Формирование системы церковной периодической печати в России XIX начала XX веков: историко-типологический анализ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. И. Суворов политический терроризм в России XIX начала XX веков... 1 198.77kb.
Формирование языка комикса в европейской графике XVIII-XIX веков... 1 18.92kb.
Идейно-тематическая специфика рубрики «дневник» в газете 1 36.09kb.
Общественно-политическое развитие России на рубеже xix–xx веков 1 159.02kb.
Русская народная культура в отечественной историографии середины... 1 362.56kb.
Православная антимусульманская полемика в россии второй половины... 1 251.25kb.
История цензуры в россии XVIII-XX веков 1 41.82kb.
Научные публикации сотрудников гбоу дпо нгиув минздрава россии, посвящённые... 1 100.25kb.
Программы дисциплины «История отечественной журналистики» Цели и... 1 58.86kb.
Книга «Наш балет» первый опыт написания истории балета в России с... 1 219.12kb.
Всего часов 1 46.13kb.
Древнехристианские и оптинские старцы 5 1854.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование системы церковной периодической печати в России XIX начала XX веков - страница №1/3



Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Нетужилов Константин Евгеньевич


Формирование системы церковной периодической печати в России XIX - начала XX веков:

историко-типологический анализ

Специальность 10.01.10 – журналистика

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на кафедре истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета



Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Жирков Геннадий Васильевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Коньков Владимир Иванович

доктор филологических наук, профессор

Котельников Владимир Алексеевич

доктор филологических наук, профессор

Пирожкова Татьяна Федоровна

Ведущая организация: Российский государственный

гуманитарный университет



Защита состоится 18 февраля 2010 г. в 16 часов на заседании совета Д 212. 232.17 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д.26, факультет журналистики СПбГУ, ауд.303.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан « »______________ 2010 года

Учёный секретарь

диссертационного совета Л.Г.Фещенко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. История отечественной журналистики исследована довольно неравномерно: некоторые явления изучены глубоко и разносторонне, другие, наоборот, недостаточно. К числу несомненных информационных лакун принадлежит история церковной периодической печати дореволюционной России. Между тем, церковная журналистика ХIХ – начала ХХ вв. представляет собой сложный и значительный памятник истории отечественной общественной мысли. К настоящему времени нами выявлено более 360 церковных периодических изданий, существовавших на территории Российской империи в период между 1821 и 1917гг. Широко представлены различные типы изданий – информационные, научные, апологетические, миссионерские, художественные и т.д. Часть из них носила официальный характер (издания Св. Синода, епархиальных управлений и консисторий). Свои журналы и газеты имели духовные учебные заведения – академии и семинарии. Полуофициальный характер носили издания различных церковных братств и обществ. Наконец, существовал пласт частной прессы, издаваемой отдельными представителями православного духовенства.

Церковные газеты и журналы XIX- начала XX вв. предлагали на своих страницах официальные сообщения и хроникальные известия, статистические сведения, различные материалы не только богословского или церковно-исторического, но и политического, экономического содержания; в них обширно публиковалось мемуарное и эпистолярное наследие деятелей церкви и государства. Многоплановость их содержания создает гигантский пласт информации интересной и важной не только для специалистов по истории церкви, но и для филологов, философов, религиоведов, социологов, искусствоведов и т.д.

Между тем сама история церковной журналистики представлена в научной литературе фрагментарно. Несмотря на массовую включенность материалов дореволюционной церковной повременной печати в современную гуманитарную культуру, существующие на сегодняшний день фундаментальные труды по истории журналистики почти полностью игнорируют данную тему. Не говоря о работах советского периода, где она была обойдена вниманием по понятным причинам, следует указать, что и в современных монографиях и сборниках, как по истории отечественной журналистики, так и по истории православной церкви тема церковной периодической печати XIX – начала XX вв. освещена крайне неравномерно.

В диссертации впервые в отечественной и зарубежной историографии подвергается специальному изучению история формирования дореволюционной церковной периодической печати в России. Исследование охватывает все периодические издания Русской православной церкви, выходившие в свет в Российской империи на русском языке.



Объектом исследования является система отечественных церковных периодических изданий XIХ – начала XX вв. в контексте церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предметно-тематическое наполнение ее изданий, а также их типологические и структурные особенности.

Предмет исследования включает эволюцию, основные этапы развития отечественной церковной периодики, ее функционально-типологические и предметно-тематические особенности, значение в истории отечественной культуры и журналистики, ее роль и влияние на жизнь общества.

Целью данной работы является всестороннее исследование и выявление основных закономерностей формирования и функционирования на информационном пространстве дореволюционной России системы церковных периодических изданий в связи с процессом ее становления и развития в течение XIX – начала XX вв., изучение ее типологии, предметно-тематического наполнения, характерных особенностей церковной публицистики.

Задачи исследования. Тема исследования предполагает решение следующих задач:

  1. Детально изучить современное состояние отечественной и зарубежной историографии, относящейся к теме исследования; оценить состояние источниковой базы;

  2. Выявить условия и факторы зарождения, воссоздать целостную картину истории развития и функционирования дореволюционной церковной периодической печати, проследить ее связь с процессами, происходившими в церковной жизни, взаимодействие с обществом и государством в социально-историческом и культурном контексте;

  3. Выявить закономерности развития системы церковной периодики в дореволюционной России, ее особенности и типологию;

  4. На основе изучения всего массива дореволюционных периодических изданий определить и охарактеризовать их основные типологические и структурные особенности, сложившиеся на разных этапах их существования;

  5. Проанализировать основную проблематику исследуемых изданий, их жанровые и стилистические особенности.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведен системный и разносторонний анализ истории развития и функционирования церковной периодики в дореволюционный период отечественной истории как системы с ее качественными характеристиками и особенностями, охарактеризованы наиболее значимые издания. Обобщена и подробно проанализирована источниковая база, дан исчерпывающий анализ истории изучения вопроса. Подробно изучены механизмы взаимозависимости церковной журналистики и конфессиональной политики правительства, процессы взаимодействия церковной периодической печати и общественной мысли на разных этапах российской истории. Впервые рассмотрены периодические издания, отражавшие интересы различных групп духовенства, определены их типологические особенности; выявлены и проанализированы взгляды различных церковных деятелей XIX – начала XX вв. на проблемы развития духовной журналистики в России. Кроме того, впервые анализируется публицистическая составляющая церковных газет и журналов 1860-1870-х и 1900-1917 гг. как отражение идейно-тематических концепций изданий в условиях общественно-политического подъема.

Теоретико-методологической основой исследования в процессе работы над диссертацией послужили труды теоретиков журналистики, занимающихся проблемами типологии средств массовой информации - А.И. Акопова, А.Г. Бочарова, А.А. Грабельникова, Е.А. Корнилова, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, М.В. Шкондина, М.И. Шостак и др.; труды по истории отечественной журналистики Б.И. Есина, Г.В.Жиркова, С.С.Дмитриева, А.В. Западова. Их использование привело к осознанию исследуемого объекта как системы периодических изданий – в ретроспективном и современном понимании этого явления. Исследование опирается на классические труды по отечественной церковной истории – Е.Е.Голубинского, А.П.Доброклонского, П.В.Знаменского, А.В.Карташева, И.К.Смолича, И.А.Чистовича. Важное значение для исследования, посвященного церковной периодике, имели работы по данной теме А.А.Бойко, А.Н.Кашеварова, Л.В.Кашиной, С.Л.Фирсова и др.

Методы исследования предопределены предметом и целью диссертации. В ее основе лежит совокупность общенаучных и конкретных методов историко-филологического исследования: культурно-исторический, компаративистский методы и метод историко-типологического анализа. Кроме того, при изучении публикаций использовались метод контент-анализа, а также такая конкретно-социологическая процедура, как вторичный анализ данных, полученных в результате исследований других авторов. Работа опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области теории и истории журналистики. В исследовании соблюдены принципы объективности и историзма в подходе к явлениям культуры – взаимосвязь и преемственность явлений прошлого рассматривается во временной последовательности, современные взгляды и оценки не проецируются на события и явления изучаемого периода. Структурно-функциональный метод позволяет анализировать церковную периодическую печать в ее отношении к органам церковного управления, системе духовного и светского образования, государству и обществу. Кроме того, этот метод служит для исследования внутренних механизмов деятельности редакций периодических изданий и взаимоотношений друг с другом. Системно-аналитический метод применялся при анализе позиций обер-прокуроров, епископата, профессорских корпораций духовных академий, приходского духовенства, редакторов, издателей по отношению к различным проблемам церковной журналистике. При работе с источниками использовалась совокупность специальных методов источниковедения.

Хронологические рамки исследования охватывают длительный отрезок времени. Исследуемый период открывается в царствование императора Александра I, когда в 1821г. при Санкт-Петербургской духовной академии был основан первый в России полноценный церковный журнал – «Христианское чтение» и завершается 1917 годом.

Внутри этого временного отрезка выделены несколько этапов, характеризующихся конкретными условиями, в которых развивалась церковная периодика. Хронологические рамки этих относительно целостных отдельных этапов обусловлены некоторыми специфическими для них чертами церковной жизни, отражающими как общее развитие страны, так и конкретную конфессиональную политику самодержавной власти:



  1. 1821 – 1855 гг. – время правления императоров Александра I и Николая I было периодом первоначального становления церковной периодической печати.

  2. 1855 - 1881 гг. – период царствования Александра II, когда в процессе общей модернизации страны была предпринята попытка ряда преобразований в церковных делах, вызвавшая активизацию церковно-общественной жизни.

  3. 1881 - 1905 гг. - период укрепления консервативных принципов государственного управления, отмеченный исключительным влиянием на церковную жизнь обер-прокурора К.П.Победоносцева.

  4. 1905 - 1917 гг. – период, в течение которого православная церковь впервые в своей истории оказалась в условиях действующего закона о свободе вероисповедания.

Географические рамки исследования определены границами Российской империи по состоянию на 1821-1917 гг.

Работа по поиску и анализу источников проводилась в библиотеках: Российской национальной библиотеке (РНБ) и Российской государственной библиотеке (РГБ); архивах: Российском государственном историческом архиве РГИА), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Государственном историческом архиве Москвы (ГИАМ), а также в Рукописном отделе РНБ и Отделе рукописей РГБ. Подробная характеристика источников и историографии дана в соответствующей главе диссертации.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена следующим:

  1. Впервые комплексно исследован объект изучения – система церковной периодической печати дореволюционной России. Собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволила раскрыть становление системы церковной периодики, дать научное представление о ее роли в истории отечественной журналистики;

  2. Раскрыты процессы формирования типологии и эволюции церковной периодической печати в России, представлена целостная картина особенностей ее развития и функционирования;

  3. Разработана методика комплексного изучения церковной прессы, создан соответствующий терминологический аппарат.

Практическая значимость диссертации определяется обширностью фактографии, новизной изученных проблем и выводов. Введен в научный оборот большой пласт малоисследованной журнальной публицистики, составлены подробный библиографический указатель дореволюционной церковной периодики (более 360 наименований) и именной указатель деятелей церковной журналистики XIX-начала XX вв. (более 600 персоналий). Результаты работы могут найти применение при написании фундаментальных научных трудов по истории журналистики и по истории церкви, использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики различных периодов, создании учебно-методических пособий, при разработке тематики спецкурсов, квалификационных и курсовых работ. Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании современных церковных периодических изданий, а также для определения направлений коррекции концепций уже существующих.

Апробация работы. В ходе работы над диссертацией промежуточные результаты обсуждались на заседаниях кафедры истории журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения и тезисы данной научной работы излагались в курсах лекций, прочитанных автором в Санкт-Петербургском государственном университете, Русской христианской гуманитарной академии, были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете, Петрозаводском государственном университете (2003), Институте истории естествознания и техники РАН (1999), Ганноверском институте философии (Forschungsinstitut fur Philosophie Hannover)(1999), Русской христианской гуманитарной академии (2000-2008).

Научные результаты исследования были опубликованы в монографиях «Церковная периодическая печать в России XIX в.», «История церковной журналистики в России XIX - начала XX вв.», в учебно-методическом пособии «Периодические издания Русской православной церкви XIX – начала XX вв. как источник по истории Синодального периода», в ряде теоретических статей, включая 7 в изданиях списка ВАК, и других публикаций общим объемом 56,8 печатных листов.



На защиту выносятся следующие положения:

  1. Церковная периодическая печать XIX- начала XX вв. представляет существенное культурное социально-историческое явление, оказавшее значительное влияние на развитие не только Русской православной церкви, но также на общество в целом.

  2. Зародившись в 20-е годы XIХ века, церковная периодическая печать в России развивалась вместе со всей системой журналистики; постепенно происходила трансформация и усложнение ее типологии в соответствии с изменениями исторического и культурного контекста.

  3. Система церковной периодической печати сформировалась к 1870-1880 гг., когда сложились основные типы церковных периодических изданий со своей особой целевой аудиторией, структурой, тематическими приоритетами.

  4. К началу ХХ века система церковной периодики достигла расцвета - завершилось закрепление основных типов изданий, оформилось их разнообразие: официальные издания органов церковного управления, издания духовных учебных заведений, издания церковных братств и обществ, приходская пресса. Сформировались группы специализированных, узконаправленных изданий, ориентированных на различные аудиторные категории читателей (сельское или городское духовенство, монашество, преподаватели духовных семинарий и академий, сотрудники церковно-приходских школ, различные социально-культурные группы мирян) и тематические ниши (апологетика, миссионерская работа, богословие, церковная история и т.п.).

  5. В XIX - начале ХХ вв. сформировались общие для всей системы церковной периодики отчетливые тематические, жанровые и стилевые особенности, обусловленные мировоззренческими и образовательными характеристиками православной журналистики.

  6. Важным явлением церковно-общественной жизни стало возникновение в 1860-е гг. и дальнейшее развитие частной православной прессы, издававшейся представителями клира Русской православной церкви. Ее основным типом стали церковно-общественные издания универсального политематического характера, редакции которых стремились к максимально широкому охвату различных читательских групп. Важнейшим фактором развития этой печати было отсутствие целевого финансирования из церковного бюджета и, следовательно, рыночные условия ее существования.

  7. В начале ХХ в. происходит процесс идеологизации и частичной политизации церковной периодики, который выразился в появлении церковно-общественных изданий с отчетливыми идейно-политическими программами (охранительными, умеренно-консервативными, умеренно-либеральными и радикально-либеральными).

Структура диссертации определена целью исследования и поставленными задачами и основывается на системно-хронологическом принципе. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, приложений 1,2,3. Объем исследования составляет 335 страниц текста, выполненных по стандарту машинописи. Объем приложений составляет 132 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается правомерность постановки проблемы, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость; определяются предмет и объект исследования; ставятся цели, формулируются задачи; характеризуется степень изученности темы, объясняется методологическая основа работы, представлены результаты, выносимые на защиту.



Первая глава «Историография и источники», состоящая из двух разделов, содержит анализ научной литературы и источников по теме диссертации.

В первом разделе первой главы «Историография» отражен междисциплинарный характер проблематики, связанной с развитием церковной периодической печати.

Относящиеся к теме историографические материалы распределены по трем хронологическим периодам: до 1917 года; с 1917 до конца 1980-х гг.; с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Историографическое наследие каждого из обозначенных периодов можно условно разделить по содержанию на несколько основных групп:

- обобщающие труды по истории русской православной церкви XIX- нач. XX веков, в которых содержатся развернутые характеристики церковно-государственных и церковно-общественных отношений на различных этапах их развития.

- специальные исследования, в центре внимания которых находятся вопросы, так или иначе связанные с формированием предпосылок развития православной журналистики в России (эволюция системы духовного образования, духовной цензуры, развитие русского богословия, миссионерской деятельности и т.п.);

- персоналии, посвященные различным церковным и государственным лицам, деятельность которых была связана с церковной журналистикой;

- исследования по теории и истории отечественной журналистики.

Начало научного изучения церковной истории ХIХ столетия в значительной степени было инициировано попытками реформировать ведомство православного вероисповедания, предпринятыми правительством в общем контексте преобразований в период правления императора Александра II. Целый ряд исследований был инициирован журнальной полемикой 1860-1870-х гг. о роли церкви в общественной жизни страны. Так, в монографии профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменского1 изложена история приходского духовенства в Синодальный период, проанализированы причины, повлекшие его превращение в замкнутое сословие. Автор много внимания уделил факторам, влиявшим на развитие церковной журналистики: изменениям в религиозных настроениях российского общества, церковному образованию; дал выразительные характеристики целому ряду иерархов и обер-прокуроров, деятельность которых прямо или косвенно влияла на периодическую печать. Первой работой, полностью посвященной церковной истории XIX столетия, стала монография С. Г. Рункевича, в которой материал изложен по эпохам, совпадающим с периодами царствования императоров 2.

Отдельные периоды церковной истории исследовались до 1917 г. с различной степенью интенсивности. Наиболее полно отразился в историографии период 1820-1850-х гг. Следует указать на работы П.В.Знаменского, Е.Карновича, И.А.Чистовича. В обширной монографии С.В.Рождественского, изданной к столетнему юбилею Министерства народного просвещения, содержится серьезный аналитический обзор дятельности «сугубого министерства» А.Н.Голицина3. Истории борьбы православной оппозиции с правительственным курсом на создание надконфессионального христианского государства посвящен ряд работ А.Н.Пыпина, объединенных впоследствии Н.К.Пиксановым в отдельный том посмертого издания его трудов. В небольшой работе С.Г.Рункевича приводится обзор деятельности обер-прокуроров николаевского времени С.Д.Нечаева и Н.А.Протасова, а также их восприятия в среде иерархии. Характеристики различных сторон церковной жизни в эпоху правления Николая I содержатся в книге К.Дьяконова.4

Церковно-общественные отношения в период реформ 1860-1870-х гг. проанализированы А.А.Папковым5 на основе многочисленных материалов, почерпнутых из церковной и светской периодической печати 1850-1870-х годов. Автором рассмотрены основные направления дискуссии о положении православной церкви в современном обществе, развернувшейся на журнальных страницах того времени. В.Богдановичем изучено восприятие духовенством преобразований 1860-х гг., констатированы изменения в тематике проповедей, связанные, в том числе с расцветом церковной прессы того времени.6 Подготовка и попытки осуществления церковных преобразований в 1860-1870-е гг. оказались в центре внимания капитального исследования Н.Руновского.7 Его важной составляющей также явился анализ материалов периодической печати, сгруппированных исследователем по тематике обсуждаемых в них проблем.

События церковной истории 1880-х-1900-х гг. нашли отражение, главным образом, лишь в современной им публицистике8.

Эволюция церковной журналистики следовала рука об руку с развитием духовного образования в России. Таким образом, история духовного образования в XIX в. очень важна для понимания процесса развития церковной печати. В монографии профессора СПбДА Б.В.Титлинова комплексно рассмотрена история духовного образования в России XIX столетия вплоть до начала 1880-х гг.9 Особенный интерес представляет авторский анализ процесса обсуждения проблем духовного образования в церковной периодической печати 1860-1870-х гг. История отдельных духовно-учебных заведений отражена в работах И.А.Чистовича, С.А.Соллертинского, С.К.Смирнова, С.Терновского, И.Малышевского.10 Всестороннее исследование духовно-просветительской деятельности православной церкви содержится в труде П.Н.Милюкова.11 Следует отметить актуальные в свете задач нашего исследования, охарактеризованные П.Н.Милюковым основные типы читателей религиозной литературы, в т.ч. и церковной периодической печати.

История церковных журналов богословского направления отчасти отражена в исследованиях по истории отечественного богословия, библеистики и патрологии. В связи с этим необходимо указать на работы профессора СПбДА И.А.Чистовича, профессора МДА И.Корсунского, И.И.Соколова.12 История духовной цензуры в России первой половины XIX столетия изложена в монографии А.Котовича.13

В многочисленных работах биографического характера, посвященных церковным деятелям XIX в. как правило, уделялось немного внимания их публицистическому или редакторскому служению. Тем не менее, ряд персоналий содержит материалы, позволяющие привлечь их к историографии нашей темы. К таковым можно отнести биографические работы, принадлежащие авторству С.К.Смирнова, А.А.Бронзова, А.И.Туркевича14. Нельзя обойти вниманием созданные И.Корсунским фундаментальные биографии крупнейших иерархов XIX столетия - митр. Филарета (Дроздова) и митр. Иннокентия, насыщенные богатейшим фактическим материалом.15 Ф.И.Титовым была написана объемная биография митр. Макария (Булгакова).16

Первая попытка объять многообразие церковной периодики принадлежала С.Г.Рункевичу, автору ряда трудов по истории церкви в Синодальный период. В уже упомянутом нами его обобщающем труде по церковной истории XIX в. есть две небольшие главы, целиком посвященные церковной периодической печати.17 Кроме того, в 1900 - 1911 гг. С.Г.Рункевич принимал деятельное участие в создании под редакцией А.П.Лопухина и Н.Н.Глубоковского фундаментальной Православной богословской энциклопедии, для которой написал ряд словарных статей по церковной истории ХIХ века.18 Среди них видное место занимают статьи библиографического характера, посвященные православным периодическим изданиям. Автор составил библиографические характеристики большинства существовавших к тому времени крупных изданий, дал краткие сведения об их истории, попытался отразить специфику каждого. Вместе с тем С.Г.Рункевич, рассматривая каждое периодическое издание как единичный феномен, не ставил перед собой задачи проанализировать историю развития церковной журналистики в целом. Единственная обобщающая статья, посвященная епархиальным ведомостям, также не содержит аналитики, а включает лишь краткий перечень пунктов общей для всех изданий этой группы программы. Краткие сведения о многих церковных периодических изданиях, в том числе о большинстве епархиальных ведомостей содержатся в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.19

Совсем невелико число дореволюционных работ, посвященных истории того или иного церковного периодического издания. Они, как правило, носили обзорный характер и были приурочены к различным юбилейным поводам. В связи с этим необходимо отметить статьи А.П.Лопухина, А.С.Родосского, А.А.Бронзова, И.Королькова.20

В целом, для дореволюционной историографии было характерно изучение событий церковной истории XIX в. изолированно от процессов государственного и общественного развития. Преобладал описательный характер, крайне редко исследования опирались на архивные материалы.

Историографическое наследие советского периода нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, тематика исследований, связанных непосредственно с историей православия была предельно ограничена и подчинена строгому идеологическому диктату. С другой стороны, существенно вырос общий уровень изучения деятельности различных государственных институтов, общественных движений, памятников общественно-политической мысли ХIХ столетия. Благодаря этому, начиная с 1950-1960 гг. постепенно возникла возможность рассматривать церковную в реальном контексте истории государства и общества. Идеологический подход играл большую или меньшую роль в разные периоды истории, в зависимости от конкретной общественно-политической ситуации в СССР. Так, для 1920-1930-х гг., в условиях откровенно антицерковной политики, был характерен предельно политизированный вульгарно-социологический подход при резком уменьшении научного значения изданных в это время работ. Своеобразным завершением этого периода и одновременно первой попыткой обобщения всей истории русского православия с марксистских позиций стала широко известная монография Н.М.Никольского.21

В трудах по истории отечественной журналистики в этот период доминировала тематика, связанная с революционно-демократическим движением XIX века. Серьезных академических исследований, связанных не только с либеральным, но и тем более, с консервативным течениями в журналистике, из печати не выходило. В лучшем случае, созданные в это время, они увидели свет много позже. В качестве примера можно привести работу Н.М.Дружинина22, исследовавшего в конце 1920-х гг. консервативный «Журнал землевладельцев»

Положение стало меняться только во второй половине 1950-х гг., когда усиление атеистической пропаганды сопровождалось попыткой придания ей объективно-научного характера. В научный оборот вводились новые архивные источники, постепенно перестала замалчиваться дореволюционная историография. Опубликованная в эти годы монография Е.Ф.Грекулова интересна в рамках нашей тематики тем, что в ней впервые в советское время содержится обращение к истории духовной цензуры в России.23 Следует также упомянуть статью С.С.Дмитриева, посвященную истории развития отношений между церковью и государством в первой половине ХIХ в.24 Важной вехой в развитии церковно-исторических исследований в СССР стала статья А.Н.Сахарова.25 В ней помещен обзор советской историографии по истории православной церкви и намечены наиболее актуальные, по мнению автора, направления дальнейших исследований.

Среди исследований церковной истории XIX - начала ХХ веков, увидевших свет в 1960-1980-е гг. с интересующей нас тематикой косвенно связаны диссертации В.М.Андреева, Е.В.Фоминых, статьи Н.А.Смирнова, и Н.Я.Эйдельмана.26

Своеобразным завершением советского периода историографии стал выход в свет коллективного труда «Русское православие: вехи истории»27, в авторский коллектив которого под общим руководством А.И.Клибанова вошли видные советские специалисты по церковной истории – Я.Н.Щапов, А.Н.Сахаров, А.А.Зимин, Б.Г.Литвак и др. В разделе, написанном Б.Г.Литваком, содержится краткий обзор церковной периодической печати XIX в28.

В трудах по истории отечественной журналистики вплоть до 1970-1980гг. игнорировался сам факт существования церковной периодики в дореволюционной России. Сведения о церковных журналах и газетах не входили даже в справочные библиографические издания 1950-1960 гг. Так, в изданном в 1957 г. под редакцией М.С.Черепахова и Е.М.Фингерита аннотированном справочнике русской периодической печати за период с 1895 по 1917 гг. не упомянуто подавляющего большинства церковных изданий.29 В обобщающих работах по истории журналистики в России сведений о церковной периодической печати почти нет. В коллективной работе по истории отечественной журналистики под руководством В.Е.Евгеньева-Максимова, выполненной в конце 1930-х гг. на филологическом факультете ЛГУ, церковная периодика не упомянута вовсе. Во втором томе этого труда, подготовленном к середине 1960-х гг. о предмете нашего исследования упомянуто лишь вскользь и крайне тенденциозно.30 Лишь в 1970-е гг. в контексте общего подъема научных изысканий в области истории общественной мысли прошлого века из печати вышел ряд важных для нашей темы исследований. Начало было положено монографией Б.П.Балуева, посвященной истории отечественной журналистики в эпоху правления императора Александра III.31 История одного из важнейших органов российского консерватизма 1860-х гг.- газеты «Весть» была раскрыта в диссертации В.А.Скороспеловой.32 В обстоятельной монографии В.А.Твардовской содержится всестороннее исследование изданий М.Н.Каткова – «Московских ведомостей» и «Русского вестника».33 Церковная периодическая печать и здесь осталась за пределами исследовательского поля, но анализ консервативного сегмента отечественной журналистики создавал необходимые предпосылки для ее изучения.

Первым специальным обращением к теме истории церковной журналистики стала статья Г.М.Гиголева.34 Автор дал общий обзор церковной периодики, сделав вывод об исключительно большом количестве периодических изданий и рекордном для России их общем тираже. В развитии церковной журналистики он выделил два важнейших для нее этапа, каждый из которых был ознаменован резким повышением количества периодических изданий: первый этап – 1860- е годы; второй этап – 1890-1900 годы. Кроме того, Г.М.Гиголев наметил основные типы церковных газет и журналов, связав их с ориентацией на определенные читательские круги. Обратившись к периоду, хронологические рамки которого были определены задачами сборника, Г.М.Гиголев дал краткие характеристики основных типов изданий этого времени, акцентировав внимание на миссионерских и церковно-педагогических журналах.

В последние полтора-два десятилетия ситуация вокруг изучения истории русской православной церкви изменилась коренным образом. За эти годы появилось несколько десятков монографий, сотни статей, был защищен ряд диссертаций, посвященных различным аспектам церковной истории ХIХ и начала ХХ вв. Так, в работах Е.А.Вишленковой, Ю.Е.Кондакова, З.П.Тининой, рассматривается история церковно-государственных и церковно-общественных отношений в первой четверти девятнадцатого столетия35. Большое значение для понимания эволюции церковно-государственных отношений XIX – XX вв. имеют труды С.И.Алексеевой и С.Л.Фирсова36. В монографии В.А.Федорова37 дан общий обзор истории всего Синодального периода, освещены вопросы церковного управления, миссионерской деятельности, духовного образования и цензуры.

Тематика ряда исследований последних лет вплотную приблизилась к задачам нашей работы. Положение духовной цензуры в царствование Александра I и Николая I стало предметом изысканий С.В.Кодана. Формирование фондов духовных библиотек рассмотрела Н.В. Елизарова. Принципы распространения духовной литературы в российской провинции отражены в статье Г.В.Оглезневой 38.

Таким образом, мы можем с уверенностью констатировать, что в связи с растущим интересом исследователей к церковной истории Синодального периода неизбежно возникает необходимость внимательного изучения процесса формирования и развития церковной периодической печати. Практически все без исключения современные исследователи церковной истории ХIХ – начала ХХ вв. рассматривают ее как один из важнейших исторических источников. Типичной является ситуация, когда объектом изучения становится то или иное явление местной епархиальной жизни, а в качестве основного источника его изучения привлекаются епархиальные ведомости соответствующего региона. В таком случае, источниковедческий раздел работы содержит, как правило, развернутые характеристики привлеченных периодических изданий.39

В 2000 г. на факультете журналистики СПбГУ состоялась конференция «Журналистика. Церковь. Просвещение», материалы которой легли позднее в основу тематического сборника статей.40 В последние годы стали появляться исследования, объектом изучения которых являются отдельные церковные издания. История издания «Церковных ведомостей» - официального органа Св.Синода в 1888-1918 гг. стала темой диссертации И.С.Тимофеевой41 - первого исследования такого рода.

В связи с возрождением церковной периодической печати в 1990-е гг. появился ряд исследований, в центре внимания которых находится православная периодика нашего времени. В работах Л.В.Кашиной, Н.Костиковой, О.В.Бакиной, А.Н.Тепляшиной, посвященных, главным образом, вопросам типологии современной православной прессы, приводятся краткие исторические экскурсы, содержащие описание дореволюционного положения церковной периодической печати.42

Обширной главой, характеризующей общее состояние церковной периодики в начале ХХ столетия открывается монография петербургского исследователя А.Н.Кашеварова43, посвященная истории церковной печати в ХХ веке.

Актуальностью темы обусловлено и появление специализированных библиографических указателей. Г.Л. Андреев и А.Н. Троицкий составили библиографический обзор христианских периодических изданий на русском языке, сопровожденный кратким историческим обзором для вышедшего в 1995 г. энциклопедического словаря «Христианство». Кроме изданий Русской Православной церкви, в нем учтены издания старообрядческие, протестантские, католические, а также светские – масонские, религиозно-философские и т.п., издававшиеся на протяжении не только XIX, но и всего XX века. При этом, составителями были учтены далеко не все существовавшие в этот период издания. В расширенном виде данный указатель вышел отдельным изданием в 1997 г. в Нью-Йорке.44 Э.В.Летенковым составлен указатель, в котором комплексно, по географическому принципу, учтены губернские, областные, епархиальные и войсковые ведомости, содержится краткое описание местной (епархиальной) периодики XIX столетия. 45

Первым монографическим исследованием дореволюционной периодики Русской Православной Церкви является работа современной украинской исследовательницы А.А.Бойко46, в которой анализируются особенности становления и развития православной прессы, проводится систематизацию и типологизацию изданий, а также приводятся биографические очерки наиболее заметных православных издателей, редакторов и публицистов рубежа XIX-XX веков. Отдельные главы монографии посвящены отражению различных социально-политических учений на страницах церковной печати, особенно много внимания уделено критике марксизма. Значительный объем в монографии А.А.Бойко занимает анализ специфики отражения в православной печати процессов, связанных с национальным движением на Украине, рассматриваются формы противодействия ему церковной журналистики. Вместе с несомненными достоинствами, труд А.А.Бойко обладает и рядом недостатков. Исследование построено исключительно на библиометрических данных и на анализе содержания изучаемых изданий, при этом автором полностью проигнорированы архивные источники, в т.ч. и из архивных собраний современной Украины. Рассматривая исследуемый материал в контексте общественно-политического развития 1900-1917 гг., А.А.Бойко оставила без внимания внутрицерковную проблематику данного периода. Географические рамки исследования совпадают с границами современного украинского государства, что некорректно по отношению к административному устройству Российской империи и приводит к определенным натяжкам (своеобразной «украинизации» ряда изданий). Тем не менее, монография А.А.Бойко, открывающая новую страницу в историографии церковной журналистики, заслуживает самого серьезного внимания.

Традиции дореволюционной историографии в значительной степени сохранили историки, оказавшиеся в эмиграции. На протяжении первой половины ХХ века в русскоязычном зарубежье был издан целый ряд работ по истории православной церкви в России. Для них характерна широкая опора на дореволюционное историографическое наследие и отсутствие советских идеологических стеснений. С другой стороны, слабым местом большинства трудов историков-эмигрантов является относительно слабая архивная база, так как в большинстве случаев они были вынуждены работать лишь с опубликованными источниками. В изданной во Франции работе Г.В.Флоровского «Пути русского богословия широко освещены вопросы церковно-общественного развития России на протяжении двух столетий ее истории».47 В одной из глав дан краткий обзор наиболее ярких, с точки зрения автора, изданий церковной периодической печати.

Среди зарубежных исследований наиболее серьезным следует признать фундаментальный труд И.К.Смолича.48 Во второй части его монографии содержится раздел «Учительная литература и церковные журналы», где перечислены некоторые периодические издания 1860-1890 –х гг. и даны их краткие характеристики.

В работе немецкой исследовательницы Ю.Освальт (J.Oswalt), посвященной истории попыток реформации приходской жизни в России во второй половине XIX столетия49, церковная периодика того времени послужила в качестве основного источника. В связи с этим, Ю.Освальт довольно много места отводит духовным периодическим изданиям 1860-1870-х гг. Подробно рассмотрены программы различных изданий – путем сравнения анонсированных редакциями программ и фактического содержания. При этом автором не ставилась задача общего анализа всей церковной периодики. В центре исследования оказались лишь издания церковно-общественного характера, на страницах которых обсуждались вопросы приходской реформы. В фундаментальной работе американского историка Г.Фриза (G.L.Freeze) рассмотрена попытка модернизации церковной жизни в пореформенной России.50 Автором широко использованы материалы церковной периодики, послужившие одним из важнейших источников. Серьезным зарубежным исследованием русской церковной истории, в основу которого положены материалы церковной периодической печати является монография Джемса В.Каннингема (J.W.Cunningham) о православной церкви в годы первой русской революции, русский перевод которой был издан в Лондоне в 1990 г.51

Таким образом, историографический обзор показывает, что тема диссертационного исследования лежит в русле современных направлений изучения истории журналистики. Однако многие проблемы связанные с историей церковной периодической печати остаются мало изученными. В частности, пока еще слабо исследованы механизмы взаимозависимости церковной журналистики и конфессиональной политики правительства, процессы взаимодействия церковной периодической печати и общественной мысли на разных этапах российской истории.

Во втором разделе главы «Источники» дан подробный анализ источниковой базы исследования. В основе исследования лежат многочисленные и разнообразные источники, как опубликованные, так и архивные, большинство из которых впервые вводится в научный оборот. Первую группу источников составляют материалы официального делопроизводства – как церковного, так и светского. Их основной массив сосредоточен в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фондах Св.Синода. Наиболее важными в рамках данного исследования являются фонд канцелярии Св. Синода (ф.796), фонд канцелярии обер-прокурора (ф.797). В них в большом количестве отложились дела, включающие в себя доклады и справки о периодических изданиях, отзывы и особые мнения по различным текущим вопросам. Обширные материалы располагаются также в фондах Учебного комитета (ф.802), Училищного совета (ф.803); в фонде духовного цензурного комитета (ф.807). В фонде Училищного комитета Св. Синода (ф.803) хранятся распоряжения и переписка об издании журнала «Народное образование». Весьма значительный массив официальных документов светского происхождения хранится в РГИА в фонде Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел (ф.776). Они касаются периодических изданий (как светских, так и духовных), выходивших в Российской империи (за исключением Кавказского наместничества, Царства Польского и Великого Княжества Финляндского) в период с 1865 по 1906 гг.

Еще одна группа официальных документов не церковного происхождения, использованных в исследовании, сосредоточена в Центральном Государственном историческом архиве Санкт - Петербурга (ЦГИА СПб) в фонде канцелярии градоначальника (ф.569). Здесь хранятся ежегодные Всеподданнейшие отчеты по Санкт-Петербургскому градоначальству, в приложениях к которым содержатся статистические сведения об издании и распространении газет и журналов в столице империи. Кроме того, в фонде канцелярии градоначальника есть материалы, связанные с учреждением новых периодических изданий, сменой собственника; постановления о штрафах, налагаемых на редакции; распоряжения о приостановке изданий.

Большинство перечисленных выше архивных источников содержат в основном информацию, связанную с взаимодействием редакций изданий с органами церковной и государственной власти. Документы, характеризующие повседневную «внутреннюю» редакционно-издательскую жизнь встречаются значительно реже. Сохранились, главным образом, редакционные материалы газет и журналов, издававшихся при каких-либо церковных структурах, формировавших свои архивные собрания. Так, в РГИА, в фонде редакции издававшегося при Синоде еженедельного журнала «Церковные ведомости» (ф.837) отложились приходорасходные книги, журналы входящих бумаг, рапорта редакции в хозяйственное управление Синода, докладные на имя обер-прокурора, дела о выдаче жалования и денежных пособий сотрудникам. Фонд редакции журнала «Народное образование» (Ф.813) содержит рукописные статьи, корректурные листы с редакционными пометками, письма читателей и ответы на них. В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) находятся редакционные материалы журнала «Церковный вестник»: книги регистраций статей, корреспонденций, объявлений, поступивших в редакцию в 1896-1908 гг. (Ф. 832).

Локальные коллекции редакционных документов некоторых церковных периодических изданий хранятся в архивах Москвы. В Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде Московского общества любителей духовного просвещения (ф.1626) сосредоточены документы редакции «Московских епархиальных ведомостей»: редакционные счета, ведомости о приходе и расходе денежных сумм, отчеты об издании за ряд лет и т.п. В этом же фонде содержатся материалы редакции издававшегося обществом журнала «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». В Государственном историческом архиве Москвы (ГИАМ) находится обширный фонд редакции журнала «Богословский вестник», издававшегося при Московской духовной академии с 1892 по 1918 г (ф.229), в котором сосредоточены отчеты и докладные записки редакции. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) есть небольшие коллекции документов (деловая переписка с авторами) редакций журнала «Церковный вестника», газет «Церковные ведомости» и «Церковь». Кроме того, в ОР РГБ содержится фонд редакции журнала «Творения святых отцов в русском переводе» и «Прибавлений» к нему (Ф.172). Материалы редакций многочисленных местных епархиальных ведомостей и различных приложений к ним не сформированы в отдельные фонды в региональных архивах, а рассеяны в них по фондам епархиальных управлений, духовных консисторий, канцелярий епископов, а также в личных фондах.

Еще одну подгруппу архивных источников составляют документы личных фондов. В диссертации использовались, главным образом, материалы из личных фондов ряда профессоров Санкт-Петербургской духовной академии, в разные годы возглавлявших редакцию журналов «Церковный вестник» и «Христианское чтение», хранящиеся в ОР РНБ - А.А.Дмитриевского (Ф.253),И.Е.Троицкого (Ф.790), И.С.Пальмова (Ф.558) и др. Привлечены к работе и материалы из личных фондов профессоров Московской духовной академии, отложившиеся в ОР РГБ – прот. А.В.Горского (Ф.78), прот. С.К.Смирнова (Ф.767), Е.Е.Голубинского (Ф.541). Всего в рамках диссертационного исследования изучены материалы 20 фондов федеральных и региональных архивов, большинство архивных источников впервые введено в научный оборот.

Вторую группу существенных для нашего исследования источников составляют материалы нормативного законодательства. Во-первых, это законодательные акты по церковным вопросам, по организации духовной цензуры, правила по делам печати и т.п., сосредоточенные в Полном Собрании Законов Российской империи 2-й серии (12 декабря 1825 – 1 марта 1881) и 3-й серии (1 марта 1881 – 1913)52, а также в Своде Законов Российской империи.53 Во-вторых, к этой группе относятся распорядительные документы Св. Синода. В нашей работе использованы различные сборники указов и распоряжений, издававшиеся на протяжении второй половины ХIХ - начала ХХ вв.54 Циркуляры и распоряжения по организации и деятельности духовной цензуры, охватывающие период с 1721 по 1870 гг. помещаются в Сборнике законоположений и распоряжений по духовной цензуре.55 К этой же группе источников следует причислить и Всеподданнейшие доклады и погодные отчеты обер-прокурора Св. Синода, извлечения из которых публиковались ежегодно с 1836 по 1914 гг.

В период с 1861 по 1915 гг. при Св.Синоде, а также в большинстве епархий страны выходили различные справочные издания: адрес-календари, справочные и памятные книжки, списки служащих по духовному ведомству и т.п. В них обязательно помещались сведения о составе редакции местных "Епархиальных ведомостей": фамилии, имена, отчества, сан или чин, должности служащих.56

Третью группу составляют источники личного происхождения - мемуары, дневники и частная переписка духовных лиц, государственных и общественных деятелей. Церковная атмосфера 1820-1830-х гг., в которой происходило зарождение и первоначальное развитие церковной журналистики, отражена в мемуарных записках и письмах адмирала А.С.Шишкова и архимандрита Фотия (Спасского).57 Для историков церкви давно стали классическими замечательные по информативности воспоминания архиепископа Никанора (Бровковича), охватывающие период 1840-1880-х гг.58 В одном ряду с ними находятся «Хроники моей жизни» архиепископа Саввы (Тихомирова), оставившего воспоминания о церковной среде 1850-1890-х гг.59 По значимости к ним примыкают дневники и автобиографические записки епископа Порфирия (Успенского), отражающие эпоху 1840-1880-х гг.60 Интересные характеристики различных эпизодов полемики вокруг церковных преобразований 1860-1870 гг. содержатся в воспоминаниях духовного писателя А.Н.Муравьева.61

Особую ценность представляют мемуарные свидетельства лиц, принимавших непосредственное участие в духовной журналистике: редакторов, издателей, постоянных сотрудников, а также их близких. Обширные сведения об истории журналов «Творения св. отцов в русском переводе» и «Приложения к Твореням св. отцов в русском переводе», об их сотрудниках содержатся в дневниках их многолетнего редактора прот. А.В.Горского, воспоминаниях епископа Никодима (Казанцева) и проф. Е.Е.Голубинского. Следует также отметить записки проф. СПбДА А.Л.Катанского, многие годы сотрудничавшего с редакцией «Церковного вестника»; проф. СПбДА А.И.Пономарева, руководившего в 1880-1892 изданием журнала «Странник»; воспоминания профессора КДА В.Ф.Певницкого, в течение многих лет деятельного сотрудника редакции «Трудов Киевской духовной академии».62

В воспоминаниях прот. И.И.Базарова (1819-1895) содержатся интересные сведения о настроениях царивших среди образованной части православного духовенства в начальный период реформ Александра II, о проектах различных церковных периодических изданий и закулисного их обсуждения.63 Замечательным по информативности источником, характеризущим внутреннюю редакционную жизнь периодического издания в эпоху обер-прокуратуры К.П.Победоносцева являются воспоминания профессора Московской духовной академии протоиерея В.А.Соколова, возглавлявшего с 1893 по 1898 редакцию «Богословского вестника».64 Существует ряд сборников коллективных воспоминаний, посвященных памяти выдающихся архипастырей, деятелей церковной науки и просвещения: Д.Ф.Касицину (многолетнему редактору и издателю журнала «Душеполезное чтение»)65, профессорам Московской духовной академии66 и др.

В процессе исследования была изучена переписка архиереев, священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений и светских лиц, принимавших участие в различных периодических изданиях. Следует отметить колоссальное эпистолярное наследие митр. Филарета (Дроздова)67 и архиеп. Иннокентия (Борисова)68. Для реконструкции истории журналов «Творения св. отцов в русском переводе» и «Прибавлений к Творениям св. отцов в русском переводе» большое значение имеют письма архиеп. Филарета (Гумилевского) к А.В.Горскому.69 В ОР РГБ отложилась неопубликованная переписка К.П.Победоносцева с архиепископом Амвросием (Ключаревым), проливающая свет на обстоятельства возникновения и развития харьковского журнала «Вера и разум».70

Необходимыми источниками первичной информации по различным периодическим изданиям являются библиографические указатели. В связи с задачами исследования, автором использовались справочные издания Н.М.Лисовского, Л.Н.Беляевой и др., А.Г.Дементьева и др., Т.С.Григорьянц, Г.Л.Андреева и А.Н.Троицкого, А.А.Грабельникова и О.Д.Минаевой.71

Наконец, сами журналы и газеты являются непосредственными источниками сведений, т.к. содержат специфическую информацию о самих себе. По ходу исследования, автором был осуществлен сплошной просмотр ряда периодических изданий: «Христианское чтение»(1821-1917), «Церковный вестник» (1875-1917), «Церковные ведомости» (1888-1918), «Странник» и др. и выборочный просмотр большинства выявленных изданий.

В заключении раздела делается вывод, что комплекс источников позволяет достичь поставленных целей и задач диссертационного исследования.

следующая страница >>