, организация дистанционного обучения студентов заочного отделения.
Основное содержание диссертации и результаты исследования

отражены в следующих публикациях автора:
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах,

входящих в реестр ВАК РФ


  1. Пенская, З.П. Практическое использование информационных технологий в процессе формирования языковой компетенции студентов технических специальностей [Текст] / З.П. Пенская // Вестник Астраханского государственного технического университета. – Астрахань, 2006. - № 6 (35). – С. 333 – 338. (0,6 п.л.)

  2. Пенская, З.П. Формирование языковой компетенции студентов технических специальностей с использованием мультимедиа [Текст] / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). – Москва, 2008. - № 8 (46). – С. 113 – 114. (0,38 п.л.)

  3. Пенская, З.П. Изучение процесса языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа [Текст] / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). – Москва, 2008. - № 9 (47). – С. 91 - 92. (0,35 п.л.)

  4. Пенская, З.П. Педагогические условия языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа [Текст] / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). – Москва, 2008. - № 10 (48). – С. 124 – 125. (0,35 п.л.)

Научные статьи

  1. Пенская, З.П. Компетентностный подход в языковой подготовке специалистов [Текст] / З.П. Пенская // II Всероссийская научно-практическая конференция. Российское образование в ХХI веке: проблемы и перспективы. – Пенза, 2006. – С. 101 – 104. (0,3 п.л.)

  2. Пенская, З. П. Особенности обучения иностранному языку студентов технических специальностей [Текст] / З.П. Пенская // Гуманитарные исследования: журнал фундаментальных и прикладных исследований. – Астрахань, 2006. - №  4 (20). – С. 35 – 40. (0,6 п.л.)

  3. Пенская, З.П. Зависимость адекватности перевода технических текстов от уровня сформированности языковой компетенции [Текст] / З.П. Пенская // Всероссийская научно-практическая конференция. Вопросы теории и перевода. – Пенза, 2007. – С. 111 - 113. (0,3 п.л.)

  4. Пенская, З.П. Информационные технологии в профессиональном образовании [Текст] / З.П. Пенская // I Международная научная конференция. Язык и межкультурная коммуникация. – Астрахань, 2007. – С. 281 - 283. (0,35 п.л.)

  5. Пенская, З.П. Практическая направленность обучения иностранным языкам как условие интенсификации языковой подготовки студентов технических специальностей [Текст] / З.П. Пенская // Сб. статей Всероссийской крнференции (с международным участием). Основные проблемы современного языкознания. – Астрахань: Издательство: Сорокин Роман Васильевич, 2007. – С. 153 – 156. (0,3 п.л.)

  6. Пенская, З.П. Применение информационных технологий как оптимальное педагогическое условие профессиональной подготовки [Текст] / З.П. Пенская // I Международная научно-техническая конференция молодых специалистов, аспирантов и студентов. Математическое и компьютерное моделирование естественнонаучных и социальных проблем. - Пенза, 2007. – С. 70 – 72. (0,3 п.л.)

  7. Пенская, З.П. Роль информационных технологий в профессиональной подготовке студентов технических специальностей [Текст] / З.П. Пенская // IX Международная научно-практическая конференция. Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве. – Пенза, 2007. – С. 278 – 280. (0,35 п.л.)

  8. Penskaya, Z.P. Development of Information Technology in Education. // XIX Международная научно-техническая конференция. Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. – Пенза, 2007. – С. 195 -198. (0,3 п.л.)

  9. Penskaya, Z.P. Information Technology in Education [Электронный ресурс]: Материалы конференции, Астрахань, 2007. – Режим доступа: http // www lingvomaster.ru (0,3 п.л.)

Учебно-методическое пособие

  1. Пенская, З.П. Английский язык [Текст]: учебно-метод. пособие / З.П. Пенская. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКПП», 2007. – 76 с. (4,5 п.л.)

Методические рекомендации

  1. Митячкин, Д.В., Пенская З.П. Формирование языковой компетенции студентов технических специальностей с использованием мультимедиа: метод. реком. [Текст] / Д.В. Митячкин, З.П. Пенская. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 19 с. (1 п.л.)