Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 243.35kb.
«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях... 1 122.81kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 362.68kb.
Программа «Вуз здорового образа жизни» 1 159.98kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.12kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Если хочешь быть здоров занимайся... 1 34.66kb.
Ларина наталия васильевна развитие образного мышления как одна из... 1 102.58kb.
Здорового питания и здорового образа жизни. Вдохновляйте людей писать... 1 29kb.
«Путешествие в страну здорового образа жизни» 1 138.35kb.
«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни... 1 258.57kb.
«Здоровый образ жизни. Здоровье наше богатство» 1 64.93kb.
Основной образовательной программы начального общего образования 10 3114.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - страница №2/8

ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕЖКИ

Чугунова А.,Г.,учитель


Все более заостряется проблема «Стресс и дети». Исследования психологов показало: 8% детей жестоко страдают из-за насмешек и издевательств со стороны одноклассников (сверстников). На первый взгляд эта цифра кажется не очень внушительной. Но вдумайтесь, за ней стоит очень печальная закономерность: в каждом классе есть свой гадкий утенок, на котором другие дети вымещают свои обиды и оттачивают агрессивность. (Не случайно при тестировании 8-11 классов выяснилось, что оскорбление личности учащиеся ставят на первое место).

Однако вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный возбудитель стресса у школьников - учителя.

Каждый педагог должен знать, что предмет в деле обучения и воспитания не играет никакой роли, если учитель с маниакальным упорством добивается, чтобы дети знали предмет. На самом деле предмет служит поводом для воспитания, поводом для познания мира и определения своего места в нем, своего отношения к происходящему. Знания без любви, знания без эмоционального восторга, знания без нравственного фона - сами по себе знания - это сундук, плывущий в неизвестном направлении по реке жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский оставил нам в наследство простую и вещую, как откровение формулу: «Обучение - не передача знаний, а обучение человека с человеком, а учитель - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость обучения с ними».

Чувства и взгляды ученика формируют весь уклад школьной жизни. Здесь нет мелочей: любое непродуманное слово, бездумное действие, бестактность, несправедливость могут глубоко травмировать ученика. Необходимо умело пользоваться сознательным самоконтролем, подчиненному принципу «не навреди».

Но не всегда получается так, как должно быть. Мы, педагоги, должны признать, что все-таки совершаем немало ошибок в учебно-воспитательном процессе. Причины кроются в педагогических просчетах, порой в неумении осуществить индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в этом ученику. Понимать и любить не только хорошего и послушного ученика, не требующего особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания.

Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребенку? Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе?

Прежде всего, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психологическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка.

Важно помнить: в центре учебно-воспитательного процесса всегда находиться конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Место учителя рядом с учеником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить.

Нельзя не учесть влияние неблагоприятного психологического климата семьи - конфликтные ситуации в семье, авторитарность родителей, безнадзорность и, безусловно, алкоголизм.

В авторитарной семье благодаря родительской требовательности многие ребята боятся неудач в школе, не уверены в себе, и самим себе и самим себе не нравятся. Они уже не думают о себе, но озабочены только одним: как угодить нам, строгим и недовольным взрослым. Потребность в уважении для большинства таких детей становиться дефицитной потребностью. Задача педагога - помочь детям в преодолении стрессов, внушении им уверенности в себе, поощрении хороших качеств и хороших поступков.

- Проявляйте интерес к ребенку, принимайте его таким, какой он есть. Но не стоит выносить окончательных приговоров, чтобы ребенок не натворил, а пытался выяснить, в чем кроется причина такого поведения.

- Проявляйте настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к «трудному ученику».

- Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Они плохие советчики и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко подхватывают и долго не отпускают. Уныние, депрессия угнетающе действуют на тех, кто рядом. Применительно к ним даже говорят об агрессивности, отрицательных эмоциональных состояний, возникает опасность заряжения. Психологически школьники чаще всего защищены слабо от такого рода агрессии и заряжения. Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания, и чем сильнее напряжение, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И тогда ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, чтобы дать выход этому напряжению.

Запомните простое правило: Хвалить при всех, ругать только наедине.

Необходимым условием успешного обучения и воспитания является создание атмосферы взаимного уважения. В атмосфере уважения ребенок учится оценивать себя реально и, избавившись от комплексов неполноценности, начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, ребенок лучше управляет своими эмоциями и поведением, стремиться к творчеству, развивается его активность в деятельности, он становится спокойным в поведении.

Чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, осведомленность о пережитых психотравмирующих ситуациях является необходимыми условиями, способствующими улучшению здоровья школьника и нормальной учебе.

Из выше перечисленного следует вывод: учитель в какой-то мере должен быть и психологом и знать основные психологические характеристики педагога.



Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ребенку свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратиться в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации.

Установить эмпатийные отношения с ребенком, предпринять шаги по установлению взаимной открытости, взаимопонимания, терпеливо и неспешно искать общие смыслы, оказать поддержку и проявлять веру в ребенка в самых трудных ситуациях, даже если они, как кажется, показывают его с прелестной стороны, внести мир в его душу, объяснить ему его самого, не давить на ребенка, а снимать излишнее психологическое напряжение - эти действия доброй воли со стороны педагога, если и не сразу, то все равно обязательно помогут ребенку смягчить душу, поверить взрослому человеку, обрести надежду на благоприятное изменение своей судьбы.



Конгруэнтность понимается как полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении.

Открытость учителя лежит в основе создания им помогающих отношений с детьми. Говорить с детьми доверительно, дать им возможность задать вопросы, откровенно объясниться, вместе поразмышлять - именно так снимается неопределенность отношений, устанавливаются более глубокие контакты.



Креативность - способность педагога к творчеству, которое предполагает как способность проникнуть в мир ребенка, максимально высоко оценить его возможности и способности.

Суггетивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения детей эмоциональную атмосферу, доброжелательный климат необходимый для обучения.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

Тямина Е.Н., учитель биологии

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя предметов цикла естествознания на своих уроках могут максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. В формы проведения уроков можно включить такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Должен рассматриваться вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру урока. Учителя обязаны следить за правильностью осанки учеников, вводить систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2. творческий характер образовательного процесса.

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4. учет системного строения высших психических функций.

5. К здоровьесберегающим технологиям в образовании сформулированы инвариантные требования:



  • Несиловая педагогика.

  • Высокая учебная мотивация.

  • Принцип целостности.

  • Свобода выбора способов, форм и интенсивности работы с информацией.

  • Полимодальность, мультисенсорность и двуполушарность информационной среды.

  • Сочетание дивергентного и креативного характера мышления.

  • Снижение психоэмоциального и психомоторного напряжения.

Чтобы грамотно построить учебный процесс, нужно помнить о том, что информацию о мире дети получают, используя 3 канала восприятия. Именно через ведущий канал восприятия ребенок усваивает учебный материал. “Визуалы” наиболее часто используют в своей речи слова – существительные; взгляд, свет, картина, вид, образ; глаголы: представить, рассматривать, взгляните, окинуть взглядом, осветить; прилагательные: ясный, цветной, грязный, блестящий, яркий; наречия: темно, светло, блестяще, красиво. “Визуалы” любят видеть, рассматривать, читать. Они лучше воспринимают новой материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, нежели устными. “Аудиалы” чаще всего в своей речи используют слова – существительные: голос, разговор, звук, речь, свист, шум, эхо, крик, стук; глаголы: слушать, читать, кричать, повторять, обсуждать; прилагательные: немой, громкий, тихий, крикливый; наречия: глухо, шумно, тихо, музыкально. “Аудиалы” лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы вслух. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофоне, нежели читать ее про себя. Они с удовольствием разыгрывают диалоги, пересказывают текст. “Кинестетики” часто употребляют слова – существительные: холод, ласка, жара; глаголы: хватать, взять, чувствовать, давить, прикоснуться; прилагательные: радостный, жаркий, гладкий, игривый, шершавый, пушистый; наречия: гладко, игриво, жарко. “Кинестетики” лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая ее за учителем или списывая из источника. Они с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

По темпу выполнения работ дети делятся на стайеров, спринтеров и микстов. Все они работают в своем темпе. Каждому ребенку необходимо дать возможность выполнять задание в своем временном режиме. Если ребенок не успевает за одноклассниками, надо давать дополнительное время, чтобы школьники закончили работу [1].

6. Распределение детей по функциональной ассиметрии мозга.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка.

Определение ведущего глаза и ведущего уха требует грамотного рассаживания детей в классе, определения для каждого оптимального рабочего места – правоглазые и правоухие дети должны быть посажены на первый ряд у окна, левоглазые и левоухие – на третий ряд, правоглазые-левоухие – на первый вариант среднего ряда, левоглазые-правоухие – второй вариант среднего ряда.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево- так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

При выборе методов проверки для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки природы - в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы очень грамотно, профессионально должны характеризовать индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, снабдить этой информацией родителей.

Для ребенка важно, имеет ли оценка личностный смысл. Когда ребенка ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок межцентральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент деятельности. Запускают этот сложный механизм эмоции.

Эти процессы четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них наиболее значимо. Для девочек положительная оценка является менее значимой, у них активизируются только центры, отвечающие за поиск смысла слова. Девочкам следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например «умница». Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика.

Асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа («Какой у нас следующий урок?»), а девочки ради установления контакта («А вы к нам еще придете?»).

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Учителя строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются они по девочкам. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Учитель же в это время снижает нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Девочки обычно лучше выполняют типовые шаблонные задачи. А это именно то, что требуют в школе.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам не подходят существующие методики и программы. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.

Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, но с возрастом у мужчин левое полушарие начинает лидировать. Грамотный педагог создает на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми - мальчиками и девочками, левополушарными и правополушарными [2].

7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

8. обеспечение адекватного восстановления сил. Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Основной целью образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, становится формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: Не навреди!

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

11. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; горизонтальное вправо – влево; вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять» [1].

С помощью родителей должны проводиться декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у ребенка, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Источники:

1. http://festival.1september.ru/2004_2005/

2. metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_deglin.htm


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Иванова И.В., учитель технологии
В организации дифференцированного подхода в обучении технологии важно решить, на каком основании разделять учащихся на группы, какие индивидуально-типологические и физиологические признаки ученика положить в основу формирования групп. Эти признаки называются основаниями дифференцированного подхода, ими являются индивидуально-типологические и физиологические особенности учеников.

Какие же особенности личности выбрать как основания дифференцированного подхода в обучении технологии и из какого перечня их выбирать? Для целей дифференциации обучения удобно использовать «блочную» стратегию исследования личности. В ней различные блоки в строении личности располагаются по вертикали: «биологически-социальное» – по мере выраженности в той или иной подструктуре личности.

В психологии выде­лятся 4 основные подструктуры личности: 1-я подструктура (социопсихическая) включает: физиологические особенности (возрастно-половые свойства и индивидно-типические: телосложение и биохимические свойства); психофизиологические (особенности нервной систе­мы: возбуждение и торможение).

Во 2-й подструктуре (психосоциальной) концентрируется прошлый опыт, в который входят знания, навыки, умения и привыч­ки. В этой подструктуре отмечается влияние врожденных, биологических свойств личности.

В 3-й подструктуре (психической) входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов (восприятия, мышления).

В 4-й биопсихической подструктуре врожденные особенности преобладают над приобретенными (темперамент, половозрастные особенности, патология органических особенно­стей индивида). Последовательность подструктур определяется их «человеческой значимостью», хотя в генетическом аспекте, как указывает автор, их логичнее было бы распола­гать в обратной последовательности.

Обратимся теперь к критериям отбора особенностей личности, которые могут являться основаниями дифференцированного подхода в обучении технологии. Прежде всего, это должны быть особенности, значимые для процесса обучения, взятого не только как процесс усвое­ния социального опыта, но и как средство развития и воспитания учащихся с учетом их физиологических особенностей. При этом могут быть выделены явно и косвенно влияющие на учебный процесс особенности личности. Поэтому при отборе особенностей будем различать:

— особенности, явно влияющие на учебный процесс и группи­ровку учащихся;

— особенности, оказывающие косвенное влияние на учебный процесс;

— особенности, не учитывае­мые в процессе обучения.

Следующим критерием является широта распространения той или иной особенности среди учащихся, что определяет, являются ли выделенные особенности индивидуально-единич­ными или индивидуально-типологическими [2; 123]. где источник в списке литературы?

Если воспользоваться предложенными критериями и произвести отбор индивидуальных особенностей личности, которые могут выступить в качестве оснований дифференцированного подхода в обучении технологии, то можно составить таблицу 1.

Таблица 1

Особенности, значимые для процесса обучения в дифференцированном подходе

данную таблицу желательно сделать « в натуре»

Образовательная область «Технология» имеет широкий спектр методов психологического воздействия на учащихся, которые не только позволяют им приобретать общетрудовые и специальные знания и умения, но и создают усло­вия для физического, этического, эстетического и интеллектуального развития. Кроме того, изучение особенностей культур окружающих народов актуализирует проблему восстановления и развития национальных традиций, включение в учебный процесс общечеловеческих ценностей формирования личности.

Народная память богата опытом воспитания. С древнейших времен складывалась самобытная традиционная культура воспитания, суть которой сводилась к подготовке детей к трудовому образу жизни с раннего возраста. Элементы этноэстетики, присутствующие в ней, были эффективными средствами приобщения ребят к созидательной деятельности.

Воспитательная сущность этноэстетики и в системе образовательной области «Технология» приобретает весомое значение. Средствами этноэстетики на уроках технологии являются предметы местной материальной и духовной культуры. Объектами труда, вызывающими не только познавательный интерес, но и способствующими эстетическому воспитанию девочек, могут быть архаичные в технологии женских рукоделий: ткачества, вязания, шитья, вышивания и т. д. [1, 40]. если материал скачан с интерната, укажите источник, или укажите в списке литературы. № 40 в списке нет!!!!

На уроке учитель технологии постоянно должен вести наблюдение за учащимися. При помощи сопутствующих методов и вопросов его внимание направляется на физическое развитие и эстетическое осмысление значимости изделия, максимальное использо­вание элементов этноэстетики в художественном оформлении определенного изделия.

Например, большинство учащихся 8 класса способны воспринимать сложные цвета и их сочетания в тканях. Но иногда в эскизах, рисун­ках у некоторых учениц обнаруживаются надуманные цветовые сочетания, нарушение пропорций костюма. Это говорит о том, что у них наблюдается низкий уровень эстетического вкуса, отсутствие чувства гармонии, соотно­шения деталей. Причина в этом может быть разная. Но главная заключается в том, что мало уделяется внимание на здоровьесберегающий компонент учебного процесса. Поэтому учителю технологии необходимо учиты­вать все особенности своих учеников, в том числе развитее организма, интересы и стремления, чтобы вовремя дать совет, оказать практическую помощь. Возникающие в ходе занятий проблемы настраивают на ведение систематической и целенаправленной работы по этноэстетическому воспитанию уча­щихся, ведь именно в школьные годы закладывается фундамент будущей личности. Задача учителя так же заключается в том, чтобы сохранить здоровье учащихся.

Так же в подростковом возрасте (10-14 лет) учащиеся могут сознательно оце­нивать состояние своего здоровья, а так же сопоставлять категории этноэстетики: значимое и ненужное, пре­красное (текст скачан?)и уродливое. Уже на первом занятии будущему учителю технологии следует научиться определять уровень эстетического развития учащихся, так как он проявляется не только в трудовых приемах, организации рабочего места, но и в манере поведения, отношении друг к другу, во внешнем виде, умении носить одежду и т. д.

Исходя из этого, можно прийти к следующему заключению:

— в процессе изучения этноэстетических особенностей у учащихся раскрывается личностный характер, пробуждаются склон­ности к творчеству;

— познание моральных норм поведения, идеалов этноэстетики активи­зирует эстетику межличностных отношений;

—изучение и раскрытие особенностей этноэстетики создает благоприятные условия для осуществления развития личности учащегося.

Все это достигается только благодаря с соблюдением здоровьесберегающего компонента [3, 96].
Литература:


  1. Никитин, Г. А. Основы этноэстетики в подготовке учителей технологии// Вестник Чувашгоспедуниверситета им. И. Я. Яковлева. – 2004. – №4(42). – 40 –44 с.

  2. Никитин, Г. А. Этноэстетика как педагогическая проблема в технологическом образовании учащейся молодежи // Вестник Чувашгоспедуниверситета им. И. Я. Яковлева. – 2002. – №4 (28). – 101- 107 с.

Никитин Г. А., Петрова И. Я. Этностетическое воспитание учащихся в процессе изучения чувашского национального костюма на уроках технологии // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2006. – №3(50). – 96 –100 с.

  1. Осмоловская, И. Д. Дифференциация процесса обучения в

современной школе: Учеб. пособие / И. Д. Осмоловская – М. :Издательство Московского психолого -социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 176 с. - (Серия «Библиотека педагога - практика)
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕМАТИКИ




УРОК «СЛОВО КАК НОСИТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

<< предыдущая страница   следующая страница >>