страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Формирование субъекта профессионального самоопределения, его «я-концепции»» - страница №1/1
Тема: «Формирование субъекта профессионального самоопределения, его «я-концепции»». Цель: показать смысл и пути формирования субъекта профессионального самоопределения, его «я-концепции» Осуществляя профинформацию среди школьников, нельзя не затрагивать такой важный процесс, как формирование субъекта профессионального самоопределения, его «я-концепции». Формирование субъекта профессионального самоопределения, его «я-концепции» в условиях школы предполагает приобретение учениками качеств самостоятельной, уверенной в себе, ответственной, дисциплинированной, настойчивой, выдержанной, коммуникативно-компетентной, толерантной личности, способной понять и изучить свои слабые и сильные стороны характера, развития психики, наметить пути самосовершенствования. Говоря о «Я-концепция», то это обобщенное представление личности о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще говорят психологи, «Я-концепция» — это «теория самого себя». Напомню, что установки, направленные на самого себя, составляют: 1) «образ Я» — знания, представление индивида о самом себе (самопонимание себя) 2) самооценку — эмоционально окрашенную оценку этого представления - (оценка себя, сопоставление «реального Я» с образом «идеального Я») 3) потенциальную поведенческую реакцию — те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой (способность к самоконтролю, социальные стереотипы, навыки, отношение к себе, ощущение себя, осознание своих целей, желаний). «Я-концепция» не просто продукт самосознания, это важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его выбор, общение с людьми. В психологии принято выделять две формы «Я-концепции» — реальную (представление личности о себе, о том, «какой я есть») и идеальную (представление личности о себе в соответствии с желаниями «каким бы я хотел быть») (слайд 16,17,18). По периодизации Климова, на 4 стадии оптации, ситуации выбора профессионального пути и на 5 стадии – профессиональной подготовки у человека должна уже быть сформирована собственная «Я-концепция», помогающая ему в дальнейшем пройти оставшиеся стадии развития: вхождение в профессию в качестве компетентного работника, мастера своего дела, пользующегося авторитетом, умеющего быть наставником. (3,4 слайд). Вот почему одна из основных задач школы – воспитать подрастающее поколение с их «Я концепцией» социально мобильными, инициативными, легко и пластично реагирующими на изменяющиеся условия, умеющими находить адекватные способы самореализации и самоопределения. В настоящее время президентская инициатива: «Наша новая школа» диктует и обязывает работать педагогический коллектив так, чтобы помочь ученикам раскрыть свои способности, интересы, подготовиться к взрослой жизни, научиться думать, планировать, мобилизировать свою энергию на успех. Использование разнообразных форм учебной, воспитательной, социально-психологической работы по новым стандартам во многом обеспечивает процесс формирования субъекта профессионального самоопределения. Большая роль во взаимодействии психолога с учениками должна быть отведена коррекционно-развивающим играм и упражнениям на развитие самоконтроля, познавательных процессов, коммуникативных навыков, осознание образа «Я». Приложение к теме Коррекционно-развивающие игры и упражнения по возрастам, направленные на формирование субъекта профессионального самоопределения. Начальное звено обучения Упражнения по развитию познавательных процессов в начальных классах (1-2класс) Упражнение «Художник» (цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей). Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка. Замечания: Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?» Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, имеющий профессию художника? Упражнение «Разведчики» (цель — развитие наблюдательности, памяти). Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д. Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел. Ребята, как вы думаете, разведчик это профессия? Если нет, то к какой профессии относится? Какими качествами должны обладать люди, посвятившие себя военному делу? Упражнение «Портрет» Цель: Направлено на умение выделять в своей личности специфические черты, а также замечать особенности окружающих тебя людей. Участники рисуют свой портрет не подписывая его, далее портреты передаются по кругу и каждый пишет имя предполагаемого автора. Затем проводится подсчет правильных ответов, при этом выявляется самый наблюдательный, и тот, кто наиболее верно передал свои особенности. Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой. Обсуждение. Что помогло найти свой орех? Ведущий. В толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Можно вспомнить пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время. «Мой портрет в лучах солнца». Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Что такое уважение к чувствам другого человека? Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает? И н с т р у к ц и я для участников-«модельеров»: Вам необходимо за 20 минут создать образ женщины, который олицетворял бы праздник жизни, это может быть сама элегантность или любовь, а может быть ещё что-то, на ваше усмотрение. Вы не можете советоваться с командой посредством речи, но можете обратиться к ним за помощью посредством мимики и жестов. Команда помогает лишь в тот момент, когда каждый ее участник понял, о чем речь. По окончании работы будьте готовы презентовать ваше творение. Команды работают по разным углам комнаты, в образе модели предлагается выступить одному из членов команды. По завершении работы проводится презентация «Показ мод» и все участники награждаются аплодисментами. Затем все рассаживаются в круг и проводится рефлексия на упражнение. Особое внимание ведущий уделяет «модельерам» и «моделям». Игра «Три судьбы» Цель: помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.). Возраст: 14-16 лет (8-11 класс). Ход игры: Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Школьникам дается инструкция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине следующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-годов XX столетия закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей. Первый — это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй — выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий — удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье — сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...). Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли он счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли». Главные игроки выходят в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 2—3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной семейной жизни, досуга. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т. е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении. При обсуждении ведущий сначала может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками. Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?» |
|