Формирование преемственности в осуществлении корректирующего обучения изобразительному искусству обучающихся 1 и 2 ступени в условия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов... 2 1138kb.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса... 1 94.59kb.
Методические рекомендации по созданию компьютерных презентаций по... 1 168.61kb.
Рабочая программа по Изобразительному искусству Степень обучения... 1 162.71kb.
Программа семинара «Формирование компетенций школьников в условиях... 1 44.93kb.
Портрет выпускника 1 26.52kb.
Моу боровской основной общеобразовательной школы Буйского муниципального... 1 257.38kb.
Обеспечение площадью на 1занимающегося 1 151.65kb.
Районная олимпиада по изобразительному искусству для учащихся 5-7... 1 110.17kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-а классе на 2012-2013... 1 304.36kb.
Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной... 2 497.48kb.
Программа по изобразительному искусству 1-4 класс 2 615.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование преемственности в осуществлении корректирующего обучения изобразительному - страница №1/1



Формирование преемственности в осуществлении корректирующего обучения изобразительному искусству обучающихся 1 и 2 ступени

в условиях общеобразовательной школы
Работа по данной теме позволила выявить следующие противоречия:




  1. Между результатами обучения учащихся начальной школы по различным программам образовательной области «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство и художественны труд» и итогами подготовки школьников 2-й ступени по программам «Изобразительное искусство»;

  2. Между федеральным и региональным компонентами учебно-методических комплектов;

  3. Между традиционным подходом к обучению изобразительному искусству и современными требованиями к соблюдению преемственности в деятельности учителей 1-й и

2-й ступени.
Выявленные противоречия позволили определить научную проблему: формирование модели корректирующего обучения изобразительному искусству школьников средней ступени, обучающихся по различным программам в начальной школе.
Цель – формирование творческой личности каждого обучающегося 1-й, 2-й ступени, способной к:

  • эстетическому восприятию окружающей действительности;

  • противостоянию негативным явлениям в изобразительном искусстве;

  • умению отображать окружающую действительность по законам красоты.


Задачи:

    1. Анализ и корректировка учебных программ по изобразительному искусству для 1-й и 2-й ступени общеобразовательных школ.

    2. Осуществление нового подхода к календарно-тематическому планированию уроков изобразительного искусства обучающихся 5-6-7 классов.

    3. Совершенствование диагностики корректирующего обучения через планирование уроков изобразительного

искусства по принципу параллельной вертикальности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие критерии, показатели и диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень преемственности в осуществлении корректирующего обучения изобразительному искусству обучающихся 2-й ступени в условиях средней общеобразовательной школы.




Критерии


Показатели



Диагностический

инструментарий

1. Качество

корректирующего обучения школьников 5-х классов

2. Творческие способности личности школьника изучившего корректирующую программу по ИЗО.




    1. Уровень усвоения программного материала.




    1. Качество обученности школьников.

    2. Сформированность умений и навыков в соответствии с корректирующей программой.

2.1 Уровень владения навыками композиции и компоновки.

2.2 Сформированность навыков владения линией и штрихом.

2.3 Уровень владения хроматическим цветом.


    1. Система проведения последовательных контрольных упражнений.

    2. Анализ статистических материалов.

    3. Текущий учет знаний, умений, навыков.

2.1 Контрольная проверка знаний в работе с несюжетной композицией.

2.2 Практические задания по выявлению градации света и тени объемных тел

2.3 Система упражнений на овладение акварельными техниками.



Начиная с глубокой древности, уже первобытный человек стремился украсить себя, свое жилище, окружающие вещи и предметы, преобразовать природный ландшафт. Феномен интереса к творческому процессу в любом деле представляется как счастливое открытие и сокровенная тайна, которую пытались разгадать многие поколения философов, ученых, педагогов.

Известно, что окружающая среда и общество являются фактором большой эмоциональной силы, вовлекающей человека в водоворот чувств, волнений, творческих порывов. Но наполнить их ценностным содержанием способна только среда эстетическая, в которой зарождаются и проявляются эмоционально-ценностные отношения человека с миром.

Одна из основных проблем повышения качества художественного образования в современной общеобразовательной школе – это развитие и сохранение познавательного интереса к изобразительной деятельности у школьников разных возрастных групп.

Теоретические исследования в области развития познавательного интереса учащихся среднего школьного возраста находятся в определенном отрыве от практики, и школьный учитель изобразительного искусства сталкивается, прежде всего, с проблемой планирования уроков, подбором тем, теоретического и практического материала, упражнений, которые он должен отработать с детьми на уроке. Особенно очевидным это становится теперь, когда свободное время подрастающего поколения занято отнюдь не выработкой навыков реального изображения окружающего мира, требующих усидчивости, трудолюбия, силы воли и много времени.

Новый Проект государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием которого и обязан заниматься учитель.

Чему учить, как учить, по какой программе, в какой последовательности, когда, сколько и какого материала сообщить ученикам на конкретном уроке? Это только часть вопросов, возникающих перед учителем при планировании своей деятельности.

Доктор педагогических наук заместитель директора ИХО РАО Л. Савенкова констатирует: «К настоящему времени уже существует огромный ряд авторских программ, методик, которые обобщены в исследованиях ученых-педагогов, но которые, к сожалению, в большинстве своем остались в текстах кандидатских диссертаций и отчетных института художественного воспитания (ныне Института художественного образования РАО)» (Савенкова, Л. В. Интеграция в художественной педагогике. – Искусство в школе. – М.: №4, 2001. - с. 5).

В этих программах ученые пытались связать обучение изобразительному искусству с историей и живой природой с точки зрения творения, в процессе истории каждого народа, эмоционально-художественного климата, роли в нем архитектурного пространства осознания непрерывности взаимодействия архитектуры и окружающей среды. Материалы многих исследовательских программ выстроены таким образом, что они давали возможность включать в уроки различные темы, изучаемые параллельно на уроках истории, литературы, географии. И учитель вынужден был больше обращать внимания на историю культуры, нравы, обычаи разных народов, их обряды и праздники, характер организации жилища, освоение прилегающего к нему ландшафта и многое другое в ущерб традиционным методам обучения рисования и живописи.

При каком подходе к преподаванию учителю нелегко выключиться из информационного потока и перейти к впечатлениям, к образу, к эмоциям, к сопереживанию вместе с художником от знакомства с его произведениями и, тем более пробудить у детей познавательный интерес, желание немедленно включиться в творческий процесс, чтобы создать свой шедевр, оригинальный, неповторимый, значимый.

Вдобавок ко всему, учитель обязан найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы скорректировать практические задания для детей с разным уровнем изобразительных способностей, с учетом этапов эволюции их творчества. Надо также контролировать ход работы: кому-то оказать помощь, кого-то подбодрить, одних – похвалить, другим – сделать замечания. Необходимо успеть просмотреть, проанализировать и оценить детские работы, да еще и выставить отметки в классный журнал и дневники!

На всё это отводится 45 минут. На практике получается, что в неделю для каждого обучаемого учитель может уделить всего 10-20 секунд своего внимания. Это очень мало!

Опытные, творчески работающие учителя, корректируют программы по изобразительному искусству с учетом своих индивидуальных способностей, возможностей школы и родителей, чаще всего, составляя учебный план исходя из синтеза программ Кузина В., Неменского Б., Юсова Б. И др. Но тем, кто впервые переступает порог школы, молодым учителям, трудно сориентироваться в предложенных программах, рассчитанных на хорошее оснащение кабинетов изобразительного искусства наглядными пособиями, натурным фондом и техническими средствами обучения. Предполагается так же наличие у детей различных материалов таких как цветная бумага, картон, акварельные и гуашевые краски, пастель, тушь, фломастеры, маркеры, карандаши, кисти, клей, пластилин, глина и прочие принадлежности. Некоторые программы содержат заранее невыполнимые рекомендации для обычной общеобразовательной школы.

«…Серьезную проблему в преподавании нашего предмета я вижу в разрозненности тем, к которым надо готовиться учителю», - говорит Е. Рукавишникова, ст. преподаватель КГПУ из с. Талое, Красноярского края в своей статье «Горизонтальный тематизм»: новый вариант тематического планирования». Далее она приводит такие доводы: обычно урок проходит один раз в неделю. Для этого урока учителю надо очень многое: таблицы,

репродукции, раздаточный материал, шаблоны и т. д. Допустим, для каждого занятия заведена папка-файл. Таких папок будет по 35 для каждого класса, с 1 по 7. некоторые материалы будут повторяться, а некоторые надо сохранить в тайне, чтобы не потерялся интерес к теме в следующем классе. В некоторых сложных ситуациях сделать дубль или копию репродукции практически невозможно. Тогда происходит перемещение части материала из одной папки в другую, создается путаница.

Проанализировав темы уроков по действующим программам и опираясь на свой опыт, Е. Рукавишникова предлагает завести папки–файлы по единым темам для всех классов. Тогда, в частности, легко можно будет воспользоваться редкой иллюстрацией и не забыть ее в другой папке. В предлагаемом тематическом плане могут быть учтены времена года, праздники, возрастные особенности восприятия материала, но не фиксируются определенные тематические уроки, связанные с историей литературы, музыки, что дает возможность каждому учителю внести коррективы, согласовав план с учителями-предметниками (М: \\ «Искусство в школе», 2003г., №5).

Изучив предложения творчески работающих учителей изобразительного искусства, художников-педагогов, ученых-методистов, работающих в области изобразительного искусства и опираясь на свой 34-х летний опыт работы учителем рисования в общеобразовательной школе, я предлагаю при планировании уроков изобразительного искусства использовать новую систему, которую мы назвали принципом параллельной вертикальности. В ней используется «горизонтальный тематизм» Е. Рукавишниковой, но уроки группируются не только по темам, но и по разделам, и по блокам. Каждый раздел изучается параллельно во всех классах школы в определенный период времени (рабочая неделя), но темы уроков в каждом последующем классе не просто повторяются, а углубляются и расширяются. А вот практические задания и упражнения повторяться ни в коем случае не должны, иначе интерес к урокам будет ослабевать.

На каждом вертикальном витке задачи уроков усложняются, а навыки изобразительных техник не просто отрабатываются, а совершенствуются. Планирование уроков по принципу параллельной вертикальности больше подходит для уроков изобразительного искусства в среднем звене, то есть, в 5-6-7 классах обычной общеобразовательной школы, педагоги которых работают по типовой программе основного общего образования, составленной на основе «Образовательного стандарта основного общего образования по искусству». Эти программы соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-7 и 8-9 классов и утверждены Министерством образования РФ.

Большинство школ нашего города Старый Оскол работают именно по этим программам, так как в начальном звене с 1 по 4 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» преподают учителя начальных классов, а они имеют право выбора программ по своему усмотрению. Многие работают по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Т. Я. Шпикаловой. Другие - выбирают программу «Изобразительное искусство» автора В.С. Кузина, третьи – останавливаются на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией Б.М. Неменского, а школы, работающие по системе Б. Д. Эльконина – В. В. Давыдова предпочитают программу «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Ю. А. Полуянова. В итоге нарушается преемственность, потому что в 5 классе происходит комплексация учебных групп по другим критериям: создаются классы с углубленным изучением математики, иностранных языков, информатики и т. д., в зависимости от профиля школы, и классные группы частично или полностью расформировываются, обучающиеся перемещаются по другим классам.

Уроки изобразительного искусства в 5 классе ведет другой учитель, который получает детей не только обучающихся в начальных классах по разным программам, но и с разным уровнем подготовки в области рисования, с различным отношением и интересом к урокам. В добавление ко всему сказанному, все перечисленные программы рассчитаны на преподавание уроков изобразительного искусства с 1 по 9 класс, а в рамках базисного плана для общеобразовательных учреждений Белгородской области максимальный объем учебной нагрузки на учащегося по изобразительному искусству составляет в 1-8 классах 1 час в неделю. Многие школы выбирают минимальный объем нагрузки, то есть на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводят по 1 часу в неделю для 1-7 классов, а в 8-9 классах изучают черчение, мировую художественную культуру или вводят элективные курсы художественно-эстетического направления. Таким образом, учитель изобразительного искусства 5-7 классов сталкивается еще с одной проблемой: как спланировать работу, чтобы изучить материал программы, рассчитанной на 1-9 классы, по сокращенному варианту, то есть за 1-7 класс, если количество учебного времени остается неизменным, 1 урок в неделю? Сделать это очень трудно, практически не возможно, не нарушив структуры предложенных программ авторов Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я Шпикаловой, сохранив при этом обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изобразительному искусству. Ведь образовательный стандарт является документом, выполнение которого обязательно для учителя обычной общеобразовательной школы, по какой бы программе он не работал.

Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству конкретизируют содержание предметных тем, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор художественно-творческой деятельности учащихся.

В статусе документа указывается, что примерные программы являются не только ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а так же могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Они определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а так же путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: «На изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в 8 и 9 – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 14 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Министерство образования в настоящее время периодически вносит свои коррективы, которые не всегда идут на пользу преподавания изобразительного искусства, особенно в начальном звене. Так, например, вариативность предметов художественно-эстетического цикла позволяет администрациям школ вводить в обучающий процесс дополнительные уроки хореографии, иностранных языков, физической культуры и прочих дисциплин. Из-за этого почасовая нагрузка учителей начальных классов сокращается. Они, практически все, вынуждены преподавать изобразительное искусство сами, хотя у многих из них к этому процессу «душа не лежит», поэтому уроки рисования проводятся без должного прилежания, а иногда даже заменяются на более «значимые», по признанию самих учителей начальных классов.

В итоге, в пятые классы дети приходят с разным уровнем практической подготовки и с противоречивым отношением к самому предмету «изобразительное искусство». Учителю при планировании приходится учитывать это, ведь для достижения успеха в работе учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывая их возрастные особенности.

Из выше сказанного следует, что учителя изобразительного искусства сталкиваются с серьёзной проблемой планирования уроков по своему предмету в 5 классах общеобразовательной школы, и эта проблема требует дополнительного исследования и разрешения.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Шабанов Н.К. А.В. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

В условиях вариативного обучения школьников изобразительному искусству по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно призвано обеспечить:

- приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

- развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на примере художественной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах деятельности;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию дизайнерского и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, художественным народным традициям.

Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеуказанных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности и приоритетности, поставленных целей образовательной системы «изобразительное искусство» разные авторы не имеют единого мнения.

Основными документами по планированию теоретического и практического обучения учащихся изобразительному искусству являются перспективно-тематический план (определив календарные недели по рабочим четвертям, такой план мы называем календарно-тематическим) и план-конспект урока.

Перспективно-тематический план по изобразительному искусству можно разделить на три части:



  1. Информационная часть - содержит название раздела, номер и название темы, вид занятий, темы уроков, количество планируемых часов;

  2. Организация практической деятельности – содержание практических работ обучающихся, виды самостоятельных работ, повторение и закрепление учебного материала, межпредметные связи, домашние задания;

  3. Обеспечение уроковнаглядные пособия, таблицы, предметы для учебных постановок, рисунков и набросков, картины и репродукции художников, технические средства обучения, материалы литературного и музыкального ряда, образцы работ учащихся и др. оборудование.

Перспективно-тематический план по изобразительному искусству можно проиллюстрировать, тогда он выглядит более наглядно и образно.

При составлении плана учитель должен придерживаться логической последовательности усложнения учебных задач. Такая логическая последовательность хорошо прослеживается при планировании уроков по принципу параллельной вертикальности. Так, например, возьмем материал из раздела «Школа изобразительного искусства» по теме «Портрет». В 5 классе на первом уроке этой темы учитель выясняет, что дети уже знают о портретном жанре. На этом уроке систематизируются знания о видах портретов по изображению (анфас, профиль, ракурс, плечевой, поясной, в полный рост); по возрасту (детский, взрослый, портрет пожилого человека); по полу (женский, мужской); по действительности изображения (автопортрет, портрет с натуры реалистический, фантастический портрет) и так далее. Практически по таблицам повторяются и изучаются пропорции лица человека и схематическое изображение мимики при различных психологических состояниях. Дети зарисовывают схемы лица в спокойном состоянии, веселое лицо, грустное, сердитое, испуганное и в прочих состояниях. На втором уроке по этой теме пятиклассники знакомятся с национальными русскими идеалами мужской и женской красоты. Рассматривают репродукции реалистических портретов русских художников и пытаются описать их, придерживаясь определенной схемы, а затем изображают лицо человека, мужское или женское, анфас, поясной портрет, строго придерживаясь пропорций при построении и используя в портрете элементы русского национального костюма.

В шестом классе по этой теме учитель проводит беседу «Портретный жанр в изобразительном искусстве русских художников» и знакомит учащихся с портретным творчеством И. Репина, В. Серова, Врубеля, А. Шилова. В беседу желательно включить интересные факты по созданию портретов, проследить истории жизни героев, их историческую роль в русской культуре (портрет Микки Морозова). На этом уроке детям предлагается выполнить зарисовки лица с учетом индивидуальных особенностей с натуры. Это подготовительные упражнения к следующему уроку, на котором обучающиеся будут впервые изображать портрет друга или подруги с опорой на натуру в акварельной технике.

В седьмом классе теоретический материал усложняется. На первом уроке беседа учителя посвящается роли портрета в истории искусства на примере жизни и творчества Леонардо да Винчи, его автопортрета и портрета Джоконды. Особое внимание учитель уделяет изображению глаз как зеркалу души. Рассматриваются репродукции психологических портретов, на которых особое значение имеет выражение глаз. Практическое задание этого урока состоит из подготовительных упражнений по зарисовке глаз разных по форме, выражению и положению, дается схема построения глаза, в том числе в ракурсе 3\4. На втором уроке семиклассники знакомятся с особенностями изображения автопортрета на примере автопортретов Дюрера, Рембрандта, В. Серова, З. Серебряковой и приступают к выполнению своего портрета. На этом уроке я рекомендую домашнюю работу, ведь работа над автопортретом требует не только особого внимания и созерцания, но и особого настроя, желания изобразить себя. Большинство детей с этой работой справляются, так как знают, что лучшие портреты попадут на экспресс-выставку «Автопортрет в творчестве учащихся 7-х классов», и будут обязательно оценены и отмечены.

Из этого примера хорошо видна логическая последовательность усложнения учебного теоретического и практического материала по теме «Портретный жанр в изобразительном искусстве», благодаря приему планирования уроков по принципу параллельной вертикальности.

В практической педагогике планирование осуществляется на основе заранее составленной обучающей программы и связано с программированным обучением, при котором учебный материал и деятельность обучаемого расчленяются на части (порции, дозы) и шаги (этапы обучения).

Под «шагом» мы понимаем промежуток времени, отводимый на изучение запланированной темы. В нашем случае это традиционный урок, состоящий из 45 минут. Несколько уроков, объединенных общим разделом, составляют определенную часть или блок программы. Блок может войти в рабочую неделю, включающую в себя определённое количество уроков, плюс домашние задания, а может составить часть учебной четверти. Определенное количество блоков входит в учебный год, состоящий из четырех четвертей, и учебный курс, состоящий из нескольких лет обучения. Планируя уроки по принципу параллельной вертикальности, блоки расчленяются на части, которые изучаются в течение всего учебного курса, что позволяет проследить не только последовательность усвоения и усложнения изучаемого материала, а так же отработку практических навыков в овладении изобразительными техниками. Части материала – это разделы программы, поделенные на общие темы, которые, в свою очередь, дробятся на конкретные темы уроков, где и планируется отработка изобразительных и графических техник.

Деление на блоки, согласованное с образовательным стандартом, из расчета 1 урок в неделю, можно запланировать следующим образом:



  1. Народное художественное творчество (6 часов на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 18 уроков).

  2. Русское изобразительное искусство и архитектура (4 часа на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 12 уроков).

  3. Зарубежное изобразительное искусство и архитектура (1час на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 3 урока).

  4. Современные изобразительные (пластические) искусства (1час на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего 3 урока).

  5. Искусство книжной графики (3 часа на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 9 уроков).

  6. Искусство дизайна (1 час на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 3 урока).

  7. Зрелищные и экранные искусства (2 часа на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 6 уроков).

  8. Изобразительное искусство и синтез искусств (3 часа на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 9 уроков).

  9. Школа изобразительного искусства (9 часов на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 27 уроков).

  10. Опыт художественно-творческой деятельности (5 часов на каждую параллель 5-6-7 классов в год, всего – 15 уроков).

Итого: 35 часов на каждый год обучения, 105 уроков на весь период обучения изобразительного искусства в 5-6-7 классах общеобразовательной школы.

Каждый учитель может внести свои коррективы в деление программы на блоки, при условии сохранения общих направлений и почасовой нагрузки.

Мною впервые разработано календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 5-6-7 классов по принципу параллельной вертикальности, которое дано в конце аналитической справки.

Как уже было сказано, блок делится на разделы, подлежащие изучению в конкретных классах.

Так, из блока «Народное художественное творчество» я выбрала для изучения следующие разделы. Народные узоры и орнаменты, по 2 урока в год для 5-го, 6-го и 7-го классов. Художественные промыслы России, тоже по 2 урока на каждую параллель 5-6-7 классов в год. Народное художественное творчество нашего края, 2 урока на каждую параллель в год, плюс экскурсии в музеи, на предприятия, в мастерские народных художников с целью изучения народных ремесел и знакомства с местными промыслами.

Я даю детям по изученному разделу и домашнее задание, которое выполняют все желающие на дополнительную отметку. Это может быть работа на конкурс, подарочное изделие в стиле народных промыслов и другие творческие работы.

Все это способствует позитивной динамике учебных достижений обучающихся, о чем свидетельствуют сводные данные по успеваемости и качеству знаний:

2003 – 2004 учебный год

Успеваемость 100%

Качество знаний:

ИЗО - 6 классы 98,6%;

ИЗО - 7 классы 94,9%;

Среднее качество знаний – 96,8%


2004 – 2005 учебный год

Успеваемость – 100%

Качество знаний:

ИЗО – 6 классы 98,6%;

ИЗО – 7 классы 95,8%

Среднее качество знаний – 97,2%


2005 – 2006 учебный год

Успеваемость – 100%

Качество знаний:

ИЗО – 6 классы 99,4%

ИЗО – 7 классы 99,0%

Среднее качество знаний 99,2%


Результаты диагностики роста мотивации интереса к изучению изобразительного искусства проводились на базе школ №21, №30 и №40 по двум направлениям:

1. Исследование мотивационной сферы и направленности личности.

2. Диагностика эмоционального мира учащихся.

Результаты первого направления отображают динамику роста познавательного интереса к изобразительному искусству, проверены на валидность. Выявлены следующие изменения по типам мотивационных структур: ориентация на процесс обучения основам изобразительной грамоты увеличилась за последние три года с 22% до 75%, ориентация на получение профессии, связанной с элементами художественного творчества увеличилась с 19% до 79%.

По второму направлению «Самооценка учащихся в различных видах художественной деятельности увеличилась по критериям «устойчивая» - с 44% до 62,5%, «адекватная» - с 53% до 68%. Уменьшилась по критериям «неустойчивая» с 27% до 9,9%, «Заниженная» - с 18,1% до 12,6%

Модель корректирующего обучения учащихся 5-6-7-х классов, основанная на планировании уроков изобразительного искусства по принципу параллельной вертикальности, описанная автором в диссертационном исследовании по теме «Проблема развития познавательного интереса к изобразительной деятельности у школьников среднего звена», позволяет не только сохранять, но и развивать познавательный интерес обучающихся. Виктория.



Описание и анализ апробации и внедрения новых форм, методов и средств обучения, обобщение и распространение собственного педагогического опыта отражено в ряде научно-методических публикаций.